Поэма «Кому на Руси жить хорошо»


«…Одним концом по барину, другим по мужику…»

Свою позицию по отношению к Крестьянской реформе 1861 года Н.А. Некрасов выразил в стихотворении «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Как известно, страдания народа оставались неизменными и неискоренимыми, а в чем-то становились даже более глубокими.

Крепостные порядки свежи в памяти крестьянина, но и новые не принесли счастья народу.

Некрасов дает в своей поэме глубокий и широкий социальный «срез» тогдашней России, чтобы показать, что реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику». В пореформенное время и низы, и верхи являются по-своему несчастными.

Какие вопросы ставит Некрасов в своем произведении?

Поэма состоит из четырех частей, связанных между собой единством сюжета. Эти части объединяет рассказ о семи мужиках, которых одолела великая «заботушка» узнать

Как ни на есть – доподлинно,
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?

«Счастлив ли народ?» – этот главный вопрос, волновавший Некрасова всю жизнь, поставлен им в центре поэмы; поэт не ограничивается прямым ответом – изображением народного горя и бедствий, а ставит вопрос шире: в чем смысл человеческого счастья и каковы пути его достижения?

Первая встреча семерых правдоискателей происходит с попом

В чем, по мнению попа, заключается счастье?

«Покой, богатство, честь».

Почему сам поп считает себя несчастливым?

Дороги наши трудные.
Приход у нас большой.
Болящий, умирающий,
Рождающийся в мир
Не избирают времени:
В жнитво и в сенокос,
В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые.
И в половодье вешнее —
Иди куда зовут!
Идешь безотговорочно.
И пусть бы только косточки
Ломалися одни, —
Нет! всякий раз намается,
Переболит душа.
Не верьте, православные,
Привычке есть предел:
Нет сердца, выносящего
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!
Аминь. Теперь подумайте.
Каков попу покой.

Как в этой главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

Поля совсем затоплены,

Навоз возить – дороги нет,
А время уж не раннее –
Подходит месяц май!»
Нелюбо и на старые,
Больней того на новые
Деревни им глядеть.
Ой избы, избы новые!
Нарядны вы, да строит вас
Не лишняя копеечка,
А кровная беда.

Главным героем некрасовской поэмы является народ. Это центральный образ эпопеи.

После встречи с попом мужики-правдоискатели попадают на сельскую ярмарку. Здесь перед нами предстают разнообразные крестьянские типы. Охарактеризуйте некоторых из них.

Вавилушка пропил деньги, предназначенные для покупки ботиночек внучке. Крестьяне покупают портреты генералов и бульварную литературу. Посещают питейные заведения. Наблюдают за представлением Петрушки, оживленно комментируя происходящее.

Какой смысл вкладывает автор в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

Кто такой Павлуша Веретенников? Какова его роль в этой главе?

Павлуша Веретенников (ч.1, гл. 2, 3).

Занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирин, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь (у него и цели-то такой нет).

Приведите примеры так называемого «крестьянского счастья».

Почему несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

В поэме множество крестьянских портретов – групповых и индивидуальных, нарисованных подробно и мимоходом, несколькими штрихами.

В портретных характеристиках передан не только внешний вид крестьян, в них мы читаем историю целой жизни, заполненной непрерывным изнурительным трудом.

Досыта не едавшие,
Несолоно хлебавшие,
Которых вместо барина
Драть будет волостной. –

так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых они живут: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино и т.д. – красноречиво характеризуют условия их жизни.

Дайте портретную характеристику крестьян и прокомментируйте ее.

Яким Нагой (ч. I, гл.3) – правдоискатель. Побывав в тюрьме за то, что «с купцом тягаться вздумалось»,

Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину.

Тяжела жизнь Якима Нагого, но сердце его тянется к правде и красоте. С Якимом случается история, которая впервые в поэме ставит под сомнение собственнический, денежный критерий счастья. При пожаре Яким прежде всего спасает не трудовые деньги, накопленные за долгую жизнь, а картинки, купленные сыну, на которые тот любил смотреть. Картиночки оказались дороже целковых, хлеб духовный – выше хлеба насущного.

Яким Нагой – это личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно.

Ермил Гирин (ч. I, гл. 4)

Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы – русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Вместе с тем в задачу автора входило сатирическое изображение «верхов», где поэт следует гоголевским традициям.

Какие помещики выведены в поэме?

В конце главы 4 появляется помещик, которому посвящена заключительная глава части I, Оболт-Оболдуев. Его «ухватки молодецкие» и внешне благополучный облик резко контрастируют с той тоской, которая поселилась в душе этого крепостника. Прошли те времена, когда желание его было «законом», когда «дышала грудь помещичья // Свободно и легко». Разрушается помещичья усадьба, мужики не проявляют прежнего благочиния, не верят его «слову честному», смеются его неуклюжей приспособляемостью к новым порядкам, негодуют на его алчность, когда он к прежней барщине и сегодняшнему оброку добавляет денежную дань и подношения, выматывая силы крестьян, которых ненавидит.

