Содержание статьи:

Перевозка нефтепродуктов автотранспортом

Перевозка нефтепродуктов автотранспортом — один из главных аспектов успешного бизнеса компаний, работа которых тесно связана с поставками горюче-смазочных материалов. Среди множества способов транспортировки ГСМ, при необходимости их адресной доставки, без автотранспорта просто не обойтись. Но само проведение транспортировки материалов данного вида влечет за собой множество вопросов, качественное решение которых немаловажно как с финансовой стороны, так и в плане экологии окружающей среды. Поэтому выбор фирмы-перевозчика, способной обеспечить высококачественные логистические услуги в этом направлении, столь важен.

Особенности проведения грузоперевозки ГСМ

Отрасль перевозки нефтепродуктов автотранспортом обладает своей спецификой. Поскольку данная группа товаров относится к опасным грузам, здесь предъявляются особые требования к подвижному составу, его оборудованию, маркированию товара, а также водителю автомобиля. Так, транспортное средство должно иметь специальный допуск, а человек, который им управляет – свидетельство о соответствующей подготовке. Помимо условий для обеспечения безопасности, автомобиль, которым осуществляется транспортировка ГСМ, должен быть оборудован специальными средствами для хранения нефтепродуктов в соответствующих температурных условиях.

Кроме того, осуществление перевозки такого вида невозможно без получения специального разрешения в органах внутренних дел. Для этого необходимо написать заявление и предоставить пакет документов, среди которых:

  • Аварийная карточка;
  • Маршрут перевозки;
  • Свидетельство о допуске автомобиля к транспортированию ADR.

Учитывая все особенности таких перевозок, намного проще поручить решение вопросов, связанных с их реализацией, специалистам.

Компания-перевозчик нефтепродуктов: правила выбора

Чтобы правильно выбрать логистическую компанию, способную качественно реализовать транспортировку нефтепродуктов автомобильным транспортом, необходимо обратить внимание не только на лицензию. О надежности фирмы и профессионализме ее сотрудников свидетельствуют другие факторы:

  • Срок пребывания на рынке;
  • Опыт проведения подобных перевозок;
  • Наличие надежных партнеров;
  • Контроль местопребывания груза;
  • Оперативное решение нестандартных ситуаций;
  • Возможность предоставления дополнительных услуг;
  • Качественное сбережение груза.

Подписывая контракт на перевозку ГСМ с компанией, выбранной с учетом выше указанных факторов, появляется возможность приобретения надежного партнера, на плечи которого можно с легкостью переложить заботы об ее проведении. Причем, результат от такой сделки всегда будет превосходить ожидания!

Перевозка дизельного топлива

Дизельное топливо — это горючее взрывоопасное вещество, которое является продуктом переработки нефти. Относится к горючим малотоксичным веществам 3 класса опасности (легковоспламеняющиеся жидкости) с присвоенным № ООН 1202. При попадании на кожу или слизистые человека вызывает раздражение. Доставка топлива сопряжена с определенным риском и требует повышенных мер предосторожности.

Дизельное топливо наряду с бензином является одним из самых распространенных энергоносителей на планете. На дизтопливе (солярке) работают многие механизмы и устройства, оснащенные дизельным двигателем внутреннего сгорания.

Производится дизельное топливо в соответствии с ГОСТом 305-82. Различают:

Летнее дизтопливо. Используется при температуре от 0°С;
Зимнее дизтопливо. Используется при температуре от -35°С и выше;
Арктическое дизтопливо. Используется при температуре от -50°С.

Применение

Перевозка дизельного топлива автотранспортом в автоцистернах

Доставка дизельного топлива в автоцистернах производится согласно ГОСТу 1510-84, который вводит ряд требований к состоянию транспортного средства, осуществляющего перевозку. По ГОСТу к транспортировке допускаются автоцистерны, имеющие внутреннее паро стойкое и маслобензостойкое защитное покрытие отвечающие условиям электростатической искробезопасности. Кроме того, цистерны должны быть оборудованы устройством нижнего слива и налива. Автоцистерны и бензовозы, задействованные в перевозке дизтоплива, нуждаются в периодической очистке в соответствии с правилами ТО.

Правила перевозки нефтепродуктов и дизельного топлива автотранспортом обязывают проводить подготовку тары особым образом. Во-первых, если до заливки в полуприцепе цистерне перевозилось другое горючее вещество, то бензовоз должен быть тщательно промыт и высушен. Не допускается никакое смешивание горючих веществ в автоцистерне.

