Самоанализ педагогической деятельности и основы анализа

Самоанализ педагогической деятельности является необходимой частью работы педагога. Он позволяет посмотреть на собственную профессиональную деятельность со стороны, отметить лучшее, увидеть ошибки и постараться избавиться от них. А уж когда педагогу нужно преодолеть такой рубеж, как аттестация, самоанализ педагогической деятельности становится просто обязательным.

Цели осуществления самоанализа

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности означает изучение педагогом состояния, результатов своего труда, а также выявление причинно-следственных связей между педагогическими явлениями, определение направления для последующего совершенствования. Он имеет несколько функций: диагностическую, познавательную, преобразующую, самообразовательную. Цель самоанализа состоит в демонстрации достижения определенного уровня. Это выражается в освоении новых достижений педагогической науки, в умении подходить к решению педагогических задач творчески, а также оптимально подбирать методы, средства, формы и приемы при осуществлении своей профессиональной деятельности. Опытный педагог может продемонстрировать умение применять экспериментальные, новые методы обучения или воспитания. Высокий уровень квалификации предполагает умение планировать результаты своего труда и результаты труда обучающихся.

Требования к составлению самоанализа

При самоанализе педагогической деятельности ДОУ (дошкольное учебное заведение и школа предъявляют единые общие требования) главное правило состоит в том, что он не должен напоминать статистический отчет с информацией о проделанной работе. Педагог должен продемонстрировать умение интерпретировать показатели и умение работать с полученными результатами. Это подразумевает критическое осмысление педагогическим работником каждого показателя, умение сделать выводы и наметить перспективу будущих действий. Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

Требования, предъявляемые к самоанализу педагогической деятельности учителя начальных классов, практически совпадают с требованиями, предъявляемыми к воспитателю ДОУ.

Структура написания профессионального самоанализа

Структура самоанализа для педагогов в основе своей едина, хотя возможны некоторые вариации в зависимости от учебного заведения и правил, которые оно предъявляет по отношению к нему в своем учреждении. Составление начинается с сообщения личных биографических и профессиональных данных педагога — его имени, звания, ученой степени, какое учебное заведение и когда окончил, какие имеет награды, какой насчитывается стаж работы. Говоря о стаже, отдельно указывается общий стаж и стаж работы в данном образовательном учреждении, актуальный на момент написания самоанализа.

Педагогическое кредо и концепция

В этом разделе указываются цели и задачи, которые ставит перед собой человек. В этом же разделе формулируется педагогическое кредо — система индивидуальных установок, представляющая личное мнение педагога по поводу существующих ценностей и роли своей профессии в мире. Некоторые определяют также и свою профессиональную концепцию. Это означает формулировку педагогом своих собственных взглядов на обучение и воспитание. Ее особенность состоит в том, что она неразрывно связана с практической деятельностью, ведь только осуществляя фактический процесс обучения можно осознать, какие моменты вызывают желание их переосмыслить, сделать это иначе, по-новому и формируют собственное отношение к какой-либо проблеме.

Характеристика используемых УМК

В этой части самоанализа педагог описывает те учебно-методические комплекты и рабочие программы, по которым он работает. Помимо их перечисления, необходимо проанализировать, соответствуют ли они образовательной программе учебного заведения. Этот вопрос не должен вызвать больших затруднений, так как за выбором УМК следят методисты, он происходит при их непосредственном участии или их рекомендации.

Формы, методы и приемы педагогической деятельности

Каждый практикующий педагог имеет в своем арсенале формы, методы и приемы осуществления профессиональной деятельности, которые кажутся ему наиболее удачными. Все вместе они составляют его индивидуальную образовательную и воспитательную технологию. Педагог вправе выбрать любые формы и методы обучения, единственное требование — их применение должно способствовать формированию положительного результата воспитания и обучения. В этом разделе педагог не только описывает элементы своей технологии обучения, но и анализирует эффективность их использования.

Участие в научно-методической работе

В этом разделе педагог описывает имеющиеся у него профессиональные достижения: свидетельства о публикации материалов, разработки уроков, сообщает об участии в конференциях, семинарах или профессиональных конкурсах. Указываются место, время и результат их проведения.