Облик князя Утятина отнюдь не такой благодушный, как в случае с Оболтом. У «Последыша» хищный взгляд (как рысь высматривал // добычу»), «нос клювом, как у ястреба», он демонстрирует физическое и умственное вырождение, ибо черты паралитика соединились с явным сумасшествием.

В поэме гневно изображается помещик Поливанов, помещик-офицер Шалашников.

Какие приемы использует Некрасов при изображении помещиков?

Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках.

Описывая Оболта-Оболдуева, автор откровенно «нагнетает» уменьшительно-ласкательные суффиксы, иронизируя над персонажем.

При характеристике князя Утятина используется сатира, соединенная с фарсом. Его крестьяне ломают перед ним «комедь», устраивают розыгрыш своего пребывания при крепостном праве.

Почему портреты помещиков автор дает сатирически?

К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни. С горькой иронией автор изображает как самих помещиков, страдающих от отмены крепостного права, так и их верных холопов, привыкших к терпению, смирению и унижениям, не способных к открытому протесту и борьбе за свое освобождение.

Каковы общие черты помещиков, изображенных в поэме?

Сатирически, изображая представителей верхов, Некрасов показывает их озлобленность, недовольство новыми порядками, шаткость их положения, бессилие. Это свидетельство их кризиса, трагедийного переживания гибели старых порядков. Нет среди этих верхов людей по-настоящему счастливых, хотя в народе они по-прежнему прозываются «счастливцами».

Вопрос об авторском замысле поэмы вызывает среди литературоведов частые споры. К.И.Чуковский полагал, что вопрос о благополучии помещиков, священников, купцов, царских сановников и самого царя был выдвинут в поэме лишь для маскировки подлинного идейного замысла. Исследователь М.В.Теплинский убежден, что в поэме вообще не поставлена задача найти счастливого: «центральный авторский замысел – поиски путей к народному счастью», постижение того, что такое счастье.

В поисках счастливого семеро крестьян-правдоискателей встречаются со многими людьми, и перед читателем встает картина бедствий на многострадальной Руси.

Дмитрий Быков. Николай Алексеевич Некрасов // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

И.Подольская. Некрасов / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986

И.А.Фогельсон. Литература учит.

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999

Кому на Руси жить хорошо (Некрасов)/Часть первая/Глава III. Пьяна ночь

Крестьяне наши трезвые,
Поглядывая, слушая,
Идут своим путем.

Средь самой средь дороженьки
Какой-то парень тихонький
Большую яму выкопал.
«Что делаешь ты тут?»
— А хороню я матушку! —
«Дурак! какая матушка!
Гляди: поддевку новую
Ты в землю закопал!
Иди скорей да хрюкалом
В канаву ляг, воды испей!
Авось, соскочит дурь!»

«А ну, давай потянемся!»

Садятся два крестьянина,
Ногами упираются,
И жилятся, и тужатся,
Кряхтят — на скалке тянутся,
Суставчики трещат!
На скалке не понравилось:
«Давай теперь попробуем
Тянуться бородой!»
Когда порядком бороды
Друг дружке поубавили,
Вцепились за скулы!
Пыхтят, краснеют, корчатся,
Мычат, визжат, а тянутся!
«Да будет вам, проклятые!
Не разольешь водой!»

В канаве бабы ссорятся,
Одна кричит: «Домой идти
Тошнее, чем на каторгу!»
Другая: — Врешь, в моем дому
Похуже твоего!
Мне старший зять ребро сломал,
Середний зять клубок украл,
Клубок плевок, да дело в том —
Полтинник был замотан в нем,
А младший зять все нож берет,
Того гляди убьет, убьет. —

«Ну, полно, полно, миленький!
Ну, не сердись! — за валиком
Неподалеку слышится.—
Я ничего. пойдем!»
Такая ночь бедовая!
Направо ли, налево ли
С дороги поглядишь:
Идут дружненько парочки,
Не к той ли роще правятся?
Та роща манит всякого,
В той роще голосистые
Соловушки поют.

Дорога многолюдная
Что позже — безобразнее:
Все чаще попадаются
Избитые, ползущие,
Лежащие пластом.
Без ругани, как водится,
Словечко не промолвится,
Шальная, непотребная,
Слышней всего она!
У кабаков смятение,
Подводы перепутались,
Испуганные лошади
Без седоков бегут;
Тут плачут дети малые.
Тоскуют жены, матери:
Легко ли из питейного
Дозваться мужиков.

У столбика дорожного
Знакомый голос слышится,
Подходят наши странники
И видят: Веретенников
(Что башмачки козловые
Вавиле подарил)
Беседует с крестьянами.
Крестьяне открываются
Миляге по душе:
Похвалит Павел песенку —
Пять раз споют, записывай!
Понравится пословица —
Пословицу пиши!
Позаписав достаточно.
Сказал им Веретенников:
«Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся —
Обидно поглядеть!»

Крестьяне речь ту слушали,
Поддакивали барину.
Павлуша что-то в книжечку
Хотел уже писать.
Да выискался пьяненький
Мужик, — он против барина
На животе лежал,
В глаза ему поглядывал,
Помалчивал — да вдруг
Как вскочит! Прямо к барину —
Хвать карандаш из рук!
— Постой, башка порожняя!
Шальных вестей, бессовестных
Про нас не разноси!
Чему ты позавидовал!
Что веселится бедная
Крестьянская душа?
Пьем много мы по времени,
А больше мы работаем.
Нас пьяных много видится,
А больше трезвых нас.
По деревням ты хаживал?
Возьмем ведерко с водкою,
Пойдем-ка по избам:
В одной, в другой навалятся,
А в третьей не притронутся —
У нас на семью пьющую
Непьющая семья!
Не пьют, а также маются,
Уж лучше б пили, глупые,
Да совесть такова.
Чудно смотреть, как ввалится
В такую избу трезвую
Мужицкая беда, —
И не глядел бы. Видывал
В страду деревни русские?
В питейном, что ль, народ?
У нас поля обширные.
А не гораздо щедрые,
Скажи-ка, чьей рукой
С весны они оденутся,
А осенью разденутся?
Встречал ты мужика
После работы вечером?
На пожне гору добрую
Поставил, съел с горошину:
«Эй! богатырь! соломинкой
Сшибу, посторонись!»

Смотрите так же:  Штраф за просрочку платежа сбербанк

Сладка еда крестьянская,
Весь век пила железная
Жует, а есть не ест!
Да брюхо-то не зеркало,
Мы на еду не плачемся.
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
А есть еще губитель-тать
Четвертый, злей татарина,
Так тот и не поделится,
Все слопает один!
У нас пристал третьеводни
Такой же барин плохонький.
Как ты, из-под Москвы.
Записывает песенки,
Скажи ему пословицу,
Загадку загани.
А был другой — допытывал,
На сколько в день сработаешь,
По малу ли, по многу ли
Кусков пихаешь в рот?
Иной угодья меряет,
Иной в селеньи жителей
По пальцам перечтет,
А вот не сосчитали же.
По скольку в лето каждое
Пожар пускает на ветер
Крестьянского труда.

Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая ни приди.
Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет.
Так неужли над чаркою
Задуматься, что с лишнего
В канаву угодишь?
А что глядеть зазорно вам,
Как пьяные валяются.
Так погляди поди,
Как из болота волоком
Крестьяне сено мокрое,
Скосивши, волокут:
Где не пробраться лошади,
Где и без ноши пешему
Опасно перейти,
Там рать — орда крестьянская
По кочам, по зажоринам
Ползком ползет с плетюхами,—
Трещит крестьянский пуп!

Под солнышком без шапочек,
В поту, в грязи по макушку,
Осокою изрезаны,
Болотным гадом — мошкою
Изъеденные в кровь, —
Небось мы тут красивее?

Жалеть — жалей умеючи,
На мерочку господскую
Крестьянина не мерь!
Не белоручки нежные,
А люди мы великие
В работе и в гульбе.

У каждого крестьянина
Душа что туча черная —
Гневна, грозна, — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Пошла по жилам чарочка —
И рассмеялась добрая
Крестьянская душа!
Не горевать тут надобно,
Гляди кругом — возрадуйся!
Ай парни, ай молодушки,
Умеют погулять!
Повымахали косточки,
Повымотали душеньку,
А удаль молодецкую
Про случай сберегли. —
Мужик стоял на валике,
Притопывал лаптишками
И, помолчав минуточку,
Прибавил громким голосом,
Любуясь на веселую,
Ревущую толпу:
— Эй! царство ты мужицкое,
Бесшапочное, пьяное,
Шуми — вольней шуми. —

«Как звать тебя, старинушка?»

—А что? запишешь в книжечку?
Пожалуй, нужды нет!
Пиши: «В деревне Басове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет. » —

Крестьяне рассмеялися
И рассказали барину,
Каков мужик Яким.

Яким, старик убогонький,
Живал когда-то в Питере,
Да угодил в тюрьму:
С купцом тягаться вздумалось!
Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину
И за соху взялся.
С тех пор лет тридцать жарится
На полосе под солнышком,
Под бороной спасается
От частого дождя,
Живет — с сохою возится,
А смерть придет Якимушке —
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох.

С ним случай был: картиночек
Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
Любил на них глядеть.
Пришла немилость божия,
Деревня загорелася —
А было у Якимушки
За целый век накоплено
Целковых тридцать пять.
Скорей бы взять целковые,
А он сперва картиночки
Стал со стены срывать;
Жена его тем временем
С иконами возилася,
А тут изба и рухнула —
Так оплошал Яким!
Слились в комок целковики,
За тот комок дают ему
Одиннадцать рублей.
«Ой брат Яким! недешево
Картинки обошлись!
Зато и в избу новую
Повесил их небось?»

— Повесил — есть и новые, —
Сказал Яким — и смолк.

Вгляделся барин в пахаря:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю — матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.

Крестьяне, как заметили,
Что не обидны барину
Якимовы слова,
И сами согласилися
С Якимом: — Слово верное:
Нам подобает пить!
Пьем — значит, силу чувствуем!
Придет печаль великая,
Как перестанем пить.
Работа не свалила бы,
Беда не одолела бы,
Нас хмель не одолит!
Не так ли? —
«Да, бог милостив!»

— Ну, выпей с нами чарочку! —

Достали водки, выпили.
Якиму Веретенников
Два шкалика поднес.

— Ай барин! не прогневался,
Разумная головушка!
(Сказал ему Яким.)
Разумной-то головушке
Как не понять крестьянина?
А свиньи ходят по́ земи —
Не видят неба век. —

Вдруг песня хором грянула
Удалая, согласная:
Десятка три молодчиков,
Хмельненьки, а не валятся,
Идут рядком, поют,
Поют про Волгу — матушку,
Про удаль молодецкую,
Про девичью красу.
Притихла вся дороженька,
Одна та песня складная
Широко, вольно катится,
Как рожь под ветром стелется,
По сердцу по крестьянскому
Идет огнем-тоской.
Под песню ту удалую
Раздумалась, расплакалась
Молодушка одна:
«Мой век — что день без солнышка,
Мой век — что ночь без месяца,
А я, млада — младешенька.
Что борзый конь на привязи,
Что ласточка без крыл!
Мой старый муж, ревнивый муж,
Напился пьян, храпом храпит,
Меня, младу-младешеньку,
И сонный сторожит!»
Так плакалась молодушка
Да с возу вдруг и спрыгнула!
«Куда?» — кричит ревнивый муж,
Привстал — и бабу за косу,
Как редьку за вихор!

Ой! ночка, ночка пьяная!
Не светлая, а звездная,
Не жаркая, а с ласковым
Весенним ветерком!
И нашим добрым молодцам
Ты даром не прошла!
Сгрустнулось им по женушкам,
Оно и правда: с женушкой
Теперь бы веселей!
Иван кричит: «Я спать хочу»,
А Марьюшка: — И я с тобой! —
Иван кричит: «Постель узка»,
А Марьюшка: — Уляжемся! —
Иван кричит: «Ой, холодно»,
А Марьюшка: — Угреемся! —
Как вспомнили ту песенку,
Без слова — согласилися
Ларец свой попытать.

Одна, зачем бог ведает,
Меж полем и дорогою
Густая липа выросла.
Под ней присели странники
И осторожно молвили:
«Эй! скатерть самобранная,
Попотчуй мужиков!»

И скатерть развернулася,
Откудова ни взялися
Две дюжие руки:
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка
И спрятались опять.

Крестьяне подкрепилися.
Роман за караульного
Остался у ведра,
А прочие вмешалися
В толпу — искать счастливого:
Им крепко захотелося
Скорей попасть домой.

План-конспект на тему:
Технологическая карта по учебной дисциплине Литература на тему «Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»

Цель: дать портретные характеристики героев Е. Гирина, Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, их действий, психологических особенностей.

— образовательная: отработать навык работы с текстом, аргументирование и доказательность, развитие монологической речи.

— развивающая: развивать самостоятельность, ответственность, рефлексивность, способность к самооценке.

— воспитательная: формировать ОК

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по учебной дисциплине «Литература» № 57

ФИО преподавателя: Солоненчук Ирина Олеговна

Группа: № 11 по профессии «Автомеханик»

Тема: Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Цель: дать портретные характеристики героев Е. Гирина, Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, их действий, психологических особенностей.

— образовательная: отработать навык работы с текстом, аргументирование и доказательность, развитие монологической речи.

— развивающая: развивать самостоятельность, ответственность, рефлексивность, способность к самооценке.

— воспитательная: формировать ОК

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Оснащение: раздаточный материал по 4 группам (приложение 2,3), карточки-символы по профессии для осуществления жеребьевки, листки самооценки, рефлексии; правила работы в группе (приложение 1).

Технология, методы, формы обучения

Задает вопрос: Кого из героев вы больше всего запомнили после прочтения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Объявляет тему, цель учебного занятия.

Делит группу на 4 подгруппы, используя карточки-символы, связанные с профессией «Автомеханик» (машины).

Раздает по жеребьевке фамилии крестьян, чьи необходимо сделать портретные характеристики.

Напоминает правила работы в группе.

Отвечают на вопрос.

Записывают тему в тетрадь.

Делятся на 4 подгруппы, рассаживаются по группам. Участвуют в жеребьевке.

Зачитывают правила в приложении № 1.

Технология проблемно-диалогического обучения

Этап организации совместной деятельности по изучению нового материала

Читает вопросы, на которые должны ответить обучающиеся во время работы.(приложение 2)

Раздает дидактический материал (приложение 3)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Получают дидактический материал. Работают в группах по выполнению задания.

Этап первичной проверки понимания изученного

От группы выступает один докладчик, остальные из этой же группы добавляют.

Другие группы слушают, делают записи.

Этап подведения итогов, рефлексия

Подводит итоги. Спрашивает результаты ответов.

Просит заполнить листки самооценки (приложение 4)

Благодарит за учебное занятие.

Материал к итогам учебного занятия

Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе «Крестьянка» уделено в поэме особое место. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермила Гирина, во внутренней свободе и несломленности — обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться. Образ Матрены Тимофеевны — это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она считает, что ее судьба «счастливее» других, несмотря на все испытания, т. к. ее жизнь улучшает добрая помещица Елена Александровна. Эта позиция Некрасова подвергалась критике долгое время, т.к. считалось, что это отход Некрасова от революционно-демократических идеалов. Может быть, это дань автора памяти матери, которую тоже звали Еленой. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

Смотрите так же:  Экспертиза трефолева 42

Правила работы в группе.

Помните: результат работы группы зависит от работы каждого!

При работе в группе соблюдайте следующие правила:

  • каждый участник группы имеет право высказывать свое мнение;
  • мнения каждого ценно и уважаемо всеми;
  • старайтесь высказывать свою точку зрения кратко и по существу.

При организации работы в группе рекомендуется:

  • составлять план действий;
  • распределить обязанности между членами группы;
  • осуществлять анализ работы группы.
  1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
  2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
  3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
  4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
  5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
  6. Почему странники не признали героя счастливым?
  7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?

1 группа Яким Нагой.

В третьей главе «Пьяная ночь» праздничный пир достигает кульминации. Атмосфера бесшабашного горласто-праздничного разгула постепенно становится драматически напряженной, взрывоопасной. То тут, то там вспыхивают ссоры:

Гудит! Что море синее,

Ожидается грозовое разрешение, разрядка. И вот в финале «Пьяной ночи» это происходит. Самим движением народного мира подготовлено появление из его глубины .сильного крестьянского характера, Якима Нагого. Он предстает перед читателем как сын матери — сырой земли, как символ трудовых основ крестьянской жизни: «у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле», «шея бурая, как пласт, сохой отрезанный», «рука — кора древесная, а волосы — песок». Яким уже не поддакивает барину, Павлуше Веретенникову. Он мужик бывалый, в прошлом занимавшийся отхожим промыслом, поживший в городах. У него есть свое, крестьянское представление о сути народной жизни, свое, крестьянское чувство чести и собственного достоинства. В ответ на упрек Веретенникова в народном пьянстве Яким гордо и дерзко обрывает барина:

Постой, башка порожняя!

Шальных вестей, бессовестных

Про нас не разноси!

Отстаивая трудом завоеванное чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу:

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Но за этими словами стоит и крестьянское сознание значительности труда хлебороба как первоосновы и источника жизни всех сословий русского общества. Наконец, в устах Якима о народной душе звучит и грозное предупреждение:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям.

Пока — все вином кончается, но Яким неспроста предупреждает, что «придет беда великая, как перестанем пить», что парни и молодушки «удаль молодецкую про случай сберегли». И народный мир отзывается на предостережения Якима удалой и согласной песней:

Притихла вся дороженька,

Одна та песня складная

Широко, вольно катится,

Как рожь под ветром стелется,

По сердцу по крестьянскому

Так с появлением Якима Нагого уточняется провозглашенное попом понятие «честь». Оказывается, что честь чести рознь. Одно представление о чести крестьянское и другое — дворянское. Наконец, с Якимом Нагим случается история, которая впервые ставит под сомнение собственнический, денежный критерий счастья. Во время пожара Яким бросается в избу спасать любимые им картиночки, а жена его иконы. И только потом крестьянская семья вспоминает о богатстве, скопленном в течение всей многотрудной жизни. Сгорел дом — «слились в комок целковики»:

«Ой, брат Яким! недешево Картинки обошлись!

Зато и в избу новую Повесил их небось?»

«Повесил * есть и новые»

Сказал Яким и смолк.

Картиночки да иконы оказались дороже целковых, хлеб духовный — выше хлеба земного.

Нагой Яким — «В деревне Босове / Яким Нагой живет, / Он до смерти работает, / До полусмерти пьет!» — так определяет себя сам персонаж. В поэме ему доверено выступить в защиту народа от имени народа. Образ имеет глубокие фольклорные корни: речь героя изобилует перефразированными пословицами, загадками, кроме того, формулы, схожие с теми, что характеризуют его внешность («Рука — кора древесная, / А волосы — песок»), неоднократно встречаются, например, в народном духовном стихе «О Егории Хоробром». Народное представление о нераздельности человека и природы Некрасовым переосмысляется, подчеркивается единство труженика с землей: «Живет — с сохою возится, / А смерть придет Якимушке ‘— / Как ком земли отвалится, / Что на сохе присох. у глаз, у рта / Излучины, как трещины / На высохшей земле шея бурая, / Как пласт, сохой отрезанный, / Кирпичное лицо».

2 группа – Ермил Гирин.

Гирин Ермил Ильич (Ермила) — один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Реальный прототип этого персонажа — крестьянин А. Д. Потанин (1797—1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев — князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью. Некрасовский Г. своей честностью стал известен односельчанам еще в те пять лет, что служил писарем в конторе («Худую совесть надобно — / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать»). При старом князе Юрлове его уволили, но затем, при молодом, единогласно избрали бурмистром Адовщины. За семь лет своего «царствования» Г. лишь единожды покривил душой: «. из рекрутчины / Меньшого брата Митрия / Повыгородил он». Но раскаяние в этом проступке чуть не привело его к самоубийству. Только благодаря вмешательству сильного господина удалось восстановить справедливость, и вместо сына НенилыВласьевны служить отправился Митрий, причем «сам князь о нем заботится». Г. уволился, снял в аренду мельницу «и стал он пуще прежнего / Всему народу люб». Когда же мельницу решили продать, Г. выиграл торги, но у него не оказалось с собой денег, чтобы внести задаток. И тогда «чудо сотворилося»: Г. выручили крестьяне, к которым он обратился за помощью, за полчаса ему удалось собрать на базарной площади тысячу рублей.

Г. движет не меркантильный интерес, а бунтарский дух: «Не дорога мне мельница, / Обида велика». И хотя «имел он все, что надобно / Для счастья: и спокойствие, / И деньги, и почет», на тот момент, когда крестьяне заводят о нем речь (глава «Счастливые»), Г., в связи с крестьянским восстанием, находится в остроге. Речь рассказчика, седоволосого попа, от которого становится известно об аресте героя, неожиданно прерывается посторонним вмешательством, а позже он и сам отказывается продолжать повествование. Но за этой недомолвкой легко угадывается как причина бунта, так и отказ Г. помогать в его усмирении.

Начиная с главы «Счастливые» в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить «счастливцы» из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в эпопее. Внимание семи странников все более и более захватывает многоголосая народная Русь. Звучат рассказы-исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Все мужицкое царство вовлекается в диалогов спор о счастии. Конечно, «счастливцы» эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горы кой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое! \

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке, подвигающий действие эпопеи вперед, знаменующий ее высокий уровень народных представлений о счастье», мил — «не князь, не граф сиятельный, а просто он-мужик!». Но по своему характеру и по влиянию на крестьян, жизнь он посильнее, и поавторитетнее любого. Сила заключается в доверии народного мира и в опоре Ермила Гирина на этот мир. Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща. Рассказ о Ермиле начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Когда в конце торга «вышло дело дрянь» с Ермилом денег не было,— он обратился к народу за поддержкой:

И чудо сотворилося

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Это первый случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием одерживает победу над неправдою:

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему Против мирской казны.

Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианкой совестливости и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил «из рекрутчины меньшого брата Митрия». Но этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и завершился всенародным покаянием, еще более укрепившим его авторитет. Совестливость Ермила не исключительна: она является выражением наиболее характерных особенностей Крестьянского мира в целом. Вспомним, как Ермил рассчитывался с мужиками за мирской их долг, собранный на базарной площади:

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

всей жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы он имеет «все, что надобно для счастьями спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни Ермил одним «счастьем» жертвует ради правды народной и попадает в острог.

3 группа — Матрена Тимофеевна.

«Крестьянка» подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: «помещик за границею, а управитель при смерти». Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и бесхозяйственности трудовая крестьянская Русь’, воспринимается как могучая созидательная и жизнеутверждающая стихия:

Легко вздохнули странники:

Им после дворни ноющей

Толпа жнецов и жниц.

В центре этой толпы, воплощая в себе лучшие качества русского женского характера, предстает перед странниками Матрена Тимофеевна:

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью.

Глаза большие, строгие,

Сурова и смугла:

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенный сдержанной и строгой красотой, исполненный чувства собственного достоинства. Этот тип крестьянки не был повсеместным. История жизни Матрены Тимофеевны подтверждает, что он формировался в условиях отхожего промысла, в краю, где большая часть мужского населения уходила в города. На плечи крестьянку ложилась не только вся тяжесть крестьянского труда, но и вся мера ответственности за судьбу семьи, за воспитание детей. Суровые условия оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.

