Вещное и обязательственное право по Законнику Хаммурапи.

Гражданское право делилось

· Вещное (собственности- земельный вопрос)

Вещи делились на :

1) Царскую собственность ( В качестве дарения, подарка, дара земли воину за службу. Землей обладал только воин и его семья. Прекращение службы- прекращение владения вещью )

2) Общинные земли ( Могли быть у любого крестьянина )

3) Общего пользования ( Луга, пастбища )

4) Частная собственность ( Приусадебные участки, сады.Земли можно было передавать только общиннику(соседу) ).

Обязательственное право знает :

1) договорные обязательства ;
2) обязательства из причинения вреда.
Договоры исполнялись по образцам ( формулярам ) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращение в твердую таблетку.
Законодательству Хаммурапи известны договоры :
— аренды ;
— имущественно найма ;
— личного найма ;
— займа ;
— купли – продажи ;
— хранения ;
— товарищества ;
— мены ;
— поручения.
При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей ветеранов, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального ) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировал следующие положения :
— ограничение максимального срока отработки долга тремя годами ;
— стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения :
— ограничение процентов, взимаемых ростовщиком ;
ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Договор купли- продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля – продажа регламентировалась следующими положениями :
— продажа ценных предметов ( земли, построек, рабов, скота ) осуществлялась в письменной форме при свидетелях ;
— продавцом мог быть только собственник вещи ;
— продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Семейное и наследственное право по Законнику Хаммурапи.
В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи; представляет ее в деловых отношениях; ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить. Жену, которая «позорит» своего мужа или «расточает его имущество», разрешается «отвергнуть» и выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее в доме на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой в доме. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены (только три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности). Жена вправе: распоряжаться своим имуществом, нажитым ею в браке: полученным по наследству, дарению и пр.; заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось: расточать имущество жены или распоряжаться им без ее согласия.
Брачный возраст:

В браке жен практически не имела прав (могла учувствовать в суде в качестве свидетеля)

если она изменяет и об этом узнаю, то она с возлюбленным в воду, если изменяет муж- все законно.

Если муж изменяет длительно, то есть возможность развестись, в другом случае только через суд. Развод по инициативе мужа- простыми словами что он не хочет с ней жить.

В браке если нет детей, то муж мог привести наложницу на правах 2 хозяйки.

Если муж на войне, а женщина не может его дождаться то она может выйти замуж 2 раз, но если 1 муж возвращается то жена обязана вернуться к нему, дети со 2 брака остаются с отцом.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 283 ; Нарушение авторских прав

Законы Хаммурапи

1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:

  • введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
  • 282 статьи законов,
  • обширное заключение.

Источниками при составлении сборника послужили:

  • обычное право;
  • шумерские судебники;
  • новое законодательство.

2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

3. Законодательству Хаммурапи известны договоры :

  • аренды;
  • имущественного найма;
  • личного найма;
  • займа;
  • купли-продажи;
  • хранения;
  • товарищества;
  • мены;
  • поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде — поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

  • ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
  • ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
  • ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

  • продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
  • продавцом мог быть только собственник вещи;
  • продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела» право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

  • дети;
  • усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);
  • внуки;
  • дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

5. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений .

  • против личности;
  • имущественные;
  • против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

  • смертная казнь в различных вариантах — сожжение, утопление, посажение на кол;
  • членовредительские наказания — отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;
  • штрафы;
  • изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» — «мера за меру», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством — например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Смотрите так же:  Адвокат раздел имущества развод

Право собственности вавилонского царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи уделили большое внимание институту собственности, особенно собственности на землю. В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общин или частных лиц. Государственные земли принадлежали царскому дворцу. Часть этих земель передавалась во владение или в аренду. Мелкие землевладельцы владели землей за плату натурой, другая часть земель передавалась должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество илку.

В Законах Хаммурапи подробно говорится о земельных участках, выдаваемых воинам. Это имущество илку было изъято из оборота. Законы устанавливали лишь два исключения: его можно было продать, во-первых, тамкарам, во-вторых, другим покупателям, но при условии, что покупатель принимает на себя уплату в казну полагающихся сборов. Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту. В случае смерти воина или его пленения имущество переходило его сыну при условии несения им военной службы. В случае малолетства сына 1/3 земельного участка отдавалась матери. В случае возвращения воина из плена ему возвращалось имущество, отданное другому воину. За выкуп воина из плена платил храм или дворец. Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их материально к царю.

