Судебная практика по ОСАГО

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже прочно вошло в нашу жизнь. Законодательство довольно подробно регламентирует данный вид страховых услуг. Между тем количество спорных ситуаций довольно велико. Большинство из них решаются только судебными органами. Причем судебные решения не всегда носят однозначный характер, что создает необходимость изучения судебной практики по осаго в каждом конкретном случае. Помочь в этом могут многочисленные обзоры решений, которые готовятся судами всех уровней. До недавнего времени суды при рассмотрении споров по страхованию ответственности автовладельцев практически всегда поддерживали интересы застрахованных. Это породило волну недовольства страховщиков, которые указывали на предвзятое отношение к ним, ссылаясь в том числе и на судебные обзоры. Действительно, в некоторых ситуациях суд в неполной мере изучал материалы по делу и «автоматом» удовлетворял требования застрахованного, что значительно подрывало авторитет судебной власти. На сегодняшний день такая практика начинает постепенно искореняться, так как 29 января 2015 Пленумом Верховного Суда РФ принято Постановление №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств». Данный документ призван внести единообразие в деятельность судов при рассмотрении дел по договорам ОСАГО, в частности, разъяснены процессуальные особенности рассмотрения подобных дел, уточнены вопросы заключения и исполнения данных договоров, определена ответственность за нарушение его условий.

Процессуальные вопросы рассмотрения споров по ОСАГО

Указанный документ еще раз разъяснил, что споры по договорам страхования автогражданской ответственности рассматриваются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными. Первыми – если автовладелец физическое лицо, а транспортное средство используется им исключительно для собственных нужд. Вторыми – если заявителем выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

С 1 сентября 2014 года к спорам из правоотношений по ОСАГО действует обязательный досудебный порядок урегулирования, то есть до обращения в суд автовладелец должен направить страховщику претензию, в которой он может выразить свое несогласие с вынесенным страховщиком решением либо потребовать от него выполнения определенных действий. В случае отказа в удовлетворении заявленных требований страхователь имеет право обратиться в суд.

Совет: досудебный порядок урегулирования споров по ОСАГО носит обязательный характер, поэтому при обращении в суд к исковому заявлению необходимо приложить копию направленной ранее претензии. В противном случае в рассмотрении иска будет отказано.

Также постановление Пленума ВС РФ уточнило, что страховые компании не вправе изменять условия договора страхования автогражданской ответственности, так как данный договор является публичным и его содержание строго регламентируется федеральным законом об ОСАГО. Также страховщики не могут отказать в заключении договора страхования автогражданской ответственности. На это указывают как требования закона об ОСАГО, так и ст. 445 Гражданского кодекса РФ.

Отметим и то, что при обращении в суд автовладелец, чьи права нарушены, имеет право возместить не только реальный ущерб, но и потребовать возмещение морального вреда при ДТП. В таком случае ему необходимо доказать, какие нравственные и физические страдания он претерпел в результате происшествия. Из обзоров судебной практики следует, что в большинстве случаев требования возместить моральный вред удовлетворяются судом, но только не в полном объеме.

Споры по размеру страхового возмещения

Как показывает практика, далеко не всегда страховые компании объективно оценивают полученный в результате дтп ущерб. Именно заявления о заниженных выплатах по страховке чаще всего рассматриваются судами.

Страховые компании прибегают к различным ухищрениям с целью уменьшить сумму страховой выплаты. И защитить свои права автовладелец может в суде. Судебная практика по взысканию страхового возмещения складывается таким образом, что истцу необходимо доказать, что оценка ущерба страховой компанией выполнена некачественно и размер назначенной страховой суммы недостаточен для покрытия ущерба. При наличии достаточных доказательств, у истца сумма возмещения увеличивалась судом до необходимой для полноценного ремонта автомобиля. Как правило, в такой ситуации автовладельцу необходимо представить суду экспертное заключение о стоимости ремонтных работ. В некоторых особо спорных ситуациях суд может сам назначить экспертизу и по её результатам вынести окончательное решение

Нередко страховщики возмещают только ущерб, связанный непосредственно с расходами на восстановление транспортного средства. Однако, закон об ОСАГО и постановление пленума ВС РФ предусматривают возмещение всех расходов по страховому случаю. Например, услуги эвакуатора, хранение аварийного автомобиля и т.д. При отказе в возмещении таких расходов также имеет смысл обратиться в суд с приложением всех необходимых документов. Стоит отметить, что к данным расходам не может быть отнесена упущенная выгода при ДТП. Для её возмещения автовладелец должен обратиться в суд с иском к непосредственно виновнику аварии.

Подлежит возмещению по ОСАГО утраченная товарная стоимость, которая возмещается в размере её снижения в результате повреждений. Данное возмещение является наиболее спорным, так как страховщики всегда исходят из минимальной стоимости автомобиля, а поэтому утс или не возмещается, или возмещается несущественно. Судебная практика же предусматривает более объективный подход к определению утс. В частности, суды используют не только среднерыночную стоимость, но и детальный анализ возможной стоимости конкретного автомобиля. Например, в расчет может браться изменение внешнего вида автомобиля путем добавления декоративных элементов: литых колесных дисков, обвесов, спойлеров.

Иногда страховщики занижают размер возмещения и как альтернативу предлагают произвести восстановительный ремонт в автомастерской, с которой у них есть договорные отношения. Здесь следует помнить, что выбор способа возмещения всегда за страхователем. Так, страховая компания Р. предложила гражданину З. произвести ремонт автомобиля, поврежденного в ДТП, в автосервисе Г. Специалистами указанного автосервиса была составлена предварительная смета на сумму 27600 рублей. Но гражданин З. отказался от ремонта в автосервисе Г. и потребовал денежного возмещения, страховая компания Р., ссылаясь на заключение оценщика, произвела выплату в размере 14100 рублей. При этом в устной беседе сотрудник страховой компании заметил, что необходимо было обращаться в рекомендованный автосервис. З. провел восстановление автомобиля в другом автосервисе, сумма ремонта составила 34400 рублей. После этого гражданин обратился в суд с требованием к страховой компании возместить его расходы по ремонту в размере 20300 рублей. В результате независимой экспертизы, назначенной судом, данная сумма была подтверждена. Суд принял решение иск удовлетворить.

Если в результате ДТП произошла полная гибель автомобиля, то страхователь имеет право получить максимальную сумму выплаты по ОСАГО – 400 тысяч рублей. При этом именно на него ложится обязанность доказать, что автомобиль восстановлению не подлежит. Как правило, суды под полной гибелью подразумевают абсолютную утс, невозможность или нецелесообразность проведения ремонтных работ.

