Итоговое сочинение для выпускников школ: темы, комментарии, материалы

Спор поколений: вместе и врозь – образцы сочинений, темы, цитаты

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

( 17 Голоса (ов) )
Подробности Категория: Образцы сочинений ЕГЭ по литературе

Подготовка к написанию итогового сочинения по направлению «Спор поколений: вместе и врозь»

Что нужно прочитать на тему «Спор поколений: вместе и врозь»

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»;
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»;
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • А.Н. Островский «Гроза»;
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»;
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».
НАЗАД

Темы сочинений по данному направлению

Информация о темах. В период подготовки к итоговому сочинению известны только тематические направления. Экзаменационные темы сочинения станут известны только за несколько минут до экзамена. Но предположить вероятный список сочинений можно уже сейчас – скорее всего на экзамене предложат формулировки близкие к данному перечню.

  • Современные проблемы детей
  • Любовь и дети
  • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
  • «Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Цицерон).
  • Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
  • Смысл названия романа «Отцы и дети»
  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
  • «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан)
  • Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  • «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  • «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).
  • Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  • Дети и детство в русской литературе
  • Роль семьи в жизни человека
НАЗАД

Примеры готовых сочинений (образцы) по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной«

Образцы сочинений. Предложенные ниже сочинения не нужно воспринимать как выверенные и отточенные на отлично шпаргалки. Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»? Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети – “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

Вспоминаю комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах «пример отца». Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий – представитель нового света — им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю «отцов» присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова, и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П. Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова: «Пилюля горька, а проглотить ее нужно!»

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми…

Все дети любят своих родителей. Хотя малыши иногда капризничают и не слушаются, все-таки для них мама — самая добрая и красивая, а папа -самый сильный и умный.

Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей», конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей.

В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.

Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего Енюшеньку , не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался . А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты.

Ситуация понятна и типична: молодым всегда кажется, что родители — люди отставные, и их песенка спета , что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают много

больше и лучше, чем их предки. Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но у молодого человека должны оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие.

В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: Ведь таких людей, как они, днем с огнем не сыскать. Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное.

Хочется вспомнить еще одно произведение, которое заставляет нас задуматься над тем, как мы порой черствы и жестоки по отношению к своему самому близкому человеку — матери. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» старая любящая мать Катерина Петровна давно ждет свою дочь Настю. А у той дела, заботы, повседневная суета, и нет даже времени ответить на материнское письмо. Но раз мать пишет, значит, жива-здорова. Настя посылает старушке деньги и не думает, что матери нужно просто увидеть дочь, подержать ее за руку, погладить по голове. Когда девушка получила тревожную телеграмму и приехала наконец в село, её мать уже похоронили чужие люди. Ей остается только прийти на свежий могильный холмик. Она чувствует горечь и тяжесть своей потери, но ничего вернуть нельзя.

Писатели показывают, что зачастую в основе извечного конфликта лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей.

Жизнь непроста: родителям и детям нельзя прожить, никогда не споря, не ссорясь, не обижая друг друга. Но если те и другие будут помнить, что они — это одно звено в бесконечной цепочке поколений, что жизнь — крепко связанные звенья этой цепи, что всё держится на любви, доброте, взаимопонимании, то, может быть, исчерпает себя давний конфликт поколений, а люди на земле будут счастливее. Я думаю, это возможно.

Автор сочинения Татьяна Новосёлова

Рассказы спор поколений

Постижение художественного смысла рассказа М. Шолохова «Родинка» [1]. невозможно без интерпретации отраженного в нем архетипического конфликта отцов и детей, представленного не только в системе персонажей, но и в многочисленных деталях. Внимание к этой стороне человеческой жизни акцентировано названием рассказа. «Родинка — врожденное пятнышко на коже человека» [2, С. 592], пятнышко, которым природа наделяет человека независимо от его желания. В работах, посвященных шолоховскому рассказу, неоднократно указывалось, что «родинка» — однокоренное слово с «родом», «народом», «родиной», «природой», «урожаем», «родником». А значит, родинка — знак влияния на человека неподвластных ему мировых сил и одновременно указание на глубинную связь человека с миром, вселенной.

