ЦБ РФ обновит редакцию дополнительных требований к комитету пользователей услуг центрального депозитария

Документ после вступления в силу заменит приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 марта 2012 года №12-13/пз-н «Об утверждении Дополнительных требований к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария и требований к Положению о комитете пользователей услуг центрального депозитария».

Предложения и замечания к проекту указания, опубликованному на сайте регулятора, принимаются по 29 августа.

Новая редакция требований, в частности, предлагает увеличить минимальный количественный состав комитета пользователей с 21 до 25 человек.

В проекте увеличивается и минимальный срок приема предложений от пользователей услугами депозитария о выдвижении их представителей в комитет с 10 до 20 рабочих дней от даты размещения информации о начале процедуры формирования нового состава комитета. В новой редакции документа предлагается закрепить требования к лицам, которые входят в состав комитета: они должны иметь высшее профессиональное образование и обладать знаниями, навыками и опытом работы, необходимыми для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции комитета.

В нем также содержатся новые положения, направленные на гарантии прав и законных интересов всех категорий пользователей услуг центрального депозитария (ЦД). В состав комитета должны входить представители различных категорий пользователей услуг центрального депозитария, категоризация которых осуществляется ЦД в зависимости от объема пользования организациями услугами центрального депозитария.

Порядок категоризации пользователей услуг депозитария и соотношение в составе комитета числа представителей организаций, относящихся к различным категориям пользователей услуг ЦД, будет определяться центральным депозитарием в порядке, установленном Положением о комитете.

Также в состав комитета предлагается в обязательном порядке включать не менее одного представителя саморегулируемых организаций депозитариев и регистраторов на финансовом рынке. Доля лиц, являющихся аффилированными или представителями аффилированных лиц центрального депозитария, его акционеров, наблюдательного совета, не сможет превышать одной четверти состава комитета.

Предлагается закрепить в документе положение о привлечении центральным депозитарием для участия в заседании комитета без права голоса представителей Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и ЦБ РФ.

В новой редакции требований также предлагается закрепить в качестве одного из оснований для принятия решения о прекращении членов комитета пользователей отсутствие его на трех и более заседаниях комитета, проводимых в очной форме, или непредставление им в комитет письменной позиции по вопросам повестки дня заседания комитета.

Кроме того, предлагается изменить количественное требование, когда ЦД вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий комитета и формировании его нового состава.

Сейчас это можно сделать, когда членов комитета становится менее половины количества, установленного Положением о комитете. Предлагается дать право заново формировать комитет при снижении количества его членов менее чем до трех четвертей количественного состава.

Также основанием для прекращения полномочий комитета станет превышение допустимого уровня (1/4) в составе комитета доли членов комитета, являющихся аффилированными лицами или представителями аффилированных лиц центрального депозитария, его акционеров, набсовета.

В требованиях к Положению о комитете предлагается регламентировать, что в порядке работы комитета кворум для проведения его заседаний должен составлять не менее одной второй от общего числа членов комитета и трех четвертей от общего числа членов комитета в случае рассмотрения вопросов, отнесенных центральным депозитарием к категории особо значимых.

Статус центрального депозитария имеет Национальный расчетный депозитарий (НРД) «Московской биржи».

ЦБ аннулировал лицензию Центрального московского депозитария

Банк России 4 апреля принял решение аннулировать лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, выданную ООО «Центральный московский депозитарий». Сообщение об этом опубликовано регулятором в четверг, 5 апреля.

По информации на сайте ЦМД, 6 октября 2017 года общим собранием участников было принято решение о прекращении осуществления организацией депозитарной деятельности и подаче в ЦБ заявления об аннулировании лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Клиентам предлагалось оперативно обратиться в компанию для проведения окончательных взаиморасчетов и расторжения договоров.

Между тем в сегодняшнем сообщении Центробанка указано, что решение об аннулировании лицензии ЦМД было принято из-за неоднократного в течение одного года нарушения компанией требований законодательства РФ о ценных бумагах.

«Действие лицензии прекращается с 4 июня 2018 года. Общество обязано прекратить осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, за исключением совершения действий, связанных с прекращением обязательств перед клиентами, возникших при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, и обеспечить возврат имущества клиентам в срок до 4 июня 2018 года», — говорится в сообщении регулятора.

