Понятие и виды нормативных актов

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права

Понятие нормативных актов

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства но подготовке нормативных актов (закона о подготовке нормативных актов).

Виды нормативных актов

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов — кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Смотрите так же:  Договор займа предприятия работнику

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации — законы, это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты — это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Понятие нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи).

Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.

Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

Это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.

Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

Следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определенного государства, объединяются в замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или иным актом более высокой юридической силы, выпадает из данной системы и по существу становится формой проявления правонарушения. Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

Виды нормативно-правовых актов

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды подзаконных актов:

  • указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
  • постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  • приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

  • государственных органов;
  • иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
  • совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • принятые на референдуме.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • локальные.
Смотрите так же:  Закон рф увольнение по собственному желанию

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

Обзор практики ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по состоянию на 25 октября 2017 г.

Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее – федеральный регистр) ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее – правовые акты) Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и организациями.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» ведение федерального регистра возложено на Министерство юстиции Российской Федерации.

Федеральный регистр представляет собой открытый государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде правовые акты и дополнительные сведения о них. Федеральный регистр размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakon.scli.ru.

Федеральный регистр ведется Министерством юстиции Российской Федерации через систему своих территориальных органов и учреждений.

Принципами ведения федерального регистра являются достоверность, общедоступность и открытость информации, содержащейся в федеральном регистре.

Внесение сведений в федеральный регистр осуществляют главные управления (управления) Минюста России по субъектам Российской Федерации (далее – территориальные органы Минюста России) в срок до 14 календарных дней со дня их поступления в территориальный орган Минюста России.

Федеральный регистр имеет региональный и федеральный уровни. Региональный уровень представляет собой федеральный регистр соответствующего субъекта Российской Федерации, а федеральный уровень состоит из федеральных регистров субъектов Российской Федерации. Пополнение федерального уровня осуществляется территориальными органами Минюста России не реже одного раза в неделю.

Правовой основой для ведения федерального регистра являются следующие нормативные правовые акты:

  • Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»;
  • Приказы Министерства юстиции Российской Федерации:
    от 20 августа 2013 г. № 144 «Об утверждении Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»;
    от 20 декабря 2005 г. № 244 «Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Состав сведений федерального регистра

В федеральный регистр включаются:

  • учетные номера правовых актов;
  • реквизиты правовых актов (вид акта, наименование акта и принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер);
  • сведения об источниках официального опубликования правовых актов;
  • тексты правовых актов в основной (первоначальной) редакции в электронном виде, в том числе в виде графических изображений;
  • тексты правовых актов с внесенными в них изменениями со ссылками на правовые акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие правового акта в основной (первоначальной) редакции;
  • дополнительные сведения.

Дополнительными сведениями являются:

  • экспертные заключения Минюста России и территориальных органов Минюста России;
  • постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности правовых актов;
  • решения судов общей юрисдикции по делам об оспаривании правовых актов, рассмотренным ими в качестве суда первой инстанции, а также судебные постановления, вынесенные по апелляционным, кассационным и надзорным жалобам на эти решения независимо от результата рассмотрения жалоб;
  • решения и постановления арбитражных судов;
  • решения и постановления конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по делам о проверке соответствия правовых актов конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, а также о толковании конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;
  • информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты, представления, требования, заявления в суд);
  • письма, иная информация органов государственной власти и их территориальных органов, органов прокуратуры, иных государственных органов.

Дополнительные сведения к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации позволяют получать практически всю актуальную информацию об акте, его соответствии федеральному законодательству.

По состоянию на 25 октября 2017 г. в федеральный регистр включено около 1 млн 267 тыс. правовых актов, из них действующих 792 тыс. В нем содержится более 2 млн 401 тыс. дополнительных сведений к правовым актам: экспертных заключений Минюста России и его территориальных органов, актов судебных органов и органов прокуратуры, а также актов иных органов, писем и иной информации.

За последние 7 лет федеральный регистр пополнился более чем на 748 тыс. правовых актов.

Диаграмма № 1. Динамика увеличения нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации в федеральном регистре с 2010 г

Наибольшая нормотворческая активность наблюдается в субъектах Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ (в федеральном регистре содержится около 260 тыс. правовых актов).