Смотрите так же:  Проблемы осаго и пути их решения

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни строится по общим для народной эпопеи законам эпического повествования. «Крестьянка»,— замечает Н. Н. Скатов,— единственная часть, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ отнюдь не только о ее частной доле. Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Потому-то она чаще поет, чем рассказывает, и поет песни, не изобретенные для нее Некрасовым. «Крестьянка» — самая фольклорная часть поэмы, она почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах.

Уже первая глава «До замужества» — не просто повествование, а как бы совершающийся на наших глазах традиционный обряд крестьянского сватовства. Свадебные причеты и заплачки «По избам снаряжаются», «Спасибо жаркой баенке», «Велел родимый батюшка» и другие основаны на подлинно народных. Таким образом, рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве.

Вторая же глава прямо названа «Песни». И песни, которые здесь поются, опять-таки песни общенародные. Личная судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских, не переставая в то же время быть ее собственной судьбой. Ее характер, вырастая из общенародного, совсем в нем не уничтожается, ее личность, тесно связанная с массой, не растворяется в ней.

Матрена Тимофеевна, добившись освобождения мужа, не оказалась солдаткой, но ее горькие раздумья в ночь после известия о предстоящем рекрутстве мужа позволилиНекрасову «прибавить о положении солдатки».

Действительно, образ Матрены Тимофеевны создай так, что она как бы все испытала и побывала во всей состояниях, в каких могла побывать русская женщина».

Так достигает Некрасов укрупнения эпического характера, добиваясь, чтобы сквозь индивидуальное просвечивали общерусские его черты. В эпопее существуют сложные внутренние связи между отдельными частями и главами: то, что лишь намечено в одной из них, часто развертывается в другой. В начале «Крестьянки» раскрывается заявленная в «Помещике» тема дворянского оскудения. Обозначенный в монологе попа рассказ о том, «какой ценой поповичем священство покупается», подхватывается в описании детских и юношеских лет Григория Добросклонова в «Пире- на весь мир».

Корчагина Матрена Тимофеевна — крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы. «Матрена Тимофеевна / Осанистая женщина, / Широкая и плотная, / Лет тридцати осьми. / Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо». Слава счастливицы приводит к ней странников. М. соглашается «душу выложить», когда мужики обещают помочь ей в жатве: страда в самом разгаре. Судьба М. во многом подсказана Некрасову опубликованной в 1-м томе «Причитаний Северного края», собранных Е. В. Барсовым (1872), автобиографией олонецкой вопленицы И. А. Федосеевой. Повествование строится на основе ее плачей, а также других фольклорных материалов, в том числе «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым» (1861). Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы подчеркивают типичность судьбы М.: это обычная судьба русской женщины, убедительно свидетельствующая о том, что странники «затеяли / Не дело — между бабами // Счастливую искать». В родительском доме, в хорошей, непьющей семье, М. жилось счастливо. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала «с девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна работать, как раба. С мужем, правда, ей повезло: лишь однажды дело дошло до побоев. Но Филипп только зимой возвращается домой с заработков, в остальное же время за М. некому заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господского управляющего, прекратившиеся лишь с его смертью. Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первенец Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка.

Долгое время К. не может простить Савелию его непоправимой оплошности. Со временем у крестьянки появляются новые дети, «некогда / Ни думать, ни печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее восьмилетнему сыну Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Но самые тяжкие испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди). В бреду ей рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и, когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне. С мужем и новорожденным Лиодорушкой героиня возвращается домой, этот случай и закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторша». Дальнейшая судьба ее также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «Дважды погорели. Бог сибирской язвою. трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!» Часть критики (В. Г. Авсеенко, В. П. Буренин, Н. Ф. Павлов) встретила «Крестьянку» в штыки, Некрасова обвиняли в неправдоподобных преувеличениях, фальшивом, деланном простонародничанье. Однако даже недоброжелатели отмечали отдельные удачные эпизоды. Встречались и отзывы об этой главе как лучшей части поэмы.

4 группа- Савелий, богатырь святорусский.

От главы к главе нарастает в поэме мотив народного богатырства, пока не разрешается в «Крестьянке» рассказом о Савелии, богатыре святорусском, костромском крестьянине, выросшем в глухом лесном краю у Корёги-реки. Название «корёжский край» привлекало Некрасова как символ трудовой выносливости и неизбывной физической силы народа-богатыря: «корёжить», «гнуть», «ломать». Даже внешний вид Савелия олицетворяет могучую лесную стихию, обладающую громадной силой сопротивления всякому насилию, всякому давлению извне:

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно как из лесу,

Этот мужик-богатырь, когда лопнуло терпение корёжских мужиков, долго сносивших самодурство немца-управляющего, произнес свое бунтарское слово «Наддай!»: «Под слово люди русские работают дружней». Столкнув ненавистного Фогеля в яму, мужики-землекопы так «наддали», что в секунду сровняли яму с землей.