Отказ в страховом возмещении

Нередко случаются ситуации, когда страховые компании вовсе отказываются выплачивать возмещение по ОСАГО. Страховая компания может отказать в выплате если:

  1. Представлен не полный комплект документов, либо документы содержат ошибки. Например, при оформлении ДТП инспектор ГИБДД неверно указал номер страхового полиса.
  2. У второго участника ДТП страховой полис поддельный. В таком случае за возмещением ущерба необходимо обращаться непосредственно к виновнику ДТП, здесь также необходимо обращаться в суд, но данные правоотношения уже выходят за рамки страхования автогражданской ответственности. При этом на страховщике лежит обязанность доказать, что полис поддельный.
  3. Срок действия страхового полиса истек. Если автовладелец вовремя не позаботился о продлении страховки, то возмещать ущерб в ДТП ему необходимо самостоятельно. Но в последнее время отмечены случаи мошенничества со стороны страховых агентов: клиент оплачивает полис на год, а агент передает данные и деньги как за страховку на небольшой срок, например, двадцать дней. При обращении в суд автовладелец может доказать, что им был приобретен полис на год, предъявив сам полис и квитанцию об уплате страховой премии за год. Для суда этого вполне достаточно, чтобы взыскать страховое возмещение по договору обязательного страхования, так как страховая компания отвечает за неправомерные действия своих сотрудников.
  4. Недействительность полиса по причине его утери страховщиком. Некоторые страховые компании отказывают в выплате, ссылаясь на то, что предъявленный полис был утерян страховым агентом. В таком случае если страховщик документально не докажет факт утери полиса, то он обязан произвести выплату. Для автовладельца же достаточно только предъявить квитанцию об оплате страховой премии заверенной печатью страховщика.
  5. Самостоятельный ремонт поврежденного автомобиля до осмотра оценщиком страховой компании. В такой ситуации получить страховую выплату можно только после обращения в суд, исход которого во многом зависит от того, при каких обстоятельствах был выполнен ремонт. Во-первых, если автовладелец сам отремонтировал автомобиль и после этого предъявил его оценщику с приложением документов на ремонт, то на него ложится бремя доказывания полученного в ДТП ущерба. Как показывает практика, суд вынесет положительное решение, только если будет достаточный объем доказательств факта повреждения автомобиля и последующего ремонта. Во-вторых, ремонт был произведен после обращения к страховщику, но страховщик не провел в установленные законом сроки оценку повреждений. В такой ситуации суд однозначно на стороне автовладельца и практически всегда удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
  6. Ссылка на результаты трасологической экспертизы. Страховщик с помощью специалиста устанавливает обстоятельства ДТП с целью исключить мошеннические действия со стороны страхователя. Для отказа в выплате ему достаточно получить заключение эксперта, что обстоятельства ДТП установить невозможно, например, нет возможности осмотреть автомобили других участников происшествия. Судебная практика по оспариванию отказа в выплате по данному основанию целиком на стороне страхователя, так как большинство подобных экспертиз легко обжалуются.
  7. Автомобиль поврежден не в результате движения. Например, страховая компания отказалась произвести выплату по возмещению ущерба, ссылаясь на то, что автомобиль гражданина К. был припаркован на газоне, где на него совершил наезд грузовой автомобиль, принадлежащий Г.. К. обратился в суд с требованием признать отказ в страховой выплате незаконным и обязать выплатить страховое возмещение в размере 63400 рублей. Суд, ссылаясь на документы ГИБДД, подтверждающие факт дорожно-транспортного происшествия, исковые требования удовлетворил в полном объеме. Причем в данной ситуации не имеет значения, каким-образом получил повреждения тот или иной автомобиль. Например, в результате наезда дерево упало на машину, данный факт оформляется как ДТП, следовательно, возмещение по ОСАГО должно быть.

Это основные причины отказа в страховой выплате по ОСАГО, но в каждом конкретном случае возможны и иные основания для отказа. Сложившаяся правоприменительная практика показывает, что большинство отказов в выплате не имеют под собой серьезных обоснований, поэтому при грамотном участии в судебном процессе оспорить подобные отказы не представляется проблематичным.

Совет: в случае отказа в страховой выплате претензию страховщику необходимо направить сразу же после получения решения страховой компании. Это позволит значительно сократить время на решение спора.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является эффективным средством оперативного регулирования большинства дорожных конфликтов. Однако, заявленные цели могут быть достигнуты только при строгом соблюдении действующего законодательства всеми участниками страховых правоотношений. Далеко не всегда страховые компании действуют правомерно, и даже штрафы со стороны надзорных органов не устраняют нарушения в их работе. Защита своих прав в этих правоотношениях в судебных органах носит оправданный характер и позволяет достичь заявленной законодателем цели ОСАГО. Накопленная судебная практика по договорам страхования автогражданской ответственности содержит примеры применения законодательства в этой сфере в самых разных ситуациях, что позволяет оперативно решить самый запутанный вопрос по ОСАГО.

Судебная практика поддельный полис осаго

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Поддельный страховой полис — доказательство заключения договора ОСАГО?

«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 года):

16. Страховой полис является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное.

В случае установления факта поддельности страхового полиса и отсутствия доказательств, подтверждающих заключение договора ОСАГО, на страховщика не может быть возложена обязанность по выплате страхового возмещения.

Пример. Истец Т. обратился в суд с иском к страховой компании «М» о взыскании страхового возмещения, указывая на то, что 14 июня 2014 г. в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место по вине водителя Е., было повреждено принадлежащее ему транспортное средство.

Страховая компания «М», от имени которой значится выданным предъявленный полис обязательного страхования гражданской ответственности З. как владельца транспортного средства, отказала в выплате страховой суммы в порядке прямого возмещения, ссылаясь на фальсификацию страхового полиса.

Судом первой инстанции установлено, что 14 июня 2014 г. водитель Е., управляя транспортным средством и двигаясь задним ходом, не убедился в безопасности данного маневра, в результате чего совершил столкновение с транспортным средством под управлением Т.

При этом Е. исполнял трудовые обязанности по договору с индивидуальным предпринимателем П., а транспортное средство принадлежало на праве собственности З., у которого имелся страховой полис ОСАГО ССС N 0659002663, выданный от имени страховой компании «М».

При обращении истца в страховую компанию «М» в порядке прямого возмещения убытков ему было отказано в страховой выплате с указанием на то, что договор ОСАГО с выдачей страхового полиса ССС N 0659002663 был заключен страховщиком не с З., а с другим лицом — владельцем транспортного средства ВАЗ 2109, гражданская ответственность З. в страховой компании «М» не застрахована.

Смотрите так же:  Проживание в квартире бесплатно

Суд первой инстанции, отказывая истцу Т. в удовлетворении иска, основываясь на заключении проведенной по делу технической экспертизы документов, указал, что представленный З. полис является поддельным, на момент совершения дорожно-транспортного происшествия гражданская ответственность З. как владельца транспортного средства не была застрахована, следовательно, у страховой компании не возникло обязанности по выплате страхового возмещения.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя иск к страховой компании, указал, что на данные правоотношения распространяется презумпция отсутствия у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара, следовательно, З. не мог знать о том, как должен выглядеть подлинный бланк полиса ОСАГО страховой компании «М».

