Требования предъявляемые к представителям юридических профессий

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, «клятва Гиппократа», Кодекс чести судьи Российской Федерации.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, б которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические «нравственные кодексы» людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных профессий – свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безрпасности, хранить врачебную тайну, ни при ка-

1. Понятие и виды профессиональной этики 25

ких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

Осенью 1997 г. Постоянная палата по государственной информационной политике Политического консультативного совета обсуждала проблемы профессиональной журналистской этики и приняла заявление, адресованное российским журналистам. В заявлении отмечены негативные процессы, связанные с деятельностью средств массовой информации (интенсивная монополизация прессы, концентрация СМИ в руках отдельных лиц и финансовых гигантов, распространение практики погони за дешевыми сенсациями, превратного истолкования фактов, недостойных способов получения информации и др.). Палата обратилась к руководителям средств массовой информации с просьбой не принимать к публикации.

материалы, которые так или иначе противоречат нравственным нормам. (Российская газета. 26 сент. 1997 г.) Таким образом, профессиональная этика – это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки [1] .

Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

26 Глава III . Юридическая этика – вид профессиональной этики

Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.

2. Особенности профессии юриста и их нравственное значение

Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. «Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности» [2] .

Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.

Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение

2. Особенности профессии юриста и их нравственное значение 27

государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной деятельности судьи, следователя и прокурора является особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

Реализуя правовое и нравственное требование справедливости, юрист опирается на закон. Подчеркивая неразрывное единство справедливости и законности, М. С. Строгович писал, что всякое решение, принимаемое органами государства, «должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной» [3] .

В этой формуле правильно определено соотношение правового и нравственного в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.

Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

28 Глава III . Юридическая этика – вид профессиональной этики

Независимость и подчинение только закону образуют важнейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающий существенное влияние и на ее нравственное содержание.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

Прогрессивный лицейский учитель Пушкина юрист А. П. Куницын в речи к лицеистам призывал «превыше всего чтить законы и соблюдать их». Готовясь «быть хранителями законов, научитесь прежде всего сами почитать оные: ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». (Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1982. С. 9.)

Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т. д. отдельных лиц или учреждений, какими бы высокими правами те не обладали. Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред, причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справед-

2. Особенности профессии юриста и их нравственное значение 29

ливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Смотрите так же:  Патент мариуполь

Открытое разбирательство уголовных дел во всех судах – правило, а закрытое – редкое исключение. Приговоры же во всех случаях провозглашаются публично. Судьи выполняют свои обязанности по осуществлению правосудия в открытых судебных заседаниях, публично, в присутствии граждан. Соблюдение ими нравственных норм или же отступления от них, справедливость или несправедливость принимаемых решений контролируются общественным мнением.

В гласном, открытом судебном процессе по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение перед судом. Он действует в этих случаях в присутствии публики, дающей нравственные оценки его позиции и поведению. Следователь ведет расследование в условиях неразглашения данных следствия. Но все, что собрано им по уголовному делу, становится затем достоянием гласного суда. Подсудимый, его защитник, потерпевший, свидетели, другие лица, вызванные в суд, нередко сообщают о том, как проводилось предварительное следствие, о том, насколько строго соблюдал следователь правовые и нравственные нормы.

Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда – правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д.

Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и ре-

30 Глава III . Юридическая этика – вид профессиональной этики

шения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.

3. Судебная этика, ее содержание и значение

Осенью 1901 года известный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони начал читать курс уголовного судопроизводства в Александровском лицее. В 1902 году в «Журнале министерства юстиции» была опубликована его вступительная лекция «Нравственные начала в уголовном процессе» с подзаголовком «Общие черты судебной этики». Так в России было положено начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию, которое велось, как писал А. Ф. Кони в одном из писем, «под фирмою уголовного судопроизводства». Но уже в 1905 году Кони сообщал, что чтение курса не состоялось вследствие противодействия министра юстиции Муравьева и запрета министра внутренних дел и шефа жандармов Плеве. А. Ф. Кони по праву может быть назван отцом судебной этики в России. Он продолжал развивать и пропагандировать свои гуманные идеи в течение всей жизни.

