Содержание статьи:

Судебно психологическая экспертиза шпаргалка

52. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

При рассмотрении данного раздела необходимо учитывать бурное развитие организма подростка (юноши и девушки) от 12 до 18 лет. Перестройка охватывает в целом все органы и системы и приводит их к психическому и половому созреванию, изменению физиологических и биохимических процессов и нередко к пубертатному кризу. Последний хотя имеет решающее значение в становлении характера, поведении и действиях несовершеннолетних, в то же время может способствовать превращению отдельных психических отклонений в стойкие патологические черты личности, обусловливающие антиобщественное поведение. Нарушения же темпа полового созревания могут у них стать источником патологического формирования психики со всеми вытекающими из этого социальными последствиями.

Следует указать на такую особенность, как резкая динамичность психопатологического состояния подростков с еще формирующейся психопатией. Поэтому так довольно часты неидентичные экспертные заключения психиатров на состояние здоровья психически больных подростков. Необходимо также признать и то, что судебно-психиатрическая экспертиза частных форм психических заболеваний у подростков представляет значительные трудности. Подростки значительно чаще, чем взрослые, подвергаются комплексным судебным психолого-психиатрическим экспертизам, так как именно психологи дают наиболее объективные данные об уровне умственного развития подростка, особенностях и структуре познавательных процессов, эмоционально-мотивационной сфере, волевой устойчивости, умственной работоспособности и т.п. Также следует указать и на то, что вопрос об использовании психологических исследований в качестве параклинического метода в процессе судебно-психиатрической экспертизы решает не суд и следственные органы, а судебно-психиатрический эксперт.

Рассматривая судебно-психиатрическую экспертизу, необходимо специально выделить положение о том, что при данных экспертизах из-за сложности оценки их результатов судебно-психиатрическими экспертами допускается определенный субъективизм. На это влияют установки и взгляды различных психиатрических школ, неодинаковые знания и личный опыт. Именно поэтому в судебной психиатрии принято коллегиальное экспертное исследование подэкспертных для достижения более объективного и правильного заключения. Этим достигается большая авторитетность и доказательность судебно-психиатрических экспертных заключений.

Законодатель в ст. 195 УПК РФ определил порядок назначения экспертиз. В то же время практика говорит о некоторых трудностях у юридических работников при вынесении постановления (определения) о производстве судебно-психиатрической экспертизы и постановке конкретных вопросов, на которые судебно-психиатрическим экспертам необходимо дать ответы.

30. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

Как подчеркивалось выше, судебно-психологическая экспер­тиза есть профессиональное психологическое исследование по­дозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и иных участников процесса, направленное на получение достоверных данных, имеющих правовое значение для правильного разреше­ния дела.

Следователь должен распознавать поводы и правильно фор­мулировать вопросы для экспертного разрешения, для чего ему необходимо знать предмет, возможности и компетенцию дан­ного вида экспертизы. СПЭ исследует существенные для уго­ловного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

В следственной практике и в юридической литературе имеет место необоснованное расширение возможностей СПЭ. Между тем возможности СПЭ ограничены современным уровнем раз­вития психологии, ее диагностических методов и процессуаль­ными требованиями.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, — они определены законом (ст. ст. 81, 82, 184 УПК РСФСР). В своей познавательной деятель­ности эксперт самостоятелен и независим (ст. 80 УПК РСФСР).

В уголовном процессе роль психолога очень велика, и не только при необходимости проведения экспертизы. Лицо, обла­дающее знаниями и навыками по указанному предмету, может быть привлечено к участию в процессе и в качестве специалиста для содействия следователю и суду в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также для оказания иной помощи.

По сравнению с гражданским судопроизводством психологи­ческая сторона в уголовном процессе проявляется очень ярко. Это дела, связанные с привлечением к уголовной ответственно­сти, решением вопросов о виновности обвиняемого. Однако без установления определенных обстоятельств психологической природы суду бывает крайне сложно, а порой и невозможно вы­полнить задачу по отправлению правосудия.

Психологи нередко используются участниками процесса для оказания справочно-консультативной помощи. Такая деятель­ность обычно оформляется справкой, которая в последующем может быть приобщена к делу. Разновидностью оказания помо­щи следствию может стать и такой вид деятельности, как со­ставление «психологического портрета разыскиваемого преступ­ника» по данным психологического анализа собранных материа­лов уголовного дела.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сде­лать вывод. Предметом судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие оп­ределенные правовые последствия.

