Содержание статьи:

Сборы за пользование объектами животного мира льготы

Статья 472. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками сбора за право пользования объектами животного мира признаются организации (статья 18 настоящего Кодекса), индивидуальные предприниматели и физические лица (статьи 24 и 26 настоящего Кодекса), осуществляющие на территории Российской Федерации пользование объектами животного мира, по разрешениям (лицензиям) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Налогоплательщиками сбора за право пользования водными биологическими ресурсами признаются:

1) российские организации (статья 18 настоящего Кодекса), индивидуальные предприниматели и физические лица — граждане Российской Федерации (статьи 24 и 26 настоящего Кодекса), осуществляющие пользование водными биологическими ресурсами во внутренних водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, открытом море, в том числе конвенционных районах, если Российская Федерация расходует средства на их изучение и охрану, а также осуществляющие пользование анадромными видами рыб, нерестящихся на территории Российской Федерации, по всему их ареалу, на основании разрешений (лицензий) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) иностранные организации и физические лица, как резиденты, так и нерезиденты Российской Федерации (статьи 24 и 26 настоящего Кодекса), осуществляющие пользование водными биологическими ресурсами во внутренних водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществляющие пользование анадромными видами рыб, нерестящимися на территории Российской Федерации, по всему их ареалу.

3. Налогоплательщики сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами далее в настоящей главе именуются налогоплательщиками.

Статья 473. Налоговые льготы

1.. От уплаты сбора освобождаются следующие категории налогоплательщиков:

1) представители коренных малочисленных народов Крайнего Севера, и приравненных к ним местностей (по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации), для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое освобождение распространяется только на объемы (количество) объектов животного мира и водных биологических ресурсов, добываемых в пределах территорий традиционного расселения и хозяйственной деятельности данной категории налогоплательщиков для их личного потребления;

2) организации и физические лица, осуществляющие изъятие объектов животного мира и водных биологических ресурсов в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава водных биологических ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира и водных биологических ресурсов по поручению специально уполномоченных государственных органов;

3) научные организации, осуществляющие изъятие объектов животного мира и водных биологических ресурсов в научных целях, в порядке и объемах, определяемых Правительством Российской Федерации;

4) общественные объединения охотников, рыболовов, осуществляющие на закрепленной за ними территории охрану и воспроизводство объектов животного мира и водных биологических ресурсов за счет собственных средств.

5) органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, осуществляющие пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами в целях изучения их запасов и промышленной экспертизы, в части, относящейся к указанной деятельности;

6) организации, расселившие в соответствии с законодательством Российской Федерации объекты животного мира конкретного вида на закрепленных за ними территориях — на срок действия договора пользования этой территорией (акваторией) в размерах, определяемых законодательством Российской Федерации о животном мире. .

2. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы в пределах сумм сбора, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 474. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается право пользования объектами животного мира и право пользования водными биологическими ресурсами, использование которых осуществляется на основании разрешений (лицензий) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 475. Налоговая база

1. Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого вида (группы видов) объектов животного мира и водных биологических ресурсов, разрешенных к изъятию из среды их обитания в соответствии с разрешением (лицензией).

2. Налоговая база определяется как:

1) количество (объем) объектов животного мира и (или) водных биологических ресурсов, подлежащее изъятию;

2) количество дней, в течение которых производится изъятие определенной группы объектов животного мира и (или) водных биологических ресурсов конкретного вида (группы видов) — для любительских и спортивных охоты и рыболовства.

Статья 476. Налоговые ставки

1. Минимальные и максимальные налоговые ставки сбора за право пользования объектами животного мира в зависимости от условий пользования объектами животного мира и их видов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Конкретные налоговые ставки сбора за право пользования объектами животного мира устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира в пределах ставок, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

2. Минимальные налоговые ставки сбора за право пользования водными биологическими ресурсами, являющимися федеральной собственностью, а также за право пользования водными биологическими ресурсами во внутренних водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, открытом море, в том числе в конвенционных районах, для российских налогоплательщиков, осуществляющих промышленную добычу, устанавливаются Правительством Российской Федерации дифференцированно с учетом разрешенных к вылову видов водных биологических ресурсов, района их промысла, условий ведения промысла.