Уже предложение, начинающее текст, помогает нам создать первичное представление об основном конфликте произведения и порождает в читателе своеобразное «предвосхищение» смысла целого. Этот процесс понимания текста, как справедливо указывают ученые, определяется мифопоэтической моделью мира, которая «предполагает тождество макрокосма и микрокосма» [3, С. 162]. Представленные образы чрезвычайно важны, так как «корректируют» спектр читательских ожиданий: «На столе (здесь и далее выделено нами — Т.Б.) гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Все это на столе. » [1, С. 3]. Лежащие на столе полевая карта и сводка делают главенствующей тему войны. Краюха хлеба, завершающая это описание (не она главная на этом столе), — образ повседневной мирной жизни. Так уже в первом предложении, объединяющем гильзы и хлеб, читатель ощущает драматизм этой обыденности, ее внутреннюю противоречивость, реализующую универсальную антиномию жизни: война — мир. И мир здесь не противопоставлен войне, а втянут в нее.

Смотрите так же:  Пособие родовые на второго ребенка

Но нельзя не увидеть и другого значения образов, представленных в первом предложении. Они призваны выделить важнейшие темы произведения, соединить разрозненные, на первый взгляд, картины жизни. Так, указанные в начале рассказа патронные гильзы, «пахнущие сгоревшим порохом» соотносятся и с опустевшей обоймой Николки, предопределившей исход его поединка с отцом, и с тем выстрелом маузера, которым подвел итог своей жизни сам атаман. Упоминаемая в первом предложении «уздечка наборная с душком лошадиного пота» увязывает в одно целое и смерть загнанной нарочным лошади, и гибель от пули атамана коня Николки.

Среди предметов, расположенных на столе в комнате Николая Кошевого, указана баранья кость как знак сакральной жертвы. В контексте сюжета о сыноубийце, реализованном в рассказе «Родинка», этот образ ассоциируется с библейским героем Авраамом, который готов был принести в жертву Богу единственного своего сына Исаака. По воле Господа в роли жертвы оказался ягненок (Быт. 22:12-13). Готовность Авраама пожертвовать Исааком — доказательство глубокой веры старца и его «самого полного послушания» Господу [4, С. 139]. У атамана же «зачерствела душа. как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной» [1, С. 6]. Ни на мгновение не возникло у него чувства жалости к юному противнику: «Неук, сосун, горяч, через это и смерть его тут налапает». Ассоциации такого рода явно отражает авторскую оценку событий, составивших основу рассказа.

Смерть Николая Кошевого как кульминация внешнего конфликта, конкретно-исторического, воплощающего борьбу 2-х сторон в гражданской войне, является важнейшим событием конфликта внутреннего, воплощающего в самом широком значении взаимодействие человека и природы, мира в целом, представленного в архетипических образах.

При создании картины гибели молодого командира эскадрона М. Шолохов следует традициям фольклора и древнерусской литературы: «Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью потерханный, упали плывущие тени» [1, С. 10]. Таково, например, описание природы накануне последней битвы русичей с половцами в «Слове о полку Игореве»: « . черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солн- ца. » [5, С. 60].

Встретились в смертельной схватке не только сын с отцом, но гибнет все, что находится рядом с ними. Это мы видим в сцене смерти загнанного нарочным коня, оставившей равнодушными окружающих людей: Николка же только «глянул на черную ленту крови, точившуюся из пыльных ноздрей» лошади, и отвернулся. Об этом же говорит нам и эпизод на мельнице, когда члены банды под ноги лошадям сыпали и двор устилали золотистым зерном. Атаман же, сам коренной донской казак, не думал о том, как будет земля весной без сева. Таким образом, война художественно интерпретируется в рассказе как преступление против земли, ее животворящей силы.