В зависимости от характера вопросов и юридического значе­ния экспертных заключений в уголовном процессе можно выде­лить следующие виды судебно-психологических экспертиз.

1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведе­ние во время совершения инкриминируемых ему деяний. Данный вид экспертизы проводится в целях выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности лиц, которые впоследствии могут быть использованы судом для индивидуали­зации уголовной ответственности и наказания.

2. Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения вменяемых ему действий. Данный вид экспертизы предусматривает определение состояния аффекта, т. е. Сильного душевного волнения в моменг совершения преступления, что имеет значение для квалификации ст. 107 УК РФ (убийство, со­вершенное в состоянии аффекта), ст. 113УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью).

3. Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связан­ным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Неполная мера осознания и регулирование своих противоправных действий несовершеннолетним с отста­ванием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, служат основанием для его освобождения от уго­ловной ответственности.

4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего пра­вильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

5. Экспертиза способности потерпевшей (потерпевшего) по де­лу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление виновному. Имеет значение для судебной квалификации изнасилования или насильственных действий сексуального характера с использова­нием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего) (ч.1 ст. 131, ч.1 ст. 132 УК РФ). Беспомощным признается со­стояние, при котором потерпевшая (потерпевший) в силу физи­ческого или психического состояния не могла (не мог) понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление.

6. Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Юридическим основанием данного вида экспер­тизы могут выступать две статьи УК РФ. Во-первых, это квали­фикация ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), во-вторых, определение тяжких последствий, в число которых входит и са­моубийство потерпевшей (потерпевшего), последовавшее в ре­зультате изнасилования, как обстоятельство, отягчающее ответ­ственность.

Данная классификация имеет важный практический смысл и направлена в первую очередь на определение групп вопросов, которые необходимо ставить перед экспертом при производстве экспертизы. В связи с этим приводим основные вопросы, предлагаемые для постановки на разрешение экс­перта при производстве судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.

В теории судебной экспертизы выделяются три группы во­просов, которые могут быть поставлены эксперту при производ­стве экспертизы:

1) вопросы, связанные с психическими свойствами и особенно­стями личности;

2) вопросы, относящиеся к воздействию на психику различных условий и к связанным с ним состояниям человека в момент рас­следуемого события;

3) вопросы, связанные с особенностями протекания психиче­ских процессов у данной личности.

Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы

Справочное пособие. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000 — с. 160

Настоящая работа посвящена новым направлениям судебно-психологической экспертизы, проведение которой является важным условием повышения качества расследования и судебного разбирательства по значительному числу уголовных дел.
Уголовный Кодекс Российской Федерации (1996 г.) расширил использование психологических понятий и категорий (в том числе непривычных для правоприменительной практики), в связи с чем при расследовании возникла необходимость устанавливать новые психологические по содержанию и значимые для уголовно-правового регулирования обстоятельства. Работу отличает новизна, переосмысление многих разработанных в предшествующие годы подходов к компетенции, задачам и возможностям судебно-психологической экспертизы.
Для работников правоохранительных органов — прокуроров, судей, следователей, адвокатов, а также — студентов, аспирантов, преподавателей права и психологии.

Смотрите так же:  Саратов коллегия адвокатов список

Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта

Методическое пособие. — М. 1983. — 71 с.

В пособии дается анализ следственной, судебной и экспертной практики, исследуются правовые и психологические вопросы судебно-психологической экспертизы. Особое внимание уделено методам судебно-психологической экспертизы аффекта
Пособие рассчитано на практических работн.

Контрольная работа — Судебно-психологическая экспертиза

Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта

Лекции по дисциплине Судебно-бухгалтерская экспертиза

Контрольная работа — Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Судебно-психиатрическая экспертиза норкамании, алкоголизма, токсикомании

Грицаенко П.П., Вишневский Г.А. Судебно-медицинская экспертиза: Учебное пособие

Уральская государственная юридическая академия, 2008. — 164 стр.

Рассматриваются наиболее часто встречающиеся на практике во-просы судебно-медицинской экспертизы, даются рекомендации сле-дователям при назначении судебно-медицинских экспертиз, раскры-вается порядок выявления, изъятия и направления на судебно-медицинскую .

Березовский В.А. Судебно-бухгалтерская экспертиза: Практикум

Минск : БГЭУ, 2009. — 63 с.
ISBN 978-985-484-624-8.

