Идентификационная экспертиза, ее цели, объекты и порядок проведения.

Идентификационная экспертиза проводится с целью определения принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров, установления индивидуальных признаков товара, соответствия товара установленным качественным характеристикам и техническому описанию и должна ответить на следующие типовые вопросы:

• К какому классу или группе однородных товаров относится данный товар?
• Является ли представленный на исследование объект изделием, полуфабрикатом, материалом или веществом?
• Каково назначение исследуемого объекта (принадлежность к технологическому, военному, медицинскому и научному оборудованию)?
• Каково основное назначение исследуемого вещества?
• Соответствует ли товар заявленному наименованию?

71. Материаловедческая экспертиза, её цели, объекты и порядок проведения.

Материаловедческне экспертизы имеют самый разно­образный круг исследуемых объектов: от наркотических препаратов до строительных материалов, от металлов до продуктов питания. Их целью является определение струк­туры, состава и свойств представленных образцов, иногда пробы товара предварительно не относят ни к какому клас­су соединений, определить их природу входит в задачу эк­сперта. Особенностью материаловедческой экспертизы яв­ляется решение исследовательской задачи по определению признаков, свойств, качественных характеристик товара, не установленных какими-либо документами. Если в об­щем виде вопрос, поставленный при проведении идентификационной экспертизы, может звучать как «Определить, соответствует ли представленный образец наименованию и свойствам, заявленным в товаросопроводительных докумен­тах?», то традиционные вопросы для материаловедческой экспертизы — «Определить, из какого материала изготовлен образец товара?» или «Может ли представленное вещество являться поверхностно-активным?» или «К какому типу ла­кокрасочных материалов относится проба краски?»..

К задачам материаловедческих экспертиз относится также исследование проб и образцов товаров с целью вы­явления в них признаков, позволяющих их использование в военных целях, ядерных технологиях и др., это так назы­ваемые товары двойного применения, вывоз которых ре­гулируется нетарифными методами.

Необходимость проведения экспертизы наркотичес­ких средств, психотропных веществ и их прекурсоров, силь­нодействующих веществ обусловлено характером этих объектов и предусмотрена ст. 382 Таможенного кодекса РФ, Постановлением Плен

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 49 ; Нарушение авторских прав

Идентификационная экспертиза

В условиях современного изобилия нередко возникает необходимость в проведении разнообразных исследований на предмет идентификации товаров. Москва уже традиционно лидирует на этом рынке подобных услуг за счёт большого количества различных экспертных учреждений. Ведь идентификационная экспертиза справедливо считается одним из наиболее сложных исследований. В её задачу входит установление тождества исследуемого объекта с определённым образцом. Эксперт может представить заключение относительно соответствия товара информации, обозначенной в сопроводительной документации, или нормативным требованиям.

Оставьте заявку на проведение экспертизы

Получить консультацию эксперта

Предмет экспертного исследования

Независимая идентификационная экспертиза включает в себя такие пункты проверки:

  • экспертное обследование на предмет соответствия потребительских качеств товара его названию;
  • определение сферы использования объекта и способа изготовления;
  • экспертиза объекта на предмет того, является он готовым изделием, материалом, полуфабрикатом или веществом;
  • выявление в составе продукта примесей;
  • определение класса, к которому относится исследуемый объект;
  • установление принадлежности товара к пищевым или техническим продуктам либо к корму для животных;
  • выявление соответствия физико-химических характеристик объекта нормативным требованиям.

Сегодня российские мегаполисы, в частности Москва и Санкт-Петербург, являются своеобразными «испытательными площадками» для недобросовестных производителей. Поэтому нередко в них можно встретить фальсифицированный или даже дефектный товарный продукт, как следствие, актуальность идентификационной экспертизы в этих городах очень высока.

Разновидности экспертизы идентификации товаров

Независимая идентификационная экспертиза имеет большое значение. Ведь на рынке встречаются опасные или запрещённые к использованию изделия. До тех пор, пока продукция должным образом не идентифицирована, невозможно провести исследование её качественных характеристик.

Эксперты различают три вида идентификации объекта:

  • ассортиментная экспертиза. Эта товароведческая экспертиза проводится на предмет тождественности объекта самым существенным ассортиментным характеристикам подлинника. Данная идентификация применяется в том случае, если необходимо определить принадлежность продукции к отдельной товарной группе. Выделяют несколько видов исследования в данном направлении: групповое, видовое, марочное и страны происхождения;
  • квалиметрическая экспертиза. Её целью является проверка соответствия качественных характеристик исследуемого объекта требованиям нормативной документации. Москва имеет необходимую базу для проведения таких подвидов квалиметрических исследований: технологическое, рецептурное, компонентное, конструкционное;
  • информационная экспертиза. Подобная экспертиза товаров проводится чаще всего. Она направлена на установление достоверности данных, обозначенных в сопроводительной документации или маркировке.

Следует отметить, что анализируется и информация, представленная в рекламных материалах, СМИ, учебной литературе.

Другие особенности идентификационного исследования

В процессе идентификации проводится исследование товаров, услуг, информации и любых других элементов коммерческой деятельности. Тогда как товароведческая экспертиза изучает лишь одну группу объектов, к которым относятся готовые изделия.

Идентификацию можно проводить в процессе всего жизненного цикла продукции. Но в зависимости от его стадии к ней привлекаются разные субъекты. Так, если товарный продукт перемещается через границу, то экспертизу проводит соответствующий специалист таможенной службы. Когда товар готовится к выпуску на рынок, его исследуют сотрудники органов сертификации. В составе организаций есть специалисты, отвечающие за формирование ассортимента, к примеру, товаровед. А для исследования качества привлекается эксперт в области товароведения.

