Содержание статьи:

Какой актуальный КБК по налогу на прибыль на 2017-2018 год?

КБК «Налог на прибыль» (20172018) в платежном документе должен быть указан правильно, в противном случае налоговые органы могут не признать факт уплаты налога. Об актуальных значениях КБК, а также о ситуациях, когда ошибки в платежных поручениях не влияют на зачисление налога, читайте в нашем материале.

Актуальные КБК по налогу на прибыль 2017–2018

Налог на прибыль на протяжении налогового периода уплачивается несколько раз: в виде авансовых платежей (в течение и по итогам каждого из отчетных периодов) и в виде окончательного платежа за год. Каждый раз размер налога для перечисления в бюджет рассчитывается исходя из его суммы, начисленной за весь отчетный или налоговый период, за вычетом из нее сумм авансовых платежей, произведенных в течение этого периода.

Для перечисления налога необходимо правильно заполнить платежное поручение. КБК для всех платежей по налогу на прибыль одинаков, независимо от периода уплаты (месяц, квартал, год).

Перечень актуальных для налога на прибыль КБК содержат:

  • указание о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н;
  • информация ФНС России «Перечень кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемых Федеральной налоговой службой в 2015 году» — приказы ФНС России от 30.12.2014 № НД-7-1/[email protected], № НД-7-1/[email protected], № НД-7-1/696;
  • информация ФНС России «Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2014 году».

Действующие значения кодов таковы:

  1. КБК налога на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, —182 1 01 01011 01 1000 110.
  2. Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ имеет КБК 182 1 01 01012 02 1000 110.
  3. Для платежей по налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, введен код 182 1 01 01020 01 1000 110.
  4. КБК по налогу на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, кроме доходов в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, применяется код 182 1 01 01030 01 1000 110.
  5. КБК для перечисления налога на прибыль российских организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций, — 182 1 01 01040 01 1000 110.
  6. Налог на прибыль с доходов, полученных иностранными компаниями в виде дивидендов от российских компаний, перечисляется по коду 182 1 01 01050 01 1000 110.
  7. При необходимости уплатить налог с доходов в виде дивидендов, полученных российскими организациями от иностранных компаний, используется КБК 182 1 01 01060 01 1000 110.
  8. КБК налога на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, — 182 1 01 01070 01 1000 110.

О том, какие ставки действуют для доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, читайте здесь.

Ошибки в платежных поручениях, не влияющие на зачисление налога

Довольно часто налогоплательщики ошибаются при заполнении платежных поручений на уплату налога. Не все они приводят к последствиям в виде незачисления платежа в бюджет.

Подробнее о возникающих в платежных документах на уплату налога ошибках читайте в статье «Ошибки в платежном поручении на уплату налогов».

Если в платежном поручении правильно указаны счет УФК и банк получателя, то представители налоговой службы обязаны зачесть такой платеж, даже если в остальных реквизитах допущены ошибки (п. 4.4 ст. 45 НК РФ).

По вопросу ошибки, допущенной в КБК, существует ряд разъяснений и судебная практика, подтверждающие, что неверно указанный КБК «Налог на прибыль» не препятствует зачислению суммы налога: письма Минфина России от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977, от 29.03.2012 № 03-02-08/31; постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012, ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 № А42-2893/2010, ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57, от 08.12.2011 № А40-36137/11-140-159, ФАС Центрального округа от 31.01.2013 № А64-5684/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 № А67-5567/2010.

Однако представители налоговых органов требуют уточнения платежных реквизитов, если какой-либо из них был указан неверно. Если возникла такая ситуация, то, учитывая положения абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ, рекомендуем подать заявление об уточнении КБК.

КБК пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет 2017-2018

Если у налогоплательщика имеется недоимка по налогу, то на ее начисляются пени. С 2015 года при перечислении денежных средств на уплату пеней в 14–17 разрядах КБК указывается код подвида доходов, позволяющий идентифицировать тип платежа. Для КБК пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет код подвида доходов нужно указать «2100» (приказ Минфина России от 16.12.2014 № 150н).