Повествование о поединке отца и сына отсылает нас и к известной былине «Бой Ильи Муромца с сыном», где реализуется характерная для мифопоэтической модели мира оппозиция «свой-чужой». Отрицательным персонажем (чужим), надругавшимся над матерью Златыгоркой (землей-матушкой, ее творческой силой), здесь является Сокольник, который вероломно готов убить и спящего безоружного отца, Илью Муромца (своего). В рассказе М. Шолохова отрицательным персонажем (чужим) повествователь является атаман. Подобно Сокольнику, не испытывавшему в былине уважения ни к родине, ни к старым людям, атаман мешает земле проявить жизнетворческую силу: по его приказу на мельнице «ячмень и пшеницу под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зер- ном» [1, С. 8]. Сходство с Сокольником, унижающим русских богатырей, проявляется и в насмешке казацкого атамана над мельником Лукичом, который, боясь смерти, «ртом беззубым жует песок из пригоршней» атамана и целует ему сапоги[1, С. 7].

Сближает Сокольника с атаманом стремление хитростью достичь победы. Так, выждав, когда у Николки кончилась обойма, атаман «налетел коршуном» на него [1, С. 10].

В поступках Николая Кошевого проявляются черты защитника русской земли и русского народа, т.е. «своего». Это можно увидеть в том, что он «сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои» [1, С. 3], и в том, что к нему обращаются обиженные люди с просьбой «управу сыскать» [1, С. 9] на банду.

Читателю неизвестно, что стало с телом командира Кошевого, но четко определен финал жизни самоубийцы атамана: вечером. «с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун- стервятник» [1, С. 11]. Этот эпизод заставляет нас также вспомнить финал былины. Илья Муромец бросает убитого Сокольника «да сорокам, воронам да на расклеванье, // Да серым-де волкам да на растарзанье» [6, С. 44].

Таким образом, определение мифопоэтического контекста рассказа «Родинка» позволяет писателю интерпретировать основной конфликт гражданской войны как противоестественный, находящийся в противоречии со всем ходом развития человечества.

Рассказы спор поколений

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 — Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

9. В каких произведения русской классики отображены идейные столкновения представителей разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «отцами и детьми»?

Во многих произведениях русской литературы, как и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», в основе конфликта лежит столкновение двух поколений.

Так, в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова изображен конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Главный герой, представляющий новое молодое поколение, заявляет: «…дома новы, но предрассудки стары», что отражает его отношение к устоям старого поколения. Чацкий начинает идейную борьбу против образа жизни фамусовых. Но как в романе «Отцы и дети», так и в комедии «Горе от ума» передовой человек сталкивается с непониманием и неодобрением своих взглядов.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» также описывается столкновение двух поколений. Марфа Кабанова представляет «темное царство», защищая старые устои, а ее невестка Катерина — молодое поколение. Кабаниха привыкла к тому, что в доме ей все беспрекословно подчиняются , но Катерина не может смириться с деспотизмом и тиранией со стороны свекрови. В этом Катерина схожа с Евгением Базаровым, поскольку оба эти героя не могут принять устои старшего поколения.

Поделись с другом в социальной сети

Рассказы спор поколений

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 — Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

Смотрите так же:  Заявление о разводе киров

22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Сочинение. Спор поколений: вместе и врозь

Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир.Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах «пример отца». Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий — представитель нового света — им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю «отцов» присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:»Пилюля горька, а проглотить ее нужно!»

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети ни спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми… (355 слов)

Поделись с другом в социальной сети

Рассказы спор поколений

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В ПОВЕСТИ РЭЯ БРЭДБЕРИ « ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ»

Галбацова Патимат Газимагомедовна

11 гум , Лицей № 39, г. Махачкала, Республика Дагестан

Гаджиев Муса Асильдрович

научный руководитель, канд. филол. наук, доцент кафедры русской литературы ДГУ.

