«Детская художественная школа» (МБУ ДО ДХШ)

г.Зеленогорск, Красноярский край

Материально-техническое обеспечение

Школа располагается в отдельно стоящем здании. Здание двухэтажное. Стены сборные керамзито-бетонные панели. Перекрытия сборные железобетонные плиты. Крыша — металлочерепица. Полы — линолеум, мраморная плитка. Проемы оконные — стеклопакет. Проемы дверные – дерево. Внутренняя отделка улучшенная. Фасад — ламинарные фасадные панели. Централизованное: отопление, вентиляция, горячее, холодное водоснабжение, электроснабжение.

Вентиляция – приточно-вытяжная.

Здание телефонизировано.

Условия, созданные в школе, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН и требованиям пожарной безопасности.

Для реализации образовательных дисциплин рисунка, живописи и композиции в школе оборудовано 12 кабинетов (№№ 29, 30, 39, 40, 43, 45, 46, 52, 53, 56, 58, 59).

Каждый кабинет оборудован мольбертами, планшетами, стульями ученическими и др. в достаточном количестве.

Функционируют два кабинета истории искусств (№ 11, № 55), класс компьютерной графики (№ 41), два класса скульптуры и лепки (№ 23, № 25), помещение для обжига, помещение для офортного станка, выставочный зал.

Выставки детских работ могут размещаться как в выставочном зале, так и для удобства просмотра родителями и обучающимися – на специально оборудованных стенах фойе и коридоров.

Класс компьютерной графики оснащен 11 компьютерами для обучающихся, к которым под контролем преподавателей обеспечивается доступ.

В школе функционирует библиотека с общим фондом учебной и учебно-методической литературы, используемой в образовательном процессе 3082 экземпляра.

Архитектура здания

«УРАЛЬСКИЙ МОДЕРН»

Дом доктора Сяно, 1915-1920 гг (ГААОСО Ф.Р-1 Оп. Д.47604 ) Дом доктора Сяно , 2010 год. ДХШ №1

Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, как это было в период Историзма второй половины XIX в., а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу. Таким началом могло служить все что угодно: исторические и национальные стили, элементы народного и примитивного искусства (Абрамцево, Талашкино), природные формы (флореальное течение), геометрический мотив («Венские Мастерские», И.Хоффманн), новые конструкции и свойства новых материалов — стали, стекла, бетона (конструктивное течение). В каждом случае художники модерна искали целостности, органичности, гармонии ансамблевых решений — изображения и плоскости, отсюда декоративность рельефов и росписей, как бы вырастающих из поверхности стен зданий; орнамента и конструкции — «орнаментализации» конструктивных элементов стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства, интерьера и экстерьера.

В Екатеринбурге модерн нашел отражение не только в каменных, но и полукаменных постройках. Такой постройкой является дом № 2 по улице Карла Либкнехта (бывш. Вознесенский проспект) и вызывает желание разобраться в секрете его обаяния.

Это здание единственное у нас в городе и своего рода уникальное, больше таких зданий нет. Местоположение дома ставило перед архитектором контрастные задачи: с одной стороны, необходимость создания композиции, оформляющей пространство площади на пересечении проспектов, а с другой — создание образа, неизбежно подчиненного активной форме римско-католической церкви, расположенной напротив.

Римско-католическая площадь, Костел Святой Анны, начало 20 века, Екатеринбург

Отсюда и достаточно сдержанное решение пластического образа, в то время как модерн декларировал подчеркнутую самостоятельность в архитектурно-пространственной среде. Здание имеет оригинальную конструкцию с угловой композиционной основой и в плане представляет собой ущербный квадрат, в отсутствующей ¼ части которого естественно располагается внутренний двор. В целом, объемно-пространственная композиция утрачивает характерный для классицизма и эклектики картинно-фасадный характер. Сами по себе симметричные фасады при взгляде с площади составляли исключительную композицию, милую глазу и сердца привыкшего к классицизму екатеринбуржца. Отсутствие импозантного декора, характерно для провинциального модерна, позволяет скорее увидеть те серьезные изменения в отношении к архитектурной форме, благодаря которым внешний облик стал отражать особенности внутренней жизни здания.

Строительные материалы этажей — кирпич первого и дерево второго — подчеркивают их независимое функционирование. Первый этаж из красного кирпича с перемычками над окнами из клинчатого кирпича. Деревянная часть здания отличается оконными проемами коробовой кривизны и своеобразной формой здания. Здание имело угловой вход. К нему (в данное время не существующему) вел деревянный тротуар и гранитные ступени крыльца. Роль козырька выполнял декоративный балкон, тоже не сохранившийся. В отдельные объемы выделены торцевые части. На первом этаже в торцевой части дома по улице Малышева располагались жилые комнаты семьи прислуги. Характерно изменение формы оконных проемов в соответствии с функциональным назначением помещений: вместо омега-образных окон, преобладающих на первом этаже — прямоугольные окна жилых помещений.

В здании имелся второй вход в жилые помещения (со стороны Вознесенского проспекта), функциональную необходимость которого сейчас трудно объяснить (вход сохранился). Быть может причиной послужил сложный состав семьи хозяина, может быть что-то другое, вплоть до требований пожарной безопасности. Хотя форма оконных проемов на дворовом фасаде торца «Вознесенского крыла» здания позволяет предположить, что характер использования этих помещений мог быть отличным от жилых.

Существует две версии о том, кому принадлежало это здание и кто там жил. Так, по свидетельству Ю.В.Богдановича, внучатого племянника доктора И.А.Сяно, считают, что здание строилось под частную поликлинику известного в Екатеринбурге врача И.А.Сяно. Она должна была располагаться на первом этаже, а верхний этаж отводился под апартаменты хозяина. По свидетельству же старейшего жителя города, который лечился у этого врача: этот особняк принадлежал купцу Штролю. На первом этаже располагался магазин, где торговали велосипедами, швейными машинами и другой бытовой техникой, а на втором этаже находились апартаменты хозяина и его семьи. Здесь же снимал квартиру врач И.А.Сяно и принимал больных.

