Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Проект закона «Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом» был внесен в Госдуму в начале второго созыва, в 1996 году. Его инициатором была группа депутатов, весьма разнообразная по своему составу: Павел Бунич и Вячеслав Кузнецов (НДР), Владимир Головлев (ДВР), Леонид Канаев (КПРФ), Владимир Лисичкин (ЛДПР), а также член Совета Федерации Семен Зубакин (ДВР).

У этого законопроекта оказалась непростая судьба. Первый его вариант вносил Владимир Лисичкин еще в 1994 году, в бытность свою депутатом Госдумы первого созыва. Затем вносился ряд альтернативных законопроектов. В 1997 году свой проект внес Семен Зубакин. В том же 1997 году группа авторов объединила все законопроекты. И вот наконец осенью 1998 года консолидированный вариант был вынесен на первое чтение. Докладывал Леонид Канаев.

По мнению авторов, необходимость принятия закона «Об управлении собственностью РФ, находящейся за рубежом» в первую очередь определяется тем, что в соответствии с ГК РФ особенности приобретения и прекращения права собственности Российской Федерации на имущество, а также иные отношения, регулируемые гражданским законодательством, с участием иностранных юридических, физических лиц и государств определяются только законом. Как известно, такого закона в российской правовой системе нет.

Основные цели законопроекта очевидны: установление действенных механизмов управления государственной собственностью, находящейся за пределами территории России; создание правовой базы для защиты имущественных интересов РФ за рубежом; обеспечение сохранности объектов собственности за рубежом и повышение эффективности их использования и за счет этого – увеличение поступлений в бюджет.

Нужно сказать, что к тому времени Министерство государственного имущества впервые составило и представило Госдуме реестр недвижимого имущества РФ, находящегося за рубежом. Это 2559 объектов, расположенных на территории 122 государств, находящихся в управлении и хозяйственном ведении 14 министерств и ведомств и оцененных на тот момент в 2,5 миллиарда долларов.

Кроме того, в октябре 1998 года правительство РФ приняло постановление о межведомственной комиссии по обеспечению эффективного использования собственности РФ, находящейся за рубежом, и защите имущественных интересов РФ. По словам Канаева, положение об этой комиссии «уже во многом отталкивается от тех норм законопроекта, которые предлагаются вашему рассмотрению, и, кроме того, для эффективной работы самой комиссии требуется законодательная опора, то есть принятие настоящего закона».

Широкий политический спектр авторов законопроекта обусловил и высокую степень согласия по нему, хотя и с определенными нюансами. Судите сами.

Владимир Вишняков (ЛДПР): – Я считаю, что это важнейший закон, и то, что мы его принимаем с запозданием, конечно, наша ошибка. … я думаю, что мы должны наряду с принятием этого закона (а может быть, в самом законе) обеспечить организационно-правовое решение всех этих вопросов, которые связаны с реализацией закона, то есть рекомендовать создать соответствующие органы или, если они существуют, укрепить их хорошими кадрами, юристами, не пожалеть на это денег. И тогда действительно мы встанем на защиту разграбленной, растасканной собственности бывшего Союза Советских Социалистических Республик.

Галина Старовойтова (независимый депутат): – Я согласна с предыдущим выступающим: мы действительно опаздываем с принятием этого закона. Между прочим, я поднимала вопрос о необходимости полной и точной инвентаризации нашей собственности за рубежом и юридического регулирования ее использования еще в декабре 1991 года перед Верховным Советом РСФСР и перед МИДом и не нашла тогда своевременной поддержки, к сожалению. . Проблемы не решатся переговорным процессом, особенно если говорить о тех странах, где приняты законы о реституции. Я призываю вернуться к этой части закона либо принять отдельное постановление. Это будет быстрее, чем мы примем закон в трех чтениях. Либо надо очень быстро внести соответствующие поправки. Я думаю, что это несколько наивная недооценка возможных действий правительств зарубежных стран. Надеяться только на доброе к нам отношение здесь нельзя, надо срочно предпринимать юридические меры.

Виктор Гитин («Яблоко»): – Законопроект сырой. В связи с этим хотелось бы предложить следующий вариант. Может быть, нам сегодня имеет смысл принять пока решение только по одному пункту, предполагающему прекращение совершения любых операций по отчуждению собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом. Разработку же концептуально более серьезного законопроекта, который, еще раз подчеркиваю, безусловно актуален сегодня, более чем актуален, необходимо осуществить с более существенными поправками и дополнениями.

Разумеется, шла речь и о «прихватизации», и собственности РФ на территории Украины, и о статусе Байконура… Но, при некоторых разночтениях в видении проблемы управления российской собственностью за рубежом, палата приняла законопроект в первом чтении конституционным большинством в 323 голоса.