В советский период юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Ее последовательным и влиятельным противником был Вышинский. Идейное «обоснование» ненужности и несостоятельности исследования нравственных особенностей юридической профессии состояло в том, что «этика в советском обществе едина, это социалистическая этика» (такой аргумент использовал, в частности, И. Т. Голяков в предисловии к книге «Адвокат в советском уголовном процессе», изданной в 1954 году). Однако в 70-е годы появились первые монографические работы по судебной этике. Сегодня необходимость основательного исследования проблем профессиональной юридической этики вряд ли может быть оспорена. В понимании содержания юридической этики, пределов ее действия и даже в терминологии есть немало дискуссионного.

Наряду с мнением, что юридическая этика представляет собой применение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические нравственные нормы профессиональной деятельности и внеслужебного поведения юристов. Представляется, что в основе решения этой проблемы должны учитываться некоторые принципиальные позиции.

3. Судебная этика, ее содержание и значение 31

Все требования морали, присущей данному обществу, полностью, без каких-либо изъятий распространяются на представителей юридической профессии. Эти требования определяют все поведение юриста как в сфере служебной деятельности, так и в повседневной внеслужебной жизни. Судья, прокурор, следователь и вне выполнения должностных функций остаются судьей, прокурором, следователем. Принятый в 1993 году Кодекс чести судьи Российской Федерации вполне определенно распространяет требования этики судьи и на его непрофессиональную деятельность.

Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. Например, судья не вправе ни в какой форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого и т. д. Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические нравственные нормы, определяющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности.

К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.

В литературе, посвященной проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно встретить следующие термины: этика представителей права, профессиональная этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика. Ряд авторов пишут о следственной этике, экспертной этике, адвокатской этике [4] .

32 Глава III . Юридическая этика – вид профессиональной этики

Обычно под юридической этикой понимается как сам свод нравственных требований, которые распространяются на работников юридической профессии, так и соответствующая отрасль знания, наука, изучающая эти правила.

В принципе, не может быть возражений и против конкретизации этических требований применительно к определенной юридической специальности в рамках единой правовой профессии (этика судьи, прокурора, следователя, адвоката).

Таким образом, юридическая этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области.

Юридическую этику можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей. В пределах единой юридической профессии существуют специальности: судья, прокурор, адвокат, следователь, юрисконсульт, арбитр, нотариус; сотрудники органов внутренних дел, сотрудники органов контрразведки, выполняющие правоприменительные функции; работники органов Министерства юстиции, судебные приставы, научные работники – правоведы, преподаватели правовых дисциплин и др.

Юридическая этика – научная дисциплина, предмет которой составляет проявление морали в правосудии и правоохранительной деятельности.

Судебная этика – совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику проявления требований морали в этой области.

В то же время вполне правомерно говорить отдельно об этике судьи, о прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката. Наряду с этим существует и этика арбитра, юрисконсульта, нотариуса и т. д. Правда, для ряда юридических специальностей научная разработка их нравственных принципов находится лишь на начальной стадии, хотя они стихийно складываются и соблюдаются на основании единых для всех нравственных норм.

Значение юридической этики состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной

3. Судебная этика, ее содержание и значение 33

работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием.

Юридическая этика, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие как на законодательство, так и на правоприменение.

Юридическая этика способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

[1] См.: Кокорев Л. Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса: Учебное пособие. Воронеж, 1993. С. 8–9.

[2] Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. А. И. Титаренко. М., 1980. С. 272.

[3] Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. С. 28.

[4] См.: Кокорев Л. Д. Понятие, задачи и соотношение профессиональной этики юриста и следственной этики//Этика предварительного следствия: Труды В. С. Ш. МВД СССР. Вып. 15. Волгоград, 1976; Батман Д. П. Адвокатская этика. М., 1977; Любичев С. Г. Этические основы следственной тактики. М., 1980; Кокорев Л. Д., Котов Д. П. Указ. соч.