Также Центробанк из-за нарушений аннулировал квалификационные аттестаты топ-менеджеров ЦМД. Так, аннулированы аттестаты председателя правления ЦМД Станислава Одинокова по квалификациям «специалист финансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами» и «специалист финансового рынка по депозитарной деятельности» и квалификационные аттестаты заместителя руководителя, начальника отдела внутреннего контроля ЦМД Светланы Зайцевой по квалификациям «специалист финансового рынка по деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» и «специалист финансового рынка по депозитарной деятельности».

ООО «ЦМД» работает на рынке ценных бумаг с 1995 года. На сайте компании основными направлениями ее деятельности указаны кастодиальное обслуживание (хранение и учет ценных бумаг клиентов с предоставлением клиентам возможности участия в торговых сессиях на бирже) и консультационные услуги на рынке ценных бумаг.

Напомним, в 2010—2011 годах СМИ освещали громкую историю с аннулированием лицензии у ОАО «Центральный московский депозитарий», которое работало с 1994 года и являлось одним из крупнейших российских регистраторов. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР, ныне упразднена, функции переданы в ЦБ) в сентябре 2010 года приняла решение об аннулировании лицензии ОАО «ЦМД» по итогам плановой проверки, в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения, с отсрочкой вступления решения в силу до февраля 2011-го из-за масштабности бизнеса регистратора. ОАО «ЦМД» добивалось отмены решения об аннулировании лицензии, обратившись в правительство и в суд. В тот же период сообщалось о возможности покупки бизнеса ОАО «ЦМД» банком ВТБ, но сделка не состоялась.

Приказ ФСФР в итоге начал действовать в августе 2011 года. В начале 2012-го сообщалось, что Высший арбитражный суд отказал ОАО «ЦМД» в пересмотре судебных актов, подтвердивших законность аннулирования его лицензии.

На странице ОАО «ЦМД» в ЕГРЮЛ указано, что компания прекратила деятельность в декабре 2014 года «путем реорганизации в форме присоединения». Правопреемником значится ЗАО «Депозитресурс». Эта компания, позже преобразованная в ООО, прекратила деятельность в июле 2017-го, свидетельствуют данные реестра юрлиц.

Нормативные акты и документы, регулирующие депозитарную деятельность

по состоянию на 23.05.2018

  • О сайте
  • Архив
  • Поиск и карта сайта
  • Другие ресурсы
  • Версия для слабовидящих Обычная версия

Адрес: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016

Телефоны: 8 800 300-30-00 (для бесплатных звонков из регионов России), +7 499 300-30-00 (круглосуточно, по рабочим дням), факс: +7 495 621-64-65

Статья 21. Специализированный депозитарий

Статья 21. Специализированный депозитарий

См. Положение о деятельности специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг специализированного депозитария федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2005 г. N 05-81/пз-н

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 1 статьи 21 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1. Оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг в документарной форме и учету прав на ценные бумаги, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения, переданные в доверительное управление управляющим компаниям, а также контроль за распоряжением этими накоплениями может осуществлять только отобранный по результатам конкурса специализированный депозитарий, имеющий лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, застраховавший ответственность в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона, соответствующий установленным Центральным банком Российской Федерации требованиям о достаточности собственных средств относительно объема обслуживаемых активов, не являющийся аффилированным лицом ни одной из управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление, или их аффилированных лиц и принявший соответствующий требованиям настоящего Федерального закона кодекс профессиональной этики. При этом в состав акционеров (участников) специализированного депозитария не могут входить организации, зарегистрированные в иностранных государствах, в которых предоставляется благоприятный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций, либо на территории Российской Федерации, на которой предоставляется специальный налоговый режим (оффшорные зоны).