ДОХОДНЫЙ ДОМ

Подобные строения принято называть «доходными домами», т.е. постройками, предполагающими сдачу помещений в аренду, обычно под это приспосабливали первый этаж. Так и в нашем случае, каменный этаж сдавался в наем под различные конторы. В числе прочих в начале 20 века здесь размещался магазин Рихарда Штроля и его же склад автомобилей и велосипедов. Рихард Штроль одним из первых в Екатеринбурге занялся пропагандой столь популярного сейчас автомобильного спорта и сумел сделать на продаже «иномарок» неплохой капитал. Помимо собственно продажи активно занимался ремонтом и прокатом как автомобилей, так и велосипедов.

Второй этаж дома занимали жилые помещения и, возможно, больничные покои.

В 19 веке на этом самом месте стояло совсем другое строение, принадлежавшее мещанину Д.Ф.Бахтину. Но новый век внес свои коррективы в оформление перекрестка. В начале 20 века был возведен известный нам сейчас дом, построил его для себя врач, еврей по национальности, И.Сяно. Сам Сяно работал в лечебнице врачей-специалистов под руководством доктора Н.Я.Красовского на Соборной улице (сейчас Пушкина, 1). Интересно, что дом Сяно, как и здание лечебницы проектировались для оформления перекрестков одним и тем же архитектором — И.И.Янковским (последним городским архитектором дореволюционного Екатеринбурга).

Требования к зданию

Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание.

2.3. Требования к зданию

2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней — 250 человек, I, II и III ступеней — 500 человек. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.

2.3.2. Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания.

2.3.3. Этажность здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство учреждений высотой в 4 этажа. При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4 — 5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые обучающимися кабинеты.

2.3.4. При размещении учреждения в приспособленном здании набор помещений, их площади определяются по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов и прочего.

2.3.5. Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

2.3.6. Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.

2.3.7. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного — двух — трех предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

2.3.8. Обучающихся I ступени обучают в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

2.3.9. Для обучающихся II — III ступени допускается организация образовательного процесса по классно — кабинетной системе в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных. В сельском общеобразовательном учреждении при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам. Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия — биология, математика — черчение, черчение — рисование, история — география, литература — иностранный язык.

2.3.10. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно — наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.

2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв. м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

2.3.12. Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

2.3.13. Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов — парт). Он должен составлять не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени и не менее 45 градусов для обучающихся 6 — 7 лет.

2.3.14. При каждом кабинете или группе из 2 — 3 кабинетов организуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики).

2.3.15. При наличии в здании учреждения учебных мастерских они должны использоваться по назначению. По согласованию с территориальным центром госсанэпиднадзора они могут быть переоборудованы соответственно профилю общеобразовательного учреждения. По согласованию с территориальным центром госсанэпиднадзора допускается их использование для внеклассных занятий по техническому творчеству и для работы обучающихся во внеурочное время.

2.3.16. При строительстве общеобразовательных учреждений, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения (с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи), для разностороннего развития личности обучающихся необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) с габаритами 12 х 12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству: кабинет эстетики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70 — 108 кв. м) в зависимости от назначения нового образовательного учреждения. В учреждениях с техническим профилем следует предусмотреть универсальное помещение площадью 108 кв. м (90 + 18) для технического творчества. Учебно — художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка.

Исходя из позы при работе различными видами живописи (по акварельной живописи и рисунку — сидя, по масляной живописи — стоя), площадь на одно рабочее место составляет для масляной живописи — 3,5 кв. м, акварельной живописи и рисунка — 2,0 кв. м.

2.3.17. Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м.

При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16 — 32 кв. м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 кв. м каждая; душевые, площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктора, площадью 9 кв. м. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

2.3.18. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв. м на одно место и 60% от общего количества обучающихся учреждения. При актовом зале предусматриваются артистические уборные, площадью не менее 10 кв. м каждая, кинопроекционная, площадью 27 кв. м, склад декораций и бутафории, музыкальных инструментов, площадью 10 кв. м, склад хранения костюмов, площадью 10 кв. м.

Смотрите так же:  Сколько платят пособие на ребенка в германии

2.3.19. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели обучающихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 кв. м на одно место.

2.3.20. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами технических средств обучения (далее — ТСО), обеспечивающего условия для индивидуальных занятий обучающихся. Площадь библиотеки — информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося.

В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.

2.3.21. При строительстве и реконструкции современных общеобразовательных учреждений следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального типа.

2.3.22. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м.

При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении 1.

2.3.23. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. м на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Для обучающихся II и III ступеней обучения организуются комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 кв. м.

Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них. На каждом этаже предусматриваются помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.

2.3.24. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

2.3.25. В общеобразовательных учреждениях организуется 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей. Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрикатах, а также в буфете — раздаточной согласно гигиеническим требованиям к организациям общественного питания, включая кондитерские цехи и организации, вырабатывающие мягкое мороженое. Столовые предусматриваются в учреждениях с числом обучающихся более 100 человек. Столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор оборудования и помещений: цехи — горячий, холодный, мясо — рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока; загрузочная — тарная; моечная для тары; холодильная камера для пищевых отходов; санузел для сотрудников столовой. В состав помещений столовой, работающей на полуфабрикатах, входят: горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная — тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов. В состав помещений буфета — раздаточной входят: загрузочная, помещение для подогрева пищи, оборудованное плитой, холодильными шкафами; раздаточная, оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения, бытовые помещения для персонала, помещения для мытья тары.

При буфетах и столовых общеобразовательных учреждений обязательно предусматривается обеденный зал площадью из расчета 0,7 кв. м на одно место в зале, исходя из посадки 100% обучающихся в 3 очереди. При столовых устанавливаются умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.

2.3.26. В сельских общеобразовательных учреждениях (средних, неполных средних) требования к организации питания те же, что и в городских. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях (до 50 обучающихся) выделяются помещения для приема пищи с минимальным набором оборудования: электроплита 2-гнездная, мойка для мытья посуды, холодильник, электротитан.

«Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждены
Министерством просвещения СССР
3 января 1969 года

Согласованы
с Главным управлением пожарной
охраны Министерства внутренних
дел СССР
6 января 1969 года

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие типовые правила устанавливают требования пожарной безопасности для начальных, восьмилетних и средних школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений.

2. Каждый работник школы, детского учреждения и других объектов народного образования обязан знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара — принимать все зависящие от него меры к спасению людей и тушению пожара.

3. Ответственность за противопожарное состояние школ, школьных интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений возлагается персонально на руководителей этих учреждений — директоров, заведующих.

а) обеспечить выполнение настоящих правил пожарной безопасности, а также следить за строгим соблюдением установленного противопожарного режима обслуживающим персоналом;

б) разработать план эвакуации, по которому строго распределить обязанности обслуживающего персонала на случай возникновения пожара и спасения людей.

План эвакуации необходимо периодически отрабатывать с воспитателями, преподавателями и обслуживающим персоналом (примерный план эвакуации приводится в приложении 1);

в) организовать изучение со всеми воспитателями, преподавателями и обслуживающим персоналом настоящих типовых правил и проводить проверку знаний и выполнения ими требований этих правил. Лица, вновь поступающие на работу, должны быть ознакомлены с настоящими правилами и обязанностями на случай пожара;

г) организовать в учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся или воспитанников дошкольных учреждений дежурство обслуживающего персонала в ночное время, обеспечить ночных дежурных ручными электрическими фонарями, периодически проводить проверку знания дежурными обязанностей на случай возникновения пожара;

д) обеспечивать соблюдение мер безопасности при проведении в зданиях школ и других детских учреждений массовых мероприятий, вечеров, новогодних елок, спектаклей, концертов, киносеансов и т.п.;

е) не допускать ни при каких обстоятельствах хранения пиротехнических изделий, запасов керосина, бензина и других огнеопасных веществ и материалов в зданиях, занимаемых детьми (учащимися);

ж) следить за состоянием путей эвакуации, правильностью эксплуатации печей и электропроводки, не допускать использования неисправных печей и электронагревательных приборов;

з) обеспечить помещения необходимыми средствами пожаротушения и связи, а также содержать их в исправном состоянии (нормы первичных средств пожаротушения приведены в приложении 2).

4. В школах один раз в четверть с учащимися старших классов во внеурочное время должны проводиться специальные занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов — беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.

5. Руководители школ и детских учреждений обязаны организовать из преподавателей, воспитателей и обслуживающего персонала добровольную пожарную дружину, а в школах, школах-интернатах, детских домах, кроме этого, — и юношеские добровольные пожарные дружины (ЮДПД) из числа учащихся и воспитанников.

На добровольную пожарную дружину возлагается надзор за готовностью к действиям первичных средств пожаротушения, информация администрации учреждения об обнаруженных противопожарных недочетах и принятие мер к их устранению, а также тушение возникающих загораний. ЮДПД проводит работу в соответствии с действующим Положением.

С членами добровольных пожарных дружин не реже одного раза в квартал должны проводиться занятия по вопросам предупреждения и тушения пожаров.

6. Руководители школ, школ-интернатов, детских домов, яслей-садов и других учебно-воспитательных учреждений, а также учителя, преподаватели, воспитатели и обслуживающий персонал, виновные в нарушении настоящих противопожарных правил, привлекаются к административной ответственности, если по действующему законодательству допущенные нарушения не влекут за собой более строгого наказания.

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕРРИТОРИИ И ПОМЕЩЕНИЙ

7. Территория и помещения школ и детских учреждений должны содержаться в чистоте. Весь сгораемый мусор и отходы следует систематически выносить (вывозить) на специально отведенный участок.

8. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и водоисточникам следует всегда содержать в исправном состоянии и не загромождать их различного рода материалами и оборудованием. Зимой дороги, проезды, подъезды и крышки гидрантов должны систематически очищаться от снега.

9. Ко всем зданиям и сооружениям должен быть обеспечен свободный доступ. Хранение дров и других сгораемых материалов в противопожарных разрывах между зданиями не допускается.

10. Стационарные пожарные лестницы и ограждения на крышах зданий необходимо содержать в исправности.

11. Здания школьных и детских учреждений должны быть обеспечены запасами воды для тушения пожаров. Противопожарное водоснабжение может осуществляться путем использования естественных или устройства искусственных водоемов (резервуаров).

12. В учебных и спальных корпусах школ, школ-интернатов и детских домов, в зданиях детских садов, яслей-садов и других учебно-воспитательных, а также оздоровительных учреждений количество эвакуационных выходов из помещений любого этажа должно быть не менее двух.

Лестничные клетки, эвакуационные выходы, проходы, коридоры, тамбуры должны содержаться постоянно свободными и ничем не загромождаться. Воспрещается возводить какие-либо перегородки на путях эвакуации, а также устраивать в габаритах лестничных клеток разного рода кладовые и хранить под лестницами горючие материалы.

13. Все двери эвакуационных выходов должны открываться по направлению выхода из здания. В период нахождения детей в зданиях двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся запоров (задвижек, крючков).

В учебных корпусах и зданиях общежитий, школ-интернатов и детских домов двери эвакуационных выходов, при необходимости, могут запираться на внутренние замки, за исправное содержание которых несет ответственность руководитель учреждения. В целях обеспечения быстрого открывания дверей в учреждениях обязательно должно иметься два специальных (только от дверей эвакуационных выходов) комплекта ключей с номерными бирками, соответствующими нумерации выходов. Один комплект ключей должен находиться у дежурного, а второй — постоянно храниться в определенном месте, известном всему обслуживающему персоналу учреждения.

Категорически запрещается забивать наглухо гвоздями двери запасных выходов.

14. Запрещается устанавливать металлические решетки или жалюзи на окнах помещений, где находятся дети, а также оклеивать эти помещения обоями или бумагой и окрашивать деревянные стены и потолки масляными и нитрокрасками.

15. В многоэтажных зданиях школ и детских учреждений размещать детей младших возрастов следует на первых этажах.

16. В зданиях школ и детских учреждений проживание обслуживающего персонала может быть допущено только в помещениях, отделенных от остальной части здания несгораемыми стенами, перекрытиями и имеющих обособленные выходы наружу.