Подробно регламентируются поземельные отношения внутри общины, которая сохраняла контроль над угодьями (луга, выгоны для скота) и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок – для этого даже не требовалось согласие общины. Необходимо было лишь соблюсти два условия:

1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины; вышедший из общины терял все права на земельный участок;

2) сделки по поводу земли можно заключать лишь в пределах общины; отчуждение земли за пределы общины не допускалось.

Законы отразили процесс наступления на общинные земли со стороны светской и жреческой знати. Существовала и практика раздачи царем общинных угодий своим приближенным. Община получала за изъятую землю определенную компенсацию, но воспротивиться отчуждению была не вправе.

В Вавилоне рано утвердилась частная собственность на землю, но она не получила широкого распространения.

Рабы (вардум) составляли собственность хозяина (их продавали, дарили, отдавали взаймы, передавали по наследству). В Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и, при определенных условиях, жители Вавилона. Долговое рабство являлось срочным, которое не могло продолжаться более трех лет. Законы Хаммурапи предоставляли рабу право владеть имуществом, а также совершать в отношении него сделки, но после смерти раба имущество переходило к хозяину.

Судя по Законам Хаммурапи, законодатель стоит на страже интересов правящего класса богатых и знатных. Охране собственности придается особое значение. Закон устанавливает подробный разбор дел о краже частного имущества и карает смертной казнью уличного вора, а также продавца и покупателя, замешанных в краже. Виновного в краже храмового и дворцового имущества надлежало убить. Закон в данном случае не требовал особых свидетельских показаний и не предусматривал смягчающих обстоятельств.

Собственность и обязательственные отношения по Законнику Хаммурапи и законам Ману

Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинов — имущество, которая считалась основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров, также получили земельные наделы.

Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общиной землей и водой определялся органами управления. Законы Хаммурапи не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждением продажей. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.

Законы Хаммурапи, в какой то степени защищали крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля и ли сада с ожидаемым урожаем (ст.49, 52, 66). Ст. 48 Законов Хаммурапи спасала должника-крестянина от потери участка в случае неурожая.

Крупные земледельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее (ст.45).

Интересы общины, охрана его пахотного поля системой орошения отражены в ст.42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.45-48). Штраф с виноватого за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу, взыскивался не в казну, а пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству.

«Закон охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью и рассмотрений в суде, кроме свидетельских показаний должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительность не занимались. Бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.

По закону Хаммурапи крестянин-общиник был вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью, продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.39-47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины, се эти правомочия утрачивались, если он выходил их общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него (ст136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности, как землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте оригационных сооружений.

Царские земли имели свой статус. Из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. Законник Хаммурапи особенно карал тех, кто покушался на собственность дворца, храма. Виновный подлежал смерти вместе с укрывателем (ст.6). Такое же наказание грозило тем, кто скроет в своем доме чужого раба. (ст.16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму карались штрафом в 30-кратном размере. Если виноватый не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст.8).

Заслуживает внимание положения, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом. В Законах Хаммурапи нет статей, уполномочивающие царских чиновников давать указания, когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой сбывать продукцию сельского хозяйства.

Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Договором оформлялся брак. Договор был необходим для фиксации займа, аренды, найма» В.Графский, Всеобщая история государства и права, Москва — 2000 год, стр.66.

Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок — на время посевых работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму.

Особое регулирование получила работа профессионалов (людей высокой квалификации) — врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категории потребителей услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба.

Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого влекло ответственность для обоих сторон.

Древняя Индия знает четыре вида собственности: царскую, священную (жертвенные дары, земля, рабы), общины (гоны) и частную.

В состав собственности входили скот, зерно, инвентарь, рабы, земля. Что касается последнего, то земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. В законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть урожая».

Существовало семь законных способов приобретения имущества (X. 115): приобретение лица в рабство, наследование, получение в качестве дара или в виде находки, покупка, завладение, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений (только для жрецов-брахманов).

Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

После смерти отца и матери братья собирались и делили между собой в равных долях отцовское имущество, на которое они не имели права при жизни родителей.