Бензовоз для перевозки дизельного топлива должен быть заземлен во избежание воздействия электростатических сил на топливо залитое в полуприцеп цистерну. Заземление автоцистерн и бензовозов для доставки дизтоплива помогает избежать произвольного воспламенения светлых нефтепродуктов ГСМ. Нефтепродукты и дизельное топливо, при нагреве расширяется, поэтому при заполнении тары нужно оставлять немного места как раз на случай расширения. Наполнение полуприцепов цистерн производится на 95%, так как необходимо учитывать расширение ДТ при нагреве.

Автоцистерна-бензовоз должен иметь на корпусе специальные информационные табличкой с указанием типа опасного наливного груза. В случае перевозки дизельного топлива автотранспортом в автомобильных цистернах, их окрашивают в яркий оранжевый или красный цвет для их заметности на дороге. Так же на корпус полуприцепа цистерны наносят горизонтальную надпись «огнеопасно» с использованием чёрной краски.

Согласно классификации грузов, дизельное топливо, как нефтепродукт относятся к категории опасных грузов. В соответствии с правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и Правилами пожарной безопасности автоцистерны, предназначенные для перевозки дизельного топлива имеют специальное оборудование и отвечают следующим требованиям:

  • Корпус цистерны перевозимой дизельное топливо окрашен в оранжевый цвет;
  • На кабине автомобиля перевозимого светлые нефтепродукты, а именно ДТ установлен проблесковый маячок оранжевого цвета;
  • При перевозке нефтепродукта с прицепом на кабине устанавливается знак Правил дорожного движения (треугольник жёлтого цвета с чёрной каймой или три фонаря жёлтого цвета);
  • Спереди и сзади автомобиля автоцистерны перевозящего нефтепродукты прикреплены таблички с указанием рода груза по классификации № ООН 1202;
  • Автоцистерна для транспортировки ДТ окрашена в оранжевый цвет и имеет на бортах надпись «Огнеопасно»;
  • Шасси автомобиля, корпус цистерны под нефтепродукты и сливные рукава оборудованы заземляющими устройствами для отвода статистического электричества (медными гибкими многопроволочными тросами и цепочкой);
  • Ступеньки лестниц, обслуживающие площадки, внутренние перегородки-волнорезы, быстроразъёмные муфты, наконечники рукавов, маховики запорных вентилей выполнены из алюминиевых сплавов или других материалов, не образующих искрения при уларах;
  • Глушитель двигателя выведен в переднюю часть автомобиля (под радиатор), а на выхлопной трубе глушителя установлен искрогаситель;
  • Топливный бак автомобиля цистерны снизу и с боковых сторон, имеет защиту из листовой стали, а между защитой и стенками бака установлена прокладка из листового асбеста;
  • Автомобиль доставляющий нефтепродукты ГСМ оснащён первичными средствами тушения пожара (двумя порошковыми или углекислотными огнетушителями, ящиком с песком, кошмой, лопатой);
  • Внутри корпуса цистерны под нефтепродукты и дизельное топливо установлены поперечные перегородки, не доходящие до днища примерно на пять сантиметров, для гашения гидравлических ударов, возникающих при разгоне и торможении автомобиля;
  • Обеспечена герметичность цистерны, оборудования и всех её технологических коммуникаций;
  • Автоцистерны два раза в год предъявляться государственному техосмотру.

Правила перевозки дизельного топлива в количестве более 1000 литров требует выполнения следующих условий:

  • Наличие документа с указанным маршрутом перевозки.
  • Наличие ДОПОГ (Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов), то есть свидетельства о подготовке водителя к перевозке опасных веществ.
  • Наличие документа о том, что транспортное средство допущено к перевозке опасных грузов ADR-3.
  • Обозначение транспортного средства табличками опасного груза
  • Наличие средств пожаротушения.

На транспортную тару должны быть нанесены:

  • Наименование нефтепродукта и его марка.
  • Масса нетто или объем.
  • Дата изготовления.
  • Номер партии.
  • Надпись “Огнеопасно”.

ООО «ТрансАвтоЦистерна» оказывает полный комплекс транспортных услуг в сфере автомобильных грузоперевозок автоцистернами. Сегодня мы перевозим следующие классы опасных наливных грузов:

  • 3 класс. Легковоспламеняющиеся жидкости;
  • 4 класс. Легковоспламеняющиеся вещества и материалы;
  • 5 класс. Окисляющие вещества и органические пероксиды;
  • 6 класс. Ядовитые и инфекционные вещества;
  • 8 класс. Коррозионные вещества;
  • 9 класс. Прочие опасные вещества и изделия;
Смотрите так же:  Волков анатолий владимирович адвокат

Данные группы веществ используются в большинстве областей промышленности РФ и СНГ. Соответственно существует серьёзная потребность в безопасной транспортировке данных химических жидкостей до потребителей. Компания «ТрансАвтоЦистерна» предлагает услуги транспортировки широкого спектра наливных грузов, а так же готовы осуществить перевозку дизельного топлива.

Перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом

Перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом – довольно распространенная практика. Перевозка любого топлива – сложная и ответственная задача, которая требует соблюдения всех правил безопасности и особого внимания.

Нефтепродукты являются опасными грузами, относятся к классу легковоспламеняющихся опасных продуктов, поэтому их транспортировка требует аккуратности и внимания. Топливо имеет особые характеристики, их химические и физические свойства оказывают влияние на процесс транспортировки и требуют высокой квалификации от перевозчиков.

При транспортировке таких грузов учитывается множество моментов, например, темные нефтепродукты могут застывать зимой, поэтому для вязких веществ должны быть использованы цистерны с подогревом.

Кроме того, испарения от нефтепродуктов вредят и окружающей среде и здоровью человека, поэтому вещества, такие как бензин или керосин, транспортируют только в плотно закрытых баках.

Правила перевозки автомобильным транспортом

Для перевозок нефтепродуктов существует специальный регламент, который устанавливает правила перевозки опасных грузов. Правила перевозки регулируются действующим законодательством.

Для начала, чтобы перевозка осуществлялась беспрепятственно, отправитель должен иметь специальную накладную, к которой прикладывают санитарные, таможенные и карантинные документы.

Правилами не предусмотрены ограничения по виду транспорта, поэтому нефтепродукты перевозят не только автомобильным, но и железнодорожным, а также морским и авиационным транспортом.

Каждый способ имеет свои преимущества, главным плюсом автомобильной перевозки является то, что с помощью такого транспорта можно быстро доставить малое количество топлива на любые расстояния в любое время. Автомобильные перевозки позволяют транспортировку топлива прямо в топливных баках, причем общий объем емкости не может быть более 1500 литров.

К автомобильному транспорту выдвигают такие требования:

  1. Машины должны соответствовать требованиям правил пожарной безопасности.
  2. Сечение жил проводки обязательно должно иметь хорошую токопроводимость, причем нагрев машины недопустим.
  3. Номинальное напряжение электрического оборудования – не более 24 В.
  4. В случае если перевозятся нефтепродукты 3-го класса опасности, в машине должны присутствовать приборы дистанционного управления электроцепями от батареи. Прибор устанавливается в кабине и снаружи машины.
  5. Обязательна надпись на грузовике «Огнеопасно».
  6. Наличие средств пожаротушения также обязательно.

Очень большое внимание уделяется маршруту следования, важно, чтобы бензовоз как можно меньше двигался по густонаселенным городам, заповедникам и местам для отдыха. Кроме того, желательно исключить с пути школы и детские сады, а также больницы и трассы с интенсивным движением. На дороге автомобиль должен предупреждать других водителей о приближении опасного груза.

К емкостям для перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом также выдвигается множество требований:

  1. Перед использованием емкости тщательно моют и сушат. Ни в коем случае нельзя допустить смешивание горючих веществ.
  2. Чтобы избежать воздействия электричества на топливо, тара заземляется.
  3. На емкости также крепится табличка с указанием типа опасного вещества.
  4. Цистерны окрашивают в яркие, преимущественно оранжевые и красные цвета, что делает их заметными на дороге.

Помимо этого при перевозке опасного топлива необходимо множество документов – указание точного маршрута следования, наличие свидетельства, которое подтверждает подготовку водителя к перевозке, наличие разрешения на перевозку. Эти правила актуальны при транспортировке топлива объемом более 1000 литров. Если объем меньше – документы не нужны.

Это правило распространяется только на те случаи, когда сам владелец топлива осуществляет его транспортировку. Если же это делает другое лицо – необходимы транспортные документы, независимо от объема. На цистернах должна быть маркировка, а также должны наноситься классы опасности.

Ежегодно в Москве проходит международная выставка «Нефтегаз», которая посвящена отрасли нефтехимической промышленности всего мира.

Данное мероприятие является самым крупным в своей отрасли, оно позволяет оценить состояние сферы промышленности, а также способствует ее развитию.

На экспозициях будут представлены новейшие разработки и инновационное оборудование для добычи, очистки и транспортировки нефтепродуктов.