2. Специализированный депозитарий обязан:

1) нести солидарно с управляющей компанией, заключившей договор доверительного управления, ответственность в случае неисполнения предусмотренных настоящей статьей обязанностей;

2) открыть отдельный счет депо на имя каждой управляющей компании, с которой заключен договор об оказании услуг специализированного депозитария, для учета прав на ценные бумаги, приобретенные за счет накоплений для жилищного обеспечения;

Смотрите так же:  Как прошить заявление р21001

3) осуществлять учет прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, и учет перехода прав на такие ценные бумаги, а также хранение сертификатов ценных бумаг, если для отдельных видов ценных бумаг нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено иное;

4) принимать и хранить копии всех первичных документов в отношении накоплений для жилищного обеспечения, переданных уполномоченным федеральным органом в доверительное управление управляющим компаниям;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в пункт 5 части 2 статьи 21 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

5) уведомлять уполномоченный федеральный орган, Центральный банк Российской Федерации и управляющую компанию о выявленных в процессе осуществления контроля нарушениях не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления;

6) информировать уполномоченный федеральный орган о приостановлении действия лицензии или ее отзыве, об изменениях учредительных документов, состава акционеров (участников), руководящего состава, состава работников специализированного депозитария, обеспечивающих оказание услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу и управляющим компаниям, и состава аффилированных лиц специализированного депозитария в порядке и в сроки, которые установлены договором об оказании услуг специализированного депозитария;

Информация об изменениях:

8) обеспечить передачу своих прав и обязанностей в отношении накоплений для жилищного обеспечения, сформированных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другому специализированному депозитарию в случае прекращения договора об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу или управляющим компаниям в порядке и в сроки, которые установлены указанным договором;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в пункт 9 части 2 статьи 21 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

9) представлять в управляющую компанию, уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации отчетность о выполнении операций, видах и рыночной стоимости ценных бумаг, учитываемых в соответствии с договорами об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу и управляющей компании, по форме и в сроки, которые установлены Центральным банком Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в пункт 10 части 2 статьи 21 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

10) представлять в уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации информацию о стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении на основании договоров доверительного управления с управляющими компаниями, в порядке и в сроки, которые установлены договором об оказании услуг специализированного депозитария;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ пункт 11 части 2 статьи 21 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

11) не совмещать деятельность в качестве специализированного депозитария с другими лицензируемыми видами деятельности, за исключением депозитарной или банковской деятельности, с депозитарной деятельностью, которая связана с проведением на основании соглашений с организаторами торговли и (или) клиринговой организацией депозитарных операций по договорам с ценными бумагами, заключенным на организованных торгах;

12) раскрывать в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 24 настоящего Федерального закона информацию о составе акционеров (участников) и об их долях в капитале, а также об аффилированных лицах. Сроки и порядок представления в уполномоченный федеральный орган указанной информации устанавливаются договором об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу;

14) ежегодно проводить аудиторскую проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в пункт 15 части 2 статьи 21 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

15) осуществлять контроль за соответствием деятельности по распоряжению накоплениями для жилищного обеспечения, переданными уполномоченным федеральным органом в доверительное управление управляющим компаниям, требованиям настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации и инвестиционной декларации управляющей компании;

16) осуществлять контроль за определением стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющих компаний;

17) осуществлять контроль за перечислением управляющими компаниями в уполномоченный федеральный орган средств на использование участниками накопительно-ипотечной системы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в пункт 18 части 2 статьи 21 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

18) соблюдать иные требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и соответствующими договорами с уполномоченным федеральным органом и управляющими компаниями.

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Проект Положения Банка России “О требованиях к порядку осуществления центральным депозитарием внутреннего контроля и внутреннего аудита, организации управления рисками центрального депозитария и правилам управления рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария” (по состоянию на 26.07.2016)

В соответствии с частью 4 статьи 7, пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7356; 2012, № 31, ст. 4334; № 53, ст. 7607; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4084; 2015, № 27, ст. 4001; № 29, ст. 4357) (далее — Федеральный закон «О центральном депозитарии») настоящее Положение устанавливает требования к порядку осуществления центральным депозитарием внутреннего контроля и внутреннего аудита, организации управления рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария, а также к правилам управления рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария (далее — Правила управления рисками).

Глава 1. Общие положения

1.1. В целях организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита центральный депозитарий определяет совокупность органов управления, а также подразделений и работников, обеспечивающих контроль за соблюдением центральным депозитарием порядка осуществления деятельности центрального депозитария и иной осуществляемой им деятельности (далее — система внутреннего контроля).