Нормативно-правовой базой для проведения идентификационной экспертизы выступают разнообразные документы, регулирующие экспертную деятельность. Нельзя забывать и о различных стандартах, технической, технологической документации на продукцию.

Получить предварительную консультацию можно позвонив по указанным на сайте телефонам. Сотрудники НИИ «Эксперт-Столица» проведут независимую идентификационную экспертизу на профессиональном уровне согласно действующему законодательству в оговорённый срок.

Независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий в целях экспортного контроля

Учебно-научный центр экспертизы предлагает профессиональное оформление идентификационных заключений (заключений по экспортному контролю, заключений о не применении мер нетарифного регулирования) в отношении внешнеэкономических операций с товарами и технологиями для соблюдения мер нетарифного регулирования и использования при таможенном оформлении грузов.

Возможна доставка идентификационного заключения в любой город Российской Федерации.

Цена 8000 руб. + НДС 20%
Срок 2-3 дня

  • Стоимость 8 000 рублей + НДС 20% (до 10 различных объектов в рамках одной заявки)
  • Возможность оформить за 1 день — к стоимости применяются повышающий коэффициент
  • Стандартный срок оформления идентификационного заключения 2-3 рабочих дня при наличии соответствующих документов, при увеличении количества объектов экспертизы срок может увеличиться

Услуги по всей России
Наличие электронной подписи

  • Идентификационные заключения оформляются на бумажном носителе
  • Идентификационные заключения оформляются в форме электронного документа, заверенного электронной подписью
  • Проведение независимых идентификационных экспертиз по всей России
  • Опыт работы более 15 лет в области экспортного контроля

Порядок работы и получения идентификационного заключения

Требования к оформлению документов

  • Заявка оформляется на фирменном бланке, подписывается руководителем организации, заверяется печатью;
  • Приложения предоставляются в виде оригинальных документов или заверенных копий, должны содержать необходимые отметки, позволяющие определить когда, где и кем был подготовлен документ;
  • Техническая документация должна состоять из официальных документов (ГОСТ, ТУ, руководство по эксплуатации, паспорт, сертификат качества, протокол испытаний и т.п.);
  • Техническая документация для оборудования должна содержать информацию о назначении, области применении, технических характеристиках, принципе работы, конструкции, комплекте поставки;
  • Техническая документация для материалов должна содержать информацию о назначении, области применении, технических характеристиках, физических и химических свойствах.

Документы в виде копий на всех страницах заверяются или прошиваются:

  • запись «копия верна»,
  • подпись,
  • расшифровка ФИО и должность,
  • печать организации,
  • дата.

Наши преимущества

  • Опыт работы 15 лет. Услуги в области экспортного контроля оказываются 15 лет — с начала появления системы независимой идентификационной экспертизы; опыт в экспертизе товаров для таможенных целей более 19 лет;
  • Низкая стоимость. Благодаря богатому опыту в области идентификации контролируемых товаров (технологий), а также наличию современной научно-технической базы в Уральском федеральном университете, была разработана эффективная методика проведения независимых идентификационных экспертиз товаров (технологий) в целях экспортного контроля, благодаря которой были минимизированы затраты, что позволило обеспечить самую низкую стоимость оказания услуг на рынке;
    • обратившись в Учебно-научный центр экспертизы, сертификации и проблем качества Вы получите идентификационное заключение без посредников.

    * при идентификации более 10 товаров стоимость может увеличиться; при необходимости оформления идентификационного заключения в течении 24 часов стоимость может быть увеличена; в случае большого объема работы срок может быть увеличен.

  • Сжатые сроки. Благодаря отработанной методике, высочайшей квалификации экспертов, широким возможностям Университета проведение идентификации контролируемых товаров и технологий осуществляется в сжатые сроки (как правило, 1-3 дня) – с нами Ваш товар будет отправлен быстрее;
  • Идентификация контролируемых товаров и технологий по всей номенклатуре контрольных списков и по всем странам без ограничений;
  • Индивидуальный подход. Помощь в оформлении документов, консультации по вопросам получения лицензий ФСТЭК и Разрешений Комиссии по экспортному контролю и многое другое;
  • Удобство направления заявки. Отправка документов прямо на сайте, обратная связь при получении запроса.
  • Работаем по всей России. Нашими услугами пользуются крупные промышленные холдинги, научно-производственные организации, предприятия малого и среднего бизнеса от Санкт-Петербурга до Владивостока;
  • Высококвалифицированные эксперты. Опыт работы в области идентификации контролируемых товаров (технологий) от 5 до 15 лет; ученые степени: доктор наук, кандидат наук.
  • Понятие идентификационной таможенной экспертизы

    Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

    Идентификационная таможенная экспертиза товара устанавливает принадлежность данного изделия к одной из однородных товарных групп или определенному списку по характерным индивидуальным признакам, которые приведены в нормативно-технической и другой документации. Достичь этой цели можно с решением следующих задач:

    1. Определения данного изделия к пищевым продуктам либо указание его использования в технических целях, на корм животных и т.п.
    2. Определения класса или группы однородных товаров данного изделия.
    3. Установления соответствия данного изделия характеристикам качества и техническому описанию на него.
    4. Определения сорта данного изделия.
    5. Определения отношения данного изделия к запрещенным к реализации товарам либо к товарам, которые имеют какие-то ограничения (квоты, лицензирование и т.п.).

    Идентификационная таможенная экспертиза отражает результаты в следующих заключениях:

    • в определении данного изделия в качестве пищевого продукта;
    • в выявлении соответствия, либо несоответствия товара определенным требованиям, которые указаны в нормативно-технической или другой документации;
    • установление сорта данного изделия;
    • в отношении данного изделия к списку запрещенных товаров либо имеющих определенные ограничения.