Рэй Брэдбери, классик американской научной фантастики, в 1957 году опубликовал повесть «Вино из одуванчиков». Это во многом автобиографическая книга, события которой разворачиваются летом 1928 года в вымышленном провинциальном городке Гринтаун. Его прототипом является родной город Брэдбери–Уокиган. Биографические черты самого Брэдбери наиболее полно отражены в образа 12-летнего Дугласа Сполдинга. Об этом свидетельствует еще и тот факт, что второе имя писателя — Дуглас, данное ему в честь актера Дугласа Фербенкса. В одном из своих интервью Рэй Брэдбери сказал: «Я пишу так, как великие французские живописцы, которые создавали свои полотна, нанося на холст точки. «Вино из одуванчиков» началось с того, что я написал маленький пассажик о крылечках американских домов. А вторая точка — рецепт, как делать вино из одуванчиков. Его вырезал мой дед из одного журнала, когда мне было три года. Вот вторая точка. Фейерверки, запуск змея, Хэллоуин, провинциальные похороны — все эти точки мало-помалу населяли полотно, и в один прекрасный день я посмотрел и изумился: «Кажется, я написал картину!» [1, c. 5] И то, что его дед действительно делал вино из одуванчиков, является еще одним из подтверждений автобиографичности одного из лучших произведений писателя.

Конфликт поколений в повести Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков».

Главный герой повести Дуглас вместе со своими друзьями и десятилетним братом Томом за три летних месяца 1928 года совершает огромное множество детских открытий: впервые понимает, что значит жизнь, смерть, счастье, страх и многое другое, учится различать добро и зло. Лето становится в повести метафорой всей жизни человека: июнь — рождение и детство, июль — расцвет и август — старость и смерть. Для осознания этого главному герою приходится облазить весь городок, познакомиться с большим количеством его жителей, купить теннисные туфли, потерять лучшего друга. Всех событий этого удивительного лета и не перечислить.

Мир произведения делится на несколько зон: овраг, символизирующий страх и борьбу Города с природой, дом полковника Фрилея, символизирующий прошлое, дом мисс Роберты и мисс Ферн, символизирующий безвозвратность, дом Дугласа и еще несколько зон, которые все вместе во внутреннем мире Дугласа и составляют Гринтаун.

Дуглас воспринимает жизнь как путешествие, смешивая время и пространство, для того, чтобы его жизнь была как можно ярче, он старается как можно больше путешествовать: для этого у него есть трамвай мистера Триддена, зеленый автомобильчик мисс Ферн и мисс Роберты и теннисные туфли. Но случается так, что городское управление постановило заменить трамвай автобусами, хоть автобус «и шумит не так, рельсов у него нет, он и искры не разбрасывает» [2, c. 54]. Зеленый электрический автомобильчик заперли в гараже, а теннисные туфли «становятся совсем старыми и бегут все медленнее и медленнее» [2, с. 32]. Путешествовать становится сложнее, жизнь замедляет свой ход, и на этом заканчивается лето 1928 года.

На протяжении всего повествования совмещаются (и конфликтуют) два восприятия: авторское-взрослое, адекватное миру взрослых в повести, и авторское ― детское, раскрываемое в образе Дугласа, представителя молодого поколения. От этого внутреннего конфликта, с одной стороны, повествование делается более наивным, а с другой — более полно раскрываются внутренние чувства и мысли героев.

Дуглас и Том Сполдинг ищут ответы на многие вопросы: «Чем различаются взрослые и дети? Как дети могут стать стариками? Что такое смерть? Почему жизнь тускнеет к старости?» Для того чтобы ответить на них, им приходится побывать в домах стариков, послушать их разговоры, понаблюдать за их поведением, а ночью обсуждать результаты дня. Часто они поражаются своим открытиям, часто их поджидают неудачи, но в итоге они получают уйму жизненных наблюдений, которые со счастливым видом каждую ночь при помощи карманного фонарика и желтого карандаша Тайкондерога записывают в блокнот.

Начинается же все с того, что Дуглас вместе с отцом и братом отправляются в лес собирать дикий виноград. Именно здесь Дуглас впервые осознает, что он «ЖИВОЙ» и удивляется: «Надо же! Прожил на свете целых двенадцать лет и ничегошеньки не понимал! И вдруг такая находка» [2, с. 18].

Одним из первых проявлений в повести конфликта между взрослыми и детьми становится история с теннисными туфлями. Дуглас пытается объяснить отцу, что только в новых теннисных туфлях «чувствуешь себя так, будто впервые в это лето бредешь босиком по ленивому ручью и в прозрачной воде видишь, как твои ноги ступают по дну — будто они преломились и движутся чуть впереди тебя, потому что ведь в воде все видится не так…» [2, с. 45]. Но отец все равно не понял его, сказав, что если он хочет новые, то пусть копит деньги.