Имущество, приобретенное ученым трудом или в виде дара от друга, а также свадебный подарок считались неделимыми.

К числу законных способов пропитания и существования были отнесены следующие: ученый труд, механические ремесла, работа за плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, довольство малым, милостыня, получение процентов на деньги.

За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором.

Смотрите так же:  Требования к энергетическому обследованию

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.

Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров.

«Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Древней Индии широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время» Всеобщая история государства и права (учебник) под ред. К.И.Батыра, М., изд. Проспект», 2001г., стр. 41.

В Древней Индии также был известен и договор аренды земли.

В законах Ману упоминается также договор купли-продажи. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.

Упоминается в законах Ману договор дарения.

Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительными являлись сделки, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Право собственности и обязательственное право в Законах Хаммурапи

Законы Хаммурапи не содержат общего понятия права собственности. Но их содержание свидетельствует о том, что существовали и охранялись правом различные формы права собственности, в частности: царская, храмовая, общинная, частная. Объектами права собственности могли быть: земля, сад, дом, рабы и другое имущество. Особый правовой режим был в так называемого имущества. Такое имущество (поле, сад, дом) придавал царь воинам ш условий их обязательной службы. Воин владел и пользовался имуществом «илку», но не имел права его продать, обменять, завещать, оплачивается-им долги, использовать как выкуп из плена и т.п.. Согласно Законам X аммурапи, если кто-то купил поле, сад, дом, волов, овец, подаренных рсдуму, баируму (т.е. воину) царем, то такая покупка считалась недействительной, проданное имущество возвращается обратно воину, а покупатель теряет заплачено за него серебро (статьи 35-37).

Значительное внимание уделялось собственности на раба. Человек, вывела Иа городские ворота чужого раба или спрятала беглого раба, осуждалась на смерть (ст. 15). Цирюльнику, что удалил рабу клеймо, отрезали пальцы (ст. 226). За причинение вреда рабу надлежало уплатить половину, а за убийство — полную его стоимость (ст. 199).

Многие статьи (статьи 232,241,244,247,254,259 и др..) Посвящены нихисту частной собственности. Усиленными санкциями защищалась царская собственность (статьи 6,8 и т.д.).

Поскольку в Древнем Вавилоне существовал интенсивный гражданский оборот, то в Законах Хаммурапи было много норм, которые регулировали обязательственные отношения, их содержание свидетельствует И Ира, что существовало две основные основания для возникновения обязательств-заключения договора и ущерба. Законы регулирующие И аки виды договоров: купли-продажи, аренды, займа, мены, найма, поклажи, поручения, перевозки и др.. Все сделки делились на две группы:

1) связанные с отчуждением вещи (купля-продажа, дарение, наследство и т.д.), которые требовали обязательного соблюдения определенных И Иравил (письменная форма, клятва, показания свидетелей и т.п.);

2) без отчуждения вещи.

Сборник законов содержал также признаки некачественных соглашений, в частности, противоречивость их закону, заключение путем обмана, шантажа, насилия или с лицами, имеющими ограниченную дееспособность и право-Идатнисть, пьяницами.

Основным средством обеспечения выполнения договорных юбовьязань было заведение, суть которого заключалась в том, что кредитор в случае невыполнения договора мог удовлетворить свои требования за счет 1.1 возложенных вещи. Предметом заведения могли быть: золото, серебро, зерно, оудивли, рабы и т.п..

Значительное количество постановлений Законов Хаммурапи касается порядка Иа доволення имущественных претензий вследствие причинения вреда (статья-П53 -60 и др.)..

Судебник Хаммурапи и его характеристика. Собственность и обязательства по судебнику царя Хаммурапи

Такие археологические артефакты, как судебник Хаммурапи, уникальны. Этот свод законов был создан в середине XVIII века до нашей эры. Для того чтобы сохранить его для потомков, вавилоняне выбили текст на базальтовом столбе, который первоначально хранился в междуречье Тигра и Евфрата. Через несколько сот лет, когда эта держава пала, памятник перевезли в Сузы. Сейчас это юго-западный Иран. Именно здесь судебник Хаммурапи был найден французскими археологами во время экспедиции 1901-1902 гг.

