Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

С изменениями и дополнениями от:

26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 преамбула изложена в новой редакции

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 3, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5096), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15785

С 2010 г. вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Он разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов России.

Стандарт включает в себя требования к результатам освоения программы, ее структуре и условиям реализации. При этом учтены образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет 4 года.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15785

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. N 12

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. N 507

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минобрнауки России РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Срок действия фгос

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего , среднего (полного) общего , начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования .

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Уровни общего образования

Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт

О сроках действия ООП ДО

Вопрос. Прокомментируйте, пожалуйста, подпункт 9 статьи 2 главы 1 ФЗ-273 «Об образовании Российской Федерации», в котором говорится, что образовательная программа должна быть представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Свидетельствует ли это о том, что рабочие программы, разрабатываемые дошкольной образовательной организацией, должны быть разработаны не по возрастам, а в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными пятью образовательными областями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования? Подскажите, пожалуйста, перечень нормативных правовых актов, регламентирующих структуру и требования к рабочей программе дошкольной образовательной организации?

Ответ. Идеология разработки действующего Закона «Об образовании Российской Федерации» состояла в том, чтобы объединить в одном документе все уровни образования, не только общего, но и профессионального. Причиной этого являлись многочисленные противоречия в законодательстве об образовании между его уровнями и отсутствие требуемой целостности системы, что объясняется автономным развитием каждого уровня в 90-2000 годы. Однако разработка такого единого документа вызвала немало трудностей, в частности, и с нахождением общих подходов к регламентации деятельности различных по своей сути образовательных подсистем. В связи с этим данное общее для всех уровней образования положение Закона следует применять дифференцированно, с учетом специфики каждой отдельной подсистемы, включая дошкольное образование.
В дошкольных учреждениях нет и не может быть учебной деятельности, так как ведущей для развития детей данного возраста является игровая деятельность. Следовательно, документы, относящиеся к регламентации учебной деятельности, а именно: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), — не должны в них разрабатываться. Речь может идти о «других компонентах» образовательного процесса, например, «образовательных областях», по которым может быть разработана ООП.
Рабочая программа воспитателя не нормируется документами Федерального уровня, следовательно, для ее разработки могут быть созданы свои внутренние нормативные акты в большей степени методического и рекомендательного характера. Назначение рабочей программы как документа состоит в выполнении задач оперативного планирования деятельности воспитателя и педагога по реализации ООП на краткосрочный период, например, месяц. Рабочая программа конкретизирует положения ООП и является механизмом ее реализации. По сути это календарный план работы. Деятельность может быть спланирована в нем по образовательным областям или интегративно на основе тематического планирования. Такие оперативные планы желательно иметь всем воспитателям и специалистам (музыкальному работнику, инструктору по физической культуре и др.) Рабочие программы должны быть гибкими и вариативными, перестраиваться в зависимости от результатов ежедневного мониторинга, включать время для свободной игры, занятий детей по интересам, то есть по их собственной инициативе. Нужно иметь в виду, что старшие дети сами должны участвовать в планировании будущих событий своей жизни. Следовательно, в рабочих программах не все должно регламентироваться воспитателем и педагогом. В программах можно указать время и регулярность проведения общих сборов по планированию, подведению итогов прошедших событий, проектов, экскурсий, регулярность занятий в какой-то области, не указывая их тем и содержания, имея в виду, что они будут спланированы вместе с детьми. Иными словами, чтобы программа позволяла вносить корректировку, она должна быть обобщенной, контурной. Более подробно о новых методах планирования по ФГОС можно прочитать в рекомендациях, размещенных на сайте ФГАУ «ФИРО».
Вопрос. Каковы требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП в каждой возрастной группе, кроме целевых ориентиров?
Ответ. Требований ФГОС ДО к результатам освоения ООП в каждой возрастной группе нет. Разработчики ФГОС намеренно ушли от дифференциации требований результатам освоения ООП по возрастам, заменив их целевыми ориентирами на этапах младенческого и раннего возраста и по завершении дошкольного образования, так как научно доказано, что развитие детей в дошкольный период имеет неравномерный скачкообразный характер. Возможно, такие требования сохранились в непереизданных и непеработанных вариантах авторских программ дошкольного образования, которые писались под ФГТ.

Вопрос. Просим оказать консультационную и методическую помощь по следующему вопросу: нужно ли включать в раздел Планируемые результаты диагностические таблицы (карты индивидуального развития ребёнка в соответствии с возрастом по образовательным областям), разработанные творческой группой педагогов и применяемые в детском саду?