На второе чтение проект закона «Об управлении собственностью РФ, находящейся за рубежом» был вынесен в январе 1999 года. Однако представитель президента РФ Александр Котенков попросил отложить его рассмотрение, поскольку не была учтена ни одна поправка президента, несмотря на то что президент дал постатейные замечания, и «это привело к тому, что в тексте оказались просто, ну, извините меня, нелепости». С согласия авторов второе чтение было перенесено на февраль.

По заверению Леонида Канаева, к этому заседанию все президентские поправки были учтены, а также поправки, внесенные правительством РФ, депутатами Госдумы и субъектами РФ. Они были связаны в основном с корректировкой понятий и терминологии публичного права, а также замечаниями по полномочиям федерального органа по управлению государственным имуществом РФ, по вопросам иммунитета собственности за рубежом, возложению расходов на ее содержание и по ряду других.

Дальнейшее прохождение этого законопроекта в парламенте препятствий не встретило. И во втором, и в третьем чтениях он вновь был принят конституционным большинством. Без вопросов и обсуждений одобрил его и Совет Федерации.

А вот президент РФ закон «Об управлении собственностью РФ, находящейся за рубежом» отклонил – несмотря на то, что его поправки были вроде как учтены. В июне 1999 года в Госдуму поступило соответствующее письмо с обоснованием вето.

Всего в письме президента РФ 11 пунктов с развернутой аргументацией. Если вкратце, то претензии главы государства состояли в следующем.

Закон не направлен на установление внутригосударственного порядка управления собственностью РФ, находящейся за рубежом, а претендует на всеобъемлющую регламентацию всего комплекса отношений (государственно-правовых, гражданско-правовых, международно-правовых), касающихся этой собственности. Такой подход искажается нормы Конституции РФ, касающиеся разграничения предметов ведения.

В законе не нашел удовлетворительного разрешения вопрос об объекте регулирования.

Вызывает возражение включение в закон определения Российской Федерации как государства, принявшего на себя все права и обязанности СССР на движимую и недвижимую собственность СССР – такое определение противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, ее законодательству и лишено какого-либо смысла, так как не соответствует реальности.

Вопросы правопреемства государств в отношении государственной собственности государства-предшественника, находящейся за пределами его территории, решаются путем заключения международных договоров между заинтересованными государствами. Такие вопросы не могут быть решены односторонними актами отдельных государств. Стремление регламентировать эти вопросы, являющиеся по своей сути международно-правовыми, ничего не даст в практическом плане, а попытка вновь вернуться к этим проблемам не соответствует интересам Российской Федерации.

Вряд ли допустимо игнорировать законодательство государства местонахождения собственности РФ за рубежом при формулировании нормы, касающейся оформления права на такую собственность, тем более что возникновение и прекращение права собственности РФ на объекты, находящиеся за рубежом, определяются по праву страны, где эти объекты находятся. Не соответствует ГК РФ определение собственности РФ, находящейся за рубежом, так как это определение отождествляет собственность и объекты гражданских прав.

Если обобщить президентские замечания, то можно сказать, что согласовать публичные начала в управлении государственной собственностью с гражданско-правовыми принципами реализации прав собственника и при этом не нарушить международно-правовые нормы законодателю не удалось.

Отклоняя Федеральный закон, президент констатировал «крайне низкий уровень его подготовки и юридической проработки».

В сентябре 1999 года Госдума приняла решение о создании специальной комиссии по подготовке закона к повторному рассмотрению.

Однако вопрос «перекочевал» в третий думский созыв, и в марте 2001 года было принято решение согласиться с мотивами решения президента РФ и закон с рассмотрения снять.

Важным шагом на пути создания существующей в настоящее время системы управления и распоряжения федеральным недвижимым имуществом за рубежом стал действующий и сегодня указ президента РФ 2000 года «О мерах по улучшению использования расположенного за пределами РФ федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями».

Собственность россии за рубежом

В августе этого года, отчитываясь перед американским конгрессом о санкционном давлении на Москву, заместитель министра финансов США Сигал Манделькер заявила, что Вашингтон заблокировал российских активов на сотни миллионов долларов. А чуть раньше, в июле, во исполнение решения Стокгольмского арбитража по иску «Нафтогаза» были арестованы голландские активы «Газпрома» на 2,6 миллиарда долларов. Можно вспомнить и про аресты российской собственности в Бельгии и Франции – на этот раз по делу ЮКОСА.

На первый взгляд, это события, мало между собой связанные: США, Европа и Украина каждая по отдельности давят на Россию по своим индивидуальным причинам. Однако, как отметили в МИДе РФ, всё это – лишь этапы развёрнутой против нашей страны кампании. Складывается впечатление, что соперники Москвы готовы действовать беспощадно, а потому «санкционные щупальца» могут дотянуться и до другой российской собственности за рубежом. Чему ещё может грозить опасность?