Описание памятника

С передней стороны столб был выскоблен. Это было сделано эламитами, которые и захватили столб, перевезя в свою столицу на восток. Царь этого народа повелел стереть часть оригинальных надписей, чтобы на освободившемся месте сообщить о своей великой победе над Вавилоном.

Тем не менее это не мешает данному памятнику быть самым древним сводом законов человечества. Его ставят на одну полку с другими кодексами, принятыми разными культурами тогдашнего мира. Например, судебник Хаммурапи и законы Ману, принятые в Индии, часто становятся объектами взаимного анализа. Именно такие документы позволяют понять, чем тогда жили люди и как они смотрели на мир вокруг себя.

В верхней части столба вырезан графический рисунок. На нем изображен сам царь Хаммурапи. Он молится богу справедливости и солнца Шамашу, который и дарует правителю эти законы. Вся остальная поверхность столба заполнена текстами статей. Также присутствует заключение.

Исследователи поделили этот массив на 282 статьи. Из-за того что часть изображения была стерта, сохранилось только 247. Уже после 1902 года археологам удалось найти продолжение этого текста на глиняных табличках, которые хранились в других поселениях этого региона, а также в знаменитой библиотеке Ниневии.

История создания

За несколько веков до Хаммурапи в Месопотамии существовало централизованное государство. Оно было объединено вокруг Шумера и Аккада. После нашествия амореев-кочевников из близлежащих степей это образование рухнуло. На его месте появилось несколько небольших государств, в том числе и вавилонское. В 1755 году до нашей эры царь Хаммурапи объединил разрозненные царства. Кроме того, он разорил Сузы. Именно после этой важной победы были издан судебник царя Хаммурапи.

Законы являются важным источником для знаний о праве древнего Востока. Порядки, появившиеся при Хаммурапи, просуществовали еще много столетий. Реформа значительно усилила роль государства в повседневной жизни жителей царства.

Надписи на камне написаны на вавилонском диалекте аккадского языка. При этом вступительная и заключительная часть имеют особенную ритмику.

Первое сословие

Как и другие сборники законов, судебник Хаммурапи вводит четкое разделение общество на несколько социальных групп. Высшим сословием считались жители небольших общин. Эти группы имели право на самоуправление. Каждый член такого образования получал в собственность участок общинной плодородной земли. Этот порядок существовал уже ко времени воцарения Хаммурапи – он лишь подтвердил этот обычай. Цари Вавилона не вмешивались в их жизнь, а уж тем более не пытались регулировать распределение земельных участков. Государственным чиновникам было запрещено трогать эти наделы. Тем не менее общины стабильно платили налоги в царскую казну. Эти отчисления составляли немалую часть богатства Вавилонской державы. Судебник Хаммурапи закреплял за правителем право назначать старейшин общин. На этом его влияние на их жизнь заканчивалось. Собственность и обязательства по судебнику царя Хаммурапи зависели в первую очередь от социального положения.

Внутри общин были распространены сделки с имуществом. Землю продавали, сдавали в аренду и делали объектом ростовщичества. Размер надела авилума (жителя такой группы) мог составлять от 1 до 60 гектаров.

Второе сословие

Представители второго сословия звались мушкенумами. Этим термином обозначались люди, которые не были членами общин и не имели собственного надела. Поэтому они должны были получить государственную землю и возделывать ее, попадая в определенную зависимость от власти царя. Часто членами такого сословия становились разорившиеся жители общин, которые отдавали свой собственный участок за долги.

Смотрите так же:  До скольки лет платят пособие по потери кормильца

Так как Вавилон был культурным центром всего региона, сюда тянулись жители других стран. Например, это были кочевники, которые хотели осесть на земле. Для этого они могли получить надел от царя и оказаться на его службе. К мушкенумам одинаково относились и знатные чиновники на государственной службе, и бедные крестьяне.

Второе сословие не имело самоуправления. Это означало, что его жизнью полностью управляла царская администрация. Обладателей государственных участков могли без предупреждения приписать к другому месту. Имущество второго сословия по сравнению с собственностью авилумов охранялось гораздо строже, так как оставалось государственным. Например, согласно 8 статье, кража такой собственности каралась штрафом в десятикратном размере. Если вор не мог заплатить государству из собственного кошелька, то его убивали.

