Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Эстетические требования

Эстетические требования включают: выразительность — способность изделия своим внешним видом создавать соответствующее эстетическое восприятие; гармоничность — свойство формы МЭА быть органично связанной с ее элементами и со средой, в которой происходит эксплуатация; оригинальность — совокупность своеобразных отличий, что позволяет отличить данную МЭА от однотипной; стилевое единство — отражение исторически сложившихся социально-экономических и идейно-эстетических принципов, а также методов художественного конструирования и средств их воплощения; современность стиля — соответствие стиля конкретной МЭА общему стилю в предметном мире. [1]

Эстетические требования сводятся к созданию архитектурно-художественной выразительности здания по своему внешнему ( экстерьеру) и внутреннему ( интерьеру) виду, благоприятно воздействующей на психологическое состояние и сознание людей. [2]

Эстетические требования сводятся к тому, чтобы открыто поставленные нагревательные приборы не ухудшали внутреннего вида отапливаемых помещений. [3]

Эстетические требования , художественные взгляды и вкусы людей развиваются в процессе труда, в процессе познания ими объективного мира и овладения материальной и духовной культурой. [4]

Эстетические требования к зданию связаны с понятием красоты в архитектуре или архитектурной выразительности, поскольку архитектура создает наряду с утилитарными ценностями художественные образы. Произведения архитектуры существуют в системе ( ансамбле), где архитектура возглавляет другие искусства, определяя их синтез. Наконец, одним из важнейших требований является экономичность строительства, особенно при его массовом характере. На экономические показатели жилой застройки влияют этажность зданий, планировочная и конструктивная схемы, протяженность здания, площадь квартир, плотность застройки, благоустройство, в том числе инженерные коммуникации, улицы, дороги, транспорт, общегородские подводящие сети, зеленые насаждения. [5]

Эстетические требования к формам и цвету изделий формируются в зависимости от эстетических идеалов и художественных вкусов. Здесь мода непосредственно соприкасается со стандартизацией и, поэтому, мода часто определяется как стандартизация вкуса. [6]

Перечисленные эстетические требования распространяются не только на ЭВМ в целом или на их внешние детали, но также и на внутренние части конструкции, красивое оформление которых свидетельствует о высокой культуре конструирования и производства. [8]

Повышенные архитектурно-художественные и эстетические требования , предъявляемые к наружному виду и интерьерам и в том числе к ОУ. Это предопределяет использование широкой номенклатуры ОП улучшенного внешнего вида, исключает применение ИС, значительно искажающих цветопередачу лица. [9]

Монтажные, надежностные и эстетические требования к электроустановочным устройствам и способы их выполнения рассматриваются в третьей части, так как они имеют прямое отношение к вопросам их эксплуатации. [10]

Учитывая эстетические требования к внешнему виду приборов, корпусам придают обтекаемую форму и тщательно отделывают их. [11]

Приведенные выше эстетические требования учитываются при разработке единой общесоюзной системы по дизайну бытовых электроустановочных устройств. [12]

Какие гигиенические и эстетические требования предъявляются к рабочей одежде. [13]

Функциональное назначение изделия определяет эстетические требования , предъявляемые к покрытию. [14]

В помещениях, к которым предъявляются повышенные санитарно-гигиенические или эстетические требования , иногда стояки и подводки прокладываются скрыто — в бороздах стен. [15]

Требования эстетики

Для обеспечения безопасных условий труда используют сигнально-предупредительные цвета красный — опасность, желтый — предупреждение. Так, движущиеся части машин, опасные зоны, ванны с раствором окрашивают в яркий, красный цвет, чтобы обратить на них особое внимание работников. Психологи считают, что на предприятии должна быть гамма цветов, к которым человек привык в природе. Гармония требует цветового равновесия, так как один и тот же цвет вызывает раздражение. Основные требования эстетики учитывают при проектировании производственной мебели, создании на предприятии санитарно-гигиенических условий (свет и чистота, шум, тишина, музыка), определении форм орудий труда и т. д. [c.85]

Важными и обязательными при внедрении саратовской системы в институтах и бюро считаются мероприятия по обеспечению промышленной и технической эстетики на базе научной организации труда на предприятии в целом и на каждом рабочем месте. Здесь неукоснительно соблюдается правило эстетика производства — залог внедрения бездефектного изготовления продукции. В ходе внедрения системы проведены буквально тысячи мелких и десятки крупных мероприятий по повышению культуры производства и улучшению условий труда работников оформление рабочих помещений в соответствии с современными требованиями эстетики, рациональное освещение рабочих участков, звукоизоляция этих участ- [c.76]