С юридической точки зрения российскую собственность за границей можно поделить на три типа. Это недвижимое имущество, закреплённое за министерством иностранных дел РФ; иное недвижимое имущество, а также вещи, не относящиеся к недвижимости. Именно у этих видов собственности в российском законодательстве есть свой юридический статус, на нормативном уровне регулируются вопросы их управления.

Так, дипломатическая недвижимость находится в ведении МИД РФ. По идее, оно должна обладать иммунитетом, но как показывает случай Генконсульства в Сан-Франциско, даже дипломатический статус не всегда помогает защитить собственность.

Иное недвижимое зарубежное имущество управляется ФГУП «Предприятие по управлению собственностью за рубежом», которое входит в состав Управления делами Президента России, и Росимуществом. Последнее ведомство также распоряжается движимым имуществом.

На практике категория «недвижимое имущество» включает земельные участки, здания и сооружения, жилые и нежилые помещения, космические объекты и воздушные и морские суда. Категория «движимое имущество» — акции, доли в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, автомобили, различные технические системы и так далее.

Смотрите так же:  Dle лицензия купить

Пожалуй, к «движимым активам» России стоит отнести и международные резервы Центрального банка. Ведь, по сути, иностранные облигации и прочие ценные бумаги; золото, хранящееся в иностранных кредитных организациях, — всё это зарубежная собственность.

Российское Монако

Говоря о российском имуществе – как в стране, так и за рубежом, — сразу стоит отметить, что информация о ней находилась в открытом доступе лишь до недавнего времени. Соответствующие сведения, согласно постановлению Правительства, должны были вноситься в Реестр федерального имущества. Конечно, за исключением данных, являющихся гостайной: например, о земле и недвижимости военных баз и космодромов.

Однако в ноябре 2015 года практика поменялась. Как пишет РБК со ссылкой на представителя Росимущества, с этого времени сведения о зарубежном федеральном имуществе перестали размещаться в Интернете и предоставляться СМИ из-за «недружественной политики ряда стран». Так что теперь данные об иностранной собственности России очень ограничены.

В открытом доступе – лишь информация, размещённая на сайте «Госзагрансобственности». На портале есть сведения о шести заграничных комплексах – по одному в Израиле, Иордании, Италии, Франции, Палестине и ЮАР. Всё это – объекты культуры: Сергиевское Подворье в Иерусалиме, Странноприимный дом на месте Крещения Господня в Иорданской деревне Гур Аль-Кафрейн, Подворье Русской православной церкви в Бари, Свято-Николаевский собор в Ницце, Российский «Музейно-парковый комплекс» в Иерихоне и Храм Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге. В общей сложности их площадь с лихвой превысит 100 тысяч квадратных метров: только Сергиевское подворье в Израиле по площади равно 68 тысячам квадратных метров.

Картину об остальных владениях можно сформировать благодаря СМИ. Так, известно, что среди других культурных объектов России за границей – скала в Швейцарии вблизи деревни Андерматт. Кроме того, в 2016 году было закончено строительство Свято-Троицкого собора и Русского духовно-культурного центра в Париже. Для их возведения Москва в 2010 году выкупила участок земли общей площадью 4245 квадратных метров.

В феврале 2015 года «Аргументы и факты» писали, что в реестре государственной собственности содержалась информация о 3,27 квадратных километров владений, принадлежащих России. Это почти в полтора раза больше, чем территория всего княжества Монако. Среди десяти крупнейших владений, помимо уже упомянутых культурных объектов, 345 тысяч квадратных метров в Шотландии более 308 тысяч квадратных метров в столице Италии.

Крупные участки земли принадлежат России в Турции, США, Австрии и, например, в Никарагуа. По данным сайта «Моя планета», наша страна располагает землями как минимум в 120 странах мира.

Ничуть не проще ситуация обстоит с «движимыми» активами. Информация о счетах «Госзагрансобственности», которые арестовывались по делу ЮКОСА, не разглашается. На сайте Росимущества есть очень скупые данные о принадлежащих России акциях предприятий, располагающихся за рубежом. Среди них, например, сведения о ценных бумагах французской дочки банка ВТБ, украинско-российско-английско-американского совместного предприятия «Промзапал» и тайландской компании ASPAC Company Limited.

Там же можно найти информацию о владении акциями таких компаний, как «Газпром», «Роснефтегаз» и «Алроса». У каждой из этих организаций немало активов за рубежом.

Наконец, более полное представление о международных резервах России даёт статистика Центрального банка. На 1 октября показатель составил 459,2 миллиарда долларов. Почти 77 миллиардов из них – это монетарное золото, 6,7 миллиарда – специальные права заимствования, три миллиарда – резервная позиция в МВФ. Остальные 370 миллиардов приходится на «прочие валютные активы». Среди них, наверняка, есть и облигации США.

