Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 27
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным,
индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина

Одна из наиболее важных разновидностей человеческой деятельности — воинская деятельность. Цели ее изложены в Федеральном законе «Об обороне». К ним отнесены отражение агрессии, направленной против нашей страны, вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации и выполнение задач в соответствии с международными договорами. Воинская деятельность признана приоритетной перед другими формами деятельности, так как она имеет особенности, о которых мы уже говорили в главе 1 этого раздела. Современная воинская деятельность многообразна. Условно ее можно подразделить на три основных вида: боевую, учебно-боевую и повседневную деятельность.

Боевая деятельность — это основной вид воинской деятельности. Она осуществляется в ходе боевых действий. Под ними принято понимать организованные действия по достижению определенных целей в бою. Основные виды боевых действий — наступление и оборона. В современных условиях боевые действия отличаются высокой маневренностью, решительностью, скоротечностью, резкими изменениями обстановки и широким применением различных видов оружия и боевой техники.

Учебно-боевая деятельность (ее осуществляют в целях обеспечения успешной боевой деятельности) состоит из системы мероприятий по обучению и воспитанию военнослужащих и подготовке подразделений и частей для совместных боевых действий. В ее процессе с военнослужащими проводят занятия и тренировки по различным предметам обучения, боевые стрельбы, а также учения — наиболее эффективную форму полевой, морской и воздушной выучки личного состава.

Повседневная деятельность охватывает практически все остальные стороны жизни военноелужащих. В каждой воинской части ее осуществляют в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Они регламентируют эту деятельность в целях поддержания в подразделениях и частях внутреннего порядка и дисциплины, обеспечивающих высокую боевую готовность, учебу военнослужащих, организованное выполнение других задач и сохранение здоровья личного состава. Выполнение своих обязанностей в повседневной деятельности помогает воинам выдерживать тяжелые испытания в боевой обстановке.

Воинская деятельность предъявляет к военнослужащим высокие требования по уровню профессиональной подготовки, образования, состояния здоровья, физической подготовки и психологической устойчивости. В каждом виде Вооруженных Сил и роде войск эта деятельность имеет свои особенности, которыми определяются профессионально важные качества военнослужащих (табл. 8).

Главные общие требования, предъявляемые воинской деятельностью к каждому военнослужащему, — высокий уровень боевого мастерства, дисциплинированности и психологической подготовки.

Боевое мастерство предполагает такую профессиональную подготовленность воина, которая обеспечит наиболее эффективное применение оружия и техники, а также использование условий боевой обстановки для достижения превосходства над противником.

Дисциплинированность воина заключается в его уважительном отношении к законам государства и нравственным нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. Высшее выражение дисциплинированности — готовность к самопожертвованию в бою.

Психологическая подготовка представляет собой комплекс мер по выработке у воинов высокой боевой активности и формированию у них таких черт характера, как мужество, смелость, храбрость и самоотверженность.

Большое значение для успешной воинской деятельности имеют психические и морально-этические качества призывников. Эти качества образуют структуру личности гражданина и присущи всем людям. Основные из этих свойств — направленность личности, характер, способности и темперамент.

Направленность личности проявляется в идейных убеждениях, нравственных принципах и мировоззренческих взглядах на те или иные проблемы. Это свойство характеризует человека в отношении того, к чему он стремится и что ценит. Основное требование к направленности личности воина — соответствие его нравственного развития, жизненных целей, личных решений, убеждений и устремлений интересам нашего общества и задачам повышения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил.

Под характером понимают совокупность черт, составляющих индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Основные черты характера, требующиеся для успешной военной деятельности, представлены на схеме 31.

Следующее свойство личности — способности, позволяющие быстро овладеть той или иной специальностью. Развитие соответствующих способностей в военном деле позволяет призванному в ряды Вооруженных Сил в короткий срок приобрести нужные для службы знания, умения и навыки. Способности определяют по таким показателям, как уровень развития мышления, памяти, наблюдательности и воображения, чувствительность органов зрения, слуха и осязания, приспособленность к производству точных движений и т. д.

Темперамент тесно связан с характером человека и его способностями. Он отражает особенности протекания психических процессов и состояний. Основные компоненты темперамента: общая активность, двигательные проявления и эмоциональность. Различают четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Каждый из них проявляется по-разному, но любой может найти применение в каком-либо соответствующем ему виде воинской деятельности. В своем темпераменте человеку трудно что-либо изменить, однако можно сделать более содержательными его положительные стороны и несколько сгладить отрицательные.