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом ТК «Опасный груз»

Нефтепродукты представляют собой легковоспламеняющиеся жидкости, которые несут угрозу в виде возникновения взрыва или воспламенения. Не менее опасны и пары этих жидкостей, которые могут причинить вред здоровью и жизни любого живого существа. При транспортировке нефтепродуктов возникает другой вид опасности, а именно причинение ущерба внешней среде в случае разлива нефтепродуктов и последствия сравнимы с локальной экологической катастрофой. Поэтому, нефть и ее производные, согласно ДОПОГ, относятся к грузам 3 класса опасности и, соответственно, перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом — это доставка опасного груза, происходящая по правилам транспортировки опасных грузов.

Доставка нефтепродуктов до конечного грузополучателя может выполняться как тарным, так и бестарным способом. Тарой для продуктов нефтепереработки могут служить контейнера, бочки, либо канистры, которые имеют объем до 5 кубических метров. Для перевозки таких емкостей используют бортовые или тентованные автомобили.

Автомобильные перевозки нефтепродуктов бестарным способом, проще наливом, задействуют в основном цистерны для перевозки нефтепродуктов. Наряду с цистернами нефтепродукты перевозят танк контейнерами.

Перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом в зависимости от химико-физических свойств этих веществ подразумевает два вида перевозок:

Перевозка светлых нефтепродуктов

Светлые нефтепродукты имеют достаточно низкую плотность, а, следовательно, невысокую вязкость. Являются прозрачными жидкостями с минимальным включением нефтяных фракций. Не требуют строгого соблюдения температурного режима транспортировки. Перевозка светлых нефтепродуктов выполняется облегченными автоцистернами из нержавейки, алюминия, стали и пластика. Для снижения себестоимости перевозки светлых нефтепродуктов используют многосекционные емкости. К доставке светлых нефтепродуктов относится:

Перевозка темных нефтепродуктов

Темные нефтепродукты содержат тяжелые фракции переработки нефти, каковые обладают темным цветом и имеют значительную вязкость. Перевозка темных нефтепродуктов учитывает тот момент, что температура застывания этих продуктов достаточно низка, и во время транспортировки должна поддерживаться на определенном уровне. Для доставки темных нефтепродуктов требуются изотермические цистерны, а иногда и с системами подогрева. К транспортировке темных нефтепродуктов относятся:

Наша транспортная компания длительное время организует перевозки нефтепродуктов по России, в частности из Москвы и Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Казани, Перми и Уфы, Краснодара и Волгограда, Воронежа и Саратова, Ижевска и Екатеринбурга, Омска и Новосибирска, Челябинска и Тюмени, Стерлитамака и Дзержинска. Практически в каждом из этих городов находится наш транспорт нефтепродуктов, подготовленный и промаркированный. Любая перевозка гсм, будь то перевозка топлива или смазочных материалов, может причинить головную боль заказчику, либо перевозчику, но только не нам. Мы профессионально исполняем возложенные на нас услуги перевозки нефтепродуктов по разумным ценам и стремимся завоевать ваше доверие для долговременного сотрудничества. Заказывайте перевозки нефтепродуктов автотранспортом у нас и найдете в нашем лице надежного и преданного партнера.

Основные способы перевозки нефтепродуктов

Современное развитие экономики немыслимо без нефти и нефтепродуктов. Бесперебойная и эффективная работа предприятий практически всех народнохозяйственных отраслей напрямую зависит от их своевременных и регулярных поставок, поэтому транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья имеют первостепенное значение.

Доставляют их с помощью следующих видов транспорта:

  • железнодорожного;
  • водного;
  • автомобильного;
  • трубопроводного.

Для дальнейшего хранения и отпуска нефтепродуктов используются нефтебазы и топливозаправочные станции.

Какая бы организация транспортировки не использовалась, цель всегда одна – минимизация затрат и сроков перевозки, а также обеспечение её максимальной рациональности.

Выбор вида транспорта зависит от местоположения потребителей, предприятий нефтепереработки и нефтепромыслов, степени развития тех или иных путей сообщения и объема перевозимого груза. В процессе выбора также учитываются основные преимущества и главные недостатки данного вида. К примеру, основным преимуществом водной транспортировки является её дешевизна (по сравнению с ж/д и автоперевозкой), а недостатком – сезонность (только в период навигации).

Смотрите так же:  Как оформить презинтацию

Нередко бесперебойность доставки можно обеспечить лишь с помощью использования нескольких видов транспорта. Особенно это касается перевозок на большие расстояния. Такой вид транспортировки называется смешанным.

Железнодорожные перевозки нефтепродуктов

Железнодорожный транспорт подходит для доставки любых видов нефти и продуктов её переработки. Его доля в общем объеме перевозок составляет порядка 40-ка процентов. Перевозка нефтепродуктов в основном осуществляется в вагонах-цистернах, и лишь небольшую часть таких грузов (примерно 2 процента) транспортируют в более мелкой таре (бидоны, бочки и контейнеры). Для перевозки некоторых видов смазок и масел, а также небольших партий нефтепродуктов применяют крытые вагоны.