Предназначен для проведения аудиторных занятий и выполнения самостоятельной работы по курсу «Судебно-бухгалтерская экспертиза».
Для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», специализаций «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в торговле и обще.

Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы

М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2000. — 333 с.

Рассматриваются формы использования специальных психологических знаний, виды судебно-психологических экспертиз (СПЭ) по месту и условиям проведения, по процессуальному положению подэкспертных, освещаются методология и частные методики проведения СПЭ, различные аспекты организ.

Судебно психологическая экспертиза шпаргалка

Лекция. Ташкент, 2010.

1. Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы

2. Порядок назначения и производства СПЭ

3. Судебно — психологическая экспертиза физиологического аффекта

Л И Т Е Р А Т У Р А :

Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 2001.

Енгалычев В.Ф., С.С. Шипшин. Судебно-психологическая экспертиза.Калуга, 1996.

Коченов М.И. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М.,1980.

Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1999.

Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков, 1978.

Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы. М., 2000.

Прикладная юридическая психология./Под ред. А.М.Столяренко. М.,2001.

Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998.

Ситковская О.Д. Аффект: Криминально-психологическое исследование. М., 2001.

Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. Свердловск,1986.

Судебно-психологическая экспертиза проводится на основании постановления органов суда и следствия. На разрешение экспертизы выносятся возникающие в судопроизводстве вопросы оценки различных свойств личности, особенностей психического состояния, тех или иных индивидуально-психологических характеристик участников судебного процесса (подсудимого, потерпевшего, свидетеля). Квалифицированные и объективные заключения экспертизы призваны способствовать повышению научной обоснованности, индивидуализации и эффективности судебных санкций.

Судебно-психологическая экспертиза может проводиться как на этапе предварительного следствия, так и в ходе судебного процесса. В необходимых случаях могут проводиться стационарная, заочная (по материалам дела), а также посмертная экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных перед экспертизой вопросов. В настоящее время на разрешение экспертизы наиболее часто ставятся вопросы о наличии или отсутствии у подэкспертного в период совершения инкриминируемых ему деяний физиологического аффекта, о степени осознания значения своих действий несовершеннолетними правонарушителями, о наличии задержки умственного развития и др.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний потерпевших, обвиняемых, подсудимых, свидетелей и т.д. (это входит в компетенцию следствия и суда), а выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

В соответствии с УПК экспертиза назначается в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике и т.д.

Предметом психологического исследования могут быть любые психологические особенности психически здоровых людей. Поводом для назначения судебно — психологической экспертизы служит ряд обстоятельств.

Основания для назначения СПЭ:

1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля.

2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями.

3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления.

4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением лица в период проведения следственного действия.

5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием «человек — машина».

6. Обстоятельства, способствующие или предрасполагавшие к совершению самоубийства.

1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля. К ним относятся отклонения в умственном развитии, не связанные с душевными заболеваниями (олигофрения ), и аномалии характера. Отставание в развитии интеллекта, обуславливает своеобразное восприятие и понимание отношений, в которых приходится действовать человеку. Умственно отсталый человек внешне мало чем отличается от нормальных; только пассивностью, нелюбознательностью и чрезмерной внушаемостью (зависимостью) Устойчивые аномалии характера, ( их, как правило, обозначают термином психопатизация или акцентуация характера ), вносят в поведение несогласованность эмоционально-волевых проявлений. Такие люди бывают излишне подвержены влиянию чувств. Переживания, связанные с обидой, раздражением, угнетением, гневом, протекают у них слишком интенсивно, бурно. У таких людей не развита воля, они трудны в общении. Вероятность эксцессов в конфликте выше, чем в норме.

2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями. В данном случае речь идет, как правило, о стариках и детях. Участие психолога необходимо, чтобы установить, мог ли ребенок правильно воспринимать и правдиво отражать события, которые по уровню его развития и особенностям воспитания не могут быть ему знакомы. ( различные обманы, введение в заблуждение и т.д.). Поводом для назначения СПЭ должен быть не сам возраст, а наличие сомнений в достоверности показаний в силу возрастных психологических особенностей.

3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления. (Возможность появления аффекта, эмоционального всплеска и т.д.) Если есть основания предполагать, что душевное волнение действительно сузило сознание, стало причиной малоконтролируемых, импульсивных действий — назначение СПЭ необходимо.