Например, КБК пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет с 2015 года — 182 1 01 01011 01 2100 110. Для перечисления пеней по налогу с иных доходов могут понадобиться:

  1. Код 182 1 01 01020 01 2100 110 – для уплаты пени по налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
  2. КБК 182 1 01 01030 01 2100 110 – при уплате пени по налогу на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, кроме доходов в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.
  3. КБК 182 1 01 01040 01 2100 110 – для перечисления пени по налогу на прибыль российских организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций.
  4. Код 182 1 01 01050 01 2100 110 – для пени по налогу на прибыль с доходов, полученных иностранными компаниями в виде дивидендов от российских компаний.
  5. КБК 182 1 01 01060 01 2100 110 – при необходимости уплатить пени с доходов в виде дивидендов, полученных российскими организациями от иностранных компаний.
  6. КБК 182 1 01 01070 01 2100 110 – для пени по налогу на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

О том, когда к дивидендам может быть применена ставка 0%, читайте в статье «Условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль при получении дивидендов».

При перечислении платежей по налогу на прибыль вне зависимости от того, что это за платеж – авансовый или по итогам года, применяются одни и те же значения КБК, различия между которыми обусловлены видом дохода, с которого начислен налог, и уровнем бюджета, в который осуществляется перечисление. Ошибка в КБК не приводит к признанию налога неуплаченным, но требует уточнения реквизитов платежа.

Ставки налога на прибыль в 2018 году: таблица

Какие ставки налога на прибыль применяют в 2018 году, как распределять налог между бюджетами и будут ли штрафы, если перепутать бюджеты. В этом вопросе разбирались эксперты «УНП».

Юридические лица уплачивают налог с прибыли, распределяя его между двумя бюджетами — федеральным и региональным. С 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года включительно распределять налог нужно, учитывая новое соотношение ставок (п. 1 ст. 284 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Как это сделать в соответствии с НК РФ, читайте далее.

Ставки налога на прибыль в 2018 году

Действующие ставки налог на прибыль 2018 закреплены в статье 284 НК РФ, применять данные показатели надо до конца 2020 года.

Общая ставка налога на прибыль в 2018 году — 20%. Главное нововведение прошлого года относительно ставок налога на прибыль — это изменение процентного соотношения размера ставки между бюджетами:

  • в федеральный бюджет ставка налога выросла с 2% до 3%;
  • в региональный — снизилась с 18% до 17%.

При этом законом субъекта РФ ставка налога, зачисляемого в местный бюджет, может быть снижена.

Ставки налога на прибыль в 2018 году: таблица

Для отдельных налогоплательщиков минимально допустимая ставка составляет 12,5 % (ранее 13,5%), если иное не предусмотрено ст. 284 НК РФ (абз. 4 п. 1).

Для участников ОЭЗ максимально допустимая ставка — 12,5 % (ранее — 13,5 %) по прибыли от деятельности:

  • на территории ОЭЗ (абз. 5, 7 п. 1 ст. 284 НК РФ);
  • выполняемой на территории ОЭЗ в Магаданской области (абз. 6-7 п. 1 ст. 284 НК РФ);
  • исполняемой по договору об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя (абз. 3 п. 1.7. ст. 284 НК РФ).

при условии ведения раздельного учета:

  • доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, исполняемой в пределах данной территории;
  • доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за границами данной территории).

Продолжают действовать исключения из пункта 1 статьи 284 НК РФ, которые не распространяются на отдельные категории субъектов налога (контролирующих лиц по прибыли контролируемых ими иностранных компаний, а также субъектов, указанных в п. 1 ст. 275.2 НК РФ).

Смотрите так же:  Увольнение через месяц

Специальные ставки налога на прибыль в 2018 году

Что касается специальных ставок налога на прибыль, то здесь следует обратить внимание на следующие изменения (см. таблицу).