1.2. Центральный депозитарий при организации системы внутреннего контроля руководствуется Положением Банка России от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года № 5489, 22 декабря 2004 года № 6222, 20 марта 2009 года № 13547 («Вестник Банка России» от 4 февраля 2004 года № 7, от 31 декабря 2004 года № 74, от 1 апреля 2009 года № 21, от 9 июля 2014 года № 63) (далее — Положение Банка России № 242-П), с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

1.3. В целях организации управления рисками центральный депозитарий руководствуется Указанием Банка России от 15 апреля 2015 года № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2015 года № 37388 («Вестник Банка России» от 15 июня 2015 года № 51, от 31 декабря 2015 года № 122) (далее — Указание Банка России № 3624-У) с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

Глава 2. Система органов внутреннего контроля

2.1. Системой органов внутреннего контроля центрального депозитария является совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников) центрального депозитария, выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.

2.2. В целях формирования системы органов внутреннего контроля центральный депозитарий:

назначает контролера или формирует отдельное структурное подразделение (служба внутреннего контроля);

назначает внутреннего аудитора или формирует отдельное структурное подразделение (служба внутреннего аудита).

2.3. В целях функционирования системы органов внутреннего контроля центральный депозитарий утверждает внутренние документы, регулирующие деятельность службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита центрального депозитария.

Глава 3. Система внутреннего контроля

3.1. Система внутреннего контроля центрального депозитария создается в соответствии с Положением Банка России № 242-П и должна обеспечивать достижение целей, установленных законодательством Российской Федерации, а также учредительными и внутренними документами центрального депозитария.

3.2. Система внутреннего контроля центрального депозитария помимо направлений, указанных в Положении Банка России № 242-П, должна включать направление по контролю за деятельностью центрального депозитария, направление по внутреннему контролю за деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг, а также иной деятельностью, в случае совмещения центральным депозитарием своей деятельности с иными разрешенными видами деятельности. Направление по осуществлению внутреннего контроля за деятельностью центрального депозитария должно включать осуществление контроля за управлением рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария.

3.3. Центральный депозитарий осуществляет внутренний контроль и внутренний аудит, в рамках деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг в соответствии с нормативными актами Банка России, устанавливающими требования к порядку осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита профессионального участника рынка ценных бумаг, в части, не противоречащей настоящему Положению.

3.4. В целях обеспечения эффективности функционирования системы внутреннего контроля внутренними документами центрального депозитария должны быть, в том числе, регламентированы:

порядок проведения проверок внутреннего аудита;

порядок обеспечения информационной безопасности;

порядок противодействия мошенничеству и коррупции, в том числе в соответствии с международными стандартами;

меры, направленные на предотвращение конфликта интересов и соблюдение профессиональной этики;

меры, направленные на обеспечение непрерывности деятельности центрального депозитария.

Глава 4. Внутренний аудитор и служба внутреннего аудита центрального депозитария

4.1. Служба внутреннего аудита действует на постоянной основе.

Смотрите так же:  Возврат подоходного налога при продаже квартиры сыну

4.2. Внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета) центрального депозитария.

4.3. Внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) центрального депозитария.

Глава 5. Контролер и служба внутреннего контроля центрального депозитария

5.1. Служба внутреннего контроля действует на постоянной основе и может состоять из нескольких подразделений.

5.2. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности единоличным исполнительным органом центрального депозитария.

5.3. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен единоличному исполнительному органу центрального депозитария.

Глава 6. Требования к организации управления рисками центрального депозитария

6.1. Центральный депозитарий должен обеспечивать управление рисками, предусмотренными Указанием Банка России № 3624-У, в том числе операционным, стратегическим и риском потери деловой репутации, а также иными рисками, связанными с осуществлением его деятельности, включая кастодиальный риск.

Под кастодиальным риском, в целях настоящего Положения, понимается риск утраты имущества, в том числе ценных бумаг, переданного на хранение центральному депозитарию, вследствие действий или бездействия лица, ответственного за хранение этого имущества и учет прав на это имущество (кастодиальный риск).

6.2. В случае если центральный депозитарий совмещает свою деятельность с иными разрешенными видами деятельности, управление рисками центрального депозитария должно осуществляться с учетом рисков, возникающих при осуществлении иных видов деятельности.