«Взрослые и дети — два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой. Смотрите, они совсем не такие, как мы. Смотрите, мы совсем не такие, как они. Разные народы — «и друг друга они не поймут». Вот, мотай себе на ус, Том» [2, с. 39]. Именно так заявил в один день Тому Дуглас Сполдинг. Чтобы не было войны, дети стараются как можно глубже заглянуть в мир взрослых и понять его.

За первой особенностью Дугласу не пришлось куда-то идти: ее легко было заметить в его доме. Дуглас «слушает, как они [взрослые] строят планы для него и для себя тоже» [2, с. 44]. Дуглас привык к этому, но ему непонятен этот «обряд»: зачем заглядывать в будущее, если можно радостно жить безграничным «сегодня»? Так же подумал бы и каждый его друг.

Мальчикам кажется, что взрослые — это совершенно другой мир. Однако какие-то сходства все-таки присутствуют, ведь что-то два возрастных мира соединять должно. И вскоре Сполдинги это понимают.

«Хорошо все-таки старикам ― у них всегда такой вид, будто они все на свете знают. Но когда мы, старики, остаемся одни, мы улыбаемся: дескать, как тебе нравится моя маска, мое притворство, моя уверенность? Разве жизнь ― не игра? И ведь я недурно играю?» [2, с. 188]. Хоть мисс Лумис и пошутила, одно она раскрыла читателю точно: и дети, и старики не могут знать все. Перед знанием люди едины.

Вот Дуглас предлагает своему соседу, Лео Ауфману, создать Машину счастья, и тот ее создал, но в конце концов был рад тому, что она взорвалась, потому что понял, что счастье в том, что мы имеем, в родных, близких, что просто надо это ценить. Но Дуглас пока не совсем понял это, потому что надеялся, что Лео Ауфман создаст такую машину, которая заставит улыбаться всех.

Вот еще один пример разного восприятия и разного взгляда на жизнь взрослыми и детьми: «И ее рука дрожит! Да, дрожит, ему не почудилось… Но отчего? Мама ведь больше, сильнее, умнее его? Значит, стать взрослым вовсе не утешение. Неужели и она тоже чувствует эту неуловимую угрозу, то зловещее, что затаилось там внизу, и сейчас выполет из темноты?» [2,с. 55]. Такое страшное открытие обрушилось на Тома, когда он вместе со своей мамой поздним вечером ищет Дугласа. Всегда Тому казалось, что взрослый — это нечто большое и бесстрашное, как вдруг оказалось, что и дети, и взрослые равны перед страхом смерти, перед одиночеством, и он размышляет: «Человек для себяодин единственный на свете. Одинединственный, сам по себе вреди целого множества других людей, и всегда боится» [2, с. 55].

Смотрите так же:  Приказ 462 от 02.06.2019

Еще одно неожиданное восприятие взрослых детьми мы можем наблюдать, когда дети знакомятся с миссис Бентли. Девяти- и десятилетние дети, которых она угостила мороженым, абсолютно не верят тому, что когда-то она тоже была девятилетней девочкой Элен. В горести она находит фотографии и вещи своего детства, но дети не воспринимают это как доказательства. «Господи Боже, дети есть дети, а старухи есть старухи, и между ними пропасть. Они не могут представить себе, как меняется человек, если не видели этого собственными глазами» [2, с. 99]. Отчаявшись, старуха сжигает все вещи ее молодости.

«― Миссис Бентли, сколько вам было лет 50 лет назад? ― Семьдесят два. ― И вы никогда не были молодая? ― Никогда. ― И никогда не были хорошенькой? ― Никогда» [2, с. 103].

Только после этого признания миссис Бентли и дети стали добрыми друзьями. Получается, что дети не хотят верить миссис Бентли, только для того чтобы сохранить пропасть между двумя поколениями. Видимо, им страшно осознавать, что унылые и сморщенные старухи были такими же радостными детьми: им страшно приравнивать два противоположных поколения.