Здесь же указываются итоги работы над темой по самообразованию и возможные перспективы ее развития. В конце раздела следует проанализировать, как научно-методическая деятельность повлияла на результат осуществляемого педагогом учебного или воспитательного процесса.

Результаты педагогической деятельности

Этот раздел состоит из нескольких частей. Сначала приводятся результаты качества работы (уровень и качество обучения, процент успеваемости, результаты итоговой аттестации, внешней оценки результатов обучения, результаты административных контрольных работ и другие).

Затем рассматривается уровень развития учебно-познавательного интереса обучающихся, то есть приводятся результаты их участия в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях или других мероприятиях.

Отдельно оценивается результат изучения отношения родителей обучающихся к результатам профессиональной деятельности педагога. Результаты мнения родителей можно представить в виде социологического опроса или диаграммы.

В заключение идет оценка уровня отношений между педагогом и его учениками или воспитанниками. Эти отношения могут быть рассмотрены с разных позиций — дети могут оценить деятельность педагога как классного руководителя или как преподавателя конкретной учебной дисциплины.

Завершает самоанализ педагогической деятельности выводы, которые делаются в результате проведенного анализа, а также формулировка перспектив для дальнейшего развития педагога как профессионала.

Формы представления результатов самоанализа

Современный уровень развития методики, а также степень образованности работников могут позволить представить самоанализ педагогической деятельности в различных формах. Прежде всего, это классический способ — в виде печатного документа с последовательным описанием и анализом своих профессиональных достижений. В последнее время все более распространена другая форма представления самоанализа — в виде педагогического портфолио. Это тот же документ, но в расширенном виде, дополненный копиями наградных материалов или сертификатов за участие в мероприятиях, методическими разработками, результатами оценки учебной деятельности обучающихся и еще многим другим. Самый наглядный способ показать свои достижения — подготовить самоанализ педагогической деятельности в виде электронной презентации. Такой способ подачи материала позволяет не только продемонстрировать оригиналы полученных документов или наград, но и фото (а иногда даже и видеоматериалы), а также представить результаты деятельности своих учеников или воспитанников. Кроме того, подготавливая электронную презентацию, педагог тщательно выбирает для слайда самое главное, что делает его самоанализ точным, кратким и понятным, простым для понимания.

Отличие самоанализа профессиональной деятельности учителя и воспитателя

При написании самоанализа педагогической деятельности трудности испытывают как учителя, так и воспитатели. Но в работе учителя начального звена и воспитателя детского сада есть много общего. Например, у них одинаковый контингент обучающихся, так что педагогические приемы, цели и задачи работы могут совпадать. Отличие самоанализа педагогической деятельности в начальных классах от самоанализа учителя среднего звена будет состоять в том, что его инструментами будут не столько тестирование и анкетирование, сколько беседа или наблюдение.

При анализе результатов своего труда воспитатель будет больше оперировать безоценочными способами.

Ошибки при написании самоанализа

Как самоанализ педагогической деятельности воспитателя ДОУ, так и самоанализ учителя начальных классов, среднего или старшего звена содержат, как правило, одинаковые ошибки, которые объединяет только одно — недостаток опыта. Обобщив эти ошибки, можно выделить самые частые и предостеречь от них других педагогов.

Ошибка первая. Педагоги пишут о своих достижениях за указанный период времени. Но для самоанализа важнее, какая цель при этом была достигнута и какие задачи решены. И если эта цель была поставлена чуть раньше, чем начался отчетный период, то для отчета это непринципиально. Важен порядок изложения — сначала формулируется сама проблема, потом описываются способы ее решения.

Ошибка вторая — слишком много цифровой отчетности. В хитросплетениях цифр можно потерять основное — цель, с какой были сделаны эти расчеты. Для самоанализа педагогической деятельности нужнее указать, для чего они были сделаны и что помогли осознать.