    С получением отрицательных параметров результатов идентификационной экспертизы не нужно спешить с заключением о фальсификации того или другого товаpa. Ведь он может представлять группу нового товара, еще не включенного в какую-нибудь нормативно-техническую документацию или список, или изделие представлено одним или несколькими экземплярами (такое изделие называют «ручной работой»). К примеру, теперь на рынке получили широкую рекламацию и реализацию кофемиксы (смесь кофе с сахаром, со сливками ), которые не могут представить нормативно-техническую документацию в РФ, но это совсем не значит, что все они товары фальсификаты.

    Вместе с идентификационной экспертизой товара может осуществляться также экспертиза его подлинности. Экспертиза на подлинность товара устанавливает характерные показатели, отличающие натуральный продукт от его подделки. Причем подделка может характеризоваться как худшими показателями качества по сравнению с натуральным продуктом, так и лучшими.

    Достижению этой цели помогает решение следующих задач:

    1. Определение наличия в данном изделии показателей, характерных для тех или других типов фальсификации.
    2. Определения соответствия названного изделием показателя, характерного для этой однородной группы товаров.
    3. Определение соответствия маркировки данного изделия требованиям, которые предъявлены нормативно-технической документацией, Законом «О защите прав потребителя» и т.п.

    Значит, выходит, что у идентификационной экспертизы и экспертизы подлинности товара разные цели, и достигают этих целей, решая разные задачи. И специалисты, и потребители должны различать эти два понятия.

    Определяют термин «идентификация и Правила проведения сертификации в Российской Федерации. «Идентификацией продукции является процедура, которая устанавливает соответствие заявленной на сертификацию продукции требованиям, которые предъявляются к этому виду (типу) продукции (нормативная и техническая документация, информация о продукции)».

    Недостаток последнего определения термина выражается в том, что деятельность по идентификации изделия определяется простой процедурой, которая проводится только по сертификации, а идентифицирующие критерии определены требованиями документов нормативных и технических, других средств с информацией о продукции, которые не представляют сложности для лаборанта со средним образованием.

    Смотрите так же:  Материнский капитал в 2019 году как получить на строительство

    Последним временем нормативно-техническая документация критерии с целью идентификации товара значительно сузились и многие показатели не представляют идентификационную информацию, а лишь выражаются лаконичными фразами: «Соответствует данному виду товара»; «В соответствии с рецептурой» и т.д. Безусловно, руководствуясь такими критериями, идентификационную экспертизу не провести.

    Идентификационную экспертизу считают основной, и все операции с товаром должны определяться только с нее. Поскольку проверяемое изделие может входить в группу опасных изделий, либо занесено в список запрещенных товаров. Помимо этого, до тех пор, пока не провели правильную идентификацию товара, вы не в состоянии и правильно оценить его качество, не сможете обеспечить проведения экспертизы качества, сертификационного соответствия.

    К примеру, упаковка кондитерских изделий «Марс», «Сникерс» не обозначает принадлежности изделия к виду товара, и если вы станете его рассматривать по качеству как шоколадный батончик, как его представляет реклама, то их экспертиза забракует, ибо в них не содержится 80% шоколада (шоколадный батончик свыше 50 г должен иметь начинки не больше 20%). Это изделие просто необходимо отнести к весовым конфетам, типа «Гулливера».

    Объекты идентификации представлены товарами, услугами, ценными бумагами (деньги, акции, векселя и др.), информацией, рабочей силой и другими объектами коммерческой деятельности. И, если говорить об исследовании лишь одной группы объектов — изделиях, которые участвуют в процессе купли-продажи и становятся товаром, так большинство из анализируемых теоретических вопросов одинаково относится, как и к продовольственным, так и к непродовольственным товарам.

    Субъекты, которые осуществляют идентификацию товаров, тоже становятся участниками рыночных отношений: производитель — когда принимает сырье, полуфабрикаты, комплектующих изделий и отпускает готовую продукцию; торговые организации (торговый посредник) — когда заключает договора купли-продажи, принимает товары и подготавливает их продажу.

    Потребитель также участвует в идентификации покупаемого товара, пользуясь чаще всего органолептическими методами, не владея достаточной информацией, а также доверяя своему собственному житейскому опыту, знаниям и учитывая мнение других. Причем покупателю всегда приходится расплачиваться за все свои просчеты своими же деньгами.

    Специалисты-эксперты НП «Федерация Судебных Экспертов» готовы помочь как физическим, так и юридическим лицам в вопросах такой экспертизы, как индентификационная таможенная экспертиза, дать квалифицированную консультацию и ответить на все ваши вопросы. Вы можете лично заказать специалистам независимую экспертизу.

    Идентификация товаров

    Формирование новых позиций, положений в любой области знаний начинается с определения основных понятий, терминов, положений. Поэтому мы также начнем с формирования новых положений, терминов, понятий в области новых свойств товара — идентичности и подлинности.

    Основным термином, который стоит и в заголовке данной книги и которым мы будем оперировать, является идентификация (от лат. identificare — отождествлять).

    В толковом словаре термин «идентификация» определяется как «отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо». При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых товаров аналогам (базовой модели, образцу) из однородной группы, характеризующимся той же совокупностью технологических показателей, или описанию товара на маркировке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах и перечнях.

    Идентификация, как правило, требует многосторонних исследований как опытными специалистами — товароведами-экспертами, так и высококвалифицированными учеными-экспертами. Поскольку результаты идентификации того или иного изделия в дальнейшем анализируются и делаются соответствующие выводы, то, более точно, это можно назвать идентификационной экспертизой. В Информационном письме № 01-15/18416 от 1 сентября 1998 г. Государственного таможенного комитета РФ «О видах экспертиз, проводимых таможенными лабораториями, и перечне типовых вопросов, задаваемых эксперту» идентификационная экспертиза является основополагающей, и перечень экспертиз начинается именно с нее. Это определено тем, что до тех пор, пока не проведена идентификационная экспертиза данного изделия и не установлено, что представляет собой товар, к какой группе он относится и какой код по ТН ВЭД он имеет, все остальные виды экспертиз проводить бесполезно.