4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением в период следствия и дознания. Отношение к содеянному, взаимодействие со следователем, манера поведения в период расследования нередко бывают осложнены противоречивыми поступками и побуждениями (явка с повинной — отказ; доверчивость — агрессия). В большинстве случаев такое поведение продиктовано внешними обстоятельствами (влияние соседей по ИВС, получение дополнительных сведений, страх наказания). Установить без специалиста истинную причину неадекватного поведения не всегда представляется возможным. Особенно это необходимо, когда показания лежат в основе обвинения.

5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием системы «человек — машина». Нередко возникает необходимость проведения СПЭ в связи с состоянием лица управлявшего транспортным средством или являющимся оператором какой-либо сложной технической системы.

6. Обстоятельства, способствовавшие или предрасполагавшие к совершению самоубийства. Выявление обстоятельств и причин, побудивших человека к совершению такого поступка. В процессе проведения выясняется роль в этом родственников, друзей, сослуживцев, начальства и т.д., а также характер отношений, имевший место между ними.

Основные следственные ситуации, в разрешении которых применяется СПЭ.

1. Определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях.

2. Определение способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступника.

3. Определение способности человека верно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания.

4. Определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления.

5. Установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

6. Установление обстоятельств, связанных с управлением техникой.

1. Определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях. Нести уголовную ответственность может лишь лицо, достигшее установленного законом возраста. Однако, встречаются лица с ускоренным или замедленным физическим и психическим развитием. СПЭ определяет соответствие возраста психического развития хронологическому. Поводом для назначения СПЭ служат обстоятельства, свидетельствующие, что несовершеннолетний недопонимает ситуацию расследования.

2. Определение способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступников. СПЭ может иметь важное значение по делам о половых преступлениях, т.к. экспертиза помогает следователю дать правильную оценку факта вступления в половое сношение: совершено изнасилование или имело место добровольное согласие потерпевшей. Определяется, имело ли место при этом использование беспомощного состояния потерпевшей, наличие физических недостатков, малолетний возраст, душевные расстройства и т.д. Непонимание потерпевшей характера совершаемых действий может зависеть: — от сложности структуры и динамики сложившейся ситуации; — от эмоционального состояния в момент преступного события; — от возрастных особенностей потерпевшей; — от специфического жизненного опыта потерпевшей; — от особенностей характера пострадавшей (возможен виктимный фактор); — от уровня интеллектуального развития.

Смотрите так же:  Льготы пенсионерам мвд в 2019 году

3. Определение способности человека верно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания. В процессе расследования преступлений следователь устраняет возникшее противоречие путем производства различных процессуальных действий. Но иногда определить субъективные особенности восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения информации участниками уголовного процесса очень трудно. Особенно это важно, когда потерпевшие с психическими отклонениями. Важно помнить, что СПЭ здесь помогает следователю определить индивидуальные особенности допрашиваемых, но отнюдь не является экспертизой достоверности показаний. Этот вопрос должен решать следователь, учитывая заключение СПЭ.

4. Определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления. Рассмотрению этого момента у нас будет посвящен отдельный вопрос. Однако следует отметить, что возникновение аффекта существенно затруднят контроль за действиями со стороны личности. Поэтому в ряде случаев появляется необходимость убедиться в возможности возникновения аффективного состояния у данного лица.

5. Установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. Самоубийство — чрезвычайный, исключительный акт человеческого поведения, свидетельствующий о том, что психогенные факторы оказались сильнее инстинкта самосохранения, инстинкта жизни. Задача СПЭ — выяснить, наблюдались ли у потерпевшего особенности, свидетельствующие о склонности к самоубийству, а если да, то не были ли они результатом психических отклонений.( Проводится путем психологического анализа документов, посмертных писем и т.д.). Необходим также тщательный психологический анализ обстоятельств подтолкнувших человека к самоубийству.

6. Установление обстоятельств, связанных с управлением техникой. Основное внимание здесь должно быть уделено наличию или отсутствию стресса, растерянности, заторможенности, потере ориентации и т.д.

7. Иногда объектом СПЭ являются зафиксированные на пленку показания участника уголовного процесса. Поводом для производства СПЭ является заявление обвиняемого, что показания даны под психологическим давлением со стороны следователя.