Ответ. Включать диагностические таблицы (карты индивидуального развития ребёнка в соответствии с возрастом по образовательным областям), разработанные творческой группой педагогов и применяемые в детском саду не нужно. В структуру ООП дошкольной образовательной организации согласно ФГОС система оценки и любых материалов для проведения мониторинга не входит. Однако в организации инструменты для проведения мониторинга должны быть в числе всех тех научно-методических материалов, которые будут обеспечивать реализацию программы. Главное, чтобы они были научно-обоснованными и корректными с точки зрения обеспечения возможностей для изучения процесса развития детей. Нужно также иметь в виду, что ряд показателей развития ребенка носит общий характер, неделимый по областям.

Смотрите так же:  Новости арест имущества

Вопрос. Скажите пожалуйста, что должно быть отражено в самообследовании дошкольного учреждения в разделе АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ.

Ответ. Содержание анализа деятельности учреждения определяется его целями. Если вы проводите самообследование системного характера по всем областям деятельности учреждения и даете оценку качеству его работы на определенном этапе, например, связанным с переходом на ФГОС, то мы можем предложить вам инструментарий для такого рода самообследования, размещенный на сайте ФГАУ «ФИРО». Если цель самообследования – выявление недостатков существующей системы относительно новых требований ФГОС и Примерной основной образовательной программы, то подход будет иной, как при проблемно-ориентированном анализе, о методах проведения которого также можно прочитать в методических рекомендациях по разработке ООП на основе ПООП, размещенных на сайте ФГАУ «ФИРО». Если цель иная, то необходимо знать общий метод анализа и использовать его в соответствии с целями вашего анализа. Рекомендуем внимательно прочитать размещенные на сайте рекомендации, в которых говорится о методе анализа.

Вопрос. Как отразить в каждой из основных разделов части, формируемой участниками образовательных отношений, наличия и описание:
— вариативных форм образования; (поясните, пожалуйста)
— особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик;
— способов, методов и средств реализации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, способов и направлений поддержки детской инициативы?

Ответ. В ООП можно перечислить все вариативные формы дошкольного образования, которые ваша образовательная организация будет в состоянии реализовать и поэтому предложить родителям. Эти формы должны быть интересны и привлекательны родителям, удовлетворять их насущные потребности. Например: группы кратковременного пребывания, группы для детей старшего дошкольного возраста, не посещавших ранее детский сад; услуги для детей с ОВЗ и др. Открывать их можно не сразу, а поэтапно, по мере реализации ООП.
При описании образовательной деятельности в авторских программах, которая может осуществляться в различных видах культурных практик: продуктивной творческой деятельности (лепка, рисование, музыка и др.), познавательно-исследовательской деятельности, чтении художественной литературы, физкультурно-оздоровительной деятельности, особенности каждого вида деятельности раскрываются через их специфические цели, формы, методы, а также предметы осуществления. У каждого вида деятельности они свои. Вам следует руководствоваться теми особенностями культурных практик, на которые обращают свое внимание авторы используемых вами программ.
Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов является требованием к образовательной деятельности дошкольников.

Вопрос. Мы работаем в ДОУ в Республике Дагестан. Недавно только начали работу по программе » Мозаика»+ региональная, дагестанская, образовательная программа, где соотношение 60/40, где федеральный 60, а региональный 40. Как нам грамотно составить программу? Это нам следует делать самостоятельно, либо этим займется ДИРО — наш институт развития образования.

Ответ. Рекомендуем Вам обратиться с этим вопросам к руководству ДИРО или непосредственно в МО Республики Дагестан. Если более конкретных рекомендаций не будет, то региональный компонент программы можно разработать самостоятельно. Нужно определить его целевые ориентиры, разработать содержание в пяти образовательных областях и условия его реализации. Материалом для деятельности в различных видах культурных практик могут стать национальные традиции, обряды, игры, танцы, музыка, ремесла, сказки и другие литературные произведения, природа родного края и т.д., позволяющие формировать национальную идентичность.

Вопрос. Добрый день! Работаю зам. заведующей 2 месяца, поэтому нуждаюсь в Вашей помощи. В нашем детском саду в ООП отсутствует часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений. Подскажите, пожалуйста, по какому алгоритму её написать. Заранее, спасибо!