При этом в последние месяцы Россия активно снижала свои вложения в американские ценные бумаги – до 48,7 миллиарда долларов, что стало минимумом с 2008 года.

Так Москва хочет оградить себя от рисков, связанных с новыми санкциями Вашингтона. Но, как видится, в случае желания американцы могут позариться и на другие российские активы. А их, к нашему счастью или сожалению, немало.

Правовое регулирование использования федеральной недвижимости, находящейся за рубежом

А.В. CМЕТАНИН,

Российская недвижимость за рубежом в настоящее время представляет собой сложно поддающийся систематизации набор объектов недвижимого имущества, права собственности на которые возникали на протяжении нескольких столетий.

Так, недвижимое имущество СССР было предназначено в основном для обеспечения деятельности дипломатических и торгово-экономических представительств. Кроме того, часть недвижимого имущества была передана различным органам исполнительной власти, государственным органам и организациям для функционирования их представительств.

В настоящее время состав недвижимого имущества, расположенного за рубежом, можно представить следующим образом:

· недвижимое имущество, приобретенное царской Россией, РСФСР и СССР в довоенные годы;

· недвижимое имущество, принадлежащее Русской Православной Церкви;

· недвижимое имущество, приобретенное министерствами и ведомствами бывшего СССР в послевоенные годы;

· недвижимое имущество, приобретенное на основе «оккупационного права» после Второй мировой войны.

До недавнего времени управлением федеральным недвижимым имуществом, расположенным за рубежом, занималось множество учреждений: Минимущество России, МИД России, Минобороны России, Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минкультуры России, Управление делами Президента РФ, огромное количество подведомственных им учреждений, а также организации, давно уже ставшие коммерческими (такие, как Росзарубежцентр, Морской Регистр, РИА «Вести», «Совэкспортфильм», Госкомрыболовство, ИТАР-ТАСС и др.).

Наиболее полной информацией о недвижимости СССР располагало Главное управление советским имуществом за рубежом (ГУСИМЗ), которое до 25.04.1947 входило в Минвнешторг СССР, а с 1947 по 1953 год являлось самостоятельным Главкомом при Совмине СССР.

В настоящее время ключевым документом в распределении функций управления указанным имуществом является Указ Президента РФ от 23.10.2000 № 1771 «О мерах по повышению эффективности использования федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом» (далее — Указ № 1771), который уполномочил только два ведомства работать с госзагрансобственностью: Управление делами Президента РФ и МИД России, обязав остальных «балансодержателей» передать им все зарубежные активы.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно ст. 214 Гражданского кодекса РФ, федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации право собственности осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

С теоретической точки зрения, следует, наверное, согласиться с утверждением известного ученого-юриста В.К. Андреева о том, что «поскольку согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, который осуществляет свою власть непосредственно или через органы государственной власти, следовательно, федеральная государственная собственность в Российской Федерации принадлежит ее многонациональному народу». Однако непосредственно управление государственной собственностью осуществляется с помощью властных полномочий органов государства (в отношении заграничной собственности, как отмечалось выше, такими органами являются МИД России и Управление делами Президента РФ).

Федеральное недвижимое имущество, находящееся за рубежом, является неотъемлемой частью государственной собственности, поэтому управление им является составляющей всего процесса управления государственной собственностью. Учитывая объемность федеральной собственности, от эффективности использования и управления государственным недвижимым имуществом, расположенным за рубежом, в немалой степени зависит состояние экономики России в целом.

Прежде всего необходимо определиться с самим термином «управление». Для этого обратимся к одному из основателей теории государственного управления экономикой — академику А.В. Венедиктову. Он понимал под управлением, возложенным на госорган в отношении предоставленного ему государством имущества, всю совокупность функций и, соответственно, обязанностей и прав, осуществляемых им в отношении этого имущества, и всю совокупность правовых действий, совершаемых госорганом по поводу этого имущества, а не только административно-правовые функции и административно-правовые акты управления.

Организация управления любой государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий государства. В нее включаются: определение государственной политики в области госсобственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией); учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение госсобственностью; учет объектов госсобственности и распределение ее объектов между субъектами; осуществление непосредственного управления.

Конституция РФ исходит из того, что управление федеральной собственностью относится к ведению органов Федерации. Дословно об управлении федеральной собственностью в Основном законе говорится всего дважды. В частности, подп. «д» ст. 71 определяет, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею, а ст. 114 устанавливает, что Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.