6.3. В целях управления операционным риском центральный депозитарий:

определяет перечень используемых информационных систем, требующих защиты от противоправных действий;

обеспечивает внедрение, настройку и защиту используемых информационных систем и программно-технических средств, в том числе разрабатывает комплексные принципы защиты и на постоянной основе осуществляет информационную защиту программно-технических средств, в том числе от несанкционированного внешнего воздействия специальными программными средствами;

определяет перечень мер по предотвращению внедрения в информационные системы вредоносных программ (программ-вирусов) или иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации и копирования информации или нейтрализации средств защиты информационных систем и программно-технических средств;

проводит регулярную идентификацию угроз, которые могут привести к неработоспособности программно-технических средств, а также постоянный мониторинг текущего состояния программно-технических средств, осуществляет контроль пользовательских прав и регламентов сотрудников центрального депозитария с целью принятия своевременных мер по устранению выявленных недостатков;

тестирует программно-технические средства, используемые для осуществления деятельности центрального депозитария (далее — средства деятельности центрального депозитария), с периодичностью, определенной Правилами управления рисками, но не реже одного раза в год, а также осуществляет оперативное устранение недостатков в работе средств деятельности центрального депозитария при их выявлении;

организует контроль (аудит) основных процессов создания и эксплуатации автоматизированных систем, входящих в состав средств деятельности центрального депозитария, включая контроль обеспечения информационной безопасности, на соответствие требованиям документов, разрабатываемых в рамках законодательства Российской Федерации о техническом регулировании с учетом положений международных стандартов, не реже одного раза в два года с привлечением независимых консультантов.

6.4. В целях управления риском потери деловой репутации в центральном депозитарии разрабатываются системы информационного обеспечения, не позволяющие использовать информацию, имеющуюся в центральном депозитарии, в ущерб деловой репутации центрального депозитария, а также обеспечивающие своевременное предоставление органам управления центрального депозитария информации о негативных и позитивных отзывах о центральном депозитарии, в том числе содержащихся в сообщениях и материалах, распространенных средствами массовой информации, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иных источниках.

6.5. В целях управления стратегическим риском центрального депозитария органы управления при осуществлении долгосрочного планирования развития деятельности центрального депозитария (включая планы по увеличению баланса и прибыли, усложнению операционной структуры, расширению бизнеса, введению новых продуктов и направлений деятельности центрального депозитария и др.) обязаны принимать во внимание эффективность управления рисками в центральном депозитарии.

6.6. Для обеспечения непрерывности осуществления деятельности центрального депозитария, в случаях возникновения чрезвычайных обстоятельств, которые могут препятствовать нормальному осуществлению деятельности, центральный депозитарий:

должен иметь утвержденный план действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности центрального депозитария в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций (далее — План ОНиВД), предусматривающий использование дублирующих (резервных) автоматизированных систем и (или) устройств, а также восстановление критически важных для деятельности центрального депозитария систем, поддерживаемых внешним поставщиком (провайдером) услуг. Центральный депозитарий определяет порядок проверки возможности выполнения плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций;

проводит проверку (тестирование) и пересмотр Плана ОНиВД;

принимает иные меры по обеспечению непрерывности деятельности центрального депозитария.

6.7. В целях управления кастодиальным риском центральный депозитарий:

проводит регулярную идентификацию угроз, способных повлечь утрату ценных бумаг, принадлежащих клиентам центрального депозитария, в том числе в результате мошеннических действий третьих лиц и халатности сотрудников центрального депозитарий, неудовлетворительного управления деятельностью центрального депозитария, а также ошибок при осуществлении центральным депозитарием учета прав на ценные бумаги, принадлежащих клиентам центрального депозитария;

определяет перечень мер, направленных на предотвращение утраты ценных бумаг, хранение которых осуществляет центральный депозитарий.

6.8. В случае возложения центральным депозитарием обязанности по выполнению отдельных операций, необходимых для осуществления деятельности центрального депозитария, на третье лицо, центральный депозитарий определяет меры воздействия на риски, возникающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением указанной обязанности.

