Организация современного урока в начальной школе

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

Требования к современному уроку

1. Современный урок – развивающий урок.
2. Современный урок – целесообразный урок. Целесообразность выстраивается постановкой целей и задач (перспективой) урока.

Перспектива урока:

– что должен ученик узнать на данном уроке?
– чему научиться (каким умениям должен научиться ученик в границах данного урока)?

3. Современный урок – урок, на котором созданы условия для усвоения учебного материала в индивидуальном темпе.
4. Современный урок обязан создавать условия для поэтапного контроля за качеством усвоения.
5. Современный урок – урок, на котором созданы условия для формирования рефлексивной оценки деятельности, как учащихся, так и учителя.

Организация современного урока

Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Три постулата современного урока

1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в «роли» цели и никогда не выступая в «роли» средства.

Что можно и что нельзя на уроке:

– нельзя не работать;
– нельзя посягать на другого человека;
– все остальное – можно.

Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и ни кто никого не боится.

Организационные основания урока

1. Работают все, и работает каждый.
2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
4. Доверие к учителю, как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Система организационных правил на уроке

1. Доводить педагогические требования до своего логического конца.
2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.
3. Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.
4. Не предъявлять детям непосильных требований.
5. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

Показатели культуры урока

1. Поведенческие.
2. Предметно-вещевая среда. (характеристика объектов, окружающих участников образовательного процесса в классном помещении), предметно- вещевой комплекс, интерьер классной комнаты.
3. Учебный материал – отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям, как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека).
4. Эмоциональная окрашенность урока.

Правила совместного общения на уроке

1. Не произносить резких категоричных суждений.
2. Не подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо
3. Не пренебрегать мнением других.
4. Не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.
5. Не допускать фамильярности по отношению к кому-либо.
6. Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого.
7. Выражать благодарность в адрес присутствующих.

Типы урока

1. Классический, традиционный.
2. Интегрированный.
3. Проектные уроки.

К учебному занятию ставится две цели.

1. Цели, ориентированные на развитие личности.

– на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
– на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;
– на развитие у школьников интеллектуальной культуры;
– на развитие исследовательской культуры;
– на развитие культуры самоуправления учебной деятельностью;
– на развитие информационной культуры;
– на развитие коммуникативной культуры;
– на развитие рефлексивной культуры.

2. Предметные цели.

– организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы, изучению и первичному закреплению фактов, понятий, законов, положений, способов действий;
– обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях;
– обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий;
– организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов деятельности.

(1 урок – 1 цель + 1 предметная)

Тема: Природные зоны.

Цели:

  • Содействовать развитию умений классифицировать природные зоны; создать условия для развития умений описывать природные зоны, используя алгоритм.
  • Организовать деятельность учащихся по первичному изучению и закреплению особенностей природных зон.

Тема: Сложение двузначных чисел.

Цели:

  • Развивать умение составлять алгоритм сложения двузначных чисел, действовать по алгоритму, осуществлять контроль и самооценку.
  • Организовать деятельность по самостоятельному применению алгоритма сложения двузначных чисел в разнообразных ситуациях.

Структура современного учебного занятия

Опорная таблица для конструирования учебного занятия

Требования к уроку

Тема моего выступления «Требования к современному уроку».

Уже не первый год мы переживаем большие изменения в системе образования. Вводятся новые образовательные стандарты, внедряются информационные технологии, появились новые социальные запросы семьи, общества и государства. Но какие бы реформы не происходили в нашей сфере, урок остается вечной и главной формой обучения. Хороший современный урок в рамках ФГОС – дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок.

Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку?

  1. Урок строится по принципу сотрудничества.
  2. Урок должен быть здоровьесберегающим.
  3. Главным деятелем на уроке должен быть ученик.
  4. Должен осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход.
  5. Урок должен быть проблемным и развивающим.
  6. Урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

Готовясь к уроку, учитель должен четко спланировать свою деятельность и деятельность ученика.

Для большего понимания, я предлагаю вам взглянуть на сравнительную таблицу, в которой вы проследите, какие изменения произошли на уроке, как изменилась деятельность педагога и ученика.

На традиционном уроке именно учитель сообщает тему урока, а так же формулирует и сообщает, чему они должны научиться на уроке. А на современном уроке учащиеся сами определяют тему урока, формулируют цели и задачи, определяют границы знания и незнания.

На традиционном уроке учитель сообщает, какую работу учащиеся должны выполнить, чтобы достичь цели. На современном уроке учащиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели.

На традиционном уроке учащиеся осуществляют ряд практических заданий четко под руководством учителя. И именно учитель затем осуществляет контроль выполнения этих заданий, исправляет ошибки и ставит оценку. А на современном уроке учащиеся выполняют учебные действия по намеченному плану, работая либо индивидуально, либо в группах, либо в парах, а затем осуществляют контроль в виде самоконтроля или взаимоконтроля.

При затруднении учащиеся формулируют затруднение и осуществляют коррекцию самостоятельно. После выполнения работы, учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам. (Здесь они могут оценить либо свою деятельность, либо деятельность своих товарищей.)

Слайд 7
Слайд 8

В конце традиционного урока учитель подводит итог всей работы, выясняя у учащихся, что они запомнили, а затем объявляет и комментирует домашнее задание, которое чаще всего задается одно на всех. На современном уроке обязателен этап рефлексии, где учащиеся сами определяют, чему они научились на уроке, что нового узнали, открыли для себя.

Что касается домашнего задания, то учащиеся выбирают из предложенных учителем заданий те задания, которые соответствуют их индивидуальным способностям.

Современный урок – это такой урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому ученики ощущают, что ведут урок сами.

К.Д.Ушинский писал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

В условиях введения стандарта второго поколения, на современном уроке учащиеся учатся шагам учебной деятельности, учатся выходить из затруднений, развивают личные качества, учатся работать индивидуально, в парах и группах.

Индивидуальная работа помогает ученику учиться быть самостоятельным, проявлять инициативу, творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда. Огромную помощь в этом оказывают дифференцированные индивидуальные задания, также разноуровневые задания, когда учащийся сам выбирает посильное на данный момент задание.

Работа в парах повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. Это способствует прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самопроверки.

Групповая форма работы имеет множество плюсов. Ученик на уроке может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ученик может легко встать перед классом и отвечать учителю.

Поэтому, каждая форма работы помогает ученику научиться учиться. Конечно же, все это зависит от желания, характера, уровня профессиональной подготовки учителя.

Адольф Дистервег (немецкий педагог) писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее добывать».

Смотрите так же:  Билайн договор получить

И так, что же такое современный урок?

  1. Урок с использованием технического оборудования (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.). Но при этом должны соблюдаться как технические, санитарно-гигиенические, так и эргономические требования.
  2. Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику.
  3. Урок, содержащий разные виды деятельности.
  4. Урок, на котором ученику комфортно.
  5. Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  6. Урок, на котором развивается у детей креативное мышление, т.е. умение творчески подходить к решению любой проблемы.
  7. Урок, который воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  8. Урок, который предлагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Я желаю вам творческих успехов. Спасибо за внимание!

Методическая разработка по теме:
Современный урок и требования к нему

Урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что такое современный урок? И каким он должен быть? Почему современный урок является одним из условий предоставления эффективного и качественного образования. Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Предварительный просмотр:

Современный урок и требования к нему

« Урок –это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора. эрудиции»

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классического учения об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и разработал типологию уроков. А. Дистервег (1790-1866, немецкий педагог-демократ) обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М. И. Махмутовым в его монографии «Современный урок».

Интересен и глубок подход Ю. А. Конаржевского к структуре урока в его работе «Анализ урока». Автор рассматривает такие понятия, как генетическая «клеточка» урока, макроструктура и микроструктура урока.

Хочется отдельно сказать и о работе Н. Е. Щурковой «Когда урок воспитывает». Н. Е. Щуркова рассматривает возможности нравственного воспитания школьников непосредственно на уроке, в процессе обучения. Особое внимание уделяет раскрытию нравственного потенциала урока, анализу взаимоотношений учителя и учащихся, путям воздействия на становление нравственности школьников.

Итак, урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что такое современный урок? И каким он должен быть? Почему современный урок является одним из условий предоставления эффективного и качественного образования.

Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску.

Урок это основная форма организации учебно-воспитательного процесса .

  • Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).
  • Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени .
  • Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса .
  • Урок — форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения .

Обратимся теперь к определению понятия «современный урок».

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Современный урок – это урок , характеризующийся следующими признаками :

  1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
  2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
  3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.
  4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
  5. Организация урока динамична и вариативна.
  6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Рождение любого урока начинается с определения цели урока.

Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Цели современного урока могут быть представлены двумя видами:

  • цели деятельности учителя;
  • цели деятельности учащихся.

К цели предъявляются следующие требования:

  • цель должна быть конкретна;
  • четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;
  • цели конкретизируется в задачах

Что представляют собой задачи урока ?

-совокупность последовательных действий (операций). Задачу можно рассматривать в качестве средства достижения цели.

Структура (этапы) современного урока.

Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок).

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.

Современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития.

Максимальный набор этапов урока:

  1. – организационный этап;
  2. – этап проверки домашнего задания;
  3. – этап актуализации субъективного опыта учащихся;
  4. – этап изучения новых знаний и способов деятельности;
  5. – этап первичной проверки понимания изученного;
  6. – этап закрепления изученного;
  7. – этап применения изученного;
  8. – этап обобщения и систематизации;
  9. – этап контроля и самоконтроля;
  10. – этап коррекции;
  11. – этап информации о домашнем задании;
  12. – этап подведения итогов учебного занятия;
  13. – рефлексия.

Введение рефлексии обусловлено ее важностью именно с точки зрения построения личностно-ориентированного урока, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания проявляется в обращении сознания на самого себя.

Рефлексия учебной деятельности – способность школьника к оценке собственной учебной деятельности.

Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения : Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и — учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

1. гуманно-личностная технология, личностно-ориентированное развивающее обучение;

2. игровые технологии, технология обучения на основе опорных конспектов, метод проектного обучения;

3. технологии дифференцированного обучения;

5. ИКТ –технологии;

6. Кейс – технологии.

7. Проблемное обучение

Типология современного урока.

В настоящее время чаще всего в теории и практике встречается классификация уроков по основной образовательной цели (дидактической цели):

  • комбинированный урок;
  • урок усвоения новых знаний учащимися;
  • урок закрепления изучаемого материала;
  • урок повторения;
  • урок систематизации и обобщения нового материала;
  • урок проверки и оценки знаний (типология уроков Ю. А. Конаржевского).

Нетрадиционные формы организации урока:

урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-консультация, урок-зачет, урок с дидактической игрой, урок-ролевая игра, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-деловая игра, интегрированный урок, театрализованный урок, урок с использованием современных педагогических технологии.

ФГОС включают в себя иные типы уроков:

  • Урок первичного предъявления новых знаний
  • Урок формирования первоначальных предметных умений
  • Урок применения предметных умений
  • Урок обобщения и систематизации
  • Урок повторения
  • Контрольный урок
  • Коррекционный урок
  • Комбинированный урок
  • Учебная экскурсия
  • Урок решения практических, проектных задач

Требования к современному уроку.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого конкретизируем всевозможные требования к уроку в три группы: образовательные требования, воспитательные и развивающие требования.

  • Целенаправлен
  • Рационален
  • Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение, развивающее личность:
  • использование современных технологий обучения;
  • рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;
  • творческая основа конструирования структуры урока.
  • — формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших
  • моральных качеств, трудолюбия;
  • — формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения
  • с жизнью;
  • — формирование активного отношения к жизни;
  • — формирование высокой гражданственности.
  • Развитие умений творческого характера .
  • Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы, развитие познавательного интереса и любознательности.
  • Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных предметных, но и общеучебных умений и навыков.
  • Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.
Смотрите так же:  Образец заявления на возврат денежных средств за некачественный товар

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Так что же для нас современный урок ?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом урока. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Рефлексия: на листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

  • большой –для меня это важно и интересно …
  • указательный- я получил конкретные рекомендации…
  • средний- мне было трудно ( не понравилось)…
  • безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
  • мизинец- для меня было недостаточно…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка поверхности к оштукатуриванию.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г. В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом.

о технологиях современного урока.

Современный урок в представлении педагогов, учащихся, родителей, администрации школы? Можно долго спорить каким он должен быть. Несомненно одно, он должен быть одухотворённым личностью учи.

Современный урок: требования, технологии, результаты.

Методические материалы круглого стола. Взаимодействие с коллегами.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б.

Требования к уроку природоведения

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ В ШКОЛЕ
I. Дидактические требовании к современному уроку:
— четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и вос¬питательными задачами. Определение места в общей сис¬теме уроков;
— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с уче¬том уровня подготовки и подготовленности учащихся;
— прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
— реализация на уроке всех дидактических принципов;
— создание условий успешного учения учащихся.
II. Психологические требования к уроку.
Психологическая цепь урока:
— проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
— учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
— предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия.
Стиль урока:
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
— соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
— определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
— планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
— выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
— учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
— соотношение побуждения учащихся к деятельности (ком¬ментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2. Особенности самоорганизации учителя:
— подготовленность к уроку и главное — осознание психо¬логической цели и внутренняя готовность к ее осуществ¬лению;
— рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собран¬ность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему про¬исходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
— педагогический такт (случаи проявления конфликтных ситуаций);
— психологический климат па уроке (поддержание атмосфе¬ры толерантности, эмпатии, радостного, искреннего общения, деловой контакт и д.р.)
Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
— планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
— использование установок в форме убеждения, внушения;
— планирование условий устойчивого внимания и сосредо¬точенности учащихся;
— использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивиду¬альный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения уча¬щихся в процессе формирования новых знаний и умений:
— определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представ¬лений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
— опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
— планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (си¬стема вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, исполь¬зование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложне¬ние заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
— руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
— использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3. Закрепление результатов работы:
— формирование навыков путем упражнений;
— обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического пе¬реноса.
Организованность учащихся:
— отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уро¬вень умственного развития;
— возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивиду¬альной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
— планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
— проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
— дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.
III. Гигиенические требования к уроку:
— температурный режим;
— физико-химические свойства воздуха (необходимость про¬ветривания);
— освещение;
— предупреждение утомления и переутомления;
— чередование видов деятельности;
— соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
— соответствие классной мебели росту школьника.
IV. Требования к технике проведения урока:
— урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;
— темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
— необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт;
— доминировать должна атмосфера доброжелательности и ак¬тивного творческого труда;
— оптимально сочетать различные методы и при¬емы обучения;
— обеспечить соблюдение единого орфографического режи¬ма школы;
— учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение образовательных, воспитательных, развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, учебников по социологии (экономики) и дополнительной литературы по данным предметам.
3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчле¬нение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Разработка структуры урока, определение его типа и наи¬более целесообразных методов и приемов обучения на нем.
6. Нахождение связей данного материала с другими предме¬тами и использование этих связей при изучении нового матери¬ала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, прежде всего при овладении новыми знания¬ми и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (учебных кинофильмов и других видео программ, графиков, плакатов, карточек, схем, вспомогательной лите¬ратуры и др.).
9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и вы¬полнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
11. Предусмотреть объем и формы самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обоб¬щения и систематизации знаний.
13.Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с уче¬том уровней их сформированности, планирование проверки умений учащихся.
14.Определение содержания, объема и форм домашнего за¬дания, продумывание методики самостоятельной работы дома учащимся.
15. Продумывание форм подведения итогов урока.
16.Планирование внеклассной работы по данной теме.
17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

Смотрите так же:  Приказ мвд рф 017 от 05.04.2000

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
— организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
— проверка домашнего задания;
— проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
— постановка цели занятия перед учащимися;
— организация восприятия и осмысления новой информа¬ции, т.е. усвоение исходных знаний;
— первичная проверка понимания темы занятия (урока);
— организация усвоения способов деятельности путем вос¬произведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу;
— творческое применение и добывание знаний, освоение спо¬собов деятельности путем решения проблемных задач, постро¬енных па основе ранее усвоенных знаний и умений;
— обобщение поучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
— контроль за результатами учебной деятельности, осуще¬ствляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
— домашнее задание к следующему уроку;
— подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА

Структура урока — это совокупность различных вариантов взаи¬модействий между элементами урока, возникающая в процессе обу¬чения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Примерная структура урока изучения нового материала:
— первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
— указание на то, что учащиеся должны запомнить;
— мотивация запоминания и длительного сохранения в па¬мяти;
— сообщение либо актуализация техники запоминания (ра¬бота с опорными для памяти материалами, смысловая группи¬ровка и т.п.);
— первичное закрепление под руководством учителя посред¬ством прямого повторения, частичных выводов;
— контроль результатов первичного запоминания;
— регулярное систематизирующее повторение через корот¬кие, а затем более длительные промежутки времени в сочета¬нии с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
— внутреннее повторение и постоянное применение получен¬ных знаний и навыков для приобретения новых;
— частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Примерная структура урока закрепления и развития знаний, уме¬ний, навыков:
— сообщение учащимся цели предстоящей работы;
— воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
— выполнение учащимися различных задании, задач, упраж¬нений;
— проверка выполненных работ;
— обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
— задание на дом (если это необходимо).
Примерная структура урока формирования умений и навыков:
— постановка цели урока;
— повторение сформированных умений и навыков, являю¬щихся опорой;
— проведение проверочных упражнений;
— ознакомление с новыми умениями, показ образца форми¬рования;
— упражнения на их освоение;
— упражнения на их закрепление;
— тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инст¬рукции;
— упражнения па перенос в аналогичную ситуацию; « упражнения творческого характера;
— итог урока;
— задание на дом.
Примерная структура урока повторения:
— организация начала урока;
— постановка дидактических, воспитательных, развивающих задач;
— проверка домашнего задания, направленного на повторе¬ние основных понятий, умозаключений, основополагающих зна¬ний, умений, способов деятельности (практической и мысли¬тельной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторе¬нии, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
— подведение итогов повторения, проверка результатов учеб¬ной работы на уроке;
— задание на дом.
Примерная структура урока проверки знаний:
— организация начала урока (необходимо создать спо¬койную, деловую обстановку в которой дети не должны бояться прове¬рочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изуче¬нию материала);
— постановка задач урока (преподаватель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать; просит, чтобы дети вспомнили соответствующие основные понятия и пользова¬лись ими в работе; напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы);
— изложение’ содержания контрольной или проверочной работы (тестирование, ответы на контрольные вопросы, семинары, учебные деловые или ролевые игры и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
— подведение итогов урока. (преподаватель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующее занятие или урок);
— определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Примерная структура урока применения знаний, умений и навыков:
— организация качала урока (психологический настрой уча¬щихся);
— сообщение темы урока и его задач;
— изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
— формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных общественных или социально-экономических ситуациях;
— упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
— творческое применение знаний и умений;
— упражнение по отработке навыков;
— домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Примерная структура повторно-обобщающего урока:
— организационный момент;
— вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
— выполнение учащимися индивидуально и коллективно раз¬личного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на ос¬нове обобщения фактов, явлений;
— проверка выполнения работ, корректировка (при необхо¬димости);
— формулирование выводов по изученному материалу;
— оценка результатов урока;
— подведение итогов;
— задание на дом (не обязательно).
Примерная структура комбинироет две или несколько дидактических целей):
— организация начала урока;
— проверка домашнего задания, постановка цели урока;
— подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умствен¬ных умений;
— изучение нового материала, в том числе и объяснение;
— закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
— обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
— подведение итогов и результатов урока;
— задание на дом;
— подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков по социологии (экономики) может строиться по тематическим разделам учебной программы:
Вариант 1
1. Рассказ обзорного типа по всей теме раздела.
2. Занятие (урок) вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений.
3. Занятие (урок) — семинар (практическая работа).
4. Занятие (урок) обобщающего типа с карточками-заданиями, ориен¬тирующими на выделение и усвоение основных понятий и главных элементов учеб¬ного материала.
5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.

Вариант 2 (Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы)
1. Уроки теоретического разбора материала учителем.
2.Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.
3. Уроки-семинары.
4. Уроки-практикумы.
5. Уроки контроля и оценки.
Вариант 3 (Система уроков, предлагаемая Р. Г. Хазанкиным)
1. Урок-лекция по всей теме.
2. Уроки решения ключевых задач.
3. Урок-консультация.
4. Урок-зачет.

В любом случае технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от задан¬ных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В разработках по технологическому конструированию учебного процесса этот подход обычно схематизируется следующим образом: Обобщенные цели и содержание обучения — Конкретные учебные цели – Обучение — Оценка.
В такой общей последовательности можно проследить особен¬ность, присущую именно технологическому подходу: направленность на достижение заранее поставленной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.

Опорные характеристики различных типов педагогических процессов

Типы педагогических процессов Ключевой элемент образовательного результата Мотивы деятельности ученика Познавательная деятельность
Характерные методы (формы обучения)
Формально-репродуктивный Знание
Получить одобрение
Запоминание
Рассказ, диктовка (урок)
Сущностно-репродуктивный Умение
Желание разобраться в сути вопроса
Обдумывание (применение)
Объяснение, решение задач (урок)
Продуктивный
Творческое мышление Познавательная потребность Самостоятельный поиск Творческие задания (кружки)
Индивидуально-ориентированный Индивидуальность
Жизненные потребности Деятельность
Игры (проекты)

Формулировки задач различного уровня образовательного результата

Уровень освоения опыта
Задачи

Обучающая
Развивающая
Воспитательная

Формально-репродуктивный
Знакомство с информацией о. (знания), понимание устройства. ; освоение приёмов, формирование навыков
Формирование мылительных действий формального мышления: распознавание образов, понимание, запоминание, контроль действий
Воспитание исполни¬тельности, послушно¬сти, аккуратности

Сущностно-репродуктивный
Постижение сути, понимание принципов, внутренних связей; формирование умений решения задач определённого типа
Развитие мыслительных умений: выявление смысла, понима¬ние сути, установление взаимосвязи, абстрагирование, планирование и др.
Воспитание мотивов, привычки к действию на основе понимания целесообразности , критичности

Творческий Формирование опыта переноса освоенных способов деятельности в новую ситуацию
Освоение процедур диалектического ана¬лиза, мысленного эксперимента, навыков самообразования, процедур творческого мышления
Воспитание самореализации как мотива деятельности, тяги к нестандартности