В ранее действовавшей Конституции от 12.04.1978 (в ред. от 10.12.1992) федеральная государственная собственность и управление ею были отнесены к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Что касается правового акта, регламентировавшего вопросы управления и распоряжения собственностью советского государства, находящейся за рубежом, то здесь следует отметить, например, Постановление Совета Министров СССР от 25.11.1980 «О порядке приобретения, отчуждения и аренды земельных участков, зданий и сооружений, находящихся за границей, и их регистрации и учета». Согласно этому Постановлению приобретение и строительство зданий и сооружений на земельных участках, предоставляемых в пользование на условиях взаимности, могли осуществляться только на основе межгосударственных и межправительственных договоров СССР.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации могли приобретать и отчуждать здания и сооружения, находящиеся за границей, а также осуществлять строительство зданий и сооружений за границей только с разрешения Совета Министров СССР. Кроме того, следует отметить, что курирующие министерства, комитеты и ведомства должны были предварительно согласовывать предложения по указанным вопросам с МИД СССР и Минфином СССР.

С распадом СССР необходимо было решить вопрос о собственности бывшего СССР, в том числе недвижимости, расположенной за рубежом. Соглашением глав государств СНГ от 30.12.1991 «О собственности бывшего Союза ССР за рубежом» (далее — Соглашение о собственности) устанавливалось, что государства — участники Содружества взаимно признают, что каждое из них имеет право на соответствующую фиксированную справедливую долю в собственности бывшего СССР за рубежом. Для выработки критериев и принципов в отношении распределения всей зарубежной собственности бывшего СССР была создана межгосударственная комиссия.

6 июля 1992 г. в соответствии с Соглашением о собственности (подписанным еще 10 государствами — участниками СНГ: Азербайджанской Республикой, республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Украина) доля Российской Федерации в движимой и недвижимой собственности была признана равной 61,34 % от движимой и недвижимой зарубежной собственности СССР. Это Соглашение не было ратифицировано Верховной Радой Украины, которая 19 февраля 1997 г. отложила ратификацию до выполнения Россией ряда условий, в числе которых предоставление полной информации о составе и балансовой и рыночной стоимости зарубежной собственности СССР, подтвержденной выводами международного аудита; погашение перед юридическими и физическими лицами Украины задолженности Внешэкономбанка СССР; применение Россией в отношении Украины режима свободной торговли в полном объеме. При этом Киев в июне 1992 года на-правил в зарубежные страны дипломатические ноты с заявлениями своих претензий на объекты недвижимости.

Смотрите так же:  Ликвидация загрязнения атмосферы

Все это значительно затормозило признание прав собственности России на имущество СССР за рубежом. По этой причине права собственности так и не были перерегистрированы в ряде европейских стран — Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Турции, Японии, Индии и др. Многие из этих государств отказываются регистрировать объекты в собственность Российской Федерации, объясняя это необходимостью политического урегулирования взаимоотношений России с республиками бывшего Советского Союза. Такое решение, например, вынес Верховный суд Лондона относительно «предупреждения», направленного посольством Украины по комплексу зданий Торгового представительства РФ в Великобритании (Лондон, Хайгейт Вест Хилл, 32). Решением суда Земельный Регистр внес в титулы собственности обременения на данный объект в виде признания за Украиной прав сособственника и обязательного отчисления в ее пользу 16 % доходов с объекта.

В связи с подписанием Соглашения о собственности Указом Президента РФ от 08.02.1993 № 201 было принято решение о том, что Российская Федерация как государство — продолжатель СССР принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности. Кроме того, Правительству РФ было поручено решать все вопросы, связанные с реализацией Соглашения о собственности, на двусторонней основе.

Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 17.09.1993 № 5727-1 «О собственности Союза ССР, находящейся за рубежом» (далее — Постановление) находящееся за пределами Российской Федерации имущество СССР является федеральной собственностью Российской Федерации, если иное не установлено соглашениями Российской Федерации с другими государствами. В соответствии с п. 2 Постановления представителем Российской Федерации по совершению сделок (купля-продажа, дарение, аренда, залог) в отношении этого имущества является Российский фонд федерального имущества, осуществляющий контроль за его эффективным использованием.

Однако ни Положение о Российском фонде федерального имущества (утв. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 03.07.1991 № 153-1), ни аналогичное Положение об указанном специализированном учреждении (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1993 № 2173) не предусматривали соответствующих полномочий. В связи с этим полномочия, указанные в п. 2 Постановления, так и не были закреплены за фондом.

Как было указано выше, система правового регулирования федерального имущества в Российской Федерации строится на основах, закрепленных в Конституции РФ. В соответствии со ст. 8 в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. ГК РФ в ст. 214 устанавливает два уровня государственной собственности: федеральная собственность и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.

Вместе с тем статьи 71 и 72 Конституции РФ не устанавливают юридических принципов и механизма разграничения и регулирования федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 214 ГК РФ разграничение госсобственности осуществляется в порядке, установленном законом. В настоящее время такого закона нет; до его принятия действует и будет действовать Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Конституция РФ (статьи 71—73) и Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 14) устанавливают: федеральная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации; разграничение государственной собственности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ управление федеральной собственностью в целом, и за рубежом в частности, возложено на Правительство РФ.