Конкретные налоговые ставки сбора за право пользования водными биологическими ресурсами, являющимися федеральной собственностью, а также за право пользования водными биологическими ресурсами во внутренних водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, открытом море, в том числе в конвенционных районах, для российских налогоплательщиков, осуществляющих промышленную добычу, устанавливаются по результатам конкурсов и аукционов органами, выдающими разрешения (лицензии) на право пользования водными биологическими ресурсами.

3. Налоговые ставки сбора за право пользования водными биологическими ресурсами для иностранных налогоплательщиков, осуществляющих промышленную добычу во внутренних водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за право пользования анадромными видами рыб, нерестящимися на территории Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом условий международных договоров (соглашений).

4. Налоговые ставки сбора за право пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.

5. При сверхлимитном и нерациональном пользовании объектами животного мира и водными биологическими ресурсами установленные налоговые ставки сбора увеличиваются в 10 раз.

6. При пользовании объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без соответствующего разрешения (лицензии) налоговые ставки сбора увеличиваются в 20 раз по сравнению со ставками, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования, осуществляемого на основании разрешения (лицензии).

Положения настоящей части не могут служить основанием для освобождения налогоплательщика, осуществляющего пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без соответствующего разрешения (лицензии), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 477. Порядок исчисления и сроки уплаты сбора

1. Налогоплательщики, осуществляющие пользование объектами животного мира на основании разрешения (лицензии), определяют сумму сбора самостоятельно.

Сумма сбора определяется по итогам каждого отчетного периода исходя из соответствующих налоговой ставки и налоговой базы.

Внесение сбора по итогам каждого отчетного периода производится не позднее, чем через 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по установленной форме.

Смотрите так же:  Приказ в целях повышения контроля

Налоговым (отчетным) периодом является каждый квартал календарного года.

2. Порядок и сроки внесения платы за право пользования водными биологическими ресурсами устанавливаются по результатам конкурсов (аукционов) в соответствии с положением о проведении аукционов и конкурсов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

3. Налогоплательщикам, осуществляющим пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами на основании именных разовых разрешений (лицензий), сумма сбора определяется органом, выдающим разрешения (лицензии).

Сумма сбора определяется исходя из соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

В этом случае сбор вносится при выдаче разрешения (лицензии). Налоговая декларация при этом не представляется.

Статья 478. Формы налоговой декларации

Формы налоговых деклараций по сбору за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и порядок их заполнения утверждаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Сборы за пользование объектами животного мира

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Налоговые органы
  • Налоговые проверки
  • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
  • Налоговое администрирование и налоговый контроль
  • Упрощенная система налогообложения
  • Принципы налогообложения
  • Функции налогов

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены с 1 января 2004 г. главой 25.1 НК РФ. Данные сборы заменили плату за пользование объектами животного мира и существовавшую систему продажи квот на вылов водных биоресурсов с целью промышленного рыболовства. Данные сборы относятся к федеральным сборам и обязательны для уплаты на всей территории Российской Федерации.

Для каждого сбора установлена своя категория плательщиков.

Плательщики сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Таблица 19

За пользование объектами животного мира

За пользование объектами водных биологических ресурсов

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектом обложения являются перечисленные в НК РФ различные виды животных и птиц, на которых можно охотиться. Объектом обложения сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов являются различные виды рыб и другие объекты водных биоресурсов, на отлов которых требуется разрешение.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (по перечню, утверждаемому Правительством) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Каждому виду объектов животного мира соответствует величина ставки сбора, определенная в рублях за единицу облагаемой базы. Ставки сбора не зависят от места обитания конкретного вида животных и применяются на всей территории России. Например, минимальная ставка сбора предусмотрена за охоту на тетерева и фазана — 20 руб., максимальная — за охоту на овцебыка — 15000 руб. за одно животное.

Предусмотрено наличие двух льготных ставок:

  • 0%;
  • 50% основной ставки.

Нулевая ставка применяется, когда пользование такими объектами животного мира осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний животных, регулирования видового состава объектов животного мира, воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти, изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с российским законодательством.

Ставка 50% от общеустановленной ставки применяется при изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных.

Ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов установлены в рублях за 1 т облагаемого вида водных биологических ресурсов. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, устанавливаются в зависимости от места их обитания.

Также предусмотрены льготные ставки. В соответствии с п. 6 ст. 333.3 НК РФ возможно исчисление сбора по ставке 0% в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется при рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, а также в научно- исследовательских и контрольных целях.