2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Направляя подследственного на СПЭ, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а также достоверность сделанного заключения. Для этого ему необходимо ориентироваться в методах и формах работы психолога.

При назначении СПЭ следователь должен исходить из предпочтительности основной профессиональной специализации психолога, привлекаемого к производству экспертизы. Практика СПЭ показывает, что психологу, незнакомому с особенностями криминального поведения человека, бывает трудно ориентироваться в чувствах и мотивах лежащих в основе преступного поведения. Наиболее широкий круг вопросов в состоянии решать специалисты, профессионально занимающиеся юридической психологией. Следователь, направляя подследственного на СПЭ, со своей стороны должен подробно осветить историю развития личности.

При назначении СПЭ должны обязательно соблюдаться следующие условия:

1. Правильное решение вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний психолога в каждом конкретном случае.

2. Установление необходимости применения специальных знаний психолога именно в форме экспертизы.

3. Обязательность исключения правовых вопросов, требующих сугубо правовых оценок (например, наличие в действиях умысла, мерах наказания с учетом особенностей личности и т.д.)

4. Постановка вопросов, соответствующих уровню научной компетенции экспертов, кругу правомочий, теоретических знаний и опыту производства СПЭ.

Виды судебно-психологической экспертизы:

1. Установление индивидуально-психологических особенностей личности.

2. Экспертиза эмоциональных состояний.

3. Экспертиза несовершеннолетних.

4. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

5. СПЭ самоубийства.

6. СПЭ по делам об изнасиловании.

7. СПЭ психологических причин аварий, катастроф, ДТП, и т.д.

Для того, что бы СПЭ была проведена грамотно и дала необходимый результат, следует ознакомиться с примерной постановкой вопросов, которые формулирует следователь при назначении СПЭ того или иного вида.

1. Установление индивидуальных особенностей личности.

Имеет ли подэкспертный индивидуально-психологические особенности в виде. ( указать какие именно особенности интересуют)?.

Могли ли они оказать существенное влияние на поведение ( указать какое именно) в такой-то ситуации ( указать конкретно аспект ситуации)?

2. Экспертиза эмоциональных состояний.

Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, которое могло повлиять на его поведение?

Как оно отразилось на способности лица в указанный период времени осознавать свое поведение и руководить им?

3. СПЭ несовершеннолетних.

Не характеризуется ли несовершеннолетний отставанием в психическом развитии, не связанным с патологией психики?

Как такое обстоятельство сказалось на способности в полной мере осознавать свои действия и руководить ими?

4. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Мог ли субъект с учетом индивидуальных особенностей ( в том числе и зрения ) и в конкретных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства ( указать какие )?

Мог ли субъект при наличии установленных у него личностных особенностей, психических состояний, процессов восприятия и т.п. правильно воспроизводить такие-то обстоятельства (указать какие) и давать о них правильные показания?

5. СПЭ самоубийства.

Находилось ли такое-то лицо в период предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?

Если да, то в чем конкретно это состояние выражалось и каковы его возможные причины?

6. СПЭ по делам об изнасиловании.

Могла ли потерпевшая по уровню своего интеллектуального развития, а также особенностям психического состояния в момент происшествия правильно понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной обстановки, ситуации (указать каких)?

Сведения об объекте СПЭ — обвиняемом, свидетеле, потерпевшем — могут быть получены двояким путем: непосредственно при экспертном исследовании; посредством исследования материалов уголовного дела, содержащих информацию о психическом состоянии и поведении подэкспертной, о ее личности, характере и т.д.

Юридическим основанием производства СПЭ является постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы. В постановлении указывается учреждение, которому поручено ее производство. Если несколько подобных учреждений, указывается ведущее.

Непосредственно к производству СПЭ эксперты приступают сразу после получения постановления. С этого момента они несут полную ответственность за своевременное и качественное ее производство, в том числе и уголовное.

Выделяются следующие этапы производства СПЭ:

В Подготовительный период эксперты знакомятся с материалами дела, обсуждают вопросы, уточняют их суть. Этот этап завершается принятием общей программы исследования. Исследовательский период характеризуется квалификацией психического состояния. В Заключительный период входит анализ полученных результатов исследования, их интерпретация и выводы.