    Идентификационная экспертиза товара проводится с целью установления принадлежности данного изделия к той или иной однородной товарной группе или определенному перечню на основании характерных индивидуальных признаков, приведенных в нормативно-технической и иной документации.

    Для достижения этой цели могут ставиться следующие задачи:

    1. Является ли данное изделие пищевым продуктом либо его необходимо использовать для технических целей, на корм животных и т.п.

    2. К какому классу или группе однородных товаров относится данное изделие.

    3. Установление соответствия данного изделия качественным характеристикам и техническому описанию на него.

    4. К какому сорту относится данное изделие.

    5. Относится ли данное изделие к перечню запрещенных к реализации товаров либо к товарам, имеющим те или иные ограничения (квотирование, лицензирование и т.п.).

    По результатам идентификационной экспертизы могут быть приняты следующие заключения: является ли данное изделие пищевым продуктом; выявляется соответствие, либо несоответствие товара определенным требованиям, указанным в нормативно-технической или иной документации; устанавливается сорт данного изделия; относится ли данное изделие к перечню запрещенных товаров либо имеет определенные ограничения. При получении отрицательных результатов идентификационной экспертизы нельзя делать заключение о фальсификации того или иного товаpa. Просто это может быть новый товар, еще не включенный в ту или иную нормативно-техническую документацию или перечень, или изделие выполнено в одном или нескольких экземплярах (мы называем такое изделие «ручная работа»). Например, на нашем рынке широко рекламируются и реализуются кофемиксы (смесь кофе с сахаром, со сливками), на которые отсутствует нормативно-техническая документация в РФ, однако это не значит, что все они относятся к фальсификатам.

    Наряду с идентификационной экспертизой товара может проводиться также экспертиза на его подлинность.

    Экспертиза подлинности товара проводится с целью установления характерных показателей, отличающих натуральный продукт от его подделки. При этом подделка может иметь как худшие показатели качества, чем у натурального продукта, так и лучшие.

    Для достижения этой цели могут ставиться следующие задачи:

    1. Имеет ли данное изделие показатели, характерные для тех или иных видов фальсификации.

    2. Насколько соответствует названное изделие показателям, характерным для данной однородной группы товаров.

    3. Соответствует ли маркировка данного изделия требованиям, предъявляемым в нормативно-технической документации, в Законе «О защите прав потребителя» и т.п.

    Таким образом, идентификационная экспертиза и экспертиза подлинности товара преследуют разные цели, и для достижения этих целей могут ставиться разные задачи. Поэтому как специалистам, так и потребителям необходимо различать эти два понятия.

    Имеется также определение термина «идентификация», приведенное в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации. «Идентификация продукции — процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции)».

    Недостатком последнего определения термина является то, что деятельность по идентификации изделия сужается до простой процедуры, проводимой только с целью сертификации, а идентифицирующие критерии сужаются до требований нормативных и технических документов, других средств информации о продукции, которые может провести и лаборант со средним образованием. В последнее время в нормативно-технической документации критерии для идентификации товара значительно сужаются и многие показатели не несут идентификационной информации, а содержат лаконичные фразы: «Соответствует данному виду товара»; «В соответствии с рецептурой» и т.д. Естественно, что по таким критериям нельзя провести идентификационную экспертизу.

    Идентификационная экспертиза является основополагающей, и все действия с товаром должны начинаться только с нее. Ведь исследуемое изделие может относиться и к опасным изделиям, либо включенным в перечень запрещенных товаров. Кроме того, до тех пор, пока вы не идентифицировали правильно товар, вы не можете и правильно оценить его качество, провести экспертизу качества, сертификацию соответствия. Например, на упаковке кондитерских изделий «Марс», «Сникерс» не указано, что это за изделия, и если вы начнете оценивать его качество как шоколадного батончика, как преподносит нам их реклама, то они будут забракованы, поскольку не содержат 80% шоколада (в шоколадном батончике свыше 50 г начинки должно быть не более 20%). Просто это весовые конфеты, типа нашего «Гулливера».

    Объектами идентификации являются товары, услуги, ценные бумаги (деньги, акции, векселя и др.), информация, рабочая сила и другие объекты коммерческой деятельности. Однако мы будем исследовать лишь одну группу объектов — изделия, которые вовлекаются в процесс купли-продажи и становятся товаром. При этом, несмотря на то, что объектом изучения является идентификация продовольственных товаров, следует отметить, что многие из рассматриваемых теоретических вопросов в равной степени могут быть отнесены и к непродовольственным товарам. Субъектами, осуществляющими идентификацию товаров, являются все участники рыночных отношений: производитель — на стадии приемки сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и при отпуске готовой продукции; торговая организация (торговый посредник) — на стадиях заключения договоров купли-продажи, приемки товаров и подготовки их к продаже. Потребитель также проводит идентификацию приобретаемого товара, делая это чаще всего по органолептическим показателям, не имея достаточной информации, а также ориентируясь на свой собственный житейский опыт, знания и прислушиваясь к мнению других. При этом покупатель всегда расплачивается за все свои ошибки своими же деньгами.

    Ассортиментная идентификация — установление соответствия товара его ассортиментной характеристике, обусловливающей предъявляемые к нему требования. Применяется для подтверждения соответствия товара его наименованию, назначению, типу, марке и т. д.