Определяющими факторами при подборе отделочных материалов являются основные физические характеристики. Материалы, используемые для отделки помещений торговых залов, должны быть красивыми, прочными, износоустойчивыми, звукопоглощающими, водоотталкивающими, гигиеничными, удобными для эксплуатации. Они должны отвечать требованиям эстетики и быть дешевыми. [c.487]

Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности [c.535]

Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности при оформлении интерьера торгового зала, витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании, рабочего места, исполнения рекламных материалов (п. 5.5 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования , введенного в действие постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 243). [c.238]

Выполнение требований эстетики и эргономики способствует снижению утомляемости рабочего, уменьшению травматизма и повышению производительности труда. [c.183]

В содержание организации производства входят организация производственного процесса организация производственной структуры предприятия организация вспомогательных и обслуживающих хозяйств организация технической подготовки производства организация технического контроля и качества продукции разделение труда и расстановка людей на производстве построение структуры аппарата управляющей системы предприятия организация нормирования орудий труда, сырья, материалов, топлива, энергии, живого труда и его оплаты определение рациональных трудовых приемов выполнения отдельных операций производственного процесса подбор облегчающего труд производственного оснащения, отвечающего требованиям производственной эстетики, физиологии и санитарии труда. [c.24]

ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ПЕРСОНАЛ — основа разработки производственных и соц. показателей организации. Доля расходов на персонал в себестоимости продукции и услуг имеет тенденцию к росту, что обусловлено отсутствием прямой зависимости между производительностью труда и затратами на персонал. Введение новых технологий предъявляет более высокие требования к квалификации персонала, который становится более дорогим. Изменение законов в области трудового права, появление новых тарифов, повышение цен на товары первой необходимости также увеличивают расходы на персонал. При П.р. на п. следует иметь в виду следующие статьи затрат основная и дополнительная заработная плата, отчисления на соц. страхование, расходы на командировки и служебные разъезды расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров расходы, связанные с доплатами на общественное питание, жилищно-бы-товым обслуживанием, культурой и физ. воспитанием, здравоохранением и отдыхом, обеспечением детскими учреждениями, приобретением спецодежды. Следует планировать расходы на охрану труда и окружающей среды, на создание более благоприятных условий труда (соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, технической эстетики), здорового психологического климата в организации, расходы на организацию рабочих мест. Если в организации большая текучесть кадров, то появляются дополнительные расходы, связанные с поисками новой рабочей силы, ее инструктажем и освоением работ. При высокой текучести кадров растет размер оплаты сверхурочных работ, растут брак и простои, повышается уровень заболеваемости, производственного травматизма, наступает ранняя инвалидность. Все это повышает расходы, связанные с персоналом, приводит к росту себестоимости продукции и услуг и снижению конкурентоспособности организации. По мере развития рыночных отношений появляется необходимость учитывать при планировании новые виды затрат, связанных с участием работников в прибылях и капитале организации. При этом расходы на заработную плату, т.н. «базовые расходы», составляют обычно менее половины общей величины издержек на рабочую силу. В зарубежной практике в годовых отчетах предприятий в обязательном порядке публикуются сведения [c.250]

РАБОЧЕЕ МЕСТО — пространственная зона трудовой деятельности, оснащенная необходимыми средствами (основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, средствами организационной и вычислительной техники), определенная на основании трудовых и др. норм, закрепленная за одним или группой работников для выполнения определенных производственных или управленческих работ. P.M. — первичное звено производства. Для служащих P.M. рассматривается обязательно в сочетании с должностью. При организации P.M. учитываются антропометрические данные, требования НОТ, рекомендации физиологии, психологии, гигиены, требования эргономики и технической эстетики. P.M. классифицируются по следующим признакам категории работников (рабочие, служащие), профессии числу исполнителей (индивидуальное, коллективное) виду производства (основное, вспомогатель- [c.297]

В плане повышения качества продукции содержатся мероприятия, направленные на бездефектную сдачу продукции, на удешевление ее стоимости и снижение эксплуатационных затрат у потребителя этой продукции, повышение ее надежности и долговечности, удовлетворение требований промышленной эстетики. [c.163]

Смотрите так же:  Региональная общественная организация защита прав потребителей

Правильный учет физиологических границ физического труда создает благоприятные условия для высокой производительности и охраны здоровья работников. Это возможно при правильном учете всего комплекса технологических требований, учитывающих режим труда и отдыха, подбор работников и взаимоотношения в трудовом коллективе, создание благоприятных санитарно-гигиенических условий и эстетики труда. [c.288]