17. В классах парты, столы, стулья, а также кровати в спальных комнатах должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы не загромождать выходы из этих помещений.

18. В школьных химических лабораториях и кладовых реактивы следует хранить в шкафах, закрываемых на замки, ключи от которых должны находиться у преподавателей (лаборантов); легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, бензол, эфир, ацетон, толуол, нитролаки, амилацетат, нефть, керосин, спирт и др.) разрешается хранить в общем количестве не более 3 кг в специальном металлическом ящике, установленном вдали от нагревательных приборов и выходов.

19. Реактивы и другие вещества и материалы, совместное хранение которых может вызвать аккумуляцию тепла, образование пожароопасных концентраций или служить импульсом для самовозгорания, должны храниться раздельно в соответствующей упаковке и в несгораемых шкафах.

На банках, бутылях и другой упаковке с химическими реактивами и веществами должны быть четкие надписи с указанием их наиболее характерных свойств: «Огнеопасные», «Ядовитые», «Химически активные» и т.п.

20. Концентрированные минеральные кислоты разрешается хранить в количестве не более 3 л в стеклянных банках с притертой пробкой. Бром и хромовый ангидрид должны храниться в стеклянной посуде, установленной в специальные металлические или фарфоровые сосуды. Эти вещества необходимо размещать в вытяжном шкафу.

21. Реактивы (окислители): бертолетова соль, перхлораты бария и аммония, хлорноватокислый натрий, бромноватокислый калий, азотнокислые натрий, калий, кальций, барий, аммиачная селитра, азотистокислые калий и натрий — должны храниться в стеклянных банках с притертой пробкой или пластмассовой завинчивающейся крышкой. Эти реактивы устанавливаются на отдельной (верхней) полке шкафа.

22. Перекись натрия и перекись бария разрешается хранить в стеклянных банках с притертой пробкой. Банки должны устанавливаться в металлические резервуары, чтобы избежать рассыпания веществ при растрескивании стеклянной тары. Перекись натрия и перекись бария размещаются в шкафу с реактивами на той же полке, где находятся окислители. Размещение на этой полке каких-либо других веществ, кроме указанных в пунктах 21 и 22, не допускается.

23. Красный фосфор можно хранить в стеклянной или металлической банке с плотно закрывающейся пробкой или крышкой. Перекись водорода (30% — пергидроль) надо хранить в темной стеклянной посуде с корковой пробкой, которая устанавливается в металлический контейнер. Красный фосфор и перекись водорода можно размещать в шкафу с реактивами совместно с нейтральными солями (углекислыми, сернокислыми), вдали от полок с окислителями, металлическими порошками и щелочными металлами.

Смотрите так же:  Мировой суд г. Минусинск

24. В физических и химических лабораториях запрещается работа учащихся с реактивами, электрическими и другими нагревательными приборами без надзора и руководства преподавателя или лаборанта.

25. Материальные ценности в кладовых и складах должны храниться строго по ассортиментам, при этом не допускается совместное хранение легковоспламеняющихся жидкостей с другими материалами.

Совместное хранение баллонов с кислородом и баллонов с горючими газами, а также хранение этих баллонов в материальных складах не разрешается. Баллоны с кислородом и горючими газами должны храниться в специальных помещениях или под навесами, должны быть защищены от источников тепла (отопительные приборы, солнечные лучи и т.п.) и от попадания на них масла и других жировых веществ.

26. Проведение сварочных и других огнеопасных работ в зданиях школ, детских и других учебно-воспитательных учреждений может быть допущено только с разрешения руководителей этих учреждений.

27. Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в основных зданиях школ, интернатов и детских учреждений не допускается. Хранить эти жидкости надо в отдельно стоящих зданиях, не связанных с пребыванием в них детей.

28. Чердачные помещения необходимо содержать в чистоте и запирать на замок; ключи от чердачных помещений должны храниться в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток.

В чердачных помещениях воспрещается: устраивать склады, тиры, архивы и т.п.; хранить какие-либо вещи или материалы, особенно горючие, за исключением оконных рам; привязывать к дымоходам веревки для просушки белья и укреплять за дымоходы радио- и телевизионные антенны; применять для утепления перекрытий торф, древесные опилки и другие сгораемые материалы.

29. В подвальных помещениях запрещается устраивать склады для хранения огнеопасных веществ и материалов, а также легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Размещение учебно-производственных мастерских может быть допущено в подвалах лишь в тех случаях, когда имеются несгораемые перекрытия над ними и не менее двух выходов непосредственно наружу.

30. В учебных мастерских должен соблюдаться строгий противопожарный режим. Убирать мусор, отходы и промасленную ветошь из таких помещений необходимо после каждого занятия. В столярных мастерских не должно быть более однодневного запаса материалов. Заниматься и работать в мастерских учащиеся могут только в присутствии и под руководством мастеров производственного обучения или преподавателей.

31. Ежедневно по окончании занятий в классах, мастерских или лабораториях преподаватели, лаборанты, мастера производственного обучения или лица, ответственные за пожарную безопасность, должны тщательно осмотреть закрываемые помещения, устранить обнаруженные недочеты и снять напряжение с электросети рубильником или двуполюсным выключателем.

32. Перед началом отопительного сезона все печи и кухонные очаги должны быть тщательно проверены и отремонтированы.

При этом техническое состояние печей, дымоходов и противопожарных разделок должно соответствовать требованиям главы СНиП III-2.II-62.

33. У каждой печи на деревянном полу должен быть прибит предтопочный (металлический) лист размером не менее 50 x 70 см.

Противопожарные разделки от печей и дымоходов до сгораемых конструкций должны быть выполнены толщиной не менее 51 см, а при защите деревянных конструкций асбестом или войлоком, пропитанным в глиняном растворе, — 38 см.

34. Очищать дымоходы от сажи необходимо перед началом и в течение отопительного сезона. Дымоходы кухонных плит, кипятильников и т.п. должны очищаться не реже одного раза в месяц, а отопительные печи — один раз в два месяца.