Специальные ставки налога на прибыль в 2018 году

— к облигациям организаций РФ (за исключением признаваемых налоговыми резидентами РФ — организаций иностранных государств), которые на даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и выпущенным в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г.

п. 30 ст. 280 НК РФ (введен Законом от 03.07.2016 № 242-ФЗ)

Обратите внимание, что положения пункта 1.2 статьи 284 НК РФ по прибыли от деятельности в технико-внедренческой ОЭЗ, применяли с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года, то есть только в течение 2017 года.

Ставки и распределение налога на прибыль между бюджетами в 2018 году

Налоговики не оштрафуют компанию, если она неверно распределила налог на прибыль между бюджетами. Это впервые подтвердил Минфин в письме от 20.07.17 № 03-02-07/1/46270 (ответ на частный запрос).

Как мы уже сообщили, компании платят налог на прибыль по новым ставкам: 3 % в федеральный бюджет и 17 % в региональный (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Из-за изменений в кодексе у организаций возникла путаница в ставках. В итоге в карточке расчетов с бюджетом переплата по региональному бюджету, а по федеральному — недоимка, или наоборот. У компании возник вопрос, будет ли штраф, если перепутать бюджеты.

Из письма Минфина № 03-02-07/1/46270 следует, что беспокоиться компаниям фактически не о чем. Инспекторы штрафуют на 20 % от неуплаченной суммы, только если организация занизила налоговую базу, неверно рассчитала налог на прибыль или заплатила с опозданием из-за других незаконных действий (ст. 122 НК РФ). Если компания заплатила налог вовремя, то есть просто перепутала ставки федерального и регионального бюджетов, нарушения по статье 122 НК РФ нет.

Если компания перепутала бюджеты, обязательно надо исправить это. Хоть компания и платит налог на прибыль в два вида бюджета, сам по себе налог — федеральный. А значит, региональную и федеральную части можно зачитывать между собой (ст. 13, 78 НК РФ, письмо Минфина России от 26.04.11 № 03-02-07/1-141). Для этого надо подать в налоговую инспекцию заявление по официальной форме (утв. приказом ФНС России от 14.02.17 № ММВ-7-8/[email protected]).

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 июня 2017 г. № СД-4-3/[email protected] “О налогообложении участников региональных инвестиционных проектов”

Федеральная налоговая служба, в связи с письмом Управления ФНС (далее — письмо Управления ФНС) о предварительной позиции по методологическому вопросу применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, участниками регионального инвестиционного проекта (далее — РИП), для которых не требуется включение в реестр, сообщает следующее.

В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для организаций — участников РИП законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.3 либо пункта 3 статьи 284.3-1 Кодекса.

Согласно пункта 3 статьи 284.3-1 Кодекса налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть установлена в размере от 0 до 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с пунктом 2 статьи 284.3-1 Кодекса начинается применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, для участников РИП, для которых не требуется включение в реестр участников РИП, может устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Из письма Управления ФНС следует, что пониженные ставки налога на прибыль организаций, установленные статьей 2 (2) Закона Иркутской области от 12.07.2010 № 60-ОЗ «О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков» (далее — Закон Иркутской области № 60-ОЗ), распространяются исключительно на организации, включенные в реестр участников РИП. В настоящее времени# пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Иркутской области, для участников РИП, для которых не требуется включения в реестр участников РИП, в Иркутской области не установлены, что подтверждается разъяснениями Министерства финансов Иркутской области данными в письме от 28.04.2017 № 02-52-2112/17.

ФНС России обращает внимание, что согласно пункту 2 статьи 34.2 Кодекса разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах дают финансовые органы субъектов Российской Федерации.

В случае если законом субъекта Российской Федерации в отношении участников РИП для которых не требуется включение в реестр участников РИП, не установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, то указанными налогоплательщиками применяется ставка предусмотренная абзацем третьим пункта 1 статьи 284 Кодекса в размере 18 процентов (17 процентов в 2017 — 2020 годах).