ГК РФ, определяя в статьях 214, 215 госсобственность (федеральная собственность и собственность субъектов Федерации) и муниципальную собственность, устанавливает органы и лица, которые осуществляют права собственника от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Кроме того, в соответствии с ч. 2 указанной статьи Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать своим территориальным органам часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Это относится и к полномочию Правительства РФ по управлению федеральной собственностью в силу п. «г» ст. 114 Конституции РФ.

В п. 11 ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 10.02.1994 № 96 указывалось, что порядок управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, определяется специальными постановлениями Правительства РФ. В 1995 году Правительством РФ в рамках его конституционных полномочий были приняты организационно-правовые меры по управлению федеральной собственностью, находящейся за рубежом. Так, 5 января 1995 г. Постановлением Правительства РФ № 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» (далее — Постановление № 14) были определены полномочия Правительства РФ, Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, федеральных органов исполнительной власти в вопросах управления и распоряжения объектами федеральной собственности, находящейся за рубежом. В частности, было установлено, что Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом является полномочным представителем Правительства РФ по вопросам правопреемства Российской Федерации в отношении имущества бывшей Российской империи, бывшего СССР, в том числе его министерств, ведомств, других организаций и учреждений, а также упраздненных министерств и ведомств Российской Федерации, в отношении федеральной собственности, находящейся за рубежом, за исключением имущества, переданного в оперативное управление федеральным органам исполнительной власти и организациям и учреждениям, а также осуществляет организацию поиска, защиту, надлежащее оформление прав собственности Российской Федерации на указанное имущество и управляет им. Кроме того, Постановлением № 14 на Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом был возложен контроль за сохранностью, использованием по назначению, а также за эффективностью использования федеральной зарубежной собственности.

Постановление № 14 было принято в целях обеспечения надлежащего управления федеральной собственностью и более действенного контролирования эффективности ее использования и сохранности. В соответствии с Постановлением № 14 решения о приобретении в федеральную собственность за счет средств федерального бюджета недвижимого имущества за рубежом, а также ценных бумаг, долей, паев и акций в находящихся за рубежом юридических лицах принимаются Правительством РФ на основании совместного представления Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом и федерального органа исполнительной власти, заинтересованного в приобретении этого имущества, согласованного с Минфином России.

В Постановлении № 14 предусмотрен также и особый порядок сдачи в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью и находящегося за рубежом, закрепленного на балансе государственных предприятий и учреждений. Сдача в аренду на срок до одного года осуществляется указанными государственными предприятиями и учреждениями самостоятельно, на срок до 5 лет — по согласованию с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом, на срок свыше 5 лет — по решению Правительства РФ. Продление срока действия договоров о сдаче в аренду указанного имущества на срок до 5 лет производится по согласованию с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом, свыше 5 лет — по решению Правительства РФ.

Установленный в п. 2 Постановления № 14 порядок сдачи в аренду не распространяется на отдельно стоящие здания, сооружения, неиспользуемые земельные участки. Из данных условий можно предположить, что для этого вида федеральной собственности за рубежом должен быть предусмотрен отдельный порядок сдачи в аренду, однако до настоящего времени он так и не разработан. Для исключения возможных спорных ситуаций, которые могут возникнуть при сдаче в аренду указанных объектов, разработка порядка сдачи такого рода объектов федерального недвижимого имущества становится актуальной задачей.

В соответствии с п. 5 ранее действовавшего Положения о Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.1995 № 1190, с изм. от 14.10.1996 № 1189) одной из основных задач этого комитета является управление и распоряжение в установленном порядке объектами федеральной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.1995 № 1211 Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом по согласованию с рядом министерств и ведомств было поручено провести инвентаризацию собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.1996 № 1135 «О мерах по улучшению использования недвижимого имущества, закрепленного за Министерством внешних экономических связей Российской Федерации» Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом и Министерству внешних экономических связей РФ поручено передать Управлению делами Президента РФ в оперативное управление служебные здания, сооружения, жилые дома, а также другое недвижимое имущество, находящееся на балансах представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах. Кроме того, этим же Указом было установлено, что Правительство РФ должно поручить Минфину России выделять Управлению делами Президента РФ на указанные цели средства из федерального бюджета, в том числе в иностранной валюте, а также предусматривать указанные затраты при разработке проектов федерального бюджета.

Для проведения анализа эффективности использования зданий, сооружений и помещений, закрепленных и используемых федеральными органами и бюджетными организациями, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.12.1997 № 1839-р Мингосимуществу России было поручено провести до 1 апреля 1998 г. инвентаризацию федерального недвижимого имущества. Для исполнения данного поручения была создана соответствующая комиссия.