Основные источники судебника Хаммурапи говорят о том, что размер выдаваемого государством надела зависел от того, какую должность занимал человек. Больше всего ценилась служба храмовых жриц и торговцев (тамкаров). Такие люди могли получать от 12 до 75 гектаров земли. Собственность и обязательства по судебнику Хаммурапи тех, кто состоял на военной службе, также оговаривались. Солдаты и ремесленники получали надел от 9 до 12 гектаров. Скотоводы довольствовались самыми маленькими участками.

Третье сословие составляли рабы, или вардумы. У таких людей был хозяин, который мог свободно распоряжаться их жизнью и свободным временем. За убийство невольника взимался совсем небольшой штраф.

Собственность и обязательства по судебнику Хаммурапи были прописаны самым подробным образом. Касалось это и рабов. Так, например, за укрывательство беглых невольников человека ждала тяжелая кара вплоть до казни. Рабы, которые обвинялись в драке со свободными жителями, приговаривались к отрезанию уха. Причем это мог сделать и их хозяин.

Статус раба передавался по наследству за исключением случая, когда ребенок рождался от свободной женщины. Если человек попадал в собственность государства или второго сословия, то его положение было не таким тяжелым. Он мог заводить семью. Рабы, которые приписывались к общине, жили в тяжелых условиях, так как государство никак не вмешивалось в их взаимоотношения с хозяевами.

Принадлежность к определенному сословию определяло в первую очередь социальное положение, а не богатство человека. Это хорошо прослеживается по тому, насколько ценилась жизнь жителей общин и тех, кто работал на государство. Например, если знахарь лечил авилума, то он получал вознаграждение в 10 серебряных сиклей. Если его пациентом оказывался мушкенум, то 5. За здоровье раба давали 2 сикля. Если врач нанес вред здоровью жителя общины, ему отрезали руку.

Общая характеристика судебника Хаммурапи говорит о том, что в Вавилоне очень сурово наказывалось ложное обвинение. Именно с описания таких наказаний начинается перечень статей на базальтовом камне. Первое предложение гласит, что если человек обвинил другого в убийстве и не смог доказать этого в суде, то он сам будет казнен за доносительство. Такая суровость объясняется принципом равного возмещения (другое название – талион). Многие знают это правило по фразе «око за око» или «зуб за зуб».

Вавилоняне были очень суеверными людьми. Поэтому были распространены обвинения в колдовстве. Обвиненный в таком преступлении должен был погрузиться в глубокую реку, которой согласно религиозным взглядам, правило божество. Именно оно определяло виновность человека. Если тот тонул, то обвинитель мог забрать дом колдуна. Традиция божественного суда была распространена не только в древних обществах. Она дожила и до Средневековья, когда христиане определяли виновность человека по тому, уцелеет ли его рука при опускании в кипяток.

Основные источники судебника Хаммурапи сообщают и о строгой ответственности судей. Если судья принял решение и уже оформил документ, подтвержденный печатью, а после этого решил пересмотреть дело, то он уплачивал крупный штраф и лишался своей должности. Подобная практика позже применялась в Риме.

Если суду не удавалось обнаружить грабителя, лишившего человека его имущества, то община возмещала пострадавшему его ущерб (23 статья). Эта норма касалась только авилумов. Если убивали члена семьи, то свободный человек получал возмещение от общины в размере одной мины серебра (24 статья). Эта античная мера использовалась в разных культурах, например и в Греции, при этом везде она исчислялась по-разному. В древнем Вавилоне одна мина равнялась примерно 600 граммам. Эти обязательства по судебнику Хаммурапи являются одним из немногих пунктов, регламентирующих жизнь общины.

Строго каралось мародерство. Например, если случился пожар, а сосед пришел в дом свободного человека, чтобы поживиться, то его тут же можно было бросить в тот самый огонь. Эта фраза – буквальна. То есть характеристика судебника Хаммурапи говорит о том, что законы не запрещали самосуд над преступниками.

Телесные наказания

Сын, ударивший своего отца, должен был лишиться своей руки. В этой и многих других статьях воспроизведен принцип, по которому наказанию подвергалась «виноватая» часть тела. За выкалывание глаза по решению суда также выкалывали глаз. То же самое касалось сломанных костей, выбитых зубов и других травм.

За удар по щеке человека, принадлежавшего к высшему сословию, приговаривали к 60 ударам плетью. Если подобный конфликт возникал между равноправными (например, между мушкенумами), то виновник карался штрафом.