При этом, вышеуказанные налогоплательщики вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов (пункт 1.5-1 статьи 284 Кодекса), в течение 10 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором впервые одновременно соблюдены условия, указанные в пункте 2 статьи 284.3-1 Кодекса.

Обзор документа

Пониженная ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, для участников регионального инвестпроекта, для которых не требуется включение в реестр участников, может устанавливаться законами субъектов Федерации.

Если таковая не установлена, то налогоплательщики применяют предусмотренную НК РФ ставку в размере 18% (17% в 2017-2020 гг.).

При этом налогоплательщики вправе применять ставку по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 0%, в течение 10 налоговых периодов начиная с того, в котором впервые одновременно соблюдены условия, установленные НК РФ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

О прогнозировании поступлений налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации


О прогнозировании поступлений налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации

Ю.М. Лермонтов,
консультант Департамента бюджетной политики Минфина России

1. Анализ поступления налога на прибыль

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2003 году поступили 527,0 млрд руб. налога на прибыль, в том числе в федеральный бюджет — 170,8 млрд руб., или на 13,9 % больше, чем в 2002 году.

Задание по налогу на прибыль на 2003 год, установленное в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2003 год”» в размере 161,9 млрд руб., выполнено на 105,5 %.

В 2003 году изменилась структура поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет. Если в 2002 году налога с доходов, полученных в виде дивидендов, процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянные представительства, поступило 17,3 млрд руб., то в 2003 году — 29,6 млрд руб., или в 1,7 раза больше, а налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, — 141,2 млрд руб., или на 9 % меньше.

За 9 месяцев 2004 года поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет России, составившие 611,2 млрд руб., возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 61,3%. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации составили за 9 месяцев 146,3 млрд руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года они выросли на 23,1 млрд руб., или на 18,8 %, несмотря на снижение с 1 января 2004 года налоговой ставки с 6 до 5 %.

За январь — сентябрь 2004 года изменилась структура поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет относительно прошлого года.

Налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (без учета налога с доходов организаций, полученных в виде дивидендов, с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, и с доходов иностранных организаций), поступило 127,2 млрд руб., или почти на четверть больше, чем за 9 месяцев 2003 года.

Налога с доходов, полученных в виде дивидендов, поступило в январе — сентябре 2004 года более 13,1 млрд руб. против 14,7 млрд руб. в соответствующем периоде 2003 года.

Поступления налога на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, составившие 4,7 млрд руб., возросли относительно января — сентября 2003 года на 1,8 %.

Основной причиной роста поступлений налога на прибыль за 9 месяцев 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также снижение удельного веса убыточных предприятий в 2003 году и в истекшем периоде 2004 года.

Так, по данным Росстата, в 2003 году сальдированный финансовый результат организаций основных отраслей экономики составил +1342,8 млрд руб., что на 42,6 % больше, чем в 2002 году. За 1-е полугодие 2004 года сальдированный финансовый результат организаций основных отраслей экономики равнялся +922,2 млрд руб., что на 44,4 % больше, чем за соответствующий период 2003 года.

Помесячные поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в 2002-2004 годах характеризуются нижеприведенными данными (см. график).

2. Необходимость единого алгоритма прогнозирования поступлений налога на прибыль

Наряду с НДС, акцизами и платежами за пользование природными ресурсами налог на прибыль является одним из четырех бюджетообразующих налогов (см. табл. 1).

Задание на 2003 в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 150-ФЗ

Фактически поступило в 2003 году

Справочно: фактически поступило в 2002 году

2003 год в % к 2002 году

Смотрите так же:  Методические пособия для студентов пед.Вузов

Налоговые и неналоговые доходы — всего

налог на прибыль организаций

Справочно: возмещено НДС по налоговой ставке 0 %

платежи за пользование

Таким образом, прогнозирование поступлений налога на прибыль имеет особое значение, поскольку завышение плановых показателей по сбору этого налога вызовет в последующем объективные трудности в его мобилизации и повлечет недопоступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

Методические подходы к прогнозированию поступлений налога на прибыль широко обсуждаются в специализированной отечественной литературе, в том числе предлагаются конкретные методики прогнозирования. Предлагаемый в настоящей статье подход основан на покомпонентном прогнозировании налоговой базы и получении суммы налогов посредством умножения на соответствующие ставки составляющих налоговой базы с последующей корректировкой на коэффициент собираемости.