Ошибка третья. Некоторым педагогам бывает неловко сознаться в том, что они испытывают определенные трудности в своей работе, и они избегают упоминания об этом. Любой педагог с опытом знает, что наличие проблем не только возможно, это обязательное условие для профессионального роста педагогического работника. Потому что, только решая ежедневные проблемы (которые могут не обязательно быть глобальными) молодой педагог может превратиться в опытного, умелого мастера. Умение видеть трудности и находить пути их преодоления, продемонстрированные в самоанализе педагогической деятельности, являются признаками высокой квалификации педагога.

Самоанализ педагогической деятельности учителя географии и классного руководителя Смышляевой Е.Ю.

Модернизация образования, т.е. обеспечения его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда – в той или иной мере. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования – ускорение темпов развития общества. Каким будет мир в середине 21 века, трудно себе представить, поэтому школа должна готовить своих учащихся к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, самостоятельность. На рынке труда сегодня новые требования к выпускникам школ: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник – это не только хороший специалист, но и человек, который может работать в команде, способен к инновациям, самостоятельно принимает решения, проявляя инициативу.

Смотрите так же:  Заявление в налоговую на возврат налога бланк

С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей и компетенций. В данном случае под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Цель своего учительского труда я вижу в воспитании целостной личности, в формировании у учащихся ключевых компетенций через разные виды деятельности, развивая их творческие способности, что позволит добиться положительной динамики качества образования.

Моя цель, как педагога, ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности.

Задачи своей деятельности вижу следующие:

1. Научить учиться, научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию.

Сегодня умение работать с информацией становится ключевой задачей, поскольку каждые полгода на земле информация удваивается. Каждый человек, решающий конкретную задачу, должен уметь отобрать и воспользоваться именно той информацией, которая необходима для решения вопроса; находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты.

2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные задачи.

3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.

5. Научить решать проблемы социального, профессионального направлений.

Каждый человек уникален и индивидуален, поэтому не может быть единых жестких требований к каждому выпускнику. По моему убеждению, современный выпускник – это позитивная личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентирующаяся на успех.

  • Ориентирован на общечеловеческие ценности.
  • Ответственен за свои поступки.
  • Самостоятелен в выборе решений.
  • Психологически раскрепощен.
  • Общественно активен.
  • Интеллектуально развит.
  • Творческий, способный к креативному мышлению.

Формирование у школьников ключевых компетенций и компетентностей достигается не только за счет изучения учебного предмета, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими сторонами жизни детей. Образовательный процесс не только включает в себя учебный процесс, но и социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Творческий поиск меня, как учителя, связан с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного подхода. Это позволяет решать проблему мотивации учебной деятельности, создавать модель “учения с увлечением”.

Приоритетным направлением в своей работе считаю использование компьютера, электронных учебных пособий, Интернет-ресурсов, интерактивной доски, что позволяет сделать любой урок более привлекательным и современным. Стараюсь активно внедрять в образовательный процесс современные проектные и информационные технологии. Преимущества использования ИКТ на уроках географии:

  • Усиление наглядности и яркости обучения.
  • Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.
  • Большая заинтересованность учащихся.
  • Расширение видов деятельности на уроках.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • ИКТ – голососберегающая технология для учителей.
  • Возможность использования при подготовке к урокам ресурсов системы Интернет.
  • Возможность возврата к пройденному материалу.
  • Повышение значимости, престижа географии.

Результатом использования ИКТ является:

  • Уменьшение количества учеников, не выполняющих домашнее задания.
  • 100% итоговая успеваемость по географии.
  • Увеличение количества учащихся, включенных в создание творческих работ.

Анализируя свои педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока , увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес. В своей работе придерживаюсь слов Ушинского : “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.” Поэтому на уроках прибегаю к использованию разнообразных форм организации учащихся:

Уроки, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей:

  • Урок – диалог.
  • Урок – пресс конференция.
  • Урок – путешествие.
  • Урок – репортаж.

Эти формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. Но такие уроки требуют больше сил и времени для подготовки.

Использование игровых технологий позволяет развивать творческие способности учащихся. Играя, ученики ставят творческие задачи, в решении которых им помогают знания, умения, воображение, выдумка. Примерами использования игровых технологий урок-КВН по темам “Литосфера”, “Гидросфера” в 6 классе, урок по теме “Сфера услуг в городе Верхотурье” в 9 классе, Урок в 10 классе на тему “Сельское хозяйство Зарубежной Европы” и др.

