Что такое обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе? Азбука для поставщиков

Участие в государственных закупках — возможность стабилизировать финансовое положение компании в период кризиса. Рассмотрим требования действующего законодательства к одному из условий участия в госторгах — обеспечению заявки на участие в них.

Прежде чем перейти к обсуждению основной темы статьи, разберемся в понятиях. Ключевой закон в данной сфере (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — далее Закон о контрактной системе) предусматривает несколько форм проведения государственных торгов, или правильнее — государственных закупок. Речь идет о конкурс ах и аукционах . Несмотря на то, что по смыслу эти понятия близки и, говоря об одном из них, зачастую подразумевают оба, статья 447 Гражданского кодекса РФ четко определяет, что:

  • аукцион — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший наиболее выгодную цену — самую высокую, если торги проводятся в интересах продавца (исполнителя), либо самую низкую, если торги проводятся в интересах покупателя (заказчика). Закон о контрактной системе выделяет аукционы в электронной форме и закрытые аукционы;
  • конкурс — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий, в числе которых может быть и условие о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший лучшие условия. По закону о контрактной системе возможно проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием и закрытых двухэтапных конкурсов.

От того, в какой форме проводятся торги, зависит способ и процедура обеспечения заявки.

Зачем требуется обеспечение заявки

Под обеспечением заявок понимается установленное в каждой закупке количество денежных средств, которые блокируются на счете участника на торговой электронной площадке в качестве гарантии его участия и достоверности предоставляемой информации. По Закону о контрактной системе для конкурсов и аукционов обеспечение является обязательным условием участия в торгах. Другой закон, регулирующий проведение закупок госкорпорациями, госкомпаниями-естественными монополистами в сфере коммунальных услуг, ГУПами, МУПами и т. д., — Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) — не устанавливает обязательности обеспечения заявки. Законодатель оставил право регулировать механизм обеспечения и его размер за компаниями, подпадающими под действие закона. Однако это не значит, что для каждого конкурса заказчик будет разрабатывать новые правила. Все условия проведения конкурсов должны быть прописаны в положении о закупках. В частности, заказчик имеет право требовать обеспечение заявки, указав способы и размеры обеспечения в конкурсной документации.

Обеспечение заявки свидетельствует о благонадежности и серьезности намерений участника закупок и гарантирует подписание контракта с победителем конкурса или аукциона. Если контракт не будет заключен по вине победителя конкурса, то обеспечение заявки остается в качестве компенсации у заказчика.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ: формы, условия и сроки возврата

Статья 44 Закона о контрактной системе предусматривает только 2 вида обеспечения заявки. Это могут быть денежные средства участника конкурса или банковская гарантия . Причем требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки. Выбор способа обеспечения заявки остается за участником закупок. Однако закон определяет, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Рассмотрим подробнее каждый способ обеспечения заявки.

Безотзывная банковская гарантия как обеспечение заявки

Срок действия банковской гарантии, полученной участником конкурса для обеспечения заявки, должен составлять не менее чем 2 месяца, начиная с даты окончания срока подачи заявок. Об этом говорится в статье 44 Закона о контрактной системе.

Для участия в конкурсе необходимо предоставить безотзывную банковскую гарантию, выданную одним из банков, включенных в специальный перечень финансовых организаций, которые отвечают требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Актуальный перечень банков ежемесячно публикуется на сайте Минфина РФ.

В банковской гарантии в обязательном порядке должна быть указана сумма, на которую она предоставляется. Эта сумма уплачивается банком-гарантом заказчику, если победивший в конкурсе участник закупки впоследствии исполняет свои обязательства ненадлежащим образом или не исполняет вообще. Поэтому банковская гарантия содержит перечисление тех обязательств участника закупки, которые ею обеспечиваются. Также банковская гарантия предусматривает обязанность банка-гаранта уплатить заказчику неустойку за каждый день просрочки. Размер неустойки составляет 0,1% от суммы, которая подлежит уплате.

Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки

Если в качестве обеспечения заявки используются денежные средства, участник конкурса перечисляет необходимую сумму на счет, который указан заказчиком в документации о закупке. При проведении электронных аукционов денежные средства перечисляются на банковский счет оператора электронной площадки. Статьей 44 Закона о контрактной системе устанавливается, что для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета всех участников.

Средства в обеспечение заявки должны поступить на соответствующий счет до даты рассмотрения и оценки заявок. В противном случае участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Но это правило не применяется при проведении электронного аукциона.

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки зависит от цены контракта. В соответствии с Законом о контрактной системе (части 14 и 15 статьи 44, часть 9 статьи 86) размер денежных средств или сумма банковской гарантии устанавливается заказчиком в требованиях к обеспечению заявок и может составлять в диапазоне от 0,5% до 5% максимальной цены контракта. Но если заказ не превышает 3 млн рублей, то размер обеспечения составит 1% от начальной цены контракта.

Но существуют и исключения из общего правила. Так, если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

Например, если заказчик объявляет конкурс на закупку расходных материалов для оргтехники на сумму 700 тыс. рублей, то размер обеспечения заявки — 1% — составит 7 тыс. рублей.

При закупке самой оргтехники сумма контракта может превышать 3 млн рублей. Например, региональный орган власти объявляет о закупке ноутбуков. Начальная (максимальная) цена контракта — 3,5 млн рублей. В этом случае максимальная величина обеспечения заявки составит 5% или 175 тыс. рублей. Но если участником конкурса является субъект малого предпринимательства, он должен будет внести в обеспечение заявки только 2% — 70 тыс. рублей.

Сроки возврата денежных средств

Закон о контрактной системе устанавливает, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, в общем случае возвращаются на счет участника закупки в течение не более чем 5 рабочих дней. Для этого никаких действий от участника закупки по закону не требуется. Но в рамках сложившейся деловой практики возможно направить заказчику письмо с просьбой вернуть обеспечение заявки.

Банковская гарантия участнику или гаранту не возвращается, но и взыскание по ней не производится.

При проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в течение не более чем 1 рабочего дня с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, отклонения или отзыва заявки, отмены аукциона и т.д. После этого участник закупки может оставить средства у оператора, чтобы использовать для участия в других конкурсах либо получить их на свой банковский счет. Все зависит от регламента электронной площадки.

Если оператор размещал средства на депозитном счете, то должен возвратить участнику закупки не только средства обеспечения, но и полученные по ним доходы.

Не возвращаются средства обеспечения, если победитель конкурса отказывается или уклоняется от заключения контракта либо не предоставляет обеспечение исполнения контракта.

Кроме того, законодатель предусмотрел еще один случай, когда обеспечение заявки не возвращается к участнику конкурса. Если на одной электронной площадке в отношении одного участника закупки трижды в течение 1 квартала аукционные комиссии, неважно, одного или нескольких заказчиков, принимают решение о несоответствии вторых частей его заявок требованиям аукционной документации. Участнику не возвращается обеспечение последней из этих 3 заявок.

Если заказчик или оператор электронной площадки допустил просрочку возврата средств, то участник закупки вправе потребовать уплаты пени. Напомним, что пеня начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения исполнения обязательства. Размер пени устанавливается в соотношении 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.

Участие в закупках по федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ требует от компании не только наличия свободных средств. Необходимы также понимание механизма закупок и знание некоторых нюансов их проведения, а также сложившейся практики. Победы в конкурсах легче будет добиться при помощи опытного специалиста или специализированной компании.

Если ва­ша ком­па­ния по со­о­бра­же­ни­ям рен­та­бель­нос­ти не мо­жет по­зво­лить се­бе со­зда­ние собст­вен­но­го тен­дер­но­го от­де­ла, со­про­вож­де­ние учас­тия в кон­кур­сах и аук­ци­о­нах вы­год­нее от­да­вать на аут­сор­синг бро­кер­ским ком­па­ни­ям, ко­то­рые опе­ра­тив­но и без про­блем обес­пе­чат вам учас­тие в тен­де­ре.

Заявка на участие в электронном аукционе должна быть отклонена, если полномочия представителя истекли

Следует ли в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” отклонить заявку на участие в электронном аукционе, подписанную представителем участника, срок полномочий которого, указанный в доверенности, истек?