    Идентификация продукции — установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию — набору признаков, параметров, показателей и требований, характеризующих продукцию, установленных в соответствующих документах.

    Качественная идентификация — установление соответствия качественных характеристик конкретного товара сведениям, имеющимся в описании товара.

    Контрафакция — незаконная деятельность, направленная на обман круга лиц путем введения в оборот товаров с нарушением прав интеллектуальной и промышленной собственности (незаконное присвоение товарного знака, авторских прав).

    Критерий идентификации — характеристика конкретного товара, пригодная для установления его соответствия (тождеству) образцу, его описанию и групповой принадлежности.

    Партионная идентификация — деятельность по установлению принадлежности единичных экземпляров товаров или совокупных упаковочных единиц к определенной товарной партии.

    Подделка — производство товаров с умышленно измененными или скрытыми свойствами и качеством, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной (введение в заблуждение приобретателей).

    Показатель идентификации — характеристика товара, требования к которой установлены в нормативных или технических документах, пригодная для целей сравнения и разрешения вопроса о тождестве.

    Прослеживаемость — способность проследить предысторию, использование или местонахождение объекта с помощью идентификации, которая регистрируется.

    Фальсификация — преднамеренные действия, направленные на обман круга лиц путем введения в оборот товаров с нарушением прав интеллектуальной и промышленной собственности и/или товаров, умышленно измененных, имеющих скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

    Субъекты идентификационной деятельности идентификационная экспертиза

    Независимая идентификационная экспертиза в системе экспортного контроля

    Идентификационная экспертиза товаров и технологий является важным элементом экспортного контроля, основной задачей которого является установление принадлежности товара или технологии, являющихся объектами экспертизы, к продукции, подлежащей экспортному контролю.

    К продукции, подлежащей экспортному контролю, в соответствии со статьёй 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об экспортном контроле») относятся: сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Все вышеперечисленное включено в российские национальные контрольные списки, утвержденные Указами Президента Российской Федерации.

    В соответствии со статьёй 7 Федерального закона «Об экспортном контроле» — экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающим в себя:

    — идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в контрольные списки;

    — разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

    Смотрите так же:  Амнистия как написать ходатайство

    — таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

    Статьей 24 указанного закона установлено, что идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

    Российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Российской Федерацией порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее – экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.

    Идентификационная экспертиза проводится с целью получения ответов на следующие вопросы:

    — является ли экспортируемые товары или технологии элементами одного или нескольких контрольных списков, т.е. подпадают ли они под процедуру экспортного контроля;

    — допустима ли передача (экспорт) данных товаров или технологий иностранному заказчику (конкретизируя вопрос – допустим ли данный экспорт в данную страну и данному конечному пользователю).

    Исходя из этого, можно предложить следующую модель структуры заключения по идентификационной экспертизе:

    1. Определение принадлежности объекта (или его основных компонентов) одному или нескольким контрольным спискам.

    2. Проведение сравнительного анализа контролируемых технических и эксплуатационных параметров и характеристик и целей использования со значениями и целями, указанными в контрольных списках.

    3. Возможность применения объекта идентификации (или его компонентов) в гражданских или военных целях.

    4. Проверка конечного использования объекта экспертизы с целью оценки надежности импортера и конечного пользователя.

    Идентификационная экспертиза осуществляется в тех случаях, когда экспортируемые товары и технологии по своему общетехническому наименованию, техническим и эксплуатационным характеристикам:

    — входят в перечень товаров, представленных в контрольных списках по своему общетехническому наименованию;

    — не подпадают под действие контрольных списков, но известно, что конечный пользователь по роду своей деятельности может применить их для создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки;

    — не входят в перечень товаров контрольных списков по своему общетехническому наименованию, но по присвоенному коду ТН ВЭД подпадают под перечень кодов, используемых в контрольных списках.

    Правовая база идентификационной экспертизы

    В основе правовой базы идентификационной экспертизы лежат следующие документы:

    1. Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ ( с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ; от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ; от 29 ноября 2007 года N 283-ФЗ).

    2. Указы Президента Российской Федерации:

    — «Об утверждении Списка оборудования, материалов, технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» от 8 августа 2001года N 1005 (с изменениями и дополнениями от 20 февраля 2004года N 230);

    — «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» от 14 февраля 1996 года N 202 (с изменениями и дополнениями от 21 января 1997года N 32; от 12 мая 1997 года N 468; от 5 мая 2000 года N 1151; от 4 февраля 2004 года N 141);

    — «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль» от 14 января 2003года N 36;

    — «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю» от 20 августа 2007 года N 1083;

    — «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» от 28 августа 2001 года N 1082 (с изменениями и дополнениями от 31 января 2007 года N 115);

    — «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» от 5 мая 2004 года N 580;

    — «О комиссии по экспортному контролю Российской Федерации» от 25 апреля 2005 года N 468;

    — «О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования и технологий» от 27 марта 1992 года N 312 (с изменениями и дополнениями от 6 мая 2000 года N 822);

    — «О мерах по выполнению резолюции Совета безопасности ООН N 1718 от 14 октября 2006 года, от 27 мая N 665.