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального права, указав следующее.

Основанием для возникновения у страховщика обязанности по договору страхования является договор страхования, заключенный со страхователем (статья 927 ГК РФ).

Согласно статье 940 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме.

Статьей 969 этого же кодекса установлено, что несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Закона об ОСАГО обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Пунктом 7 статьи 15 Закона об ОСАГО предусмотрено, что при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, а также вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности, пока не доказано иное.

По смыслу приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации страховой полис является документом, удостоверяющим заключение договора ОСАГО, на основании которого возникает обязанность выплачивать страховое возмещение при наступлении страхового случая.

На основании части 5 статьи 67 ГПК РФ при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

Из материалов дела следует, что факт поддельности полиса ОСАГО страховой компании «М», выданного на имя З., а также квитанции об уплате им страховой премии установлен судом первой инстанции, выводы которого не поставлены судом апелляционной инстанции под сомнение.

Каких-либо доказательств заключения З. со страховой компанией «М» договора ОСАГО, а также уплаты им страховой премии в материалах дела не имеется, и суд апелляционной инстанции на такие доказательства не ссылался.

В отсутствие каких-либо договорных отношений между сторонами возложение на страховщика обязанности по выплате страхового возмещения противоречит приведенным выше нормам материального права.

Поскольку факт выдачи ответчиком страхового полиса З. не установлен, равно как не установлен факт обращения З. к данному страховщику или его агенту по поводу заключения договора ОСАГО, а также факт уплаты им страховой премии, то доводы суда апелляционной инстанции о том, мог ли знать З. о поддельности страхового полиса, не имеют правового значения для разрешения указанного спора.

С учетом изложенного обжалуемое апелляционное определение Судебной коллегией признано незаконным и отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 марта 2016 г. N 16-КГ16-4; аналогичная правовая позиция содержится в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2014 г. N 34-КГ15-10, в материалах судебной практики Арбитражного суда Западно-Сибирского округа)

Что делать, если полис ОСАГО оказался поддельным?

Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Что делать, если полис ОСАГО оказался поддельным?

Не все водители осознают важность заключения договоров обязательного страхования их гражданско-правовой ответственности и получения полисов ОСАГО. Из информации, официально предоставленной Российским союзом автостраховщиков (РСА), следует, что в стране около миллиона водителей пользуются фальшивыми полисами: из каждых ста полисов 2-3 документа оказываются поддельными.

Некоторые из их владельцев даже не подозревают об этом, а другие заведомо приобретают такой полис из-за его низкой цены или необходимости его получения в связи с истечением срока предыдущего полиса. Такая ситуация является недопустимой.

Она приводит к нарушению интересов добросовестных участников дорожного движения и порождает многочисленные судебные споры. В связи с чем РСА начинает активную борьбу с изготовителями и распространителями таких документов.

Что делать, если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО

Лицу, оказавшемуся пострадавшей стороной в ДТП, чтобы решить положительно вопрос с получением страхового возмещения, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • проверить действительно ли данный полис был выдан указанной в нем страховой компанией. При положительном ответе, и в случае ее отказа в осуществлении выплат, подготовьте исковое заявление к страховщику в суд с требованием выплаты в счет возмещения причиненного вам ущерба;
  • непосредственно на месте ДТП можно через интернет проверить полис по его номеру на сайте РСА. Если после аварии такой возможности не представится, то позвоните в любую страховую компанию, которая поможет вам получить нужную информацию;
  • если вы убедитесь, что полис ОСАГО фальшивый, то вопрос с возмещением вам ущерба можно решить в судебном порядке, предъявив иск непосредственно к виновнику аварии;
  • если автомобилем, допустившим нарушения правил дорожного движения, управляло лицо, имя которого не было вписано в полис, то все равно свяжитесь со страховой компанией, выдавшей полис ОСАГО. Если она откажется возмещать ущерб, то после получения письменного ответа обращайтесь в суд.

В любом случае вначале установите подлинность полиса ОСАГО. Даже если ваши подозрения подтвердятся, обратитесь в указанную в нем страховую компанию с письменным заявлением о выплате вам страхового возмещения. Это обязательно, так как для подачи в суд искового заявления необходимо получить письменный отказ страховщика.

После рассмотрения дела суд вынесет окончательное решение, в котором укажет:

  • сумму подлежащего возмещению ущерба;
  • лицо, на которого он возлагает такую обязанность.

Признаки поддельного полиса ОСАГО

Никто из водителей не застрахован от возможного заключения фальшивых договоров страхования. Поэтому будьте внимательны и проявляйте бдительность при оформлении полисов ОСАГО. Несмотря на то, что каждый из них имеет свой номер и является бланком строгой отчетности, все же имеется вероятность столкнуться с мошенниками.

Какие факты могут свидетельствовать о поддельности полисов ОСАГО? Обращайте внимание на следующие обстоятельства и помните, что подозрения вызывает:

  • полис, в котором имеются исправления;
  • если под одним номером и серией выдано два полиса разным лицам;
  • полис, оформленный дважды. После истечения в одном регионе срока его действия, он может быть оформлен в другом месте;
  • полис, оформленный на поддельном бланке, изготовленном мошенниками;
  • полис, не изъятый из оборота после отзыва у страховщика лицензии. Многие недобросовестные сотрудники страховых компаний пользуются этим обстоятельством и при ликвидации страховщика или временном приостановлении им деятельности присваивают бланки полисов компании. Сложность заключается в том, что такие бланки являются подлинными, но не подлежащими использованию в данный момент. Неискушенному лицу практически невозможно определить, что он недействительный.

Некоторые фальшивки опытный водитель может распознать даже невооруженным глазом по его внешним признакам.

Настоящий полис ОСАГО должен соответствовать следующим требованиям:

  • его бланк длиннее листа формата А 4 на 9-10 мм;
  • на лицевой стороне имеется узкая сетка из переплетенных между собой колец голубовато-зеленоватого цвета;
  • на бланке отлично просматриваются логотип РСА и водяные знаки;
  • на обратной стороне справа отчетливо просматривается металлическая полоса шириной в 2 мм;
  • краска на полисе устойчива и не оставляет никаких следов на руках;
  • в бумаге, из которой изготовлен полис, имеются красные вкрапления;
  • номер полиса из 10 цифр расположен в правом верхнем углу, при его прощупывании убедитесь, что номер выпуклый;
  • серия полисов состоит из букв «ЕЕЕ». Только по этому признаку можно сразу определить подлинность имеющегося у виновника аварии полиса.

Зачастую водители оформляют полиса в неустановленных местах и в спешке бывают очень невнимательными. Имейте в виду, что мошенники постоянно изобретают новые методы обмана.