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п. 1, 3-5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч.ч. 3 и 5 ст. 66 указанного Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. К числу указанных документов относятся также копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление от имени участника такого аукциона – юридического лица действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах) в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ (п. 7 ч. 2 ст. 62 того же Закона). Согласно п. 5 ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ это копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица.

Данные копии направляются оператором электронной площадки заказчику вместе со второй части заявки участника электронного аукциона и протоколом проведения электронного аукциона (ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).

Смотрите так же:  Финансовая отчетность музея

На основании ч. 10 ст. 61 Закона № 44-ФЗ в случае внесения изменений в документы и информацию, указанные в ч. 2 той же статьи, замены или прекращения действия указанных документов (в том числе замены или прекращения действия усиленной электронной подписи) либо выдачи участником электронного аукциона новых доверенностей на осуществление от его имени действий по участию в таких аукционах этот участник обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и информацию, уведомление о прекращении действия указанных документов, прекращении действия усиленной электронной подписи. Ответственность за достоверность документов и информации, предоставляемых в соответствии с ч. 2 и ч. 10 ст. 61 Закона № 44-ФЗ, и соответствие указанных документов и информации требованиям, установленным законодательством РФ за действия, за своевременное уведомление оператора электронной площадки о внесении изменений в документы и информацию, предоставляемые в соответствии с ч. 2 указанной статьи, за замену указанных документов или прекращение их действия (в том числе замену усиленной электронной подписи или прекращение ее действия) несет участник электронного аукциона, предоставивший указанные документы и информацию (ч. 11 ст. 61 Закона № 44-ФЗ).

Из данных норм следует, что при истечении срока действия доверенности на осуществление от имени участника закупки действий по участию в электронных аукционах участник закупки должен незамедлительно направить оператору электронной площадки новую доверенность. Ответственность за непредставление новой доверенности несет участник закупки. Заявка участника закупки, подписанная его представителем, полномочия которого прекратились ввиду истечения срока действия доверенности, подлежит отклонению в силу п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ (смотрите также постановление ФАС Центрального округа от 29.04.2013 № Ф10-1178/13, данное постановление вынесено в период действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, но продолжает оставаться актуальным в настоящее время ввиду схожести правового регулирования по Закону № 44-ФЗ). При этом обращаем Ваше внимание, что заявка не подлежит отклонению, если срок действия доверенности истек, если заявка была подписана не представителем по этой доверенности, а иным уполномоченным лицом, например руководителем участника закупки (смотрите также постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2012 № Ф07-1591/12).

Ответ подготовил: Ефимова Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: формы, размер и условия возврата денежных средств

Заключение государственного (муниципального) контракта — важное событие в жизни любой компании, которое позитивно сказывается на ее имидже и подтверждает конкурентоспособность. Однако чтобы этого добиться, потребуется продемонстрировать не только профессиональную, но и финансовую состоятельность.

В настоящее время вопросы обеспечения заявок на участие в госзакупках регулируются двумя законами: Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).

Цели и формы обеспечения заявки по 44-ФЗ

Заявка вашей компании на участие в государственном конкурсе согласно 44-ФЗ будет принята только в том случае, если есть ее материальное обеспечение, которое при определенных условиях будет удержано в пользу заказчика. Для участия в электронных аукционах принимается только денежное обеспечение. Если тендер проводится в какой-либо другой форме (конкурс, закрытый аукцион), в качестве обеспечения заявки может быть принята банковская гарантия.

Следует иметь в виду, что победителю конкурса потребуется еще и обеспечение исполнения контракта. Денежные средства в этом случае временно перечисляются заказчику до истечения срока договора контракта либо предоставляется банковская гарантия.

Таким образом, от потенциального поставщика требуются два финансовых подтверждения намерений: по участию в конкурсе и по исполнению контракта.