Главное достоинство железнодорожного транспорта – его всесезонность, поэтому большая часть распределительных нефтебаз размещена на железнодорожных магистралях.

Основными недостатками являются:

  • большие материальные затраты на строительство новых и эксплуатацию существующих путей;
  • достаточно высокая стоимость перевозки (цена – дороже в 2-4 раза, чем водным или трубопроводным путем).

Нефтяная ж/д цистерна может перевозить 25-ть, 50-т, 60-т, 90 и 120 тонн. Самые распространенные объемы – 50 и 60 м 3 . Из таких вагонов формируются поезда, которые называются наливные маршруты. Каждая цистерна оборудована универсальным сливным устройством, которое устанавливается в её нижней части для обеспечения полного слива содержимого. Чтобы ограничивать максимально допустимое давление в перевозящих углеводороды ж/д цистернах, из-за которого при транспортировке может возникнуть опасное напряжение стенок её котла, используются предохранительные клапаны пружинного типа.

При перевозках застывающих нефтепродуктов с высокой вязкостью (темные мазуты и светлые фракции), такие вагоны оборудуют либо внутренними устройствами подогрева, либо наружными паровыми обогревателями.

При перевозках битума, который относится к тугоплавким продуктам, используют специальные бункерные полувагоны. Их конструкцию представляют четыре закрепленных на раме бункера, оборудованных паровой рубашкой. Объем каждого составляет 11,8 м 3 . Эти бункеры легко опрокидываются, а затвердевший битум высыпается на место разгрузки, после чего бункер также легко возвращается в исходное положение.

При контейнерных перевозках нефтепродуктов используются маленькие цистерны по 2,5 и 5 тонн. Их закрепляют на платформах, а по прибытии на место перегружают с помощью крана на грузовые автомашины. Так в основном транспортируют смазки и масла. Так как эти продукты относятся к высоковязким, контейнеры также оборудуются паровыми устройствами подогрева.

Погрузка/разгрузка перевозимых нефтепродуктов в цистерны производится с помощью специальных сливно-наливных эстакад, куда вагоны попадают по проложенным на нефтебазу подъездным путям с ближайшей станции.

Такие пути по типу операций разделяются на:

Требования к перевозке битума

Перевозка битума является весьма востребованной услугой, поскольку этот нефтепродукт широко применяется в различных сферах строительства и производстве множества технических смесей. Чтобы работа по транспортировке была максимально безопасной и результативной, очень важно соблюсти правила и требования, установленные уполномоченными органами. Министерство транспорта заботится о том, чтобы деятельность предпринимателей и физических лиц при перевозке битума различными транспортными средствами не несла риска непосредственно для них и для других участников дорожного движения. На основе этого и разрабатываются правила, положения и требования.

Основные документы, регламентирующие перевозку нефтепродуктов

Перевозка битума автотранспортом должна осуществляться в соответствии с требованиями, изложенными в законодательных документах: на основании утвержденных 272 постановлением Правительства Российской Федерации Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, пункт 3, при осуществлении перевозки опасного груза обязательно соблюдать требования ДОПОГ – Европейского соглашения о международной перевозке грузов, приложение А, В.

Перечень наиболее важных требований, на которые нужно обратить внимание при транспортировке битума

Темный нефтепродукт с высокой плотностью кроме массы положительных свойств отличается и риском возникновения опасности при перевозке и погрузке. Особая небезопасность загрузки, транспортировки и выгрузки битума становится актуальной при высокой температуре. Вся проблема состоит в том, что именно при нагреве этом продукт приобретает высокую пластичность, столь необходимую для улучшения технических свойств. Поэтому стоит очень тщательно соблюдать правильный алгоритм работы с этим веществом, не подвергать риску себя, экипаж и весьма ценный груз.

Требования к перевозке битума на автоцистерне включают несколько основных положений, каждое из которых является важным и заслуживает внимания:

  • Водителю необходимо подготовить специальное свидетельство по ДОПОГ. В нем должна значиться специальная отметка в графе цистерны для класса 9, обозначающая разрешение на выполнение работы по перевозки битума.
  • Свидетельство-допуск к перевозке опасных грузов на транспортное средство, на тягач и прицепное звено при использовании автопоезда является обязательным.
  • При обустройстве цистерны обязательно применить специальные знаки. «Рыба и дерево» – знаки, обозначающие опасность вещества для окружающей среды, маркировочные знаки, свидетельствующие о перевозке груза с повышенной температурой, знаки опасности, соответствующие грузу 9 класса опасности. Каждый знак необходимо прикрепить на автоцистерну. Разместите их сзади и по одному на боковые стороны.
  • Таблички оранжевого цвета с номером 99 вверху, № ООН «3257» внизу необходимо прикрепить спереди и сзади на автоцистерну. Также можно воспользоваться альтернативным способом маркировки автоцистерны – спереди и сзади прикрепить оранжевые таблички без номеров, а на боковые стороны таблички с номерами.

