Особенности системы «Школа 2100»

— Системность. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.

— Непрерывность. «Школа 2100» — это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.

— Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Главная цель ОС «Школа 2100» — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научнопопулярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.

Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.

Программы начального образования: важны школа и учитель

Впрочем, слово «программа» сейчас употребляется все реже.

— Нет разных программ начальной школы, — говорит Татьяна Хотылева, завуч начальной школы гимназии №1540 . — Основа всего – это Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Он определяет содержание программы обучения в начальной школе, цели, которые перед собой ставит эта программа, и результаты, которые должны быть достигнуты при обучении. Поэтому учебно-методические комплекты (УМК, по старому – учебники и методические, дидактические материалы) представляют собой разные вариации на тему одной и той же программы. Разумеется, они отличаются друг от друга: в них входят учебники разных авторов, и разные УМК рассчитаны на разный уровень освоения образовательной программы начальной школы.

Чтобы получить право на жизнь, образовательная система и учебно-методические комплекты должны получить одобрение Министерства образования и науки России и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов). Приказом Минобрнауки РФ от 21.10.2004 года № 93 одобрены две образовательные системы – традиционная и развивающая. Каждая из них объединяет определенные учебно-методические комплекты. Их отличия проявляются в способах подачи информации и организации учебной деятельности, а также в количестве дополнительных сведений.

На сегодня соответствующими ФГОСам признаны:

УМК традиционной системы обучения

— «Начальная школа XXI века»;

— «Перспективная начальная школа»;

УМК развивающей системы обучения :

Программа общего развития Л.В.Занкова с 2014 года из упомянутого списка исключена. Не входят сейчас в федеральный перечень и такие программы, как «Школа 2000» и «Школа 2100».

— Каждой из программ соответствует определенный учебно-методический комплект. Все современные комплекты учебных пособий разрабатываются с учетом требований ФГОС. В нем перечислены планируемые результаты освоения программы начального образования: предметные и метапредметные, личностные достижения, которыми владеет выпускник начальной школы, — замечает Анна Рябцева, заместитель директора начальной Ломоносовской школы . — Решение, какой именно УМК выбрать, принимает методический совет школы, опираясь на опыт использования УМК и учитывая требования государства: «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования» и перечень организаций, выпускающих учебные пособия.

— Сегодня нет такого УМК, про который можно было бы сказать, что он лучший, — считает Татьяна Хотылева. — Когда школа выбирает, по каким из них работать, она ориентируется на контингент детей, которые приходят учиться, и на их возможности. В одном классе ученики по-разному усваивают знания не потому, что кто-то плохо подготовлен, а просто потому, что у каждого человека есть индивидуальные особенности. Родителям надо четко понимать, что комплектов учебников, которые подходили бы всем детям, нет.

Достоинства и недостатки

Какие же учебно-методические комплексы входят сейчас в федеральный перечень и чем они отличаются друг от друга?

— Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

— Русский язык (2 линии). Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Канакина В.П., Горецкий В.Г.

— Литературное чтениe. Климанова Л.Ф.

— Математика. Моро М.И. и др.

— Окружающий мир. Плешаков А.А.

По этой программе учится уже несколько поколений школьников. Она позволяет хорошо отрабатывать умение считать, читать, писать. По ней неплохо учатся даже весьма средне подготовленные к школе дети. В курсе математики в равных пропорциях отрабатываются навыки вычисления и умение логически мыслить, в курсе русского языка большое внимание уделено развитию устной, письменной речи и грамотности.

Преимущества: Все учебники написаны по привычной для родителей и старшего поколения схеме, потому объяснить ребенку то, что он пропустил или не понял на уроке, взрослым членам семьи будет совсем нетрудно. В учебниках четко выделены стандартные (базовые) задания и задания повышенного уровня сложности.

Недостатки: Для хорошо подготовленных к школе детей программа может показаться слишком простой. На уроках, особенно в первой половине учебного года, такие первоклассники могут откровенно скучать.

Мнение родителей: судя по отзывам в интернете , многие мамы и папы отмечают, что эта программа близка к традиционной, по которой они когда-то учились, учебники составлены грамотно, выдержана логическая последовательность тем. Нарекания вызывает, в основном, такой предмет, как «Окружающий мир». В течение учебного года ученик должен сделать множество проектов, в подготовке которых самое активное участие должны принимать родители, иначе первоклассник просто не уложится в отведенное на проект время.

«Начальная школа XXI века»

— Обучение грамоте и чтению. Букварь. Журова Л.Е., Евдокимова О.А.

— Русский язык. Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.

— Литературное чтение. Ефросинина Л.А.

— Математика. Рудницкая В.Н.

— Окружающий мир. Виноградова Н.Ф. и др.

Программа поощряет учеников размышлять, фантазировать, для этого выпущены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир». По ней комфортно будет учиться эрудированным, но долго привыкающим к новым условиям детям.

Преимущества : представляет собой щадящий вариант обучения, предусматривает долгий период привыкания первоклашек к новым условиям.

Недостатки: в учебниках много заданий, но практически нет объяснений, как их выполнять. Так что вариантов действий два: или ребенок додумается до всего самостоятельно, или ему все объяснят родители. Как вы понимаете, чаще всего сюжет развивается по второму варианту.

Мнение родителей: многие папы и мамы отмечают непоследовательность в подаче информации. Сетуют они и на объемные задания. К плюсам они относят упор на чтение, грамотность и письмо, а также то, что не придется придумывать, «как выглядит мир глазами кузнечика». Радует взрослых и программа по чтению – классика, которую в том же возрасте читали родители.

«Перспективная начальная школа»

— Азбука. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

— Русский язык. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

— Литературное чтение. Чуракова Н.А.

— Математика. Чекин А.Л.

— Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

По мнению специалистов, больше подходит для малокомплектных сельских школ, где в одном помещении одновременно занимаются ученики 1-4 классов. Развивает навыки самостоятельной работы, обучающиеся по ней первоклассники быстрее начинают бегло читать, писать и считать.

Преимущества: программа по силам любому ребенку. Предполагается работа на уроке в малых группах, что учит детей взаимодействовать с одноклассниками и совместно решать поставленные перед ними задачи.

Недостатки: программа не имеет продолжения в средней и старшей школе. Отучившемуся по этой программе четыре года и привыкшему к определенному способу изложения той или иной проблемы пятикласснику придется привыкать к совершенно другой методике.

Мнение родителей : некоторые мамы и папы отмечают эту особенность программы как большой «плюс», но большинство все-таки относят ее к существенным недостаткам: много заданий подразумевают проведение опытов и экспериментов с помощью взрослых во внеурочное время. Если родители загружены работой, а бабушки и дедушки далеко, у ребенка появляются трудности с выполнением домашних заданий. Недовольны родители также и тем, что в текстах для чтения много современных авторов при минимуме классики.

— Обучение грамоте и чтению. Букварь. Андрианова Т.М.

– Русский язык. Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс), Желтовская Л.Я. (2-4 класс) –

– Литературное чтение. Кац Э.Э.

– Математика. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

– Окружающий мир. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс), Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплин А.И., Саплина Е.В. (3-4 класс).

Программа больше гуманитарной направленности, сделан упор на творческое развитие ребенка, так, например, есть задания сочинить сказку, создать к ней иллюстрации. Многие упражнения ориентированы на работу со справочной литературой и работу в группе.

Преимущества : в учебниках содержатся как задания рассчитанные на базовый уровень знаний, так и творческо-поисковые. Хорошая подборка текстов в учебниках по русскому языку и чтению. Новые темы сопровождаются цветными графиками, схемами, много иллюстраций. Предметы связаны друг с другом: читая рассказы Носова, ребенок вместе с его персонажами решает задачи, изучая животных, живущих в тайге, пишет по этой теме изложение.

Недостатки: для хорошо подготовленных к школе детей программа может оказаться слишком простой.

Смотрите так же:  Возврат спреда на форекс

Мнение родителей : родителей радует, что со своими проектами ребенок может справиться самостоятельно, без помощи родителей. Правда, многим эта программа кажется поверхностной и простоватой, за что ее и ругают.

– Русский язык. Азбука. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

– Литературное чтение. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

— Математика. «Учусь учиться». Гусева А.В., Петерсон Л.Г.

– Окружающий мир. Новицкая М.Ю., Плешаков А.А.

Программа делает упор на развитие логики, математического мышления. На уроках обучения грамоте много внимания уделяется речевому этикету, а на уроках русского языка — произношению слов, их правильному употреблению в речи.

Преимущества : в учебниках много развивающих заданий, детей просят сравнить, доказать, подумать, вспомнить, найти. Для любознательных учеников есть раздел «За страницами учебника», две книги для чтения «Великан на поляне» и «Зеленые страницы».

Недостатки : По предмету «Окружающий мир» предусмотрено много докладов и презентаций, которые первоклассник не сможет сделать самостоятельно, так что родителям придется потрудиться. Учебники перескакивают с темы на тему, трудно понять логику их подачи.

Мнение родителей : критикуется непоследовательность изложения тем, а также немногочисленность текстов для чтения. Среди достоинств отмечается наличие классики. Все родители сходятся во мнении, что программа рассчитана на интуитивное понимание и самостоятельную работу после уроков. Правда, одни мамы и папы считают это обстоятельство большим плюсом, а другие за то же самое программу нещадно ругают.

— Букварь. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.

— Русский язык. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.

— Литературное чтение. Матвеева Е.И.

— Математика. Александрова Э.И.

— Окружающий мир. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Авторы хотят сформировать у детей теоретическое мышление: научить их выдвигать гипотезы, искать доказательства, а не заучивать преподнесенную на блюдечке информацию. От ребенка требуется быть внимательным к деталям, усидчивым, уметь обобщать разрозненные сведения. Подойдет тем родителям, которые хотят развивать у ребенка аналитические способности и умение нешаблонно мыслить.

Преимущества : в система Эльконина-Давыдова упор делается не на результат (усвоенные знания), а на способы добывания знаний. Ученик может что-то забыть, но должен знать, где и при помощи чего восполнить пробел в знаниях. Оценивается и поощряется буквально каждое усилие ученика.

Недостатки: предельно сложный уровень преподавания. Грамотных учителей, умеющих работать по такой программе, мало, а родители, учившиеся по традиционной системе, не всегда могут помочь детям в выполнении домашних заданий.

Мнение родителей : программа не для среднего учителя. Если педагог хорошо владеет этой оригинальной методикой, дети, у которых не было мотивации к учебе, начинают ходить в школу с интересом. За это программу хвалят. Но в то же время тем, кто обучался по традиционной программе, очень трудно в ней разобраться. А так как родителям приходится очень много заниматься с ребенком дома, эти сложности вызывают многочисленные нарекания со стороны мам и пап. Не зря родители говорят, что программа подходит для детей, которые могут учиться самостоятельно.
Критерии выбора

В интернете настоятельно советуют, выбирая школу и учителя, обратить внимание на программу обучения. Но специалисты считают, что последнее обстоятельство далеко не самое главное.

— Сейчас больше всего востребованы УМК «Школа России», «Начальная школа XXI век» и «Перспектива», но принципиальных отличий между ними и другими традиционными УМК нет, — говорит Анна Рябцева. — ФГОС устанавливает требования к образовательному процессу так, чтобы ребенок не только воспроизводил то, что сообщил ему учитель, но и умел добывать знания, потому развивающие задания и задания повышенного уровня сложности сейчас есть в любом УМК. Учитель так выстраивает работу на уроке, чтобы ученик сам открывал новые знания, осознавал учебную задачу, планировал и оценивал свои действия.

— Действительно, самый популярный и самый известный УМК – «Школа России». По нему работают, наверное, 90% российских школ, — вступает в разговор Татьяна Хотылева . – В него входят учебники, которыми пользуются достаточно долго, они адаптированы к новым ФГОСам. Это учебники, по которым любой среднестатистический ребенок в состоянии усвоить программу начальной школы. Достаточно популярен также УМК «Начальная школа XXI века», однако успешное обучение по нему возможно при хорошем уровне речевого развития ребенка. К сожалению, сейчас у многих детей есть логопедические проблемы и речевое недоразвитие. У них обучение по данному УМК может вызвать трудности, особенно если такие ученик не получат логопедической поддержки в школе.

Принципиально отличается от других УМК системы Эльконина-Давыдова. Это иная логика подачи информации, иная система построение самих учебников. Чтобы добиться ожидаемого эффекта, педагог должен очень хорошо и в полном объеме овладеть методикой. Иначе результаты будут совсем не такими, как ожидают родители.

— Родителям стоит выбирать не систему обучения или комплект учебников, а прежде всего школу, — считает Анна Рябцева . — Если это школа со сложившимися традициями, стабильным педагогическим коллективом, ей можно доверять. Выбрав школу, познакомьтесь с учителем. Важно, чтобы ребенку было с ним комфортно. Во многих школах для углубленного изучения предметов вводят дополнительные курсы: иностранный язык, шахматы, музыка. В Ломоносовской школе, например, приоритетное направление работы – развитие интеллектуальных способностей учеников с помощью авторской образовательной технологии «ИнтеллекТ».

— С одной стороны, идти надо к учителю. Очень важно понять, насколько педагог учитывает возможности своих учеников, — продолжает Татьяна Хотылева . — Работая по одному и тому же УМК, один добивается результатов на грани фола, а другой – блестящей положительной динамики со всеми учениками своего класса. С другой стороны, блестящий учитель может заболеть, поменять место работы, а так как в начальной школе часто преподают молодые женщины, учительница может уйти в декрет или на больничный по уходу за ребенком. Как изменится тогда ситуация, как скажется это на детях?

Требования к ученику по программе 2100

Главный ответ на вопрос — как помочь ребенку учиться — позволить ему быть самостоятельным и не мешать своей «помощью»! Однако это красивое правило очень по-разному может быть применено к разным детям. Кто-то из них действительно готов с 1 класса взять на себя львиную долю ответственности за свою учебу. Кто-то же по самым разным психологическим особенностям требует к себе постоянного чуткого внимания.

Я кратко расскажу о своем небольшом родительском опыте — опыте папы второклассницы Ани Даниловой.

Ребенок пошел в 1 класс. Одна из первых проблем — собирать за него портфель, чтобы он «не дай бог, ничего не забыл по малости лет!», или же…

Как научить ребенка самому вести дневник и собирать портфель

В первом классе моя дочь пользовалась дневником, который специально разработали авторы «Школы 2100» . Мы с Анютой начали с того, что вместе заполнили расписание на первую неделю. Причем использовали не слова (она ещё фактически не умела читать), а рисунки-символы уроков: открытая книга — «обучение грамоте», знаки «+» и «-» — математика и т. д. Рисовал сначала я, но при этом проговаривал для Анюты, что и зачем делаю. Примерно так: «Вот твой дневничок! Он поможет в новом важном деле — учёбе. Чтобы хорошо учиться, тебе надо знать, какой наступает день недели, какие в этот день у тебя будут уроки, какие книги и тетради нужно из дома принести в школу и многое другое. Дневник поможет все это не забыть».

Потом я показал, как с помощью расписания собрать портфель на ближайший учебный день: «Какой у нас завтра первый урок? Верно. — „Обучение грамоте“! На этом уроке тебе понадобиться вот эта книга — „Букварь“. По ней ты будешь учиться правильно и быстро читать. Клади её в портфель!». И так далее.

Перед следующим учебным днем я уговорил Анюту (хотя и с большим трудом) САМОСТОЯТЕЛЬНО собрать портфель, пользуясь расписанием. Она согласилась делать это только постоянно спрашивая: «Я все правильно делаю?!». Учебники подбирала сама, а тетради докладывали мы с женой. При этом помогали вопросами: «Сначала нужно посмотреть что? … Правильно. — Какие завтра будут уроки! Какой учебник тебе нужен будет к первому уроку?» И так далее до конца недели.

В конце недели мы вместе заполнили расписание на следующую неделю, пользуясь расписанием первой недели как образцом. Причем значки предметов Анюта рисовала уже сама, что ей ужасно нравилось, значительно больше, чем пытаться писать названия предметов своими «корявыми и некрасивыми» буквами.

День за днем мы уговаривали Анюту ВСЕ БОЛЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО собирать портфель. Она довольно часто ошибалась, мы поправляли. Здесь главным было НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ РУГАТЬ ЗА ОШИБКИ, А ХВАЛИТЬ ЗА КАЖДОЕ УСПЕШНОЕ ДЕЙСТВИЕ. Для нашей девочки противоположная ситуация обернулась бы плачем и полной потерей желания делать самостоятельно то, что ещё плохо получается.
Однако через месяц-полтора Аня уже в основном обходилась без нашей помощи!

Как реагировать на просьбы помочь с домашним заданием

Я, будучи одним из авторов «Школы 2100», хорошо усвоил, что домашнее задание — это способ развития самостоятельности. Хотя как быть, если самостоятельно ребенок выполнять задание отказывается?! Первая мысль, приходящая в родительскую голову при прочтении задания: «Ну и понапридумывали мои коллеги-авторы !» Но прочитав задание спокойно, приходишь к выводу, что вообще-то оно вполне простое и посильное, однако требует от моей дочки не повторить готовый ответ, а немного подумать, поразмышлять.
Почему же тогда она отказывается его делать? Ответ оказался прост: БОИТСЯ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ НЕ ТАК! Тут уже никуда не денешься — надо помогать. Но как? Мой совет — НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ ЗА РЕБЕНКА, А ПЫТАТЬСЯ ЧЕРЕЗ РАССУЖДЕНИЯ НАПРАВИТЬ ЕГО В НУЖНОЕ РУСЛО, УБЕДИТЬ, ЧТО ОНА (ОН) МОЖЕТ ЭТО СДЕЛАТЬ САМА (САМ): «У тебя все получится!»
Для нас было особенно важно не бояться случайных помарок, ошибок — это не страшно! ты все равно молодец!- и всячески подкреплять успешность.

Ещё один совет — не забывать смотреть правила использования учебников «Школы 2100», которые напечатаны на четвертой странице обложки. Там сказано:

Каждому необходимо научиться:

При необходимости нужно обратить внимание учителя на эти правила. Обсудить с ним, как на их основании сделать учебу наших детей приятной, полезной и безопасной.

Как реагировать на первые отметки — хорошие и плохие

В какой-то момент появляются первые отметки. Мы — авторы «Школы 2100» — абсолютно убеждены, что со временем в школах вообще перестанут СТАВИТЬ отметки ученикам, а будут их учить САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОИ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ. При этом место отметки (цифры) должна занять качественная оценка. Внимание детей и нас, родителей, должно переключиться с количественных отметок на качественные показатели: «что именно ты сегодня научился делать?», «что у тебя получается особенно хорошо?», «в чем у тебя ещё есть трудности?» и т. д. Однако процесс этот длительный — уж очень сильна застарелая традиция, что «отметки ставить надо», будто «без отметок дети будут плохо учиться». У нас в школе ситуация пока переходная. Ребят очень хорошо учат самостоятельно себя оценивать, но при этом довольно много отметок за письменные работы учителя ставят сами, естественно, не имея возможности объяснить свое решение.

Смотрите так же:  Коллегия адвокатов рк

Вот дочка заявляет: «Папа! Мне сегодня две пятерки поставили. »

Главный мой совет — не расплываться в довольной улыбке, переводя разговор на другую тему, а обязательно спросить и добиться ответа: «А за что тебе их поставили? Что тебе сегодня так хорошо удалось сделать?» Очень часто дочь сначала отвечает: «Не помню…» (отметка заслонила реальную работу!), однако с помощью дополнительных вопросов (на каком уроке? что ты делала? в тетради? у доски?) удается «выпытать» главное. В этот момент глаза загораются, и она начинает взахлеб рассказывать о деталях, которые «вредная отметка» спрятала от нее!

Но вот другая ситуация.

— Как написала словарный диктант?
— Тройка…

Как реагировать на плохую отметку? Мой главный совет — НЕ РУГАТЬ! Большинство людей от осознания того, что у них что-то не получается, теряют интерес к данному делу. Вспомните, как вы ведете себя в ситуации, когда не слушается ваших команд какая-то техника, когда никак не удается составить документ, который вам срочно поручил начальник и т. д. Первый наш порыв — бросить это неприятное занятие. Лишь усилия воли помогают нам преодолеть трудности. Но у наших детей воля ещё только формируется. Лучше этому процессу помогать, а не мешать.
Мы делали так:

— Анюта, а почему у тебя «тройка» — ты поняла? Какие были ошибки?
Аня начинает вспоминать. Уговариваю её посмотреть работу (на которую, естественно, ей смотреть не хочется).
— Тебе как больше нравится — когда у тебя хорошо получается или плохо?
— Когда хорошо…
— Хочешь, чтобы в следующий раз было хорошо, без ошибок?
— Ну, хочу…
— Тогда давай посмотрим, какие были ошибки! Ты же у меня молодец, умница! Ты со всем сможешь справиться! А я тебе помогу! Подскажу, как лучше запомнить, как потренироваться.

Эти разговоры далеко не всегда проходят просто. Иногда — со слезами. Однако результат мы с дочкой чувствуем!

Вопрос по предмету «Окружающий мир» (Человек и природа) 4 класс Рабочая тетрадь, страница 27, вопрос №18 Что оценивает ВТОРОЙ глаз, ВТОРОЕ ухо? Не могли бы авторы подсказать какой глаз и ухо у человека является ВТОРЫМ, а какой ПЕРВЫМ? (внимательно прочел

Вы утверждаете, что ваша программа построена по принципу "минимакс". Это значит, что усвоенный ребенком минимум — это на оценку "3" ? В учебниках очень много понятий и правил написано взрослым языком, без учета того, что дети многих слов могут и не знать

Здравствуйте уважаемые авторы программы «Школа 2100». Моя дочь учится в 4 классе по вашей программе. И все 4 года мы учим вашу программу всей семьей. Складывается такое впечатление, что авторы учебников никогда не работали школьными учителями. Хотя на

Уважаемые авторы вопроса!
Благодарим Вас за внимание к нашему учебнику.
Новый государственный образовательный стандарт, который вступает в действие с 1 сентября 2011 года, нацеливает учителей на новый образовательный результат. Он отличается тем, что мы ставим во главу угла не только предметные, но и метапредметные (надпредметные) образовательные результаты, то есть то, чему ученик научится на всех предметах. Если у Ваших детей есть дневник ученика «Школа 2100», то там перечислены на понятном для детей языке эти умения. Приведу пример умений из дневника: сравнивать и группировать предметы и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний и т.п. Такого рода умения все больше будут нужны в будущем, так как уже сейчас мир меняется так быстро, что почти все знания, которые мы получаем в школе, устаревают. Сравните: меня, например, учили в школе считать на счетах, логарифмической линейке, определять свое положение с помощью компаса, зато совсем не учили работать на компьютере, пользоваться Интернетом, определять свое местоположение с помощью GPS.
Так вот, есть задания двух сортов. Одни из них,– репродуктивные – требуют найти готовый ответ в учебнике. Такие задания помогают освоить знания, но, к сожалению, полученные умения почти не могут быть перенесены в новую ситуацию. Другие – продуктивные – учат детей самостоятельно делать выводы на основе подсказок в учебнике. Вот именно такие задания по нашей твердой уверенности и позволяют сформировать метапредметные умения. Недаром, в Москве школьники, занимающиеся по нашему учебнику, показали на итоговой контрольной работе в конце 4-го класса самые высокие результаты. Ведь заранее было неизвестно, какие вопросы будут. Следовательно, в выигрыше оказывались те дети, которые обучены самостоятельно применять знания в незнакомой ситуации.
Как выполнять такие продуктивные задания описано в предисловии к учебнику: «Порядок выполнения продуктивного задания 1. Осмыслите цель задания (объясните своими словами). 2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания. 3. Преобразуйте информацию в своё решение: вывод, причину, позицию и т.д. 4. Запишите решение или составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что…; потому что; во-первых…; во-вторых… и т.д.». 5. Дайте полный ответ (если необходимо).»
Приведенный Вами пример относится как раз к такому случаю. В рабочей тетради на стр. 27 помещены «хитрые» продуктивные задания для повторения (в контрольных работах они, как правило, проще), в том числе и задание 18. «Что оценивает второй глаз, второе ухо?» Под словом второй авторы естественно подразумевают важность одновременной работы не одного органа, а пары глаз и ушей (один глаз видит плоское изображение, а второй оценивает его объемность; одно ухо слышит, второе помогает определить направление звука).
В учебнике нет полностью готового ответа на этот вопрос, но есть весьма подробные подсказки, позволяющие самостоятельно найти ответ. (Учебник, стр. 44-45. Каждый глаз видит предмет немного по-своему, при этом чем ближе предмет, тем более заметна разница. Мозг улавливает различие двух изображений каждого предмета очень точно, и благодаря этому мы не задумываясь определяем, какой предмет находится ближе, какой дальше. Таким образом, мы видим мир объёмным. Учебник, стр. 47. Благодаря парности органов слуха мы не только ощущаем звуки, но и определяем, где находится их источник. Орган слуха человека помогает воспринимать речь. Восприятие речи очень важно для развития мышления.)
Другие приводимые Вами вопросы относятся к такой же категории. Вы абсолютно справедливо возмутились на предположение о том, что есть «Система органов, незаменимая для организма». Все системы органов обязательны. Но мы хотим, чтобы эта мысль зародилась в голове самого ребенка, а не была запомнена ими, как чужая мысль.
Теперь о вопросе «Какого газа постоянно не хватает в организме?» В тексте нет прямого ответа на этот вопрос. Но на стр. 28 там написано «Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, а без дыхания – всего несколько минут. Каждое мгновение клетки нашего тела нуждаются в кислороде, с помощью которого они получают из органических веществ энергию, необходимую для жизни. Без неё они погибают, как гаснет экран телевизора, отключённого от электроэнергии». Наверняка Вы сами, когда открываете форточку в комнате чтобы проветрить помещение, говорите своему ребенку о кислороде. Так вот именно этого газа постоянно и не хватает в организме, именно он должен поставляться постоянно ко всем клеткам тела, а когда кровоснабжение (то есть подача кислорода) в мозг прекращается, врачи констатируют окончание жизни пациента. Таким образом, можно поставить знак равенства между снабжением кислорода и жизнью.

С уважением, авторы учебника

Здравствуйте, мой сын месяц назад пошел в первый класс, по программе 2100, у нас проблема с математикой, уже было 4 самостоятельных и все плохо, я очень переживаю, как мне ему помочь? Может, репетитора нанять, или литературу какую нибудь посоветуете. Спас

Здравствуйте, моя девочка идет во второй класс. Мы пошли в первый класс на Школу России, т.к. не было выбора (жили в поселке). Сейчас идем в городскую школу, нас уговорили на 2100. Я очень переживаю за ребенка, справиться ли? Очень много отзывов и не всег

Здравствуйте, уважаемые авторы программы 2100. Мой ребенок пошел в 1 класс, в школе нравится учиться. Но иногда приходит домой с пустыми тетрадями, даже по любимой математике. Объема пугается, и в итоге, не делает совсем. Математический диктант с результа

Здравствуйте, уважаемые авторы программы 2100. Мой ребенок пошел в 1 класс, в школе нравится учиться. Но иногда приходит домой с пустыми тетрадями, даже по любимой математике. Объема пугается, и в итоге, не делает совсем. Математический диктант с результа

Здравствуйте! "Школа 2100" — это программа с математическим уклоном или с гуманитарным?

Здравствуйте! Мой ребенок учится в гимназии по "программе 2100". Материал, изложенный в учебниках, усваивает на 4 и 5. Но учитель дает дополнительный материал следующего характера: дети должны называть части слова и давать их краткие определения, знать п

здравствуйте! моя младшая дочь учится в гимназии по программе 2100. Учитель говорит, что очень слабая,что программа тяжело ей дается. дома начинаем разбирать трудности,она очень твердо мне отвечает! как же ей помочь научится так же уверенно отвечать в ш

здравствуйте! моя младшая дочь учится в гимназии по программе 2100. Учитель говорит, что очень слабая,что программа тяжело ей дается. дома начинаем разбирать трудности,она очень твердо мне отвечает! как же ей помочь научится так же уверенно отвечать в ш

Уважаемые авторы программы 2100, Создается впечатление, что общая концепция 2100 — это усиление роли самих детей в самообразовании. И это неплохо. Но не кажется ли вам, что это надо начинать не с 1 и даже не со 2 класса? Почему нельзя хотя бы до 3-4 клас

Уважаемый посетитель сайта!
Нам очень трудно вникнуть в особенности учебы Вашего ребенка, так как в приводимых Вами пояснениях трудно отделить факты от оценок. Поэтому позволю себе прояснить НАШУ позицию относительно затрагиваемых в письме проблем.
Вы абсолютно верно определили, что смысл своей деятельности мы видим в том, чтобы ребенок активно участвовал в процессе своего образования. Школа, в которой учились мы сами, представляла собой «абсолютную монархию» — учитель решал, что изучать, когда изучать и как изучать, и, наконец, только учитель мог определить, насколько ребенок успешен. Мы же пытаемся внедрить «конституционную монархию», то есть ограничить власть учителя в классе некоторыми общими правилами, о которых ученики договариваются с учителем. При этом сам учитель добровольно (если разделяет наши взгляды) отдает часть своих полномочий детям, советуясь с ними в важных вопросах (в том числе и в выставлении отметок).
Мы убеждены, что без этой практики все попытки внедрить в жизнь нашей страны демократию обречены на провал. 10 лет обучения в школе, когда за учеников все решает учитель, приведут к тому, что ее выпускники так навсегда и останутся исполнителями. Не случайно значительная часть нашего общества, получившая традиционное образование, мечтает о твердой руке.
Вот почему наши первоклассники с помощью дневника школьника участвуют в выборе правил жизни в классе. Именно ради демократических целей мы учим наших учеников на уроках решать проблемы, формулируя цели урока и его план, обсуждая с ними результаты работы после изучения новой темы.
У демократии всегда есть и оборотная сторона. К примеру, в развитых демократических странах всегда выше уровень преступности (вспомните США), так как для этих стран самое важное не наказывать тех, кто невиновен. Поэтому часть преступников всегда оказывается вне системы наказания. Альтернативный более успешный вариант поддержания порядка в СССР (особенно во времена Сталина) базировался на неизбирательном уничтожении всех, кто мог только показаться виноватым. Так, мой родственник, один из конструкторов танка Т-34, в те самые годы тоже показался кому-то подозрителен… Меня не устраивает такой порядок.
Вот почему и на уроках по учебникам Образовательной системы «Школа 2100», если смотреть с позиции традиционного педагога, дети ведут себя не должным образом: они болтливы, слишком активны и неспокойны, и можно подумать, что учитель не в состоянии навести порядок. Думаю, что именно так обстоит дело в классе, где учатся Ваши дети. Хотя слова «ничего не проверять и никого не оценивать» показались нам странными. Мы никогда не предлагали отказаться от контроля — мы просто пытались делегировать эту функцию детям. Ведь во взрослой жизни человек сам должен это делать.
Позвольте дать Вам два совета.
1) Мы создавали нашу Образовательную систему «Школа 2100» как один из вариантов нового будущего нашей стране. Конечно, можно добиться светлых целей и другими способами. Если наша модель выпускника школы Вас не устраивает, лучше перейти в класс, который занимается по другой образовательной системе. Детей можно воспитывать строго, можно мягко, но не следует использовать эти способы одновременно.
2) Поверьте, от выбора учителя начальной школы будущее детей зависит гораздо больше, чем от выбора института или техникума, который они закончат. И если Вас не устраивает философия, которой следует учитель, лучше перевести ребенка в другой класс. Ведь влияние учителя огромно. Приведу один веселый пример из жизни. Однажды, придя из школы моя дочь Лена сообщила, что у паука 6 ног, о чем им рассказала учительница. Я ответил, что учительница скорее всего ошиблась, и что, в конце концов, я кандидат биологических наук. На что моя маленькая дочка сказала, что учитель всегда прав, а ошибаться могу только я.

Смотрите так же:  Налог 1% для ип при усн

Вице-президент Образовательной системы «Школа 2100»
А.А. Вахрушев

Уважаемые авторы программы 2100, Создается впечатление, что общая концепция 2100 — это усиление роли самих детей в самообразовании. И это неплохо. Но не кажется ли вам, что это надо начинать не с 1 и даже не со 2 класса? Почему нельзя хотя бы до 3-4 клас

Уважаемый посетитель сайта!
Нам очень трудно вникнуть в особенности учебы Вашего ребенка, так как в приводимых Вами пояснениях трудно отделить факты от оценок. Поэтому позволю себе прояснить НАШУ позицию относительно затрагиваемых в письме проблем.
Вы абсолютно верно определили, что смысл своей деятельности мы видим в том, чтобы ребенок активно участвовал в процессе своего образования. Школа, в которой учились мы сами, представляла собой «абсолютную монархию» — учитель решал, что изучать, когда изучать и как изучать, и, наконец, только учитель мог определить, насколько ребенок успешен. Мы же пытаемся внедрить «конституционную монархию», то есть ограничить власть учителя в классе некоторыми общими правилами, о которых ученики договариваются с учителем. При этом сам учитель добровольно (если разделяет наши взгляды) отдает часть своих полномочий детям, советуясь с ними в важных вопросах (в том числе и в выставлении отметок).
Мы убеждены, что без этой практики все попытки внедрить в жизнь нашей страны демократию обречены на провал. 10 лет обучения в школе, когда за учеников все решает учитель, приведут к тому, что ее выпускники так навсегда и останутся исполнителями. Не случайно значительная часть нашего общества, получившая традиционное образование, мечтает о твердой руке.
Вот почему наши первоклассники с помощью дневника школьника участвуют в выборе правил жизни в классе. Именно ради демократических целей мы учим наших учеников на уроках решать проблемы, формулируя цели урока и его план, обсуждая с ними результаты работы после изучения новой темы.
У демократии всегда есть и оборотная сторона. К примеру, в развитых демократических странах всегда выше уровень преступности (вспомните США), так как для этих стран самое важное не наказывать тех, кто невиновен. Поэтому часть преступников всегда оказывается вне системы наказания. Альтернативный более успешный вариант поддержания порядка в СССР (особенно во времена Сталина) базировался на неизбирательном уничтожении всех, кто мог только показаться виноватым. Так, мой родственник, один из конструкторов танка Т-34, в те самые годы тоже показался кому-то подозрителен… Меня не устраивает такой порядок.
Вот почему и на уроках по учебникам Образовательной системы «Школа 2100», если смотреть с позиции традиционного педагога, дети ведут себя не должным образом: они болтливы, слишком активны и неспокойны, и можно подумать, что учитель не в состоянии навести порядок. Думаю, что именно так обстоит дело в классе, где учатся Ваши дети. Хотя слова «ничего не проверять и никого не оценивать» показались нам странными. Мы никогда не предлагали отказаться от контроля — мы просто пытались делегировать эту функцию детям. Ведь во взрослой жизни человек сам должен это делать.
Позвольте дать Вам два совета.
1) Мы создавали нашу Образовательную систему «Школа 2100» как один из вариантов нового будущего нашей стране. Конечно, можно добиться светлых целей и другими способами. Если наша модель выпускника школы Вас не устраивает, лучше перейти в класс, который занимается по другой образовательной системе. Детей можно воспитывать строго, можно мягко, но не следует использовать эти способы одновременно.
2) Поверьте, от выбора учителя начальной школы будущее детей зависит гораздо больше, чем от выбора института или техникума, который они закончат. И если Вас не устраивает философия, которой следует учитель, лучше перевести ребенка в другой класс. Ведь влияние учителя огромно. Приведу один веселый пример из жизни. Однажды, придя из школы моя дочь Лена сообщила, что у паука 6 ног, о чем им рассказала учительница. Я ответил, что учительница скорее всего ошиблась, и что, в конце концов, я кандидат биологических наук. На что моя маленькая дочка сказала, что учитель всегда прав, а ошибаться могу только я.

Вице-президент Образовательной системы «Школа 2100»
А.А. Вахрушев

Уважаемые авторы программы 2100, Создается впечатление, что общая концепция 2100 — это усиление роли самих детей в самообразовании. И это неплохо. Но не кажется ли вам, что это надо начинать не с 1 и даже не со 2 класса? Почему нельзя хотя бы до 3-4 клас

Уважаемый посетитель сайта!
Нам очень трудно вникнуть в особенности учебы Вашего ребенка, так как в приводимых Вами пояснениях трудно отделить факты от оценок. Поэтому позволю себе прояснить НАШУ позицию относительно затрагиваемых в письме проблем.
Вы абсолютно верно определили, что смысл своей деятельности мы видим в том, чтобы ребенок активно участвовал в процессе своего образования. Школа, в которой учились мы сами, представляла собой «абсолютную монархию» — учитель решал, что изучать, когда изучать и как изучать, и, наконец, только учитель мог определить, насколько ребенок успешен. Мы же пытаемся внедрить «конституционную монархию», то есть ограничить власть учителя в классе некоторыми общими правилами, о которых ученики договариваются с учителем. При этом сам учитель добровольно (если разделяет наши взгляды) отдает часть своих полномочий детям, советуясь с ними в важных вопросах (в том числе и в выставлении отметок).
Мы убеждены, что без этой практики все попытки внедрить в жизнь нашей страны демократию обречены на провал. 10 лет обучения в школе, когда за учеников все решает учитель, приведут к тому, что ее выпускники так навсегда и останутся исполнителями. Не случайно значительная часть нашего общества, получившая традиционное образование, мечтает о твердой руке.
Вот почему наши первоклассники с помощью дневника школьника участвуют в выборе правил жизни в классе. Именно ради демократических целей мы учим наших учеников на уроках решать проблемы, формулируя цели урока и его план, обсуждая с ними результаты работы после изучения новой темы.
У демократии всегда есть и оборотная сторона. К примеру, в развитых демократических странах всегда выше уровень преступности (вспомните США), так как для этих стран самое важное не наказывать тех, кто невиновен. Поэтому часть преступников всегда оказывается вне системы наказания. Альтернативный более успешный вариант поддержания порядка в СССР (особенно во времена Сталина) базировался на неизбирательном уничтожении всех, кто мог только показаться виноватым. Так, мой родственник, один из конструкторов танка Т-34, в те самые годы тоже показался кому-то подозрителен… Меня не устраивает такой порядок.
Вот почему и на уроках по учебникам Образовательной системы «Школа 2100», если смотреть с позиции традиционного педагога, дети ведут себя не должным образом: они болтливы, слишком активны и неспокойны, и можно подумать, что учитель не в состоянии навести порядок. Думаю, что именно так обстоит дело в классе, где учатся Ваши дети. Хотя слова «ничего не проверять и никого не оценивать» показались нам странными. Мы никогда не предлагали отказаться от контроля — мы просто пытались делегировать эту функцию детям. Ведь во взрослой жизни человек сам должен это делать.
Позвольте дать Вам два совета.
1) Мы создавали нашу Образовательную систему «Школа 2100» как один из вариантов нового будущего нашей стране. Конечно, можно добиться светлых целей и другими способами. Если наша модель выпускника школы Вас не устраивает, лучше перейти в класс, который занимается по другой образовательной системе. Детей можно воспитывать строго, можно мягко, но не следует использовать эти способы одновременно.
2) Поверьте, от выбора учителя начальной школы будущее детей зависит гораздо больше, чем от выбора института или техникума, который они закончат. И если Вас не устраивает философия, которой следует учитель, лучше перевести ребенка в другой класс. Ведь влияние учителя огромно. Приведу один веселый пример из жизни. Однажды, придя из школы моя дочь Лена сообщила, что у паука 6 ног, о чем им рассказала учительница. Я ответил, что учительница скорее всего ошиблась, и что, в конце концов, я кандидат биологических наук. На что моя маленькая дочка сказала, что учитель всегда прав, а ошибаться могу только я.

Вице-президент Образовательной системы «Школа 2100»
А.А. Вахрушев