Также высокая нормотворческая активность отмечена в субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский и Сибирский федеральные округа (в федеральном регистре 239 и 226 тыс. правовых актов соответственно).

Диаграмма № 2. Количество нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации в федеральном регистре по федеральным округам

ЦФО – Центральный федеральный округ
СЗФО – Северо-Западный федеральный округ
ПФО – Приволжский федеральный округ
ЮФО – Южный федеральный округ
СКФО – Северо-Кавказский федеральный округ
УФО – Уральский федеральный округ
СФО – Сибирский федеральный округ
ДФО – Дальневосточный федеральный округ

Создание федерального регистра позволило приступить к системной работе по обеспечению единства правового пространства на региональном уровне.

Диаграмма № 3. Количество нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации в федеральном регистре, в которых выявлены противоречия
федеральному законодательству

Благодаря принятым Минюстом России и его территориальными органами мерам в соответствие с федеральными законами приведено почти 81% правовых актов, в которых были выявлены нарушения, и 71% правовых актов, содержавших коррупциогенные факторы.

Количество правовых актов, противоречащих законодательству, сегодня составляет 0,4% от числа действующих.

Организация работы по ведению федерального регистра

Ведение федерального регистра включает в себя следующие административные процедуры:

  • юридическую обработку правового акта и присвоение правовому акту учетного номера;
  • формирование текстов правовых актов в электронном виде;
  • формирование реквизитов правового акта и заполнение полей карточек документа;
  • проведение правовой и антикоррупционной экспертиз правового акта;
  • обработку дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде;
  • поддержание базы данных федерального регистра в актуальном состоянии;
  • формирование интегрированной базы данных федерального регистра.

Обязательному включению в федеральный регистр подлежат конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации.

Правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются в федеральный регистр, если они носят нормативный характер.

Правовые акты иных органов власти субъектов Российской Федерации включаются в федеральный регистр, если они носят нормативный правовой характер и отвечают одному или нескольким из следующих условий:

  • затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  • устанавливают правовой статус организаций;
  • имеют межведомственный характер.

Также подлежат включению в федеральный регистр:

  • соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – соглашения);
  • правовые акты, изменяющие (дополняющие) правовой акт в целом (новая редакция) или его часть;
  • правовые акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия правового акта, признании его недействующим;
  • правовые акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного правового акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов правового акта;
  • изменения и дополнения, вносимые в соглашения, а также все приложения к ним, принятые впоследствии;
  • правовые акты субъектов Российской Федерации о ратификации, утверждении или другом способе выражения согласия на обязательность соглашения;
  • правовые акты, вносящие в правовой акт изменения ненормативного характера (например, изменяющие поименный состав комиссии или органа).
Смотрите так же:  Расписка при обмене автомобилями образец

Анализ данных, содержащихся в федеральном регистре, показывает, что наибольшее количество актов в регистре – это акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (более 485 тыс.). Далее следуют акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (371 тыс.), законодательные акты (конституции, уставы, кодексы, законы субъектов Российской Федерации) (203 тыс.) и акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (173 тыс.).

Диаграмма № 4. Количество нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации по органам принятия

Не подлежат включения в федеральный регистр следующие акты:

  • содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
  • индивидуальные акты:
    • о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, награждении орденами и медалями, присвоении почетного или воинского звания, премировании, назначении персональной пенсии, закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;
  • действие которых исчерпывается однократным применением;
  • оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
  • о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;
  • о сооружении памятников, бюстов, монументов;
  • акты о внесении правовых актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;
  • акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);
  • акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании органов (за исключением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, административно-территориальных и муниципальных образований в субъектах Российской Федерации) и организаций;
  • технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
  • акты рекомендательного характера;
  • акты хозяйственно-распорядительного характера:
    • о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию;
    • о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий; о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;
    • об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
    • об отводе земель отдельным предприятиям, учреждениям, организациям;
    • иные акты хозяйственно-распорядительного характера.

В федеральный регистр включаются как опубликованные, так и неопубликованные правовые акты.

Подлежащему включению в федеральный регистр правовому акту присваивается номер государственной регистрации. Датой государственной регистрации правового акта является дата внесения его в федеральный регистр.

При внесении правового акта в федеральный регистр он классифицируется в соответствии с классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» (пункт 18 Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 20.08.2013 № 144).

С даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2017 г. № 292 «О внесении изменений в Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» прекращается формирование архивного фонда федерального регистра на бумажных носителях.

В связи с этим на плановой основе следует продолжить работу по переводу текстов правовых актов, содержащихся в архивном фонде федерального регистра, в электронный вид (pdf-формат) путем их сканирования. При этом переводу в электронный вид подлежат только тексты действующих правовых актов.

Внесение сведений в федеральный регистр

В базу данных федерального регистра включаются тексты и реквизиты правового акта и значение полей карточек документа, тексты и реквизиты дополнительных сведений (вид, дата, номер, наименование (если имеется), наименование соответствующего органа).

В информационной системе обеспечивается ведение справочников видов дополнительных сведений, правовых актов, органов, принявших правовой акт, и иных справочников.

Федеральный регистр в электронном виде ведется с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.

В федеральный регистр включается следующая информация о действии правового акта:

  • действующий;
  • недействующий (если правовой акт отменен или признан утратившим силу органом, его принявшим, в случае признания решением суда правового акта недействующим, а также если срок действия правового акта истек);
  • действие приостановлено (в случае приостановления действия правового акта Президентом Российской Федерации или органом, его принявшим).

Диаграмма № 5. Соотношение действующих нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации к общему количеству актов, содержащихся в федеральном регистре

Если к включенному в федеральный регистр правовому акту не имеется дополнительных сведений о его противоречии федеральному законодательству, в федеральный регистр включается запись, что данный правовой акт «соответствует федеральному законодательству».

Когда правовой акт вступившим в законную силу решением суда признан полностью или в части не соответствующим федеральному законодательству или не подлежащим применению, то в данной случае в федеральный регистр включается запись, что он «не соответствует федеральному законодательству». Если о наличии в правовом акте противоречий федеральному законодательству свидетельствуют иные дополнительные сведения (при отсутствии судебного решения), то в федеральный регистр включается запись «выявлено несоответствие федеральному законодательству».

Запись «не требует правовой экспертизы» вносится в федеральный регистр, если правовой акт вносит в правовой акт изменения ненормативного характера и не устанавливает новых норм права, а также, если правовой акт утратил силу до проведения правовой экспертизы или утратил нормативность после внесения в него изменений.

Запись «правовой акт на правовой экспертизе» вносится в случаях, если сведения о проведении правовой экспертизы отсутствуют, а также нет иных дополнительных сведений о противоречии правового акта федеральному законодательству.

В соответствии с приказом Минюста России от 17 ноября 2016 г. № 255 «О внесении изменений в Разъяснения по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Минюста России от 20.08.2013 № 144» запись «самостоятельной правовой экспертизе не подлежит» в федеральный регистр не вносится. Однако территориальными органами Минюста России указанная запись продолжает вноситься в федеральный регистр.

Диаграмма № 6. Количество действующих нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации по статусу соответствия федеральному законодательству

Предоставление сведений из федерального регистра

Сведения о правовых актах граждане вправе получить самостоятельно в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakon.scli.ru в соответствующем разделе.

Кроме того, сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются соответствующим территориальным органом Минюста России или федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» в документальном и электронном виде по письменному запросу заявителя (ул. Михалковская, д. 65, корп. 1, г. Москва, 125438, e-mail: [email protected]).

Дополнительные сведения федерального регистра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-портале zakon.scli.ru предоставляются заявителям на основании письменного запроса о предоставлении дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре.

В запросе на получение сведений, содержащихся в федеральном регистре, указываются:

  • для граждан: фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона, факса и (или) почтовый адрес, адрес электронной почты для направления ответа или уточнения содержания запроса;
  • для организаций: наименование организации, от имени которой направлен запрос, ее почтовый адрес и (или) номер телефона, факса, адрес электронной почты для направления ответа или уточнения содержания запроса;
  • информация о запрашиваемых сведениях, необходимая и достаточная для их поиска (вид, наименование, номер, дата принятия акта, орган, принявший акт);
  • вид предоставления сведений (документальный или электронный).

Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре, в электронном виде осуществляется посредством электронной почты.

В исключительных случаях осуществляется предоставление сведений лично заявителю на его электронных носителях при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также иных, подтверждающих полномочия документов (доверенность и т.д.).