    3. Постановления Правительства Российской Федерации:

    — «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельности в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия» от 27 сентября 2001 года N 686 (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 года N 731 ; от 4 февраля 2005 года N 54; от 26 января 2007 года N 50);

    — «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий» от 29 августа 2001 года N 634 (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 года N 731; от 4 февраля 2005 года N 54);

    — «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельности в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» от 14 июня 2001 года N 462 (с изменениями и дополнениями от 6 февраля 2003 года N 731; от 15 мая 2004 года N 241; от 4 февраля 2005 года N 54);

    — «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельности в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники» от 7 июня 2001 года N 477 (с изменениями и дополнениями от 6 февраля 2003 года N 731; от 15 мая 2004 года N 731; от 4 февраля 2005 года N 54);

    — «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельности в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия» от 16 апреля 2001 года N 296 (с изменениями и дополнениями 1 октября 2001 года N 704; от 3 октября 2002 года N 731; от 4 февраля 2005 года N 54);

    — « О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля» от 21 июня 2001 года N 477 (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 года N 731; от 4 февраля 2005 года N 54);

    — «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях» от 11 октября 1993 года N 1030 (с изменениями и дополнениями от 3 июня 1995 года N 556; от 11 декабря 1997 года N 1548; от 25 июля 1999 года N 853; от 29 августа 2001 года N 635; от 4 февраля 2005 года N 54);

    — «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий» от 15 декабря 2000 года N 973 (с изменениями и дополнениями от 21 августа 2001 года N 612; от 3 октября 2002 года N 731; от 4 февраля 2005 года N 54; от 15 декабря 2006 года N 771);

    — «О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономической операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки» от 15 августа 2005 года N 517.

    Роль и место независимых экспертных организаций

    Среди российских участников внешнеэкономической деятельности, присутствуют много организаций – посредников, не являющихся разработчиками или производителями экспортируемых товаров или технологий, и не имеющих в полном объеме, как необходимой технической и конструкторской документации, международных и российских стандартов, так и знаний о назначении экспортируемых товаров и технологий и их функциональных особенностях, ошибки, сделанные ими при самостоятельном проведении независимой идентификационной экспертизы весьма вероятны. В связи с этим, статьёй 24 Федерального закона «Об экспортном контроле» предусмотрено, что российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Российской Федерацией порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее – экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.

    Идентификация контролируемых товаров и технологий проводится экспертной организацией путем осуществления независимой идентификационной экспертизы (далее – экспертиза), в порядке определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля» N 477.

    Основным назначением экспертной организации являются:

    — установление принадлежности экспортируемого товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю;

    — снижение риска несанкционированного экспорта российскими участниками внешнеэкономической деятельности контролируемых товаров и технологий.

    С этой целью экспертная организация должна установить:

    — общепринятое торговое (техническое) наименование объекта экспертизы, его специфические признаки и критерии, указывающие на его принадлежность к однородной группе товаров, классу веществ, изделий, материалов и т.д., применительно к терминологии, указанной в контрольных списках, утвержденных указами Президента Российской Федерации, т.е.:

    — — к какой области науки и техники относится экспортируемая продукция (машиностроение, металлургия, химия, микробиология, медицина, вычислительная техника и т.д.);

    — — является ли объект, в отношении которого проводится экспертиза, сырьем, материалом, полуфабрикатом, готовой продукцией (прибором, агрегатом, оборудованием и т.д.), технологией, программным продуктом, работой или услугой;

    — — соответствует ли название объекта экспертизы и его характеристики товару или технологии, представленному в одном из контрольных списков, утвержденных указами Президента Российской Федерации;

    — — соответствуют ли цели, назначение и возможное использование товара, целям назначению и использованию, указанным конечным пользователем;

    — соответствие объекта экспертизы заявляемым характеристикам и техническому описанию на него;

    — физический и химический состав объекта экспертизы, количественное соотношение и содержание компонентов в нем, марку сорт, тип модель;

    — позиции контрольных списков, а также иные нормативные акты Российской Федерации в области экспортного контроля, под действие которых подпадает объект экспертизы.

    Экспертиза проводится экспертными организациями не только по обращениям российских участников внешнеэкономической деятельности, но и по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации.

    Результаты экспертизы используются участниками внешнеэкономической деятельности для определения необходимости получения лицензии или иного, предусмотренного законодательством Российской Федерации, разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, а также таможенными правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации при принятии решений по вопросам, входящим в их компетенцию.

    В случае предоставления экспертной организацией заведомо недостоверных сведений по результатам экспертизы, проводящие экспертизу, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

    Убытки, причиненные заказчику экспертизы неправомерными действиями экспертной организации или в результате ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей, подлежат возмещению в порядке, предусмотренным гражданским законодательством.

    Порядок получения независимыми экспертными организациями специального разрешения на проведение независимой идентификационной экспертизы (далее – экспертиза) товаров и технологий в целях экспортного контроля определяется соответствующими Правилами получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001г. N 477 (далее – Правила).

    В соответствии с данными Правилами организация (далее – организация-заявитель), желающая получить специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы, предоставляет в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю:

    — письменное заявление о предоставлении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы с указанием номенклатуры продукции, в отношении которой планируется осуществлять экспертизу, со ссылкой на соответствующие позиции (разделы) контрольных списков, утвержденных Президентом Российской Федерации, и коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Заявление организации-заявителя, находящейся в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти либо в отношении которой такой орган осуществляет единую государственную политику в соответствующей области науки и техники, подлежит согласованию с указанным федеральным органом исполнительной власти;

    Смотрите так же:  Австрийская финансовая отчетность

    — копии уставных (учредительных), регистрационных, бухгалтерских и иных необходимых документов и справок. Кроме того организация-заявитель должна разработать и представить инструктивно-методические документы, регламентирующие проведение экспертизы. К ним относятся:

    — перечень документов, представляемый организацией-заявителем;

    — методика проведения экспертизы;

    — распределение штатных экспертов по позициям и разделам контрольных списков, а также договора, контракты или иные документы, заключенные с внештатными экспертами (если такие имеются) на проведение работ по экспертизе.