Экономическая оценка вариантов конструктивного оформления прибора или устройства также очень важна. Конструктивное оформление оказывает значительное влияние на стоимость изготовления изделия, его эксплуатации, а также на удовлетворение требований технической эстетики. В связи с этим возникает необходимость оценки нескольких вариантов конструктивного оформления разрабатываемого устройства. Сопоставление вариантов и выбор оптимального из них осуществляется методами, аналогичными методам экономической оценки вариантов схемных решений. Форма таблицы для сопоставления та же, что и табл. 1.1. Показателями, по которым можно оценить конструкцию проектируемого прибора или устройства, являются затраты на материалы, трудоемкость изготовления, габариты, масса, количество деталей в конструкции, преемственность конструкции, расчлененность конструкции на узлы и другие сборочные единицы, взаимозаменяемость элементов конструкции и некоторые другие. [c.12]

Во всех случаях при определении качества работ руководствуются также требованиями технической эстетики. На эту сторону обращается особое внимание, например, при оценке качества электромонтажных работ. [c.224]

Важным показателем, эффективности работы производственных служб является качество выпускаемой продукции. Рост качества продукции — одно из условий повышения цены изделия, что ведет к увеличению дохода и повышению ее конкурентоспособности. Показатели качества различны для видов продукции разного потребительного назначения. Например, для продуктов питания главным является содержание в них полезных веществ белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п., для тканей, трикотажа и нетканых материалов — прочность окраски и на разрыв, степень усадки, для швейных и трикотажных изделий — соответствие моде, для оценки качества товаров длительного пользования — надежность, соответствие требованиям технической эстетики, для продукции машиностроения — надежность, экономичность и т.п. В данном случае под экономичностью понимаются такие свойства продукции, которые дают экономию средств как в производстве изделия, так и в процессе его эксплуатации. Последнее поколение телевизоров, например, отличается меньшим весом, небольшими габаритами, сниженным потреблением электроэнергии. [c.508]

Такую задачу поможет решить, например, кабинет руководителя «Форте», разработанный в Таллиннском научно-производственном мебельном объединении «Стандарт» с учетом требований эргономики, технической эстетики и НОТ. Кабинет собирается из унифицированных элементов на металлической основе и позволяет получить многочисленные варианты оформления при рациональном использовании площади. Имеются и другие проекты офисной мебели. [c.184]

Все службы и отделы предприятия предоставляют в распоряжение группы по ФСА требуемую информацию об изделии, а также предложения по улучшению качества изделия и снижению затрат на его изготовление. Большое значение придается оценкам потребителей (качество, надежность, соответствие требованиям моды, эстетики, эргономики и т.п.). [c.149]

При реконструкции предприятия нередко возникает необходимость в выполнении капитальных работ, не связанных с приростом производственной мощности, вызванных изменением норм технологического проектирования, улучшением условий организации производства, требованием защиты окружающей среды, улучшением условий труда, промышленной эстетики, техники безопасности, пожарной безопасности и т. п. Затраты, связанные с выполнением этих работ, необходимо выделять при анализе из общей суммы капиталовложений и проверять их обоснованность. [c.23]

Нашей станкостроительной промышленностью достигнуты большие успехи в создании современных конструкций станков и организации поточно-механизированного производства их. В последние годы все более увеличивается экспорт станков. Создание новых гамм станков объясняется необходимостью повышения точности, надежности и долговечности станков, создания новых модификаций, необходимых народному хозяйству, повышения их производительности, уровня унификации, придания станкам архитектурного вида с учетом современных требований промышленной эстетики и повышения степени безопасности работы на станках. [c.85]

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ — новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный эффект. [c.184]

К каждой разновидности элементов оснащения рабочих мест предъявляются определенные требования. Главными требованиями при выборе основного технологического оборудования являются максимальное освобождение работающего от тяжелого физического труда, удобство рабочей позы, удобство и легкость управления оборудованием, безопасность работы, обеспечение комфортных условий труда. Выполнение этих требований зависит от того, как при разработке оборудования учтены требования эргономики, производственной эстетики и безопасности труда. [c.50]

Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения. Например, для продуктов питания главным показателем является содержание полезных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.) для тканей, трикотажа и нетканых материалов — прочность окраски, степень усадки, прочность на разрыв для швейных и трикотажных изделий — соответствие моде. Для оценки товаров длительного пользования применяются показатели экономичности, надежности, долговечности, степени учета требований технической эстетики. [c.135]