Безотзывная банковская гарантия как обеспечение заявки

Общие понятия банковской гарантии и требования к ней изложены в статьях 368 и 370 ГК РФ, специальные — в статье 45 44-ФЗ, дополнительные требования в целях 44-ФЗ — в постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 и ряде других подзаконных актах. Самостоятельно государственный или муниципальный заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к банковской гарантии, а также основания отказа в принятии банковской гарантии, нарушающие часть 6 статьи 45 указанного Закона, иначе это влечет для него ответственность в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Банковская гарантия должна быть внесена в реестр Минфина РФ не позднее 1 рабочего дня с даты ее выдачи. О внесении гарантии в реестр банк обязан уведомить участника аукциона (принципала) в течение еще 1 рабочего дня, направив ему выписку из реестра банковских гарантий. Срок действия документа по закону должен составлять не менее 2 месяцев с момента окончания приема заявок на конкурс. Банк не может отказаться от своих обязательств по выданной гарантии ни при каких обстоятельствах. Заказчик вправе не принимать банковскую гарантию, если она не соответствует условиям конкурсной документации или 44-ФЗ. Но в этом случае в течение 3 рабочих дней с момента предоставления гарантии он должен письменно или в электронной форме проинформировать об этом с указанием причин отказа. Недостоверная информация, содержащаяся в реестре банковских гарантий, не может являться основанием для отказа от заключения контракта, а отзыв лицензии у банка не делает банковскую гарантию недействительной и не влечет прекращения ее действия.

Заказчик имеет право принять безотзывную банковскую гарантию, выданную только тем банком, который включен в «Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения», актуальная версия которого размещается на сайте Минфина России.

Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки

Денежные средства для обеспечения заявки временно перечисляются на расчетный счет заказчика, если речь идет об обычном конкурсе, или блокируются на счету поставщика, если он собирается принять участие в электронных торгах.

Таким образом, электронные торги удобнее для тех компаний, которые располагают свободными денежными средствами для перевода на счет торговой площадки. Другие виды конкурсов имеют преимущество в виде возможности оформления банковской гарантии для обеспечения заявки.

Размер обеспечения заявки

Сумма обеспечения устанавливается заказчиком в процентном соотношении от начальной (максимальной) цены контракта:

  • до 3 000 000 руб. — 1%;
  • более 3 000 000 руб. — от 0,5 до 5 %.
  • если в договоре названа сумма аванса, обеспечение должно быть не меньше этой суммы;
  • если участник конкурса относится к организациям уголовно-исправительной системы, организациям инвалидов, малому бизнесу, социальным некоммерческим организациям, обеспечение должно составлять не более 2% от максимальной цены контракта.

За счет такого распределения сумм есть возможность объективно оценить перспективы компании-участника.

Условия обеспечения заявки и сроки возврата денежных средств по 44-ФЗ

Суммы, перечисленные для обеспечения заявки, для многих компаний являются значимыми, поэтому вопрос их возврата важен. Средства должны быть возвращены на счет участника, не выигравшего в конкурсе, не позднее чем через 5 рабочих дней после окончания конкурса, а в случае электронных аукционов на это отводится 1 день. Если участник победил в конкурсе, средства возвращаются на его счет в те же сроки, но не с даты окончания конкурса, а с даты заключения контракта. Банковские гарантии не возвращаются, но и взыскание по ним произведено быть не может.

Отказ в возврате обеспечения заявки возможен, если:

  • Победитель конкурса не может предоставить в срок обеспечение контракта или затягивает подписание договора с заказчиком.
  • Прямой отказ заключать контракт также ведет за собой удержание обеспечения, внесенного победителем конкурса. В этом случае контракт предлагается второму победителю, но он может отказаться безо всяких санкций, обеспечение будет ему возвращено.
  • Поставщик в текущем квартале уже был отклонен по вторым частям заявок дважды на этой же электронной площадке. Если его заявку отклоняет уже третий заказчик, деньги перечисляются электронной площадкой по истечении 30 дней с момента принятия решения.