Ответ. Прежде всего, рекомендуем вам внимательно прочитать наши рекомендации по разработке ООП. В них есть алгоритм. Сущность его такова: либо вы первоначально сами предлагаете различные варианты образовательной деятельности (авторские и парциальные программы, методы работы, варианты режима, дела, в которых могут участвовать родители), а они выбирают из предложенного. Либо вы собираете предложения от родителей, а потом совместно с группой активистов делаете из них выбор. Но в этом случае, предварительно нужно проинформировать родителей о существующих программах, методиках, разместить их на сайте. Лучше эти два алгоритма объединить: к своим предложениям добавить то, что предлагают родители. Можно сделать рубрики для внесения предложений, например по видам культурных практик и т.д.

Вопрос. Формы работы с родителями воспитанников и их количество определяется творческой группой, разрабатывающей программу. Мне сделано замечание о недостаточности работы с родителями.

Ответ. Чтобы оценить, правильно ли вам сделано замечание, нужно понять, чем руководствовалась рабочая группа, определяя количество мероприятий, и проверяющий, который его оценивал. Видимо, они руководствовались разными критериями, то есть разным пониманием о достаточности. Сейчас в связи с введением ФГОС речь должна идти не о работе, а о взаимодействии с родителями. Далее нужно определить цели, функции и, исходя из них, направления вашего взаимодействия, а затем уже количество дел. Их достаточность может быть правильно определена только с позиции стоящих целей взаимодействия, например: установление эффективного партнерства и взаимопомощи в развитии детей по направлениям…. Например, родители могут оказывать помощь (быть «замещающими воспитателями на режимных моментах, помогать на экскурсиях, помогать при подготовке детей к школе); могут быть участниками (отовить в вами вместе спектакли, праздники), выступать в роли наставников (проводить мастерские, учить спортивным играм), быть организаторами ( проектов, экскурсий), делиться опытом с другими родителями (консультировать, писать на форум и т.д.) и многое другое. Видите, как это отличается от работы с ними, где ваша функция их наставлять, поучать, а их подчиняться. Вы компетентные, а они нет. И не забудьте, оценивать достаточность дел нужно с позиции целей.

Вопрос. В нашем д/с ООП разработана, утверждена, мы по ней благополучно работаем (за основу взята «От рождения до школы»). Но, в связи с тем, что вышла ОДОБРЕННАЯ программа от 20.05.15 нам снова нужно перерабатывать свою ОП, или можно продолжать работу по Веракса?

Ответ. Одобренной является Примерная основная образовательная программа. Она является универсальной рамочной программой для реализации ФГОС. Все авторские программы, в том числе и программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, предлагают различные варианты ее выполнения. Рекомендуем вам прочитать ПООП и ответить на вопрос, в какой степени ПООП может быть реализована в рамках программы «От рождения до школы». Если программа «От рождения до школы» в этом плане в чем-то недостаточна, то ее можно дополнить парциальными или собственными программами. Технология разработки ООП на основе Примерной программы дана в рекомендациях, которые размещены на сайте ФГАУ «ФИРО».

Вопрос. Скажите, пожалуйста, в нашей школе 5 дошкольных групп. 4 работают по Вераксе, одна предшкольная группа работает по Виноградовой. Сколько нам писать образовательных программ на новый учебный год — одну совмещенную программу, или две по разным программам?

Ответ. Ваша ошибка состоит в том, что вы планируете ООП исходя из конкретной ситуации данного года. Между тем сначала нужно определиться, в принципе, какой у вас будет модель образования, ведь ООП пишется не на год, это ваша долгосрочная стратегия.
Может быть, несколько моделей образовательного процесса:
1. группы могут работать по двум разным программам, реализуя их в полном объеме, то есть на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду;
2. группы работают на основе одной интегративной программы, разработанной на основе двух авторских программ;
3. группы первоначально работают по одной программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, а старшим группам предлагается два варианта на выбор: программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и программа «На крыльях детства» или «Первоцветы» Н.А. Виноградовой.
Одна программа пишется для второй модели. Возможны и другие варианты
В вашей ООП Вы, таким образом, укажете модель и сделаете соответствующие ссылки на программы.

Вопрос. Должно ли быть указание на приоритетное направлении работы ДО или только на реализуемую Примерную образовательную программу?