Правительство РФ своим Постановлением от 03.07.1998 № 696 утвердило Положение об учете федерального имущества и ведении Реестра федерального имущества (далее — Положение об учете). Объектами учета реестра, расположенными как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, в соответствии с Положением об учете являются:

а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

б) участки леса, недра, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в федеральной собственности;

Смотрите так же:  Музторг возврат

в) федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием или государственным учреждением, либо находящееся в федеральной собственности предприятие в целом как имущественный комплекс;

г) находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них федеральное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

д) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по другим основаниям.

Кроме того, в указанном документе отражено, что ведение государственной базы данных федерального имущества, расположенного за рубежом, производится Мингосимуществом России.

Согласно Положению об учете собственником реестра является Российская Федерация. Право собственности от имени Российской Федерации в отношении реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство РФ.

В соответствии с п. 19 Положения об учете информация об объектах учета, содержащаяся в реестре, предоставляется любым заинтересованным лицам в соответствии с российским законодательством (физическим лицам — по письменному заявлению при предъявлении документа, удостоверяющего личность).

Распоряжением Мингосимущества России от 30.07.1998 № 800-р Департаменту собственности за рубежом совместно с Департаментом государственного реестра федеральной собственности было поручено в 3-месячный срок разработать и утвердить порядок ведения государственных баз данных имущества Российской Федерации, расположенного за рубежом, и предоставления их для автоматизированного объединения в единый банк данных Реестра федерального имущества. Соответствующий порядок был утвержден Распоряжением Мингосимущества России от 30.10.1998 № 1415-р. Ведение указанной базы данных было возложено на Департамент собственности за рубежом Мингосимущества России.

В целях осуществления мер по упорядочению использования зарубежного имущества Российской Федерации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите имущественных интересов Российской Федерации за рубежом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.1998 № 1154 была образована межведомственная комиссия. Основными ее задачами являются координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и разработка предложений по:

а) повышению эффективности использования собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом;

б) поиску и оформлению прав собственности Российской Федерации на имущество, находящееся за рубежом, включая недвижимое имущество, вклады и акции в зарубежных компаниях, драгоценные металлы и иные ценности;

в) защите имущественных интересов Российской Федерации в судебных и иных инстанциях за рубежом.

Для повышения эффективности использования государственного имущества Российской Федерации, находящегося за границей, Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 № 1025 был утвержден соответствующий план мероприятий. Основными из них являлись:

· подготовка актов инвентаризации госимущества Российской Федерации, находящегося за границей;

· подготовка решения Правительства РФ о перераспределении закрепления между федеральными органами исполнительной власти, предприятиями и учреждениями госимущества Российской Федерации, находящегося за границей;

· подготовка отчетов независимых аудиторских проверок и оценок рыночной стоимости не используемого по назначению госимущества Российской Федерации, находящегося за границей;

· решение Правительства РФ по совершенствованию управления госимуществом Российской Федерации, находящимся за границей, путем оптимизации распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти по управлению и распоряжению этим имуществом.

Соответствующие методические рекомендации по оформлению результатов инвентаризации госимущества Российской Федерации, находящегося за границей, были утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 и Распоряжением Мингосимущества России от 04.11.1998 № 1434-р.

В Постановлении Правительства РФ от 18.06.2000 № 536 в связи с преобразованием Министерства государственного имущества РФ в Министерство имущественных отношений РФ было установлено, что вновь создаваемое министерство осуществляет, помимо прочего, управление и распоряжение государственным имуществом в пределах своей компетенции.

23 октября 2000 г. Указом № 1771 было установлено, что Правительству РФ и Управлению делами Президента РФ необходимо обеспечить передачу в установленном порядке Управлению делами Президента РФ расположенных за рубежом служебных зданий, сооружений, жилых домов, другого недвижимого имущества, находящегося на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации. Из состава передаваемого имущества были исключены лишь объекты, необходимые Министерству иностранных дел РФ для осуществления его функций.

При рассмотрении Указа № 1771 следует обратить внимание на то, что он не решил судьбу недвижимого имущества, расположенного за рубежом и закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и учреждениям, указав лишь органы государства, которым поручается управление недвижимым зарубежным имуществом. Речь в Указе идет только о недвижимом имуществе, находящемся на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации.

Единственным документом, касающимся указанного имущества, закрепленного за госпредприятиями, является Постановление № 14, где говорится, что при приватизации госпредприятий Российской Федерации закрепленное на их балансе имущество, находящееся за рубежом, приобретенное в федеральную собственность за счет средств федерального бюджета, в том числе ценные бумаги, доли, паи и акции в находящихся за рубежом юридических лицах, не подлежит включению в уставный капитал акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования государственных предприятий, и продаже на конкурсах и аукционах. Таким образом, данное имущество не подлежит приватизации.