3. Методика прогнозирования поступлений налога на прибыль организаций

Предлагаемый подход к прогнозированию поступлений налога на прибыль организаций ориентирован прежде всего на специалистов федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за полноту поступления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации. Изложенный в настоящей статье подход также может быть полезен специалистам законодательных органов при оценке проекта бюджета на очередной финансовый год. Кроме того, подход может использоваться и на региональном уровне специалистами финансовых, налоговых органов.

Предлагаемый подход позволяет учесть как изменение налоговой базы в результате изменения налогообложения, так и изменение ставок налога, применяемых к разным компонентам базы. При этом разные компоненты налоговой базы могут различным образом зависеть от некоторого набора макроэкономических переменных, прогноз которых возможен, и учет этих различий обеспечивает дополнительное уточнение прогнозного значения.

При реализации данного подхода применительно к налогу на прибыль прогнозируются доходы от реализации товаров (работ, услуг), внереализационные доходы, расходы, связанные с реализацией, и внереализационные расходы. При суммировании доходов и вычитании расходов, а также сумм, исключаемых из прибыли в соответствии с законодательством, и льгот получается прибыль, облагаемая налогом по основной ставке, до исключения дополнительных региональных и местных льгот (эта прибыль совпадает с величиной налоговой базы для расчета налога в федеральный бюджет).

Возможно прогнозирование отдельно доходов и расходов каждого вида, а также непосредственно налоговой базы для расчета налога в федеральный бюджет посредством умножения значения соответствующего показателя на индекс роста показателей с уточнением полученного значения на основании дополнительной информации, которой располагают налоговые органы субъекта Российской Федерации или иные осуществляющие прогноз лица. В качестве индекса роста может быть выбран прогнозируемый темп роста номинального валового внутреннего продукта (ВВП)*1 (то есть в этом случае используется допущение, что доля показателя в ВВП остается неизменной) или индекс инфляции (если предполагается, что показатель растет пропорционально росту цен).
_____
*1 Валового регионального продукта — при прогнозировании на региональном уровне.

Например, если прогнозируется непосредственно налоговая база для расчета налога в федеральный бюджет, то ее значение будет равно:

где — прогнозируемое значение налоговой базы для расчета налога в федеральный бюджет;

— фактическое значение налоговой базы для расчета налога в федеральный бюджет за предшествующий период;

— оценка ВВП за предыдущий период.

Возможны следующие способы получения суммы налоговых обязательств:

а) при наличии раздельной информации о сокращении налоговой базы в силу применения региональных и местных дополнительных льгот по каждому региону можно рассчитать обязательства по уплате налогов отдельно в федеральный бюджет (умножив базу для расчета налога в федеральный бюджет на ставку налога, перечисляемого в федеральный бюджет), отдельно в региональные бюджеты (скорректировав для каждого региона полученную базу на сумму прибыли, исключаемой из налоговой базы в связи с предоставлением дополнительных льгот по налогу, уплачиваемому в бюджет субъекта Российской Федерации, и умножив ее на ставку налога по обязательствам в бюджет субъекта Российской Федерации, действующую в данном регионе), а также отдельно в местные бюджеты (скорректировав сумму прибыли для расчета налога в федеральный бюджет на сумму прибыли, исключаемой из налоговой базы в связи с предоставлением дополнительных льгот по налогу, уплачиваемому в местные бюджеты, и умножив полученную сумму на ставку налога по обязательствам в местный бюджет). При умножении полученной величины на коэффициент собираемости получается сумма поступлений налога на прибыль;