Ответ. Если такое направление есть, то оно должно быть указано и полностью раскрыто в вашей ООП. Примерная программа универсальна, она носит обобщенный рамочный характер. А ваша задача подчеркнуть через ООП собственную уникальность.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, как правильно прописать в образовательной программе ДОУ приоритетное направление детского сада? (структура). Можно ли поменять направление?

Ответ. Да направление поменять можно. Более того, переход на ФГОС и ПООП может служить хорошим поводом для такого изменения, свои частные изменения рекомендуется приурочивать к более значительным общим. Так их легче проводить.
В общем виде новое направление работы вашей дошкольной организации должно отразиться во всех элементах программы, это и есть алгоритм: целевых ориентирах, содержании деятельности по пяти областям, условиях реализации ООП. А в какой степени оно будет определять ту или иную деятельность, зависит от него самого. Если у вас направление — развитие детской одаренности, то нужно уделить внимание творчеству детей в описании культурных практик, если – оздоровление детей, то наиболее полно оно будет раскрыто при описании физкультурно-оздоровительных мероприятий и т. д.

Вопрос. Допустимы ли слова в тексте образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО: «непосредственная образовательная деятельность», «организованная образовательная деятельность», «непрерывная образовательная деятельность» (речь идёт о форме работы с детьми — «занятие»)? Какое из них верное?

Смотрите так же:  Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц пример

Ответ. Данный термин отсутствует во ФГОС и других документах, регламентирующих его выполнение, например, в ПООП. Практически вся деятельность воспитателя решает какие-то образовательные задачи, то есть является образовательной. Более того, следует шире использовать для образования ребенка режимные моменты, прогулки и др. Иными словами, избавляться от заорганизованности и стремиться к непринужденности и естественности образовательной деятельности. Занятие также следует понимать более широко, как любую целенаправленную образовательную деятельность ребенка, осуществляемую в партнерстве со взрослым или самостоятельно в определенном месте за отведенное время. В этом смысле не нужно бояться произносить это слово, наоборот, следует расширить сферу его применения. Это позволит уйти от узкого понимания образовательной деятельности, которая яко бы имеет место только на специально организованных занятиях.

Вопрос. Нужно ли адаптировать парциальные авторские программы (например «Цветные ладошки» под ред. Лыковой)?

Ответ. Под адаптацией понимается приспособление для конкретных условий. Методом адаптации может быть конкретизация программы, а также коррекция, внесение изменений с учетом особых конкретных условий. Вы должны сами определить, исходя из понятия адаптации, нужно ли вам адаптировать общую парциальную программу. Главное, что ее адаптация должна иметь обоснованный и осмысленный характер.

Вопрос. У меня вопрос, как правильно оформлять и вносить изменения в основную образовательную программу детского сада? Изменения на 2016-2017 уч .год в Программе касаются программ кружковой работы, учебного плана, сетки организованных видов детской деятельности. Все эти документы представлены в приложениях к программе. Нужно ли после изменения приложений снова распечатывать весь текст программы, утверждать и сшивать программу? Если нет, то как правильно оформить данные изменения?

Ответ. Это очень правильный вопрос. Хорошая программа должна меняться, уточняться, дополняться, возможно, ежегодно. Для того, чтобы это было законно, рекомендуем разработать и оформить приказом заведующей «Порядок внесения изменений в ООП», первоначально обсудив его с педколлективом и родителями как участниками образовательных отношений.
Порядок внесения изменений должен ответить на ряд вопросов:
— в связи с чем, в ООП могут вноситься изменения;
— каких вопросов образовательной деятельности и деятельности организации они могут касаться;
— кто их может вносить (не забудьте родителей, решите, могут ли быть персональные предложения или только от групп);
— каким будет порядок внесения изменений в ООП;
— кем и как будут отбираться изменения в ООП;
— кто и как будет принимать окончательные решения о внесении изменений в ООП (может быть, Управляющий совет);
— и, наконец, как они будут оформляться в тексте ООП (форма документа «Об изменениях в ООП».
Последнее зависит от масштабности изменений. Если они кардинальные, то возможно, какой-то раздел ООП потребуется переписать. В случае незначительных изменений, они могут оформляться в виде перечня или приложения, которые будут прикладываться к ООП.
Правильно ежегодно создавать такие условия, которые бы стимулировали участников образовательных отношений к внесению изменений в действующую ООП, например, проводить опросы, дискуссии, обсуждать вопрос на сайте.