Кроме этого, применяется ставка в размере 15% ставки за каждый объект водных биологических ресурсов для градо- и поселкооб- разующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов). Определение градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций дано в п. 7 ст. 333.3 Налогового кодекса.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта.

Сбор за пользование объектами животного мира является разовым и уплачивается при получении разрешения на добычу объектов животного мира по месту нахождения органа, выдавшего разрешение.

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов, а также в отдельных случаях — единовременного взноса. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения ежемесячно не позднее 20-го числа.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, — по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, организациями и индивидуальными предпринимателями — по месту своего учета.

Ставки и расчет сбора за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов

С 2004 года НК РФ ввел сбор за использование объектов мира животных. Этот налог входит в категорию федеральных, поэтому подлежит обязательной уплате во всех федеративных субъектах нашей страны.

Как и у любого сбора такого уровня, у него имеются свои налогоплательщики. Это касается юридических и физических лиц (под последними имеются в виду граждане и индивидуальные предприниматели), получивших согласно установленному законодателем порядку документ, разрешающий заниматься добычей животных в России.

Объекты налогообложения

Статья 25.1 вышеозначенного кодекса перечисляет, какие животные и птицы входят в категорию разрешенных для охоты, они и являются объектами налогообложения.

Не являются налогоплательщиками по российскому Налоговому кодексу коренные малочисленные народы, живущие на Севере, сибирских территориях и на Дальнем Востоке, представители которых могут безвозмездно удовлетворять личные нужды путем охоты и рыбалки.

Права на безвозмездное пользование объектами животного мира распространяются лишь на те объемы животных, птиц и рыб, которые добываются, чтобы удовлетворить свои личные нужды в пределах территорий регионов, где традиционно проживают и ведут хозяйственную деятельность эти народы.

Каждый властный исполнительный орган в своем субъекте устанавливает лимит на добычу животных и птиц, который бы удовлетворял личные нужды. Этот лимит подлежит согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным исполнительным органом.

Все нюансы данного налога вы можете узнать из следующего видео:

Смотрите так же:  Технические требования на асу тп

Как получить разрешение на добычу?

В 2015 году разрешения на охоту в пределах Российской Федерации стали выдаваться по-новому, изменилась и форма бланка такого документа. Это явилось результатом реализации ранее принятого изменения в Федеральном законе №209 от 2009 года, которым регламентируется процесс охоты.

Для того чтобы получить разрешение, позволяющее добывать охотничьи ресурсы в угодьях общего доступа, нужно обратиться с соответствующим заявлением к уполномоченному исполнительному властному органу субъекта Российской Федерации.

Существует как письменная форма подачи заявления, так и электронная, использующая возможности интернет-ресурсов. Российским Министерством природных ресурсов разработана обновленная форма бланков охотничьих разрешений.

Они представлены четырьмя видами:

  • для охоты на копытных;
  • на медведя;
  • на пернатых;
  • на пушных зверей.

Две первые группы выполнены на бланках, имеющих полиграфическую защиту, чтобы их невозможно было подделать. Добыча пернатых, в свою очередь, может осуществляться по двум типам документов. По первому осуществляются любительский и спортивный виды охоты, по второму допускаются другие виды.

Бланки для охоты на пушного зверя представлены тремя типами:

  • для любительской и спортивной охоты;
  • для промысловой;
  • для остальных видов охоты.

Разрешение по добыче массовых видов охотничьих ресурсов новой формы позволяет добывать вписанные различные виды птицы и пушного зверя в течение всего охотничьего сезона лишь один раз уплатив государственную пошлину.

Новая форма дает возможность беспрепятственного посещения всех общедоступных охотничьих угодий, разбросанных по разным районам единого субъекта Федерации.

О том, как рассчитать транспортный налог организации, смотрите здесь.

Ставки налога и льготы

Для каждого вида объекта животного мира установлена своя ставка. Единица облагаемой базы определена в рублевом выражении. Эта ставка является единой по всей стране, независимо от мест распространения конкретных видов животных.

К примеру, размер минимальной ставки, предусмотренной за добычу тетерева, равен двадцати рублям, а величина максимальной ставки, которая применяется к добыче овцебыка, составляет 15 тысяч рублей.

Существует два вида льготных ставок:

Применение первой происходит, если целью охоты является:

  • охрана здоровья людей;
  • ликвидация факта угрозы человеческой жизни;
  • регулирование видовых составов животных;
  • воспроизводство видов животных по разрешению уполномоченных исполнительных органов;
  • научные задачи, решаемые в рамках российского законодательства.