Профессиональная подготовка экипажа, выбор надежного транспортного средства, полноценное оборудование автоцистерны, грамотная маркировка и оформление всей документов согласно законодательным нормам – залог обеспечения безопасности и эффективности грузоперевозки битума автомобильным транспортом. Действуйте в соответствии с постановлениями Минтранса, и ваша деятельность в сфере доставки нефтепродуктов станет максимально успешной.

Особенности грузоперевозок нефтепродуктов автотранспортом

Россия обладает богатейшими запасами чёрного золота, что обусловило распространённость грузоперевозок продуктов перегонки сырой нефти. Наиболее востребованным вариантом таких перевозок является использование автомобильного транспорта. Достоинства этого метода вытекают из недостатков альтернативных способов. Морские перевозки используются преимущественно для доставки грузов в регионы, отделённые водной стихией. Железнодорожные поставки в советские времена были самыми распространёнными, но в настоящее время их актуальность резко снизилась из-за высокой стоимости и недостаточной оперативности. Так что перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом на малые/средние расстояния на сегодня является наиболее популярным подходом к решению проблемы их доставки конечному потребителю.

Как правильно перевозить нефтепродукты автотранспортом.

Виды нефтепродуктов

Данный вид материалов относится к категории легковоспламенимых жидкостей, главная опасность при транспортировке которых заключается в высоком риске воспламенения/взрыва. Примерно такой же уровень опасности исходит от паров нефтепродуктов, которые также могут являться легковоспламенимыми, а вдобавок – токсичными для человека и других высокоорганизованных представителей животного мира. Другая опасность, характерная при перевозке нефтепродуктов, – вероятность из разлива, что грозит нанесением серьёзного ущерба окружающей среде, приравниваемым к экологической катастрофе локального характера.

Вследствие этого нефть вместе с множеством производных, согласно европейской классификации ДОПОГ, приравнена к грузам третьего класса опасности. Перевозку нефтепродуктов следует осуществляться в соответствии с действующими правилами, распространяющимися на транспортировку грузов, относящихся к категории опасных. Существует несколько общепринятых критериев классификации нефтепродуктов. В частности, по агрегатному состоянию вещества, находящегося в естественных условиях (давлении/температуре), они подразделяются на следующие категории:

  • газообразные нефтепродукты;
  • находящиеся в жидком состоянии;
  • твёрдые.

Автотранспортом допускается транспортировка только двух последних категорий. Согласно совокупности физико-химических свойств нефтепродукты можно разделить на следующие большие группы:

  • топливо (дизельное, реактивное, бензиновое, авиакеросин);
  • масла (индустриальные, для ДВС и электромоторов, трансмиссионные, судовые, трансформаторные, для изоляционной продукции, гидравлические и др.);
  • технологические вязкие смазки, вещества для консервации техники;
  • твёрдые нефтепродукты (битум, парафин);
  • специальные вещества.

Более обобщённая классификация предполагает разделение нефтепродуктов на светлые и тёмные. К первым принято относить продукты нефтеперегонки, характеризующиеся невысокой вязкостью и достаточно качественной очисткой. Это практически весь спектр топливных материалов. К тёмным нефтепродуктами относят жидкости с высокой концентрацией нефтяных фракций, что обуславливает их высокую степень вязкости и плотности. Ввиду низкой температуры застывания тёмные нефтепродукты необходимо перевозить в условиях постоянного подогрева. К этой категории нефтепродуктам относят битум, мазут, некоторые разновидности масел, сырую нефть и другие нефтесодержащие вещества.

Смотрите так же:  Что такое дисциплинарное взыскание на работе

Поскольку любые нефтепродукты подвержены самовоспламенению, предосторожность при транспортировке нефти и производных автотранспортом должна ставиться во главу угла. Любая ошибка грозит экологическим бедствием, устранить которое будет чрезвычайно сложно. Существует также реальная угроза для жизни/здоровья людей, оказавшихся в непосредственной близости от транспортного средства, перевозящего опасный груз.