35. Не допускается хранение возле печей сгораемых предметов и материалов, сушка одежды и обуви. Сушить обувь и одежду надо в специально оборудованных для этой цели сушилках. Запрещается устанавливать столы, стулья, шкафы, кровати и пр. на расстоянии менее 0,5 метра от печи.

36. Запрещается топить печи в ночное время в зданиях с круглосуточным пребыванием учащихся и детей, а также во время проведения в учебных и детских учреждениях массовых мероприятий — вечеров, спектаклей, киносеансов и т.п.

В интернатах и детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей топка печей должна заканчиваться за два часа до отхода детей ко сну.

В школах и детских учреждениях с дневным пребыванием детей топка печей должна быть закончена не позднее чем за час до прихода детей.

37. Категорически воспрещается разжигать печи керосином, бензином или другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, оставлять топящиеся печи без надзора, а также поручать присмотр за ними малолетним детям.

38. Не допускается топить печи с открытыми дверцами, а также применять для топки дрова, превышающие по длине глубину топливника.

39. Запрещается топить каменным углем печи, не приспособленные для этой цели. При переводе обычных печей с дров на каменный уголь печи должны быть соответствующим образом переоборудованы (футеровка топливника огнеупорным кирпичом и др.).

40. Использование вентиляционных каналов для отвода продуктов сгорания от печей и газовых приборов воспрещается.

41. Не допускается высыпать горячую золу, шлак, уголь возле строений и сгораемых заборов. Угли из печей должны выгребаться в металлическую посуду с ножками и плотно закрывающейся крышкой.

42. Топливо (дрова, уголь, торф) должно храниться в специально приспособленных для этого помещениях или на огороженных площадках, расположенных не ближе 10 метров от строений. В подвалах со сгораемыми перекрытиями, а также в подвальных помещениях, выходы из которых сообщаются с общими лестничными клетками (независимо от огнестойкости перекрытий), хранение дров, угля и других видов топлива воспрещается.

43. В помещениях котельных центрального отопления запрещается хранить запасы твердого топлива больше суточной потребности и жидкого топлива — свыше 0,5 куб. метра. Топящиеся котлы не должны оставляться без присмотра истопника. Сушка дров и других сгораемых материалов на котлах не допускается.

44. При использовании для топки котлов мазута во избежание протекания горючего из форсунок на пол перед топкой должен быть установлен металлический противень с песком.

45. Промасленные концы и тряпки нужно ежедневно убирать из помещений котельной в специально отведенное для этого место.

46. Отогревание замерзших отопительных, водопроводных и канализационных труб открытым огнем запрещается. Их следует отогревать горячей водой, паром или горячим песком.

Сварочные работы при ремонте систем отопления, водоснабжения и канализации могут быть допущены только с разрешения руководителя учреждения. Сварка должна производиться квалифицированными специалистами при условии строгого выполнения всех необходимых мер предосторожности и обеспечения места работ средствами пожаротушения.

47. Переоборудование печей под газовое топливо и эксплуатация газового оборудования зданий детских учреждений, школ, школ-интернатов и др. должны производиться с соблюдением требований «Правил безопасности в газовом хозяйстве», утвержденных Госгортехнадзором.

IV. ОСВЕЩЕНИЕ И БЫТОВЫЕ НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

48. Освещение детских и школьных учреждений, как правило, должно быть электрическое. При перебоях в снабжении электроэнергией в качестве аварийного освещения разрешается применять только электрические фонари или фонари типа «Летучая мышь».

49. Подключать всякого рода новые токоприемники (электролампы, электронагревательные приборы и т.п.) можно только с учетом допустимой нагрузки электросети. К монтажу, ремонту и обслуживанию электросетей допускаются лишь специально подготовленные лица (электромонтеры).

50. Электронагревательные и другие электроприборы и аппараты должны включаться в сеть только при помощи исправных штепсельных соединений.

51. В процессе эксплуатации электросети и электроприборов воспрещается: подвешивать электропроводку на гвоздях и заклеивать ее обоями, применять электропровода с поврежденной изоляцией, некалиброванные (самодельные) предохранители, обертывать электрические лампы бумагой или материей, использовать электропровода и ролики для подвешивания картин и одежды.

В деревообделочных мастерских, библиотеках, складских помещениях и кладовых, где хранятся сгораемые материалы, электрические светильники должны быть заключены в стеклянные колпаки.

52. Воспрещается пользоваться утюгами, электроплитками и другими электронагревательными приборами в спальных и игровых комнатах и других помещениях, занятых детьми, за исключением специально отведенных помещений (гладильные, стерилизационные).

53. Нельзя оставлять без присмотра включенные в электросеть приборы (за исключением холодильников), а также пользоваться этими приборами без несгораемых подставок.

54. Электрические сети учебных мастерских, складов, чердаков и других помещений, не связанных с круглосуточной работой, должны иметь рубильники или двухполюсные выключатели для снятия напряжения на нерабочее время. Рубильники (выключатели) должны устанавливаться вне помещений (в коридорах, на площадках лестничных клеток) в нишах или металлических ящиках, закрываемых на замки.

55. Применение керосинового освещения в школах и других детских учреждениях допускается только в тех случаях, когда эти учреждения не подключены к местной или государственной электросети. При пользовании керосиновым освещением висячие керосиновые лампы или фонари должны надежно подвешиваться к потолку, иметь металлические предохранительные колпачки над стеклом. Расстояние от лампы или фонаря до сгораемого или трудносгораемого потолка должно быть не менее 70 см и до сгораемых и трудносгораемых стен — не менее 20 см.

56. Настенные керосиновые лампы или фонари должны иметь металлические отражатели и прочные крепления, предотвращающие их опрокидывание.

57. В детских и школьных учреждениях применение настольных керосиновых ламп и фонарей, а также любых ламп со стеклянными резервуарами воспрещается.

58. Для хранения керосина и заправки керосиновых ламп и фонарей должны быть отведены специальные помещения вне здания, в котором размещены дети. Керосин должен храниться только в исправной, плотно закрывающейся металлической посуде. Хранить керосин в стеклянной таре воспрещается.