Пятидесятипроцентную ставку от общепринятой применяют при отстреле молодых особей стадных копытных, не достигших годовалого возраста.

Как отмечалось выше, налог не берется с представителей коренного малочисленного северного, сибирского и дальневосточного народа, а также лиц, не подпадающих под эту категорию, но проживающих в местностях, существующих только за счет охоты и рыбалки. Для предоставления этой льготы в российском паспорте необходима регистрация, подтверждающая проживание в соответствующем регионе.

Способ расчетов и уплаты

Применяется следующая формула расчета суммы сбора: размер налога = ставка сбора * число добытых особей.

Выплата взноса осуществляется в момент оформления разрешения на охоту в пределах территории субъекта, где находится уполномоченный орган.

Гражданам, как физическим лицам, нет необходимости предоставления налоговым службам информации о приобретенных разрешениях на охоту.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, получившим разрешения, в течение десятидневного срока необходимо сообщить в налоговую инспекцию информацию о фактической сумме, уплаченной в рамках сбора, и общей сумме, подлежащей к оплате.

В дальнейшем, по окончании сроков документов у них появляется возможность зачета или возврата суммы налога по неиспользованным разрешениям.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

В результате изучения главы студент должен:

знать нормативные правовые акты по платности за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;

уметь определять объекты налогообложения и налогоплательщиков, ставки и льготы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;

владеть расчетами по исчислению платежей за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Общие положения

С 1 января 2004 г. вступила в силу гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» НК РФ.

До вступления в действие вышеуказанной главы НК РФ вопросы взимания платы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов регулировались законодательством о животном мире, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации и носили рамочный характер; причем законодательство не содержало четкого и исчерпывающего порядка исчисления и внесения в бюджет платы за пользование вышеназванными объектами, что затрудняло администрирование данных платежей и прогнозирование возможных поступлений от них.

Плата за пользование объектами водных биологических ресурсов до принятия гл. 25.1 НК РФ взималась на основании постановления Правительства РФ от 14.12.1998 № 1490 «О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами», которым установлены предельные размеры платы на ограниченный перечень (17 видов) водных биологических ресурсов. Пунктом 9 [1] данного постановления Правительства РФ Министерству финансов РФ по согласованию с Государственным комитетом РФ по рыболовству и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предписывалось разработать порядок исчисления и внесения платы за пользование водными биологическими ресурсами. Однако порядок исчисления и уплаты вышеуказанных платежей так и не был утвержден.

Поступление платежей за пользование водными биологическими ресурсами обеспечивалось путем продажи на специальных аукционах квот (лотов), дающих право на вылов определенного объема (порядка 50% общего допустимого улова водных биологических ресурсов) конкретных видов рыб и других морских биоресурсов (приказ Минэкономразвития РФ от 10.01.2001 № 3, которым утвержден Порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов). Остальная часть водных биоресурсов распределялась в пределах общего допустимого улова на безвозмездной основе.

Система взимания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов заменила действовавшую ранее аукционную систему продажи квот на вылов водных биоресурсов в целях промышленного рыболовства.

В отличие от аукционной системы, сбор за пользование объектами водных биоресурсов устанавливает плату за вылов не только морских, но и пресноводных видов биорссурсов. Кроме того, аукционная система взимания платы с рыбодобывающих компаний основывалась на нормативных актах, которые не относились к действующему налоговому законодательству, поэтому с правовой точки зрения такую плату нельзя было назвать налогом или сбором. Напротив, сбор за пользование водными биоресурсами является федеральным и взимается в соответствии с нормами налогового законодательства.

В целях приведения системы платежей за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов в соответствие с налоговым и бюджетным законодательством, а также в целях установления единого порядка их исчисления и уплаты и была принята гл. 25.1 НК РФ.

Глава 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» НК РФ была введена Федеральным законом от 11.11.2003 № 148-ФЗ [2] . Отношения, возникающие в области исчисления и уплаты сбора, помимо НК РФ регулируются следующими законами:

  • – Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»:
  • – Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
  • – Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
  • [1] Утратил силу. – Примеч. ред.
  • [2] Федеральный закон от 11.11.2003 № 148-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».