Подвижной состав для транспортировки нефтепродуктов

Большая часть разновидностей нефтепродуктов доставляется к месту назначения с использованием бестарного метода, предполагающего применение специализированного подвижного состава. Классификация СПС:

  • бензовозы (автоцистерны, используемые для перевозки таких нефтепродуктов, как масла, моторное топливо, смазочные материалы, жидкие растворители, другие вещества со сходными физико-химическими характеристиками);
  • топливозаправщики (специализированные бензовозы, оснащенные насосным оборудованием для дозированного скачивания);
  • битумовозы (специализированные автоцистерны, оснащённые горелкой для подогрева перевозимого битума);
  • газовозы (специализированные автоцистерны, позволяющие перевозить сжиженные газы под высоким давлением), оснащённые насосным оборудованием для перекачки СГ в стационарные резервуары;
  • автогудронаторы; (специализированные автоцистерны, оснащённые механизмом, обеспечивающим равномерное распределение битума при укладке дорожного полотна);
  • газовозы, специализирующиеся на транспортировке бытовых баллонов со сжиженным газом.

Перевозка отдельных разновидностей нефтепродуктов может производиться с использованием ТС общего назначения, которые дооборудованы приспособлениями, обеспечивающими соблюдение правил транспортировки. В некоторых случаях разрешается задействовать обычные грузовики (если нефтепродукты перевозятся в специальной таре, регламентированной требованиями ГОСТ 1511/85). Правила перевозки ОГ позволяют транспортировать нефть и её производные с использованием обычного подвижного состава (при условии, что объёмы перевозок находятся в пределах установленных норм: бензин – не более 33 литров, дизтопливо – в пределах 1000 литров).

Транспортировка крупных партий продуктов светлой нефтехимии производится с использованием прицепов-цистерн или полуприцепов-цистерн. Эта разновидность подвижных составов обеспечивает минимизацию себестоимости перевозки нефти автотранспортом посредством оптимального посекционного распределения горючей жидкости. Контейнерные перевозки продуктов светлой нефтехимии актуальны, если их доставка планируется в отдалённые регионы. Контейнеры очень удобны и как практичный полевой ПС.

Стандартный объем таких контейнеров находится в пределах 1.0– 5.0 кубометров, а для их перевозки можно использовать тентованные бортовые грузовики марок ЗИЛ или ГАЗ.

Тара для перевозки НП

Вязкие масла и жидкие составы (растворители, топливо всех разновидностей) перевозятся с использованием канистр и аналогичной тары ёмкостью 5-60 литров. Если требуется тара большего объёма, допускается применение бочек (полиэтиленовых или металлических) ёмкостью 50-250 литров. Правила перевозки ОВ лимитируют объём такой тары для транспортировки конкретных веществ (для дизтоплива это 60 литров), но если требуется ёмкость большего объёма, это допустимо, но на тару должно быть нанесена соответствующее буквенно-цифровое обозначение.

В соответствии с Правилами, заполнять канистры или бочки нужно не полностью – максимально на 95% от объёма.

Нефтепродукты, предназначенные для продажи в розничной сети в категории товарных нефтепродуктов, как правило, фасуются в заводскую упаковку и перевозятся в ящиках/коробках или посредством размещения на поддонах с обязательной упаковкой в термоплёнку. Для транспортировки небольшого ассортимента твёрдых продуктов переработки нефти (битум, парафин) допускается использование обычной тары – картонных коробок, ящиков, барабанов и аналогичных тарных ёмкостей

Перевозка жидких нефтепродуктов автотранспортом общего назначения в оптовых объемах осуществляется с применением флекситанков – эластичных многослойных мешков, предназначенных для размещения в контейнерах. Объём такой тары варьируется в пределах 10000-25000 литров. Но чаще всего для перевозки нефтепродуктов используются автоцистерны, обеспечивающие соблюдение всех требований и правил безопасности при перевозках опасных грузов. Обладая полностью герметичным корпусом овальной формы (оптимальным в плане аэродинамики), они оборудуются:

  • задвижкой клиновидной формы для удобного слива перевозимых продуктов;
  • специальным патрубком, предназначенным для заливки в ёмкость жидкостей маслянистой консистенции;
  • указателем уровня жидкости стержневого типа;
  • дыхательным клапаном, обеспечивающим надёжную герметизацию резервуара;
  • насосным оборудованием насосом и системой шлангов;
  • съёмными волнорезами, предназначенными для минимизации ударной волны, возникающей при ускорении/торможении во время движения ТС.

Автоцистерны, предназначенные для доставки тёмных нефтепродуктов, дополнительно оснащаются нагревательным оборудованием с целью поддержки заданного температурного режима. Все автоцистерны имеют в своем составе огнетушители и заземляющие приспособления, предназначенные для отвода возникающего при заправке/сливе нефтепродуктов статического электричества.