Воинская деятельность имеет ярко выраженный коллективный характер. Элементами коллектива являются люди, занимающие различное положение и выполняющие определенные обязанности. Поэтому важное место в психологии воинского коллектива занимают межличностные отношения, которые отражают позицию воина к каждому из своих товарищей. Эти отношения связывают всех военнослужащих коллектива и имеют большое значение для их психологической совместимости. Совместимость членов коллектива формируется на основе воспитания у воинов чувства симпатии, доверия и уважения к товарищам, готовности к совместным с ними действиям. Важная роль в воспитании членов коллектива в духе товарищества, доверия, взаимовыручки и взаимопомощи принадлежит командиру. Согласно уставу, он обязан воспитывать подчиненных, заботиться о сплочении коллектива и укреплении дружбы между воинами.

В заключение отметим, что воинская деятельность — это сложное во многих отношениях явление. Она общественно необходима и востребована и занимает в любом государстве важнейшее место.

1. На какие виды можно условно подразделить воинскую деятельность?

2. Что понимают под боевой деятельностью?

3. С какой целью осуществляют учебно-боевую деятельность?

4. Какими документами регламентирована повседневная деятельность военнослужащих?

5. Что называют боевым мастерством?

6. В чем заключается дисциплинированность воина?

7. Что такое направленность личности?

8. Что понимают под характером личности?

9. По каким показателям определяют способности личности?

10. Какие типы темпераментов личности вы знаете?

Требования к физической подготовке призывника

Гражданин Российской Федерации, достигший семнадцатилетнего (призывного) возраста должен пройти специальную военно-медицинскую комиссию, которая оценивает состояние здоровье призывника. Но не только состояние здоровья является решающим фактором в отборе призывников, оценивается также и физическая подготовка юношей.

В настоящее время требования к физической подготовке призывника составляются и утверждаются двумя ведомствами: министерством образования Российской Федерации и Генеральным штабом Вооруженных сил РФ. Оценка физической подготовки лиц призывного возраста осуществляется с помощью выполнения комплекса упражнений. Юноша должен уложиться в следующие нормативы:

Общие требования воинской деятельности к уровню подготовки призывников.

2. Главные требования для успешного исполне­ния обязанностей военной службы установлены ст. 13 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в которой изложены общие обязанности военнослужащих:

• быть верным военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной служ­бы;

• строго соблюдать Конституцию и законы Рос­сийской Федерации, выполнять требования воин­ских уставов;

• постоянно овладевать военными профессио­нальными знаниями, совершенствовать свою вы­учку и воинское мастерство;

• знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и воен­ную технику, беречь военное имущество;

• быть честным, дисциплинированным, храб­рым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;

• беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;

• дорожить войсковым товариществом, не ща­дя своей жизни, выручать товарищей из опаснос­ти, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отноше­нии себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных по­ступков;

• соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветст­вия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно оде­тым;

• быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну.

Военная служба является одной из наиболее сложных и важных разновидностей человеческой деятельности.

Чтобы хорошо подготовиться к выполнению воинских обязанностей, каждый призывник дол­жен обратить внимание на свои морально-психо­логические качества, физическую подготовку и уровень общеобразовательных знаний.

Юноше необходимо воспитать у себя такие пси­хические и морально-этические качества, кото­рые помогут ему установить хорошие межлично­стные отношения в воинском коллективе и разрешать возникающие конфликты путем взаимного компромисса.

Занятия физической подготовкой и спортом необходимы, чтобы развить нужные для военной службы качества: силу, быстроту, ловкость, вы­носливость, гибкость, волю.

Хорошая общеобразовательная подготовка по­может быстрее и успешнее освоить воинскую спе­циальность.

1. Двигательная активность и ее значение для здо­ровья человека.

1. Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых челове­ком в процессе своей жизнедеятельности. Это эф­фективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной состав­ляющей двигательной активности являются регу­лярные занятия физической культурой и спор­том.

Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций цент­ральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более при­способленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращает­ся сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствова­нию системы кровообращения.

Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление лег­ких ликвидирует в них застойные явления и слу­жит профилактикой возможных заболеваний.

Смотрите так же:  Нотариус м ветеранов

Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться к любому виду трудовой деятельнос­ти. Постоянные физические упражнения способст­вуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей. У крепкого, закаленного человека увели­чиваются умственная и физическая работоспособ­ность и сопротивляемость к различным заболева­ниям.

Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма.

Люди, выполняющие необходимый объем дви­гательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напря­жению, лучше спят, у них меньше проблем создоровьем.

2. Воинская дисциплина и ее значение в современ­ных условиях.

2. Под воинской дисциплиной понимается стро­гое и точное соблюдение всеми военнослужащи­ми порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).Значение и роль воинской дис­циплины в современных условиях постоянно воз­растают. Это связано прежде всего с необходимо­стью согласованных и быстрых действий воинов, подразделений и частей в условиях частых изме­нений обстановки и больших физических и мо­ральных нагрузок. Именно поэтому каждый воен­нослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным. Сегодня быть дисциплинированным — значит добросо­вестно и честно выполнять требования воинских уставов, беспрекословно и точно выполнять при­казы командиров и начальников.

Личная дисциплинированность каждого во­ина — это социально-психологическая и нравст­венная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. В дисциплинированности воина выражается его готовность к самопожертвова­нию в вооруженной борьбе за безопасность Роди­ны. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах пат­риотизма, долга, чести и высокой внутренней от­ветственности. Дисциплинированность не являет­ся сознательной, если она диктуется страхом на­казания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплини­рованности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность. Если пове­дение военнослужащего обусловлено исключи­тельно пониманием норм и правил, не требую­щим каких-либо напоминаний, — это самодис­циплина. Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и прика­заниями командиров и реализуется на основе по­виновения, — это исполнительность.

Дисциплинированность особенно важна в бое­вых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной за­дачи.

1. Закаливание организма, его значение для ук­репления здоровья человека. Использование факторов окружающей природной среды для за­каливания.

1.Под закаливанием понимается система про­цедур, способствующих повышению сопротивля­емости организма неблагоприятным воздействи­ям внешней среды, и укрепление механизмов приспособления к холоду и жаре.

При закаливании у организма вырабатывается устойчивость к простудам и некоторым другим заболеваниям. У тренированного к охлаждению человека реакция на холод происходит сле­дующим образом: увеличивается выработка тепла и быстро происходит его задержание за счет со­кращения сосудов кожи, повышается обмен ве­ществ.

Для полноценного закаливания необходимо со­блюдать определенные принципы: постепенность, регулярность и систематичность, многофактор­ность, учет индивидуальных особенностей орга­низма.

В комплекс закаливающих процедур входят воздушные ванны, солнечные ванны и закалива­ние водой. Воздушные и солнечные ванны, как правило, являются общими, т. е. действуют на всю поверхность тела. Наибольший эффект при профилактике простудных заболеваний имеет за­каливание водой. Оно может быть общим или местным, когда воздействию подвергается опре­деленный орган или участок тела.

Водные процедуры применяются в виде купа­ния в открытых водоемах, обтирания, обливания, ножных ванн, контрастного воздействия теплой и холодной воды. Очень полезно сочетание ку­пания и плавания, так как в этом случае проис­ходит не только закаливание организма, но и массаж кожи и мышц. Движение в воде улучша­ет обмен веществ, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает муску­лы.

2. Основные положения по приему гражданской молодежи в военные образовательные учрежде­ния профессионального образования.

2. В военно-учебные заведения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» при­нимают граждан Российской Федерации, имею­щих среднее (полное) общее или среднее профес­сиональное образование, не проходивших воен­ную службу, в возрасте от 16 до 22 лет, а воен­нослужащих — до достижения возраста 24 лет.

Прием в военно-учебное заведение проводят по личному заявлению желающего поступить в него, которое необходимо подать до 1 мая года поступ­ления в районный (городской) военный комисса­риат по месту прописки.

В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и отчество, год и месяц рождения, адрес мес­та жительства, наименование военно-учебного заведения (факультета), в которое желает по­ступить заявитель. К заявлению нужно прило­жить следующие документы: автобиография, ха­рактеристика с места учебы (работы), копия доку­мента об образовании (справка о текущей успеваемости), фото 4,5 х 6 см — 3 шт.

Районные (городские) призывные комиссии до 15 мая года поступления проводят предваритель­ный профессиональный отбор. О времени и месте прибытия кандидатов для поступления начальни­ки военно-учебных заведений сообщают кандида­ту до 30 июня года поступления на учебу через во­енные комиссариаты. К вступительным экзаме­нам поступающие готовятся самостоятельно или на подготовительных курсах, которые организо­ваны при большинстве военно-учебных заведе­ний. Прибывшие в военно-учебные заведения кандидаты представляют паспорт, военный би­лет (удостоверение о приписке) и подлинный до­кумент об образовании.

Они проходят профессиональный отбор, кото­рый проводят приемные комиссии военных обра­зовательных учреждений профессионального об­разования с 5 до 25 июля года поступления на учебу.

В ходе профессионального отбора у кандидатов проверяют:

• военно-профессиональную направленность и физическую подготовленность;

• индивидуальные психологические качества;

Состояние здоровья проверяют военно-врачеб­ные комиссии на основании Положения о воен­но-врачебной экспертизе, утвержденного Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. (№ 390).

Военно-профессиональную направленность и индивидуальные психологические качества про­веряют при собеседовании кандидата со специ­алистами профессионального отбора и при тести­ровании.

Физическую подготовленность оценивают по результатам выполнения упражнений (бег на 3 км, подтягивание на перекладине, бег на 100 м, плавание на 100 м).

Общеобразовательную подготовку кандидатов проверяют на вступительных экзаменах по ут­вержденному перечню предметов с целью опреде­ления возможности поступающих осваивать соот­ветствующие профессиональные образовательные программы.

Выпускникам подготовительных курсов, орга­низованных при военно-учебных заведениях, по решению приемной комиссии оценка по общеоб­разовательной подготовке может быть определена по результатам выпускных экзаменов на этих курсах.

Кандидаты, успешно прошедшие профессио­нальный отбор, приказом по военно-учебному за­ведению зачисляются на учебу.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 125 ; Нарушение авторских прав

Глава 7. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил (ст.ст. 215 — 264)

Глава 7. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил

215. Командир (начальник) систематически проверяет, анализирует и оценивает уровень физической подготовленности подчиненных ему военнослужащих, состояние физической подготовки в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 пункт 216 изложен в новой редакции

216. Проверка физической подготовки проводится в целях определения уровня физической подготовленности военнослужащих. Проверка осуществляется:

в течение первых двух недель службы военнослужащих по призыву, прибывших в воинскую часть на ее пополнение;

перед подписанием гражданами контракта о прохождении военной службы и при его продлении;

в период вступительных (экзаменов) испытаний кандидатов при поступлении в военно-учебные заведения Министерства обороны;

ежеквартально (включая контрольную и итоговую) — военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

в процессе обучения курсантов и слушателей в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, в ходе инспекторских проверок;

при назначении на вышестоящую должность.

Проверка состояния физической подготовки в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, а также качества управления физической подготовкой осуществляется в ходе инспекторских, итоговых и контрольных проверок, при этом сроки проведения проверок определяются не менее чем за 3 месяца до начала проверки. Продолжительность проверки составляет: для батальона и ему равного — до 3 суток; для полка и ему равного — до 6 суток; для бригады — до 10 суток; для соединения и ему равного — до14 суток; для органов военного управления — до 6 суток.

217. Проверка физической подготовленности от воинской части и выше проводится с обязательным участием специалистов по физической подготовке.

218. В ходе проверки управлений воинских частей и организаций Вооруженных Сил в обязательном порядке к проверке привлекаются командиры (начальники) и их заместители.

219. В конце периода обучения, учебного года физическая подготовка проверяется до начала итоговой проверки (контрольных занятий) по отдельному плану, в период необходимый для 100%-ного охвата военнослужащих.

220. В военно-учебных заведениях по окончании каждого нечетного семестра обучения проводятся зачеты с оценкой по физической подготовке, в конце четных семестров — экзамены. На экзаменах и зачетах, начиная со 2-го семестра обучения, у слушателей и курсантов дополнительно проверяется теоретическая и организаторско-методическая подготовленность.

221. При проверке военно-учебного заведения оценивается:

уровень физической подготовленности военнослужащих (переменного и постоянного состава);

качество управления физической подготовкой;

уровень теоретической и организаторско-методической подготовленности командиров учебных подразделений, курсантов и слушателей;

состояние физической подготовки и спортивно-массовой работы в проверяемых подразделениях и военно-учебном заведении.

222. В учебных воинских частях в конце обучения проводится выпускной экзамен, на котором проверяется уровень физической подготовленности военнослужащих. У курсантов, обучающихся по программе командиров отделений и им равных, дополнительно проверяется уровень теоретической и организаторско-методической подготовленности.

223. По результатам проверки физической подготовки воинской части оцениваются и определяются:

уровень физической подготовленности военнослужащих;

уровень физической подготовки подразделений;

теоретические знания и организаторско-методические умения командиров подразделений;

качество управления физической подготовкой;

положительный опыт и недостатки в управлении физической подготовкой и их причины;

необходимые меры по улучшению физической подготовки в воинской части и подразделениях.

Проверка и оценка физической подготовленности военнослужащих

224. Военнослужащий в течение учебного года должен быть проверен и оценен по физическим упражнениям программы обучения.

Смотрите так же:  Товары в обороте твердый залог

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 пункт 225 изложен в новой редакции

225. Для проверки физической подготовленности военнослужащие распределяются на категории в зависимости от особенностей военно-профессиональной деятельности (далее — категории):

категория N 1: военнослужащие подразделений специального назначения, разведывательных, воздушно-десантных, десантно-штурмовых и морской пехоты;

категория N 2: личный состав основных подразделений и подразделений боевого обеспечения (кроме указанных в категории N 1) воинских частей видов (родов войск) Вооруженных Сил, управления соединений, воинских частей; слушатели и курсанты вузов;

категория N 3: военнослужащие подразделений материального, технического и медицинского обеспечения, ремонта и обслуживания, соединений (бригад) надводных кораблей и подводных лодок, военных оркестров, переменный состав учебных воинских частей (военнослужащие по контракту — курсанты). Военнослужащие, проходящие военную службу в органах военного управления (от управления объединения и выше), в организациях Вооруженных Сил.

Содержание категорий конкретизируется в Руководствах по физической подготовке в видах (родах войск) Вооруженных Сил.

Военнослужащие подразделений, не входящих в категории N 1 и 2 относятся к категории N 3.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 пункт 226 изложен в новой редакции

226. Оценка уровня физической подготовленности военнослужащих определяется по сумме баллов, полученных ими за выполнение физических упражнений с учетом выполнения минимального порогового уровня в каждом упражнении, согласно таблице оценки физической подготовленности военнослужащих (приложение N 16 к настоящему Наставлению).

Перечень физических упражнений для проверки и оценки уровня развития физических качеств и двигательных навыков военнослужащих (приложение N 17 к настоящему Наставлению)(далее — Перечень физических упражнений) предлагается специалистами по физической подготовке и утверждается командирами (начальниками), проводящими проверку. Военнослужащим по контракту предоставляется право выбора упражнений из предложенных.

Физические упражнения на общую или скоростную выносливость назначаются для проверки во всех случаях, а остальные — с учетом прохождения программы и этапов военно-профессиональной деятельности согласно Перечню физических упражнений. Уровень развития каждого физического качества и двигательного навыка проверяется не более чем по одному упражнению (кроме военнослужащих органов военного управления от управления объединенного стратегического командования и выше), при этом при проверке по упражнениям N 48, 49, 55, 56 упражнения на выносливость не назначаются и на проверку выносится 3-4 упражнения. Упражнения на ловкость могут заменяться упражнениями на военно-прикладные навыки.

Для военнослужащих органов военного управления от управления объединенного стратегического командования и выше допускается выполнение двух упражнений на выбранное физическое качество с условием обязательного выполнения упражнения N 46 на выносливость.

227. Военнослужащие по призыву, проверяются по упражнениям программы физической подготовки, характеризующим основные физические качества и военно-прикладные навыки, которые определяются в видах (родах войск) Вооруженных Сил.

228. Для выполнения физического упражнения дается одна попытка. При падении со снаряда в упражнениях N 8, 11, 12, 13, 14 проверяемым предоставляется право еще одной попытки на выполнение упражнения.

229. Выполнение физических упражнений в целях улучшения полученной оценки не допускается.

230. В ходе проверки физические упражнения выполняются в следующей последовательности: упражнения на ловкость, упражнения на быстроту, силовые упражнения, приемы рукопашного боя, упражнения на выносливость, преодоление препятствий, плавание и упражнения в составе подразделения.

Все назначенные на проверку физические упражнения выполняются, как правило, в течение одного дня. Упражнения для оценки общей выносливости и военно-прикладных навыков могут выполняться в разные дни.

В отдельных случаях, порядок выполнения физических упражнений может быть изменен.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 231 внесены изменения

231. Проверка физической подготовленности военнослужащих проводится, как правило, в спортивной форме одежды, за исключением выполнения физических упражнений, для которых предусмотрена только военная форма одежды.

Для начисления баллов военнослужащим, выполняющим упражнения в усложненных условиях, учитываются поправки к результатам за выполнение упражнения (приложение N 18 к настоящему Наставлению).

232. Военнослужащий, не выполнивший назначенное физическое упражнение оценивается по нему «неудовлетворительно».

При невозможности военнослужащим выполнить физическое упражнение из-за болезни или травмы, проверяющий определяет упражнение того же качества, при этом оценивается индивидуальная практическая подготовленность военнослужащего.

Если военнослужащий отказывается сдавать проверку по физической подготовке без уважительной причины, то он оценивается «неудовлетворительно».

Военнослужащие, задействованные при несении службы в суточном наряде, боевом дежурстве и иных дежурных подразделениях (силах) воинской части к проверке не привлекаются. Им определяется отдельный день для сдачи проверки по физической подготовке.

233. Проверка военнослужащих по плаванию проводится при температуре воды не ниже плюс 18°С; лыжным гонкам и маршу на лыжах — при температуре воздуха не ниже минус 20°С, при ветре 5-10 м/с — не ниже минус 15°С, при ветре 10-15 м/с — не ниже минус 10°С; по другим физическим упражнениям — не ниже минус 15°С, не выше плюс 35°С.

234. Начисление баллов за выполнение физических упражнений осуществляется в соответствии с Таблицами начисления баллов согласно приложениям N 14, 15 к настоящему Наставлению.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 235 внесены изменения

235. При отсутствии нормативов, имеющих численное выражение, выполнение упражнений оценивается:

«отлично» — если упражнение выполнено согласно описанию, без ошибок, легко и уверенно, допущены незначительные ошибки при приземлении;

«хорошо» — если упражнение выполнено согласно описанию, уверенно, но были допущены незначительные ошибки (недостаточная амплитуда движений, небольшое сгибание ног и рук, выполнение силового элемента с незначительным махом или махового элемента с незначительным дожимом, касание снаряда без потери темпа);

«удовлетворительно» — если упражнение выполнено согласно описанию, но неуверенно и со значительными ошибками (значительное сгибание и разведение ног, большое сгибание рук и тела, выполнение силового элемента рывком, а махового элемента значительным дожимом, сделана остановка или добавлены лишние махи, отсутствие разгибания в соскоке);

«неудовлетворительно» — если упражнение не выполнено или искажено (пропуск элемента, падение со снаряда, в опорных прыжках — толчок одной ногой или перебор руками).

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 пункт 236 изложен в новой редакции

236. Балльный эквивалент оценки военнослужащего по упражнениям, не имеющим численное выражение, определяется:

«отлично» — 75 баллов;

«хорошо» — 60 баллов;

«удовлетворительно» — 40 баллов;

«неудовлетворительно» — 0 баллов.

Оценочный эквивалент баллов по одному упражнению определять согласно приложению N 19 к настоящему Наставлению.

237. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, контракту (1-3-я возрастные группы), курсанты и слушатели военно-учебных заведений в течение учебного года проверяются в выполнении приемов рукопашного боя.

238. При проверке в объеме начального комплекса рукопашного боя (РБ-Н), общего (РБ-1) и специальных (РБ-2, РБ-3) комплексов военнослужащий последовательно выполняет пять назначенных для проверки приемов. Вместо одного из приемов при оценке по комплексам РБ-1 и РБ-2 по решению проверяющего могут включаться комплексы приемов на 8 счетов с оружием и без оружия.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 239 внесены изменения

239. Выполнение отдельных приемов, а также комплексов приемов на 8 счетов с оружием и без оружия оценивается:

«отлично» — если прием выполнен согласно описанию, быстро и уверенно;

«хорошо» — если прием, выполнен согласно описанию, но недостаточно быстро и уверенно;

«удовлетворительно» — если прием выполнен согласно описанию, но медленно и с нарушением слитности движения или допущена потеря равновесия, но конечная цель достигнута;

«неудовлетворительно» — если прием не выполнен или выполнен не в соответствии с описанием.

Дополнительно при оценке комплексов приемов на 8 счетов с оружием и без оружия учитывается время выполнения:

«отлично» — не более 7 с (8 с — с автоматом);

«хорошо» — не более 8 с (9 с — с автоматом);

«удовлетворительно» — не более 9 с (10 с — с автоматом);

«неудовлетворительно» — более 9 с (10 с — с автоматом).

240. Общая оценка по рукопашному бою слагается из оценок за выполнение отдельных приемов, входящих в различные группы комплексов РБ-Н, РБ-1, РБ-2 (приемы боя с оружием; приемы боя рукой и ногой; приемы освобождения от захватов противником; приемы обезоруживания противника; болевые приемы и удушения, броски, специальные приемы) и выставляется:

«отлично» — если более половины оценок отлично, а остальные не ниже хорошо;

«хорошо» — если более половины оценок хорошо, а остальные не ниже удовлетворительно;

«удовлетворительно» — если половина и более оценок удовлетворительно, при отсутствии неудовлетворительных, или если по одному приему оценка неудовлетворительно, при наличии не менее одной оценки не ниже хорошо;

«неудовлетворительно» — если получено более одной неудовлетворительной оценки.

241. При оценке «боевой ситуации» военнослужащий должен выполнить одно из следующих действий: защитно-ответные действия; обезоруживание противника (не зная характера его атакующих действий и вида применяемого оружия); освобождение от захвата, специальные приемы; болевые приемы (броски) сразу после команды проверяющего.

Предварительно военнослужащий становится спиной к «противнику» на расстоянии 2 м от него и после сигнала о своей готовности по команде проверяющего: «ВПЕРЕД» прыжком поворачивается к нападающему, принимает изготовку к бою и выполняет прием (действие). Без поворота выполняются освобождения от захвата сзади или обезоруживание при угрозе оружием в упор сзади и при конвоировании.

Для выполнения бросков и болевых приемов проверяющий вначале называет прием, затем командует: «ВПЕРЕД», после чего военнослужащий поворачивается, сближается с ассистентом и выполняет прием.

Выполнение приема (действия) в «боевой ситуации» оценивается:

«отлично» — если военнослужащий сумел защититься от атаки противника, при этом:

выполнил бросок с завершающим ударом,

выполнил болевой прием или обозначил удушающий прием,

Смотрите так же:  Увольнение во время испытательного срока за прогул

осуществил эффективное конвоирование или «уничтожил» противника.

«хорошо» — если прием (действие) выполнен без остановок, технически правильно, но недостаточно быстро;

«удовлетворительно» — если прием (действие) выполнен с нарушением слитности и быстроты, допущены потеря равновесия при бросках, падение, но конечная цель достигнута;

«неудовлетворительно» — если прием (действие) не выполнен, грубо искажен или военнослужащий не защитился и не провел контратакующие действия.

Оценка военнослужащего по рукопашному бою (РБ-3) слагается из оценок, полученных за выполнение назначенных приемов, комплекса рукопашного боя на 8 счетов и действия в «боевой ситуации».

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 242 внесены изменения

242. Для оценки военнослужащего по специальному комплексу приемов рукопашного боя (РБ-3) назначается пять предусмотренных программой обучения приемов из различных групп, которые оцениваются согласно ст. 240, один из комплексов приемов рукопашного боя на 8 счетов с оружием или без оружия (оценивается согласно ст. 239) и «боевая ситуация» (оценивается согласно ст. 241).

Общая оценка за выполнение специального комплекса РБ-3 выставляется:

«отлично» — если две оценки отлично (в том числе за «боевую ситуацию») и одна не ниже хорошо;

«хорошо» — если две оценки хорошо (в том числе за «боевую ситуацию») и одна не ниже удовлетворительно;

«удовлетворительно» — если более половины оценок удовлетворительно при отсутствии неудовлетворительных оценок, или если получена одна неудовлетворительная оценка при наличии оценки хорошо за «боевую ситуацию».

Балльный эквивалент оценки военнослужащего по рукопашному бою определяется согласно пункту 236.

243. При проверке военнослужащих по физическим упражнениям, выполняемым в составе подразделения, количество баллов и индивидуальная оценка физической подготовленности военнослужащего определяется оценкой, полученной подразделением.

244. В процессе обучения курсантов и слушателей вузов оценка физической подготовленности военнослужащего может определяться по текущей успеваемости.

245. Оценка и квалификационный уровень физической подготовленности военнослужащего слагаются из количества баллов, полученных им за выполнение всех назначенных для проверки физических упражнений при условии выполнения минимального порогового уровня в каждом упражнении, и определяются в соответствии с Таблицей оценки физической подготовленности военнослужащих согласно приложению N 16 к настоящему Наставлению.

Проверка и оценка военнослужащих, проводящих занятия по физической подготовке, слушателей и курсантов военно-учебных заведений, курсантов учебных воинских частей, готовящих командиров отделений и им равных

246. Теоретическая подготовленность военнослужащих, проводящих занятия по физической подготовке, слушателей и курсантов военно-учебных заведений, курсантов учебных воинских частей, готовящих командиров отделений и им равных, проверяется в соответствии с тематикой теоретических и методических занятий.

Теоретические знания проверяются методом устного или письменного опроса. При проверке военнослужащий отвечает на один вопрос из программы по физической подготовке. Уровень теоретических знаний оценивается:

«отлично» — если ответ на поставленный вопрос по существу правилен и полон;

«хорошо» — если ответ на поставленный вопрос по существу правилен, но недостаточно полон или изложен с несущественными по смыслу ошибками;

«удовлетворительно» — если ответ на поставленный вопрос в основном правилен, но изложен неполно или с отдельными существенными ошибками;

«неудовлетворительно» — если ответ не раскрывает существа поставленного вопроса.

247. Организаторско-методическая подготовленность военнослужащих, проводящих занятия, слушателей и курсантов военно-учебных заведений, курсантов учебных воинских частей, готовящих командиров отделений и им равных, проверяется и оценивается по качеству выполнения методического задания, включающего практические действия по организации и проведению физической подготовки. Конкретное содержание заданий для проверки организаторско-методической подготовленности военнослужащих определяется в соответствии с программами физической подготовки. По решению проверяющего задания выполняются полностью или частично.

248. Качество выполнения методического задания оценивается:

«отлично» — если задание выполнено правильно и уверенно;

«хорошо» — если задание выполнено правильно, но недостаточно уверенно;

«удовлетворительно» — если задание выполнено правильно, но неуверенно, и с незначительными ошибками;

«неудовлетворительно» — если задание не выполнено или выполнено неуверенно и с грубыми ошибками.

При оценке выполнения задания по проведению физической подготовки учитываются:

умение назвать, четко показать и объяснить упражнение, выбрать рациональную методику проведения занятия, методику обучения упражнениям, приемам и действиям, предупреждать и исправлять ошибки, осуществлять страховку и оказывать помощь, определять состояние обучаемых и правильно дозировать их физическую нагрузку.

249. В процессе обучения, в конце периода обучения и учебного года, при инспектировании (комплексной проверке), проведении экзаменов в военно-учебных заведениях при проверке теоретической и организаторско-методической подготовленности военнослужащих составляются экзаменационные билеты.

250. Проверка теоретической и организаторско-методической подготовленности военнослужащих проводится, как правило, до выполнения военнослужащими практических нормативов по физической подготовке.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 251 внесены изменения

251. Общая оценка по физической подготовке руководителей занятий, слушателей и курсантов военно-учебных заведений, курсантов учебных воинских частей, готовящих командиров отделений и им равных, слагается из оценок их практической, теоретической и организаторско-методической подготовленности и определяется:

«отлично» — если две оценки отлично (в том числе за практическую подготовленность) и одна не ниже хорошо;

«хорошо» — если две оценки хорошо (в том числе за практическую подготовленность) и одна не ниже удовлетворительно;

«удовлетворительно» — если более половины оценок удовлетворительно при отсутствии неудовлетворительных оценок, или если получена одна неудовлетворительная оценка при наличии оценки отлично за практическую подготовленность;

«неудовлетворительно» — если не выполнены условия для оценки «удовлетворительно».

Проверка и оценка качества управления физической подготовки

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 255 внесены изменения

255. При проверках воинских частей и военно-учебных заведений оценивается качество управления физической подготовки с определением критерия:

а) «соответствует установленным требованиям»:

своевременно и качественно разрабатываются необходимые приказы, анализируется состояние физической подготовки, и регулярно подводятся ее итоги;

планирование физической подготовки обеспечивает решение общих и специальных задач физического совершенствования военнослужащих; объем времени, выделяемого на физическую подготовку и спортивно-массовую работу, соответствует требованиям руководящих документов;

систематически проводятся теоретические, инструкторско-методические и показные занятия с должностными лицами;

повседневно осуществляется контроль за организацией физической подготовки в подразделениях;

данные учета соответствуют фактическому состоянию физической подготовки и спортивно-массовой работы;

своевременно, по установленным формам, представляются отчетные данные;

состояние учебно-материальной базы позволяет проводить занятия по физической подготовке;

своевременно и организованно проводятся запланированные мероприятия по физической подготовке и спортивно-массовой работе;

своевременно и в полном объеме устраняются недостатки, выявленные в ходе предыдущих проверок.

б) «не соответствует установленным требованиям»:

если не выполнены два и более из перечисленных элементов или данные учета не соответствуют фактическому состоянию физической подготовки и спортивно-массовой работы.

Результаты проверки качества управления физической подготовкой отражаются в акте проверки и докладываются вышестоящим командирам (начальникам).

При оценке качества управления физической подготовкой «не соответствует установленным требованиям» общая оценка органу военного управления, воинской части и организации Вооруженных Сил за физическую подготовку снижается на один бал.

Требования к физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 260 внесены изменения

260. Физическая подготовленность граждан, поступающих на военную службу по контракту, оценивается по результатам и условиям выполнения трех упражнений, которые выполняются, как правило, в спортивной форме одежды в течение одного дня согласно приложению N 20 к настоящему Наставлению.

Граждане, поступающие на военную службу по контракту, вправе выбрать для выполнения по одному из упражнений на каждое физическое качество.

В случае невыполнения минимального норматива в одном из упражнений, требования к поступающим на военную службу по контракту считаются не выполненными.

Результаты проверки уровня физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту, заносятся в карточку учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности и хранятся до истечения срока службы.

Требования к физической подготовленности военнослужащих по контракту

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2013 г. N 560 в пункт 261 внесены изменения

261. Физическая подготовленность военнослужащих по контракту определяется в соответствии с категорией и возрастной группой, при этом количество упражнений должно соответствовать:

для военнослужащих по контракту: 1 категории — 5-й упражнений для 1-4-х возрастных групп (на ловкость, быстроту, силу, выносливость и военно-прикладные навыки), 4 упражнения для 5-й возрастной группы (на быстроту или ловкость, силу, выносливость и военно-прикладные навыки), 3 упражнения для 6-8-й возрастных групп (на быстроту или ловкость, силу, выносливость);

для военнослужащих по контракту 2 категории — 4 упражнения для 1-4-й возрастных групп (на быстроту или ловкость, силу, выносливость и военно-прикладные навыки), 3 упражнения для 5-8-й возрастных групп (на быстроту или ловкость, силу, выносливость);

для военнослужащих по контракту 3-й категории — 3 упражнения для всех возрастных групп (на быстроту или ловкость, силу, выносливость);

для военнослужащих женского пола — 3 упражнения (на силу, быстроту или ловкость, выносливость);

для военнослужащих по контракту, органов военного управления — 3 упражнения для всех возрастных групп (на физические качества).

262. Данные о физической подготовленности военнослужащих отражаются в служебных характеристиках, аттестационных листах и карточках учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности (по результатам ежегодных проверок), учитываются при назначении на должность, присвоении уровня классности и определению размеров награждения деньгами.

263. Требования к физической подготовленности военнослужащих по контракту для соответствующего вида, рода войск Вооруженных Сил состоят из упражнений программы обучения.

264. Требования к физической подготовленности считаются выполненными, если военнослужащий набрал сумму баллов по таблице нормативов, соответствующую оценке «удовлетворительно» для своей возрастной группы и категории при условии выполнения минимального порогового уровня в каждом упражнении.