    Организация-заявитель должна также представить информацию:

    — о характере своей производственной деятельности с указанием конкретных областей науки и техники, в которых она специализируется, и основных видов выпускаемой ею продукции (работ, услуг);

    — об организационной и технической готовности к осуществлению экспертизы, в том числе о возможности передачи отчетных данных по электронным каналам связи;

    — о способах защиты бланков экспертизы от возможных подделок и фальсификаций;

    — о способах хранения в бумажном и электронном виде, как самих заключений, так и других документов, относящихся к ним.

    Ответственность за полноту и достоверность представляемых организацией-заявителем сведений несут руководители э тих организаций.

    Представление документов и информации, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, осуществляется организацией-заявителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

    Основные задачи экспертных организаций

    Основными задачами экспертных организаций являются:

    — организация и проведение идентификационной экспертизы, которая проводится экспертной организацией по запросу органа (должностного лица), производящего дознание, предварительное следствие или подготовку материалов об административном правонарушении, либо на договорной основе в соответствии с техническим заданием заказчика экспертизы;

    — оценка риска использования объекта экспертизы для целей создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки;

    — проверка импортера и конечного пользователя на предмет их участия в разработке и созданию вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки, а также участие в незаконном реэкспорте и несанкционированной передаче третьим лицам поставляемых товаров и технологий.

    Кроме того, проводя экспертизу экспортируемых товаров и технологий, экспертная организация должна учитывать значение экономических, политических и международных последствий, связанных с их передачей.

    Степень и оценка риска переключения объекта экспертизы на военные цели существенно зависит от того насколько данные товары и технологии широко представлены на мировом рынке, каков политический портрет страны-импортера и насколько приемлемы гарантийные обязательства конечного пользователя о гражданском использовании объекта экспертизы. Поэтому, учитывая все эти аспекты, идентификационная экспертиза в целях экспортного контроля должна проводиться с учетом следующих факторов:

    — являются ли страна-импортер и страна конечный пользователь государствами-членами международных режимов экспортного контроля;

    — придерживаются ли страна-импортер и страна конечный пользователь международных договоров и конвенций о нераспространении оружия массового поражения;

    — соответствует ли поставляемое оборудование, материал, технология или научно-техническая информация заявленному конечному назначению и соответствует ли конечное назначение сфере деятельности конечного пользователя;

    — не было ли импортеру (конечному пользователю) отказано в приобретении на идентичное оборудование странами-участниками международных режимов по экспортному контролю и не использовали ли они ранее поставляемые товары и технологии на цели, несовместимые с целями нераспространения оружия массового поражения.

    Подтверждением возможности проведения экспертной организацией идентификационной экспертизы служит разработка регламента и методики ее проведения и получение специального разрешения на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий.

    Идентификационная экспертиза, как и любой вид экспертизы, требует от экспертной организации соблюдения следующих принципов:

    — объективность и всесторонняя оценка при рассмотрении объекта и представленных на него документов;

    — техническая грамотность и специализация экспертов;

    — выдача обоснованного, и аргументированного заключения по результатам идентификации рассматриваемого объекта.

    Организация проведения идентификационной экспертизы

    Идентификационная экспертиза товаров и технологий в целях экспортного контроля проводится экспертной организацией по той номенклатуре контролируемых товаров и технологий, которые указаны в специальном разрешении на осуществление деятельности по проведению данной экспертизы.

    Для проведения экспертизы заказчиком предоставляются экспертной организации следующие документы:

    — письмо – заявку на проведение идентификационной экспертизы с общетехническим наименованием товара, технологии, программного продукта, датой и номером контракта, кодом ТН ВЭД передаваемой продукции, КПП и ИНН российского участника внешнеэкономической деятельности;

    — копия контракта (договора, соглашения и т.д.) между российским участником внешнеэкономической деятельности и иностранным лицом о поставке товара или технологии, подлежащих экспертизе со всеми приложениями и спецификациями;

    — технические условия, задание, паспорта на экспортируемую продукцию. В случае передачи научно-технической информации в виде отчетов, расчетов, методик и т.д., конструкторской и технологической документации и программного продукта заказчик экспертизы предоставляет экспертной организации реальные экземпляры передаваемых брошюр, книг, чертежей, диаграмм, графиков, а также носителей программного продукта в виде дискет, CD – дисков и т.д.

    — письмо с информацией конечного пользователя о применении товара или технологии для использования в гражданских целях и невозможности применения для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (если указанное выше не отражено в договоре или контракте российского участника внешнеэкономической деятельности с иностранным лицом).

    Экспертиза проводится экспертной организацией в соответствии с техническим заданием заказчика экспертизы. В техническом задании на проведение экспертизы указывается:

    — заказчик экспертизы (для юридических лиц – полное наименование и адрес; для физических лиц – фамилия, имя, отчество, паспортные данные и местожительство);

    — наименование экспертной организации;

    — основания для экспертизы (обстоятельства, вызвавшие необходимость ее проведения). Для экспертизы, проводимой по договору с российским участником внешнеэкономической деятельности в отношении товаров или технологий, являющихся предметом внешнеэкономической операции, указывается дата и номер контракта (договора, соглашения) или иного документа, на основании которого осуществляется такая операция, и иностранный получатель (конечный пользователь);

    — вопросы, требующие разрешения в процессе экспертизы;

    — сроки проведения экспертизы;

    — материалы, предоставляемые в распоряжение экспертной организации (в том числе пробы и образцы товаров, а также сопроводительная документация, содержащая информацию, имеющую отношение к товару или технологии: техническое описание, государственные и отраслевые стандарты, технические условия, конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация, фотографии, технические паспорта, документы с результатами приемочных или других испытаний.