Требования к транспортировке НП

Грузовые автомобили вместе с полуприцепами и прицепами, используемые для транспортировки большинства разновидностей продуктов перегонки нефти, должны соответствовать ряду требований, описанных в Правилах перевозки ОГ. Перечислим эти требования:

  • ТС необходимо оснастить таким образом, чтобы обеспечить соблюдение мер пожарной безопасности. В их число входит обеспечение наличия в кабине выключателя «массы», обеспечивающего аварийное отключение электропитания транспортного средства, оснащение подвижного состава глушителем с пламегасителем и фронтальным расположением оконечного устройства (выхлопной трубы), заземляющей металлической цепью, противоподкатными бамперами, средствами защиты цистерны и системы трубопроводов от механических ударов, при опрокидывании ТС;
  • транспортное средство должно быть оснащено маркировкой, предупреждающей о перевозке груза, относящегося к категории опасных (включая заметную издалека надпись «Огнеопасно» и соответствующие информационные таблички);
  • автоцистерны для перевозки обширного спектра нефтепродуктов должны обладать техническими характеристиками, обеспечивающими максимальную остойчивость подвижного состава;
  • цистерны должны иметь специальную окраску;
  • подвижный состав должен быть укомплектован средствами ИЗ водителя и всех сопровождающих опасный груз лиц, а также стандартными средствами пожаротушения (песком, багром, лопатой, двумя или более огнетушителями, кошмой);
  • такой спецтранспорт оборудуется сигнальными средствами, могущими работать в автономном режиме (спаренные фонари оранжевого цвета).

Доставка мазута и других светлых/тёмных нефтепродуктов автотранспортом должна осуществляться по маршруту, согласованному с представителями ГИБДД. Недопустимой является транспортировка в тёмное время суток. На отвечающее всем вышеперечисленным требованиям транспортное средство оформляется допуск в соответствии с правилами ДОПОГ в отношении конкретного вида продуктов переработки нефти.

Требования к водителям

Согласно правилам, регламентирующим перевозку всех разновидностей нефтепродуктов автотранспортом, водители, задействованные для этих целей, должны в установленном Правилами порядке пройти специальный курс обучения и получить удостоверение, разрешающее допуск к транспортировке ОГ. Кроме общего инструктажа по ТБ, перед каждым выездом должен проводиться дополнительный инструктаж, объясняющий правила и особенности транспортировки конкретной разновидности нефтепродуктов. Это позволит водителям правильно реагировать на возникновение любых нештатных ситуаций, возникающих на пути следования подвижного состава.

Условия безопасной перевозки лёгких/тяжёлых нефтепродуктов автомобильным транспортом предполагают обращение особого внимания вопросам, касающимся защите персонала, участвующего в транспортировке. В частности, в число таких мер входит использование индивидуальных защитных средств при выполнении погрузки/разгрузки, ремонте автоцистерн, позволяющих защитить людей от вредного воздействия токсичных паров.

Документы, требуемые для перевозки нефтепродуктов

Основным документом при осуществлении перевозок нефтепродуктов автотранспортом является договор, заключаемый между грузообладателем и перевозчиком. Этот документ дополняется транспортной накладной отечественной формы или аналогичным документом международного образца. Наличие ТН является обязательным условием перевозок опасных грузов. Составление этого документа – прерогатива грузоотправителя (иногда – грузополучателя или компании, уполномоченной на отправку нефтепродуктов по просьбе клиента). Кроме договора и ТН, согласно нормативно-законодательной базе РФ, необходимо оформить пакет сопроводительных документов на транспортируемый груз.

В него входят документы, которые могут быть востребованными таможенными, карантинными, санитарными службами. Рекомендуется иметь сертификаты на весь ассортимент перевозимых продуктов переработки нефти, паспорт качества продукции, а также все другие документы и удостоверения, которые могут выдаваться уполномоченными органами на конкретную разновидность груза:

  • путевой лист с наличием соответствующей опасному грузу маркировкой;
  • свидетельство европейских правил ДОПОГ, выдаваемое на конкретное ТС;
  • удостоверение о допуске водителя к транспортировке ОГ;
  • согласованный маршрут передвижения;
  • инструкцию, регламентирующую действия персонала в случае возникновения на маршруте следования непредвиденной ситуации;
  • информационный лист (сведения обо всех ответственных лицах, задействованных в грузоперевозках, с указанием их контактных данных).

Отметим, что соблюдение правил и требований при транспортировке нефти и её производных является обязательным условием, обеспечивающим наряду с дисциплинированностью водителя требуемый уровень безопасности.