Таким образом, за добросовестность поставщика отвечает не только он сам, но и электронная площадка.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения 223-ФЗ применимы к обеспечению заявки, если заказчик относится к одной из следующих категорий:

  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • субъекты естественных монополий;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, ведущие закупки за счет грантов (субсидий);
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, ведущие закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых являются исполнителями;
  • автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и их дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетные учреждения при наличии принятого и размещенного в ЕИС в соответствующие сроки Положения о закупке.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечение заявки/договора. Способы и размеры обеспечения заявки, в случае его необходимости, указываются в конкурсной документации. Банк, предоставляющий банковскую гарантию, должен находиться как минимум в списке лучших пятидесяти банков по версии Минфина России. При этом в реестре банков Минфина, с которым сверяются по 44-ФЗ, банк может и не фигурировать. Также нет жестких формул по определению суммы обеспечения в зависимости от цены контракта, этот вопрос заказчик решает сам.

Заявка на участие в тендере

После публикации извещения о проведении тендера, каждый поставщик, желающий поучаствовать в закупке, должен подать заявку на участие в торгах. В зависимости от вида закупки она может быть, например, котировочной или состоящей из двух частей, как в случае проведения электронного аукциона. У каждой из них есть свои особенности заполнения, пример заявки на тендер мы рассмотрим ниже.

Подготовка заявки на участие в аукционе

Подготовка заявки на электронный аукцион включает в себя 2 этапа: составление первой части и подготовка второй части.

  1. Первая — представляется из себя согласие участника на данный тендер, а также техническое предложение, в котором идет подробное описание товаров, работ или услуг, которые необходимы заказчику. В этой части заявки необходимо очень внимательно заполнять характеристики товара (работ или услуг), т.к. малейшая ошибка или несоответствие требованиям повлечет за собой отклонение и прекращение участия.
  2. Во второй части содержится информация непосредственно о компании, необходимые реквизиты и подписанные решения. Часть необходимых документов находится на электронной торговой площадке, которая является оператором закупки и их передают заказчику, поэтому повторно, после прохождения аккредитации, их не надо прикреплять при отправке 2 части.

Первоочередно рассматривается 1 часть заявки и только у пятерки участников, предложивших самую выгодную цену на аукционе, тендерная комиссия вместе с заказчиком будут рассматривать вторые части заявок.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении заявки на участие в торгах или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Таким образом проходит подача заявки на электронный аукцион.

Для остальных не электронных форм проведения торга, она подается в письменном виде в запечатанном конверте.

Срок подачи заявки на участие в аукционе

Срок подачи заявки включает в себя подготовку и предоставление на площадку необходимой для тендера документации. Так же в этот период возможно исправить или вовсе ее отозвать.

    Если цена контракта составляет менее 3 млн. руб., то время на подачу отводится в размере 7 дней со дня публикации извещения.

Если же стоимость контракта более 3 млн. руб., то заявки на участие принимают 20 рабочих дней.

  • Внесение изменений в тендерную документацию возможно только в том случае, если до окончания приема заявок осталось более 2-х дней. Тогда заказчик может внести правки и продлить (при необходимости) время подачи заявок до 7 или до 15 дней, в зависимости от суммы НМЦК.
  • Что касается поставщика, то отозвать заявку или внести в нее изменения он может на протяжении всего срока приема. Если подрядчик не успеет за это время внести правки, то он будет обязан участвовать на указанных в его предложении условиях.

    Смотрите так же:  Работа охрана лицензия 6 разряд вахта

    Образец заявки на участие в тендере

    Строго регламентированного федеральным законом образца заполнения заявки на участие в тендере нет. Но существует нормативные правила по ее подготовке.

    Что касается формы 2, необходимо вписывать точные характеристики товара (работ или услуг), которые заказчик указывает объектом торгов. От точности и корректности указанных вами данных зависит пройдет ли заявка отбор.

    На нашем сайте представлен очень подробный образец заполнения заявки на тендер. Изучив этот пример, вам станет более понятно, как именно необходимо заполнять форму.

    Из расчета всех видов закупок, среднее количество заявок поданных на торги по 44-ФЗ составило — 2,7 шт, а количество заявок в рамках 223-ФЗ — 1,6 шт.

    Также из инфорграфики видно, что наиболее конкурентные закупки по 44-ФЗ осуществляются в ценовом диапазоне до 10 млн. руб.