Требования предъявляемые к представителям юридических профессий

О юридической профессии и магистерской программе «Корпоративное право» рассказывает профессор И.С. Шиткина

Предлагаем вниманию читателей интервью с доктором юридических наук, профессором кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ, руководителем программы магистратуры «Корпоративное право» Ириной Сереевной Шиткиной, подготовленное для компании «Консультант Плюс».

Смотрите так же:  Заявление о аккредитации на электронной площадке

Несмотря на распространенное мнение о перепроизводстве юристов, конкурс в юридические вузы по-прежнему высок. О причинах востребованности этого вида образования, а также об особенностях предлагаемой сегодня юридическим факультетом ведущего вуза страны программе магистратуры «Корпоративное право» представители компании «Консультант Плюс» побеседовали с руководителем этой программы, доктором юридических наук, профессором кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ Ириной Сергеевной Шиткиной.

Ирина Сергеевна, как Вы считаете, чем обусловлен выбор сегодняшнего абитуриента юридического вуза: престижем профессии, возможностью финансовых перспектив или гражданским долгом — стремлением приносить пользу обществу?

И.С.: Полагаю, разными людьми движут разные мотивы. И это естественно. Юридическая профессия престижна в современном мире, ее выбор экономически оправдан. Но я знаю многих людей, работающих в нашей профессии не в связи с престижем и материальными благами, а из-за любви к своему делу, и делающих это весьма успешно, на благо другим людям. Думаю, с ростом гражданского правосознания ценность нашей профессии в обществе будет все более возрастать.

Знаете, я иногда шутя рекомендую родителям, чьи дети хотят стать юристами, дать им прочитать статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах», потом статью 9 Федерального закона «О защите конкуренции» (а также статьи этого закона, регулирующие контроль за экономической концентрацией). Если ребенок после этого не отказался от выбора юридической профессии, то, возможно, он действительно станет юристом. Юристы, знакомые с названными законодательными положениями, поймут мою шутку. Дело в том, что при выборе нашей профессии надо понимать, что ее содержание не сводится к внешнему выражению — прекрасной речи в суде, или блестящей лекции, или принятию всеми ожидаемого закона. Юридическая профессия — это и изнурительный труд при подготовке к судебному процессу или публичному выступлению, при разработке законопроекта. Однако, с моей точки зрения, результат настолько значим, что он компенсирует любые трудозатраты и отрицательные эмоции. Настоящие юристы любят свою профессию и ценят в ней не только внешние атрибуты, но и истинные составляющие, без которых невозможен успех, в том числе и долгий, напряженный и кропотливый поиск правильного решения, глубокий анализ сложных документов.

Современные реалии таковы, что одного вузовского обучения для того, чтобы стать хорошим юристом, недостаточно. Каким набором знаний и умений должен обладать выпускник юридического вуза, чтобы заинтересовать работодателя?

И.С.: Наличие широкого кругозора, умение понимать бизнес-процессы, способность решать управленческие задачи, знание иностранных языков и основ иностранного права являются необходимыми составляющими для успешной юридической карьеры. Сегодня к юристам предъявляются высокие профессиональные требования в связи с необходимостью наличия комплексных знаний и навыков в различных отраслях не только права, но и экономики, социальной психологии, основ философии. Хочу отметить: юридическая профессия настолько сложна, что магистерский уровень является обязательным для большинства сфер, где используются юридические знания. Образование на уровне бакалавриата может быть применимо лишь в отдельных, строго ограниченных сферах юридической деятельности. Каких знаний и умений не хватает сегодня нашим выпускникам? Пожалуй, основ экономического и финансового анализа, знаний в бизнес-процессах и в сфере IT-технологий, применение которых является сегодня жизненно необходимым. Но это и неудивительно, ведь по складу ума юристы, как правило, являются гуманитариями.

