Хорошее зрение — залог безопасности полета

Существует такой стойкий стереотип, что у пилота и летчика должно быть чуть ли не идеальное зрение. Это является правдой лишь отчасти и только для поступающих в учебные заведения гражданской авиации и летные военные училища

Обычный порядок прохождения врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) по зрению следующий:

  1. Проверяется острота зрения. Стандартная процедура проверки зрения у окулиста.
    Пример таблицы можно посмотреть здесь
  2. Проверяется цветоощущение. Пример проверочной таблицы можно посмотреть здесь
  3. Бинокулярное зрение, по-простому есть или нет косоглазие. Определяется с помощью «четырехточечного теста»: очки-светофильтры и 5 кружков разного цвета. Описание способов как проверить, есть ли вас бинокулярное зрение здесь
  4. Ночное зрение и темновая адаптация. Вкратце сначала вас ослепят, а потом в темноте будут показывать всякие фигуры
  5. Ближнее зрение. Насколько близко вы можете различить буквы в книжке
  6. Ну и проверят состояние глаз

Требования к глазам

Самые строгие требования, предъявляемые к поступающим в училища ГА, в том числе это касается и зрения. Немало случаев, когда человек имеющий остроту 1,0/1,0 не проходил по другим параметрам. Аппарат показал рефракцию 2,75/ 2,25, в то время как для 1-ой группы должно быть 1,0/ 1,0. Что интересно, выпускаются курсанты из училища после 5 лет обучения уже со 2-ой группой, так рефракция допускается 3,0/ 3,0

Более подробно здесь

Проще всего пройти ВЛЭК пилотам-любителям, если же ваша цель лицензия коммерческого пилота или линейного, а по зрению вы явно не дотягиваете, то можно попробовать его восстановить, как безоперационным способом, с помощью всяких упражнений и приема витаминов, так и операционным способом.

Коррекция зрения с помощью лазера

Современные технологии все чаще вторгаются в нашу жизнь, позволяя без лишних трат времени сразу восстановить утраченное зрение, но и здесь законодательно есть некоторые ограничения, хотя часто врачи на ВЛЭК даже не замечают следы проведенных операций.

На профильных форумах люди пишут про свой опыт прохождения ВЛЭК у окулиста после перенесенных неоднократных операций по коррекции зрения. Так у человека была операция по замене хрусталиков на обоих глазах, на правом глазу операция прошла не совсем удачно, и пришлось делать дополнительно лазерную коррекцию LASIK, после чего острота зрения стала 0,9 и 0,7 соответственно. С этими результатами человек пошел проходить ВЛЭК. Оказалось, что в подзаконных приказах прямого разрешения на два хрусталика нет, но и запрета тоже не было. В центральном ВЛЭК ГА решили, что решение должны принимать самостоятельно на месте. После долгих хождений и помощи знакомого окулиста удалось получить желанное положительное заключение для лицензии частного пилота.

Вообще в подобных случаях общая практика такая, что вердикт на усмотрение врача, при условии, что функции зрения сохранены в должных параметрах и после операции прошло пол года, но это для линейных и коммерческих пилотов, а для частных пилотов таких проблем нет.

Если же вы по зрению не прошли ВЛЭК есть вариант попробовать посетить ЦВЛЭК (Центральную врачебно летную экспертную комиссию), они имеют право смягчать требования при решении вопроса по медицинскому заключению, даже если есть отклонения выходящие за допустимые пределы.

Примером может служить история человека со зрением -4,0 диоптрия на оба глаза, тогда как для пилотов-любителей допускается -3,0. Окулист дал положительное заключение, объяснив тем, что по 3 графе допускается близорукость до -5,0 до операции, а операция делается по желанию.

Если вы не прошли ВЛЭК по причине «индивидуальная оценка», то можете попробовать пройти в ЦВЛЭК

Улучшить зрение самостоятельно

Проведение хирургического вмешательства и лазерной коррекции для улучшения остроты зрения может быть оправдано, если это ваш заработок и все другие способы оказались бессильны. Остается выяснить: все ли способы были учтены, и что еще можно предпринять, чтобы получить заветную справку.