Вопрос. Возможна ли экспертиза основной образовательной программы

Ответ. Даже желательна, причем как внутренняя, так и внешняя. Помните, что эксперт — это компетентный судья. Могут быть эксперты и по отдельным узким вопросам ООП. Обязательно ставьте перед экспертами конкретную задачу: что экспертировать, и в какие сроки.

Вопросы.
1. На какой срок разрабатывается основная образовательная программа.
2. На сколько лет пишется основная образовательная программа детского сада? (нужно ли на титульном листе указывать учебный период).

Ответ. С точки зрения содержания, ООП, как минимум, пишется на срок полного пребывания детей в вашей образовательной организации, например, от 3 до 7 лет, значит на 5 лет.

Это не нужно путать со сроком действия разработанной программы. Срок действия ООП определяется ее устареванием, которое может произойти по разным причинам и раньше: вследствие изменения образовательной ситуации (например, контингента дошкольной организации, или направления ее работы), по причине выхода более прогрессивных новых авторских программ; вследствие изменения стандартов дошкольного образования.

Чтобы ООП длительное время не устаревала, надо писать этот стратегический документ более обобщенно, конкретизируя его положения в Приложениях и, например, в ежегодных изменениях к ООП. Однако ежегодные частные изменения, которые вносит в Программу сама организация, также могут привести к необходимости замены ООП на новую.

Долгосрочная стратегическая Программа, какой и является ООП образовательной организации, утверждается на срок действия ООП, который не может быть меньше продолжительности пребывания в организации детей. Однако, утверждая ООП, совсем не обязательно указывать срок ее действия, так как заранее его определить сложно.

Видимо, в вопросе речь идет о рабочем варианте ООП или о рабочих программах воспитателей, которые, действительно, если такие имеются, должны разрабатываться на текущей период, например на год, а у воспитателя — на месяц. В них уточняется и конкретизируется содержание ООП применительно к ежегодной образовательной ситуации. Можно рекомендовать утверждать ежегодно только изменения к ООП, и те Приложения к ней, которые вносят в нее детализацию, если такие есть. Сама ООП остается стратегическим документом длительного действия.

Актуальные вопросы начала 2018-2019 учебного года: учебники, рабочие тетради, школьная форма, питание, подвоз и многое другое. Часть 1

Более 5 лет в России действует Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Закон), но каждый раз перед началом учебного года возникают проблемы с обеспечением школьников учебниками, рабочими тетрадями, школьной формой, питанием, подвозом детей к школе и др., пути решения которых определены Законом и нормативными документами во вопросам школьного образования. Напомним некоторые положения этих документов.

Надеемся, что они помогут родителям, у которых возникнут подобные проблемы при подготовке детей к школе.
Учебники, учебные пособия, рабочие тетради, лыжи выдаются школьникам бесплатно
Согласно ст. 35 Закона ученикам государственных и муниципальных школ бесплатно выдаются учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, необходимые для получения образования в пределах ФГОС. Школа обеспечивается такими учебниками и пособиями за счет бюджетных ассигнований. Бесплатными для учащихся являются и учебники в электронной форме.
Если речь идет об учебниках и пособиях для каких-либо углубленных занятий, выходящих за рамки ФГОС, или о платных занятиях (например, кружках), то в таком случае школа вправе предложить родителям приобрести их за свой счет.
Относительно рабочих тетрадей Министр образования О.Ю. Васильева еще в 2016 году в ходе Всероссийского родительского собрания четко обозначила позицию ведомства: « Если школа включает тетрадь в обязательный перечень, то она должна его обеспечить, других вариантов быть не может. Волюнтаризм здесь не допускается ».

Также родители не обязаны покупать лыжи и ботинки для занятий физкультурой, ибо школа должна бесплатно предоставлять ученикам средства обучения и воспитания, к которым относятся, в том числе, спортивные оборудование и инвентарь. Согласно приказу Минобрнауки РФ от 30.03.2016 N 336, лыжи, ботинки, лыжные палки и пр. включены в перечень средств обучения и воспитания, необходимые для реализации общеобразовательных программ, соответствующих современным условиям обучения.
Срок службы учебников определяется ФГОС и физическим износом
Нормативные правовые документы не определяют сроки использования учебников и учебных пособий. Срок действия учебников – это срок действия ФГОС общего образования, по которому учебник прошел экспертизу, и физический износ учебников. Если руководствоваться письмом Минобрнауки РФ от 24 апреля 2014 года № 08-548, то школы вправе в течение 5 лет применять ранее приобретенные учебники. Поэтому учебники надо беречь, т.к. не всем ученикам достанутся новые.