Наемный труд и торговля

Множество статей было посвящено халтурной работе и невнимательности. Например, если плотник построил стену, которая после рухнула, то он должен был возвести ее повторно за свой счет.

В Вавилоне были очень важны услуги лодочников, которые перевозили грузы. Если по их вине гибло судно с финиками и т. д., то они были обязаны выплатить собственнику стоимость погибшего имущества. Общая характеристика судебника царя Хаммурапи заключается в том, что любой проступок рассматривался в государственном суде, который мог определить размер взыскания.

Законы, которые регламентировали наемный труд, также определяли стоимость услуг мастеров, ремесленников, строителей, пастухов и т. д. Фиксированные цены позволяли избежать конфликтов между сторонами сделки.

Как уже говорилось выше, кража государственной собственности каралась казнью. К воровству причислялись и другие поступки. Например, если человек покупал что-либо у сына авилума. Дело было в том, что дети не могли распоряжаться имуществом семьи. В этом случае такая сделка приравнивалась к краже и наказывалась смертью покупателя. Также наказывались сделки, не оформленные с помощью соглашения. Судебник законов Хаммурапи вообще строго относился к договорам. Например, брак, не оформленный с помощью соответствующей бумаги, не мог считаться законным.

Люди, оказавшиеся в армии царя, получали надел, то есть принадлежали ко второму сословию. Их называли редумами (они кроме земли награждались еще и скотом) и баирумами. Статус военного передавался по наследству. Если военный накапливал достаточно средств, он мог приобрести частную собственность, но при этом он продолжал нести службу. Сделки с государственным имуществом, данным в надел, были запрещены. Если кто-то покупал его (например, скот), то лишался не только покупки, но и своего серебра.

Эти военные были рядовыми. Они подчинялись офицерам – сотникам и десятникам. Чтобы в войске была строгая дисциплина, государство жестоко карало дедовщину. Притеснения офицеров, в том числе и грабеж, карались смертной казнью. Редумы были тяжеловооруженными пехотинцами, тогда как баирумы получали луки и становились стрелками.

Высшее сословие жило в строгой семье. Так, глава рода мог отдавать в залог своих детей или жену. Кроме того, мужчина определял будущих супругов для своих отпрысков. Женщина находилась в зависимом положении от главы семьи. Так, согласно 177 статье, она должна была хранить верность даже умершему мужу. Независимыми были лишь женщины, ставшие жрицами. Однако они вообще не могли заводить семью, посвящая свою жизнь службе богам (110 статья).

Если жена не могла родить детей мужу, то он мог оставить ее. Для этого ему необходимо было заплатить выкуп, равный приданному, принесенному из дома ее отца. После этого развод мог считаться законным. В случае если во время свадьбы жена не выкупалась вообще, муж должен был оставить ей одну серебряную мину. Развод регулировался судом.

Если жена отличалась упрямым характером, не слушалась супруга или публично унижала его, то он имел право развестись с ней, не уплатив при этом выкуп. Кроме того, муж мог оставить ее при себе и жениться во второй раз. При этом бывшая жена становилась рабыней в его доме.

Но суд также защищал и супругу. Например, если муж отличался пьянством, любил ее унижать, то жена могла обратиться в суд, который имел право разрешить ей покинуть дом и забрать с собой приданое. Члены семьи, уличенные в инцесте, сжигались на кострах. Это считалось страшным грехом и богохульством.

После перечисления 282 статей на базальтовом камне следует заключение, написанное от лица Хаммурапи. В нем он перечисляет успехи своего правления и надеется, что его законы даруют счастье и спокойствие его стране.

В заключение дана общая характеристика судебника Хаммурапи. Царь заявляет, что его законы нужны для того, чтобы никто не мог притеснять слабого. Также он заявляет, что справедливость должна быть для всех — от вельмож до сирот и вдов.

В своих обращениях царь часто называет себя превосходным, отменным и мудрым. Источником такой уверенности является то, что царь верил, будто бы законы ему были даны богами, в том числе Шамашем, Мардуком и т. д.

Общая характеристика законов судебника Хаммурапи дана в самом последнем абзаце. Государь верил, что при их исполнении возможен идеальный порядок и совершенное общество, которое будет существовать до скончания веков.