    При этом популярные торги по 223-ФЗ находятся в рамках от 10 млн. руб. до 50 млн. руб., в этом диапазоне цен закупки должны осуществляться у субъектов МСП, если товары или услуги внесены в перечень закупок у МСП.

    В среднем на одну процедуру закупок у МСП приходится 2 участника, и средняя сумма контракта составляет 5,6 млн. руб.

    Самой конкурентной сферой торгов выступает строительство, по 44-ФЗ — 3,8 заявок на процедуру. В рамках 223-ФЗ — 1,9 заявок.

    Как подать заявку на участие в торгах

    Заявка подается в письменном виде на участие в тендере в том случае, если он проходит в форме конкурса, запроса котировок или аукциона не в электронном формате. Для письменной подачи также существуют определенные правила.

    На конверте указывается такая информация как:

    • название компании, подавшей заявку;
    • ее адрес;
    • номер лота;
    • предмет тендера.

    На конверте указывается, какого числа и в какое время его можно вскрыть. Естественно, обязательно пишется адрес компании-заказчика и его контактное лицо.

    Подготовка заявки на участие от 1990 руб

    от 1 рабочего дня, с оплатой за результат

    Как подать заявку на электронный аукцион

    Если подрядчик впервые решил поучаствовать в торгах, то перед подачей заявки на электронный аукцион необходимо получить ЭЦП и пройти аккредитацию на ЭТП.

    Совет: если компания уже была участником торгов, то достаточно убедиться, чтобы у ЭЦП и аккредитации на торговой площадке было достаточно времени до истечения срока действия.

    При первичном прохождении аккредитации на ЭТП часть документов, необходимых для участия, отправляется оператору площадки и повторного предоставления заказчику, при непосредственной подаче заявки, не требуется.

    Главными отличиями и особенностями подачи заявки на электронный аукцион являются следующие моменты:

    если до конца срока аккредитации у участника осталось менее 3х месяцев, то он не имеет право подавать заявки на аукцион;

    все документы должны быть в правильном электронном формате, корректно ориентированы на странице и быть не больше указанного размера;

    заявка на электронный аукцион состоит из 2-х частей, подавать их необходимо одновременно;

    сроки подачи зависят от цены самого тендера. Порогом является сумма в 3 млн. рублей: если сумма меньше, то время на подачу отводится не менее 7 дней со дня подачи извещения; если же сумма больше — то срок должен составлять не менее 20 дней;

    обязательным условием является обеспечение заявки, для электронной формы тендера оно принимается только в виде денежного обеспечения, вносимого на специальный счет в банке.

    Когда аккредитация пройдена и обе части заявки составлены, их необходимо подать на площадку оператора. Подписав все документы ЭЦП и соблюдая все требования ЭТП, вам необходимо прикрепить документы на площадку. После этого начинается процесс их рассмотрения и выбора победителя.

    Помощь в подготовке заявки на участие в торгах

    Все-таки, как подготовить заявку на тендер и подать ее? Если в вашей компании нет специального тендерного отдела, который занимается всеми вопросами участия организации в закупках, то лучше всего обратиться к специалистам. Сотрудники компании РусТендер безошибочно смогут заполнить форму 2 даже по сложному техническому заданию и в срок подадут все документы на площадку.

    ©ООО МКК «РусТендер»

    Основания для отклонения заявки участника

    Вопрос-ответ по теме

    Предприятием объявлен открытый конкурс на оказание услуг по проведению обязательной аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2017 год. Заказчиком установлено требование к участникам закупки: «наличие лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, срок действия которой длится не менее, чем с момента подачи заявки до 01 июля года, следующего за годом, подлежащим обязательной аудиторской проверке годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности в рамках проводимого открытого конкурса». Если Участник закупки имеет лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну сроком действия до даты окончания приема заявок, но имеется гарантийное письмо о том, что к моменту окончания действия лицензии процедура перелицензирования будет завершена, должен ли Заказчик отклонить заявку данного Участника?

    Как работать с электронными торговыми площадками

    Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    Нет, такого основания для отклонения заявки в Законе № 44-ФЗ не предусмотрено.

    Комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

    В соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

    Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — это совокупность действий заказчика, которые начинаются с размещения извещения об осуществлении закупки товара (работы, услуги) и завершаются заключением контракта. Следовательно, на момент заключения контракта у участника закупки должна быть действующая лицензия.

    Также обращаем внимание, что заказчик устанавливает требование о соответствии участника единым требованиям. Установление требования к сроку действия лицензии является неправомерным.

    Можно ли требовать в заявке лицензию, срок действия которой превышает срок исполнения контракта?

    Нет, нельзя. Данное требование ограничит конкуренцию (ч. 1 ст. 17 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

    Истечение срока действия лицензии до окончания оказания услуг не является основанием для признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ. Так указано в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2016 г. по делу № А21-826/2015.

    Заказчик вправе включить в проект контракта условие, согласно которому исполнитель обязан иметь действующую лицензию в течение всего периода оказания услуг (решение ФАС России от 26 ноября 2015 г. по делу № КГОЗ-488/15).

    Если в период оказания услуг лицензия прекратит свое действие и исполнитель не продлит ее, то заказчик вправе:

    • отказать в исполнении контракта в одностороннем порядке при условии, что такая возможность предусмотрена контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), или
    • расторгнуть контракт в судебном порядке на основании части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2016 г. по делу № А50-12555/2015).

    Срок действия выписок из ЮГРЮЛ для заявки участника электронного аукциона

    Вопрос-ответ по теме

    Вправе ли аукционная комиссия отклонять вторую часть заявки участника электронного аукциона, если выписка из ЕГРЮЛ содержит сведения, полученные ранее чем за 6 месяцев до проведения электронного аукциона?

    Как работать с электронными торговыми площадками

    Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    При осуществлении закупок путем проведения аукциона в электронной форме у заказчика нет правовых оснований для установления требования в предоставлении копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копии выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя).

    Основанием для признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, не может являться копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), полученная ранее, чем за шесть месяцев до проведения электронного аукциона, так как такого основания для отклонения заявки по второй части Законом о контрактной системе не предусмотрено.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    В случае если в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в зависимости от их организационно-правового статуса, не содержится копия выписки из ЕГРЮЛ (для юридического лица), копия выписки из ЕГРИП (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за 6 месяцев до даты обращения участника такого аукциона с заявлением об аккредитации, копии документов, удостоверяющих личность участника такого аукциона (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (для иностранного лица), или если есть основания для несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, то аукционная комиссия вправе отклонить такого участника на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.

    Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

    Также, в соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

    Основанием для признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, могут быть в случаи (ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе):

    1. непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п. 1, 3 — 5, 7, 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией об аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
    2. несоответствия участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, чч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.

    К документам и информации, которые предусмотрены п.п. 1, 3 — 5, 7, 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе относятся:

    • согласно п. 1 ч. 2 ст. 62 Закона о контрактной системе наименование участника аукциона (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) участника аукциона (для физического лица);
    • согласно п. 3 ч. 2 ст. 62 Закона о контрактной системе идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица);
    • согласно п. 4 ч. 2 ст. 62 Закона о контрактной системе копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения участника аукциона с заявлением об аккредитации, копии документов, удостоверяющих личность участника аукциона (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (для иностранного лица);
    • согласно п. 5 ч. 2 ст. 62 Закона о контрактной системе копии учредительных документов участника аукциона (для юридического лица), копии документов, удостоверяющих личность участника аукциона (для физического лица);
    • согласно п. 7 ч. 2 ст. 62 Закона о контрактной системе копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление от имени участника аукциона — юридического лица действий по участию в аукционах (в том числе на регистрацию на аукционах) в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 61 Закона о контрактной системе;
    • согласно п. 8 ч. 2 ст. 62 Закона о контрактной системе решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени участника аукциона — юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 61 Закона о контрактной системе;
    • согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе информация, представленная в первой части заявки на участие в электронном аукционе;
    • согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
    Смотрите так же:  Приказ 859

    В соответствии ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

    1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
    2. документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе;
    3. копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром
    4. решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
    5. документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со ст. 28 и ст. 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
    6. документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона контрактной системе, или копии этих документов;
    7. декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.