59. Заправлять или доливать зажженные керосиновые лампы или фонари керосином, а также применять открытый огонь при заправке ламп или фонарей не разрешается. Фонари и лампы должны заправляться только осветительным керосином. Категорически запрещается использовать для этой цели бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости, кроме осветительного керосина.

60. Керосиновые лампы или фонари не должны устанавливаться вблизи легковозгораемых материалов и предметов (драпировки, гардины, занавеси и т.п.).

V. УСТРОЙСТВО ЕЛОК, ОРГАНИЗАЦИЯ КИНОСЕАНСОВ, СПЕКТАКЛЕЙ И ВЕЧЕРОВ

61. Помещения, в которых проводятся массовые мероприятия (детские вечера, новогодние елки, спектакли, концерты и т.п.), должны иметь не менее двух выходов наружу.

В деревянных зданиях школ и детских учреждений, а также в зданиях со сгораемыми перекрытиями проведение массовых мероприятий допускается в помещениях, расположенных не выше второго этажа.

62. Количество мест в помещениях, предназначенных для проведения массовых мероприятий, устанавливается из расчета 0,75 кв. метра на одного человека. Заполнение помещений людьми сверх установленной нормы не допускается.

63. Запрещается проведение массовых мероприятий, и в частности детских вечеров и новогодних елок, спектаклей, концертов и киносеансов, в тех школьных и других зданиях, которые не отвечают настоящим правилам пожарной безопасности.

64. Коридоры, проходы и выходы из зданий, предназначенных для эвакуации людей, должны быть свободными. Двери из помещений во время проведения массовых мероприятий запрещается закрывать на замки или труднооткрываемые запоры. У каждой двери должен неотлучно находиться дежурный из числа преподавательского, обслуживающего персонала или учащихся старших классов.

65. Окна помещений не должны иметь решеток. На время проведения массовых мероприятий окна нельзя закрывать ставнями, а подходы к окнам — загромождать мебелью и другими предметами.

66. При отсутствии постоянных источников электропитания передвижная электростанция должна устанавливаться на расстоянии не ближе 10 метров от зданий и сооружений.

67. Ответственными за проведение массовых мероприятий и соблюдение правил пожарной безопасности при проведении вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, праздников новогодней елки являются руководители школьных и детских учреждений.

68. На время проведения массовых мероприятий должно быть установлено обязательное дежурство членов добровольной пожарной дружины данного учреждения, а помещение обеспечено необходимым количеством первичных средств пожаротушения (огнетушители, ведра с водой, ящики с песком и лопатами), сосредоточенных в смежном помещении.

69. Ответственные за проведение массовых мероприятий перед началом должны тщательно осмотреть все помещения, запасные выходы и лично убедиться в полной готовности их в пожарном отношении и в обеспечении помещения первичными средствами пожаротушения.

70. Во время проведения массовых мероприятий с детьми должны неотлучно находиться дежурный преподаватель, классный руководитель или воспитатель. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и правилах эвакуации детей из помещений в случае пожара. Они обязаны следить за строгим соблюдением мер предосторожности при проведении массовых мероприятий.

71. При проведении спектаклей и других массовых мероприятий в школах и детских учреждениях не разрешается устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, могущих вызвать загорание.

72. Елка должна устанавливаться на устойчивом основании (подставке, бочке с песком) с таким расчетом, чтобы не затруднялся выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее одного метра от стен и потолка. При отсутствии в помещениях электрического освещения игры и танцы у елки должны проводиться только в дневное время.

73. Воспрещается украшать елку целлулоидными и другими легкосгораемыми игрушками; обкладывать подставку и ветки елки ватой, не пропитанной огнезащитным составом; осыпать елку бертолетовой солью, а также применять свечи для освещения елки.

74. Украшать елку иллюминацией может только опытный электромонтер. Иллюминация елок должна быть смонтирована надежно с соблюдением «Правил устройства электроустановок». Электрические лампочки должны иметь мощность не более 25 ватт. Для иллюминации елок должны применяться гибкие электропровода с медными жилами. Электропровода должны иметь исправную изоляцию и подключаться к электросети при помощи штепсельных соединений. При неисправности иллюминации (нагрев проводов, искрение, мигание лампочек) ее необходимо немедленно отключить.

Смотрите так же:  Нотариус на стройкова рязань

75. При проведении праздника елки воспрещается:

зажигать в помещении разного рода фейерверки, бенгальские огни, стеариновые свечи, пользоваться хлопушками;

гасить полностью свет в помещении;

одевать детей в костюмы из ваты и марли, не пропитанные огнезащитным составом.

76. При организации показа художественных кинофильмов в школах, детских домах и других учебных учреждениях на них распространяются все требования, предусмотренные «Правилами пожарной безопасности для киноустановок».

77. Кинофильмы должны демонстрироваться в помещениях первого этажа. Использование для этих целей помещений других этажей может быть разрешено только при наличии несгораемых перекрытий под зрительным залом и не менее двух самостоятельных выходов на лестничные клетки.

78. Учебные кинофильмы допускается демонстрировать непосредственно в классе только на узкопленочном кинопроекторе, установленном с противоположной стороны от выходов. Количество зрителей при этом не должно превышать числа учащихся в данном классе.

79. К демонстрированию кинофильмов допускаются лица, имеющие права киномеханика или демонстратора узкопленочного кино и талон по технике пожарной безопасности.

VI. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ФИЛЬМОТЕКАХ

80. Хранение в фильмотеках фильмокопий и диафильмов, изготовленных на нитроцеллюлозной (горючей) основе, категорически запрещается.

81. Все кинофильмы по мере поступления в фильмотеку должны быть тщательно проверены на предмет их воспламеняемости. Для проверки кинофильмов назначается комиссия во главе с заведующим (директором) фильмотекой. Результаты проверки оформляются актом. Все обнаруженные отбельные концы и фильмокопии на нитроцеллюлозной основе из фондов фильмотеки должны изыматься.

82. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности фильмотек и помещений, в которых производится хранение фильмокопий, возлагается персонально на заведующего (директора) фильмотекой.