Закон устанавливает письменную форму заключения, но не устанавливает его структуру. Поэтому заключение пишется в произвольной форме. В водной части — указываются данные о виде экспертизы, месте и времени ее проведения, составе экспертной комиссии, юридические основания производства СПЭ. Указываются вопросы поставленные на разрешение экспертов. Исследовательская часть — должна быть описана предельно ясно, последовательно, содержать минимум специальных терминов. Выводы — наиболее важный в доказательственном отношении раздел. Выводы даются в форме ответов по существу на вопросы следователя или в виде обоснованного заключения о невозможности разрешения этих вопросов. Выводы должны быть изложены четко, исключать возможность разночтения.

3. СУДЕБНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО АФФЕКТА.

Состояние сильного волнения или аффект, согласно УК может служить смягчающим вину обстоятельством.

Следует различать патологический аффект и физиологический аффект. Патологический аффект — острое кратковременное психическое расстройство, возникающее внезапно и характеризующееся рядом особенностей протекания, к которым относят:

1. Глубокое помрачнение сознания;

2. Бурное двигательное возбуждение с автоматическими действиями;

3. Полная или почти полная последующая амнезия совершенных действий.

Патологический аффект — болезненное состояние и должно рассматриваться психиатром. Физиологический аффект — рассматривается в психологии как временное психическое изменение, не носящее болезненного характера. Причины возникновения физиологического аффекта могут быть следующие:

— факторы угрожающие жизни человека, связанные с его биологическими инстинктами и потребностями;

— поступки или высказывания окружающих, социальные оценки, глубоко затрагивающие самооценку человека, травмирующие его личность.

В психологии особо отмечается тот факт, что аффект возникает при уже сложившейся ситуации и служит определенным завершением ее, своеобразным выходом из ситуации, разрядкой. Этот момент следует подчеркнуть как имеющий первостепенное значение при диагностике физиологического аффекта.

Условия возникновения физиологического аффекта:

1.Наличие конфликтной ситуации. Афектогенная ситуация характеризуется тем, что человек, находясь в ней, должен обязательно действовать, но адекватных способов действия не находит. Это противоречие и вызывает физиологический аффект.

2. Психологические особенности личности и состояния субъекта попавшего в конфликтную ситуацию. Сюда относятся:

Смотрите так же:  Россия и сша спор

— определенный комплекс врожденных свойств НС. (тип ВНД);

— специфическая структура личности ( высокая самооценка )

— возрастные особенности ( дети и старики );

— временные функциональные состояния, нарушающие устойчивость человека к аффектогенной ситуации (усталость, бессонница и т.п.).

На первоначальном этапе появления конфликта ситуация может и не вызвать физиологический аффект, но поведение сторон ведет к накоплению, аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в аффективном взрыве. При физиологическом аффекте человек как правило помнит лишь отдельные эпизоды о тех действиях, которые были им совершены в этом состоянии. В психологической и судебной практике известно, что действия, совершаемые человеком в состоянии аффекта, зачастую отличаются большой несуразностью, нелогичностью, неадекватностью.

Физиологический аффект характеризуется тем, что:

1. В состоянии аффекта снижается возможность осознания совершаемых действий;

2. Снижается, а иногда и полностью становится невозможным способность контролировать свои действия, руководить ими.

Центральным методическим приемом при производстве СПЭ следует признать ретроспективный анализ противоправного деяния по материалам уголовного дела:

1. Анализ ситуации, приведшей к возникновению аффективного поведения (основное внимание здесь должно быть обращено на выявление конфликтного характера ситуации, выходом из которого явилось состояние);

2. Анализ особенностей личности виновного до совершения им преступления;

3. Анализ психофизического состояния субъекта накануне и в момент совершения преступления (наличие соматических и нервных заболеваний, усталости, бессонницы и т.п.)

4. Анализ деятельности субъекта в момент совершения правонарушения (последовательность действий, их адекватность и др.)

5. Выявление особенностей поведения человека после совершения преступления

6. Выявление последующего отношения человека к действиям совершенным в состоянии аффекта.

Лекция составлена начальником ЛМиИТ Академии МВД Узбекистана подполковником милиции Асямовым С.В.

Судебно-психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях получения заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; это специальное процессуальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом (психологом) по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме. Значение СПЭ состоит в том, что она нередко выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств дела и позволяет использовать в процессе расследования и судебного разбирательства весь арсенал современных научно-психологических средств.