б) если раздельная информация о льготах отсутствует, можно прогнозировать сумму налога, которая могла бы быть уплачена в отсутствие льгот, а затем вычитать прогнозируемую сумму уменьшения налога в результате дополнительных льгот в виде понижения ставки налога. Прогноз сумм уменьшения налога в результате льгот может осуществляться непосредственно индексированием по правилам, описанным выше, если в законодательстве регионов в отношении вышеуказанных льгот изменений не произошло, или с учетом информации об изменении законодательства в этой области. Каждый вариант изменения в этом случае требует особых правил расчета и привлечения дополнительной информации;

в) можно использовать промежуточный вариант, заранее включающий некоторую погрешность. Если имеется информация о том, что льготы по налогу, уплачиваемому в местные бюджеты, невелики, то можно по аналогии с вариантом «а» для каждого региона рассчитать величину прогноза базы в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты, скорректировав прогноз базы для исчисления налога в федеральный бюджет на прогноз суммы прибыли, исключаемой из налоговой базы в связи с предоставлением дополнительных льгот, и умножить ее на сумму ставок налога по уплате в региональный бюджет и местные бюджеты. Полученную величину следует увеличить на прогноз обязательств в бюджет Российской Федерации, получив прогноз налоговых обязательств на территории региона. После коррекции на коэффициент собираемости будет получен прогноз налоговых поступлений по обязательствам текущего периода. Как и в варианте «а», совокупный прогноз осуществляется суммированием прогнозов по регионам.

При этом для прогноза расходов, принимаемых к вычету из налоговой базы, можно использовать информацию о факторах, влияющих на величину этих расходов. Например, можно воспользоваться прогнозом заработной платы для прогноза расходов на оплату труда и величины единого социального налога. Для прогноза сумм амортизации следует использовать данные о средней норме амортизации по отдельным амортизационным группам за прошлые периоды, стоимость амортизируемого имущества на начало периода, а также прогноз ввода в действие основных фондов, который, в свою очередь, может основываться на данных об инвестициях прошлого периода. Сумма убытков прошлых лет, принимаемых к вычету в текущем периоде, может зависеть от убытков прошлых лет на начало налогового периода. Однако сложность использования таких корректировок заключается в том, что необходимая информация обычно становится известной только после начала налогового года, для которого выполняется прогноз. Поэтому описанная корректировка прогноза может быть целесообразной при условии, что прогнозы вышеуказанных показателей будут выполняться соответствующими ведомствами для других задач.

Отдельно определяются сумма налога на доходы, полученные в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам). При этом может использоваться информация о тенденциях на соответствующих рынках.

Необходимо также по возможности учесть объем дополнительных поступлений от погашения недоимки прошлых лет, годовых перерасчетов за предыдущий год, поступления сумм в погашение реструктурированной задолженности и прочие поступления, включая контрольную работу. В совокупности с прогнозами суммы поступлений налога на прибыль, налога на доходы и налога по доходам переходного периода, описанными выше, это позволит получить прогнозный объем поступлений налога на прибыль в бюджетную систему в плановом периоде.

4. Алгоритм расчета налога на прибыль

Прогноз налога может быть сформирован согласно следующему алгоритму (см. табл. 2).

Налог на прибыль зачисляемый в фед. бюджет РФ

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

КБК 18210101011011000110

Ставка налога зачисляемого в Федеральный бюджет — 2 % (в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ).

Налоговый период по налогу на прибыль состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 1 ст. 55, п. 2 ст. 285 НК РФ):
1) I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года — для организаций, уплачивающих ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ);
2) месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года — для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Реквизиты ИФНС № 6 по г.Москве:

ИНН 7706044740 КПП 770201001
Управление Федерального казначейства по г. Москве
— Наименование банка – Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.Москва 705
— Номер счета – 40101810800000010041
— БИК банка – 044583001

Район регистрации

Код ОКАТО

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

КБК 18210101011011000110

Общая ставка для налога на прибыль организации — 20 %.