83. Все лица, работающие в фильмотеке, должны быть проинструктированы о соблюдении мер пожарной безопасности, ознакомлены со способом вызова пожарной команды (дружины), а также обучены практическому использованию имеющихся средств пожаротушения.

84. Фильмотеки допускается размещать в зданиях не ниже III степени огнестойкости. При размещении фильмотек не в самостоятельных зданиях они должны быть отделены от других помещений несгораемыми стенами.

85. Существующие фильмотеки, размещенные в школьных зданиях, должны отделяться от других помещений несгораемыми стенами и трудносгораемыми перекрытиями, а также иметь самостоятельный выход непосредственно наружу или на лестничную клетку, не связанную с путями эвакуации детей. Эти фильмотеки допускается размещать только в первом этаже.

86. Общая емкость фильмохранилищ областных фильмотек, размещенных в зданиях школ, не должна превышать 5000 узкопленочных фильмокопий, а районных и межрайонных фильмотек — 2500 фильмокопий. Емкость фильмохранилищ, находящихся в самостоятельных (отдельно стоящих) зданиях, не ограничивается.

87. В каждой школе должно быть определено место для хранения учебных кинофильмов, запас которых не должен превышать 10 фильмокопий. Хранение этого запаса фильмокопий должно производиться в металлических или в отдельных плотно закрываемых шкафах. Каждая часть кинофильма должна находиться в металлической коробке.

88. Для хранения кинофильмов помещение фильмохранилища должно быть оборудовано стеллажами, на которых и располагаются части фильмокопий в железных коробках. Стеллажи могут быть металлические с деревянными полками или целиком деревянные. Дерево в том и другом случае должно быть пропитано огнезащитным составом. Ширина проходов между стеллажами должна быть не менее 1 метра.

89. Отопление фильмохранилищ должно быть, как правило, центральным водяным.

90. Фильмохранилище должно иметь естественное освещение через окна. В качестве искусственного освещения фильмохранилища допускается только электрическое. Прокладка электропроводов должна выполняться при условии их соединений и оконцеваний сваркой или пайкой и защиты от механических повреждений. Электрораспределительные устройства должны быть заключены в металлические кожухи (ниши) или вынесены из помещения фильмотеки.

91. Электросветильники должны применяться защищенного исполнения, например «универсаль» со стеклянным колпаком, «глубокоизлучатель наружного освещения» со стеклянным колпаком и т.п.

92. В фильмохранилище хранить какие-либо предметы и материалы, кроме фильмокопий, запрещается.

93. Все части кинофильма должны быть в исправных металлических коробках, размещенных на стеллажах. Хранение кинофильмов на полу и в коридорах фильмохранилища не допускается.

94. В помещениях фильмохранилища категорически запрещается курение, применение открытого огня, а также пользование электронагревательными приборами, о чем должны быть вывешены предупредительные надписи.

95. Непосредственно в помещениях фильмотек допускается устанавливать не более двух фильмопроверочных столов. Фильмопроверочные столы должны отделяться от остальной части помещения перегородкой (барьером).

96. Фильмопроверочные столы, конструкция которых допускает устройство нижнего света, в верхней плоскости должны иметь плотно вмонтированные молочные или матовые стекла толщиной не менее 5 мм. Электролампы нижнего света допускаются мощностью не более 25 Вт. Корпус фонаря лампы нижнего света должен иметь отверстия для вентиляции, а также удобно открываться для замены электролампы и удаления пыли.

97. Монтаж электрооборудования фильмопроверочных столов должен исключать возможность соприкосновения находящихся под напряжением частей этого оборудования с кинопленкой и другими легковоспламеняющимися веществами, а также полностью исключать искрообразование.

98. Включение электроосвещения фильмопроверочного стола должно производиться с помощью герметически закрытого выключателя. Включение фильмопроверочных столов в электрическую сеть с помощью штепсельных соединений запрещается.

99. Техническое состояние фильмопроверочных столов (в том числе и электрооборудования) должно проверяться ежедневно до начала работы.

100. Хранение в помещении для ремонта кинофильмов горючих веществ (ацетона, спирта и т.п.) в количествах, превышающих дневную потребность, категорически запрещается. Дневной запас ацетона и спирта должен быть не более 250 граммов каждого из этих веществ. Хранить их разрешается в специальном железном шкафу, а также в металлической посуде с плотно закрывающимися пробками, препятствующими испарению.

101. Хранение открытых рулонов кинофильма запрещается. У каждого фильмопроверочного стола должен быть установлен исправный фильмостат или металлический ящик для хранения частей фильмокопии, проходящей проверку и ремонт.

102. Обрезки и обрывки киноленты должны собираться в специальные металлические ящики с плотно закрывающимися крышками, устанавливаемые около фильмопроверочного стола. Ящики должны очищаться ежедневно по окончании работы.

VII. МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕТНИХ ДАЧАХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

103. Вывоз детей на дачи на период летнего оздоровительного сезона допускается только в здания, отвечающие следующим требованиям пожарной безопасности:

а) здания, арендуемые под детские учреждения, по возможности должны быть несгораемыми, а деревянные здания — высотой не более одного этажа;

б) запрещается размещать детей в зданиях с легкосгораемыми кровлями из соломы, стружки, щепы и т.п., а также в мансардных помещениях;

в) из зданий, в которых размещены дети, должно быть не менее двух выходов непосредственно наружу;

г) устройство кухонь и прачечных в деревянных зданиях, занятых детьми, не допускается; прачечные и кухни следует размещать и обособленных строениях, на расстоянии не менее 15 м от зданий, в которых размещаются дети.

104. Предельная вместимость сгораемых зданий должна быть не более 50 детей.

105. Каркасные и щитовые здания детских учреждений должны быть оштукатурены и иметь несгораемую кровлю. В качестве утеплителя каркасных и щитовых стен должны применяться неорганические материалы.

106. В зданиях, где находятся дети, проживание обслуживающего персонала, размещение квартир, складов, мастерских и других подсобных помещений запрещается.

107. На каждое помещение, где размещены дети, должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы эвакуации детей на случай пожара как в дневное, так и ночное время. Указанный план должен быть согласован с органами Госпожнадзора и практически отработан с обслуживающим персоналом.

108. Территория дач детских учреждений, расположенных в массивах хвойных лесов, должна быть очищена от сучьев, валежника и хвои на расстоянии не менее 100 метров от помещений.

109. Детские дачи должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением, средствами пожаротушения и простейшей сигнализацией.

110. Размещение детей в зданиях, не обеспеченных водой для целей пожаротушения, запрещается.

111. В помещениях, занятых детьми, в летний период запрещается топка печей, применение керосиновых и электронагревательных приборов. Дверки печей в жилых домах и других зданиях, используемых для размещения детей на летний период, должны быть опломбированы,

112. Демонстрация кинофильмов должна осуществляться, как правило, на открытых площадках. При организации киносеансов в помещениях, на них распространяются все требования, предусмотренные «Правилами пожарной безопасности для киноустановок».

113. В помещениях, занятых детьми, запрещается курить и применять открытый огонь; нельзя разводить костры вблизи построек.

114. В летних дачах детских учреждений должно быть установлено круглосуточное дежурство обслуживающего персонала, усиленное в ночное время. В дежурных помещениях должны быть установлены телефоны и вывешены трафареты с указанием номеров телефонов и порядка вызова пожарной части (добровольной пожарной дружины).

115. Обслуживающий персонал детских учреждений должен быть ознакомлен под расписку с правилами пожарной безопасности и правилами пользования имеющимися средствами пожаротушения.

VIII. ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ПО УЧРЕЖДЕНИЮ И СТОРОЖА

116. Дежурный по школе, школе-интернату, детскому саду, детским яслям-саду (воспитатель, учитель, сестра, няня) и сторож должны хорошо знать свои обязанности на случай возникновения пожара, уметь пользоваться огнетушителем, знать правила вызова пожарной помощи, принимать немедленные меры к спасению детей в случае пожара, согласно плану эвакуации.

117. Дежурный по учреждению, заступая на дежурство, обязан:

а) проверить наличие средств пожаротушения и исправность телефонной связи;

б) проверить, чтобы все эвакуационные выходы, коридоры, тамбуры и лестничные клетки не были загромождены, а также убедиться в возможности быстрого и беспрепятственного открывания дверей всех эвакуационных выходов; в случае обнаружения каких-либо нарушений или неисправностей принять меры к их устранению, а при необходимости — сообщить руководителю или лицу, его заменяющему.

Дежурный обязан постоянно иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ручной электрический фонарь.

118. В ночное время дежурному воспитателю (учителю, сестре, няне) и сторожу запрещается спать и отлучаться за пределы учреждения.

IX. СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ

119. Весь пожарный инвентарь и оборудование (огнетушители, бочки с водой, ящики с песком и лопатами, а также имеющиеся внутренние пожарные краны) должны содержаться в исправном состоянии, находиться на видных местах. Шкафчики внутренних пожарных кранов должны быть закрытыми и опломбированными. Забивать дверцы этих шкафчиков гвоздями, закручивать проволокой или закрывать на замки запрещается.

120. Расположенные в сельской местности школы-интернаты, детские дома и другие учебно-воспитательные и детские учреждения с круглосуточным пребыванием детей (учащихся) должны быть обеспечены пожарной мотопомпой и теплым помещением для ее хранения.

Уход за мотопомпой должен быть возложен на специально выделенных лиц, обученных правилам работы с нею.

121. Кроме перечисленных в приложении 2 первичных средств пожаротушения, на каждое здание (или группу зданий) должен быть оборудован пожарный щит с набором ручного противопожарного инвентаря в количестве: огнетушителей — 2 шт., ведер пожарных — 2 — 4 шт., топоров — 2 — 4 шт., ломов — 1 — 2 шт., багров — 2 — 4 шт.

122. Использование пожарного инвентаря и оборудования для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с пожаротушением, категорически запрещается.

X. ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА

123. Первоочередной обязанностью каждого работника школьного и детского учреждения является спасение жизни детей при пожарах. Руководитель учреждения, преподавательский и обслуживающий персонал школ и детских учреждений в случае возникновения пожара обязаны:

а) немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть, дать сигнал тревоги для местной добровольной пожарной дружины;

б) принять все зависящие от них меры к эвакуации детей из помещений; дети младшего возраста эвакуируются в первую очередь. Эвакуацию детей нужно начинать из того помещения, где возник пожар, а также из помещений, которым угрожает опасность распространения пожара;

в) направить эвакуированных детей в безопасное место (здание);

г) одновременно немедленно приступить к тушению пожара своими силами и имеющимися в учреждении средствами пожаротушения;

д) для встречи вызванной пожарной части или дружины необходимо выделить лицо из персонала учреждения, которое должно четко проинформировать начальника прибывшей части (дружины) о том, все ли дети эвакуированы из горящего или задымленного здания и в каких помещениях еще остались люди.

ПЛАН ПОМЕЩЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЯ С НАНЕСЕНИЕМ ПУТЕЙ ЭВАКУАЦИИ

Примечание: а) пути следования детей (учащихся) во время эвакуации не должны пересекаться и могут меняться в зависимости от сложившейся обстановки пожара:

б) в качестве выходов при необходимости могут быть использованы окна и приставные лестницы.

НОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

ВОСЬМИЛЕТНИЕ ШКОЛЫ

Каждый пожарный кран оборудуется рукавом длиной 10 м, диаметром 51 мм и стволом.

СРЕДНИЕ ШКОЛЫ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

НОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ ДЕТСКИХ САДОВ И ЯСЛЕЙ-САДОВ

НОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО ДОМА И ИНТЕРНАТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

НОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Примечание. При наличии внутренних пожарных кранов установка бочек (баков) с водой не обязательна.

НОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ СПАЛЬНЫХ КОРПУСОВ ИНТЕРНАТОВ, МАСТЕРСКИХ, ХРАНИЛИЩ, ФИЛЬМОТЕК, КУХОНЬ И КЛАДОВЫХ

Не менее двух на этаж.

Не менее одного на отдельное помещение.

На каждое хранилище должно быть также одно асбестовое или грубошерстное одеяло.