Применение на практике законодательных требований к охране окружающей среды, эргономике и эстетике. Проектирование рабочих мест с учетом ценностных ориентации в обществе, изменений на рынке труда, в условиях труда и технике безопасности. [c.69]

Подсистема условий труда Обеспечение реализации системы требований психофизиологии и эргономики труда Обеспечение соблюдения требований технической эстетики Обеспечение реализации системы стандартов охраны труда и техники безопасности и санитарно-гигиенических требований — Гуманизация труда (обогащение содержания труда, снижение монотонности, объединение разрозненных элементов в работу, более соответствующую требованиям высокоразвитой личности и «Р) — Сокращение загрязнения окружающей среды, сохранение живой природы и окружающего ландшафта Снижение удельного веса рабочих, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда Снижение удельного веса рабочих, занятых на работах с вредными условиями Снижение удельного веса рабочих, выполняющих работу вручную Увеличение удельного веса основных фондов природоохранного назначения в общей стоимости основных фондов Увеличение числа мер, направленных на обеспечение чистоты территории предприятия и близлежащих территорий Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных условиями работы Сокращения частоты производственного травматизма — Сокращение количества случаев профессиональных Заболеваний — Сокращение потерь рабочего времени из-за временной нетрудоспособности работников — Увеличение продолжительности жизни работников [c.132]

Осветительные установки должны быть удобны и просты в эксплуатации, долговечны, отвечать требованиям эстетики, электробезопасности, а также не должны быть причиной возникновения взрыва или пожара. Обеспечение указанных требований достигается применением защитного зануления или заземления, ограничением напряжения питания переносных и местных светильников, защитой элементов осветительных сетей от механических повреждений и т. п. [c.53]

Условия труда. Большое значение для высокопроизводительной работы имеет создание нормальных условий труда. В большинстве цехов НГДУ оборудованы комнаты отдыха и приема-пищи, бытовые комнаты с душем, сушилками и шкафчиками для спецодежды оборудование цехов, РИТСов покрашено в соответствии с требованиями технической эстетики, проводится значительная работа по озеленению территории цехов принимаются меры по улучшению вахтовых перевозок рабочих выделяются утепленные автобусы, строятся вахтовые остановки, разрабатываются рациональные маршруты вахтовых перевозок или проводится комплектование отдельных звеньев с учетом места проживания рабочих в ряде НГДУ организована доставка горячего питания на рабочие места многие скважины оборудованы железобетонными площадками под передвижные агрегаты для ПРС, разработана и внедрена единая для агрегатов всех типов схема установки якорей и т. д. Однако вопросы обеспечения наиболее благоприятных и безопасных условий труда, особенно в подземном и капитальном ремонте скважин, еще полностью не решены. Всемерное расширение и улучшение качества этой работы должно стать одним из главных направлений в работе по НОТ в будущем. [c.178]

Все элементы конструкции рабочего места в целом, а также интерьер операторского помещения должны в полной мере реализовать требование современной эстетики о гармоническом сочетании красоты с пользой. При этом важно знать, что цветовое оформление функционально влияет на производственную деятельность человека. Научно обоснованное сочетание цвето-свето-вых средств способствует улучшению самочувствия, повышению работоспособности человека, созданию хорошего настроения. [c.94]

С. Е. Каменицер включает в содержание организации производства выбор наиболее рациональных методов производства подбор оборудования, инструментов и приспособлений сочетание работы различных участков производства регулирование процесса производства и обслуживания обеспечение процесса производства всеми материально-техническими и энергетическими ресурсами соблюдение требований производственной эстетики, санитарии, охраны труда и техники безопасности. [c.7]

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ (industrial sample) — является одним из видов промышленной собственности, закрепленных в Парижской конвенции 1883 года, которой П.о. признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный эффект. Не признаются П.о. решения, не выполняющие полезной функции, изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты и т.п.), жилые здания, промышленные, гидротехнические и другие сооружения, кроме малых архитектурных форм (киосков, ларьков и др.) Существует две формы охраны П.о. свидетельство и патент. Новизна П. о. определяется на момент его приоритета. При нарушении исключительного права патентообладателя на П.о. он имеет право на истребование убытков. Автор П.о. имеет право на вознаграждение. [c.178]

Смотрите так же:  Больничный после увольнение по соглашению сторон

Требования эстетики труда

В создании благоприятной производственной обстановки важную роль играет цвет. Его функции многообразны; условно их можно разделить на две группы: 1) цвет как средство информации и 2) цвет как фактор психологического комфорта.