    В случае проведения дополнительной или повторной экспертизы к запросу или техническому заданию прилагаются заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения экспертной организации о невозможности составления заключения), а также материалы, относящиеся к товару или технологии, ранее не представлявшиеся для экспертизы. Экспертиза товаров и технологий, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, проводится по общим правилам (как новая экспертиза) и не является ни дополнительной, ни повторной.

    Экспертная организация имеет право запрашивать у заказчика экспертизы дополнительные материалы, относящиеся к товару или технологии, которые необходимы для их всесторонней и квалифицированной оценки.

    Дополнительная экспертиза проводится в случае составления экспертной организацией неполного или недостаточно ясного заключения. Недостаточно полным может быть признано заключение, основанное на исследовании не всех представленных экспертной организации товаров и технологий или не содержащее исчерпывающих ответов на все поставленные вопросы. Проведение дополнительной экспертизы может быть поручено заказчиком экспертизы той же или другой экспертной организации.

    В случае составления экспертной организацией необоснованного заключения или сомнений в его правильности может быть проведена (назначена) повторная экспертиза, поручаемая другой экспертной организацией.

    Пробы и образцы товаров, а также материалы, направляемые на экспертизу, должны быть соответствующим образом упакованы и пронумерованы. Подлинность документов, предоставляемых российскими участниками внешнеэкономической деятельности – заказчиком экспертизы в распоряжение экспертной организации, должна быть надлежащим образом удостоверена.

    Количество проб и образцов товаров, необходимых для проведения экспертизы, предварительно согласовывается заказчиком экспертизы с экспертной организацией.

    Экспертиза товаров и технологий, являющихся носителями сведений составляющих государственной тайну, проводится с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся указанные сведения, и только в экспертных организациях, получивших в установленном порядке соответствующую лицензию на право проведения работ с такими сведениями.

    Срок проведения экспертизы устанавливается экспертной организацией по согласованию с заказчиком экспертизы, исходя из трудоемкости предстоящих работ и с учетом объема предоставляемых для исследования материалов.

    В случае обращения экспертной организации к заказчику экспертизы с требованием о предоставлении необходимых дополнительных материалов проведения экспертизы приостанавливается до получения запрашиваемых материалов или сообщения об отказе в их представлении.

    Экспертиза, проводимая по запросу правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации, осуществляется в приоритетном порядке.

    Информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не должна разглашаться, использоваться должностными лицами в личных целях, а также передаваться третьим лицам, за исключением федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

    Оплата стоимости услуг экспертной организации, а также возмещение иных расходов, понесенных ею в связи с проведением экспертизы, производятся за счет заказчика экспертизы в соответствии с заключенным с экспертной организацией договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Экспертная организация обязана вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении экспертизы, выданных экспертных заключений и сообщений о невозможности составления заключения.

    Документация, связанная с проведением экспертиз, подлежит хранению экспертной организацией в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

    Заключение по идентификационной экспертизе состоит из двух частей: вводной части и исследовательской части. В вводной части отражены данные о заказчике экспертизы, российском и иностранном участнике внешнеэкономической сделки, конечном пользователе и стране назначения, а также представлен перечень предоставленных документов. В исследовательской части указаны используемые приемы и методы для проведения экспертизы и объект экспертизы с обязательным количеством, представлено техническое описание объекта экспертизы, неизменяемые его идентификационные признаки, код ТН ВЭД, а также проведен анализ принадлежности объекта экспертизы к товарам и технологиям, включенным в контрольные списки и по результатам анализа представлены выводы подпадании (не подпадании) экспортируемого товара под действие контрольных списков, утвержденных Указами Президента Российской Федерации.

    Основным элементом заключения по идентификационной экспертизе является исследовательская часть. Процесс исследования состоит из двух шагов:

    1. Поиск во всех контрольных списках позиций, описания которых имеют отношение или формально совпадают с исследуемым объектом, как по общетехническому наименованию так и по коду ТН ВЭД, Здесь имеется в виду совпадение названий или функционального назначения товара, описанного в позиции и объекта исследования.

    2. Если в описании данной позиции контрольного списка (или в техническом примечаниях к ней) приведены значения каких-либо технических параметров, то проводится сравнительный анализ этих параметров с характеристиками исследуемого объекта.

    В процессе исследования эксперт должен кратко описать объект экспертизы, выявить его общепринятое техническое наименование, функциональные и специфические признаки и критерии, указывающие на его принадлежность к однородной группе товаров, классу веществ, изделий, материалов и т.д.

    Совпадение технических описаний, значений параметров и назначения товара или технологии, приведенных в контрольном списке, с соответствующими характеристиками исследуемого объекта позволяет сделать вывод о принадлежности исследуемого объекта к контролируемой продукции.

    Исследование соответствия объекта экспертизы заявленным характеристикам и техническому описанию, т.е. определению марки, сорта, типа, модели, принципов функционирования и других вопросов требуют следующего:

    — если объект экспертизы – вещество или материал, то определение его марки или сорта, т.е. химического и физического состава, а также количественного соотношения и содержания компонентов в них;

    — если объект экспертизы установка, оборудование или устройство, то определение их типа, модели, определение его назначения, функциональных и конструктивных особенностей, наличия значимых компонентов и возможности их извлечения без нарушения функционирования, с последующим независимым использованием.

    — анализ областей науки и техники, где применяется или может быть применен объект экспертизы, в том числе возможность его использования в агрессивных средах, в обстановке повышенной радиации, при высоких давлениях или механических нагрузках.

    — анализ возможности использования объекта экспертизы (или его компонентов) для создания оружия массового поражения, ракетных оружия и других видов вооружения и военной техники. Исследовательский процесс является сложным, требующим от эксперта обширных технических знаний или привлечения специалистов из различных отраслей науки и техники.