Глава 7. Требования к Правилам управления рисками

7.1. Правила управления рисками должны содержать:

7.1.1. Общие положения, определяющие управление рисками центрального депозитария, с описанием процедур по идентификации, мониторингу и контролю за рисками должностным лицом (отдельным структурным подразделением), ответственным за управление рисками;

7.1.2. Правила идентификации, оценки и мониторинга рисков;

7.1.3. Перечень внутренних документов центрального депозитария, содержащих процедуры, указанные в подпункте 7.1.1 настоящего Положения, и относящихся к управлению рисками центрального депозитария;

7.1.4. Перечень мер, предпринимаемых центральным депозитарием для обеспечения конфиденциальности информации о рисках, в том числе конфиденциальности отчетов должностного лица (отдельного структурного подразделения), ответственного за управление рисками;

7.1.5. Периодичность проведения стресс-тестирования, а также требования к сценариям, используемым для такого тестирования;

7.1.6. Порядок и сроки информирования органов управления центрального депозитария, его должностных лиц и структурных подразделений о рисках;

7.1.7. Перечень услуг центрального депозитария, приостановка или прекращение оказания которых по оценке центрального депозитария может существенно повлиять на финансовое положение центрального депозитария и (или) финансовое положение клиентов и (или) контрагентов центрального депозитария (далее — значимые услуги);

7.1.8. Перечень обстоятельств, наступление которых может привести к приостановке или прекращению оказания значимых услуг;

7.1.9. Перечень мер, порядок и сроки их принятия центральным депозитарием в случае наступления обстоятельств, указанных в подпункте 7.1.8 настоящего пункта;

7.1.10. Порядок взаимодействия с организациями, от действий которых зависит качество применяемых мер, направленных на обеспечение или восстановление непрерывности оказания значимых услуг;

7.1.11. Количественные и качественные критерии, при которых применяются меры, предусмотренные пунктом 7.2 настоящего Положения;

7.1.12. Порядок уведомления Банка России о наступлении обстоятельств, повлекших необходимость реализации мер, предусмотренных пунктом 7.1.9, в день принятия решения о начале реализации указанных мер.

7.2. Перечень мер, указанный в подпункте 7.1.9 пункта 7.1 настоящего Положения, должен содержать:

порядок действий центрального депозитария в случае неудовлетворения его требований должником, если неисполнение таких требований может привести к приостановке или прекращению оказания значимых услуг центральным депозитарием, в том числе порядок покрытия возникающих в этой связи расходов (убытков);

порядок действий центрального депозитария в случае недостаточности имущества, в том числе ценных бумаг, находящихся в его распоряжении для удовлетворения требований кредиторов по передаче этого имущества;

порядок действий центрального депозитария при наступлении обстоятельств, повлекших возникновение убытков, не предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

7.3. Правила управления рисками могут состоять из одного или нескольких документов.

Глава 8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

8.2. Центральный депозитарий должен привести свою деятельность в соответствие с настоящим Положением в течение трех месяцев после дня его вступления в силу.

8.3. Со дня вступления в силу настоящего Положения не применять приказ ФСФР России от 02 октября 2012 года № 12-82/пз-н «Об утверждении Требований к деятельности центрального депозитария в части управления рисками и внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам центрального депозитария», зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2012 года № 25705 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 октября 2012 года № 43).

Пояснительная записка
к проекту Положения Банка России «О требованиях к порядку осуществления центральным депозитарием внутреннего контроля и внутреннего аудита, организации управления рисками центрального депозитария и правилам управления рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария»

Банк России разработал проект положения «О требованиях к порядку осуществления центральным депозитарием внутреннего контроля и внутреннего аудита, организации управления рисками центрального депозитария и правилам управления рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария» (далее — Проект) на основании части 4 статьи 7, пунктов 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» (далее — Закон о ЦД).

Разработка Проекта обусловлена необходимостью установления требований к организации и осуществлению внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) и внутреннего аудита (службы внутреннего аудита) в центральном депозитарии, а также организации управления рисками центрального депозитария.

