Содержание статьи:

Продлят ли пособие по уходу за ребенком до 3 лет малоимущим

В 2015 году Премьер-министр РФ дал поручение Правительству рассмотреть возможность введения с 2016 года социальных выплат матерям, которые воспитывают детей в возрасте от 1.5 до 3 лет, на основе принципов адресности и нуждаемости.

Отвечая на вопросы участников форума, Премьер высказался о необходимости нововведений в сфере государственной поддержки матерей с детьми до 3-х лет. Медведев отметил необходимость следующих шагов:

  • выделение категорий семей, которые нуждаются в адресной помощи — малообеспеченные (малоимущие), неработающие и т.п.;
  • стимулирование работодателей на создание подходящих гибких условий занятости для таких женщин;
  • логическое завершение программы по созданию достаточного количества мест в детсадах и переход на строительство и развитие ясельных учреждений.

Также в рамках проведенного форума Дмитрий Медведев выделил ключевые направления партийной социальной политики. Среди них были отмечены развитие господдержки семей с детьми, защита интересов матерей и необходимость внедрения новых направлений соцпомощи.

Премьер призвал членов кабинета министров разработать предложения по изменению законодательства о детских пособиях в рамках проводимой антикризисной программы.

Проблемы содержания матери ребенка до 3 лет

В настоящее время России начала выравниваться демографическая ситуация (в последние годы даже наблюдается естественный прирост населения), решаются проблемы с соцподдержкой граждан, в том числе семей с детьми, и строятся детские дошкольные учреждения. Однако в социальном законодательстве и его практическом применении имеются ряд недостатков, которые не позволяют полноценно обеспечить интересы матерей с детьми возрастом 1.5-3 года.

В частности, на упомянутом выше форуме соцработников был озвучен ряд проблем, с которыми в текущих условиях сталкиваются матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Среди них:

  • чрезвычайно малый размер пособия (компенсации) по уходу за ребенком между 1.5 и 3 годами, которое составляет 50 рублей (меньше $1 по среднему курсу 2015 года) и выплачивается работодателем;
  • недостаточность региональных выплат матерям на содержание детей;
  • недостаток мест в социальных яслях, куда мама могла бы отдать ребенка младше 3-х лет при желании выйти на работу.

Даже при условии выделения средств из федерального бюджета на организацию новых ясельных учреждений и создание достаточного количества мест, маленькие дети не смогут беспроблемно посещать эти учреждения: ребенок в этом возрасте должен пройти период адаптации и переболеть всеми «коллективными» болезнями прежде, чем у него установится иммунитет. Вряд ли даже самым терпеливым работодателям захочется держать на работе сотрудницу, которая будет постоянно уходить на больничный.

Некоторые дети до 3 лет из-за особенностей здоровья вообще не смогут ходить в ясли, то есть часть женщин будут не способны выйти на работу. Осложняет ситуацию социальный статус матери-одиночки, неполучение от отца ребенка алиментов на его содержание или невозможность переложить часть забот по уходу на бабушек или дедушек для того, чтобы пойти работать.

Продлят ли пособие на ребенка с 1.5 до 3 лет нуждающимся?

В июне 2015 года состоялся круглый стол представителей «Единой России», посвященный реализации поручений вышеупомянутого форума социальных работников. Присутствующие вновь высказались за крайнюю необходимость продления срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3-х лет. В условиях демографического подъема даже устранение нехватки яслей не решит проблемы всех женщин с маленькими детьми. Инициативу, касающуюся поддержки матерей, одобрили и через Общественную палату РФ направили на рассмотрение в Госдуму и федеральное правительство.

Члены Общественного совета при Минтруде обсудили законопроект, разработанный по заданию Премьера и касающийся определения критериев нуждаемости. Полномочия выделить категории граждан, нуждающихся в соцподдержке, планируется возложить на регионы, поскольку в каждом субъекте федерации свои показатели уровня жизни, не позволяющие установить «усредненные» общероссийские стандарты.

Топилин также отметил важность применения принципа адресности при перераспределении финансов. Ведь далеко не все женщины, воспитывающие детей до 3-х лет, по мнению чиновников в Правительстве нуждаются в дополнительных мерах социальной поддержки.

Пособие до 3 лет принципу адресности и нуждаемости

Члены Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты отреагировали на представленный проект закона понимающе, но с целым рядом озвученных опасений. Несмотря на заявление Топилина о перераспределении денежных ресурсов в пользу граждан, у представителей Совета свое мнение на этот счет:

  • в создавшейся экономической ситуации отдавать регионам право определять порог нуждаемости неоправданно;
  • «оптимизация» средств в дефолтных и преддефолтных регионах может не только не обеспечить интересы нуждающихся семей, но и наоборот — ухудшить их уровень жизни.

Озвученные Топилиным 50 миллиардов рублей ежегодно — сумма немалая. Станет ли она подъемной для бюджета в 2016 году и к чему в конечном итоге приведут предложенные министерством инициативы на фоне социальной политики «Единой России»?

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Смотрите так же:  Уголовный кодекс ст 113

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Смотрите так же:  1875 договор с японией

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

Пособие 50 рублей в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет за счет работодателя

Одно из немногих пособий, гарантированных на федеральном уровне, которое выплачивается работающим родителям (матери или отцу), родственникам или опекунам ребенка — компенсация по уходу до 3 лет в размере 50 рублей. При этом размер этой ежемесячной выплаты не меняется уже в течение двух десятков лет с 1994 года.

Меню для навигации по странице

В 2018 году размер пособия составляет на фоне проводимой ежегодной инфляции совсем уже незначительную сумму, сопоставимую в большинстве регионов России, например, с оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако в расчете за весь срок выплаты (с момента выхода в отпуск по уходу за ребенком и до его окончания) ежемесячное пособие 50 рублей до 3 лет составит сумму, превышающую 1.5 тыс. рублей. Поэтому не стоит ею пренебрегать — пусть это будет просто бонусом в период отсутствия мамы на работе.

Ежемесячная компенсационная выплата в размере пятьдесят рублей назначается по месту работы в заявительном порядке работодателю.

Кому предоставляется ежемесячное пособие в размере 50 рублей

Лица, которым положена компенсация 50 рублей по уходу за ребенком, перечислены в Указе Президента РФ № 1110 от 30.05.1994 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан». Подробные правила предоставления пособия устанавливаются Постановлением Правительства РФ №1206 от 03.11.1994 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Согласно указанным данным нормативным документам данное ежемесячное пособие предоставляется:

  • матерям или другим родственникам (отцам, бабушкам/дедушкам или опекунам), фактически ухаживающим за ребенком, которые состоят в официальных трудовых отношениях с работодателем;
  • женщинам-военнослужащим, чья военная служба была прервана в связи с рождением ребенка;
  • матерям, которые работают в качестве гражданского персонала в военных частях за пределами РФ;
  • женщинам, уволенным из-за ликвидации организации во время их пребывания в отпуске по уходу за ребенком (обязательное дополнительное условие — неполучение пособия по безработице).

Как получить компенсацию от работодателя в отпуске по уходу за ребенком

В Постановлении № 1206 от 03.11.1994 года указывается, что работающие (служащие) женщины обращаются за компенсацией непосредственно по месту работы (службы). При этом в отличие от ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет данная выплата не компенсируется работодателю из средств Фонда социального страхования (ФСС), поскольку вообще не является видом страхового обеспечения. Пособие в 50 рублей выплачивается ежемесячно исключительно из собственных средств работодателя.

Обращаться за компенсацией можно как по основному месту работы, так и в организацию, в которой работа осуществляется по совместительству. Ведь согласно ст. 287 Трудового кодекса (ТК) РФ совместителям предоставляются такие же социальные гарантии, как и по основному месту работы. То есть платить по 50 руб. до 3 лет придется каждому из работодателей!

  • Ежемесячное пособие 50 рублей назначается работающим со дня оформления отпуска по уходу за ребенком.
  • Переводится оно на счет (зарплатную карту) в день выплаты ежемесячного пособия до 1.5 лет, то есть одновременно с зарплатой (п. 51 Приказа Минздравсоцразвития России № 1012н от 23.12.2009 «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»).

При запоздалом обращении возможна выплата компенсации за прошедшие периоды, но не более, чем за полгода. То есть если женщина написала заявление на отпуск по уходу за ребенком в марте 2018 года, а о желании получать пособие 50 руб. заявила только в октябре, то компенсация до 3 лет в 2018 году ей будет выплачена не с марта, а начиная с апреля. При этом:

  • организация, в которой трудоустроены мать или отец ребенка, не имеет права препятствовать начислению ежемесячной выплаты даже с учетом того, что она осуществляется невозвратно непосредственно из денег работодателя (фонда оплаты труда);
  • если финансирование организации-работодателя или воинского формирования происходит из бюджета, то, соответственно, выплаты изымаются из бюджетных источников.

Компенсация неработающим женщинам с детьми до 3 лет при ликвидации предприятия

Матери, уволенные с предприятия в связи с его ликвидацией в то время, как они официально пребывали в отпуске по уходу за детьми, имеют право продолжить получать выплату. Эта возможность регулируется Постановлением Правительства РФ № 472 от 04.08.2006 года «О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации».

Для того, чтобы оформить детское пособие 50 рублей после увольнения, неработающей матери необходимо подать заявление и соответствующие документы в территориальные органы соцзащиты населения (УСЗН).

Подавать документы можно такими способами:

  • обратиться в УСЗН по месту жительства лично или через представителя по доверенности;
  • через многофункциональный центр (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • через «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Порядок принятия решения органами Соцзащиты — такой же, как и работодателем (в течение 10 дней). Средства на перечисление компенсации через УСЗН при этом берутся из федерального бюджета.

Заявление на выплату компенсации по уходу до 3 лет и необходимые документы

Заявление составляется в произвольной форме и подается по месту работы на имя руководителя. Обычно оно содержит следующие данные:

  • название организации и ФИО ее руководителя, которому адресовано заявление;
  • ссылка на регулирующий нормативный акт в основной части документа (приведенный выше Указ Президента № 1110 от 30.05.1994 года);
  • просьба назначить ежемесячную компенсацию 50 руб. (обычно одновременно с назначением отпуска по уходу за ребенком до 3 лет и выплатой ежемесячного пособия до 1.5 лет);
  • дата подачи, подпись, инициалы и фамилия заявителя.

Заявление на отпуск по уходу за ребенком
с предоставлением ежемесячных выплат

Если заявитель опоздал с подачей заявления, можно дополнительно обозначить просьбу о выплате компенсации за предыдущий период (но не более, чем за последние 6 месяцев). В этом, наиболее общем случае к заявлению прилагаются такие документы:

  • для работающих и служащих — копию приказа о предоставлении ранее отпуска до 3 лет по уходу за ребенком;
  • для жен военнослужащих — копию свидетельства о браке, справку из кадрового органа о фактическом проживании жены с мужем и ее трудовую книжку (если есть);
  • для уволенных при ликвидации организации — копию детского свидетельства о рождении, трудовую книжку и справку из службы занятости о том, что женщине не начисляется пособие по безработице.

Назначение компенсации при выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком

До того, как ребенку исполнится 1.5 года, компенсация 50 рублей до 3 лет будет выплачиваться наряду с ежемесячным пособием по уходу за ребенком.

Выплата 50 руб. осуществляется за текущий месяц, а день ее начисления совпадает с перечислением работодателем пособия до 1.5 лет.

  • Оба детских пособия назначаются одному и тому же лицу (матери или отцу, а также другим родственникам или опекунам), которое оформило отпуск по уходу за ребенком.
  • При оформлении на них можно подать одно заявление, которое одновременно будет являться заявлением на предоставление отпуска по уходу за ребенком (см. образец заявления выше).
  • Размер ежемесячной компенсации до 3 лет за счет работодателя не зависит от количества дней в месяце, однако если работница уходит в отпуск не в начале месяца, возможен расчет выплаты бухгалтерией предприятия пропорционально количеству отпускных дней за текущий месяц.
  • Выплата компенсации прекращается, начиная со следующего календарного месяца за тем, в котором ребенку исполнится 3 года. Например, если день рождения сына работницы приходится на октябрь, выплата будет прекращена с ноября.

Еще раз подчеркнем одно существенное отличие: если ежемесячное пособие выплачивается из средств Фонда социального страхования (ФСС) или работодателем с последующим взаимозачетом между ним и ФСС, то пособие на детей 50 рублей платит исключительно работодатель. Это касается как организаций, которые платят налоги на общих условиях, так и в случаях применения упрощенной схемы налогообложения.

Основания для прекращения выплаты 50 рублей

Пособие по уходу за ребенком 50 рублей выплачивается вплоть до момента:

  • досрочного выхода на работу матери с прекращением отпуска по уходу за ребенком;
  • исполнения ребенку трех лет;
  • увольнения матери с предприятия по собственному желанию;
  • подачи неработающей женщиной заявления о начисления ей пособия по безработице;
  • лишения родителя, который ухаживает за малышом, родительских прав;
  • перехода ребенка на полное государственное социальное обеспечение.

В частности, например, если женщина должна выйти на работу в сентябре, то пособие 50 рублей до 3 лет будет выплачено последний раз в сентябре, а прекратятся выплаты с октября.

  • Если до момента прекращения выплаты компенсации произошла задержка перечисления денег по вине плательщика, последний обязан выплатить задержанные средства получателю. Обязательство в осуществлении выплаты не ограничивается каким-либо сроком.
  • Если выплата не состоялась по вине получателя, последний может обратиться за деньгами, но не позже, чем через 3 года после начисления за определенный период. Другими словами, срок давности обращения за каждыми назначенными к выплате 50 руб. — три года.

Компенсация 50 руб. является федеральной гарантией. Она положена женщине или другому лицу, оформившему отпуск по уходу за ребенком, с момента оформления и до месяца, когда ребенку исполнится 3 года (а не от полутора до трех лет, как многие считают). Компенсацию выплачивает работодатель из собственных средств, а если организация ликвидируется во время пребывания матери в отпуске, то можно оформить продолжение выплаты в Соцзащите.

Смотрите так же:  Оформить сайт на wordpress

Для того, чтобы получать компенсацию, обязательно написать соответствующее заявление. Выплата положена не ребенку, а его матери, поэтому при наличии двух (нескольких) детей до 3 лет сумма не складывается. К ней также могут применяться повышающие региональные коэффициенты. Если женщина получает пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет, то оно суммируется с компенсацией 50 рублей.

Ежемесячные пособия на ребенка

В 2018 году в России в соответствии с изменениями, внесенными законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ о необходимости соблюдения федеральными и региональными органами власти принципа адресности и применения критериев нуждаемости, регионы продолжают переводить выплату большинства региональных пособий только в отношении малоимущих семей и сокращать период выплаты пособия на ребенка с ежемесячного на ежеквартальный.

Помимо него устанавливается также значительный перечень дополнительных ежемесячных денежных выплат, предоставляемых на детей различных возрастов и на сроки различной продолжительности:

  • ежемесячное пособие уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • ежемесячная компенсация находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
  • ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком военнослужащего по призыву до 3 лет;
  • ежемесячное пособие по потере кормильца детям военнослужащих;
  • ежемесячная компенсация родительской платы за детский сад (с 1 января 2016 года устанавливается в регионах на основании принципа адресности и критериев нуждаемости).

Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, на ребенка военнослужащих срочной службы и детям по потере кормильца назначаются и выплачиваются гражданам по федеральному принципу, а большинство выплат на детей старше полутора лет пока носят региональный характер. Их величина и правила предоставления существенно отличаются в различных субъектах федерации.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Данный вид социальных выплат на ребенка является основной формой гарантированной государством поддержки семей с детьми в послеродовом периоде.

Назначение данного ежемесячного пособия производится не только в отношении матери ребенка — оно предоставляется и другим гражданам, которые непосредственно обеспечивают уход за детьми и их воспитание до полутора лет.

Это может быть отец ребенка, бабушка или назначенные в установленном законом порядке опекуны.

Выплаты для трудоустроенных обеспечиваются по месту работы или напрямую за счет средств Фонда социального страхования (ФСС), поэтому в общем случае право на него имеют:

  • работающие лица, подлежащие обязательному страхованию по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • работники организаций, находящихся в процессе банкротства, в виде «прямых выплат» из ФСС.

Кроме того, пособие может предоставляться в минимально гарантированном размере неработающим и безработным гражданам в форме государственного социального обеспечения через территориальные органы соцзащиты населения (СЗН):

  • нетрудоустроенным гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;
  • студентам при обучении по очной форме в образовательных организациях основного и дополнительного профессионального образования.

В промежуточном положении между данными категориями получателей находятся лица, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации или прекращением рабочей деятельности ИП. Им ежемесячное пособие до 1.5 лет предоставляется также в Соцзащите, однако оно устанавливается в объеме 40% сремесячного заработка за 12 месяцев, предшествующих декрету.

Размер ежемесячной выплаты

Для работающих лиц размер пособия составляет 40% от среднего ежемесячного заработка за последние 2 полных года, предшествующих году предоставления отпуска по уходу за ребенком.

При осуществлении ухода за несколькими детьми до 1.5 лет выплаты складываются, но их размер (при условии получения на трех детей и более) не может превышать 100% от среднего заработка.

Максимальная величина заработка, используемая при расчете размера данной ежемесячной выплаты, не должна превышать максимальный размер базы начисления страховых взносов. Этот показатель равен:

  • за 2009 и 2010 годы — 415 000 руб.;
  • в 2011 году — 463 000 руб.;
  • в 2012 году — 512 000 руб.;
  • в 2013 году — 568 000 руб.;
  • в 2014 году — 624 000 руб.;
  • в 2015 году — 670 000 руб;
  • в 2016 году — 718 000 руб;
  • в 2017 году — 755 000 руб.;
  • в 2018 году — 815 000 руб.

Для исчисления среднего заработка не учитываются периоды-исключения:

  • отпуски по беременности и родам;
  • периоды временной нетрудоспособности, в частности — на больничном по уходу за ребенком.
  • периоды отсутствия на рабочем месте с сохранением заработной платы.

В этом случае всю сумму полученных доходов за два прошедших полных календарных года необходимо разделить на 730 дней за вычетом общей длительности всех периодов-исключений. Полученный результат умножается на среднее число дней в году, приходящихся на один месяц, — 30,4 дней.

Кроме того, существует минимально гарантированный размер пособия (в 2017 году 3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 руб. — на второго и последующих), устанавливаемый для тех, у кого:

  • длительность страхового стажа не превышает 6 месяцев;
  • за предыдущие годы имела место невысокая заработная плата, сопоставимая с величиной МРОТ на расчетный год (его размер в 2018 году составит 9489 руб.);
  • если выплаты производятся неработающим гражданам через службу Соцзащиты населенияа.

Документы для оформления

Для того, чтобы оформить ежемесячное пособие по уходу до 1.5 лет, необходимо:

  1. Работающему лицу — в бухгалтерию по месту работы предоставить следующие документы:
    • заявление о назначении выплат с указанием начала и окончания отпуска по беременности и родам;
    • копию и оригинал свидетельства о рождении ребенка;
    • копию паспорта второго родителя.
    • справка с места работы второго родителя ребенка, о том, что он не получает такое же ежемесячное пособие.
  2. Неработающему лицу и студентам очной формы обучения — представить эти документы в территориальные органы социальной защиты населения по месту жительства, добавляя к ним:
    • заверенную копию или выписку трудовой книжки о последнем месте работы или службы;
    • копию приказа об увольнении с последнего места работы, а также расчет предоставленного пособия по беременности и родам (если оно предоставлялось);
    • справку с места жительства о составе семьи.

За получением пособия необходимо обратиться по месту назначения выплат не позднее, чем через 6 месяцев после достижения ребенком 1.5 лет. Установление выплат работодателем или органом соцзащиты населения принимается в 10-дневный срок с момента подачи заявления.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву до 3 лет

Выплачивается маме малыша возрастом до трех лет или другому лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, на период прохождения его отцом срочной военной службы. Пособие устанавливается в форме государственного социального обеспечения независимо от права на получение других ежемесячных выплат, включая пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет.

Для оформления пособия необходимо обратиться в территориальное Управление социальной защиты населения (УСЗН) по месту жительства и предоставить следующие документы:

  • заявление на предоставление выплат;
  • копию свидетельства о рождении ребенка;
  • справку из воинской части о прохождении отцом ребенка военной службы по призыву (с указанием текущего срока).
  • копию свидетельства о браке;

В течение 10 дней орган СЗН принимает решение о назначении выплат, которые будут предоставляться ежемесячно до момента увольнения отца-срочника в запас или достижения ребенком возраста 3 лет (в зависимости от того, что произойдет раньше).

Размер пособия в 2017 году составляет 11096,76 руб. в месяц. Выплаты начнут предоставляться не позднее 26 числа следующего месяца, считая от момента подачи соответствующего заявления.

Ежемесячная выплата многодетным на третьего ребенка до 3 лет

С 2013 года в субъектах Федерации начался процесс внедрения дополнительных ежемесячных выплат на ребенка в многодетных семьях в рамках реализации Указа Президента РФ Владимира Путина от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Правом на получение этого пособия обладают семьи, в которых родился третий ребенок, а средний доход в расчете на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума. Если семья отвечает этим условиям, то она имеет право на помощь, которая устанавливается в размере регионального прожиточного минимума на ребенка.

Для оформления выплаты в территориальном Управлении социальной защиты по месту жительства одному из родителей необходимо предоставить:

  • заявление о назначении выплаты;
  • копию паспорта;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • справку о составе семьи;
  • справку о доходах за три месяца или полгода;
  • номер индивидуального банковского счета для начисления денежных средств.

Решение о назначении выплат принимается в течение 10 дней с момента предоставления всех документов. Выплаты производятся не позднее окончания следующего месяца совместно с прочими региональными пособиями, предоставляемыми в форме государственного социального обеспечения.

В ряде регионов страны, в которых коэффициент рождаемости ниже среднего значения по стране, пособие обеспечивается на условиях софинансирования из средств федерального бюджета.
С подробным перечнем регионов можно ознакомиться в отдельной статье на нашем сайте.

Ежемесячное пособие на ребенка

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» на всей территории страны устанавливаются также ежемесячные выплаты после завершения отпуска по уходу за ребенком. Однако их размеры и правила назначения устанавливаются региональными правовыми актами в каждом отдельном субъекте федерации индивидуально.

На всей территории страны назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществляется после обращения с соответствующим заявлением в службу соцзащиты населения по месту жительства. Выплаты производятся ежемесячно на одного из родителей (а также усыновителей, опекунов, попечителей) в отношении каждого совместно проживающего с ними ребенка до достижения возраста 16 или 18 лет.

В назначении пособия может быть отказано, если:

  • ребенок в полном объеме находится на государственном обеспечении;
  • несовершеннолетний ребенок приобретает дееспособность в полном объеме по нормам Семейного кодекса РФ;
  • на его содержание органами опеки и попечительства уже предоставляется пособие на содержание.

Как правило, в рамках выплаты данного ежемесячного пособия устанавливаются дополнительные социальные гарантии (повышенные размеры и сроки выплат) в отношении:

  • одиноких матерей (матерей-одиночек);
  • родителям, на содержании которых находятся дети-инвалиды (наряду с социальными пенсиями по инвалидности, предоставляемыми в форме государственного пенсионного обеспечения).