На мой взгляд, высшая школа при сохранении всех добрых (и даже консервативных в хорошем смысле) традиций преподавания юридических дисциплин должна обеспечивать запрос общества на содержательное изменение в подготовке юристов, специализирующихся на правовом обеспечении предпринимательской деятельности. Важнейшим аспектом выполнения этой сложной задачи, с моей точки зрения, является подготовка бизнес-ориентированных юристов, уважающих предпринимательство как важную сферу человеческой деятельности. Я уверена, что с помощью правовых средств должен быть защищен не только имущественный оборот от возможных злоупотреблений со стороны предпринимателя, но и сам предприниматель — от ошибок и злоупотреблений взаимодействующих с ним субъектов.

В стране перманентно осуществляется реформа образования, в том числе высшего. Какие изменения в связи с этим претерпевает учебный процесс на юридическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова? Появились ли за последнее время на факультете новые направления в системе подготовки юристов?

И.С.: Московский государственный университет в соответствии с Федеральным законом от 10 ноября 2010 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» обладает особым статусом, который позволяет реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профобразования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований. В соответствии с этим при самой активной поддержке со стороны декана юридического факультета доктора юридических наук, профессора Александра Константиновича Голиченкова на нашем факультете сегодня внедрено и активно развивается много новых образовательных продуктов.

Здесь я имею в виду и магистерские программы, и программы дополнительного профессионального образования.

Расскажите, что представляет собой магистратура? Можно ли ее назвать формой второго высшего образования? Магистерская программа реализуется после получения образования на уровне бакалавриата или специалитета?

И.С.: Магистратура — это этап высшего образования, однако не форма реализации второго высшего образования. Магистерская программа — ступень образования, которая может быть реализована на базе бакалавриата, специалитета (5-летнее вузовское образование, которое до настоящего времени было классическим в нашей стране). В магистратуру, правда не на бюджетное место, может поступить и лицо, имеющее магистерскую степень, тогда для него магистратура станет, по сути, вторым высшим образованием.

Скажите, пожалуйста, а может в юридической магистратуре обучаться лицо, не имеющее базового (бакалавриат, специалистет) юридического образования?

И.С.: Да, может. Однако, скажу честно, я не сторонник такого подхода, когда в магистратуру юридического направления поступают люди, не имеющие базового юридического образования. Это могут быть очень способные, талантливые ребята, интересные личности. Но неправильно начинать учебу не с азов юридической грамоты. «Неюристы» даже мыслят несколько иначе, они существуют в другой логике. «Неюристы» часто даже не понимают нашего юридического «птичьего языка», тем более на нем не говорят, и некоторые обыденные для правоведов категории оказываются для них трудно воспринимаемыми. Так, один из студентов магистратуры (не юрист по образованию) вполне резонно с общечеловеческих понятий поинтересовался у меня, что означает термин «особенности совершения сделок с заинтересованностью»? «Разве бывают такие случаи, — удивился он, — когда сделки без заинтересованности какие-то чудаки заключают?». Этот пример, смешной только для юриста, показывает, что людям без базового юридического образования трудно вписываться в нашу юридическую тематику. Конечно, всегда есть исключения из общих правил. Многое зависит от уровня общей подготовки, интеллекта и усилий, которые человек готов направить на решение какой-либо задачи. Но мое устойчивое мнение таково: в магистратуру юридического направления надо приходить после получения базового юридического образования. Лучше получить второе высшее юридическое образование на уровне бакалавриата, а потом поступить в магистратуру.

Пожалуйста, расскажите несколько подробнее о магистерских программах факультета.

И.С.: На факультете реализуется уже немало магистерских программ. Только на нашей кафедре предпринимательского права под руководством доктора юридических наук профессора Е.П. Губина реализуются четыре магистерских программы: «Бизнес и право», «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)», «Конкурентное право» и «Корпоративное право».

Полагаю, что мне стоит прежде всего рассказать о программе «Корпоративное право», руководителем которой я являюсь. Тем более что она была первой магистерской программой нашего факультета, на базе которой происходил переход юридического образования в Московском университете на двухуровневую систему образования (включающую бакалавриат и магистратуру).

Программа «Корпоративное право» запущена в 2010 г., выдержала несколько выпусков, а в 2015/16 учебном году успешно прошла профессионально-общественную аккредитацию, получив положительную оценку у представителей как предпринимательского сообщества на предмет ее востребованности для практической сферы, так и научного сообщества, оценившего ее на предмет глубины погружения в правовую доктрину.

Спрос на нашу программу неизменно высокий. И это понятно, ведь корпоративное право является важнейшим направлением российского права, активно исследуемым современной наукой и востребованным практикой. Потребность в юристах, специализирующихся в области корпоративного права, обусловлена распространенностью в России организаций, созданных по корпоративному типу. Реформирование гражданского законодательства, усложнение жизненных реалий еще более обостряют потребность в специалистах, глубоко разбирающихся в корпоративном праве.

Каковы отличительные особенности именно этой программы, выделяющие ее среди иных программ факультета и других вузов?

И.С.: Программа «Корпоративное право» изначально задумывалась как совокупность именно авторских курсов ведущих российских и иностранных специалистов в области корпоративного права. То есть курсы по определенной проблематике доверено вести тем преподавателям, которые являются разработчиками соответствующей темы и признанными лидерами в данном направлении. Как я уже сказала, программа основана и администрируется на кафедре предпринимательского права, но профессорско-преподавательский состав программы не ограничивается только штатом нашей кафедры, а объединяет преподавателей с кафедр гражданского права, коммерческого права и основ правоведения, финансового права, гражданского процесса и других.

Смотрите так же:  Транспортный налог 2019 екатеринбург калькулятор

В магистерской программе «Корпоративное право» участвуют известные ученые и преподаватели юридического факультета МГУ: д.ю.н. профессор Е.П. Губин, д.ю.н. профессор Н.В. Козлова, д.ю.н. профессор Д.В. Ломакин, к.ю.н. доцент А.С. Гуркин, к.ю.н. доцент Е.Б. Лаутс, к.ю.н. доцент С.В. Моисеев, к.ю.н. доцент А.Е. Молотников, к.ю.н. доцент С.А. Паращук, к.ю.н. доцент С.Ю. Филиппова, ассистент М.Р. Янковский, а также представители других ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений России и зарубежных стран, в том числе д.ю.н. член-корреспондент Российской академии наук, профессор А.В. Габов, к.э.н. доцент экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова О.Е. Николаева, исполнительный директор Института энергетического права и законодательства государственного регулирования (ФРГ) профессор Ф.Ю. Зеккер, руководитель кафедры гражданского, трудового, торгового и корпоративного права Университета Бохума (ФРГ) профессор К. Шуберт, руководитель Зальцбургского Центра изучения права Европейского союза Зальцбургского университета (Австрия) профессор Дорис Видра.

Особенность и безусловная ценность этой образовательной программы — в ее глубокой практикоориентированности. Ряд курсов ведут обладающие высокой квалификацией практикующие специалисты, в том числе работающие в ведущих международных консалтинговых юридических компаниях — «Уайт энд Кейз» (партнеры практики разрешения споров Д. Голдберг, Ю. Загонек, советник практики разрешения споров А. Дудко) и «ДЛА Пайпер» (партнеры Л. Баталов, К. Латыпов, юрист корпоративной группы А. Шиткин). Ряд программ преподается на иностранных языках.

Каковы содержание, структура, особенности учебного плана программы магистратуры «Корпоративное право»?

И.С.: Эта программа, как и другие магистерские программы, реализуется в течение четырех семестров и включает два цикла: общенаучный, обязательный для этой ступени образования, и профессиональный. В общенаучном цикле магистранты МГУ изучают историю и методологию юридической науки, историю политических и правовых учений, философию права, социологию права, профессиональный иностранный язык, проблемы теории государства и права, историю государственного правоведения.