Смотрите так же:  Когда надо платить минимальный налог по усн

В настоящее время внутренний контроль и управление рисками в центральном депозитарии осуществляются в соответствии с приказом ФСФР России от 02.10.2012 № 12-82/пз-н «Об утверждении Требований к деятельности центрального депозитария в части управления рисками и внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам центрального депозитария» (далее — Требования).

Вместе с тем, в Закон о ЦД внесены изменения*, предусматривающие обязанность центрального депозитария по организации и осуществлению внутреннего аудита. При этом Требования не предусматривают наличие внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в центральном депозитарии.

Кроме того, согласно законодательству Российской Федерации о центральном депозитарии, статус центрального депозитария может быть присвоен только кредитной организации, имеющей лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности. В этой связи требования по организации системы внутреннего контроля центрального депозитария и организации управления рисками центрального депозитария целесообразно устанавливать с учетом Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», а также Указания Банка России от 15 апреля 2015 года № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы».

Таким образом, принятие акта позволит оптимизировать организацию системы внутреннего контроля и систему управления рисками центрального депозитария.

Проект, в частности, содержит:

требования к организации системы внутреннего контроля центрального депозитария, а также к системе органов внутреннего контроля центрального депозитария, в которую входят контролер (служба внутреннего контроля) и внутренний аудитор (служба внутреннего аудита);

функции контролера (службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита);

особенности осуществления внутреннего контроля в случае совмещения центральным депозитарием своей деятельности с иными разрешенными видами деятельности;

требования к организации управления рисками центрального депозитария, а также Правилам управления рисками центрального депозитария.

При подготовке Проекта также использованы положения Концепции системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций, разработанной в рамках Инвестиционного комитета по совершенствованию регулирования инвестиционной деятельности некредитных финансовых организаций, а также документы и материалы международных организаций, деятельность которых направлена на регулирование института внутреннего контроля.

Проектом предусмотрен срок вступления в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка принимает предложения и замечания по Проекту, направляемые в рамках публичного обсуждения, с 26 июля 2016 года по 8 августа 2016 года.

* Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Обзор документа

Представлен проект Положения ЦБ РФ, которым устанавливаются требования к порядку проведения центральным депозитарием внутреннего контроля и внутреннего аудита, организации управления рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария, а также к правилам управления рисками.

Прописываются в т. ч. общие положения о контроле, функции контролера (службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита).

Определяются особенности внутреннего контроля в случае совмещения центральным депозитарием своей деятельности с иными разрешенными видами деятельности.

Закрепляются правила отражения мероприятий во внутренних документах центрального депозитария.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

10.3. Требования, предъявляемые к центральному депозитарию

Законом установлены весьма специфические требования к центральному депозитарию. Правомерность многих положений вызывает сомнения. В этом учебнике мы не будем проводить подробный анализ правового регулирования центрального депозитария, а постараемся в сжатом виде дать наиболее полное представление о том, как он действует.

Организационно-правовая форма центрального депозитария. Центральный депозитарий – юридическое лицо, созданное по законодательству Российской Федерации в форме акционерного общества. Действующее законодательство допускает реорганизацию центрального депозитария только при наличии разрешения ФСФР и Банка России[539].

Требования к собственным средствам центрального депозитария . Минимальный размер собственных средств центрального депозитария – 4 млрд руб.

Требования к учредителям (участникам). Закон установил жесткие правила для акционеров центрального депозитария.

Акционерами центрального депозитария могут быть только российские юридические лица, являющиеся:

• управляющими компаниями активами фондов;

• клиринговыми организациями, а также

• иные лица, если это предусмотрено уставом центрального депозитария.

В случае если акционер центрального депозитария не соответствует требованиям закона или устава центрального депозитария, он обязан продать принадлежащие ему акции с соблюдением требований законодательства Российской Федерации не позднее одного года с даты, когда он узнал или должен был узнать о таком несоответствии. В случае невыполнения указанного требования такой акционер в судебном порядке по иску центрального депозитария лишается права голоса на общем собрании акционеров центрального депозитария, и принадлежащие этому акционеру голоса не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров центрального депозитария и подсчете голосов на общем собрании акционеров центрального депозитария.

Акции центрального депозитария не могут быть переданы в доверительное управление.