Как возмещается ущерб при ДТП без ОСАГО?

Как составить досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО, читайте тут.

Чтобы избежать получения фальшивого полиса, обратите внимание на следующее:

  • не ведите переговоры со лжеагентами, которые предлагают вам заключить договора на улице или по телефону;
  • низкая цена свидетельствует о том, что предлагаемая вам страховка не настоящая;
  • сообщите о своем желании связаться с офисом страховщика по телефону, указанному в полисе. Понаблюдайте за реакцией страхового агента. Если он мошенник, то он тут же перестанет предлагать вам свои услуги, и вы потеряете его из виду;
  • во избежание недоразумений оформляйте полис в официальных помещениях страховых компаний, предварительно убедившись в наличии у них лицензии.

Бывают случаи, когда факт подделки полиса выявляется только после подачи заявления в страховую компанию: даже если предварительная проверка по номеру и серии не вызвала никаких подозрений.

Что делать в таких случаях? Имеются ли шансы у пострадавшей в ДТП стороны получить суммы в счет возмещения причиненного ему ущерба?

Как возместить ущерб, если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО

При наличии хоть малейших подозрений по поводу подлинности полиса ОСАГО, имеющемуся у виновника аварии, незамедлительно проверьте эту информацию в РСА, обратившись туда с письменным запросом.

Конечно, эту информацию можно проверить и самому посредством интернета. Но для осуществления вами дальнейших действий потребуется наличие письменного подтверждения поддельности полиса.

Получив письменный ответ РСА, который укрепит ваши подозрения, начинайте готовить пакет документов для суда:

  • исковое заявление о возмещении суммы ущерба непосредственно с виновника ДТП;
  • копию своего паспорта;
  • копию своего полиса ОСАГО;
  • письменный ответ РСА о том, что полис виновника аварии фальшивый;
  • документы об оплате полиса, признанного поддельным (при наличии их);
  • ПТС или свидетельство о регистрации вашей машины;
  • водительские права;
  • протокол или справка из ГИБДД, извещение о ДТП;
  • заключение эксперта об имеющихся повреждениях автомобиля и расчет затрат на его восстановление;
  • медицинское освидетельствование об имеющихся телесных повреждениях;
  • доказательства вашей невиновности в совершенном ДТП (можно сослаться на показания свидетелей, указать адреса и попросить вызвать их в суд, а также приложить имеющиеся фотографии);
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Суд после рассмотрения всех материалов гражданского дела может принять решение о возложении материальной ответственности на:

  • страховую компанию;
  • посредника между страховщиком и страхователем;
  • Российский союз автостраховщиков;
  • виновника аварии.

К примеру, страховая компания может быть признана ответственной, если ее сотрудник вовремя не перечислил уплаченную клиентом страховую премию или использовал бланк полиса в своих интересах. Полностью рассчитавшись с пострадавшей при ДТП стороной, она сможет возместить свои убытки, предъявив регрессный иск своему недобросовестному сотруднику.

Судебная практика с фальшивым полисом ОСАГО

Какую позицию занимают суды при рассмотрении споров, связанных с поддельными полисами ОСАГО?

Рассмотрим несколько примеров из судебной практики.

Пример 1. В результате аварии были причинены телесные повреждения гражданке А. Также был поврежден ее автомобиль. Пострадавшая написала заявление в Московскую страховую компанию с просьбой возместить ущерб ее здоровью и имуществу. Московская страховая компания после проверки установила, что полис ОСАГО фальшивый. Это послужило основанием для отказа в осуществлении страхового возмещения.

Гражданка А. обратилась в суд, указав страховую компанию ответчиком по предъявленному ею иску. Рассмотрев все материалы дела, суд отказал в удовлетворении исковых требований истицы. Признав полис поддельным, суд установил, что Московская страховая компания не имеет к нему никакого отношения, и она является ненадлежащим ответчиком.

После чего истица предъявила иск непосредственно к виновнику аварии. Решением суда с ответчика было взыскано 120 000 рублей. За управление транспортным средством без обязательной страховки виновнику ДТП был назначен штраф в размере 800 рублей.

Пример 2. Гражданин В. вынужден обратиться в суд с требованием о возмещении ему ущерба в результате ДТП, виновником которой оказался гражданин С. В ходе рассмотрения дела было установлено, что полис ОСАГО, имевшийся у виновника аварии, фальшивый. Гражданин С. представил суду данные о брокере, у которого им был приобретен данный полис, о поддельности которого он и не подозревал. Местонахождение брокера установить не удалось.

Страховая компания оказалась непричастной к данной подделке. Это было подтверждено проверками, а также информацией РСА о высоком рейтинге страховщика. Поэтому вся ответственность была возложена на гражданина С. как на виновника аварии, которому пришлось восстанавливать поврежденный автомобиль за счет собственных средств.

Чтобы не оказаться в подобных ситуациях, будьте внимательны при оформлении полисов ОСАГО.

​Поддельный полис ОСАГО

Сегодня поддельный полис ОСАГО – отнюдь не редкость, мошенники продают фальшивки, вводя в заблуждение доверчивых клиентов. При этом правда выясняется обычно только при ДТП – тогда водитель и понимает, что ремонтировать автомобили, оплачивать лечение и компенсировать вред придется за свой счет. Как не нарваться на подделку, купив фальшивый полис?

Правила: как не купить поддельный полис ОСАГО

Несмотря на постоянную работу МВД по данному направлению, количество поддельных полисов постоянно увеличивается, а их качество оказывается идентичным тому, как если бы вы купили оригинальный документ. Самыми распространенными типами мошенничества являются следующие виды:

Смотрите так же:  Как узаконить пристройку к частному дому через суд

Вид подделки документа

Поддельный ОСАГО выписывается на бланке уже ликвидированной компании

Обращайтесь только в крупные и известные организации, перед заключением договора узнайте, не отозвана ли лицензия

Первоначальные данные полиса изменены

Осмотрите бланк – нет ли исправлений, не смазана ли краска. Такой вид мошенничества встречается уже реже, больше всего – среди непрофессиональных мошенников

Бланк не является настоящим

Подлинность страхового полиса ОСАГО должна подтверждаться водяными знаками на бланке и дополнительными степенями защиты

Оригинальный полис был выдан на другой автомобиль

Проверить подлинность ОСАГО по номеру полиса или машины можно в базе РСА – достаточно заполнить простую форму, чтобы получить всю необходимую информацию

Визуально отличить фальшивый полис от оригинального очень сложно – скорее всего, это не получится сделать, ведь современные подделки оформляются на реальных бланках. Ищите благонадежного агента с хорошей репутацией, тогда и вопроса, как отличить поддельный полис ОСАГО, не возникнет. Не забывайте соблюдать простые правила:

  • Попросите доверенность, выписанную от лица компании;
  • Также в наличии должен иметься агентский договор – документ, подтверждающий полномочия;
  • Лучше оформлять документы при личном контакте. Когда вам предлагают доставить документы почтой или с курьером, есть вероятность обмана;
  • Проверьте заполненный бланк по базе РСА – еще до заключения сделки он должен находиться у страховщика;
  • Выясните, как выглядит образец печати, где вы собираетесь застраховаться – на бланке должен быть штамп и круглая печать. Когда бланк штампуют в другом регионе, отличном от места сделки, есть повод для волнений;
  • Если не требуют диагностическую карту, старый полис, возможно, перед вами мошенники, либо стоимость заключения сделки окажется завышенной;
  • Вам должны выдать квитанцию – обязательно оригинал. Отказ это сделать должен насторожить. Причем неважно, какой способ оплаты был выбран;
  • Также поводом для раздумий должен стать тот факт, что агент не делает копии ПТС, не составляет заявление и не просит вас его подписать. В общем, любые нарушения процедуры оформления должны вызвать подозрения – не обязательно вам продают подделку, но лучше перестраховаться;
  • Помните, что полис должен заполняться на компьютере, а не ручкой.

Поддельный полис: наказание и последствия

Чем грозит, если вы все же приобрели поддельный полис? В этом случае необходимо оформить новый договор в страховой компании, так как вне зависимости от того, что вы стали жертвой мошенничества, выплачивать компенсацию в случае ДТП придется виновнику аварии.

Ответственность за поддельный полис ОСАГО грозит не только при аварии, любой остановивший вас инспектор ГИБДД, который заподозрит неладное и проверит бланк на подлинность, сможет выписать вам штраф в размере 800 рублей. Если же вы сами подделали полис, есть вероятность возбуждения уголовного дела – за фальсификацию документов. Как показывает судебная практика, по такому обвинению можно получить даже реальный срок заключения.

Обнаружив поддельный полис, не забудьте обратиться в правоохранительные органы с заявлением, чтобы мошенников быстрее поймали, а другие автолюбители не пострадали от их действий. Поверьте, это нужно и вам, ведь если однажды в вас врежется машина, а у виновника поддельный полис, взыскивать вред придется в судебном порядке – ждать компенсации иногда приходится годами.

Судебная практика по страховым спорам ОСАГО

Следующая статья: УТС по КАСКО

Несмотря на то, что автострахование ОСАГО существует уже не первый год, и даже все законодательные нормы отрегулированы в этом отношении, тем не менее, судебные разбирательства в этой области не прекращаются.

Ради этого вида автострахования издали специальный закон «Об ОСАГО» – № 40-ФЗ от 25.04.02 г., который не один раз уже изменялся и на сегодня претерпел последний раз редакцию 28 ноября 2018 года.

Однако этого правового акта было недостаточно для того, чтобы внести четкую ясность между страховщиками и страхователями. Потребовалось Постановление Верховного Суда – № 2 от 29.01.15 г., которое бы внесло свои единые стандарты в судебную практику.

В каких случаях дело доходит до суда

Следует сразу обозначить один важный момент – с 01.09.14 г. вступил в практику новый порядок, который регламентирует, что суды не будут принимать иски без досудебного урегулирования.

В законе «Об ОСАГО» 01.09.14 г. добавлена ст. 16.1, которая гласит о том, что прежде чем обращаться с иском в суд, потерпевший должен обязательно сначала подать претензию страховщику.

Претензия подается на имя руководителя страховой компании. Организация обязана рассмотреть эту претензию в 5-дневный срок, и письменно на нее ответить.

И только уже потом, если страховая компания никак не отреагировала или прислала письменный отказ в удовлетворении претензии, тогда можно подавать иск в суд.

Есть еще одна особенность досудебного урегулирования – оно практикуется только для тех страховых случаев, которые произошли еще до 01.09.14 г., и до сих пор еще не были разрешены по каким-либо причинам.

Все исковые заявления, которые будут подаваться в суд без копии досудебной претензии, будут оставлены без внимания судебными производителями и исполнителями.

Кроме досудебной претензии, потерпевшая сторона обязательно должна иметь все документальные подтверждения наступления страхового случая.

Если таковых доказательств нет, тогда суд может принять решение в пользу ответчика – страховой компании, а не в пользу истца.

Можно выделить несколько самых основных случаев, когда дело может доходить до суда в отношениях клиента и страховой компании по страховкам ОСАГО.

Страхователь (клиент) подает иски в суд при следующих обстоятельствах, так и не отрегулированных путем досудебного урегулирования:

  1. Задержка выплат более месяца.
  2. Назначение страховки в маленьких суммах, несоизмеримых с ущербом.
  3. Полный отказ в выплате страховки.
  4. Безосновательное назначение регресса по ОСАГО.
  5. Отказ в принятии документации от независимого эксперта.
  6. Некачественный ремонт автомобиля дилерами страховой компании.
  7. Незаконные вычеты из страховой суммы – неправильно рассчитаны износ деталей, некорректное определение рыночной цены авто и прочие похожие нюансы.
  8. Отказ в выплатах на погребение погибшего застрахованного лица.

То же самое касается также и страховых компаний, которые подают судебные иски на своих клиентов при подозрении на мошенничество или неуплате страховых взносов и другим причинам. Доказательства неправоты клиента всегда должны быть заранее подготовлены компанией.

Например, страхователь может воспользоваться одним из механизмов аферы и обставить дело таким образом, что страховая компания выплатит ему страховку больше установленного по закону лимита. При нахождении обмана касательно обстоятельств ДТП для того, чтобы получить страховку.

Или же страховщик обнаружил несовпадения сведений, предоставленных страхователем с действительностью – подделка документов. В любом из этих случаев компания вправе засудить нерадивого клиента.

Обзор судебной практики по ОСАГО

Посредством судебного Постановления № 2 были определены не только особенности самого судебного процесса в отношении разбирательств между страховщиками и автовладельцами, но также и обозначен порядок заключения и исполнения пунктом страховых договоров, на которые суд всегда делает ту или иную ссылку.

Например, что касается договора страхования, то Постановление ВС РФ еще раз подчеркнуло, что такой документ является публичным, потому как относится к разновидности автострахования – обязательной.

Это обозначает, что страховые компании не имеют права вносить свои какие-то коррективы в содержание страхового соглашения.

Особенно это касается условий страхования и невозможности отказа компаниями в оформлении такого договора (ст. 445 ГК РФ). Если гражданин к ним обратился с соответствующим заявлением.

Все автостраховые споры рассматриваются двумя видами судов:

  1. Судебные инстанции общей юрисдикции.
  2. Арбитражные судебные инстанции.

Первыми принимаются все иски и дела, которые следовало бы решать по физическим лицам – гражданам, являющимися автовладельцами или водителями, которые попали в ДТП и не согласны с назначенными им выплатами, а также имеют иные претензии к страховым компаниям.