Когда счастливый Дуглас убегает из обувного магазина в новых теннисных туфлях, продавец, мистер Сэндерсон, «мягко и легко ступая, направился назад, к цивилизации, то есть вглубь своего магазина. Значит, пропасть между двумя поколениями создают и взрослые [2, с. 37].

«Мы, старики, только и ждем случая поговорить. Только попроси ― и пойдем трещать, будто старый ржавый лифт: закряхтел да и пополз вверх с этажа на этаж» [2, с. 108]. Полковник Фрилей открыто признается ребятам в недостатке своего поколения, но, тем не менее, ребята считают это даже достоинством: они называют Фрилея Машиной Времени, которая может рассказать им о чем угодно. Когда полковник скончался, Дуглас понимает, что скончалась половина земного шара: «Вчера умер Чин Линсу. Вчера, прямо здесь, в нашем городе, навсегда кончилась Гражданская война. Вчера, прямо здесь, умер президент Линкольн, и генерал Ли, и генерал Грант, и сто тысяч других, кто лицом к югу, а кток северу. И вчера днем в доме полковника Фрилея ухнуло целое стадо бизонов, огромное, как весь Гринтаун, штат Иллинойс… Как же нам теперь быть? Что будем делать? Больше не будет никаких бизонов…И никогда не будет солдат, и генерала Гранта, и генерала Ли… Вот уж не думал, что сразу может умереть столько народу» [2, с. 18].

Проблема смерти не раз возникает в повести. Отношение Тома к смерти мы можем увидеть в словах: «Смертьэто восковая кукла в ящике, он видел ее в шесть лет: тогда умер его дедушка… И еще смертьэто Душегуб, который подкрадывается невидимкой, и прячется за деревьями, и бродит по округе, и выжидает, и раз или два в год приходит сюда, чтобы убить женщину…Это смерть…» [2, с. 54].Дуглас относился к смерти более эмоционально. Он начинает понимать, что нет ничего вечного, и ему очень сложно признаться, что и он не вечен. Он еле заставил себя написать о том, что «когда-нибудь я, Дуглас Сполдинг, тоже должен умереть…» [2, с. 251]. Однако ни прабабушка, ни мисс Лумис смерти не боятся: «Я на своем веку отведала каждого блюда и станцевала каждый танец. Но я не боюсь. Мне даже интересно». «Я не боюсь. Когда живешь так долго, теряешь многое, в том числе и чувство страха» [2, с. 200]. И если мисс Лумис сама говорила, что всего старики не знают, то все же они знают многое, ведь понимать, что такое смерть, и не бояться ее — это значит знать многое.

Различие между взрослыми и детьми как раз и проявляется в их отношении к смерти. Как известно, дети не верят в то, что они когда-нибудь умрут. Умирают все вокруг, но они бессмертны. Именно эта наивная, но твердая вера терпит крушение впервые, когда Дуглас является свидетелем смерти полковника Фрилея, потом умирает Элен Лумис, позже он видит тело Элизабет Рэмсел, убитой Душегубом. Это неприглядное зрелище повергает его в шок, он осваивает идею Смерти; мысль о том, что все умрут, и он тоже будет вынужден умереть, становится для него непреодолимым препятствием. Дети в городке так и не поверили в смерть Душегуба, потому что тот, кто умер, не похож на Душегуба. А взрослые абсолютно уверены, что убили того, кого надо. Сам же Рэй Брэдбери вспоминал: «Душегуб был на самом деле, и звали его именно так. И он бродил по моему родному городу по ночам, когда мне было шесть лет, и пугал всех и его так и не арестовали» [3, c. 3]

В протесте Дугласа против идеи смерти можно увидеть отражение мыслей самого писателя, который писал: «Смертьэто мой постоянный бой. Я вступаю с ней в схватку в каждом новом рассказе, повести, пьесе… Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня» [7, c. 56].

Есть еще один аспект, с которым сталкиваются мальчики: «. к старости дни как-то тускнеют. и уже не отличишь один от другого. «Как же так!» ― воскликнул Том. ― «В этот понедельник я катался на роликах в Электрик-парке, в этот вторник ел шоколадный торт. »» [2, с. 315]. Дедушка хочет сказать своим внукам, что чем длиннее луч жизни, тем бледнее становятся отрезки, отделяющие ее периоды. Пока это мальчишкам не совсем понятно. Но, как говорила миссис Бентли, «надо все видеть собственными глазами» [7, с. 97].