Впервые идея использования данных научной психологии в судебной деятельности появилась на рубеже XIX—XX веков, почти одновременно с превращением психологии в самостоятельную область знаний. Первые экспертизы имели не только практический, но и научно-исследовательский характер. А.Е. Брусиловский в 1929 писал, что выводы прикладной психологии могут быть полезны в судебной деятельности при исследовании психологических возможностей человека, например, в управлении техникой (дела о железнодорожных крушениях), достоверности показаний свидетелей, особенно, юных, а также изучении личности и сознания обвиняемого в уголовном суде.

Юридические запросы способствовали развитию психологии, возросшие возможности психологии позволяли, в свою очередь, ставить перед нею все более сложные задачи. Например, влияние на человека его страстей и аффектов привлекло к себе внимание вначале в русле судебной психопатологии (Я.А. Боткин, В.Ф. Чиж и др.), а затем было доказано существование нормального и патологического аффектов и их специфика у психически здоровых людей и при психопатологии (В.М. Бехтерев, В.В. Гульдан, Т.П. Печерникова, В.В. Остришко, Я.М. Калашник, М.М. Коченов, И.А. Кудрявцев, О.Д. Ситковская и др.).

Правовую основу производства СПЭ, равно как и других видов судебной экспертизы, составляют Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 мая 2001 года.

К компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и имеющие юридическую значимость. Своевременное и обоснованное применение в ходе следствия специальных психологических познаний существенно расширяет возможности установления многих фактов, необходимых для справедливого и правильного разрешения дел, обеспечивает полноту исследования обстоятельств, помогает избежать объективного вменения. В настоящее время продолжает расширяться круг вопросов, выносимых на разрешение экспертов-психологов, продолжает расти количество экспертных исследований по уголовным и гражданским делам.

Основная цель СПЭ — оказание помощи суду и органам предварительного следствия в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам или в гражданских спорах. Ведущим направлением экспертной работы является производство судебно-психологической экспертизы по уголовным и гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях.

Предметом СПЭ являются имеющие значение для правосудия фактические данные (или установление фактических данных) о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования. Виды судебно-психологической экспертизы отличаются специфичностью предмета исследования.

Основным объектом СПЭ является психическая деятельность субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, пр.), т. е. психическая деятельность лица в юридически значимых ситуациях. Другими объектами исследования СПЭ могут быть материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека, например:
• вещественные доказательства;
• документы как особый вид доказательств;
• протоколы допросов и следственных действий;
• заключения судебных экспертиз;
• справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.;
• продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки, пр.) и т.д.;
• фото- и видеодокументы.

Специфику исследования в отношении физических лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании экспертного исследования методами психологии.

Заключение эксперта-психолога является одним из предусмотренных законодательством источников доказательства. Оно представляет собой письменное сообщение эксперта о ходе и результатах проведенного им исследования и о выводах по поставленным перед ним вопросам.

Задачи судебно-психологической экспертизы:
1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
3. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности их руководить своими действиями.
4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поступки.
5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать действительность, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение.
6. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации и на транспорте и т.п.).
7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.
8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера, способных влиять на содержание и направленность действий в определенной ситуации, в частности способствовать совершению противоправных действий.

В современной практике проводятся следующие основные виды экспертиз:
• экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний;
• экспертиза индивидуально-психологических особенностей;
• экспертиза способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими;
• экспертиза способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
• экспертиза способности понимать характер и значение сексуального насилия и оказывать сопротивление действиям обвиняемого;
• экспертиза психического состояния жертвы суицида.

Относительно новыми направлениям СПЭ являются:
• экспертиза порока воли (по гражданским делам — ст.ст.
177-179 ГК РФ);
• экспертиза морального вреда;
• экспертиза детско-родительских отношений (по делам о месте проживания ребенка, участии в воспитании, целесообразности усыновления и прочим);
• экспертиза иерархии преступной группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов;
• экспертиза соответствия психофизиологических особенностей субъекта требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (в т.ч. по делам об авариях на транспорте и производстве);
• экспертиза психологических мотивов противоправных действий;
• экспертиза достоверности показаний;
• экспертиза психологического воздействия и психического насилия;
• экспертиза социального взаимодействия.

В современную практику входят также новые направления комплексных исследований:
• психолого-лингвистическая экспертиза устной и письменной речи;
• психолого-лингвистическая экспертиза текста;
• психолого-искусствоведческая экспертиза фото- и видеопродукции.