Второй судебный орган решает и принимает все иски от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Кроме исков, касающихся непосредственно деятельности страховой компании, повлекшей за собой разногласия, клиент также имеет право подавать иск на виновника ДТП и на возмещение морального вреда.

Только в этом случае истцу следует иметь при себе показания очевидцев, фото, аудио или видеозапись, где бы подтверждалось, что он претерпевал нравственные, физические страдания от виновника аварии.

Все эти страдания должны иметь отношение к непосредственному событию – авто происшествию. Суды на практике вполне удовлетворительно относятся к таким искам, только вот возмещаются они зачастую не в полном объеме, в котором был запрос пострадавшего.

К годным остаткам относятся те детали или элементы машины, отлетевшие от нее во время аварии, или замененные при ремонте после ДТП, но еще могущие пригодиться для дальнейшего ремонта.

Это всегда судом рассматривается как собственность потерпевшего. И распорядиться ими он может по своему усмотрению. Он может оставить их у страховщика, может продать в пункте металлоприема или в ремонтную мастерскую, если детали годные к применению.

Законом не предусматривается ни вычет стоимости годных остатков из страховой суммы, ни право страховщика распоряжаться ими (ст. 12 закона № 40-ФЗ). Однако страхователь может отказаться от годных остатков в пользу страховщика (п. 5 ст. 10 закона № 4015-I от 27.11.92 г.).

Можно рассмотреть на примере того, как судебная практика решает споры по поводу того, у кого должны оставаться годные остатки после аварии, и почему страховщик вычитает их стоимость и суммы страховки.

Пример 1: Постановление ВС РК (Республики Карелия) № 44г-54-2010 от 20.10.10 г.

После ДТП у истца годные остатки были им не использованы потому, что авто было снято с регистрационного учета и подлежит утилизации. Выходит, что истец потерял свое имущество, а значит, понес расходы.

Суд рассмотрел также и право истца отказаться от своего имущества в пользу страховщика.

Но этого отказа не произошло, и подтверждений также никаких нет, что владелец погибшего автомобиля письменно отказался от него в пользу страховой компании.

Поскольку страховые компании возмещают реальный ущерб, причиненный автомобилю при ДТП, то судом определено, чтобы страховая компания выплатила страховку потерпевшему, не учитывая остатки машины.

Реальный ущерб определяется согласно ст. 15 ГК РФ и рассматривается в отношении того имущества, право распоряжения над которым остается за истцом. Поэтому предыдущее решение суда, выплатить истцу страховку в размере его расходов – 13020 руб. считается неверным.

И повторным судом признается, что следует сначала узнать, согласен ли будет истец отдать свой порченый автомобиль в распоряжение страховой компании, или нет. И если он согласится, тогда спор нужно будет разрешать уже в другом порядке.

Пример 2: Определение суда Ленинградской области № 33-4590/2014 от 10.09.14 г.

Истец попал в аварию не по своей вине, подал заявление в суд на виновника ДТП о том, чтобы последний возместил причиненный ущерб. У виновника был полис ОСАГО. Страховая компания по страховому случаю оплатила истцу страховку в размере – 498 350 руб.

При страховом лимите – 500 000 рублей, к выплате подлежала разница из-за вычета стоимости услуги экспертного оценщика в размере – 1650 рублей.

Истец уже подавал в суд иск с претензией на то, что страховая выплата должна быть в виде разницы между годными остатками и рыночной стоимостью автомобиля.

С решением судебной инстанции, где судом ошибочно вдобавок еще был обозначен вычет годных остатков из стоимости ремонта для восстановления, он не был согласен.

Суд должен был присудить, чтобы стоимость годных остатков вычиталась из доаварийной стоимости машины. А не из стоимости ремонтных работ.

При втором судебном заседании суд определил, что машина подлежит утилизации, так как после аварии она практически ремонту не подлежит. Ее стоимость до аварии составляла на авторынке – 757 000 рублей.

Посчитали годные остатки, оказалось, что они составили сумму – 252 000 рублей. Примерная стоимость ремонтных услуг на тот момент была экспертом определена в сумму – 676 348 руб.

Поэтому, уже полученную истцом от страховщика сумму можно учесть при расчетах: 676 348 – 498 350 = 177 998 рублей. Именно эта сумма и присуждена решением суда к возмещению виновников ДТП.

Поддельный полис

В случае, когда обнаруживается поддельный полис, а пострадавший об этом даже не догадывался, равно как и виновник, то, конечно же, страховая компания откажется в выплате.

В этих случаях обращаются в суд за урегулированием всех вопросов. Если окажется, что фальшивый бланк, действительно, продал сотрудник страховой компании, тогда суд может обязать компанию выплатить страховку клиенту.

Но если, же полис не имеет ничего общего с этим страховщиком и его номер не числится в базе данных, тогда суд может вынести решение освободить страховщика от выплат клиенту.

При этом судья напомнит истцу, что начиная с осени 2018 года, судебные органы будут вправе рассматривать покупку фальшивого полиса как ответственность самого водителя.

Для проверки полисов автовладельцами сегодня практически все страховщики, имеющие свои официальные сайты, предоставляют онлайн-инструменты. Однако каждый случай в судебной практике всегда будет рассматриваться индивидуально.

Пример 1. Определение суда Мурманской области № 33-2639/2015 от 23.09.15 г.

Гражданин, потерпевший в ДТП, подал иск в суд на компанию РЕСО-Гарантия за то, что та отказалась выплачивать страховку из-за поддельного полиса. Гражданин являлся застрахованным лицом в этой компании.

После отказа, он решился направить заявление на страховые выплаты в компанию виновника – УралСиб. Судом определен ответчик – компания РЕСО-Гарантия, а страховщика УралСиб суд освободил от необходимости отвечать перед судом.

Представитель компании РЕСО-Гарантия указал на неверный оттиск печати компании, поставленной на полисе, и что, таким образом, компания не признает, что договор был заключен с гражданином.

Вся доказательная база свидетельствовала в пользу того, что договор с компанией заключен был. Поэтому суд принял решение удовлетворить просьбу истца и обязал страховщика РЕСО-Гарантия выплатить ему страховую премию, моральный вред, штраф и покрыть все судебные расходы.

Смотрите так же:  Льготы на медаль маршал василий чуйков

УТС – это утрата товарной стоимости автомобиля. Критерий, который может повлиять на качество статуса как объекта страхования в договоре.

Если автомобиль приобретает статус, утратившего товарную стоимость, то его могут просто не признать объектом для страхования, а значит, и страховать нечего.

В этих случаях страховые компании и вовсе могут отказать в выплатах, коль случилось ДТП с таким автомобилем.

Но как быть, если страховой договор ОСАГО еще действителен на данный автомобиль, и при заключении договора на обязательное автострахование автомобиль был оценен по низкой рыночной стоимости, а за год успел ее утратить?