В качестве средства информации цвет используют для ориентации работающих в производственной среде и рабочем оборудовании. Ориентации рабочего в процессе эксплуатации оборудования способствует правильная окраска его элементов. При этом целесообразно использовать не более трех цветов: 1) для органов управления; 2) для частей, создающих фон обрабатываемой детали; 3) для остальных окрашиваемых поверхностей.

Корпуса машин рекомендуется окрашивать в светлые тона (салатный, зелено-голубой), а органы управления для привлечения к ним внимания — в более броские (желтый, приглушенный оранжевый), обеспечивая вместе с тем мягкость контрастных цветов по сравнению с цветами рабочей зоны производственного участка. Поверхности оснований и несущие части оборудования — опоры, подставки, станины — можно окрашивать в более темные цвета. В оборудовании малых размеров многоцветная окраска не рекомендуется.

Для обеспечения оптимальных условий зрительной работы необходимо создать контраст в поле зрения работающего по цвету и оттенку между обрабатываемой деталью и фоном. С этой целью поверхность оборудования окрашивают в соответствующие цвета или применяют специальные экраны. Рекомендуемые цвета фона для объектов различения на рабочем месте станочника следующие:

Большое значение имеет правильный подбор цветов для окраски производственных помещений и интерьера. Их цветовое решение в сочетании с окраской оборудования должно создать психологический комфорт работающим. Чтобы добиться этого, необходимо знать, как цвет влияет на психику человека.

Установлено, что длина волны цвета по-разному влияет на организм человека. Длинноволновые и коротковолновые цвета неблагоприятно воздействуют на психику и вызывают наибольшее зрительное утомление. Средневолновые, наоборот, благотворно влияют на нервную систему. Поэтому, например, красный цвет, имеющий самую большую длину волны, действует возбуждающе, зеленый и голубой -успокаивающе, фиолетовый вызывает подавленное настроение, желтый — бодрость, хорошее настроение.

При цветовом оформлении производственной среды рекомендуется использовать цвета преимущественно средневолнового спектра, средней яркости и насыщенности, учитывая прежде всего характер труда. В помещениях, где выполняются работы с большими физическими и нервными нагрузками, а также в цехах с высоким температурным режимом элементы интерьера следует выбирать светлых тонов: голубых, серо-голубых, зелено-голубых, серо-зеленых и других спокойных и холодных цветов невысокой насыщенности. Работу, требующую только периодических умственных или физических нагрузок, легче делать в обстановке теплых цветов, повышающих активность организма. В помещениях, где выполняются преимущественно монотонные операции, стены следует окрашивать в более яркие, бодрящие цвета.

Подобные рекомендации по цветовому оформлению производственных помещений содержатся в Указаниях по рациональной цветовой отделке интерьера, производственных зданий промышленных предприятий (СН 181 — 70).

Эстетическое оформление производственной среды осуществляется также путем применения системы средств информации и наглядной агитации.

Эстетические требования к одежде

Эстетический идеал в одежде и обуви сегодня — сочетание красивого оформления, удобства пользования и соответствия возрастным особенностям, условиям труда и быта. Эстетическая оценка одежды и обуви зависит от их соответствия назначению и условиям эксплуатации. Например, при оценке рабочей, спортивной, детской одежды на первое место выдвигают эргономические требования, а при оценке выходной одежды — требования эстетической выразительности, соответствия моде.

Назначение одежды обусловливает ее стилевое решение. По этому признаку все многообразие форм можно разделить на группы: одежда строгой (классической) формы, спортивная и «фэнтези».

Одежда классической формы почти всегда подчеркивает естественные формы тела, имеет четко выраженные конструктивные линии кроя и правильно найденные пропорции всех частей изделия. Решения модели просты и лаконичны, декоративная отделка почти отсутствует.

Спортивная одежда характеризуется свободным облеганием, рукавами разнообразного покроя и многочисленными деталями, использованием фурнитуры: металлических пуговиц, пряжек, кнопок. Членение формы и композиционное решение декоративных и конструктивных линий простые и ясные.

Одежда в стиле «фэнтези» характеризуется разнообразием форм, применением декоративных отделок и деталей. Членение формы может быть необычным асимметричным, композиционное решение линий главным образом декоративное, конструктивные линии не подчеркиваются.

Мужскую одежду изготовляют классической и спортивной формы, женскую одежду — всех перечисленных выше форм.

Принципы построения моделей детской одежды в основном те же, что и одежды для взрослых. Элементы формы детской одежды также связывают в единое целое различными композиционными приемами. Если композиционное решение одежды для взрослых основано на стабильных пропорциях нормально развитой фигуры, то композиционное решение детской одежды (силуэт, ткань и отделка, характер конструктивных и декоративных линий, цвет, размеры и форма деталей) имеет свои закономерности, обусловленные возрастными особенностями телосложения, пропорциями и всем обликом ребенка.