Особенности оплаты сбора за пользование объектами животного мира

ФЗ №148 от 11 ноября 2003 г. введен сбор за использование объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Это обязательные взносы, выплачиваемые на федеральном уровне. Их оплата не зависит от региона проживания.

Кто платит сборы?

К плательщикам взносов относят физлиц, владельцев предприятий и ООО, получивших возможность зарегистрировать потребление объектов животного мира — ст. 333.1. НК РФ.

ФЗ №209, принятый 24 июля 2009 года, «Об охоте и поддерживании запасов, об установленных изменениях в пунктах законодательных актах РФ» разрешает добывать ресурсы с помощью охоты.

Пользование живых особей разрешается с тем условием, что физлицо или организация осуществляют их вылавливание. Документ выдается:

  1. В охотничьих с/х угодьях. Для получения лицензии юрлицу или владельцу предприятия необходимо заключить охотхозяйственное соглашение.
  2. В охотничьих угодьях, находящихся во всеобщем доступе. Специальный комитет по ведению хозяйства выдает разрешение субъектам РФ.
  3. В огороженных природных зонах. Закон об охране природы выдает свидетельство природоохранным учреждениям.
Смотрите так же:  Штраф физлицу за неуплату ндфл

Пользование водными запасами подразумевает начисление взносов физлицам и предприятиям, на законодательном уровне зарегистрировавшим свидетельство на изъятие водных запасов во внутренних водах. Улов может осуществляться на материковом шельфе, в Азовском море, Баренцевом и Каспийском. Экономическая зона России, архипелаг Шпицберген — также территории, разрешающие использование биологических ресурсов.

Налогообложение

Объекты налогообложения животного мира: виды зверей и птиц. Перечень особей зарегистрирован в п. 1 ст. 333.3 НК РФ. Вылов животных из естественной окружающей среды возможен только с согласия соответствующих органов. Пользование водными компонентами окружающей среды также облагается взносом. Предметом сбора признаны рыбы и другие водные существа, для ловли которых требуется лицензия.

Если коренным народам Севера и Сибири, а также лицам, находящихся там на постоянном месте жительства, необходимо использовать живых особей и водные ресурсы окружающей среды по личным нуждам, то такие объекты не облагаются налогом.

Важно! Налогообложению не подлежат объекты и природные запасы, количество которых нужно, чтобы удовлетворить собственные потребности. Добыча и рыбалка разрешены только в том регионе, где проживает налогоплательщик. Хозяйственная деятельность ведется традиционным образом.

Локальные органы исполнительной власти совместно с Федеральными согласовывают количество живых особей, которых можно выловить. Объекты животного мира, которые разводятся в неволе и искусственно созданной окружающей среде, не предполагают оплату. По статье 333.2 НК РФ налогом облагается животное, добытое из естественной среды обитания.

Ставки сборов. Расчеты

Ставки сборов утверждаются, независимо от нахождения конкретного живого существа на территории России. Охота на водяного пастушка или камышницу обойдется в 20 рублей. Это минимальный размер. Максимальный начисляется за охоту на овцебыка и гибрида зубра с бизоном. Это 15 000 рублей за 1 живое существо. Справочная информация о размере ставок утверждена в ст. 333 НК РФ, 2004 г. Вычисления проводятся по формуле: Итоговая сумма=норма ставки * количество живых существ.

Предусматриваются льготные ставки:

Если добывание живых существ необходимо для охраны жителей и устранения угрозы, то налоговая начисляет нулевую ставку. Она также устанавливается, когда нужно оградить физлицо от больных животных, регулировать виды существ или воспроизводить живых особей. По закону данные действия нужно согласовать с соответствующими органами власти.

Льготные ставки

Если объектом добычи являются животные возрастом до 1 года, то действует «скидка» в 50% от начальной стоимости сбора. Сумма за пользование водными биозапасами начисляется за 1 тонну каждого вида. Размер ставки зависит от места обитания млекопитающих. Если ловля рыб предназначена для воспроизводства и акклиматизации запасов, то сборы исчисляются по нулевой ставке. Использование ресурсов для научно-исследовательской деятельности также рассчитывается по ставке 0%.

15% ставки от основного взноса предоставляется владельцам предприятий, пользующихся биоресурсами для ведения рыбохозяйственной деятельности в поселках. Перечень населенных пунктов утвержден Правительством РФ. Рыболовецкие артели также могут рассчитывать на 15% от ставки.