Судебная инстанция, разбирая такие вопросы, может по-разному отреагировать на иск потерпевшего.

Пример 1. Определение ВС РФ по Московской области № 5-КГ14-116 от 28.10.14 г.

Истец – Петров А.А., подал жалобу в суд на виновника аварии – Смирнова Д.В. с тем, чтобы или его компания выполнила свои обязательства и выплатила причитающуюся страховку или сам ответчик возместил убытки.

Ответчик был клиентом компании РЕСО-Гарантия. Размер утраты товарной стоимости составил при обследовании экспертным оценщиком – 550 000 рублей. Досудебное разбирательство было предложено суду к рассмотрению самим истцом, поэтому к делу был привлечен также и страховщик.

В вопросе №11 Президиума ВС России за 30.05.07 г. сказано, что если к судебному разбирательству вместе с виновником аварии привлекается также и страховая компания, а потерпевший отказывается подавать иск на компанию, тогда суд имеет право отказать в рассмотрении иска, поданного потерпевшим.

Потерпевшему было предложено подать иск не на потерпевшего, а на страховую компанию. Однако тот отказался, и настаивал на том, чтобы его должником был непосредственно Смирнов Д.В.

Поэтому в виду всех этих обстоятельств все ранее принятые решения судебных инстанций было решено отменить и вновь начать рассматривать дело.

О выплатах по ОСАГО в СК Макс читайте здесь.

Регрессное право имеют все страховщики, когда им необходимо защитить свои интересы от последствий неправомерных действий их клиентов.

К примеру, если страховым экспертом выяснится, что авария была допущена намеренно, с целью получить страховые выплаты, тогда назначают регресс такому клиенту.

Или же, если водитель, являющийся застрахованным лицом, был пьян за рулем, из-за чего и произошла авария – тогда и в этом случае с него его же страховщик потребует оплатить определенную сумму.

Ущерб может быть возмещен через суд не только в порядке регресса, но также и суброгации – перехода права требования возмещения ущерба – от потерпевшего в аварии к страховой компании. Работает этот механизм следующим образом.

Пример № 1. Определение Московского судебного заседания 25.05.15 г. за № 33-9620/2015.

Судебная инстанция в г. Москве полностью удовлетворила иск страховщика ООО «Росгосстрах» в получении от виновника ДТП суброгационных сумм.

Причиной этому послужило не столько сама случившаяся авария, сколько вина самого клиента, из-за которого произошло столкновение на автодороге – виновник ДТП за рулем на момент случившейся аварии пребывал в состоянии наркотического опьянения.

При ДТП погиб человек. Произошло явное нарушение пунктов страхового договора, кроме нарушения правил езды на автодорогах.

Медицинская экспертиза показала, что употребление наркотических веществ не было составляющим лечения водителя, и что никаких рецептов от врача при нем не было. Сам же виновник аварии не оспаривал свою вину.

Суд определил виновнику погасить долг перед страховой компанией в размере – 420 000 руб., что является разницей между лимитом страховки по ОСАГО и общей суммой, которая была компанией выплачена по ущербам, родственнику (наследнику) погибших (920 000 (общая сумма) – 500 000 (лимит страховки ОСАГО) = 420 000 руб.).

Пример № 2. Решение суда о регрессе, предназначенного к выплате ОСАО «Ингосстрах»

Компания Ингосстрах подала иск в суд на гражданина, являющегося автовладельцем, за то, что последний отказывался оплатить регресс. Регрессное требование компанией было назначено по всем правилам страхования.

На момент случившейся аварии за рулем находился не владелец автомобиля и не водитель, вписанный в полис ОСАГО, а лицо, которое не имело право вести машину согласно договору страхования.

Ведь нужно было сначала вписать в договор страхования водителя, а затем, уже доверять ему вождение. Все это было прописано в договоре страхования.

Неустойка всегда назначается судом страховым компаниям, которые по каким-либо причинам не выполнили своих обязательств по закону «Об ОСАГО», и в том числе по договору страхования, заключенному с клиентом.

Неустойку компании могут оплачивать клиенту за задержку страховых выплат, за необоснованный отказ или недостаточного размера суммы, который определила компании клиенту к начислению.

Процесс судебного разбирательства бывает недолгим, а бывает, происходит в несколько этапов. Здесь может все зависеть от проворности истца или же его адвоката.

Пример № 1. Определение суда Республики Осетия № 22-КГ14-8 от 19.08.14 г.

Истец обратился первый раз в суд заявлением, где обвиняет страховую компанию Росгосстрах в неправомерном отказе в страховых выплатах, которые он, как потерпевший имеет полное право получить.

Прошло уже 15 дней с момента подачи заявления и бездействия страховщика. Решением первого судебного заседания иск был удовлетворен лишь частично. ООО «Росгосстрах» выплатила потерпевшему сумму страховки, которая полностью по объему соответствовала размеру ущерба.

Затем, компания также выплатила неустойку, единовременный штраф, госпошлину и покрыла судебные расходы клиенту. Только вот неустойку компания начислила всего лишь за 5 дней, а не за 10.

Потерпевший вновь обратился в судебную инстанцию, но уже в апелляционный суд, чтобы обратить внимание суда на неполноценную выплату неустойки страховщиком Росгосстрах.

При рассмотрении иска суд обнаружил нарушения в расчетах со стороны страховой компании, которые касаются не только сроков – количества дней, за которые должна быть перечислена неустойка в размере 1% из суммы страховки в целом, но также касаются и ошибки в начислениях.

Страховщик брал процент неустойки с рыночной стоимости автомобиля, а не со страховой суммы. Ответная документация с аргументами Росгосстраха подлежит рассмотрению, поэтому все предыдущие решения были отменены и назначено новое рассмотрение дела.

Цессионный договор дает возможность уступить право требования со страховщика полагающихся компенсационных выплат.

В тех случаях, когда по каким-то причинам у потерпевшей стороны нет возможности участвовать в суде и ожидать окончательного решения, он может свое право требования продать третьему лицу.

Разумеется, на ту сумму, которая причиталась бы ему по договору страхования в качестве компенсационной выплаты по страховому случаю.

Как правило, третьими лицами выступают юридические компании, которые могут самостоятельно оценить размер страховки, предложить свой вариант потерпевшему в ДТП и при обоюдном согласии заключить даже договор купли-продажи.

Однако не всегда такие договора могут признаваться некоторыми судами действительными, ведь здесь требуется большой юридический опыт, чтобы окончательно разобраться.

Пример № 1. Определение суда

Cуд удовлетворил кассационную жалобу ООО «ДТП Помощь. МСК. УК» о непризнании договора цессии, заключенного ранее с потерпевшим в аварии гражданином Грачевым С.А.

Ранее иск подавал Российский Союз автостраховщиков, который просил суд признать договор переуступки недействительным.