Савелий — первый в поэме стихийный народный бунтарь со своей крестьянской философией: «Недотерпеть—пропасть, перетерпеть — пропасть». Он познал и острог в Буй- городе, и сибирскую каторгу. Однако ничто не сломило свободолюбивого духа, и когда его называют «клейменым, каторжным», он отвечает весело: «Клейменый, да не раб. »

В самом терпении народном Савелий видит воплощение несломленных и зреющих крестьянских сил:

Цепями руки кручены.

Железом ноги кованы,

Спина. леса дремучие

Прошли по ней — сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной.

Все терпит богатырь!

Но грозная сила Савелия не лишена противоречий. Не случайно и сравнивается он со Святогором — самым сильным, но и самым неподвижным богатырем былинного эпоса. Савелий и в размышлениях своих такой же богатырь-тугодум. Он не спешит с однозначными выводами по поводу грядущей крестьянской судьбы:

Не знаю, не придумаю,

Что будет? Богу ведомо!

Есть в его раздумье и мрачные пророчества. Не случайно Матрена Тимофеевна в ответ на рассуждения Савелия о богатырстве замечает иронически:

Ты шутишь шутки, дедушка!

. Такого-то Богатыря могучего.

Чай, мыши заедят!

Матрена Тимофеевна имеет право на такую шутку; по мужеству и жизнестойкости она ровня Савелию-богатырю. Но есть в ее характере и явное преимущество. В отличие от Савелия она не терпит: она действует, ищет и находит выходы из самых драматических ситуаций и с гордостью говорит о себе:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу.

Так постепенно, по мере смены событий и героев, в поэме складывается обобщенный образ иного счастливца. Таким счастливцем оказывается борец за народные интересы. В движении и развитии находится у Некрасова и массовый, собирательный образ народного мира.

Материал для всех групп

1 группа. Яким Нагой (Ч. I, гл. 3)

2 группа. ЕрмилГирин (Ч. I, гл. 4)

3 группа. Савелий, богатырь святорусский (Ч. III, гл. 3)

4 группа. Матрена Тимофеевна Корчагина. (4 группа — Ч. III, пролог, гл. 1, 2

  1. Богат, сложен и противоречив мир русского крестьянства второй половины XIX века. Много еще в нем темного, неприглядного, «безобразного»: суеверия, семейный деспотизм, смирение, терпение… но есть в русском крестьянине и другие черты: острый ум, трудолюбие, жизнерадостность, удаль, богатырская сила…. А главное – пробуждается его сознание: он уже задумывается над своим положением, ищет ответа на вопрос: «как жить дальше» выступает против произвола и насилия.

А) семь крестьян-правдоискателей, как и крестьяне деревни Вахлаки (дядя Влас, Агап Петров и другие) – умные, пытливые люди, которые не хотят жить по-старому. Они наблюдают, оценивают, рассуждают…. В их наивном представлении о счастье («покой, богатство, честь»), в согласии участвовать в «комедии» с князем Утятиным сказывается их темнота и вековая привычка к покорности. Но уже на наших глазах они приходят к иному пониманию счастья: осуждая мужицкую покорность, с силой повторяют призывное слово деда Савелия-«наддай!».

Б) из их среды появляются активно поступающие, с большим чувством человеческого достоинства крестьяне – такие, как Яким Нагой, ЕрмилГирин, Матрена тимофеевна, Агап Петров, Игнатий прохоров, которые не хотят терпеть унижение, зовут крестьянский мир к единению и протесту.

в) галерею этой группы «рабов» завершают крестьяне корежского края во главе с савелием–«богатырем святорусским». Страстная жажда независимости рождает у них чувство ненависти к угнетению угнетателям, воспитывает непокорство и, в конечном счете, приводит к активной борьбе, к бунту. А в легенде « о двух великих грешниках» расправа с тираном утверждается как единственно возможный путь к спасению от векового рабства.

2. однако века крепостного гнета ломали слабых, рождали в некоторых крестьянах привычку в рабству, покорность, долготерпение и смирение. Таковы в поэме Яков – «холоп примерный», бывший лакей, «любимый раб» князя Переметьева, Ипат – «холоп князей Утятиных», калина – герой песни «Барщинная».

3. крепостной гнет оказывал и более пагубное влияние: порождал предателей, шпионов, усердных исполнителей воли помещиков. Таковыглеб-староста, Егорка Шутов, Клим Лавин. Это о них автор поэмы говорит: «люди холопского звания –сущие псы иногда».