В жизни чаще востребованы творческие личности, поэтому личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании не просто слова. Согласна с Е.Евтушенко, который писал: “Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы, как истории планет,
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.”

Стараюсь рассмотреть достоинства у каждого ребенка. Ведь каждый хорош по-своему. “Взгляни горе в лицо – тупа вершина,

А сбоку посмотри – она остра,
Иди к горе – она все выше,
А от горы – и ниже все она.
О нет, гора свой облик не меняет,
Она одна и та же, – в этом суть,
А измененья от того зависят,
С какого места на нее взглянуть”

Придерживаюсь в своей деятельности такой педагогической идеи – каждый ребенок способен созидать и творить! Поэтому:
1) творческий подход к решению любых проблем;
2) творческое мышление – это не способность, присущая избранным, но навык, который люди осваивают в процессе учебной деятельности;
3) только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать;
4) не “проходить” материал, а жить в нем;
5) учитель-ученик-родители – это партнеры, объединенные общей целью и общей мотивацией, отсюда и благоприятные отношения, служащие необходимым условием и эффективным средством обучения и творческого развития каждого ребенка;
6) индивидуальные творческие задания– каждому ребенку в зависимости от его способностей.

В результате класс превращается в коллектив личностей. Один – красноречивый докладчик, расскажет об истории открытия материка, другой – неплохо рисующий, создаст картосхему маршрута исследователей континента, третий – особо неравнодушный к компьютеру, приготовит презентацию или слайд-фильм о достопримечательностях изучаемой территории; четвертый, мечтающий стать журналистом, подготовит репортаж с места событий; пятый – любитель всех и все покритиковать, проанализирует работу своих одноклассников, выявив все ее достоинства и недостатки; шестой – попробует сложить стихи о своих впечатлениях об изучаемой местности; седьмой – усидчивый, неторопливый, приготовит кроссворд по теме.

Ребята устают от однообразия, им хочется учиться весело, необыкновенно, и я стараюсь им в этом помочь. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. При необходимости напоминаю им слова Л.Н. Толстого: “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…”

Пытаясь разбудить детскую мысль, заставляю ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую уроки-дискуссии, семинары, создаю проблемные ситуации, задаю проблемные вопросы. Например, на уроке географии в 9 классе по теме “Особенности развития хозяйства России” ребята сравнивают командно-административную и рыночную экономику, оценивают преимущества и недостатки каждой из них, на уроке обществознания размышляют о том, какая форма правления наиболее эффективна для современной России, выявляют проблемы сферы услуг в нашем городе, пытаются предсказать последствия таяния ледников в Антарктиде.

Делать уроки более эмоционально окрашенными помогает поэзия. Часто начинаю урок со стихотворения:

“Урал, опорный край державы, ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы и славы нынешней творец!

“Равнина. Равнина. Ни яра, ни пади,
Равнина на север, равнина на юг,
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг…”

“Есть на все в программе мера,
Наша тема “Литосфера” завершилась, как ни жаль,
И теперь зовет нас вдаль гидросфера-оболочка,
Только рано ставить точку,
Знания о земной коре пригодятся детворе”

Моя задача – направлять детей в нужное русло, стараясь при этом развивать в них самостоятельность мышления.

“Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицей, –
Пока идешь за кем-то вслед, дорога не запомнится,
Зато , куда б ты ни попал и по какой распутице,
Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется”

Основу методической деятельности каждого учителя закладывает система работы школы. Наша гимназия осуществляет свою деятельность на основе личностно-ориентированного подхода. Формируя собственную систему работы, я определила цель деятельности, исходя из целей школы личностной ориентации, когда обучение и воспитание строится с установкой на саморазвитие личности. Вся моя педагогическая деятельность направлена на получение определенного результата – свободной, творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к само развитию и самореализации.