Кроме того, Указом № 1771 Правительству РФ было поручено в 3-месячный срок разработать и утвердить нормативы площадей, необходимых для размещения представительств Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в иностранных государствах и других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом. Однако на разработку и утверждение указанных нормативов потребовалось почти 7 месяцев: необходимые нормативы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 № 400.

Поскольку до издания Указа № 1771 инвентаризация федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом, в полной мере так и не была проведена, на ее организацию был дан 3-месячный срок со дня издания Указа.

Важность Указа № 1771 состояла также и в том, что наконец были определены полномочные представители Российской Федерации в отношении расположенного за пределами страны недвижимого имущества бывшей Российской империи и СССР, в том числе недвижимого имущества его органов, организаций и учреждений, а также упраздненных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций Российской Федерации. Ими стали уже названные ранее Управление делами Президента РФ и МИД России. Кроме того, Указ № 1771 за данными органами исполнительной власти закрепил организацию поиска, защиту названного имущества, а также надлежащее оформление прав собственности Российской Федерации на него.

Потребность урегулирования правоотношений, возникающих в процессе использования федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом, вызвала необходимость законодательного закрепления порядка отчуждения этого имущества. В связи с этим согласно Указу № 1771 Правительству РФ было дано соответствующее поручение по утверждению такого порядка. Поскольку определение нормативов площадей, необходимых для размещения представительств Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в иностранных государствах и других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом, уже было заложено в Указе № 1771, следующим поручением, которое было дано Управлению делами Президента РФ, стала передача не используемого для размещения представительств федеральных органов исполнительной власти и других органов расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по управлению собственностью за рубежом» для его коммерческого использования.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 № 44 было установлено, что Управление делами Президента РФ осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности, находящимися в его ведении, включая имущество, закрепленное за подведомственными Управлению организациями, а также полномочия по обеспечению обмена, мены и купли-продажи жилых помещений. Кроме того, Управлению были предоставлены полномочия по учету и ведению реестра указанного имущества, а также по выдаче свидетельств о внесении этого имущества в Реестр федерального имущества с последующим предоставлением сведений в Министерство имущественных отношений РФ.

Министерством имущественных отношений РФ совместно с Управлением делами Президента РФ был разработан соответствующий порядок организации учета (утв. Распоряжением Минимущества России и Управления делами Президента РФ от 16.08.2001 № 2426-р/13). В соответствии с данным порядком методическое обеспечение организации учета имущества закреплено за Министерством имущественных отношений РФ, а изготовление и выдача бланков свидетельств о внесении этого имущества в Реестр федерального имущества — за Управлением делами Президента РФ.

Во исполнение Указа № 1771 было издано Распоряжение Правительства РФ от 12.02.2003 № 192-р, в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти предписывалось передать в ведение Управления делами Президента РФ расположенные за пределами России служебные здания, сооружения, жилые дома и иное недвижимое имущество, находящееся на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации (за исключением объектов, необходимых МИД России для осуществления его функций). Минимуществу России было поручено обеспечить в установленном порядке оформление передаваемого имущества.

Указ Президента РФ от 02.08.1995 № 797 наделил Правительство РФ необходимыми полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности. Аналогичные полномочия были даны Управлению делами Президента РФ Постановлением Правительства РФ от 25.01.1996 № 59.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.2000 № 1444 на Управление делами Президента РФ было возложено управление подведомственными ему организациями (федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями), а также управление и распоряжение объектами федеральной собственности, включая имущество, закрепленное за подведомственными ему организациями.

Как уже отмечалось, в настоящее время функцию по коммерческому использованию федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом, осуществляет ФГУП «Предприятие по управлению собственностью за рубежом», которому Управление делами Президента РФ передало недвижимое имущество на праве хозяйственного ведения.

Отмечая важность осуществления управления зарубежным федеральным недвижимым имуществом, следует сказать, что закон об управлении федеральной недвижимой собственностью до настоящего времени не принят, хотя необходимость в нем назрела уже давно. Это следует из подготовленного совместного Решения Правительства РФ и Банка России «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране»[1], где предусмотрены усиление роли государства в развитии инфраструктуры рынка, повышение эффективности работы федеральных предприятий, усиление контроля за управлением и использованием государственной собственности.

В законе об управлении федеральной недвижимой собственностью должны быть четко определены объекты и субъекты права федеральной государственной собственности, расположенной за рубежом; вопросы приобретения и прекращения права собственности; особенности ответственности госпредприятий, управляющих госсобственностью; оформление объектов госсобственности с учетом стран ее местонахождения; защита госсобственности, ее поиск и учет.