Эстетические требования к оформлению кулинарных изделий.

Великий русский физиолог И.П. Павлов говорил, что наиболее хорошо усваивается та пища, которая обладает не только хорошим вкусом и ароматом, но и красивым внешним видом. Во время еды человек должен забыть обо всех заботах и сосредоточивать свой интерес на пище. Красиво оформленное блюдо привлекает внимание и является более полезным, потому что все красивое приятно, а что приятно – лучше усваивается и больше пользы дает организму. От правильного усвоения пищи во многом зависят наше здоровье и работоспособность. Но пища не только средство обеспечения насущных, жизненно необходимых потребностей человека. Она должна удовлетворять и эстетическую потребность, вызывать удовольствие своим видом, ароматом и вкусом. Человек должен получать наслаждение от еды.

Оформляя блюда, повара должны проявлять тонкий художественный вкус, знать законы сочетания цвета, формы, создавать правильное сочетание гарниров по вкусу, цвету и форме нарезки. Применяя разнообразные овощи, можно красиво оформить блюда. Для этого овощи нарезают различной формы: соломкой, кубиками, брусочками, «чесночком», ломтиками, ромбиками, звездочками, кружоч­ками, шестеренками и т. д. Так, картофель точат бочонком «англес», крупными шариками «шате», мелкими шариками «нуазет» или «паризьен». И отварные, и обжаренные шарики картофеля и других овощей очень украшают блюда. Красиво, аккуратно нарезанные овощи придают блюду очень привлекательный вид и вызывают аппетит.

Супы правильно оформлены, если выдержаны установ­ленные формы нарезки продуктов и готовое блюдо украшено шинкованной зеленью, которая обогащает его витаминами и другими веществами, и улучшает вкус и аромат. Формы нарезки продуктов гарнира должны сочетаться с формой основного продукта и располагаться на блюде или тарелке так, чтобы подчеркнуть наиболее ценную, основную часть блюда.

Большого практического навыка, изобретательности и тонкого эстети-ческого вкуса требует от поваров оформле­ние заказных и банкетных блюд. Изящно, со вкусом оформленные, они украшают стол. Обычно это крупное кулинарное изделие: заливная рыба целиком, жареный рост­биф, фарширован-ные куры и т. д. Вокруг него располагают сложный гарнир из различных по форме и цвету овощей букетами (отдельными кучками), одинаковыми по объему. Чем крупнее изделие, тем крупнее букеты, красочнее гарниры.

А какими сочными, яркими и нежными красками обладают естественные продукты! Какое богатство цветов и оттенков у овощей, фруктов, по-разному приготовленных мясных и рыбных изделий! Красные помидоры, перец, редис, оранжевая морковь, желтые репа и брюква, зеленые огурцы, лук, петрушка, горошек, белый картофель – это далеко не все цвета только овощей. И всем этим богатством располагает каждый повар, чтобы создать красочный натюрморт.

Очень хорошо подавать блюда с разнообразной зеленью. Она не только красива, но и полезна, богата витаминами и минеральными солями. Сельдерей имеет красивые темно-зеленые крупные листья с гофрированными краями, это оригинальное украшение горячих блюд и холодных закусок. Петрушка — хорошее оформление для бутербродов, холодных закусок и вторых блюд. Особенно красива листовая кудрявая петрушка, ее листья похожи на махровые цветы. Кервель «Кудрявая голова» имеет нежные и красивые зеленовато-желтые или золотистые листья. Очень красив салат «Моховидный», имеющий узкие, курчавые темно-зеленые и желтоватые листья, напоминающие внешне лесной мох.

Большим разнообразием цвета и формы отличаются сорта декоративной капусты. Так, у листовой красной или синей капусты сизовато-красный стебель и сильно изрезан­ные темно-фиолетовые листья. Плюмажная капуста — изящное растение с легкими, воздушными листьями — беловато-зелеными, малиновыми или сиреневыми. Особен­но красива капуста «Хоботан». Это экзотическое растение похоже на махровую розу: в центре розетки листья малино­вые, а по краям — различных розоватых оттенков. Края мелкозубчатые, сильно волнистые, украшенные изумрудной и темно-зеленой полоской. Нужно умело использовать это разнообразие форм и красок в сочетании с цветом и формой кулинарных изделий.