Проектируя свою профессиональную деятельность на следующий межаттестационный период, формулирую для себя основную цель: не просто дать сумму знаний, умений и навыков, а сформировать развитую личность, умеющую применять образование в любой области науки, адаптироваться к современным условиям, самореализоваться в интеллектуальной и духовной сфере жизнедеятельности.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  1. Повышение профессиональной компетентности(через курсовую переподготовку, обмен опытом, изучение литературы)
  2. Дальнейшее освоение и использование инновационных технологий в условиях в условиях внедрения компетентностного подхода в обучении и воспитании.
  3. Повышение уровня обученности через интеграцию инновационного, научно-исследовательского и общеобразовательного процесса.
  4. Отслеживание результатов собственной деятельности и создание банка диагностических материалов по определению сформированности ключевых компетенций(через– а)анализ уроков, практических работ, итоговых занятий,
    б)анкетирование учащихся
    в)систему мониторинга
Смотрите так же:  Договор с византийской империей

Тему методической работы на следующий межаттестационный период, формулирую так: “Компетентностный подход как условие самореализации обучающихся и педагога”. Реализацию компетентностного подхода планирую осуществлять в следующих направлениях:

  • Развитие ключевых компетенций при работе с учебным материалом(анализ понятий, аргументация выводов, выявление причинно-следственных связей.
  • Развитие обобщенных умений предметного характера(анализировать таблицы, графики, диаграммы, умение сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для анализа природных, социально-экономических процессов и явлений)
  • Усиление практического характер образования(поиск нужной информации в разных источниках, публичные выступления, презентации результатов познавательной деятельности)

Как бы хорошо учитель ни знал свой предмет, как бы виртуозно не объяснял, если он лишен любви к детям, сердца, мастером он не станет. Без этого трудно покорить учеников. Если дети видят, что учитель может их научить и понять их внутренний мир, они за ним пойдут.

Школа. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить добрый след в сердцах своих воспитанников. Это моя жизнь.

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям. Воспитательную работу со своим классом строю под девизом: “Мы такие разные, но мы – вместе!”, “Мы счастливы, потому что мы вместе!”, “Последний год – он лучший самый!”, “Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!”

Цель воспитательной работы: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной социализации в обществе. Исходя из целей воспитательной работы, свою деятельность осуществляю по следующей системе:

  • Изучение класса и отдельно каждого ученика(личные дела, характеристики, наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, руководителями кружков и секций). Изучение учащихся продолжается на протяжении всего срока их обучения.
  • Формирование и развитие классного коллектива – одно из главных направлений в работе, предполагает также изучение учащихся в процессе разнообразной деятельности, с учетом основных типов высшей нервной деятельности.

В классе всегда функционирует орган самоуправления: совет класса во главе с дежурным командиром. В основном члены совета самостоятельно решают вопросы планирования и организации классных дел.

  • Повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень обученности и сознательная дисциплина– показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. (Совет класса, рапортичка, дневники.)
  • Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы. (Совет класса – планирование, отчет и анализ деятельности, поощрение лучших, совместные с родителями праздники, традиции класса.)
  • Координация воспитательной деятельности учителей (поздравления педагогов, приглашения на классные часы, родительские собрания, рапортичка).
  • Работа с родителями учащихся. (Принципы работы с родителями: а) помнить, что их дети– самое дорогое в жизни б) каждая встреча – полезна и результативна в)только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов г) общение с родителями должно служить не во вред, а во благо ребенку.)

Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого ученика и удовлетворенность жизнью в школе все ребят. В дружном коллективе легко работать и самому педагогу. Именно в коллективе у подростков формируется умение сосуществовать в обществе, развиваются навыки полоролевого и статусного поведения, разнообразные коммуникативные навыки. Эти навыки вместе со знаниями и умениями – залог успеха выпускников.

  1. Призовые места в традиционных школьных делах.
  2. Весь класс – участник Кросса наций.
  3. Выступление всем коллективом на городском торжественном собрании, посвященном Дню рождения комсомола.
  4. Весь класс – факельная группа.
  5. Лучший дежурный класс.
  6. Победители городского конкурса “Ученик года”-Кошкин И. ,Постникова Ю, Дуркина К.
  7. Награждены грамотами Главы ГО Верхотурский – Балясова Н. ,Протопопова А., Сусекова Т., Ясас Я., Желтов Н.
  8. Лучший родитель года – Желтова И.А., Бахтиярова Ш.А.
  9. Все сдали ЕГЭ и поступили в учебные заведения: в ВУЗы – 10 . колледжи – 10, в лицей – 1, в ПТУ – 1.

Можно долго говорить о работе классного руководителя, но надо отметить главное. А главное – это воспитание отношениями. Все наши слова, дела только тогда имеют смысл и значение, когда они возвышают, порождают высоконравственные отношения. В них нельзя врать , фальшивить. Надо относиться к своей работе так, как будто “Классное руководство-это не обязанность, это бесконечное творчество!” Ведь классные руководители – это уникальные люди в уникальной профессии и наше главное достижение-это наши дети.

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности

Проживи одну свою и тысячу
жизней своих учеников – и ты
проживёшь вечность…

Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им всё.

“ Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель”, — гласит одна из профессиональных заповедей учителя. (Приложение 1). Я люблю учиться, стремиться к повышению своего педагогического мастерства.

Являюсь руководителем школьного МО учителей начальных классов и членом межшкольного проблемного МО. Участник ряда Всероссийских конкурсов. Обобщила свой опыт работы публикациями материалов в сборнике “Четверть века с системой Занкова” и публикацией в материалах региональной научно-практической конференции 25.04.07. “Вопросы преемственности дошкольного, начального и основного школьного образования”. Дипломант двух Всероссийских Фестивалей педагогических идей “Открытый урок”-2007, 2008гг, член педагогического клуба “Первое сентября”. Своё профессиональное мастерство повышала на очно-заочных курсах “Содержание и методические приёмы преподавания по системе Занкова”. Прошла аттестацию на высшую квалификационную категорию. Стала победителем районного конкурса классных руководителей “Наша классная – самая классная!”

Последние 4 года работаю над темой “Развитие связной письменной речи учащихся. Обучение речевому общению”.

Анализ проделанной работы по системе уроков связной письменной речи показывает, что учащиеся стали лучше выражать свои мысли средствами русского языка в письменной форме, писать орфографически грамотно. В целях реализации задачи развития у детей интеллектуальных, творческих способностей посредством коллективных творческих дел младшие школьники приняли участие в межшкольном интеллектуальном марафоне по литературному чтению между 4 классами и получили призовые места. В школьном творческом марафоне “Золотая осень”, мои учащиеся лидировали в номинации: “Лучшее сочинение”. Ученица 4 класса стала дипломантом конкурса “Моя семья”, проводимого редакцией республиканского детского литературного журнала “Солнышко” в номинации “Лучший рассказ”. И ещё 5 учащихся стали дипломантами данного конкурса и получили премии. Редакцией журнала была присуждена номинация “Самый активный класс”, за большое количество творческих работ, присылаемых в адрес редакции. В районном интеллектуальном марафоне предметов, ученик 4 класса занял I место в олимпиаде по математике.

В 4 классах провели пробный ЕГЭ по русскому языку, на котором учащиеся показали неплохие результаты.

Учащиеся этого же класса (6 человек) приняли участие во Всероссийском конкурсе детей-занковцев “Вернисаж”, а также во Всероссийском конкурсе “Элька ищет друзей”.

Творческие работы учащихся (сказки о добром медвежонке Эльке) были опубликованы в журнале “Солнышко”.

Чтобы и дальше добиваться оптимальных результатов в обучении, необходимо соблюдать некоторые условия.

  1. Знать психологические особенности детей 6-9 лет и учитывать их в своей работе.
  2. Постоянно стремиться к тому, чтобы на уроке дети получали новую информацию посредством русского языка. Использовать интересные и занимательные тесты.
  3. Умение ставить детей в ситуации, вызывающие необходимость использования русского языка,- одна из важнейших задач национальной школы.
  4. Об эффективности своей работы учитель может судить только в том случае, когда он добился от детей не только усвоения изучаемого материала, но и его использования в самостоятельной речи.
  5. На уроках русского языка должна создаваться атмосфера уважения и любви друг к другу: учителя к детям и детей к педагогу.

Как правило, ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. Задача учителя – удержать в нём это чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Перед учителем встаёт вопрос, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

В своей работе я использую передовой опыт С.Н. Лысенковой, Амонашвили, Л. В. Занкова, а также школьных учителей-наставников.

В индивидуальной работе с детьми использую следующие методы перевоспитания: метод переубеждения, переучивания, реконструирования, поощрения и наказания, самоисправления. (Приложение 2).

Но ребёнок никогда не будет заниматься скучным и трудным делом. Всё, что он слышит, видит и чувствует, должно приносить ему радость, вызывать интерес.

Первые шаги ребёнка в школе очень нелегки. И поэтому я стараюсь увлечь ребят радостью познания, умением и желанием трудиться. Часто вспоминаю слова Я. Корчака: “Уважайте незнание ребёнка”, напоминаю детям о том, что не стыдно не знать, а стыдно не спрашивать.

Когда подбираю материал к уроку, ориентируюсь как на сильного, так и на слабого ученика, чётко представляю, кому какой вопрос задам, кого похвалю, а кому, может быть, и улыбнусь вместо замечания. Каждого ребёнка на уроке стараюсь выслушать, не обрывать на полуслове.

Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению, а мы стараемся, чтобы оно присутствовало на каждом уроке. С него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы, а когда дети затрудняются, мы терпеливо и доходчиво объясняем.

Смотрите так же:  Как оформить кондоминиум казахстан

К каждому уроку готовлю много дополнительного материала: дидактические игры, викторины, занимательные вопросы, ребусы, математическое лото. Задание на дом тщательно продумываю. Важно, чтобы ребёнка не надо было заставлять делать урок, а он сам спешит его выполнить. На уроке домашнее задание проверяю, отмечаю самых старательных учеников. Даже слабые ученики тянутся за сильными, стараются выполнить его не хуже других. Таким образом, происходит ненавязчивая активизация познавательной деятельности учащихся.

Практикую также опережающее знакомство учащихся с новым материалом, для чего задаю детям подготовить доклады по теме, используя энциклопедию или другую дополнительную литературу. Данный приём совместной подготовки учителя и ученика развивает самостоятельность младших школьников, расширяет их кругозор, развивает речь.

Решая задачу интенсификации учебной работы, поиска и внедрения активных форм работы на уроке был дан открытый интегрированный урок литературного чтения и музыки с компьютерной поддержкой в 4 классе: Поэты КБР”.

С целью повышения уровней обученности учащихся, организации внеклассной работы, а также с целью использования компьютера при обучении для усиления доступности, с учащимися был проведён КВН по изобразительному искусству с компьютерной поддержкой: “Путешествие в страну Изобразительного искусства”.

Данное внеклассное мероприятие было представлено на районном семинаре МО педагогов дошкольного и начального школьного образования.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья. Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой организованное педагогом, содержание знаний доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания школьников. Использование методов экологического воспитания в комплексе (совместная деятельность; наблюдения; метод моделирования; исследования) позволяют успешно решить задачи экологического воспитания школьников. Привлекая детей к тесному общению с природой, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Основными формами организации работы являются: — комплексные занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической; — организации поисково-самостоятельной деятельности; — совместная деятельность с педагогом; — самостоятельная деятельность в специально организованной развивающей среде. Желание работать лучше, чем вчера, помогает достичь неплохих результатов в учёбе. Результаты определения обученности уч-ся по показателям успеваемости и количества школьников, обучающихся на “4” и “5”, достаточно благополучны (78%). Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Она направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Я провела диагностику изучения мотивационной сферы уч-ся: “Анкетирование”, диагностику изучения детского коллектива “10 моих Я”.

Большое значение имеет трудовое воспитание учащихся. Участие в субботниках, уборка территории школы, берега реки Золка, озеленение территории школы и класса, вот перечень трудовых дел учащихся.

Большое внимание в воспитательной работе классный руководитель должен уделять формированию правильного отношения учащихся к занятиям физкультурой и спортом. Учащиеся посещают спортивные кружки (борьба, футбол, баскетбол, шахматный, танцевальный). В рамках недели здоровья были проведены соревнования по шашкам и шахматам среди мальчиков и девочек.

Но мы должны понимать, что детям нужен и отдых. И чтобы досуг был интересным нужно правильно и успешно его организовать. В этом мне помогают сами ребята и их родители. У нас сложилась традиция на утренники приглашать моих бывших выпускников, учащихся старших классов. Они с удовольствием помогают в подготовке открытых мероприятий.

Развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей

учащихся способствовало внеклассное мероприятие, проведённое к празднику мам: “Шоу Дюймовочек”. Не только мамы, но и мальчики были активными участниками шоу и с удовольствием демонстрировали костюмы, сделанные руками девочек из бабушкиных платков. И в конкурсе причёсок им не было равных.

С новогодним представлением “Операция “Спасём русские сказки” выступили учащиеся перед родителями и дошкольниками в детском саду.

Родители также оказывают посильную помощь в подготовке. К каждому родительскому собранию мы готовим маленькие концерты, которые родителям и детям очень нравятся. Часто проводим родительские лектории, устраиваем “Дни открытых дверей”. В работе с родителями использовала проективные диагностические методики: “Пьедестал”, “Дом, в котором я живу”. Провела родительские собрания: “Телевизор в жизни школьника”, “Наши трудные дети”, “Эмоции положительные и отрицательные”.

Для изучения семьи я использовала различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребёнка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семье использовала анкетирование, многовариантный тест, рисуночный тест, сочинение-размышление, проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Они дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов в семье. На основании данных исследований проводились индивидуальные и тематические консультации, собеседования с детьми и родителями.

В рамках года семьи было проведено ряд мероприятий. На весенних каникулах, с привлечением спонсоров, была проведена выездная экскурсия в нальчикский Краеведческий музей. Дети, совместно с родителями, посетили также гастроли Московского цирка “Шапито”.

Семья Хашкуловой Ф. приняла участие в районном конкурсе “Лучшая семья”. Совместно с активом класса и родительским комитетом была оформлена “Фотогалерея” из жизни класса.

Классные часы ребятам нравятся не меньше, чем утренники. На них мы узнаём о правах и обязанностях школьника, о различных профессиях, о правилах дорожного движения, о том, как надо вести себя на природе. Совместно с социальным педагогом проводились классные часы: “Нужны ли правила в жизни?”, “Что такое закон?”. Воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине способствовал классный час, посвящённый 450-летию добровольного вхождения КБР в состав России.

Учащиеся принимали участие в митинге, посвящённому Дню Победы.

Совместно с работниками ДК и библиотекарями был проведен утренник “Книжкины именины. Учащиеся принимали активное участие в общешкольной акции милосердия.

На любом проводимом мероприятии, важно создать особую творческую атмосферу сотрудничества.

Важную роль играет трудовое воспитание школьников. Ребята принимали активное участие в субботниках. Они убирали не только территорию школы, но и участки возле дороги и лесную полянку, где остановились отдохнуть во время похода.

Проводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.

И как бы не сердился порой учитель на своих ребят, он должен помнить слова В. Розова “Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать”. Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа – моя жизнь, а дети – моя радость.

Приложение 1.

Профессиональные заповеди учителя

— Мы гордимся своей профессией – профессия нас возвышает.

— Всякое дело – в интересах учащихся и ничего во вред.

— Правильность педагогического диагноза – залог правильности действия.

— Рассердитесь…, но на себя!

— Ошибся – извинись, но ошибайся и извиняйся реже…

— Будь вместе с учениками, рядом с ними и впереди них.

— Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель.

— Наказание – пусть не превышает вины, одобрение пусть превышает успех.

— Винить легче, чем разделять вину.

— Не приписывай успех себе, а вину — учащимся.

— Не торопись с решением, но и не медли.

— Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников – и ты проживёшь вечность…

— Плох тот учитель, от разговора с которым ученику не становится легче.

— Говори, что знаешь, делай, что умеешь, при этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно.

— Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым. — Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

— Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка, родителя, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

— Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

— Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

— Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок услышал и осознал.

— Оценивайте поступок, а не личность.

— Дайте ребёнку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность.

— Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

— Воспитание – это последовательность целей.