Если ученик потерял или испортил учебник – родителям придется возмещать ущерб
Если ученик потерял (испортил) учебник из школьной библиотеки, то, согласно правилам пользования библиотеками (Федеральный закон от 29.12.1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле») и локальному акту школы, причиненный ущерб следует компенсируют в размере, установленном правилами пользования библиотекой (например, деньгами или аналогичной книгой). Кроме того, за утрату или порчу школьного учебника ученику могут грозить и меры дисциплинарного взыскания, если это определено Уставом школы.

Школьная формы обязательна, но учеников, пришедших в школу без формы, удалять с уроков нельзя
Согласно ст. 38 Закона школа вправе ввести школьную форму. О том, какой должна быть форма (цвет, фасон, эмблемы, правила ношения), принимается школьный локальный акт. При его разработке школы обязаны руководствоваться региональными типовыми требованиями. Кроме того, при введении формы школа обязана принимать во внимание интересы малообеспеченных и многодетных семей, т.е., не вводить дорогую и роскошную форму (письмо Минобрнауки РФ от 28.03.2013 N ДЛ-65/08).
Также школа не вправе решать за родителей, где, у какого изготовителя или продавца и по какой цене им приобретать такую форму, т.к. такие требования выходят за рамки полномочий школы.
Если перечисленные положения нарушаются, то родители вправе обжаловать действия руководства школой в региональном органе управления образованием, прокуратуре.
Если школьное положение о форме одежды обучающихся носит рекомендательный характер, то никаких санкций за его нарушение не последует.
Если Устав, правила внутреннего распорядка или иные локальные акты школы обязывают учеников посещать занятия исключительно в школьной форме, а уроки физкультуры — в спортивной, то в соответствии со ст. 43 Закона за неисполнение положений Устава и прочих локальных актов школа может применять к ученикам меры дисциплинарного взыскания. А вот не допускать за отказ от ношения школьной формы до занятий школа не вправе. Также практически невозможно отчислить ученика из школы за упорный отказ носить школьную форму.
Если ребенок находится в школе без формы по уважительным причинам (нет формы, форма испачкалась, украдена, сгорела во время пожара и т.п.), никакого взыскания последовать не может.
Следовательно, пока ребенок является учеником конкретной школы, то в форме он или без — школа не вправе отказать ему в посещении уроков. Если такого ученика не пускают в класс, то его конституционное право на получение общего образования грубо нарушается (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании) и родители могут обжаловать такие действия школы в региональном органе управления образованием, прокуратуре.

Смотрите так же:  Пособия по беременности в казахстане 2019

Компенсации на приобретение школьной формы отдельным категориям родителей устанавливаются субъектом Российской Федерации
В соответствии со ст. 38 Закона, субъекты РФ могут компенсировать родителям стоимость приобретенной школьной формы в том случае, если это предусмотрено региональным бюджетом. Это, как правило, малоимущие и многодетные семьи.

Модные прически, разноцветные волосы, обувь на высоких каблуках, макияж и красить губы школа запретить не вправе
Поскольку Закон разрешает школам устанавливать требования именно к одежде учеников (конкретно к ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия) и правилам ее ношения. Макияж, прически, сумки, обувь не являются одеждой и не имеют к ней отношения, то согласно Закону их ограничения, установленные школой, выходят за пределы школьной компетенции, и являются не правомерными.
Следовательно, такие положения школа не вправе включать в Устав или иные локальные акты школы и применять к ученикам меры дисциплинарного взыскания.

Школа может отказать в приеме на обучение только по причине отсутствия свободных мест
В соответствии со статьей 67 Закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
После 1 июля родители могут определить ребенка в любую школу независимо от места проживания. В приеме в школу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В этом случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган управления образованием.
Положения ст.67 Закона распространяется и на прием в 10 классы. Для чего в школах помимо профильных классов должны быть организованы т.н. универсальные классы, в которые принимаются все желающие, имеющие аттестат об основном общем образовании.

За неуспеваемость ученика исключить из школы нельзя
Иногда учителя или администрация школы предупреждают родителей, что школьник, не ликвидировавший академическую задолженность, может быть исключен за неуспеваемость и предлагают перевести его в другую школу. Такие действия школы не правомерны, так как Закон не содержит оснований для отчисления или перевода ученика из школы по причине неудовлетворительной успеваемости, итоговой или промежуточной аттестации на каком-либо из этапов освоения общеобразовательной программы по инициативе школы. Решение об оставлении на повторное обучение или перевод в другую школу без согласия родителей невозможно.