Но в повести изображено не только противостояние взрослых и детей, но и очень важные сцены полного взаимопонимания между ними. Особенно наглядно это проявляется в раскрытии автором идеи добра. Слова Рэй Брэдбери : «Зло чаще всего порождает зло и идет по кругу, иной раз, нарастая, как снежный ком, а добро порождает добро и тоже идет по кругу, лавинообразно. За полученное добро не следует ждать награды, а надо вовремя передать его дальше, благодаря чему гуманное начало никогда не умрет в душах людей. Мир же без добра страшен, как выжженная пустыня» [5, c. 5]— художественно воплощаются в повести сначала в истории с излечением заболевшего Дугласа старьевщиком мистером Джонасом, а потом в эпизоде, когда уже сам Дуглас, наведя на кухне прежний хаос, помог бабушке вернуть ее умение стряпать. Замечательны размышления об этом самого Дугласа: «Старьевщик, думал он, мистер Джонас, где-то вы сейчас? Вот теперь я вас отблагодарил, я уплатил долг. Я тоже сделал доброе дело, ну да, я передал это дальше…» [2, с. 312]. Глубоко символично и показательно, что именно этим эпизодом не противостояния, а взаимопонимания между взрослыми и детьми, по сути дела, и заканчивается не только лето 1928-го года, но и вся повесть.

Таким образом, изображая в повести «Вино из одуванчиков» конфликт между старшим и младшим поколениями, Рэй Брэдбери преследовал несколько целей.

Во-первых, автор показывает прогресс современного общества, воплощенный в естественной смене поколений, а также нравы и характер нового поколения.

Во-вторых, нам кажется, что автор подчеркивает двойственную природу конфликта. С одной стороны, он отмечает вечный характер такого противостояния — взрослым и детям никогда не понять друг друга, и так было всегда и во все времена. С другой стороны, писатель убежден сам и убеждает нас, читателей, в естественной природе такого конфликта, в необходимости принятия его как неизбежной данности. В этом смысле его повесть — это своего рода обращение к взрослым, напоминание им, что у ребенка свое, другое, отличное от взрослого, восприятие мира, и поэтому взрослые, когда-то тоже бывшие детьми, но, возможно, забывшие об этом, должны снисходительней и деликатней относиться к детям, их видению мира и проблем.Конфликт между «отцами» и «детьми» существует не только на страницах книг, но и в реальной жизни. По мнению Рэя Брэдбери, он обусловлен лишь внешними различиями, на которые не стоит обращать внимания, ведь внутренняя сущность детей и стариков одинакова. Гораздо полезней не враждовать, а объединить усилия, передать опыт старшего поколения деятельной и энергичной молодежи.

В-третьих, конфликт раскрывает образ главного героя повести Дугласа Сполдинга, помогает во всей полноте проявиться внутреннему миру персонажа.

Наконец, в-четвертых, нам кажется, что своего рода символическим воплощением и конфликта поколений, и одновременно его разрешения в повести Рея Брэдбери выступают овраг, делящий город на две части (мир взрослых и мир детей), и мостик как символ того, что взрослые и дети всегда могут найти дорогу друг к другу. Всегда.Было бы желание.

Конфликт поколений

Конфликт поколений — это появление разногласий между персонажами разного возраста. Самыми яркими примерами могут послужить ситуации общения между детьми и родителями, бабушками, дедушками.

Что же склоняет персонажей из разных поколений к конфликтам? В зависимости от сеттинга, в формировании сознания персонажа из молодого поколения могло повлиять какое-то важное событие, которое с треском воспринимали представители более старшего поколения, которые в то время были взрослыми/молодыми созданиями с уже сформированной личностью. Либо же у персонажей разного возраста отличаются особенности мировоззрения (отношение к миру, установленному порядку, добру и злу, технологиям, роли современности и пр.), что опять же провоцирует на конфликт.