    В ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных чч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

    В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закона № 44-ФЗ) в части в содержании во вторых частей заявок идентификационного номера налогоплательщика учредителей установлено:

    — вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей.

    Следовательно, в случае, если в документации об электронном аукционе установлено требование о наличии в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей, то участник закупки вправе предоставить такие сведения, в свою очередь комиссия по осуществлению закупок не вправе отклонять такую заявку участника, по основаниям, предусмотренным в ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ, в случае не предоставления таким участником закупок сведений по идентификационным номерам налогоплательщика учредителей.

    В данном случае рекомендуется дополнительно ознакомиться с документами, предоставлеными участником электронного аукциона при аккредитации на электронной площадке (с уставом и выпиской из ЕГРЮЛ). Если действительно сведения предоставленные таким участником при аккредитации на электронной площадке не соответствуют информации об участнике на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (например, изменения вносимые в устав не были отражены в новой редакции), то заявка такого участника признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    В соответствии с положениями ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ участникам закупок не нужно предоставлять во вторых частях заявок Устав (участника электронного аукциона) и (или) ЕГРЮЛ, так как данные документы подаются участником при аккредитации на электронной площадке.

    Также, согласно ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ заказчик не вправе требовать от участника электронного аукциона предоставления таких документов.

    В свою очередь, согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены п. 1, 3 — 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

    Так, в п. 4-5 ч. 2 ст. 62 Закона № 44-ФЗ установлено, что в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукциона должны содержаться, в том числе следующие документы и информация:

    • копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения участника такого аукциона с заявлением об аккредитации, копии документов, удостоверяющих личность участника такого аукциона (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (для иностранного лица);
    • копии учредительных документов участника такого аукциона (для юридического лица), копии документов, удостоверяющих личность участника такого аукциона (для физического лица).

    Следовательно, при рассмотрении вторых частей заявок, заказчик, в том числе проверяет соответствие участника электронного аукциона п. 4-5 ч. 2 ст. 62 Закона № 44-ФЗ. Следует отметить, что с действующей выпиской из ЕГРЮЛ заказчик может ознакомиться на сайте egrul.nalog.ru.

    В ч. 10 ст. 61 Закона № 44-ФЗ установлено, что в случае внесения изменений в документы и информацию, указанные в ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ, замены или прекращения действия указанных документов (в том числе замены или прекращения действия усиленной электронной подписи) либо выдачи участником электронного аукциона новых доверенностей на осуществление от его имени действий по участию в таких аукционах этот участник обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и информацию, уведомление о прекращении действия указанных в ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ документов, прекращении действия усиленной электронной подписи.

    Согласно ч. 11 ст. 61 Закона № 44-ФЗ ответственность за достоверность документов и информации, предоставляемых в соответствии с ч. 2 и ч. 10 ст. 61 Закона № 44-ФЗ, в том числе усиленных электронных подписей, и соответствие указанных документов и информации требованиям, установленным законодательством РФ, за действия, совершенные на основании указанных документов и информации, за своевременное уведомление оператора электронной площадки о внесении изменений в документы и информацию, предоставляемые в соответствии с ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ, за замену указанных в ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ документов или прекращение их действия (в том числе замену усиленной электронной подписи или прекращение ее действия) несет участник электронного аукциона, предоставивший указанные документы и информацию.

    Исходя из вышеизложенного, рекомендуется дополнительно ознакомиться с документами, предоставлеными участником электронного аукциона при аккредитации на электронной площадке (с уставом и выпиской из ЕГРЮЛ). Если действительно сведения предоставленные таким участником при аккредитации на электронной площадке не соответствуют информации об участнике на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (например, изменения вносимые в устав не были отражены в новой редакции), то заявка такого участника признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ

    Данный вывод подтверждается из решения Карельского УФАС от 9 октября 2014 г. по делу № 04-18/260-2014 и Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2014 г. по делу № А42-9142/2013.

    Да, можно. В свою очередь, если данная информация будет устаревшей (т.е. несоответствующей) на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, то заявка такого участника признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ

    Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

    Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
    Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.