Отчисление обучающегося по инициативе школы – это крайняя мера, которая применяется в исключительных случаях
Согласно статьи 43 Закона применить эту меру взыскания школы могут к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, за неоднократное неисполнение или нарушение Устава школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, и если иные меры дисциплинарного взыскания, меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное ее функционирование.
Таким образом, отчислить из школы не могут за один проступок, а также если школьнику нет 15 лет.
Также не может быть основанием для исключения из школы достижение обучающимся возраста 18 лет.
Решение об исключении ученика из школы принимается с учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
При этом местный орган управления образованием и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из школы, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.
Решение об отчислении обучающиеся и его родители (законные представители) вправе обжаловать в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных.

Девятиклассник, не прошедший ГИА-9 в сентябре, может продолжить обучение либо в школе, либо в системе СПО
Девятиклассники, получившие право пройти ГИА в дополнительные сроки, сдают экзамены по соответствующим учебным предметам в сроки с 4 по 22 сентября 2018 года.
Если девятиклассники не сдадут экзамены и в этот раз, то они по усмотрению родителей (законных представителей):
— либо получают справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому школой, отчисляются из школы и вправе продолжить свое образование путем прохождения профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
-либо остаются в 9 классе на второй год и проходят обучение в школе или вне её в формах, установленных статьей 17 Закона (в очной, очно-заочной или заочной формах, в форме семейного образования), в том числе по индивидуальному учебному плану.

Срок действия удостоверения по 44-фз

Письмом № 5594-ЕЕ/Д28И от 12.03.2015 работодателям рекомендуют направлять своих работников на повышение квалификации в сфере закупок не реже одного раза в три года. Вопрос: Какой нормативный документ определяет срок действия удостоверения о повышении квалификации в сфере закупок(44-ФЗ).

Ответы юристов (4)

Какой нормативный документ определяет срок действия удостоверения о повышении квалификации в сфере закупок(44-ФЗ).
Антонова Наталья Николаевна

Нет такого нормативного документа.

Статья 38. Контрактная служба
6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок
5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Статья 112
23. До 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Из системного анализа следует, что для работы по 44-фз достаточно на данный момент документ о повышении квалификации.

Документ о повышении квалификации не имеет какого-то срока действия, если человек данный курс освоил, то он знаниями обладает. Также, как и к примеру диплом о высшем образовании- он же не имеет срок дейтсвия.

Есть вопрос к юристу?

Наталья Николаевна, добрый день! По срокам это именно рекомендация

Письмо Минэкономразвития России N 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России N АК-553/06 от 12.03.2015
«О направлении методических рекомендаций»

2.6. При реализации Программ могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
2.7. В Программы рекомендуется включать лекционные, практические, семинарские занятия, деловые игры, консультации по тематике осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2.8. Обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся.

Однако применительно к государственным гражданским служащим указанный срок повышения квалификации установлен ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

5. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Однако срок действия удостоверения законодательством не определен, вместе с тем, например согласно ст. 39 44-ФЗ

5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц,прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

добрый день ранее срок был -нормативно определен -5 лет это было оговорено -N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования в 2014 г- этот документ отменен

документа устанавливающего срок действия удостоверения в этой сфере дпо нет теперь не определяют срок действия удостоверения а —рекомендуют /читай советуют предлагают /проводить повышение квалификации 1 раз в 3 года — N АК-553/06

2.8.Обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся.

В силу п. 2.8. Методических рекомендаций (Совместное письмо Минэкономразвития РФ № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобразования РФ № АК-553/06 от 12 марта 2015 г.), обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года, причем для всех категорий обучающихся.
Согласно п. 2.5 данных Рекомендаций, обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в сфере закупок рекомендовано реализовывать в очной и очно-заочной форме (п. 2.5 Методических рекомендаций).
На основании п. 4.4. указанных Рекомендаций, требования к содержанию, объему и структуре итоговых работ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

ФЗ № 44, ФЗ № 273, а также иные законы и подзаконные акты не содержат требований, определяющих срок действия удостоверения о повышении квалификации в сфере закупок.

В то же время, если лицо является государственным служащим и на него возложены обязанности в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то считаю возможно применить общие требования к государственным служащим, предусмотренные

ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которыми установлено, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.