Теперь же при тщательном рассмотрении суд определил, что договор является действительным и страховая компания, где страховал свою автогражданскую ответственность Грачев С.А., должна теперь выплатить все причитающиеся ранее Грачеву С.А., выплаты настоящему владельцу права требования – юридическому лицу «ДТП Помощь. МСК. УК».

Утраченный заработок

Утраченная прибыль работодателям не возмещается, которые они могли бы получить, если бы их сотрудник не попал бы в аварию. А вот заработок самого работника, который ехал на свое рабочее место, но не доехал и получил увечья или еще какие-либо телесные повреждения в аварии. В связи, с чем ему пришлось госпитализироваться на какое-то время.

Вот именно такие случаи судебная практика по ДТП по ОСАГО может рассматривать положительно в пользу потерпевшего.

Но это зачастую происходит в отношении не всех подряд граждан, а тех, кто работает непосредственно водителем, перевозчиком или, же его деятельность связана с регулярными маршрутами – например, курьер или товарный представитель и т.д.

Пример № 1. Определение Районной Кировской Судебной коллегии № 49-В12-5 от 16.03.12 г.

Случай потерпевшего в аварии гражданина, который вынужден был лечиться от причиненных ему повреждений здоровья в ДТП в больнице какое-то время, показывает судебное решение, вынесенное в его пользу.

Истец свое заявление в суд подавал не на виновника аварии, а на страховую компанию, мотивируя условиями страхового договора, по которым можно получить возмещение не только причиненного ущерба имуществу, но также и здоровью, а также возмещение утраченного заработка в период нетрудоспособности.

Помимо того, что компания в досудебном урегулировании требований потерпевшей стороны не приняла во внимание, она также пыталась всячески оправдать свой отказ в выплате компенсации именно по нетрудоспособным дням пострадавшего.

Однако суд, приняв во внимание договор ОСАГО, а также все расходы, которые пришлись на лечение и пребывание пострадавшего в медицинском учреждении, определили страховой компании выплатить страховку в размере 500 000 рублей, а также компенсацию за 27 нетрудоспособных дней пострадавшего в объеме – 35 534 рубля.

Это составляет его заработок, который бы он получил за дни, проведенные на лечении. В этот период не входили реабилитационные процедуры, которые пострадавший уже проходил в вечерний период времени после работы.

Срок исковой давности

Некоторые страховщики определяют срок исковой давности по договору страхования ОСАГО с момента окончания его действия, отсчитывая 3 года, а некоторые – с момента наступления страхового случая.

Правильнее всего, по мнению законопрактиков – это отсчитывать срок давности с той даты, когда поступило заявление от потерпевшего на выплату страховой компенсации по наступившему страховому случаю.

Также в основном работают и суды, по этому, же принципу определения устаревших сроков. Однако споры и судебные разбирательства могут быть не только между страховой компанией и их застрахованными гражданами, но также и между самими участниками ДТП.

Пример № 1. Определение суда Москвы № 4г/1-2354 от 12.03.11 г.

Иск был подан потерпевшим с тем, чтобы взять возмещение ущерба с виновника аварии в дополнение к страховке, которую компания уже выплатила.

Рассмотрев все обстоятельства дела, суд постановил, что виновник аварии не является лицом, на которого могла бы быть возложена обязанность возмещать ущерб своими денежными средствами, который он причинил пострадавшему в ДТП.

Для этого есть страховой договор, по которому весь ущерб, согласно оценке экспертов, был погашен страховой компанией в полном объеме.

Кроме этого, с момента страховых выплат и до момента подачи иска на потерпевшего прошло уже 3 года и 2 месяца. В связи с устаревшим делом, суд имел полное право отказать потерпевшему в рассмотрении искового заявления.

Взыскание ущерба сверх ОСАГО

Если после ДТП экспертный оценщик выявил сумму ущерба, превышающую лимит (400 тыс. руб.), установленный по закону «Об ОСАГО», тогда говорят об ущербе сверх ОСАГО.

Вот для этого некоторые водители еще подстраховываются и заключаются дополнительный страховой договор – КАСКО, который смог бы покрыть остаток ущерба, если полиса ОСАГО не хватает для этих целей. Но что, же делать, если дополнительного полиса у виновника аварии не было?

В таких случаях не всегда понятно, кто должен оплатить остаток ущерба потерпевшему. Вот почему подобные трения должны решаться исключительно путем судебного вмешательства.

Пример № 1. Решение суда по Ленинградской области в отношении взыскания части ущерба с виновника ДТП

После того, как потерпевший в ДТП получил страховку от компании в полном объеме (398 322 рубля за вычетом оформительских расходов в сумме – 1678 рублей), он решил подать иск также и на виновника, чтобы последний произвел доплату ущерба в размере – 95343 рубля, которых не хватало на ремонт поврежденного автомобиля.

В виду того, что у виновника на руках не было больше никаких дополнительных страховок, суд назначил ему оплату этой суммы потерпевшему посредством ежемесячных вычетов из заработной платы.

Для этого судом был определен график, а к работодателю виновника аварии было направлено соответствующее разъяснение.

Обоюдная вина в ДТП

Не всегда ситуации в жизни могут складываться так однобоко, чтобы виновником аварии всегда должен быть засчитан только один участник. Иногда так получается, что административные правонарушения произвели обе стороны ДТП.

Поэтому не всегда страховые компании могут правильно сориентироваться, чтобы назначить страховку пострадавшим, которые сами же являлись виновниками. Из-за этого частенько приходиться обращаться за урегулированием ситуации в суд.

Пример № 1. Решение Ленинградского областного суда в отношении определения страхового возмещения в ДТП с обоими виновниками

После подачи одного из виновников аварии на страховую компанию потому, что она отказалась выплачивать страховку, суд определил, что оба участника ДТП нарушали правила автодорожного движения.

В результате оба стали виновниками столкновения на дорожном полотне. В этом случае суд присудил к выплате обоими страховщиками 50% страховки, который исчисляется от размеров ущербов с учетом лимита (400 000 рублей по ущербу ОСАГО).

Степень виновности суд определяет на основании документов от сотрудников ГИБДД, которые обстоятельно показывают все детали случая (протоколы, справки и т.д.).

Бывают случаи, когда при изначальном обвинении обоюдной виновности, судебная инстанция может не признать этот факт и определить степень виновности одного из участников большей, а второго – невиновным.

В любом случае, какие бы споры не возникали бы среди страховщиков и их клиентов, всегда судебное решение будет являться последним словом.

Но даже при несогласии с решением суда, закон не запрещает обжаловать его, подавать апелляционные иски или направлять в суд кассационные жалобы.

Какой максимальный класс по ОСАГО, смотрите на странице.

Узнать о КАСКО на полгода можно по ссылке.

Видео: Страховое возмещение по ОСАГО