Требования к сотруднику уголовного розыска

Старший оперуполномоченный сыктывкарского уголовного розыска Евгений Гусев – 12 лет на службе. Воров, старушек-клептоманок и неблагополучных воспитанников детдомов он видит чаще, чем родных. Накануне профессионального праздника сотрудников уголовного розыска, который отмечается в воскресенье, Евгений рассказал о буднях «оперов» в интервью БНК.

Фото Кирилла Затрутина

— Евгений, как вы пришли к службе в полиции?

— Когда я пришел работать, полиция называлась милицией. И это было так давно, что сейчас трудно вспомнить, что послужило причиной такого выбора. Наверное, будет звучать пафосно, помогать людям. Как и многие в то время, пошел работать в милицию после службы в армии. Потом уже по направлению МВД отучился в Академии МВД.

— Как долго вы работаете и на чем специализируетесь?

— Работаю я уже 12 лет. Каждый опер закреплен за определенной территорией. За все, что происходит на ней, – отвечаем. У меня это Верхний и Нижний Чов.

Это самые криминальные районы?

— Да, нет. Довольно-таки спокойные районы — деревеньки. В основном, что здесь происходит — драки, пьянки. Все на бытовой почве. За сутки может быть два-три вызова, но бывает и по восемь. Пик такой активности приходится на пятницу и субботу.

— С какими странными и жуткими делами приходилось сталкиваться?

— Все не припомнишь… вот в начале лета на улице Кутузова женщина в ходе пьянки порезала своего сожителя, нож воткнула в ногу. После чего, оставив его в квартире, уехала к брату продолжать выпивать. А когда вернулась домой, легла спать рядом с окровавленным мужем. Наутро мужчина уже был мертв, а она как ни в чем ни бывало собралась, закрыла дверь и ушла. Немного неординарное дело. Вообще резонансных дел мало происходит. Вот по Диане Потолицыной громкое дело. Но пока ничего не могу сказать о нем, поиски продолжаются, все, что можно, мы делаем.

— А нелепые ситуации или смешные были?

— Ну какие смешные? Вспомнить что-то определенное сложно. У нас процентов сорок преступлений по глупости происходят, по пьянке. В основном рутина — телефоны теряют. Есть, правда, у нас в базе несколько бабулек — воруют в магазинах. Им уже под 70 лет, а они то одно, то другое утащат. Причем это не от голода, не продукты воруют. Кто порошок прихватит, кто сумку. Пришли к одной на квартиру, а у нее штук сорок сумок различных с бирками магазинов, все украденные. И сама не может ответить, зачем ей они. Это уже клептомания — не может она без этого, надо что-нибудь взять. Как ни странно, бабульки есть ворующие, а с дедушками еще не сталкивались. Еще 12-летнего мальчишку поймали в магазине, он под куртку засунул три бутылки шампанского. Спрашиваем: «Зачем они тебе?», отвечает, что у одноклассницы день рождения, хотел угостить. Вот такой джентльмен. А семья у него благополучная, полная. У отца фирма своя.

По фактам утери телефонов заявлений по пять-десять в день. Сейчас это лучше раскрывается, чем несколько лет назад, по IMEI телефон быстро находят. Велосипедов много, но это сезонно. Их чаще дети воруют.

— Как охарактеризуете уровень подростковой преступности в целом?

— Из года в год стабильная ситуация, но актуальности своей не теряет. Изменились только предметы хищения. Раньше шапки срывали, магнитолы воровали, сейчас этого нет — тяжело продать, и стоят дешево. Теперь мобильные и велосипеды крадут, телефон проще своровать и легче продать. В основном дети из интернатов велосипеды крадут. Они бегают, покататься хотят, а потом бросают в разных местах. Вот сейчас у нас стоят около пяти велосипедов, которые нашли в детском доме. Один человек воровал по подъездам, покатался и к себе в сарайку складывал. Так как они маленькие, им ничего не будет, ну «ай-ай-ай» скажут и на учет в отдел по делам несовершеннолетних поставят. Вот сейчас в Чове была серия краж в сараях, мужчина 35-летний и с ним 12-летний ребенок. Взрослому будет срок, а подростка в ОПДН на учет поставят.

— «Помолодела» ли детская преступность?

— В основном воровать начинают лет с десяти. Причин не могут объяснить. По-хорошему стараешься их вразумить, но не понимают. Ходим по школам с профилактикой, объясняем. А им интересно другое: какая зарплата в полиции, как телефоны ищут. А про ответственность за совершенное противоправное действие не спрашивают.

Республика раньше слыла криминальным регионом из-за большого количества колоний и мигрантов. Как сейчас?

— Мигранты, вахта в основном на севере Коми. В Сыктывкаре только таджики приезжают в малых количествах. Ведут себя спокойно, особых проблем с ними нет, может, единичные случаи. По мелочевке бывало, на стройке пропадали лопаты, инструменты.

Евгений, розыскная работа занимает определенный период времени: опросить всех, собрать информацию, были случаи, когда быстро дела раскрывались?

— В основном по горячим следам кражи из магазинов сразу раскрывали. База уже есть, а воруют-то одни и те же. Остается только на записи камер наблюдения посмотреть и по фото сравнить.

— Много ли людей теряется в Сыктывкаре?

— В день бывает по два-три обращения. Родственники заявляют, что кто-то ушел и не вернулся. В большинстве случаев через день-два они возвращаются. Просто где-то выпивают на стороне. Часто муж ищет жену и наоборот, а супруг в это время с друзьями на даче гуляет.

— Вы уже двенадцать лет работаете в этой сфере, не жалеете о выборе профессии?

— Поздно уже жалеть! Работа интересная и увлекательная, я бы не смог сейчас уже сидеть в кабинете и перекладывать бумажки.

А сыну посоветовали бы пойти по стопам отца?

— Нет! Это будет его, конечно, выбор. У нас много династий тут работает. Но работа занимает много времени, семье внимание практически не уделяется. Я почти живу на работе, в месяц бывает один-два выходных. Когда попадается два дня подряд, это практически отпуск! И то даже на выходных телефон не выключаем, в любой момент могут позвонить. С работы в угрозыске раньше девяти вечера никто не уходит. Раз пять в месяц — сутки дежурства.

— Как относятся сейчас люди к полиции?

— По-разному. В начале двухтысячных было крайне негативное отношение, а сейчас хорошо относятся. Многие даже помогают. За что большое спасибо!

Требования, предъявляемые кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел

Общие требования к кандидатам в органы внутренних дел:

— возраст до 35 лет;

— отслужившие службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;

— гражданство Российской Федерации;

— образование соответствующее направлению деятельности (кандидаты с высшим юридическим образованием рассматриваются в первую очередь);

— не привлекавшиеся к уголовной и административной ответственности в соответствии с требованиями законодательства о прохождении службы в органах внутренних дел;

— не занимающиеся предпринимательской деятельностью;

— годные по состоянию здоровья и профессионально пригодные к службе в органах внутренних дел;

— с соответствующими личными и деловыми качествами, позволяющими выполнять возложенные на сотрудников органов внутренних дел обязанности.

Условия службы:

— для впервые принимаемых на службу устанавливается испытательный срок от 2 до 6 месяцев;

— ненормированный рабочий день;

— соблюдение ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел.

По всем вопросам обращаться в Управление по работе с личным составом МВД по Республике Тыва во 2-ую и 4-ую среду каждого месяца, предварительно записавшись по тел. 9-34-17 (г. Кызыл, ул. Ленина, 18)

Общие требования к работникам:

— образование, соответствующее направлению деятельности (кандидаты с высшим юридическим образованием рассматриваются в первую очередь);

— не привлекавшиеся к уголовной и административной ответственности;

— годные по состоянию здоровья;

— с соответствующими личными и деловыми качествами, позволяющими выполнять возложенные на работников органов внутренних дел обязанности.

Взгляд изнутри: один день из жизни сотрудника уголовного розыска

15 Декабря 2012 13:08 / Ольга Серёгина

Тоболячка стала новым директором областного департамента культуры

У тобольского мэра новый заместитель. Он успел поработать со всеми губернаторами

В «сердце» Уватского проекта внедряют новые инженерные решения

В Уватском районе добыта 100-миллионная тонна нефти

Тобольск помог региону войти в «золотую двадцатку»

Тобольск вошел в топ-10 туристских проектов России

Традиционный прогноз «Тобольск.ру» на наступивший год.

Начальник главного управления МВД РФ по Москве Владимир Колокольцев о новом облике столичной полиции

В московских органах внутренних дел сейчас полным ходом идет переаттестация сотрудников. Начальник Главного управления МВД России по Москве генерал-лейтенант полиции ВЛАДИМИР КОЛОКОЛЬЦЕВ заверил корреспондента “Ъ” АЛЕКСАНДРА ГОЛУБЕВА, что сделано все, чтобы для дальнейшей службы были отобраны самые достойные. Однако, считает генерал, по-настоящему эффективной полиция станет тогда, когда будет ощущать реальную поддержку граждан.

— В последнее время одной из популярных тем является внеочередная аттестация в органах внутренних дел. Слухи о ней ходят самые разные, в том числе и среди сотрудников. Кто-то говорит, что руководители воспользуются возможностью, чтобы избавиться от неугодных подчиненных, кто-то — что за успешную аттестацию придется заплатить. Что вы делаете, чтобы аттестация прошла чисто и не вызывала потом пересудов?

— В Москве аттестация личного состава только началась. На прошлой неделе я подписал приказ о назначении на должности тех руководителей, которые вошли в состав нашей аттестационной комиссии. Сами они прошли переаттестование на центральной аттестационной комиссии в Министерстве внутренних дел, членом которой я также являюсь.

Действительно, и в СМИ, и в интернете об аттестации пишут самое разное, причем появляться эти сообщения начали несколько месяцев назад, когда аттестация еще даже и не начиналась. Естественно, это вызывало у сотрудников беспокойство. Поэтому, чтобы все эти слухи не отвлекали их от службы, еще в апреле мы разослали телеграмму с разъяснениями во все московские подразделения. Заверили, что аттестация будет проведена в рамках закона.

Кроме того, на инструктажах, оперативных и других совещаниях все руководители столичного главка постоянно напоминают личному составу о необходимости немедленно докладывать о любых поступающих предложениях пройти аттестацию за какое-либо вознаграждение. Я сам проводил встречу с представителями наших подразделений, где просил о каждом подобном факте сообщать мне лично.

Эти действия уже принесли свои результаты. Совсем недавно был задержан сотрудник отдела собственной безопасности УВД по Северному округу, который за вознаграждение пообещал «посодействовать» сотруднику при прохождении переаттестации. Теперь освобождается от должности его непосредственный руководитель, привлекается к дисциплинарной ответственности начальник окружного УВД. Уверяю, что при выявлении подобных случаев меры реагирования всегда будут такими же жесткими.

— ГУ МВД по Москве одним из первых заявило, что в работе аттестационных комиссий примут участие представители общественности. В чем смысл этого нововведения?

— Привлечение общественности — еще одна важная мера, которая должна помочь тому, чтобы аттестация прошла максимально объективно и не вызывала кривотолков. Мы пригласили в состав комиссий целый ряд общественных деятелей, среди которых есть и редакторы известных газет, и руководители телеканалов, и представители Московского патриархата, и представители муниципальных собраний. Польза от их участия будет несомненной, поскольку участие в работе комиссии каждого из них — это свежий взгляд на ситуацию, на профессиональные и моральные качества сотрудника, на его умение работать с людьми.

— А вас не смущает, что в чисто профессиональных аспектах они не слишком компетентны?

— Не смущает, поскольку перед тем, как попасть на комиссию, любой сотрудник проходит внутренние служебные фильтрационные барьеры — аттестационные документы оформляют его руководители, и в этих документах учтены все важные с сугубо профессиональной точки зрения моменты. Да и после прохождения аттестации последнее слово остается за мной. Но в любом случае, если в ходе обсуждения кандидатуры возникают спорные моменты, позиция нейтрального человека очень важна. Если, скажем, представители общественности убеждены, что сотрудник не умеет работать с людьми, то, наверное, с ним нужно расставаться.

Смотрите так же:  Полномочия пленума и президиума верховного суда рф

— Не боитесь утечки чисто служебной информации о сотрудниках через входящих в комиссии представителей общественности?

— На аттестационные комиссии будут выноситься заключения наших соответствующих служб, в том числе и собственной безопасности,— рекомендуют они аттестовать сотрудника или нет. Оперативные детали разглашаться не будут. А за эти рекомендации те, кто их выдал, в том числе и руководитель сотрудника, несут персональную ответственность.

— Правда, что любой не прошедший аттестацию сотрудник, независимо от его должности, может обратиться лично к вам?

— Да, я об этом подчиненным сказал давно. Если сотрудник аттестацию не прошел, но не согласен с выводами комиссии, то он может обратиться ко мне, как к первому лицу в нашем главке, с просьбой пересмотреть сделанные выводы. Тут разные ситуации возможны. Например, сотрудник работал в криминальной милиции или милиции общественной безопасности, но по каким-то объективным причинам аттестационная комиссия сочла, что для службы в полиции он не пригоден. Но в каких-то случаях, не исключено, мы сможем предложить ему должность в подразделениях нашей внутренней службы. Нужно учитывать и то обстоятельство, что аттестация сопровождается сокращением штата столичных органов внутренних дел на десять тысяч единиц. Мы должны сохранить наиболее заслуженных, профессионально подготовленных сотрудников, но и десять тысяч — цифра большая. Поэтому придется очень серьезно потрудиться, чтобы остались только самые достойные. Тем порядочным сотрудникам, кому все же придется покинуть наши ряды, мы должны и обязательно окажем максимальное содействие в трудоустройстве.

— Десять тысяч — это большой процент от общего числа сотрудников?

— Не раз звучали опасения, что при сокращении пострадают те подразделения, которые работают «на земле»,— патрульно-постовые службы, участковые, зато управленческие структуры останутся в целости. В Москве будет не так?

— Мы предельно минимизируем сокращения в тех подразделениях, которые работают непосредственно с гражданами, «на земле». В прошлом году на первом этапе реформирования главка уже было сокращено 12 тысяч штатных единиц, и нам удалось практически не затронуть ведущие службы и территориальные органы внутренних дел. В этом году мой подход в этом вопросе остается прежним. Как я могу, к примеру, сокращать дорожно-патрульную службу, если ее численность и сегодня далека от расчетно-необходимой для такого количества автотранспорта, как в нашем мегаполисе? Это, кстати, одна из причин, почему люди жалуются, что на месте ДТП приходится подолгу ждать инспектора. Но увеличить количество нарядов ДПС сегодня невозможно, поэтому будем повышать ее эффективность другими, в том числе технологическими, способами. То же касается и участковых. Проще всего было бы пойти по простому арифметическому пути — сказать всем подразделениям: «Сокращайте свой штат на десять процентов». Но подобный подход здесь неуместен. Для сокращения приходится выбирать те службы, подразделения, которые в наименьшей степени связаны с обеспечением безопасности жителей и гостей нашего города.

— Например, мы в большей мере сокращаем подразделения вневедомственной охраны, хотя и это, конечно, процесс болезненный. Но нашу вневедомственную охрану в каких-то случаях можно заменить частными охранными предприятиями, службами безопасности различных коммерческих либо государственных учреждений. Но вот участкового уполномоченного или сотрудника уголовного розыска никаким сотрудником службы безопасности или ЧОПа не заменишь.

— Большой интерес вызвала тема использования полиграфов и тестов в рамках подготовки к аттестации. Насколько эти меры легитимны, если соответствующей законодательной базы пока нет? Не может ли сотрудник сам факт того, что его проверяли на полиграфе, использовать для опротестования результатов аттестации?

— Я бы осторожно относился к каким-то обобщениям в этом вопросе. Мне, например, известны примеры, когда независимые полиграфологи однозначно высказывались за то, что преступление совершил именно этот конкретный гражданин, причем исследования проводились дважды разными экспертами. А мы имели четкие, в том числе документальные, доказательства, что виноват другой. Что бы ни показала техника, нужно все проверять, даже если есть один процент сомнения. Иначе просто можно человеческую судьбу сломать.

С другой стороны, использование полиграфов — это международная практика, которая все шире внедряется и у нас, поскольку это очень хорошее вспомогательное средство. Кстати, в московской милиции, а теперь полиции еще с начала 2010 года сотрудники органов внутренних дел при назначении на руководящую должность или приеме на службу обязательно проходят психофизиологическое обследование с использованием полиграфа. С точки зрения законодательства оно действительно не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами профессионализма и порядочности того или иного сотрудника. Но оно и не является определяющим. Решение об аттестовании или не аттестовании сотрудника принимается на основе целого комплекса данных, а не только по показаниям полиграфа.

То же касается и тестирования. Его результаты тоже не являются определяющими, но могут дать руководителям пищу для размышлений. С помощью тестов составляются психологические характеристики с подробным описанием индивидуальных личностных особенностей, имеющих непосредственное отношение к выполнению служебных обязанностей. Например, я предлагаю сотрудникам, претендующим на повышение в должности в аппарате главка, пройти тест на знание русского языка. Если ему, как руководителю, предстоит принимать решения и подписывать документы, то он должен быть достаточно для этого грамотен.

— Граждане традиционно жалуются на равнодушное отношение к их заявлениям и обращениям со стороны тех же участковых, дежурных в ОВД. С этим можно что-то сделать?

— Если полиция пользуется доверием граждан — это всегда сказывается и на состоянии общественного порядка. Как только мы снизим уровень отчужденности населения, сразу будут практические результаты. Но движение навстречу должно быть двусторонним. А то с чем мы иногда сталкиваемся? Сотрудники проводят проверку по какому-либо факту, причем в установленные законом сроки, чтобы предоставить нужные данные следственным органам, а уже чуть ли не на следующий день появляются слухи, что разбирательство намеренно кем-то затягивается, необоснованно обвиняются следователи, выдвигаются различные требования, которые фактически являются давлением на следствие. Конечно, общественный контроль необходим, но здесь не должно быть перегибов.

— Что вы, как начальник главка, предпринимаете, чтобы ситуацию выправить?

— Если сравнить с прошлым годом, то за первые пять месяцев мы провели в два раза больше проверок в подразделениях по разным линиям. При этом почти в два раза увеличили число так называемых «легендированных вводных» — инициировали проверочные сообщения о правонарушениях и смотрели, как на них наши сотрудники реагируют. В результате к дисциплинарной ответственности уже привлекли более 120 сотрудников дежурных частей. Постепенно ситуация меняется к лучшему. На сегодняшний день число подтвердившихся жалоб на действия сотрудников дежурных частей — около пяти процентов. Еще в 2009 году было в два раза больше.

— А на что чаще всего жалуются?

— На черствость, непонимание, формализм, чисто человеческие проявления. Там вовремя не отреагировали, здесь по-хамски отнеслись. Участковых, например, чаще всего обвиняют в бездействии. Начинаем разбираться: оказывается, или проверку затянул, или о результатах забыл сообщить. В этом году на участковых 1,3 тысячи жалоб поступило. После проверок в девяти случаях мы направили материалы в прокуратуру. Вообще, это серьезная задача — организовать работу так, чтобы участковые тесно работали с населением. Проблема усугубляется еще и тем, что в большинстве случаев участковый живет совсем не там, где работает. А в идеале он должен жить в соседнем подъезде, чтобы и люди все о нем знали, и он — все о них. А так, если он живет в Южном округе, а работает в Западном, да еще с учетом наших московских пробок…

— А вы не пытались решить вопрос, чтобы хотя бы служебное жилье участковым давали по месту службы?

— Мы должны быть реалистами. Когда бюджет будет позволять каждому участковому уполномоченному приобрести служебное жилье за счет города, я думаю, власти на это отреагируют соответствующим образом. По крайней мере, понимание у властей этой ситуации есть.

— Правду говорят, что вы сами в интернет заходите, чтобы жалобы на сотрудников почитать?

— Да, читаю в основном критику. Если нахожу что-то конкретное, разбираемся. Когда указан номер, не считаю зазорным позвонить. Недавно, скажем, прочел обращение одного заслуженного пенсионера. Он жаловался, что видит регулярно, как с включенными спецсигналами одна и та же машина ездит мимо его дома. Даже госномер записал. Я ему позвонил, поинтересовался, в какое время машина ездит, потом поручил проверить. Оказалось, оперативная машина. Еще раз позвонил ему, рассказал. Он, конечно, сначала долго не верил, что это действительно Колокольцев звонит, что на самом деле проверили, но потом мы очень хорошо побеседовали.

— Какие виды преступности для Москвы сейчас особенно характерны?

— Это те виды, которые больше всего напрямую затрагивают людей. Сегодня это разбойные нападения и грабежи. И плюс, конечно, кражи — из квартир и автомашин.

— Их число растет?

— Их число сокращается. И борсеточная преступность сокращается. В прошлом году в результате нашей активной работы по этому направлению по сравнению с 2009 годом количество разбойных нападений уменьшилось на 24 процента, грабежей — почти на 19. В целом в городе преступлений, в том числе тяжких, совершается меньше, повышается их раскрываемость. То есть динамика положительная.

— А может, просто не все преступления регистрируются?

— С 1 января вопросы регистрации перейдут в компетенцию прокуратуры. Это станет еще более высоким барьером на пути каких-либо злоупотреблений. Но в целом проблема укрытия преступлений от регистрации решена, хотя, конечно, бывают различные нюансы.

— Для нас уже несколько лет не является показателем работы подразделений рост общего числа преступлений. Понятно, что он напрямую зависит от изменений социально-экономической ситуации в стране. Скажем, в кризисные годы преступность всегда растет хотя бы потому, что больше людей остается без работы и далеко не все из них решают возникшие проблемы законным путем. Поэтому основными критериями оценки мы считаем те, что напрямую касаются безопасности населения, например, раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений. Многие годы существовала практика отчитываться по росту общего числа зарегистрированных преступлений и общему числу раскрытых. Это породило глубочайшую проблему: сотрудник стал искренне считать, что чем больше он даст показателей по валу, по каким-то мелочным преступлениям, тем лучше работает. В итоге это и приводило и к фактам подбрасывания наркотиков, изъятиям нескольких патронов из карманов и тому подобному. Это был тупиковый путь, поэтому от этого мы категорически ушли.

— Говорят, что самые дерзкие грабежи и разбойные нападения, как правило, совершают так называемые этнические группировки.

— Это так. Они сформированы, как правило, по признакам землячества, хорошо организованы и технически оснащены. Трудность раскрытия таких групп состоит, в частности, в том, что неземляков они и близко к себе не подпускают. Кроме того, нередко работают в столице вахтовым методом: совершают серию нападений и уезжают домой, а их сменяет другая группа земляков. В основном они живут в Москве без регистрации, часто меняют место жительства и мобильные телефоны. Впрочем, и тут успехи есть. За пять месяцев этого года наши сотрудники пресекли деятельность 12 таких преступных групп. В частности, обезвредили группировку, состоящую из граждан Грузии, которые, по предварительным данным, успели совершить восемь хищений из машин и десять мошенничеств, связанных с автоподставами.

— Теперь о преступности среди самих сотрудников. У вас начальник управления собственной безопасности часто бывает?

— Каждый день. Он напрямую мне докладывает, какие факты у него есть. И во всех случаях я подтверждаю, что по любой информации работаем в полном объеме. Вообще, определенные сдвиги в положительную сторону есть, хотя ситуация по-прежнему сложная. Могу быть не вполне объективным, поскольку смотрю на ситуацию изнутри, как руководитель главка, лучше приведу цифры. За прошлый год нам удалось сократить на треть количество ЧП по личному составу. В этом году в отношении сотрудников возбуждено 96 уголовных дел, к уголовной ответственности в качестве подозреваемых или обвиняемых привлечено 115 человек. За различные нарушения законности привлечено к дисциплинарной ответственности чуть менее полутора тысяч сотрудников, в том числе руководителей.

— А каких преступлений больше всего?

— Злоупотребление служебным положением, вымогательство взяток, где-то неправильно применили физическую силу. Собственно, виды правонарушений те же самые, что и среди представителей других профессий, только в полиции число таких преступлений значительно меньше — все-таки здесь и отбор сотрудников ведется, и контроль более жесткий.

Смотрите так же:  Выписку из егрп получить быстро

— Считается, что больше всего берут в госавтоинспекции и службе экономической безопасности.

— На самом деле такое мнение сложилось потому, что эти сотрудники больше на виду. Конечно, соблазнов для тех, кто работает в службе нашего экономического блока, больше, потому что те вопросы, которыми они по роду своей деятельности занимаются, сами по себе предполагают некие коррупционные возможности. Но этим вопросам и служба собственной безопасности больше внимания уделяет.

Но вообще хочу подчеркнуть, что полицейские тоже часть — и не малая — населения, служить сюда приходят обычные граждане, со всеми достоинствами и недостатками сегодняшнего российского общества в целом. Конечно, что мы предъявляем к полицейским особые требования, но мы не можем заниматься формированием личности. Мы стараемся исключить условия для нарушений, ужесточить требования, повысить профессиональные качества, но работаем с теми людьми, которых формирует наше общество. Мы стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы внести свой вклад в повышение общего уровня правовой культуры.

— Сотрудники очень недовольны системами видеоконтроля, которые вы внедряете в дежурных частях, а теперь и в машинах ДПС?

— Поначалу видеокамеры в дежурных частях сотрудников настораживали, но теперь они уже привыкли, относятся с пониманием. Сегодня в 164 территориальных отделах установлены 473 видеокамеры, в том числе в залах оперативных дежурных — 159; вестибюлях зданий ОВД — 126; комнатах для содержания задержанных лиц — 188.

Видеофиксация не является панацеей от всех бед, но это хорошее подспорье для контроля. С одной стороны, нарушение сотрудника уже не спрячешь, с другой — видеозапись позволяет объективно зафиксировать, что происходило в диалоге между простым гражданином и сотрудником. Вспомните, сколько шума было из-за того, что в ОВД по району Щукино якобы избили подростка Воротникова. Однако камера четко показала, что ничего противоправного сотрудники не совершали, проверяющие из следственного комитета России на сегодняшний день не обнаружили в их действиях состава преступления. А родители подростка отказались от его медицинского освидетельствования на предмет побоев.

То же самое можно сказать о системах видеоаудиофиксации, установленных в экспериментальном режиме на нескольких автомобилях ДПС. Когда подведем итоги тестового периода, определим и оптимальный вариант их массового использования. Всего такими системами будет оборудовано более 1800 автомобилей. Внедрение системы видеоконтроля в патрульных автомобилях ДПС тоже поможет выявлять не только нарушения законности со стороны инспекторов, но и правильно оценивать действия водителей.

— А насколько полезны системы видеонаблюдения на улицах?

— Уже за пять месяцев этого года с их помощью мы раскрыли больше преступлений, чем за весь прошлый год. Среди них десятки разбоев, грабежей, квартирных краж. Всего в городе сейчас более 80 тысяч видеокамер. Уже в скором времени правительство города выделяет средства на модернизацию всей существующей системы видеонаблюдения. Эти средства уже зарезервированы, вопрос на контроле у руководства Москвы.

В прошлом году мы навели порядок в действующей системе, а то, случалось, некоторое количество камер «мультики нам показывали». Мы провели оперативную проверку, передали материалы в следственные органы и всех, кто к этому был причастен, включая некоторых наших полковников, вывели на чистую воду. Эти уголовные дела в СМИ вызвали большой резонанс.

Но при всем этом я хочу отметить, что никакая видеосистема не заменит помощи граждан. В этом вопросе правосознание нашего населения значительно отстает от многих стран. Человек видит, как в соседнюю квартиру незнакомый человек вошел, вышел, вещи какие-то носит, и даже не беспокоится. А завтра тот же человек может зайти уже в твою квартиру. Между тем достаточно сделать всего один звонок по телефону 02, и целая серия квартирных краж может быть предотвращена.

— В связи с гибелью болельщика Свиридова проявилась еще одна серьезная проблема. В Москву приезжают учиться молодые люди из других регионов, в том числе республик Северного Кавказа. Часть из них вскоре учебу забрасывает, а чем занимается далее — неизвестно. Кто-то попадает под влияние экстремистов, кто-то занимается уголовщиной. Как вы оцениваете ситуацию?

— Такая проблема действительно существует, об этом свидетельствуют результаты расследования беспорядков, имевших место 11 декабря 2010 года на Манежной площади, и предшествующей им истории с гибелью болельщика. Эта проблема обсуждалась с ректорами высших учебных заведений, которые полностью разделили нашу озабоченность и озабоченность властей города. Ненормально, когда даже родители, направляя сюда детей на учебу, не знают, что те давно отчислены и занимаются здесь непонятно чем. Поэтому согласились, что нужно после отчисления иногородних студентов обязательно информировать их родителей. Как скажется эта мера, а ее уже начали применять, на криминогенной ситуации среди молодежи, покажет время.

Можно затронуть еще одну тему, может быть, весьма дискуссионную. Я считаю, что при сегодняшнем очень демократичном уведомительном порядке регистрации, в том числе и для граждан, прибывающих в столицу из республик бывшего Советского Союза, нужно усиливать ответственность за несоблюдение этого порядка. Это тоже может послужить хорошей превентивной мерой.

— Создается впечатление, что в последнее время ваших подчиненных стали меньше критиковать за разгоны демонстраций, чем, к примеру, три года назад. Протестных акций стало меньше или вы тактику изменили?

— Почти два года назад я принял решение использовать ОМОН на общественно-политических мероприятиях, как санкционированных, так и нет, только в качестве резерва. Полицейский спецназ вступает в дело только в самых сложных ситуациях. В обычном же режиме работают территориальные ОВД и оперативные полки. В последние годы количество массовых акций в столице только увеличивается. А количество задержанных уменьшается. Мы стали использовать системы видеофиксации, чтобы не было в наш адрес голословных обвинений. До и после каждого мероприятия проводим совещания, обсуждаем ошибки и соответственно инструктируем личный состав в следующий раз.

Кроме того, когда мы полтора года назад создавали общественный совет при тогда еще ГУВД по городу Москве, то включили в него и представителей общественных организаций разных политических взглядов и убеждений. На его заседаниях мы также обсуждаем все спорные моменты.

— Вы лично общаетесь с лидерами общественных организаций. Если да, то где — на улице или в своем кабинете?

— Общаюсь. И на улицах, и на соответствующих мероприятиях. Нам удается найти общий язык. Но если человек со мной в чем-то не согласен, например, в силу своих убеждений, то, по крайней мере, ему моя позиция становится известной непосредственно от меня.

Позиция же моя проста: во всех случаях критерий оценки и наших действий, и действий общественных организаций может быть только один: законно это или незаконно.

Приложение N 1. Требования, предъявляемые к участковому пункту полиции

Приложение N 1
к Наставлению по организации
деятельности участковых
уполномоченных полиции

Требования,
предъявляемые к участковому пункту полиции

С изменениями и дополнениями от:

8 сентября 2016 г.

1. Участковые пункты полиции организуются:

1.1. В городах — в границах одного административного участка участкового уполномоченного полиции либо нескольких смежных участков.

1.2. В сельской местности — в границах одного или нескольких сельских поселений.

1.3. Органы местного самоуправления на основании части 7 статьи 48 Федерального закона «О полиции» обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке.

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 в подпункт 1.4 внесены изменения

1.4. При подготовке предложения руководства территориального органа МВД России на районном уровне в орган местного самоуправления о выделении помещения под участковый пункт полиции учитывается возможность размещения в нем для совместной работы участковых уполномоченных полиции, помощника участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, сотрудника уголовного розыска и представителей общественности.

2. Участковый пункт полиции должен:

2.1. Располагаться, как правило, в центре административного участка (микрорайона).

2.2. Находиться в отдельно стоящем здании, а при размещении в одном здании с предприятиями, организациями или в жилых домах иметь, как правило, отдельный вход.

2.3. Иметь двери с надежными запорами (замками): наружную — дощатую, толщиной не менее 40 мм, обитую с наружной стороны листовым металлом, либо цельнометаллическую и внутреннюю — решетчатую металлическую.

2.3. Иметь на оконных проемах металлические решетки.

2.4. Иметь охранную сигнализацию, по возможности с выводом на пульт централизованного наблюдения территориального органа МВД России или автономную сигнализацию типа «сирена» на наружной стороне здания.

2.5. Отвечать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

3. Оснащение участкового пункта полиции:

3.1. На видном и доступном для населения месте участкового пункта полиции должны располагаться светящаяся либо подсвечиваемая вывеска с надписью «Участковый пункт полиции», порядковым номером и контактными телефонами дежурной части территориального органа МВД России, а также информационное табло о днях и времени приема граждан, номерами телефонов участковых уполномоченных полиции (рекомендуемые образцы 1 и 2).

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 в подпункт 3.2 внесены изменения

3.2. В коридоре (холле) участкового пункта полиции оборудуются информационные стенды (витрины), на которых размещаются:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Российской Федерации;

сведения о должностных лицах территориального органа МВД России (должность, фамилия, имя, отчество, почтовый адрес органа), наименования органов прокуратуры и суда, в которые могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях*;

буклеты-памятки для населения на правовые темы;

другая необходимая информация.

3.3. Помещение участкового пункта полиции оснащается мебелью, инвентарем, настенным планом административного участка (картами-схемами административных участков, утвержденные начальником территориального органа внутренних дел, с обозначением границ, характеристикой территории (микрорайона), юридической и специальной литературой, методическими рекомендациями и другими необходимыми справочными материалами.

3.4. Оснащение участкового пункта полиции средствами связи, вычислительной, электронной организационной техникой, мебелью, противопожарным и хозяйственным имуществом осуществляется в соответствии с правовыми актами МВД России.

* Абзац третий пункта 7 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Примерная оснащенность участкового пункта полиции (из расчета на одного участкового уполномоченного полиции)

Требования к сотруднику уголовного розыска

Прежде всего, рассмотрим компетенцию отдельных подразделений криминальной милиции.

Подразделения уголовного розыска решают задачи криминальной милиции по предотвращению и раскрытию убийств, изнасилований, краж, разбоев, грабежей, вымогательств, хищений огнестрельного оружия и ряда других преступлений, связанных с посягательствами на жизнь и здоровье, общественную безопасность и собственность. В их обязанности входит также розыск лиц, осуществляемый криминальной милицией.

Подразделения уголовного розыска должны:

— при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий с использованием предусмотренных законодательными и ведомственными нормативными актами мер выявляют причины и условия совершения преступлений.

— принимать меры оперативно-розыскного характера по склонению этих лиц к отказу от совершения преступления или явке с повинной.

— вести оперативно-розыскную работу по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних.

— выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, потребление наркотиков, лекарственных и других одурманивающих средств, совершающих развратные действия в отношении детей и подростков, принимают по данным фактам меры в соответствии с действующим законодательством и т.д.

Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями занимаются борьбой по пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемыми замаскированными способами, посягательств на интересы государственной службы, службы в коммерческих и иных организациях. Это такие преступления, как незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность и ряд других подобных деяний.

Подразделения по экономическим преступлениям должны проводить регулярный анализ развития криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сферах (кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, конверсия военно-промышленного комплекса, аграрное производство и др.), на основе которого вырабатывают меры упреждающего характера по их нейтрализации.

Предназначение подразделений по борьбе с организованной преступностью заключается в пресечении деятельности преступных сообществ, предупреждении, выявлении и раскрытии фактов бандитизма, похищения людей, незаконного лишения свободы, вымогательств, захватов заложников, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, совершенных организованными группами, привлечении к ответственности должностных лиц органов государственной власти, использующих свое служебное положение в интересах преступных организаций и организованных групп.

Оперативно-поисковые подразделения и подразделения специальных технических мероприятий являются специализированными подразделениями по добыванию сведений об оперативной обстановке, преступных группах, участниках преступной деятельности, их намерениях, связях для других подразделений криминальной милиции по их заданиям путем осуществления специфических видов оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», таких как негласное наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и др.

Смотрите так же:  Условия и требования эффективного достижения цели

Подразделения собственной безопасности осуществляют в пределах своей компетенции предупреждение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели, выявляют и пресекают преступления и иные правонарушения, совершаемые сотрудниками и работниками органов внутренних дел.

Отряды милиции специального назначения (ОМСН) предназначены для обеспечения безопасности следователей и оперативных работников при выявлении, предупреждении, пресечении и расследовании преступлений, совершенных преступными сообществами или организованными преступными группами, участия в контртеррористических операциях, в мероприятиях по ликвидации бандитских формирований, по освобождению заложников. Они осуществляют также оперативно-тактическое обеспечение оперативно-розыскных и иных мероприятий, проводимых подразделениями криминальной милиции.

НЦБ Интерпола и его территориальные подразделения в соответствии с Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. №1190 [1] , обеспечивают международный обмен информацией о преступлениях. В установленном порядке они принимают, обрабатывают и направляют международные запросы, следственные поручения правоохранительных органов России, а также запросы и поручения международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов зарубежных государств по розыску, аресту и выдаче лиц, совершивших преступления, розыску и аресту перемещенных за границу преступных доходов, похищенных предметов и документов, проведению соответствующих оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий.

Для решения возложенных задач подразделения криминальной милиции используют широкий арсенал полномочий, предоставленных Законом о милиции.

Компетенция подразделений криминальной милиции детализируется в ряде нормативных и подзаконных актов. В частности можно выделить:

— Приказ МВД РФ от 31 мая 2002 г. № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции»;

— Приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»;

— Приказ МВД РФ от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (с изм. и доп. от 12 августа 2005 г.);

— Приказ МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода»;

— Приказ МВД РФ от 2 июля 2003 г. № 510 «Об утверждении Временного положения об Отряде милиции специального назначения «Рысь» Службы криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др.

Рассмотрим обязанности милиции. Детальным образом обязанности милиции (в том числе криминальной милиции) сформулированы законодателем в ст.10 Закона «О милиции». Перечислим лишь часть основных обязанностей:

— предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

— оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

— принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;

— выявлять и раскрывать преступления;

— возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;

— разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество;

— осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;

— обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

— проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;

— исполнять определения (постановления) суда (судьи) об административном аресте;

— охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу и др.

Во исполнение возложенных на милицию обязанностей ей предоставляется право (ст.11 Закона «О милиции»):

— требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

— проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;

— вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

— получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

— составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

— производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

— задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;

— вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;

— осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом;

— пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам;

— получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации;

— привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей;

— в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну (Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержденный приказом МВД РФ от 26 декабря 2003 г. № 1033) и др.

При этом использование милицией предоставленных ей прав, возможно, только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию Законом.

Отдельно остановимся на правовом статусе криминальной милиции как органа дознания. Как мы уже неоднократно подчеркивали, криминальная милиция как орган дознания принимает необходимые оперативно-розыскные и иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях предупреждения, пресечения и обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

В соответствии со ст. 157 УПК РФ компетентное должностное лицо криминальной милиции при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, выносит постановление о возбуждении уголовного дела и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, освидетельствование, назначение судебной экспертизы, задержание и допрос подозреваемых и др. Постановление о возбуждении уголовного дела, протоколы следственных действий и соответствующие постановления незамедлительно направляются прокурору.

После передачи дела прокурору криминальная милиция может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, принимаются дальнейшие оперативно-розыскные меры для его установления с уведомлением следователя о результатах.

Процессуальным статусом лица, производящего дознание (дознавателя), в криминальной милиции обладают специально выделенные сотрудники или сотрудники, уполномоченные на это в каждом конкретном случае. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что вся полнота процессуальных полномочий и ответственности возлагается на начальника криминальной милиции. В частности, подлежат утверждению начальником криминальной милиции (его заместителем) все постановления (решения), выносимые дознавателем, в тех случаях, когда УПК РФ говорит об органе дознания. Иначе они теряют юридическую силу.

Отдельно рассмотрим такой элемент правового статуса криминальной милиции как ответственность.

Статья 40 Закона «О милиции» гласит, что «За противоправные действия или бездействия сотрудники милиции несут ответственность, установленную законом. Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям сотрудниками милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренным гражданским законодательством».

Нарушением законности признаются такие деяния (действие или бездействие), которые нарушают права и законные интересы граждан и должностных лиц, а также нормальную деятельность государственных органов, организаций, учреждений и предприятий.

Юридическая ответственность за нарушение законности сотрудниками милиции выражается в следующих видах:

Рассмотрим конкретно эти виды ответственности.

Уголовная ответственность наступает за совершение сотрудником милиции уголовного преступления по приговору суда. В ст. 19 Закона РФ «О милиции» говориться, что увольнение сотрудника милиции в связи с совершением преступления допустимо только после вступления в законную силу обвинительного приговора.

Сотрудник милиции, как представитель исполнительной власти, осуществляя свои функции, является должностным лицом. Из этого следует, что он может нести ответственность за должностные преступления, к которым относятся:

— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

— превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

— халатность (ст. 293 УК РФ);

— получение взятки (ст. 290 УК РФ);

— -дача взятки (ст. 291 УК РФ);

— служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Административная ответственность сотрудников милиции.

В соответствии со ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области о беспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу России, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, сотрудники милиции несут ответственность на общих основаниях. К ним не может быть применено административное наказание в виде административного ареста.

Дисциплинарная ответственность сотрудников ОВД.

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности работником милиции является дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный проступок это нарушение лицом рядового и начальствующего состава ОВД служебной дисциплины, правил установленных Дисциплинарным Уставом, приказов начальников (командиров), недобросовестное выполнение служебных обязанностей, а также совершение- ими неслужебных действий компрометирующих ОВД или порочащих честь достоинство сотрудника милиции ОВД, как представителя власти.

Дисциплинарное взыскание на провинившегося сотрудника милиции налагает его непосредственный или иной вышестоящий начальник. Дисциплинарную ответственность сотрудники милиции несут в соответствии с «Положением о службе в ОВД», где предусмотрены следующие виды взысканий, которые налагаются на сотрудников милиции:

— предупреждение о неполном служебном соответствии;

— понижение в должности;

— снижение в специальном звании на одну ступень;

— лишение нагрудного знака;

— — увольнение из органов внутренних дел (См.: ст.38 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

Материальная (гражданско-правовая) ответственность сотрудников ОВД.

Материальная ответственность — это обязанность лица, причинившего имущественный ущерб предприятию, организации или гражданину возместить этот ущерб в размерах и порядке, предусмотренных законом.

Вред, причиненный незаконными действиями криминальной милиции, подлежит возмещению не за счет комитета финансов городской администрации, а из федерального бюджета, и по делу в качестве ответчика должно быть привлечено Министерство внутренних дел РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 1998 г. № 1487/97) [2] .

Сотрудники милиции несут эту ответственность в общегражданском порядке, но это не исключает одновременного привлечения к дисциплинарной ответственности [3] .

[1] Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 21 октября 1996г. — №43. — Ст. 4916.

[2] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 1998 г. N 1487/97 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1998г. — №12.

[3] Зубач А.В., Кокорев А.Н., Русакова Р.А. Основные направления деятельности милиции: Учебное пособие. – М.: МосУ МВД России, изд-во «Щит-М», 2005. – с.20.