Ставка налога зачисляемого в Федеральный бюджет — 2 % (в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ).

Налоговый период по налогу на прибыль состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 1 ст. 55, п. 2 ст. 285 НК РФ):
1) I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года — для организаций, уплачивающих ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ);
2) месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного г ода — для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Реквизиты ИФНС № 7 по г.Москве:

ИНН 7707081688 КПП 770701001
Управление Федерального казначейства по г. Москве
— Наименование банка – Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.Москва 705
— Номер счета – 40101810800000010041
— БИК банка – 044583001

Район регистрации

Код ОКАТО

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

КБК 18210101011011000110

Общая ставка для налога на прибыль организации — 20 %.

Ставка налога зачисляемого в Федеральный бюджет — 2 % (в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ).

Смотрите так же:  Исковое заявление о бездействии органов власти

Налоговый период по налогу на прибыль состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 1 ст. 55, п. 2 ст. 285 НК РФ):
1) I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года — для организаций, уплачивающих ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ);
2) месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного г ода — для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Реквизиты ИФНС № 9 по г.Москве:

ИНН 7709000010 КПП 770901001
Управление Федерального казначейства по г. Москве
— Наименование банка – Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.Москва 705
— Номер счета – 40101810800000010041
— БИК банка – 044583001

Налог на прибыль организаций 2017

Основание и правовые основы

Налог на прибыль является одним из основных налогов, уплачиваемых организацией, при условии, что она не применяет специальные налоговые режимы.

Правовые основы налога изложены в главе 25 НК РФ в статьях с 246 по 333.

Есть и региональные законы, регулирующие уплату налога на прибыль в части применения налоговых льгот.

Многочисленны и разъяснения Минфина и ФНС, которые хоть и не носят нормативного характера, но имеют большое значение и активно применяются для работы бухгалтерами и юристами.

Налогоплательщики

Плательщиками налога на прибыль являются:

  • Российские организации, кроме перешедших на специальные налоговые режимы — УСН, ЕНВД, ЕСХН, занимающихся игорным бизнесом и ряда других.
  • Иностранные организации, действующие через постоянные представительства в РФ, и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.

Освобождаются от уплаты налога на прибыль:

  1. Организации на ЕНВД или занимающиеся игорным бизнесом (если их деятельность шире, то на неё они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке).
  2. Организации на УСН (упрощенная система налогообложения) и ЕСХН (сельхозпроизводители) (но они обязаны уплачивать налог с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам).
  3. Организации, связанные с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.: собственно, FIFA и ее дочерние компании, а также национальные футбольные ассоциации, конфедерации, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA и поставщики медиаинформации.

Объект налогообложения

Объект налогообложения – это прибыль, которую получила организация в процессе деятельности, что следует из названия.

Согласно статье 247 НК РФ, прибыль – это:

  • для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
  • для организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков — величина совокупной прибыли группы, приходящаяся на данного участника;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
  • для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в РФ (определены статьей 309 Налогового кодекса РФ).

Что такое доходы и расходы?

Доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Она оценивается и определяется согласно правилам главы 25 Налогового кодекса.

Для целей обложения налогом на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах) без учета расходов, понесенных организацией. Есть лишь одно исключение из этого правила — из суммы доходов исключаются налоги, которые организация предъявляет покупателям (например, сумма НДС в счете покупателю).

Величина дохода определяется на основании любых документов, так или иначе подтверждающих его получение. К ним относятся первичные учетные документы, документы налогового учета, расчетные документы, договоры и т.д.

Доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, подразделяются на:

  • доходы от реализации (выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав);
  • внереализационные доходы (все иные поступления, например, полученные организацией дивиденды, пени, неустойки, доходы от аренды имущества, проценты по кредитам и займам и т.д.).

Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды доходов:

  • имущество или имущественные права, полученные в форме залога или задатка;
  • имущество, полученное безвозмездно от российской организации или частного лица, владеющими более 50% доли компании, которой это имущество передано;
  • взносы в уставный капитал организации;
  • имущество, полученное по договорам кредита или займа;
  • капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором (ссудополучателем);
  • имущество, полученное в рамках целевого финансирования;
  • другие доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Расход — это показатель, на который организация может уменьшить свой доход.

Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды расходов:

  • суммы пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;
  • дивиденды;
  • суммы налога, а также платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • расходы на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;
  • материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям
  • и т.д.

Этот перечень достаточно длинный (несколько десятков позиций), но он является исчерпывающим. Установлен он статьей 270 НК РФ.

Некоторые расходы могут быть приняты к уменьшению налоговой базы не полностью, а частично — в пределах специально установленных норм (статьи 254, 255, 262, 264-267, 269, 279 НК РФ). Они так и называются — «нормируемые расходы».

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы. С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, будут введены, например, положения об учете стоимости оценки в расходах по налогу на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для проведения независимой оценки квалификации работника требуется его письменное согласие. Учесть расходы организация может, если оценка проведена на основании договора об оказании соответствующих услуг и ей подвергалось лицо, заключившее с налогоплательщиком трудовой договор. Сроки хранения документов, подтверждающих расходы на независимую оценку квалификации работника, установлены в новом абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом при оплате налога на прибыль является календарный год.

Отчетные периоды:

  • I квартал
  • полугодие
  • 9 месяцев календарного года

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

С 1 января 2016 года произошли изменения в лимите на среднеквартальную сумму доходов от реализации, который определяется за предыдущие четыре квартала. Этот лимит повышен с 10 до 15 млн. рублей.

Налоговая база по налогу на прибыль

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

По общему правилу, прибыль — это полученные доходы минус учтенные согласно НК РФ расходы. Если доходы меньше расходов, налоговая база равна нулю.

Прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года).

Суммарно определяется налоговая база по хозяйственным операциям, прибыль от которых облагается общей ставкой в размере 20%.

Отдельно определяются налоговые базы по каждому виду хозяйственных операций, прибыль от которых облагается по иным ставкам. По ним налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов.

Финансовый результат по операциям, которые учитываются в особом порядке, определяется отдельно. Учет доходов и расходов по ним также ведется отдельно.

Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены свои особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль. Это:

  • банки (НК, статьи 290-292);
  • страховые организации (НК, статьи 293, 294);
  • негосударственные пенсионные фонды (НК, статьи 295, 296);
  • потребительские кооперативы и микрофинансовые организации (НК, статьи 297.1 — 297.3);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (НК, статьи 298, 299);
  • операции с ценными бумагами (НК, статьи 280 — 282, письмо ФНС РФ от 03.11.2005 N ММ-6-02/934);
  • операции с финансовыми инструментами срочных сделок (НК, статьи 301-305);
  • клиринговые организации (НК, статьи 299.1, 299.2)

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патент), при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Организации игорного бизнеса, а также организации, перешедшие на ЕНВД, ведут обособленный учет доходов и расходов. Для налогообложения учитываются только те расходы, которые экономически оправданы, подтверждены документально и произведены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Порядок признания доходов предусматривает 2 метода: метод начисления и кассовый метод (статьи 271, 273 НК РФ).

Зачисление в бюджет

Сумма налога на прибыль в процентном соотношении зачисляется в федеральный бюджет и бюджет региона.

Однако в 2017 году в распределении процентов произошли перемены. В 2017 — 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ — по ставке 17%, а не по привычным 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Как видно, общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства распределяются между бюджетами иначе.

Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.

Изменения важно учесть, заполняя налоговую отчетность и платежные поручения.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Налоговые ставки

Общая налоговая ставка составляет 20%, из них с 2017 по 2020 год 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% — в бюджеты субъектов РФ.

Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в региональные бюджеты. В этом случае по общему правилу размер ставки не может быть ниже 13,5%. Однако для 2017 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.

В отношении отдельных видов доходов установлены специальные налоговые ставки: