Правила действий при пожаре в школе

Анализ обстановки с пожарами и их последствиями в городе Москве показывает, что в 2014 году в зданиях учебно-воспитательного назначения произошло 30 пожаров, 10 из них в школах. В первом квартале 2015 года в общеобразовательных учреждениях Москвы произошло уже 6 пожаровсо значительным материальным ущербом. Наиболее частыми причинами пожаров в школах является нарушение правил устройства и эксплуатации электроприборов и неосторожное обращение с огнем, также имеют место случаи поджогов.

Поэтому важно знать, как действовать в случае обнаружения пожара, правила эвакуации из здания школы и правила поведения в случае задымления основных путей эвакуации.

Сообщение о пожаре

В первую очередь при обнаружении пожара необходимо сообщить об этом педагогическим работникам, службе охраны, любому взрослому в школе. Вызвать пожарную охрану по городскому телефону 101 или мобильному телефону по номеру 112. Перед звонком необходимо успокоится. Вам обязательно ответят и внимательно выслушают.

Услышав ответ диспетчера: «Пожарная охрана», необходимо сообщить следующие сведения:

  • адрес пожара, номер школы;
  • наличие и характер опасности жизни и здоровью людей, особенно школьникам;
  • место возникновения (на каком этаже возник пожар, в каком помещении и т.д.);
  • что горит или характер ЧС, другого происшествия;
  • сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение задачи по его тушению;
  • назвать фамилию, имя, отчество (в том числе свой номер телефона).

Не торопитесь выключить телефон. Будьте готовы ответить на поставленные дежурным диспетчером дополнительные вопросы. Опрос заявителя диспетчер заканчивает фразой: «Пожарные машины выехали – встречайте!», после чего вы можете закончить разговор. По возможности организуйте встречу подразделений пожарной охраны и окажите помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

Объявление об эвакуации

Не надо кричать «Пожар». Известны случаи, когда крик «Пожар» вызывал панику с человеческими жертвами, хотя никакой угрозы для жизни людей не было. Способов объявления об эвакуации может быть несколько: оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включением трансляции по всему зданию заранее подготовленного текста.

Проведение эвакуации

Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации. В первую очередь необходимо провести эвакуацию людей из школы.

Администрация школы заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом школы и периодически отрабатывает действия с детьми. При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое. Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись.

Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).

Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. После выхода на свежий воздух из школы не разбегайтесь. Постройтесь по классам. Вас проверят по журналам и в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны и организуют поиск. Школьников размещают, особенно в зимний период, в ближайших тёплых помещениях, которые должны быть предусмотрены заранее.

Возможности выхода нет

Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы, не паникуйте. Не пытайтесь проскочить. Зайдите в класс или в другое любое помещение с окнами, где нет дыма. Необходимо позаботиться об изоляции помещения, в котором вы находитесь, от проникновения в него дыма и огня. Закройте дверь и законопатьте все щели в двери и вентиляционной решетке тряпками. Тряпки лучше сначала смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды.

Окна не открывайте. Это может усилить тягу и приток дыма. Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.

Самое главное — не паниковать. Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в Москве составляет не более 10 минут. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей и направляют все силы и средства на их спасение.

При приезде пожарных необходимо открыть окно и позвать на помощь голосом и взмахами рук. Из горящих и отрезанных дымом помещений пожарные спасают учащихся через окна по ручным пожарным лестницам, спасательным рукавам, с помощью спасательных верёвок. Могут применяться пневматические спасательные устройства и натяжные полотна.

Тушение пожара подручными средствами

Ликвидировать горение можно попытаться самостоятельно с помощью подачи воды от пожарного крана или первичных средств пожаротушения. Самостоятельное тушение пожара оправдано только в том случае, если не представляет угрозы для жизни и здоровья человека — очаг возгорания (пламя) виден и к нему можно безопасно подойти на длину огнетушащей струи, то есть на начальном этапе горения. В противном случае необходимо предпринять меры к изоляции горящего помещения от поступления в него свежего воздуха (необходимо закрыть все окна и двери), отключить электроэнергию и немедленно покинуть помещение. Снижение кислорода в воздухе до 17% приводит к прекращению горения.

Не пытайтесь тушить пожар в задымленном помещении даже малой плотности. Это может привести к отравлению оксидом углерода (угарным газом! Содержание всего 0,1-0,5% оксида углерода в воздухе приводит к потери сознания и мгновенной смерти.

Текст подготовлен по материалам из открытых источников методистами по ОБЖ: Антоновым Н.В., Баклановым О.Ю., Бычковым В.А., Герасимовой С.И., Труховым П.В.

Положение о проведении эвакуации

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2010, N 8

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЭВАКУАЦИИ

Данная статья открывает цикл статей о документационном обеспечении важнейшего и актуальнейшего в настоящее время направления — управления безопасностью в организации. Автор — это человек, который руководит подобными процессами повседневно. Кроме того, данный материал с интересом изучат все родители, поскольку управление безопасностью показано на примере школы.

Направления работы для обеспечения безопасности

Работа заместителя директора школы по безопасности по обеспечению комплексной безопасности образовательного учреждения включает в себя ряд взаимосвязанных направлений.

1. Обеспечение антитеррористической защищенности.

2. Организация физической охраны и инженерно-технической защищенности.

3. Обеспечение пожарной безопасности.

4. Организация работы по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Организация работы по охране труда и технике безопасности.

6. Подготовка персонала и учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

7. Профилактика правонарушений.

8. Профилактика и противодействие вредным привычкам детей (алкоголизму, наркомании, токсикомании, табакокурению).

9. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

10. Организация взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями.

11. Правовое обучение и формирование культуры безопасности персонала и учащихся (на основе учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности»).

12. Организация безопасности мероприятий с учащимися за территорией образовательного учреждения (пешие и автобусные экскурсии, походы и т. п.).

13. Организация безопасности в летнем оздоровительном лагере (на базе образовательного учреждения).

Безопасность школы сама по себе не появится, нужна кропотливая работа, планирование превентивных мероприятий, практические тренировки персонала и учащихся. При хорошей натренированности взрослых и детей, а также четкой координации принимаемых мер можно защититься от последствий любой чрезвычайной ситуации в школе.

Задача управленческого персонала школы и заместителя директора по безопасности — предотвратить пожар.

А вот основным мероприятием при возникновении пожара является эвакуация. При этом от рациональности и слаженности действий персонала, осуществляющего эвакуацию, зависят жизни людей. Для осуществления эвакуации в нужный момент проводятся учебные тренировки.

Учебная эвакуация — это одно из очень важных, ответственных и сложных мероприятий в системе мер по обеспечению пожарной безопасности в образовательном учреждении.

Главной целью проведения учебной тренировки является всесторонняя проверка готовности образовательного учреждения по проведению быстрой и безопасной для здоровья и жизни работников и учащихся эвакуации на случай пожара в школе.

Основным документом, регламентирующим порядок действий работников и учащихся на случай пожара, является план эвакуации школы, состоящий из графической и текстовой частей. Но, к сожалению, в текстовой части плана эвакуации изложен только алгоритм действия в случае пожара (позвонить. включить. оповестить. эвакуировать. и т. п.) применительно к «идеальному пожару», когда он возник где-то на крыше здания школы, а лучше всего — в соседнем здании. И в этой ситуации, огонь и дым имеют тенденцию распространяться снизу вверх, действительно можно выполнить все указания, оговоренные в инструкции к плану эвакуации, и «красиво» эвакуироваться из школы.

А вот что делать тому учителю, который, услышав сигнал тревоги о пожаре, открыл дверь из класса в коридор, а в нем уже столько дыма, что не видно не только лестницы, по которой необходимо эвакуировать учащихся, но и противоположной стены? Что ему необходимо делать со своими учениками, если они находятся на первом, на втором, на третьем этажах школы? Действительно, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Действительно, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Действительно, разработчики таких инструкций «умыли руки» и предоставили возможность решения таких «кроссвордов жизни» самим учащимся и учителям, как правило состоящим на 90% из женщин. А ведь мировая практика подсказывает, как грамотно поступить в той или иной критической (для человеческой жизни) ситуации в случае пожара.

В образовательном учреждении кроме инструкции на случай пожара, прилагаемой к плану эвакуации, необходимо разработать положение на случай пожара в образовательном учреждении, в котором целесообразно более подробно изложить действия работников и учащихся в различных чрезвычайных ситуациях во время пожара в школе. А вопросы, связанные с проведением учебной эвакуации на случай пожара, необходимо сформулировать в положении о проведении учебной эвакуации в образовательном учреждении, в котором необходимо систематизировать все требования, предъявляемые к проведению учебной эвакуации. Будет излишне оптимистичным считать, что взрослые сотрудники в организациях различных отраслей не нуждаются в подобной регламентации. Так что на примере данного документа можно разработать соответствующий для любой организации.

Смотрите так же:  Гражданский кодекс ст. 450

В нашей школе разработано Положение о проведении в образовательном учреждении учебной эвакуации учащихся, работников и имущества на случай пожара; далее — Положение, в котором отражены следующие вопросы:

— мероприятия по подготовке проведения учебной тренировки;

— проведение учебной тренировки;

— подведение итогов учебной тренировки и разработка мероприятий по улучшению проведения эвакуационных мероприятий.

Таким образом, систематическая подготовка, организованное проведение учебной тренировки и подведение итогов учебной тренировки по эвакуации в случае пожара способствуют выработке грамотных, осознанных, последовательных действий участников образовательного процесса для сохранения их жизни и здоровья, устойчивого и безопасного состояния образовательного учреждения.

Положение утверждается руководителем организации, в данном случае — директором школы.

Общеобразовательное учреждение «Школа» Утверждаю

Положение наименование должности

15 Сурикова Сурикова А. Л.

подпись расшифровка подписи

О проведении в образовательном учреждении

учебной эвакуации учащихся, работников 12 июля 10

и имущества на случай пожара «—» ———— 20— г.

I. Общие положения

Положение разработано с целью всесторонней проверки готовности образовательного учреждения по проведению быстрой и безопасной для здоровья и жизни учащихся и работников эвакуации на случай пожара в образовательном учреждении.

Основными задачами учебной тренировки являются:

— выработка у администрации образовательного учреждения практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять эвакуационные и спасательные мероприятия работников и учащихся на случай пожара в образовательном учреждении;

— выработка у работников учебно-воспитательного состава образовательного учреждения практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять эвакуационные мероприятия учащихся на случай пожара в образовательном учреждении;

— формирование у работников учебно-воспитательного состава учреждения сознательного и ответственного отношения к обеспечению жизни и здоровья учащихся в случае пожара в образовательном учреждении;

— совершенствование работниками теоретических знаний, полученных в процессе обучения их по курсу «Пожарная безопасность в образовательном учреждении»;

— совершенствование учащимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

— проверка пожарно-технического состояния образовательного учреждения.

При проведении учебной тренировки отрабатываются различные ситуации, которые могут возникнуть в случае реального пожара в образовательном учреждении, для чего структурным подразделениям, отдельным работникам и учащимся даются различные ситуационные вводные (теоретические и практические), по которым определяется их подготовленность к действиям в случае реального пожара в образовательном учреждении.

При проведении учебной тренировки у работников, учащихся образовательного учреждения проверяются следующие практические навыки (умения):

— действовать при подаче установленного в образовательном учреждении условного сигнала о пожаре;

— действовать при обнаружении возгорания, пожара на учебном, рабочем месте, в других помещениях образовательного учреждения;

— подавать установленный в образовательном учреждении условный сигнал о пожаре;

— вызывать пожарную службу по телефону или по мобильному телефону (при его наличии);

— отключать электрощит, автомат отключения электропитания помещения;

— пользоваться первичными средствами пожаротушения (пожарным краном, огнетушителями, песком, противопожарной тканью (кошмой), водой, пожарным инвентарем);

— эвакуироваться через основные и запасные эвакуационные выходы, аварийные выходы (на кровлю здания, на площадки пожарных лестниц из окон 2-го этажа, через окна 1-го этажа);

— действовать в экстремальных ситуациях;

— оказывать первую медицинскую само — и взаимопомощь.

В проведении тренировки обязаны принимать участие в полном составе: администрация, учебно-воспитательный, обслуживающий, технический состав образовательного учреждения, работники пищеблока, медпункта, учащиеся.

В проведении учебной тренировки могут оказывать помощь местные органы Государственного пожарного надзора, пожарной службы, представители других образовательных учреждений (в качестве обмена опытом), а также могут привлекаться наиболее подготовленные (в этом плане) родители учащихся.

В образовательном учреждении учебные плановые тренировки учащихся и работников на случай пожара в образовательном учреждении должны проводиться не реже 3 раз в учебный год (осенью, зимой и весной) в 1-ю и во 2-ю смену учебного процесса.

II. Подготовка проведения учебной тренировки

При подготовке к проведению учебной тренировки руководитель образовательного учреждения обязан:

— провести учебное занятие со своими заместителями по изучению положения на случай пожара в образовательном учреждении и положения о проведении в образовательном учреждении учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара;

— утвердить план подготовки и проведения учебной тренировки на случай пожара;

— утвердить перечень вводных заданий для выполнения их работниками и учащимися структурных подразделений образовательного учреждения при проведении учебной тренировки;

— организовать проведение учебных занятий администрацией образовательного учреждения (заместителем директора по учебно-воспитательной работе и заместителем директора по безопасности) с учебно-воспитательным и обслуживающим составом по изучению положения на случай пожара в образовательном учреждении, планов эвакуации и положения о проведении в образовательном учреждении учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара;

— организовать проведение учебных занятий классных руководителей с учащимися своих классов по изучению положения на случай пожара в образовательном учреждении и планов эвакуации на случай пожара, учитывая различные места возможного возгорания, пожара

— назначить ответственного за проведение инструктажа по инструкции о порядке по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре;

— утвердить список наблюдателей (экспертов) из состава должностных лиц образовательного учреждения или из работников другого образовательного учреждения, комитета по образованию, которые будут контролировать ход проведения учебной тренировки (оценивать действия работников по эвакуации учащихся; фиксировать время эвакуации, осматривать помещения после эвакуации работников и учащихся и т. п.);

— утвердить список фотографов и видеооператоров для съемок проведения учебной тренировки (при необходимости);

— утвердить дату, порядок проведения учебной тренировки согласовать с местным отделом по ЧС;

— издать приказ по образовательному учреждению «О проведении плановой учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара»;

Ко дню проведения учебной тренировки необходимо:

— провести проверку работы пожарных кранов на водоотдачу, с целью практического показа для работников порядка приведения в действие пожарного крана;

— провести сдачу огнетушителей на перезарядку, испытание, с целью практического показа для работников порядка приведения в действие огнетушителей разных типов, имеющихся в образовательном учреждении (на перезарядку допускается сдача использованных огнетушителей);

— принять меры по устранению нарушений содержания путей эвакуации и эвакуационных выходов, которые могут препятствовать быстрой и безопасной эвакуации людей;

— проверить исправность и работоспособность системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре.

С целью привлечения на учебную тренировку максимального количества работников и учащихся руководитель образовательного учреждения обязан:

не планировать в этот день дополнительных (кроме основного учебного расписания) учебных занятий, мероприятий и работ как в самом образовательном учреждении, так и за его пределами;

отозвать на этот день работников учебно-воспитательного состава с методического дня;

с целью повышения уровня проведения учебной тренировки на случай пожара в образовательном учреждения предупредить работников об их ответственности в случае халатного отношения к проведению учебной тренировки (лишение премии, объявление замечания, выговора, направление на внеочередную проверку знаний по охране труда и пожарной безопасности).

III. Проведение учебной тренировки

Началом практической отработки является подача звукового сигнала о возникновении пожара от системы оповещения о пожаре во все помещения здания образовательного учреждения.

С получением сигнала о возникновении пожара педагогический состав и обслуживающий персонал проводят мероприятия в соответствии с положением на случай пожара в образовательном учреждении.

В ходе практической тренировки руководитель учреждения контролирует правильность проведения эвакуации, а также время, в течение которого проведена полная эвакуация людей из здания.

После эвакуации детей из здания школы на эвакуационную площадку классные руководители, преподаватели, их замещающие, проводят перекличку учащихся по спискам классных журналов и докладывают о наличии руководителю учреждения. Информация об отсутствии ребенка доводится до сведения руководителя учреждения и пожарных, осуществляющих тушение пожара, и принимаются меры по установлению его местонахождения (спасению).

После проведения эвакуации руководитель учреждения проводит обход помещений здания на предмет установления людей, его не покинувших.

После проверки наличия всех учащихся классные руководители вместе со своими классами направляются в ближайший пункт размещения эвакуированных детей — в ДК «Родник».

Обслуживающий персонал, не занятый в проведении эвакуации, начинает тушение пожара имеющимися на объекте первичными средствами пожаротушения и проводит работы по эвакуации имущества и других материальных ценностей из здания.

IV. Подведение итогов учебной тренировки

и разработка мероприятий по улучшению

проведения эвакуационных мероприятий

После окончания практической тренировки по отработке действий в случае возникновения пожара руководитель учреждения проводит с учебно-воспитательным и обслуживающим персоналом рабочее совещание, на котором подводятся итоги и разрабатываются организационные и практические мероприятия по улучшению эвакуации и пожарно-технического состояния здания образовательного учреждения.

При подведении итогов основное внимание должно уделяться разбору недостатков, выявленных при проведении тренировки, и установлению причин, им способствовавших.

Завершающим этапом проведения практической отработки планов эвакуации является составление акта, в котором последовательно излагаются ее результаты, указываются недостатки и предлагаются мероприятия по улучшению организации и проведения последующих практических тренировок.

Эвакуация в Школе в ВИДЕО-ФОРМАТЕ! Правила Поведения при Пожаре!

Приветствую, уважаемые друзья! Всем кто занят организацией работ по пожарной безопасности в школах, следующие материалы могут пригодиться. Речь идёт о видео по пожарной безопасности в школе и комплекте документов по пожарной безопасности. Скачать всё это добро можно только бесплатно 😉

Видео о правилах поведения при эвакуации в школе в случае пожара

Жанр: Видео по пожарной безопасности

Продолжительность: 6 минут 34 секунды

Размер исходного файла: 27,2 MB

Думаю, что подобное видео по эвакуации в школе, в главных ролях которого участвуют как сотрудники школы, так и учащиеся этой школы, можно легко использовать при проведении инструктажа по пожарной безопасности перед проведением эвакуации в школе, как для сотрудников, так и для учащихся. Восприятия информации в подобном формате гораздо лучше.

Дополнительно к видео о правилах поведения при эвакуации в школе в случае пожара можно бесплатно скачать комплект документов для организации проведения учебно-тренировочных занятий по эвакуации сотрудников и учащихся школы в случай пожара и других ЧС.

В комплект документов «эвакуация в школе при пожаре» вошли три файла word, содержание которых состоит из методических рекомендаций по подготовке документов в целях организации и проведения тренировки по экстренной эвакуации в школе и самих образцов документов для организации эвакуации в школе:

  • Приказ о проведении плановой эвакуации;
  • План проведения учебно-тренировочной эвакуации учащихся и сотрудников;
  • Календарный план подготовки и проведения общешкольной тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций;
  • Порядок проведения тренировки по экстренной эвакуации из здания школы;
  • Вариант занятия с заместителями директора школы и должностными лицами, задействованными в подготовке и проведении общешкольной тренировки по экстренной эвакуации из здания школы всех работающих и учащихся;
  • Вариант занятия с техническими работниками школы по их действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций;
  • Вариант занятия с классными руководителями и преподавателями по их действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций;
  • Материалы для проведения занятий с учащимися на классных часах по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами;
  • Справка об итогах организации подготовки и проведения общешкольной тренировки по теме: «Экстренная эвакуация учащихся, преподавателей и технического персонала из помещений школы в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций»;
  • Приказ об итогах подготовки и проведения тренировки;
  • Подведение итогов тренировки и разработка организационных и практических мероприятий по улучшению эвакуации;
  • Требования норм и правил пожарной безопасности к эвакуационным выходам и путям эвакуации. Требования к их содержанию;
  • Акт результатов проведения практической отработки планов эвакуации.
Смотрите так же:  Как в калуге оформить визу

Далее можно всё это скачать одним файлов в архиве ZIP.

План проведения эвакуации в школе: как организовать учебную тренировку правильно

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″
data-ad-slot=»4667332581″
data-ad-format=»auto»>

Здравствуйте, дорогие читатели блога о противопожарной безопасности. Если Вы обратили внимание, нашими разговорами мы стараемся обезопасить себя не только от лишних проблем с крайне придирчивыми пожарными инспекторами, но и максимально подготовить себя к необходимым действиям в случае разбушевавшейся стихии и других аварийных ситуаций.

Именно поэтому сегодня хочу обсудить с Вами план проведения эвакуации в школе. Рекомендую не отворачиваться тем читателям, кто не имеет отношения к образовательным учреждениям.

Во-первых, там учатся или будут учиться Ваши дети, а во-вторых, данный план абсолютно подходит применительно ко всем помещениям и зданиям, число персонала которых от 50 человек и более, так как пункт 12 гл. 1 ППР РФ №390 2012 года гласит:


Я думаю, Вы согласитесь со мной, если я скажу, что регулярная практическая отработка эвакуации, особенно в школах – необходимость. Можно только представить себе, какой переполох поднимется в здании, если действительно произойдет чрезвычайная ситуация.

А отсутствие навыков поведения и персонала, и учащихся, 100% приведет к панике, бесполезной беготне и давке. Как следствие – отравления угарным газом, не дай Бог, жертвы. А это не только горе родителей, но и уголовные дела, заведенные на персонал всей школы, не только ответственных за противопожарную безопасность. Аргумент?

Именно поэтому я считаю крайне важными не только разработку соответствующих инструкций, четко определяющих действия персонала при пожаре по эвакуации всех, находящихся в здании, но и регулярные практические тренировки этого мероприятия.

Кстати, законом определена периодичность этих действий – тренировка по эвакуации должна проводится не реже 2-х раз в год. Это соответствует требованиям пункта 1.4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений.

Первая же должна отработаться как только будет утверждена описанная выше инструкция.

В принципе, все действия персонала, охраны, как во время пожара, так во время рабочего процесса оговорены в соответствующих инструкциях, которые, по большому счету, все типовые.

Например, охрана во время дежурства регулярно должна проверять все эвакуационные и запасные выходы, наличие ключей от всех помещений, наличие огнетушителей, исправность телефонной связи и т.д.

Чтобы контролировать выполнение охраной и дежурными своих обязанностей, их качество, руководителем школы должен быть заведен специальный журнал: «Журнал несения службы ночными дежурными, сотрудниками охраны и контроля за противопожарным состоянием образовательного учреждения», в котором тот или сотрудник должен регулярно расписываться за выполнение инструкций.

Все инструкции должны быть утверждены руководителем образовательного учреждения. Однако мы все же сделаем акцент именно на эвакуации. Поэтому давайте вместе рассмотрим, как правильно должна проводится тренировка этого важного мероприятия.

Проведение эвакуации

Действия каждого сотрудника школы при пожаре, помимо того, что должны быть четко оговорены, обязаны быть отработанными до автоматизма. Малейшая заминка может быть фатальной. Учащиеся также должны знать, как себя вести, что делать и куда идти. Для этого раз в полугодие проводится тренировочная эвакуация.

Мы говорили, что существуют четкие инструкции для всех. Практическая отработка должна проводиться, четко следуя ей.

Первым действием является сообщение о пожаре. То есть сотрудник, первым обнаруживший возгорание, должен тут же вызвать пожарную помощь. Как это делается, надеюсь, все хорошо помнят с детства – позвонить 101.

Далее следует извещение о пожаре. Дежурный по школе, завуч или директор обязаны дать определенный условный сигнал. В большинстве случаев – это серия длинных звонков. Затем открыть все основные и запасные выходы.

Следующий этап – пожалуй, самый важный. Это эвакуация детей из здания школы. Преподаватели должны максимально быстро после получения условного сигнала, то есть извещения о пожаре, организованно провести учащихся по коридорам, по лестницам (строго по внешнему краю, внутренний – для пожарных), и вывести из здания школы.

style=»display:block; text-align:center;»
data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″
data-ad-slot=»6305693799″>

Далее необходимо убедиться в том, что все учащиеся выведены из аварийного здания. Для этого дети выводятся сразу на заранее оговоренное в инструкциях место. Как привило, это школьный стадион. Здесь все школьники пересчитываются, отзываются поименно, происходит сверка по спискам.

В случае отсутствия кого-либо из учащихся, преподаватели, проводившие пересчет, обязаны моментально сообщить об этом тому, кто руководит тушением пожара.

Весь персонал учебного заведения, не привлеченный к эвакуации детей, должен немедленно, с момента обнаружения, приступить к ликвидации возгорания и сохранению материальных ценностей.

Здания школ оборудованы пожарными кранами, должны быть в наличии огнетушители – с их помощью работники школы самостоятельно, до приезда пожарной бригады, должны начать самостоятельную борьбу с разбушевавшейся стихией.

В это же время директор, или заведующий хозяйством школы, должны встретить прибывающую пожарную бригаду. Их обязанность сообщить старшему бригады о сложившейся ситуации, об обстановке в здании школы, существует ли опасность находящимся внутри людям, указать, где на территории располагаются источники воды и дать эвакуационные планы каждого этажа.

В принципе, на этом тренировку эвакуации учащихся школы при пожаре можно считать состоявшейся. Искренне надеюсь, что она прошла без заминок, все школьники были на месте сбора вовремя, и никого не пришлось искать.

Дополнительные рекомендации

Лично я рекомендовал бы одну тренировочную эвакуацию в году совмещать с пожарно-тактическими занятиями. Для этого достаточно заранее обратиться с письмом в управление МЧС по Вашему городу с соответствующей просьбой.

Как правило, Управление МЧС с готовностью откликается на подобные предложения. Согласитесь, что такая полномасштабная тренировка, с имитацией пожара, работой сотрудников МЧС произведет на учащихся должное впечатление.

И, что немаловажно, если Вы являетесь руководителем учебного заведения, таким образом наведете мосты с сотрудниками надзора за противопожарной безопасностью.

Если Вы все же решились на сотрудничество с МЧС, тогда, помимо всего вышеописанного, Вам необходимо будет развернуть на месте сбора два штаба.

Первым занимается зам. директора по административно-хозяйственной работе (завхоз). Здесь собраны документы, в соответствии с которыми и происходит перекличка учащихся. Второй штаб – это пост оказания первой медицинской помощи. Отвечает за него, как нетрудно догадаться, школьный врач или медсестра.

Учителям младших классов настоятельно рекомендую внимательнее отнестись к своим подопечным, так как бывало немало случаев, когда дети пугались сигналов оповещения и прятались. Если, не дай Бог, тревога не учебная, Ваша невнимательность может стоить ребенку жизни.

Итак, тренировка окончена. Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям докладывает руководителю учебного учреждения о произведенной эвакуации, после чего директор школы объявляет окончание тренировочного практического занятия. На этом радостные дети бегут по домам, а персонал еще делает разбор проведенного мероприятия.

Не забудьте о формальностях. Тренировка проводится в соответствии с планом-конспектом, который заранее подготавливается сотрудниками пожарной охраны. На нем, по окончании всех действий, должны стоять подписи ответственных лиц учебного учреждения.

Все прошло удачно? Все подписали, и все довольны? В таком случае, подпишитесь и Вы на обновления моего блога, дабы всегда быть во всеоружии в борьбе со стихией и в пререканиях с докучливыми инспекторами противопожарной безопасности.

А лучше всего, еще и поделитесь в социальных сетях ссылкой на нашу страницу с теми, кто Вам действительно небезразличен. Мы все вместе будем обсуждать и разбирать только самое актуальное и накипевшее, самое спорное и интересное – все, что касается Ваших собственных спокойствия и безопасности.

Всего вам доброго, до новых встреч!

style=»display:block; text-align:center;»
data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″
data-ad-slot=»6305693799″>

Понравилась статья?
Поделись с друзьями в соцсетях:

Особенности оформления и изготовления плана эвакуации людей при пожаре

Грамотно составленный и профессионально оформленный план эвакуации может спасти здоровье людей, находящихся в незнакомом здании во время пожара.

План эвакуации при пожаре должен находиться на видном месте и быть четким и понятным.

Знаки безопасности и эвакуационные светильники должны выделяться на окружающем их фоне и находиться в поле зрения людей.

Заказывать план эвакуации следует только в лицензированных организациях.

Современный рынок предлагает широкий выбор пожарного оборудования и специализированных средств, которые помогут в экстренных ситуациях справиться с огнем.

Наличие и регулярная проверка огнетушителей, а так же правильно оформленные планы эвакуации — в случае пожара помогут избежать материального ущерба и человеческих жертв.

Сегодня высокотехнологичные системы пожаротушения обнаруживают очаги возгорания, предупреждают людей об опасности и автоматически начинают тушение.

Спецпредложения, акции и скидки помогут существенно сэкономить при покупке средств пожаротушения.

При заказе плана эвакуации крайне важно обращаться в компанию с безупречной репутацией и опытом, способную предложить:

  • разработку макета любой сложности;
  • бесплатную электронную версию макета;
  • полное соответствие ГОСТу и законодательным нормам;
  • разработку макета за 24 часа;
  • скидки постоянным клиентам;
  • бесплатную доставку (при заказе от 10 штук).

Куда можно обратиться?

Планы эвакуации при пожаре обязательно должны быть размещены во всех общественных учреждениях. Это не просто картинка, а серьезный документ, в случае реальной опасности способный спасти жизнь и здоровье людей. Оформление плана строго регламентируется ГОСТом, а нарушение требований к его составлению влечет за собой административную ответственность. Попробуем разобраться, что собой представляет план эвакуации людей при пожаре, кто отвечает за его разработку и изготовление, а также, какие к нему предъявляются требования и где его можно заказать.

Что собой представляет план эвакуации и для каких помещений необходима его разработка

План эвакуации — это стандартно оформленный документ с определенными требованиями к разработке и размещению. При его изготовлении необходимо точно знать, из каких частей он должен состоять, что должно содержаться в каждой из них и как они должны выглядеть.

Смотрите так же:  Образец приказа на временно исполняющего обязанности генерального директора

Понятие и визуальная форма плана эвакуации

ГОСТ Р 12.2.143–2009 «ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» определяет план эвакуации при пожаре как схему, в которой указаны пути эвакуации, аварийные и эвакуационные выходы, регламентирует правила поведения людей, последовательность и порядок их действий в условиях чрезвычайной ситуации. Этот план, а так же указатели направления движения и знаки безопасности позволяют принимать меры по выводу людей из опасных помещений в случае возникновения пожара. Выглядит план как табличка определенного формата со следующей информацией:

  • заголовок;
  • адрес здания с указанием номера этажа, на котором размещен план;
  • графическая часть;
  • текстовая часть;
  • блок с расшифровкой условных обозначений и символов;
  • в левом нижнем углу плана — название организации, разработавшей план;
  • в правом нижнем углу — маркировка в соответствии с требованием ГОСТа, в которой заложена информация о наименовании изготовителя, дате изготовления, яркости свечения люминесцентных элементов в мкд/м 2 через 10 минут и 1 час после отключения света и длительность свечения в минутах.

Цели плана эвакуации при пожаре

  • Обозначение путей и эвакуационных выходов, по которым в случае пожара обеспечивается самостоятельный выход людей из помещений.
  • Обозначение мест расположения противопожарного оборудования и средств оповещения.
  • Напоминание о первоочередных действиях, которые нужно предпринять при обнаружении очага возгорания.
  • Проведение систематического инструктажа и обучения всего персонала, находящегося в здании правилам поведения при пожаре.
  • Проведение аварийно-спасательных работ во время пожара.

Ответственность за нарушение требований разработки плана

Разработка плана эвакуации при пожаре обязательна для всех зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (пункт 7 Постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.12 «О противопожарном режиме»). План разрабатывается в соответствии с требованиями статьи 6.2 ГОСТ Р 12.2.143–2009, ГОСТ 12.1.004–91 ССБТ «Пожарная безопасность. Общие требования» (пункт 3.3 и раздел 4).

По Правилам противопожарного режима в Российской Федерации ответственными за составление плана эвакуации при пожаре и его размещение на объектах массового пребывания людей (в магазинах, кинотеатрах, кафе, школах, на стадионах), а также в организациях, где на каждом этаже работает от 10 и более сотрудников, являются руководители. За несоблюдение требований разработки или разработку с нарушением установленных норм в КоАП РФ статьей 20.4 предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (см. табл. 1).

Таблица 1. Мера административной ответственности для различных категорий лиц

Категория ответственных лиц

Однократное нарушение, штраф, руб.

Повторное нарушение, штраф, руб.

Частное лицо

Должностное лицо

ИП

Юридическое лицо

150 000 – 200 000

200 000 – 400 000

Виды планов эвакуации людей при пожаре

Виды планов эвакуации регламентируются статьей 6.2.1 ГОСТ 12.2143-2009:

Этажный план разрабатывается для каждого этажа здания.

Секционные планы эвакуации при пожаре необходимы в следующих случаях:

  • при площади этажа более 1000 м 2 ;
  • при наличии на этаже нескольких выходов, отделенных друг от друга и остальных частей этажа перегородками или стенами;
  • при наличии на этаже турникетов, раздвижных, вращающихся и подъемных дверей;
  • при сложных или протяженных путях эвакуации.

Локальный план обычно разрабатывается для отдельных помещений, например номеров в гостинице, больничных палат, торговых точек в торговых центрах, офисов в бизнес-центрах. От этажного он отличается меньшим размером и тем, что на нем изображены пути эвакуации из конкретного помещения.

Сводные, или общие, планы составляются на основе вторых экземпляров секционных и этажных. Нет необходимости располагать их на видном месте. Такой план хранится у дежурного, чтобы при возникновении пожара он мог быть незамедлительно представлен руководителям ликвидации ЧС. В случае перепланировки или реконструкции любого этажа или секции в план незамедлительно должны быть внесены необходимые изменения.

Требования к содержанию

План эвакуации состоит из двух частей: текстовой и графической.

Графическая часть представляет собой непосредственно схему эвакуации, включающую этажную планировку здания или сооружения с указанием:

  • эвакуационных выходов и путей к ним;
  • лестниц, лестничных клеток и аварийных выходов для эвакуации;
  • мест размещения самих планов эвакуации;
  • мест размещения средств противопожарной защиты и спасательной связи, обозначенных специальными знаками и символами (ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначения и правила применения»).

Текстовая часть содержит инструкции о действиях в условиях ЧС для людей, находящихся в здании:

  • способы оповещения людей о возникновении пожара, фамилии людей, ответственных за оповещение, зоны оповещения;
  • порядок и последовательность эвакуации;
  • обязанности и действия персонала, отвечающего за вызов пожарных, скорой медицинской помощи;
  • порядок аварийного отключения оборудования, электропитания, механизмов;
  • порядок ручного отключения установок и систем противоаварийной и пожарной автоматики.

Для всех символов и знаков безопасности в текстовой части плана должны быть даны смысловые пояснения. На этажных планах в графической части обязательно должен быть указан номер этажа.

Требования к форме

Требования к размерам плана эвакуации при пожаре зависят от площади помещения, для которого он изготавливается, и количества аварийных и эвакуационных выходов. Для локальных планов размер составляет 400?300 мм, для этажных и секционных — 600?400 мм. Изготавливать планы эвакуации надлежит из фотолюминесцентных материалов. Фон плана должен быть желтовато-белым или белым.

Знаки безопасности и символы в графической части должны быть высотой от 8 до 15 мм и выполнены в одном масштабе. Шрифт надписей регламентирует ГОСТ Р. 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», высота шрифта не менее 3 мм. Цвет надписей и графических изображений, кроме символов и знаков безопасности, должен быть черным, независимо от цвета фона.

Пути эвакуации, ведущие к эвакуационным выходам, обозначают сплошной зеленой линией с обязательным указанием направления. Пути, ведущие к аварийным и запасным выходам, обозначают штриховой линией зеленого цвета также с указанием направления движения.

Требования к размещению

Планы эвакуации людей в случае пожара размещаются только в тех местах, которые указаны на самом плане. На каждом этаже многоэтажного здания и в главных коридорах, ведущих к эвакуационным выходам, обязательно должен находиться план, обеспечивающий ориентирование. При выборе места нужно учесть несколько факторов:

  • удаленность от выходов — в наиболее удаленном от выхода месте обязательно должен быть план эвакуации;
  • хорошая освещенность;
  • расстояние между планами на одном этаже не должно превышать 60 м;
  • хорошая видимость — план не должен быть закрыт посторонними предметами или сливаться с фоном стены.

Кто имеет право на разработку плана эвакуации при пожаре

Разработка и изготовление планов эвакуации людей при пожаре может быть осуществлена только организацией, имеющей разрешение на ведение данного вида деятельности. Согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», изготовление планов входит в перечень лицензируемых МЧС работ. После разработки план утверждается руководителем организации и воспроизводится в фотолюминесцентном варианте.

Стоимость работ

На общую стоимость плана влияет стоимость выезда специалиста для зарисовки помещений и сбора данных с учетом размера площади, стоимость доставки (при необходимости), удаленность объекта от города, коэффициент удорожания за срочность и дополнительные работы при необходимости корректировки. Сводный план эвакуации при пожаре в виде сброшюрованного пакета документов можно заказать ориентировочно за 1000–1100 рублей (см. табл. 2).

Таблица 2. Средние цены в рублях на разработку и изготовление различных видов планов эвакуации при пожаре

Вид носителя

Этажный, секционный

Этажный, секционный копия

Локальный

Локальный копия

Электронный формат

На бумажной основе без люминесцентного покрытия

На бумажной основе с люминесцентным покрытием

Фотолюминесцентный на пластике

Фотолюминесцентный на пластике в рамке

Наличие планов эвакуации всех типов контролируется надзорными органами, в частности пожарной инспекцией. Чтобы избежать достаточно высоких штрафов, лучше вовремя обратиться к специалистам, занимающимся изготовлением фотолюминесцентных систем. Таким образом удастся избежать неприятностей и конфликтов с проверяющими и, что самое главное, дать людям, находящимся в здании, возможность быстрой эвакуации в случае возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации.

Где можно заказать план эвакуации при пожаре

Где и как заказать план эвакуации при пожаре, чтобы не ошибиться и получить план, соответствующий всем требованиям, нам рассказал заместитель генерального директора ООО «Магазин 01» Павел Иосифович Пасюков:

«Главное при выборе фирмы-изготовителя — наличие лицензии и опыта работы. План, выполненный фирмой, не имеющей лицензии МЧС, не пройдет ни одну проверку. К тому же в этом случае нет гарантии точности исполнения. Ошибки в схемах выхода могут стать причиной опасных ситуаций. «Магазин 01» имеет лицензии на разработку и изготовление планов эвакуации. Кроме этого, мы предлагаем услуги по обеспечению пожарной безопасности, как говорится, под ключ.

Некоторые компании предлагают изготовить планы эвакуации онлайн, без посещения объекта специалистами. Сложно сказать, насколько эффективна такая работа. Очень трудно правильно составить схему без тщательного изучения особенностей здания и учета всех архитектурных нюансов. В нашей компании работа по изготовлению плана эвакуации начинается с принятия заявки от клиента по телефону или после заполнения специальной формы на сайте. Следующий этап — консультация со специалистом. При необходимости он может выехать на объект. После этого разрабатывается макет плана, проводится согласование и при необходимости вносятся корректировки. Полностью утвержденный макет направляется на изготовление. Забрать готовую продукцию клиент может самостоятельно или воспользовавшись нашей службой доставки.

Кстати, нужно обязательно обратить внимание не только на наличие лицензий, но и на сертификаты на материалы, из которых изготавливается план. В «Магазине 01» вся фотолюминесцентная пленка имеет сертификаты соответствия и экспертные гигиенические заключения о безопасности».