  1. Посетите окулиста по месту жительства до прохождения ВЛЭК. Сделав это, вы точно выясните какое у вас зрение и на что можно рассчитывать при прохождении ВЛЭК.Так во время своего визита к врачу я сказал, что непременно хочу восстановить остроту с 0,6/ 1,0 до нормального значения 1,0/ 1,0. Сказались годы учебы в университете, бессонные ночи за штудированием лекций: тогда зрение на правом глазу упало с 0,9 до 0,6 и так и не восстановилось после. Конечно, для свидетельства частного пилота достаточно 0,5, но 1,0 лучше 0,6!В результате визита вердикт врача был неутешительный: «В вашем возрасте», мне 30, «глаза восстанавливаются до 1,0 только через лазерную коррекцию. Капли могут помочь, но это маловероятно»После вопроса по поводу капель, мне был выписан длинный рецептурный бланк:
    — тауфон 4%, по 1 капле 3 раза в день в оба глаза
    — эмоксипин 1%, по 1 капле 3 раза в день в оба глаза
    — лютеин комплекс, это витамины, по 1 табл. 3 раза в день во время еды
    Ну и общие наставления по поводу моркови и черники: лучше больше и в натуральном виде.
  2. Правильное питание
    Вообще с каплями и с правильным питанием рациональное зерно заключается в том, что глазам для восстановления необходимо обеспечить нормальное питание.Одним из самых эффективных средств восстановления глаз является свежий морковный сок, а для лучшего усвоения можно добавить в него сливки. Также для глаз полезны другие овощные соки: сельдерея, шпината и петрушки.Кроме питания есть еще специальные упражнения.
  3. Начните делать упражнения для глаз. Еще во время учебы в университете врач-окулист рассказывала мне без всякого преувеличения, что ее студенты восстанавливали зрение до 1,0 упражнениями Бейтса (У.Г. Бейтс «Совершенное Зрение Без Очков — Лечение Несовершенного Зрения Без Помощи Очков»): главные из которых пальминг и соляризация. Почитать можно здесь
Смотрите так же:  Исковое заявление в суд к страховой компании

Более подробно о самостоятельном безоперационном восстановлении зрения можно почитать здесь

Если сложить все перечисленные составляющие в систему, то награда не заставит вас ждать, и желаемое зрение вернется. Конечно, на это потребуется время, но здоровые глаза у пилота – это залог его безопасности и тех, кто рядом. Что касается самого автора, то за полгода до прохождения ВЛЭК я решил всерьез подтянуть свое зрение: регулярно выполнять упражнения, принимать полезную для глаз пищу, ну и прописанные капли.

Если есть возможность обойтись без операции для прохождения ВЛЭК попробуйте восстановить зрение самостоятельно.

Медкомиссия для пилотов или ВЛЭК по-новому

С нее начинается обучение на пилота в АУЦ, без нее немыслима работа пилотом, поэтому между собой ее часто зовут «хлебной карточкой».

Процедура медосвидетельствования летного состава в России, по признанию многих, является одной из самых сложных в мире. Для сравнения, в США свидетельство пилота может получить даже человек с ограниченными возможностями, тогда как у нас пилот самолета должен быть здоров как космонавт. Все потому, что принцип работы ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия) практически не менялся десятилетиями, с советских времен, когда частной и малой авиации в стране в принципе не существовало.
Между тем, научиться управлять самолетом вроде Цессна-172 сейчас не многим сложнее, чем управлять машиной. Обладать для этого суперспособностями и возможностями совершенно необязательно. Но в существующей системе координат проходить ВЛЭК пилоту маленького самолета АОН приходится практически по тем же критериям, что пилоту огромного «Боинга».

Изменится ли такое положение дел после предложенных Президентом РФ нововведений, пока непонятно, но факт остается фактом: Владимир Путин дал поручение Правительству в срок до 1 октября изменить порядок работы врачебно-летных комиссий гражданской авиации.

Как минимум, полномочия по ее проведению планируется передать Росавиации. Сейчас ВЛЭК для пилотов подведомственны Минтрансу. Медицинские требования к здоровью пилотов разбиты на три графы:

  • Первая (она же самая жесткая) – для тех, кто поступает и проходит обучение в летном училище гражданской авиации
  • Вторая – для тех, кто уже имеет свидетельство пилота гражданской авиации
  • Третья – для тех, кто начинает обучение на пилота в летной школе или АУЦ по программе частный пилот, он же пилот-любитель.

Полностью требования к здоровью летчиков прописаны в Федеральных Авиационных Правилах (ФАП-50) от 2002 года «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава ».

Поменяются ли сами требования, или только порядок работы медкомиссий, пока не ясно. Поэтому на всякий случай для тех, кто начинает обучение на пилота прямо сейчас, мы подготовили список советов, как успешно преодолеть самый нелюбимый эпизод из жизни человека летающего под названием ВЛЭК. Итак:

  • Заранее (за несколько месяцев) вылечить зубы.
  • Проверить зрение. Раньше к кандидатам в пилоты в этом отношении предъявляли очень жесткие требования. Зрение должно быть строго 100-процентным без коррекции. Сейчас позволяется лазерная коррекция, после которой зрение должно быть на «единичку» по первой графе или 0,8 по третьей.
  • Сходить в свою «домашнюю» поликлинику, померить давление, сделать ЭКГ. Если обнаружатся какие-то отклонения, останется время пропить курс препаратов для нормализации давления, чтобы явиться на ВЛЭК с нормальными показателями.
  • Проверить вестибулярный аппарат. Летчиков, конечно, проверяют гораздо проще, чем космонавтов, но несколько оборотов на специальном кресле придется сделать. Если с детства не переносите качели, знаете, что вас регулярно укачивает в машине, это может стать проблемой. Но есть и хорошая новость – вестибулярный аппарат можно тренировать. Например, прыжками на батуте.
  • Вылечить любые малейшие намеки на простуду. Дело в том, что всевозможные гаймориты, синуситы, тонзиллиты и прочие хронические заболевания дыхательных путей являются серьезным противопоказанием к полетам, и объяснить ЛОРу, что у вас всего лишь заложен нос, скорее всего, будет крайне сложно.
  • За несколько дней до обследования отказаться от алкоголя, курения, вредных привычек
  • Накануне: как следует выспаться, чтобы придти на медкомиссию бодрым и в отличном настроении. В конце концов, вы же не просто за какой-то там справкой пришли, вы пришли получить пропуск в небо, чтобы научиться управлять самолетом и получить свидетельство пилота в АУЦ.

ТРЕБОВАНИЯ К ПИЛОТАМ ПО ЗРЕНИЮ

Зрение и прохождение медицинской комиссии

Одной из наиболее распространнёных причин, по которой многие так и не становятся пилотами, является ограничение по зрению. В действительности, эта причина во многих случаях является заблуждением относительно того, что пилоту необходимо идеальное зрение. На самом деле практически идеальное зрение необходимо только в России и только тем, кто поступает в авиационное учебное заведение. Для получения лицензий пилота идеальное зрение не требуется. Более того, пилоты могут летать и проходить врачебную лётную комиссию в очках или контактных линзах.

Критерии признания лётной годности по зрению в разных странах различаются. Наиболее мягкие требования в США, наиболее жёсткие — в России.

Если на сегодняшний момент Ваше зрение не соответствует предъявляемым критериям, Вы можете пройти процедуру хирургической коррекции, чтобы восстановить зрение. Однако мы настоятельно рекомендуем пользоваться этой мерой только в крайнем случае, когда других вариантов оказаться в небе просто нет.

Требования по зрению в России

Медицинское заключение ВЛЭК первого класса (для коммерческих и линейных пилотов)

Минимальная острота зрения: 0,6 на каждый глаз в отдельности, с коррекцией — 1,0.

Рефракция: в пределах от -3 до 3 диоптрий.

Анизометропия (разница между рефракцией на глазах): не более 1 дипотрии.

Астигматизм: не более 2 дипотрий.

Цветовосприятие: по индивидуальной оценке.

Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, пресбиопия свыше 4 диоптрий, косоглазие.

Медицинское заключение ВЛЭК второго класса (для частных пилотов)

Минимальная острота зрения: 0,5 на каждый глаз в отдельности, с коррекцией — 0,8.

Смотрите так же:  Бланк заявление на возврат денег

Рефракция: в пределах от -3 до 3 диоптрий.

Астигматизм: не более 2 дипотрий.

Цветовосприятие: по индивидуальной оценке.

Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, косоглазие.

Очки и контактные линзы, хирургическая коррекция зрения

Допускается коррекция очками или контактными линзами. При этом, в отличие от других стран, проверяется острота зрения не только в линзах/очках, но и без них, поэтому в некоторых случаях коррекция очками или контактными линзами не помогает.

Хирургическая коррекция зрения не запрещена, но по факту некоторые ВЛЭК незаконно не допускают к полётам, выявив ранее сделанную коррекцию.

Требования по зрению в США

FAR class 3 medical certificate (для частных пилотов)

Минимальная острота зрения вдаль: 0,5 (20/40) на каждый глаз в отдельности.

Минимальная острота зрения вблизь: 0,5 (20/40) на каждый глаз в отдельности.

Цветовосприятие: в пределах, позволяющих управлять самолётом.

Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз.

FAR class 2 medical certificate (для коммерческих пилотов)

Минимальная острота зрения вдаль: 1,0 (20/20) на каждый глаз в отдельности.

Минимальная острота зрения вблизь: 0,5 (20/40) на каждый глаз в отдельности.

Цветовосприятие: в пределах, позволяющих управлять самолётом.

При наличии косоглазия более 1 диоптрии, близорукости или дальнозоркости более -6 или 6 диоптрий соответственно вопрос о допуске к полётам решается отдельно.

Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, ненормальное поле зрения, гало.

FAR class 3 medical certificate (для линейных пилотов)

Требования идентичны требованиям для 2 class medical certificate.

Очки и контактные линзы, хирургическая коррекция зрения

Допускается коррекция очками или контактными линзами.

Хирургическая коррекция зрения допускается (RK, PRK, LASEK, LASIK). Рефракция перед коррекцией не должна выходить за пределы интервала от -5 до +5 диоптрий. Однако следует иметь в виду, что среди неприятных последствий коррекции может быть гало, при обнаружении которого Вы не сможете использовать лицензии коммерческого или линейного пилота. Поэтому для получения medical потребуется справка от окулиста об отсутствии последствий операции. Кроме того, некоторые авиакомпании не берут на работу пилотов, прошедших хирургическую коррекцию зрения.

Требования по зрению в Европе

JAR class 2 medical certificate (для частных пилотов)

Минимальная острота зрения на каждый глаз в отдельности: 0,5 (6/12).

Минимальная острота бинокулярного зрения: 1,0 (6/6) на оба глаза вместе.

Близорукость: не более -8 диоптрий

Дальнозоркость: не более 5 диоптрий

Астигматизм: не более 3 дипотрий

Разница в коррекции на каждый глаз: не более 3 диоптрий

Цветовосприятие: в случае проблем с цветовосприятием Вы сможете летать только в дневное время суток.

Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, ненормальное поле зрения, раздвоение картинки.

При наличии косоглазия вопрос о допуске к полётам решается отдельно.

JAR class 1 medical certificate (для процессиональных пилотов)

Минимальная острота зрения на каждый глаз в отдельности: 0,7 (6/9).

Минимальная острота бинокулярного зрения: 1,0 (6/6) на оба глаза вместе.

Близорукость: не более -6 диоптрий

Дальнозоркость: не более 5 диоптрий

Астигматизм: не более 2 дипотрий

Разница в коррекции на каждый глаз: не более 2 диоптрий

Цветовосприятие: в случае проблем с цветовосприятием вопрос о допуске к полётам решается отдельно.

Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, ненормальное поле зрения, раздвоение картинки.

При наличии косоглазия вопрос о допуске к полётам решается отдельно.

Очки и контактные линзы, хирургическая коррекция зрения

Допускается коррекция очками или контактными линзами.

Если Вы носите очки или контактные линзы, на осмотр необходимо принести справку от окулиста о том, что Вы носите их не менее 8 часов в день на протяжении последнего месяца, и характеристики самих линз или очков. Если Вы используете контаткные линзы, допускается ношение только бесцветных монофокальных линз.

Хирургическая коррекция допускается, но не рекомендуется. Рефракция перед коррекцией не должна выходить за пределы интервала от -8 до +5 диоптрий (для medical certificate class 2) или от -6 до +5 диоптрий (для medical certificate class 1). Допускаются следующие виды коррекции: LASIK или LASEK/PRK. После первой операции до получения медицинского заключения о годности к полётам должно пройти не менее 3 месяцев, после второй — не менее 6 месяцев.

Требования к пилотам по зрению

Недавно я прошел медкомиссию. — пишет нам М. Рудаков. — Врач-окулист признал меня негодным для поступле­ния в летное училище. Я с этим не со­гласен. Ведь у меня острота зрения нор­мальная, равна единице. И все органы зрения, как было написано врачом, хо­рошие. Вот только, по словам врача, ре­фракция правого глаза М-1,0Д. И эта рефракция мешает мне осуществить меч­ту. Что делать? Посоветуйте?.

Николай Попов в своем письме просит рассказать о том, что такое близору­кость и как ее устранить. Александра Середонина интересует, одинаковые ли требования предъявляются к зрению лет­чика и другого авиационного специали­ста, допустим бортрадиста?

Эти письма проконсультировали пол­ковник медицинской службы И. Мартиконов и подполковник медицинской службы Е. Авксентьев.

Зрительная функция человека склады­вается из многих элементов, и наибо­лее важный из них острота зрения. Нормальная острота зрения обозначает­ся цифрой не менее 1,0. Такие требова­ния предъявляются к молодым людям, поступающим в учебные заведения, го­товящие летчиков, штурманов и плане­ристов. Желающие освоить другие спе­циальности — бортового радиста, бор­тового механика и др. — должны иметь остроту зрения не ниже 0,9 на каждый глаз (без коррекции оптически­ми стеклами).

Причина понижения остроты зрения в молодом возрасте — чаще всего анома­лия рефракции глаз (близорукость, даль­нозоркость, астигматизм). Рефракция — это преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях. Зависит она от индивидуальных особен­ностей строения глаза человека. Анома­лии рефракции исправляются только оптическими стеклами (очками).

Обычно чем больше степень аномалии рефракции, тем ниже острота зрения. Однако строгой зависимости между ни­ми нет. В молодом возрасте при неболь­ших степенях аномалии рефракции че­ловек может показывать нормальную остроту зрения, что, вероятно, и отме­чалось у тов. М. Рудакова.

Юноши, желающие стать летчиками, штурманами и планеристами, не допускаются к обучению при близорукости и астигматизме более 0,5 диоптрий, дальнозоркости более 2,0 диоптрий на один или оба глаза. Поступающие в учебные заведения по подготовке других членов эпажей самолетов признаются негод­ными при близорукости и астигматизме более 1.0 диоптрий, дальнозоркости бо­лее 2.0 диоптрий на один или оба глаза.

Смотрите так же:  Приказ рос

Зрение для пилота

У меня зрение 0,5+небольшое искривление позвоночника.Могу ли я поступить после 11 в учебное заведение которое готовит пилотов?И я слышал что-то о ночных линзах. Они могут помочь?

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

У нас даже с неправильным прикусом не берут, а вы зрение + позвоночник

просто прочти требования по медицинским параметрам для поступающих в ВУЗ.

Казанское на радиста. Но летать будешь )

Если еще не закрыли.

ночные линзы — тема годная, но дорогая. Первые делают на заказ, цена доходит до 10 000р. Потом раз в месяц — подгонка, переделка и т.д., один медосмотр выходит примерно в 3-4 тыщи. Но на время применения — помогает, и никакая медкомиссия спалить не сможет, если простая близорукость. Вот глаз без линзы, вот зрение единичка — какого хрена вам ещё надо, ироды?

Требования к пилотам по зрению

Сравнительно не так давно я прошел медкомиссию. — пишет нам М. Рудаков. — Доктор-окулист признал меня негодным для поступления в летное училище. Я с этим не согласен. Так как у меня острота зрения обычная, равна единице.

И все органы зрения, как было написано доктором, хорошие. Вот лишь, по словам доктора, рефракция правого глаза М-1,0Д. И эта рефракция мешает мне осуществить мечту. Что делать?

Николай Попов в собственном письме требует поведать о том, что такое близорукость и как ее устранить. Александра Середонина интересует, однообразные ли требования предъявляются к зрению летчика и другого авиационного эксперта, допустим бортрадиста?

Эти письма проконсультировали полковник медицинской работы И. Мартиконов и полковник медицинской работы Е. Авксентьев.

Зрительная функция человека складывается из многих элементов, и самый важный из них острота зрения. Обычная острота зрения обозначается цифрой не меньше 1,0. Такие требования предъявляются к молодым людям, поступающим в учебные заведения, готовящие летчиков, планеристов и штурманов.

Желающие освоить другие профессии — бортового радиста, бортового механика и др. — должны иметь остроту зрения не ниже 0,9 на любой глаз (без коррекции оптическими стеклами).

Обстоятельство понижения остроты зрения в молодом возрасте — значительно чаще аномалия рефракции глаз (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Рефракция — это преломляющая сила оптической совокупности глаза, выраженная в диоптриях. Зависит она от личных изюминок строения глаза человека.

Странности рефракции исправляются лишь оптическими стеклами (очками).

В большинстве случаев чем больше степень странности рефракции, тем ниже острота зрения. Но строгой зависимости между ними нет. В молодом возрасте при маленьких степенях странности рефракции человек может показывать обычную остроту зрения, что, возможно, и отмечалось у тов.

Юноши, желающие стать летчиками, планеристами и штурманами, не допускаются к обучению при близорукости и астигматизме более 0,5 диоптрий, дальнозоркости более 2,0 диоптрий на один либо глаза. Поступающие в учебные заведения по подготовке вторых участников эпажей самолетов будут считаться негодными при близорукости и астигматизме более 1.0 диоптрий, дальнозоркости более 2.0 диоптрий на один либо глаза.

Кто может стать летчиком, а кто нет?

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

Существует таковой стойкий стереотип, что у лётчика и пилота должно быть чуть ли не совершенное зрение. Это есть правдой только частично и лишь для…

В работе рассмотрены случаи посадок самолетов на фюзеляж при исправно трудящейся матчасти потому, что пилот забыл выпустить шасси. Может появиться…

Виталий Геннадьевич, как мы знаем, что возраст пилотов предпенсионный: 40-45 лет. Какой средний возраст пилота гражданской авиации компании «Аэрофлот»? -…

Как уже отмечалось, любой обладатель удостоверения пилот малой авиации может продолжить обучение и повысить собственную квалификацию. Частные лицензии…

Не забывайте собственный произведение в школе: «Кем я желаю стать?». Точно, кто-то из вашего класса ответил, что желает быть пилотом. Времена идут, а…

От Минтранса России поступила инициатива дать добро пилотам гражданских воздушных судов отдыхать в кабине а также мало поспать. Наряду с этим в…

http://airburg.com

Требования к зрению для пилотов – норма, линзы, очки Новости — 14 июня 2015

Европа в этом плане сильно отличается и от Америки и от России. Вообще, в России, как показала практика, самые жесткие требования и правила по зрению, особенно, если речь идет про коммерческие рейсы, а не частные.

В Америке есть такие же правила, как и в России и в Европе, по минимально допустимому отклонению зрения от нормы. Причем нормой считается не только 1 (единица), но и 0,5, что считается условно нормальным зрением.

В Европе допускают к некоторым видам полета с близорукостью до -8, и дальнозоркостью до 5 диоптрий. Разумеется, что при таком плохом зрении необходимо носить очки или контактные линзы. Хотя линзы и визуально незаметны, но если в лицензии пилота написано, что они должны у него быть, то он обязан надевать линзы каждый раз, когда совершает полет. И не важно, линзы джонсон от HealthPoint, или же какие-то другие, важно, чтобы диоптрии соответствовали тому, что написано в его летных правах.

В России тоже допускается отклонение от единицы, но коридор сильно уже, в большинстве случаев от -3 до 3 диоптрий. Причем, в России, так же как и в других крупных странах, запрещено летать с заболеваниями глаз, такими как, например косоглазие. Бывают случаи, что пилот, получивший лицензию, потом заболевает одним из запрещенных видов болезней, с которым нельзя летать, тогда срок действия лицензии не продляется и она может быть даже отнята.

Все актуальные законы и нюансы лучше всего уточнять по актуальному, так как правила быстро меняются, и информация в статье уже завтра может быть устаревшей.