Содержание статьи:

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Согласно международной статистике, доля опасных грузов (ОГ), перемещающихся по общественным дорогам, составляет половину от общего грузооборота.

Правильная организация перевозок такого характера – залог безопасного автодвижения.

Отправителями и получателями опасных грузов, как правило, выступают предприятия, работающие в областях химической, нефтехимической, фармацевтической и добывающей промышленности.

Их деятельность не должна мешать обычным автолюбителям свободно передвигаться по общественным дорогам, а тем более угрожать их жизни и здоровью. Именно поэтому для автотранспорта, перевозящего ОГ, разработаны специальные правила и требования.

Опасные грузы: что это?

К категории опасных относят вещества, материалы и изделия, которые при транспортировке способны причинить вред человеку и животным, окружающей среде, спровоцировать возникновение опасной ситуации.

Именно поэтому транспортировка такого груза регламентируется единым европейским документом – соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В Европе данный свод правил обозначается аббревиатурой ADR. Данный документ состоит из 3 частей: самого соглашения и 2 приложений.

Соглашение ДОПОГ было одобрено и подписано множеством стран. Цель в данном случае понятна и логична — максимально повысить уровень безопасности во время транспортировки опасного груза.

Кроме того, единый формат ДОПОГ позволяет упростить предприятиям оформление документации на подобную перевозку.

Приложение № 1 содержит классификацию опасных грузов, в которую входит список веществ, изделий, материалов, которые могут представлять риски для окружающих.

Всего таких категорий — 9, и у каждой из них есть свой код, состоящий из 4 цифр:

  • 1- класс;
  • 2 — подкласс;
  • 3 — категория опасности;
  • 4 — степень опасности.

Классифицируются опасные грузы следующим образом:

  • 1 класс – взрывчатые материалы (ВМ);
  • 2 – газы;
  • 3 – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  • 4.1 – легковоспламеняющиеся твёрдые вещества (ЛВТ): самореактивные и твёрдые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
  • 4.2 – самовозгорающиеся вещества;
  • 4.3 – вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  • 5.1 – окисляющие вещества;
  • 5.2 – органические пероксиды;
  • 6 – ядовитые вещества;
  • 6.1 – токсичные;
  • 6.2 – инфекционные (ИВ);
  • 7 – радиоактивные материалы (РМ);
  • 8 – едкие (коррозионные) вещества (ЕК);
  • 9 – прочие опасные вещества.

В РФ для транспортировки вышеуказанных грузов, помимо международного соглашения, существует ещё целый ряд других нормативных документов: разрешений, допусков, лицензий.

Перевозка опасных грузов: правила и требования

Для того чтобы перевозка опасных веществ и материалов была максимально безопасной, водитель должен соблюдать предельную осторожность, а также выполнять все требования, которые содержатся в «Правилах перевозки опасных грузов автотранспортом», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.04.2011 г.

Этот нормативный документ должен строго соблюдаться как водителями, так и организациями, которые занимаются транспортировкой.

Данные правила разработаны в рамках реализации международного соглашения ДОПОГ, участником которого является и РФ. Многие российские компании перевозят опасные грузы за пределы своего отечества.

Чтобы автомобили с опасными грузами могли свободно пересечь границу Евросоюза, они должны соответствовать указанным в соглашении требованиям, а их водители обязаны иметь документ о прохождении специальной подготовки.

Далее рассмотрим все условия, которые поставлены перед водителем и перевозчиком подобных грузов.

Видео: Перевозка опасных грузов согласно требованиям ДОПОГ / ПОГАТ — разъяснения и комментарии специалистов

Обязательные документы

Требования ко всем участникам опасных перевозок подразумевают наличия у водителя таких документов, как:

  • лицензия на допуск транспортировки груза, относящегося к категории опасных;
  • документ о прохождении техосмотра;
  • разрешение Минтранса или ОВД (в случае перевозки особо опасных грузов);
  • маршрутный лист;
  • документ, подтверждающий прохождение водителем спецподготовки.

Подготовка автомобиля

Транспортировка опасных грузов возможна только в специальных автомобилях.

Требования к автотранспорту:

  • труба глушителя должна быть вынесена вперёд, перед радиатором;
  • бензобак отделяется от аккумулятора, кузова, электрики и двигателя непроницаемой перегородкой;
  • электропроводка изолируется специальным материалом;
  • у автомобиля обязательно должно быть заземление в виде специальной цепи;
  • сзади устанавливается противоударный бампер.

Кроме указанного оснащения, автомобиль снабжается особыми опознавательными знаками, принятыми в международном соглашении всех стран-участников ДОПОГ.

Спецавтомобиль должен быть оснащён:

  • особыми надписями;
  • определённым окрасом;
  • проблесковым маячком (мигалкой) оранжевого цвета;
  • информационными табличками СИО спереди и сзади.

Что же указывается на таблицах системы информации? Здесь зафиксирован код экстренных мер (КЭМ), складывающийся из определённого набора букв и цифр. Каждый символ обозначает определённое действие, которое нужно обязательно выполнить для устранения последствий возможной аварийной ситуации.

Код экстренных мер должен указываться:

  • на таре груза;
  • на контейнере,
  • в информационной табличке на кузове автомобиля;
  • в аварийной и информационной карточках.

Расшифровка КЭМ содержится в информационной и аварийной карточках, которые имеются у водителя или экспедитора ТС.

Все знаки, имеющиеся на машине, должны быть хорошо видны с дальнего расстояния. Информационные таблички имеют нормативные размеры и должны соответствовать всем требованиям.

Нарушения, связанные с некорректной установкой таблиц, могут привести к ограничению или приостановлению лицензии фирмы – перевозчика.

Кроме того, автомобиль должен быть оснащён и укомплектован средствами для ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.

Маршрут следования

К маршруту перемещения ОГ выдвигаются строгие требования. В ряде ситуаций перевозчику потребуется обязательное согласование с автодорожной полицией. Но есть и общие требования к маршруту, которые нельзя нарушать ни в коем случае.

Итак, на пути следования автомобиля с ОГ не должны встречаться:

  • крупные населённые пункты;
  • зоны отдыха;
  • промышленные объекты;
  • охраняемые природные территории;
  • учебно-воспитательные учреждения;
  • объекты здравоохранения;
  • территории, предназначенные для проведения культурно-массовых мероприятий.

Требования к грузу

Они зависят от специфики груза. Так, например, химические вещества должны содержаться в таре, изготовленной из материала, который не вступает в реакцию и не разрушается при взаимодействии с ним.

В разряд таких материалов входят стекло, пластик, металл, картон.

Но инструкция по перевозке содержит несколько требований, которые касаются любой упаковки:

  • соответствие ГОСТу;
  • герметичность;
  • прочность и влагостойкость;
  • непроницаемость;
  • надёжное закрепление;
  • маркировка, соответствующая ГОСТу и правилам ДОПОГ.

Требования, предъявляемые водителю

Стать водителем автомобиля, перевозящего ОГ, непросто. Для этого необходимо:

  • обладать стажем вождения подобным автотранспортом не менее 3 лет;
  • проходить медосмотр перед каждым рейсом;
  • иметь документ, подтверждающий прохождение обязательного инструктажа или спецподготовки (удостоверение ДОПОГ).

Как пройти обучение на перевозку опасных грузов?

Обучение водителей, выполняющих перевозку ОГ, включает освоение специальной программы, предписанной для подготовки водителей, планирующих заниматься подобным делом.

С этой целью водитель проходит специальные курсы, которые проводятся в соответствии с требованиями ДОПОГ.

Здесь будущих водителей инструктируют о рисках, связанных с перевозкой ОГ; знакомят с базовой информацией, необходимой для минимизации рисков и для принятия мер в случае возникновения критической ситуации.

Как получить разрешение на перевозку опасных грузов?

Для получения лицензии на транспортировку ОГ перевозчик подаёт в органы Управления государственного автодорожного надзора заявление, в котором фиксирует:

  • характер груза;
  • маршрут следования;
  • ответственных за перевозку.

К заявлению обязательно прилагаются такие документы, как:

  • аварийная карточка;
  • утверждённый маршрут перевозки;
  • свидетельства о допуске ТС и водителя к перевозке подобных грузов.

Штраф за перевозку опасного груза без разрешения

Несоблюдение правил транспортировки грузов, относящихся к категории опасных, грозит перевозчику и водителю наказанием в виде:

  • уплаты штрафа;
  • конфискации имущества (в том числе и транспортного средства);
  • лишения водительских прав;
  • изъятия лицензии и допуска к управлению ТС.

Кроме административных мер, применяются также и уголовные наказания. Это возможно при нелегальных доставках опасных грузов. Водителя также привлекут к уголовной ответственности, если он будет управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Обратите внимание: Если при перевозке ОГ у водителя отсутствуют разрешительные документы, то штрафные санкции ждут не только его, но и компанию-перевозчика, а также должностное лицо, которое отвечает за отправку груза.

Размеры штрафов за перевозку груза с маркировкой «опасно!» без разрешения:

  • для водителя без свидетельства ДОПОГ — от 2000 до 2500 рублей;
  • для транспортной организации, занимающейся транспортировкой, – от 400000 до 500000 рублей;
  • для лица, ответственного за отправку и доставку груза, – от 15000 до 20000 рублей.

Транспортировка опасного груза – мероприятие очень серьёзное, как для водителя, так и для компании-перевозчика. Лица, занимающиеся подобной деятельностью, должны понимать всю ответственность, которую они берут на себя.

Подвергать опасности окружающих – недопустимо! Это должно стать главным лозунгом для всех участников перевозки. И тот свод требований и правил, который приведён выше в статье, должен быть изучен и реализован ими в обязательном порядке.

Требования ПДД при перевозке опасных грузов

В Правилах дорожного движения РФ предусмотрен ряд требований и правил, регулирующих перевозку опасных грузов:

Применение специальных правил

Ст. 23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Наличие документов

Ст. 2.1. ПДД установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.

Смотрите так же:  Изменение исковых требований арбитражный суд

Применение маячков оранжевого цвета

  • выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
  • перевозка крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
  • сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы;
  • сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования.

Действие дорожных знаков

Перевозка автомобильным транспортом опасных грузов: требования, предъявляемые к автомобилю в 2019 году и советы юриста

Довольно часто на дороге мы видим специальные автоцистерны, перевозящие различные грузы. Что в них везут? Газ? Нефть? Бензин? Стоит задуматься, сколько твёрдых опасных грузов перевозится вообще по дорогам в крытых машинах. Например, самые обыденные вещи, такие как краска-эмаль, полиэтиленовая плёнка, ветошь, спички, рыбная мука, вата, бенгальские огни и фейерверки, бытовая химия в аэрозолях – всё это классифицируется, как опасный груз.

Если начать обращать внимание на количество таких машин на дорогах, окажется, что примерно ½ общего грузооборота провозится именно по общественным дорогам. У многих возникает два вопроса: неужели эти сложные автоперевозки экономически выгодны для продавцов и насколько безопасны такие перевозки для окружающих? Все понимают, что перевозка опасных грузов — это серьёзная сфера деятельности, требующая специального оборудования, навыков водителя, разрешительной документации и, самое главное, соблюдения максимальной осторожности при погрузке-разгрузке и самой транспортировке.

Что является опасным грузом?

Согласно своему названию, опасным признается тот груз, который при его перевозке, погрузке-разгрузке, нарушении тары самого груза, может нанести вред окружающей среде, другим участникам дорожного движения или может вызвать возникновение опасных ситуаций.

Еще в середине прошлого века в Европе было принято, действующее до сих пор, международное соглашение о правилах безопасного передвижения опасных грузов в рамках международной безопасности. А в связи с бурным развитием химической, нефтегазовой промышленности и фармакологии, меры по увеличению безопасности на дорогах, поддержали почти 50 стран, в том числе и наша страна. Международное соглашение называется ДОПОГ на перевозку опасных грузов, в России также используется аббревиатура ПОГАП (правила перевозки опасных грузов автотранспортом).

Классификация грузов

Согласно международному соглашению, все опасные грузы делятся на классы, в зависимости от своих свойств:

  1. Кл.1: грузы взрывоопасные.
  2. Кл.2: грузы газообразные.
  3. Кл.3: грузы легковоспламеняющиеся твёрдые.
  4. Кл.4: грузы самовозгорающиеся; грузы, способные при взаимодействии с водой выделять горючие газы; грузы окисляющие.
  5. Кл.5: грузы — органические пироксиды.
  6. Кл.6: грузы ядовитые, токсичные, инфекционные.
  7. Кл.7: грузы радиоактивные.
  8. Кл.8: грузы коррозионные, едкие.
  9. Кл.9: прочие.

Чёткое понимание, к какому классу относится груз, нужно для того, чтобы быстро подобрать тару и упаковку, пройти необходимую подготовку к транспортировке, получить сопутствующую документацию и провести специальный инструктаж для водителя.

Основные правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Единые международные правила перевозки опасных грузов — это своего рода шпаргалка, для приведения к одному формату самого процесса оформления груза, подготовки транспорта и водителя, для разработки безопасного маршрута.

ДОПОГ охватывает весь план перевозки:

  • технические требования к автотранспорту, таре, упаковке, к методам погрузки-разгрузки;
  • юридические требования к документальному взаимодействию между отправителем, получателем и перевозчиком груза;
  • специальные требования к водителю и другим лицам, задействованным в подготовке и транспортировке груза;
  • информационные требования к маркировке, знакам, описи и классификации груза.

Чтобы процесс перемещения опасных грузов был максимально безопасным, правила периодически дополняются.

Согласно правилам ДОПОГ, классификацию грузов производит сам отправитель. На территории России отправитель вынужден обратиться в Федеральное Ведомство по испытаниям и исследованиям материалов, которое выдаст соответствующую документацию.

Перечень необходимых документов

Во время перевозки ОГ у водителя или у лица, сопровождающего груз, при себе должен быть пакет документов, необходимый для такого рода деятельности. Он включает в себя:

  • маршрутный лист (1 экземпляр), по которому двигается автотранспорт с опасным грузом, согласно нормам безопасного движения;
  • лицензия ТС на осуществление данного вида перевозок;
  • аварийная карточка, как документ, содержащий всю информацию о характеристиках перевозимого опасного груза;
  • товарно-накладная документация на перемещение груза;
  • разрешительный документ на право управления данным ТС водителем и свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
  • контактные данные компании отправителя, получателя и перевозчика;
  • разрешительная документация, выданная Министерством Транспорта или других уполномоченных органов на перевозку особо опасных грузов.

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом происходит по строго установленному маршруту. Нередко на стационарных постах ГИБДД можно увидеть стоящие автоцистерны. Как правило, эти машины нарушили установленный путь следования. Для водителя и компании перевозчика такие нарушения становятся очень дорогостоящими – потеря времени, нарушение сроков доставки и, соответственно, штраф.

Ещё до начала поездки, перевозчик должен согласовать с Госавтоинспекцией маршрут перевозки опасного груза, практически в каждом конкретном случае. Но существуют и общие требования для всех перевозчиков ОГ.

Так на маршруте опасного груза не должны встречаться места и зоны общественного отдыха, природные заповедники и объекты культурного наследия. Запрещено прокладывать пути следования опасных грузов вблизи от учебно-воспитательных, оздоровительных учреждений и крупных промышленных предприятий, производящих опасные вещества и изделия.

Маршрутный лист должен содержать в себе всю информацию о пункте назначения, местах планируемых остановок, стоянок и заправок АЗС. Он выписывается в трёх экземплярах: один берёт с собой водитель или лицо, сопровождающее груз; второй остаётся в компании; третий предназначен для ГИБДД.

Погрузка и разгрузка

Для обеспечения максимальной безопасности сотрудников, осуществляющих погрузку-разгрузку опасных грузов и для сохранности самих грузов, во избежание возникновения опасных ситуаций, необходимо соблюдать ряд требований.

Перед началом погрузочно-разгрузочных работ необходимо проинструктировать работников, согласно имеющейся на предприятии (складе) инструкции, по вопросам мер профилактики и мер первой медицинской помощи в случае нарушения упаковки, разгерметизации тары ОГ, протечки, розлива опасных веществ.

В местах погрузки должны присутствовать представители отправителя, в местах разгрузки – представителя получателя, а именно, специалисты, способные обезвредить возможную опасную ситуацию.

Манипуляции с опасными грузами осуществлять максимально с использованием погрузочной техники, машин и механизмов, желательно с дистанционным управлением. При ручных работах опасные грузы переносить на спине, плечах и перед собой. Бросать, волочить ОГ запрещено. Размещать рядом грузы разных классов опасности нельзя, также как и совместно размещать опасные и неопасные грузы.

Требования к автомобилю

Автомобильный транспорт, которым будет проводиться транспортировка ОГ, также должен быть соответствующим образом подготовлен и технически оборудован.

Прежде всего, у такого транспорта должна быть выпускная труба глушителя, вынесенная перед радиатором и обязательно с наклоном. Конструктивно топливный бак должен находиться вдали от аккумулятора, защищённый перегородкой. Вся электрика должна быть изолирована специальным материалом. Напряжение всего электрического оборудования автомашины не может быть больше 24 вольт.

Обязательным условием выхода на линию с опасным грузом выступает система электрического заземления и наличие, усиленного против удара бампера. Отдельного внимания заслуживает тормозная система, она должна быть износоустойчивой, с аварийным аналогом, а для машин массой более 16 т, с противоблокировочной системой. В целях усиления мер безопасности, автомашины, предназначенные для перевозки ОГ, могут оборудоваться специальным устройством, которое позволяет отключать аккумулятор прямо из кабины.

Автомашина с ОГ может быть только с одним прицепом.

Кроме технических требований, для передвижения опасных грузов, автотранспорт должен быть оснащён:

  • усиленными мерами противопожарной безопасности;
  • наличием средств индивидуальной защиты для водителей;
  • установленными сигнальными средствами мигающего оранжевого цвета;
  • наличием маркировки, сигнальных табличек и наклеек, предупреждающих об опасности;
  • специфичным окрасом кузова и цистерны.

Оборудование автомобиля для перевозки опасных грузов должно быть в соответствии с нормами и требованиями ДОПОГ и не противоречить общим правилам перевозки грузов.

Как подготовить автотранспорт к перевозке?

Как правило, специализированный автотранспорт для перевозки ОГ, уже приобретается технически оснащённым для этого. Производители такого рода машин предусматривают все тонкости и нюансы конструктивных особенностей и стараются угодить своим покупателям.

Что касаемо подготовки автомобильного транспортного средства к транспортировке ОГ, то следует обратить внимание на информационные надписи, таблички, наклейки, согласно классу опасности груза. Особо важными являются коды экстренных мер. Из комбинации цифр и букв специалисты, прибывшие на место аварии, получают информацию о мерах, необходимых для ликвидации опасных последствий. Все надписи и маркировки должно быть хорошо видно, поэтому высота шрифта должна быть 15 см, в крайних случаях при невозможности размещения, не менее 5 см.

Требования к водителю

Помимо общего стажа вождения не менее 3 лет, будущий водитель-перевозчик ОГ должен пройти специальные курсы, так как перевозка опасных грузов может осуществляться только водителем, получившим свидетельство ДОПОГ. Перед рейсом водитель должен пройти обязательный медицинский осмотр.

Водитель должен быть дисциплинированным, организованным, соблюдающим особые меры предосторожности – не курить в транспорте и ближе, чем в 50 метрах от него, не допускать возможность открытого огня вблизи с опасным грузом. Он должен помнить, что резко трогаться с места и резко тормозить с ОГ на борту запрещено, с горки двигаться с выключенным сцеплением и двигателем нельзя, оставлять машину без присмотра также опасно. Обгонять и опережать другие транспортные средства, двигающиеся со скоростью более 30 км/ч, автотранспорту с опасным грузом строго запрещено.

Кроме того, водители, перевозящие опасные грузы, должны помнить и всегда соблюдать общепринятые нормы вождения и правила ПДД.

Как пройти обучение на перевозку грузов?

До 2013 года система обучения водителей для перевозки ОГ сводилась к одной лекции и экзамену в тот же день. Но данная система не показала себя эффективной. Министерством Транспорта было принято решение усложнить обучение: курсы проходят 4 дня и разбиты на классы опасности.

  1. Общеобразовательный курс.
  2. Основной курс по транспортировке ОГ в цистернах.
  3. Спецкурс по 1-му классу опасности.
  4. Спецкурс по 7-му классу опасности.
  5. Допкурс по 2-му классу опасности, перевозка в цистернах.
  6. Допкурс по 3-му классу опасности.
  7. Допкурс по 5, 6, 7, 8-м классам опасности, перевозка в цистернах.

Курсанты проходят классификацию опасных грузов и изучают их характеристики, знакомятся с общепринятыми знаками маркировки, учатся оказывать первую медицинскую помощь в случаях ДТП и контакте с опасными веществами. Также в ходе занятий, водители получают базовые знания, необходимые для составления отчётной документации, а в случае экстренной ситуации, как правильно себя вести и как передать сигналы о помощи.

Смотрите так же:  Срок действия тс

Обучающиеся на следующий день после прохождения курсов сдают экзамены в присутствии специальной комиссии и получают свидетельства, согласно пройдённым программам. Свидетельство, полученное после курсов, действительно для работы в течение 5 лет.

Требования к грузу

Перед началом процесса перевозки, отправитель должен самостоятельно оценить опасный груз по международной классификации. Если груз подходит под знак «опасно», то он должен получить аварийную карточку, спецдопуск и приложить все усилия для обеспечения максимально безопасного передвижению груза по автодорогам.

В зависимости от химического состава, для каждого вида ОГ необходимо выбирать упаковку и тару, которая обеспечит одновременно его сохранность и качество, соблюдение температурных и иных условий перевозки и безопасность доставки.

Тара должна быть в соответствии с ГОСТом, прочной, водо- и светонепроницаемой, герметичной, хорошо закреплённой и промаркированной, согласно требованиям по перевозке опасных грузов.

Разрешение на перевозку опасных грузов

Для получения данного разрешения необходимо обратиться в Управление Государственного Автодорожного Надзора с письменным заявлением о выдаче документа.

В заявлении описывается класс груза и его характеристики, прикладывается аварийная карточка. Обязательно докладывается маршрут самой перевозки, с указанием точки отправления и точки доставки, мест планируемых остановок, стоянок и АЗС, и прикладывается список лиц, ответственных за транспортировку. На основании заявления, при наличии допуска самого автотранспорта и водителя к перевозке опасных грузов и соблюдении всех требований, согласно международным стандартам и российскому законодательству, перевозчику выдаётся лицензия на транспортировку опасного груза.

Ответственность при отсутствии разрешения

Нередко бывает, что в погоне за прибылью, предприниматели и организации, занимающиеся перевозкой опасных грузов, сознательно идут на нарушения и пытаются отправить опасный груз с нарушением закона, нелегально, под видом обычного рейса. Обычно это касается твёрдых веществ в крытых машинах.

Так, например, на приёме у нашего юриста побывал водитель со стажем, который пришёл проконсультироваться по поводу сложившейся ситуации на работе по перевозке полной машины – фуры лакокрасочных изделий. Работодатель неоднократно, а именно 4 раза в течение 3 месяцев, пытался загрузить машину краской, не имея на то специального разрешения, да и у водителя нет допуска для таких перевозок.

Водитель отказывался брать такой груз. Назрел конфликт, и водитель вынужден был уволиться, не желая нарушать правила ПДД и особые правила перевозки опасных грузов, рисковать «остаться без прав и средств к существованию». Юрист подтвердил, что относительно краски-эмали, то её перевозка в одной машине до 1000 литров не требует специальных разрешительных документов, а полная фура краски требует допуска по всей строгости закона:

  • ответственность водителя выражается в денежном штрафе от 2 до 2,5 т. р. и лишении прав до 6 месяцев;
  • ответственность для компании-перевозчика и отправителя предусматривает штраф от 400 до 500 т. р., конфискацию груза и ТС; изъятие допуска и лицензии по перевозкам ОГ и наложение штрафа на должностное лицо, ответственное за перевозку от 15 до 20 т. р.

Недобросовестных перевозчиков немало, поэтому передвигающиеся на большие расстояния крытые фуры находятся под усиленным вниманием сотрудников ГИБДД, их чаще других машин останавливают на стационарных постах с целью проверки грузов.

Безопасность – превыше всего! Такое убеждение должно быть у всех участников процесса по перевозке опасных грузов. Каждый из них должен знать какие грузы относятся к опасным, какие особые условия транспортировки требуются для них. Насколько бывают опасными последствия халатного отношения к этому вопросу, мы часто узнаем из новостей по телевизору. Несоответствие документов и содержимого автомашин, неправильные маркировки и неподходящая тара, усталость водителей от многочасовых поездок без выходных и нарушения правил дорожного движения приводят к ужасающим последствиям.

Особо важно для отправителя груза работать с надёжной и ответственной фирмой-перевозчиком, которая с особой тщательностью соблюдает все правила и нормы закона, щепетильно подбирает кадры для работы с ОГ. Качественное обучение водителей на специальных курсах ДОПОГ — это обязательная составляющая безопасности на дорогах. Но одного обучения мало, водитель – перевозчик должен быть серьёзным специалистом и ответственным человеком!

5.1. Требования к водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы

5.1.1. Водитель транспортного средства при перевозке опасных грузов обязан соблюдать Правила дорожного движения, настоящие Правила и инструкции по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах.

5.1.2. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.

5.1.3. Специальная подготовка водителей транспортных средств, постоянно занятых на перевозках опасных грузов, включает:

изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);

изучение свойств перевозимых опасных грузов;

обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах;

обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);

подготовку и передачу донесений (докладов) соответствующим должностным лицам о происшедшем инциденте.

5.1.4. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза.

5.1.5. Водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в 3 года (Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 N 555), а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

5.1.6. Водители, временно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

5.1.7. В транспортных документах (Приложение 7.12) должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных грузов, специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля.

5.1.8. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (Постановление Российской Федерации N 372 от 23 апреля 1994 г.).

5.1.9. Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:

лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»

путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» N опасного груза по списку ООН;

свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (Приложение 7.12);

аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.5);

адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.

5.1.10. При перевозке опасных грузов водителю запрещается отклоняться от установленного и согласованного с ГАИ МВД России маршрута и мест стоянок, а также превышать установленную скорость движения.

5.1.11. В случае вынужденной остановки водитель обязан обозначить место стоянки знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем согласно Правилам дорожного движения и знаками, запрещающими остановку, предусмотренными настоящими Правилами (пункт 4.1.9).

5.1.12. При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие органы ГАИ МВД России.

5.1.13. В случае возникновения инцидента водитель обязан:

не допускать посторонних лиц к месту инцидента;

сообщить о случившемся инциденте в ближайший орган ГАИ МВД России и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;

вызывать аварийную бригаду (раздел 2.13);

оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;

в соответствии с указанием аварийной карточки принять меры по первичной ликвидации последствий инцидента;

по прибытии на место происшедшего инцидента представителей органов ГАИ МВД России и здравоохранения проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.

5.1.14. За время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а экспедитор — за креплением груза в кузове и за сохранностью маркировки и пломб.

5.1.15. Водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы, запрещается осуществлять заправку автомобилей топливом на автозаправочных станциях общего пользования. Заправка топливом этих транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями пункта 2.9.14 настоящих Правил.

5.1.16. При управлении транспортным средством с опасным грузом водителю запрещается:

резко трогать транспортное средство с места;

производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/час;

двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;

курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановок не ближе чем в 50 м от места стоянки транспорта);

пользоваться открытым пламенем (в исключительных случаях для приготовления пищи огонь можно разводить на расстоянии не ближе 200 м от стоянки транспорта);

оставлять транспортное средство без надзора.

5.1.17. Запрещается на транспортном средстве, перевозящем опасный груз, одновременно перевозить другой груз, не указанный в товарно-транспортной документации (пункт 5.1.9), а также посторонних лиц.

Как оформить разрешение на перевозку опасных грузов?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про оформление специального разрешения на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом.

Дело в том, что с 7 января 2018 года действует новый нормативный документ — Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

Где можно получить разрешение на перевозку?

19. Государственная услуга предоставляется подразделением Госавтоинспекции по месту обращения заявителя.

Свидетельство можно получить в любом подразделении ГИБДД на территории России.

Срок оформления свидетельства

22. Срок предоставления государственной услуги исчисляется с момента приема и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и не должен превышать одного рабочего дня.

Смотрите так же:  Заявление о выдаче акта осмотра по осаго

Свидетельство должно быть оформлено в течение одного рабочего дня. Кроме того, регламент устанавливает и максимальные сроки для различных действий ГИБДД.

Например, при подаче документов водитель должен провести в очереди не больше 15 минут.

Список документов для получения разрешения

Перечень документов для получения свидетельства о допуске приведен в пункте 24 регламента:

  • Заявление (можно оформить на месте).
  • Паспорт гражданина РФ или другой документ, удостоверяющий личность. Например, если автовладельцем является ребенок, то предоставляется его свидетельство о рождении.
  • Доверенность или договор, если в ГИБДД обращается представитель автовладельца.
  • Согласие родителей, если заявителем является человек в возрасте от 14 до 18 лет.
  • Свидетельство об официальном утверждении типа цистерны (только для цистерн).
  • Свидетельство об испытании и (или) проверке цистерны с указанием перечня веществ, допущенных к перевозке (только для цистерн).

Примечание. До 1 января 2021 года свидетельства для цистерн (из двух последних пунктов) предъявлять не требуется. Данный вопрос подробно рассмотрен в отдельной статье.

Обратите внимание, для всех перечисленных документов кроме паспорта и заявления нужно предоставить также ксерокопии. В регламенте вопрос копирования документов не рассматривается, поэтому рекомендую копии сделать заранее. В противном случае придется копировать документы рядом с ГИБДД, а это, как правило, довольно дорого.

Продление свидетельства для перевозки опасных грузов

Если автовладелец ранее уже получил разрешение для перевозки опасных грузов, то документ можно просто продлить. В этом случае старое свидетельство следует взять с собой, т.к. сотрудники подразделения должны поставить в него отметку.

В остальном порядок продления точно такой же, как и при первом получении документа.

Требования к автомобилю при получении разрешения

Водитель получит отказ в выдаче документов в следующих случаях:

  • Остуствие техосмотра. Диагностическую карту в ГИБДД предоставлять не нужно, однако в ЕАИС ТО должна быть информация о том, что автомобиль успешно прошел техосмотр. При желании Вы можете самостоятельно проверить наличие техосмотра через интернет.
  • Внесение изменений в конструкцию ТС без разрешения ГИБДД.
  • Проблемы с маркировкой автомобиля (номером кузова, двигателя и т.д.).

Сколько стоит оформление свидетельства?

33. Государственная пошлина и иная плата за предоставление государственной услуги не взимаются.

Таким образом получить разрешение или продлить его можно совершенно бесплатно.

Порядок оформления разрешения:

  • Обращение в ГИБДД для подачи документов. После этого ГИБДД проверяет документы, а также выполняет межведомственный запрос.
  • Предоставление автомобиля на осмотр.
  • Выдача свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов.

Обратите внимание, осмотр автомобиля является обязательным и без него разрешение получить не удастся. Осмотр проводится в соответствии с пунктом 69:

69. Должностным лицом проводится визуальный осмотр транспортного средства на предмет соответствия идентификационной маркировки представленным документам на транспортное средство, а также проверки подлинности маркировки.

Проводится осмотр конструкции транспортного средства на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, требованиям ДОПОГ и сведениям, указанным в представленных документах.

На какой срок выдается свидетельство?

Свидетельство выдается на срок действия технического осмотра, но не более шести месяцев с момента его проведения.

Максимальный срок действия разрешения — 6 месяцев. Однако этот срок не может превышать срока действия техосмотра.

Например, если следующий техосмотр нужно пройти через месяц, то и свидетельство будет выдано только на месяц. Ну а через месяц придется повторно обратиться в ГИБДД для его продления.

Штраф за отсутствие разрешения

Штраф за отсутствие свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов предусмотрен статьей 12.21 2 КоАП и составляет:

  • 2 000 — 2 500 рублей или лишение прав на 4 — 6 месяцев для водителя.
  • 15 000 — 20 000 рублей для должностного лица.
  • 400 000 — 500 000 рублей для юридических лиц

В завершение хочу отметить, что новый регламент довольно подробно описывает получение разрешения на перевозку опасных грузов, так что проблем эта процедура вызвать не должна.

Удачи на дорогах!

Где взять документы предусмотренные п. 24.4 и 24.5 Административного регламента? В ГАИ ничего не знают, ответить не могут

Алексей, насколько я понимаю, есть коммерческие организации, которые проводят проверки цистерн и выдают свидетельство об официальном утверждении типа цистерны и свидетельство об испытании и проверке цистерны.

Удачи на дорогах!

Свидетельство об официальном утверждении типа цистерны никто в стране не делает, в том числе завод-изготовитель. испытания и поверку цистерн для темных нефтепродуктов никто не делает.

В результате отказ в продлении допуска.

Сейчас моя машина будет стоять пока в этот приказ не внесут изменения или не отменят.

Не может быть, чтобы никто не делал проверку и не делал документы по одобрению типа. В поиске нашлась какая-то контора в Москве. Второй раз не могу найти. Если кто найдёт что севернее — отпишитесь.

на сегодня нет такой аккредитованной организации по ДОПОГ, ТАК ЧТО ТУТ ПОЛНЫЙ ТУПИК

Уже не вспомню где видел. Готовится постановление правительства на эту тему. Должны дать отсрочку. Но только сейчас от этого не легче.

Добрый день Максим . Если я перевожу один баллон с пропаном( 27 литров) для БЫТОВЫХ чисто НУЖД на дачу , на природу и.т.д. , ( срок годности баллона 2015-2020 г.г. ), в багажнике легкового автомобиля , соблюдая при этом необходимые меры по перевозке Оп.Грузов :

1. Баллон лежит горизонтально в багажнике автомобиля.

2. Баллон повернут передним торцом по ходу движения автомобиля .

3. Баллон подперт деревянными брусками для исключения поперечного болтания в багажнике автомобиля.

4. Баллон закреплен в багажнике резиновыми шлангами (веревками).

5. На баллоне установлена заглушка против самопроизвольной утечки газа.

ТО , при выполнении вышеуказанных пунктов ( 1-5) , можно ли перевозить данный баллон ( в количестве одной штуки) без получения разрешения в ГИБДД ИЛИ все- равно нужно получать разрешение в ГИБДД . Правомочным ли будет штраф от инспектора ДПС за перевозку данного баллона (ОПАСНЫЙ ГРУЗ) при выполнении водителем ПЯТИ вышеуказанных пунктов , но не имея разрешения, полученного в ГИБДД . Спасибо заранее за ответ.

Олег, здравствуйте.

Приказ Министрества транспорта №7 от 15 января 2014 года:

60.2. Специальные требования к перевозке опасных грузов не применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных разделом 1.1.3 ДОПОГ.

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), пункт 1.3.1.1:

1.1.3.1 Изъятия, связанные с характером транспортной операции

Положения ДОПОГ не применяются:

а) к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки. Когда такими грузами являются легковоспламеняющиеся жидкости, перевозимые в сосудах многоразового использования, наполненных частным лицом или для частного лица, то общее количество не должно превышать 60 литров на один сосуд и 240 литров на одну транспортную единицу. Опасные грузы, помещенные в КСГМГ, крупногабаритную тару или цистерны, не считаются упакованными для розничной продажи;

Т.е. описанная Вами ситуация не требует специального разрешения.

Удачи на дорогах!

День добрый Максим! Необходимо ли получать свидетельство о допуске ТС к перевозке ОГ, предъявляются ли требования ДОПОГ к тс (распространяется п. 60.1 приказа мин транса 7) если Перевозка осуществляется для собственных нужд на территории предприятия без выезда на дороги общего пользования?

Владимир, здравствуйте.

К сожалению, мне не удалось найти точный ответ на Ваш вопрос.

Могу порекомендовать Вам следующее. Направьте в местное подразделение ГИБДД Ваш вопрос. Причем опишите его более подробно. ГИБДД даст Вам письменный ответ. Если он будет соответствовать Вашим ожиданиям, то нужно будет сделать копии этого ответа и раздать их водителям.

Удачи на дорогах!

Добрый день. Подскажите пожалуйста где выдают свидетельство об официальном утверждении типа цистерны и свидетельство об испытании и проверке цистерны. Я переважу газ Пропан в Удмуртии.

Иван, здравствуйте.

К сожалению, мне не известны контакты организации, занимающейся оформление документов в Вашем регионе. Рекомендую Вам позвонить в ГИБДД и уточнить этот вопрос. Наверняка в подразделение уже приходили водители с указанными документами и контакты могли сохраниться.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте Максим, подскажите как быть с перевозкой дизельного топлива и автомобильного бензина по новым правилам? Действующий ДОПОГ заканчивается в апреле. Оштрафуют ли сотрудники ГИБДД за просроченный ДОПОГ или придётся ставить бензовоз на прикол, пока правительство не утвердит новый регламент в 2019 году? Спасибо!

Оштрафуют ли сотрудники ГИБДД за просроченный ДОПОГ

А сам как думаешь? На месте инспектора упустил бы возможность срубить палку на пол-ляма?

Вчера был у госов в ГАИ. Поведали, что на совещании при министре в Коми тему подымали. Есть информация, что Медведев поручил Минтрансу в течение месяца найти решение проблемы. Кто-то из клерков этого ведоства немного пропустил сроки. Ну так бывает иногда, нашёл бумажку, а она всупает в силу вчера.

Сергей, здравствуйте.

Могу порекомендовать Вас следующее. Напишите письменное обращение начальнику ГИБДД Вашего региона, объясните ситуацию. Спросите, как поступить. Начальник даст Вам официальный ответ.

Этот ответ Вы сможете брать с собой и в случае спорных ситуаций показывать сотрудникам ГИБДД.

Удачи на дорогах!

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 марта 2018 г. N 285

ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 3 ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Установить, что положения пункта 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах, не применяются до 1 января 2019 г.

igorgn, данный документ рассмотрен в отдельной статье.

В данную статью также добавлено соответствующее примечание.