Рыбохозяйственным называется предприятие, занимающееся ловлей рыбы и производящее рыбную продукцию с помощью водных запасов. Льготная налоговая ставка действует только при условии производства предприятием свыше 70% продукции с использованием биоресурсов.

Для животного мира сбор рассчитывается путем сложения количества особей и размера ставки. Для водных биоресурсов сумма учитывает количество млекопитающих и размер ставки, установленный для особи на начало действия свидетельства.

Пример вычислений сбора за потребление объектов животного мира

Объект: пятнистый олень, количество — 4 особи, 2 из которых возрастом до 1 года.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 2017

Основание и правовые основы

Cбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов — это не налог, но сбор, входящий в налоговую систему России и регулируемый Налоговым кодексом РФ. По сути это даже два сбора — один за пользование объектами животного мира, второй за пользование объектами водных биоресурсов. Но они так близки, что объединяются в единую сущность.

Сбору посвящена глава 25.1 НК РФ, которая устанавливает основы этого платежа в бюджет со стороны организаций и ИП. Также важное значение имеет Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 45, которым разъяснены основные вопросы применения сбора.

Плательщики сборов за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов — это организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение:

  • на добычу объектов животного мира на территории РФ;
  • на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в ее исключительной экономической зоне, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объекты обложения сборами

Сборами облагаются объекты животного мира и водных биологических ресурсов, поименованные в статье 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании выданного разрешения.

В статье 333.3 НК РФ перечислены животные, птицы, рыбы и другие обитатели водоемов, которые таким образом признаются объектами обложения данными сборами.

Сборами не облагаются объекты животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется:

  • для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (по перечню Правительства РФ);
  • лицами, постоянно проживающими в местах традиционного обитания и хозяйствования коренных малочисленных налогов, если охота и рыболовство являются основой их существования.

Есть лимиты на использование объектов животного мира и водных биоресурсов, они устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ставки сбора установлены Налоговым кодексом РФ:

  • за каждый объект животного мира — п. 1 ст. 333.3 НК РФ;
  • за каждый объект водных биологических ресурсов — п. 4 ст. 333.3 НК РФ;
  • за каждый объект водных биоресурсов — морских млекопитающих — п. 5 ст. 333.3 НК РФ.

При соблюдении определенных условий возможно применение нулевой ставки (п. 3 и п. 6 ст.333.3), а также пониженных ставок сборов (п. 2 и п. 7 ст. 333.3).

Обязательные условия

Органы, выдавшие разрешение на добычу объектов животного мира и/или разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения:

  • о выданных разрешениях;
  • о сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению;
  • о сроках уплаты сбора.

Сведения представляются по утвержденным формам (Приказы ФНС РФ от 26.02.2006 N [D=17162;T=САЭ-3-21/[email protected]], от 26.02.2006 N [D=53658;T=САЭ-3-21/[email protected]]).

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие соответствующее разрешение, не позднее 10 дней со дня его получения представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, сведения:

  • о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира;
  • о суммах сбора, подлежащих уплате;
  • о суммах фактически уплаченных сборов.

Сведения представляются по утвержденным формам (Приказы ФНС РФ от 26.02.2006 N [D=17163;T=САЭ-3-21/[email protected]], от 26.02.2006 N [D=53659;T=САЭ-3-21/[email protected]]).

По истечении срока действия разрешения на добычу объектов животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям.

Зачет или возврат сумм сбора осуществляется в порядке, установленном гл. 12 Налогового кодекса РФ, при условии представления соответствующих документов.

Порядок распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских целях, учебных и культурно-просветительских целях утвержден [D=34612;T=Постановлением Правительства РФ от 26.11.2008 N 887].

Распределение общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова) установлено [D=17165;T=Постановлением Правительства РФ от 15.12.2005 N 768].

Порядок уплаты сбора

О сроках и порядке уплаты сбора указано в ст. 333.5 Налогового Кодекса РФ.

Плательщики сбора за пользование объектами животного мира (кроме водных биоресурсов) уплачивают сбор при получении разрешения на добычу.

Плательщики сбора за пользование объектами водных биоресурсов уплачивают его в виде разового и регулярных взносов, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, — единовременного взноса.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу объектов животного мира.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

  • плательщиками — физическими лицами, за исключением ИП, — по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
  • плательщиками — организациями и ИП — по месту своего учета.

Зачисляются сборы на счета федерального казначейства с последующим распределением по бюджетам.