Смотрите так же:  Тянникова нотариус

Цвет обладает большими выразительными возможностями. Цветовые сочетания помогают эстетическому восприятию изделия. Цвет может подчер-кнуть твердость или мягкость, хрупкость или вязкость изделия, помочь определить его качество и технологию приготовления.

Повар-мастер создает, используя цвета гарниров и основ­ных продуктов, оригинальное украшение блюд, обладает своей манерой находить нужные краски. Можно достичь удивительной выразительности рисунка блюда, исполь-зуя цветовую симметрию или асимметрию, гармоничные цвето­вые нюансы и контрасты, закономерное повторение и чередование элементов в композиции.

Очень красив салат из овощей: ряды красных помидоров чередуются с зелеными огурцами, сверху положено несколько кружочков яйца, посыпанных зеленью петрушки, и на них — шапочка помидора. Это контрастное яркое сочетание. А можно сочетать и оттенки одного цвета: коричневая куриная котлета, светло-желтый картофель (нарезан соломкой), золотистый жареный лук и зеленовато-желтый или золотистый кервель.

Внимательного оформления требует любое блюдо, даже самое простое. Как приятно выглядит обычный отварной картофель, аккуратно посыпанный нашинкованным зеленым луком или покрытый листиками петрушки.

Очень важен цвет, его сочетания и в оформлении тортов, пирожных. Яркие многоцветные торты хороши для детей; чистые светлые тона, сочетание белого и розового, белого и голубого — для молодоженов, а для серебряной свадьбы — сдержанные, приглушенные тона. И здесь можно обойтись без искусственных красителей, создавая яркую цветовую гамму из сливочно-белого крема, оранжевых апельсинов, янтарного меда, алых ягод клубники.

Следует избегать нагромождения в оформлении кулинар­ных и конди-терских изделий, аляповатости. Существует много способов и вариантов оформления блюд, но всегда нужны фантазия, художественное чутье, умение использовать возможности сырья.

Кулинарные изделия не предназначены для длительного хранения и обычно потребляются сразу после изготовле­ния — в этом их особенность. Поэтому и мотивы оформле­ния должны быть простыми. Не следует создавать сложные пейзажи, рисунки исторических зданий, бюсты и портреты великих юбиляров и тому подобное. Здесь налицо противоречие между красотой и целесообразностью.

Лучше с точки зрения и эстетической, и потребительской оформлять кулинарные и кондитерские изделия такими орнаментами, которые позволяют разрезать их на части или порции, не нарушая общего вида блюда или изделия.

Хорошо вносить элементы занимательности в оформле­ние блюд для детей: снеговик из картофеля, фигурки зверей из яиц, овощей и т. д.

При оформлении блюд нужно внимательно продумывать каждую деталь. Оформляя форшмак (рубленую сельдь), ему придают форму сельди, галантину — форму курицы. Это эстетически оправдано, но не нужно стремиться к полному сходству, так как слишком близкая копия только ухудшает впечат-ление. Здесь назначение изделия не маски­руется изображением, оно остается кушаньем. Но не нужно ограничивать свою фантазию традиционным оформле­нием.

Нельзя забывать во имя формы о содержании: гарниры должны соот-ветствовать вкусовым свойствам основного изделия, его нельзя загромождать излишними продуктами, овощами, зеленью, не гармонирующими с ним.

Порой считают, что чем сложнее оформление, тем красивее блюдо. Часто перегружают украшениями банкет­ные и фирменные блюда и торты, затрачивая много труда и времени на их оформление, создавая тематические рисунки из майонеза, желе, масла и т. п.

Кулинарное искусство потому и названо искусством, что труд кулинара требует не только знаний, но и таланта художника, эстетического вкуса, выдумки. А результат труда носит отпечаток художественных способностей человека, воплощает в себе единство пользы и красоты, стремится удовлет-ворить и эстетические запросы клиентов предприятий общественного питания. Труд кулинара — это творчество «по законам красоты»: повар и кондитер тоже могут дарить радость встречи с прекрасным.

Эстетические требования и свойства одежды

Эстетические требования направлены на полноту выявления эстетической функции одежды. Ее важность определяется тем, что эстетические свойства являются определяющими для одежды и весьма значимыми для других групп товаров .

Значимость эстетических показателей

Значимость эстетических показателей

Группа и вид изделия

Коэффициент весомости эстетических показателей, %

Люстры, бра декоративные

Мебель жилых зон

Наиболее высокие эстетические требования к одежде предъявляет молодежь, особенно в возрасте 17—21 года, и студенчество. Они руководствуются модой при выборе одежды на 70— 80 %. Особое внимание этой группе потребителей оправдано уже только тем, что она, по данным ЮНЕСКО, составляет 45 % населения планеты. При этом к молодым относится население в возрастном диапазоне 14—30 лет.