Требования к органам и сотрудникам организации. В центральном депозитарии должна быть четырехзвенная система органов управления:

• общее собрание акционеров;

• совет директоров (наблюдательный совет);

• коллегиальный исполнительный орган;

• единоличный исполнительный орган.

Законом введены жесткие квалификационные требования для лиц, входящих в состав органов управления центрального депозитария. Сформулированные требования распространяются также на временный единоличный исполнительный орган центрального депозитария, заместителя единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера.

Прежде всего к перечисленным лицам предъявляется требование о наличии высшего профессионального образования.

В состав органов управления центрального депозитария не могут входить:

1) государственные или муниципальные служащие;

2) служащие ЦБ РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом;

3) лица, которые осуществляли функции руководителя или входили в состав коллегиального исполнительного органа либо осуществляли функции руководителя службы внутреннего контроля:

• управляющей компании активами фондов;

• специализированного депозитария ПИФа, АИФ и НПФ;

• организатора торговли в момент нарушения этими организациями лицензионных требований и условий, за которое у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или в момент возбуждения производства по делу о банкротстве, если с момента такого аннулирования (отзыва) либо с момента прекращения производства по делу о банкротстве прошло менее трех лет;

4) дисквалифицированные лица;

5) лица, судимые за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти;

6) лица, у которых был аннулирован квалификационный аттестат, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет.

Центральный депозитарий не позднее следующего рабочего дня после дня избрания (назначения) или прекращения полномочий лиц, входящих в состав органов управления центрального депозитария, должен направить уведомление в ЦБ РФ, содержащее сведения об этих лицах.

Руководитель центрального депозитария должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным ФСФР[540], а также квалификационным требованиям, установленным ЦБ РФ.

Полномочия руководителя центрального депозитария не могут быть переданы управляющей организации.

Центральный депозитарий должен создать комитет пользователей услуг. Не менее трех четвертей этого комитета должны составлять представители депонентов центрального депозитария. В него не могут входить работники центрального депозитария. Дополнительные требования к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария определены ФСФР[541].

Внутренние документы центрального депозитария. Совет директоров центрального депозитария должен утвердить следующие внутренние документы, которые подлежат согласованию с ЦБ РФ:

1) условия осуществления депозитарной деятельности центрального депозитария;

2) правила внутреннего контроля центрального депозитария;

3) правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) кодекс профессиональной этики центрального депозитария;

5) правила электронного взаимодействия, в том числе форматы сообщений, используемые центральным депозитарием;

6) порядок совершения операций и документооборота при осуществлении депозитарной деятельности центрального депозитария;

7) правила управления рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария;

8) правила защиты и правила раскрытия информации центральным депозитарием;

9) документ, определяющий процедуру рассмотрения жалоб и запросов клиентов;

10) тарифы на услуги центрального депозитария, связанные с совершением операций по ценным бумагам, в отношении которых ему открыт лицевой счет номинального держателя централизованного депозитария или в отношении которых он является лицом, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг;

11) положение о комитете пользователей услуг центрального депозитария.

Внутренние документы центрального депозитария не должны устанавливать дискриминационные условия для депонентов.

Прочие требования. Центральный депозитарий обязан:

1) организовать внутренний контроль за соответствием осуществляемой им деятельности центрального депозитария требованиям нормативных правовых актов ЦБ РФ (ФСФР), уставу и внутренним документам центрального депозитария;

2) сформировать соответствующую службу внутреннего контроля;

3) организовать управление рисками, связанными с осуществлением его деятельности, которое должно соответствовать объему и характеру совершаемых им операций;

4) утвердить правила управления рисками, связанными с осуществлением его деятельности;

5) назначить должностное лицо, ответственное за управление такими рисками, и сформировать соответствующее отдельное структурное подразделение;

6) иметь программно-технические средства, соответствующие характеру и объему проводимых им операций;

7) обеспечивать бесперебойную деятельность программно-технических средств и сохранность данных, в том числе путем создания резервных копий;

8) иметь основной и резервный комплексы программно-технических средств, которые должны быть расположены на территории Российской Федерации;

9) обеспечить конфиденциальность информации о счетах и об операциях его клиентов.

Центральный депозитарий вправе страховать риск ответственности за нарушение обязанностей по депозитарному договору центрального депозитария.