Эстетические требования должны обеспечить соответствие одежды направлению моды и эстетическим вкусам потребителей.

Мода — это непродолжительное господство в определенной общественной среде, в определенный период времени тех или иных эстетических вкусов, которые проявляются в одежде, обуви, прическе, мебели и т.д.

Мода в одежде — это те линии, цвета, элементы покроя и отделки, которые люди в определенный период времени, в определенной общественной среде считают наиболее красивыми.

Для моды как универсального явления характерны определенные черты .

Рис. Отличительные черты моды

Рис. Отличительные черты моды

Их содержание учитывает ряд особенностей:

♦ престижность, т.е. стремление индивида выделиться в общественной среде или в собственной самооценке через обладание модным изделием;

♦ канон (эталон) красоты, т.е. модное — это красивое, исторически присущее человеку;

» универсальность. Суть этой черты моды в том, что с ней связывают не только одежду и другие товары, но и слова, места встреч молодежи, модные ансамбли и исполнителей и т.д.;

♦ плюралистичность определяет ориентацию при разработке тенденций моды на наиболее требовательную в эстетическом плане часть населения. Однако тенденции модного оформления изделий позволяют учесть и другие (возрастные, социальные) группы потребителей;

♦ обновляемость — это характерная черта, которая отмечалась давно. Так, Вольтер писал: «Богиня прихотей, чья ветрена природа, возникнет, увлечет и вновь придет. Она рождается, меняясь каждый год. Отец ее — Протей, она зовется «Мода». Критерий обновления является ответом на закон возвышения потребностей, в соответствии с которым они постоянно развиваются и усложняются, а общество должно находить возможность их наиболее полного удовлетворения. Новизна товара (модели) является очень важной в коммерческой деятельности, так как дизайн, внешнее оформление новых изделий на 75 % определяют решение человека о покупке.

Мировая практика показывает, что по критерию новизны товары можно разделить на группы:

♦ особо (принципиально) модные;

♦ модные (улучшенные или модифицированные);

♦ морально устаревшие (неизменные).

Соотношение между этими группами (в процентах): 16 : 68 : 16.

Это соотношение тесно связано с типологией потребителей на рынке, а именно: лидеры (новаторы), последователи и консерваторы. Следовательно, при формировании ассортимента одежды с учетом критерия новизны основное внимание должно быть уделено модным на данный период изделиям. Именно им отдает предпочтение основная часть населения (68 %). В то же время, наряду с остромодными (16 %) изделиями, на рынке должно быть такое же примерно количество изделий, рассчитанных на консервативных потребителей.

Мода как сложное и очень важное в практике торговли явление зависит от многих факторов .

Рис. Факторы моды

Рис. Факторы моды

Только выявление сущности и полноты их учета позволяет рассчитывать на успех в коммерческой деятельности. При этом следует учесть и определенные закономерности, характерные для развития моды:

♦ мода возникает в наиболее развитых центрах и распространяется вширь и вглубь;

♦ развиваясь в определенном направлении, мода постоянно утомляет восприятие человеком ее повторяющихся элементов и уничтожает себя.

Современный период развития коммуникаций сокращает цикл возникновение—распространение моды.

Обобщение многообразия факторов, определяющих развитие моды, выявляет, что существенные изменения в ней происходят за период 5—7 лет . Это имеет важное значение для практики формирования ассортимента одежды в торговле. На основе этой закономерности целесообразно отслеживать зарождение новой моды и одновременно проявлять осторожность при закупке, особенно больших партий, изделий через пять лет после их внедрения в производство.

С учетом эстетических требований в одежде должны быть обеспечены одноименные свойства.

Рис. Факторы, влияющие на моду:

Рис. Факторы, влияющие на моду:

1 — гигиенические; 2 — нормативный срок службы основных средств; 3— цикл

наука—техника—производство; 4 — кризисы перепроизводства

Эстетические свойства — это способность изделий через различные признаки выражать свою общественную ценность и полезность, которые могут быть установлены только посредством эстетических чувств и восприятий.

Важными показателями эстетических свойств одежды являются:

♦ соответствие формы назначению;

♦ колорит (соотношение всех цветов в оформлении изделия);

♦ организация объемно-пространственной структуры (соразмерность, соподчиненность всех элементов формы);

♦ соответствие конструкции современному направлению моды.

Одним из важных показателей эстетических свойств является цвет (цветовая композиция), вызывающий разнообразные ассоциации в восприятии человека .