Среди обязательных профессиональных курсов: «Теория и практика правового регулирования предпринимательской деятельности», «Основы корпоративного права», «Правовосубъектность юридических лиц», «Уставный капитал. Изменение состава участников корпорации», «Учреждение, реорганизация и прекращение корпораций», «Правовое обеспечение корпоративного управления», «Теория корпоративных правоотношений», «Правовое регулирование отношений экономической зависимости. Холдинги», «Правовой режим экстраординарных сделок», «Основные институты корпоративного права России и зарубежных стран: сравнительное правоведение (на английском языке)», «Защита прав субъектов корпоративных отношений».

Как видите, значительную часть программы «Корпоративное право» составляют прикладные учебные дисциплины. При этом у студентов есть возможность глубоко изучить не только институты российского корпоративного права, но и основы корпоративного права Европейского сообщества, Германии, Англии, США и других стран с развитой системой корпоративного права. Это очень важно в ситуации интеграции предпринимательской деятельности, которая выражается в необходимости обслуживать транснациональные корпорации, применять иностранное право.

Что еще важно. Обучение в рамках магистерской программы «Корпоративное право» обеспечивает изучение как собственно российского корпоративного права, так и смежных с ним учебных дисциплин, например налогового, финансового права, арбитражного и гражданского процесса, основ экономики. Искусственное деление права на отрасли не должно мешать качественной подготовке квалифицированных юристов.

Именно поэтому дисциплины по выбору, представленные в программе, очень часто находятся на стыке отдельных отраслей права, касаются сравнительно-правовых аспектов, что делает их особенно интересными. Так, в вариативной части программы представлены курсы «Экономические основы предпринимательства», «Основы корпоративного права Германии (на английском языке)», «Налоговое регулирование деятельности корпораций», «Процессуальные особенности рассмотрения корпоративных споров», «Корпорации на рынке ценных бумаг», «Правовое положение корпораций на финансовом рынке», «Основы корпоративного и договорного права Англии (на английском языке)», «Регулирование экономической деятельности в Европейском союзе», «Сделки „слияния и поглощения“: правовые аспекты», «Правовое регулирование конкуренции в предпринимательской деятельности корпораций», «Основы юридического письма».

Программа функционирует с 2010 г., значит, состоялось уже несколько выпусков. Как складывается профессиональная судьба Ваших выпускников?

И.С.: Выпускники нашей программы всегда востребованы и способны сделать хорошую карьеру в качестве ведущих специалистов в крупных российских и транснациональных компаниях, международных консалтинговых фирмах, некоммерческих корпорациях, судебных и правоохранительных органах, в законотворческой работе. Некоторые из наших выпускников работают корпоративными секретарями в крупных российских компаниях.

Какие конкурентные преимущества, кроме очевидного — престижа самого вуза — может предложить магистратура МГУ?

И.С.: Московский университет обладает всеми возможностями для подготовки качественных специалистов: высоким профессиональным уровнем профессорско-преподавательского состава, возможностью объединения творческого потенциала преподавателей различных кафедр. Фундаментальная школа МГУ позволяет обеспечить магистерскую программу уникальным учебным планом и учебно-методической базой — программами, учебниками, практикумами для проведения семинарских занятий. В 2011–2016 гг. вышли в свет несколько изданий учебного курса «Корпоративное право» и практического курса «Корпоративное право», пособия «Корпоративное право в таблицах и схемах». По сути, они представляют собой учебно-методический комплекс для обучения магистрантов, специализирующихся в этом направлении, который, кстати, воспринят и стал научно-методическим ориентиром для многих других вузов России.

Как я уже говорила, политика факультета состоит не только в использовании в магистерской программе внутренних ресурсов, но и в привлечении успешно практикующих юристов — представителей судейского корпуса, крупных российских компаний, международных консалтинговых фирм.

Практикоориентированность магистерского образования — основной тренд современных магистерских программ.

Но я против любого гипертрофированного отношения к любому, даже самому верному тренду. Магистратура — высшая ступень профессионального образования, и здесь должна получить активное развитие также научная деятельность.

Студенты, обучающиеся в магистратуре, под руководством опытных преподавателей занимаются индивидуальной исследовательской работой, участвуют в научных конференциях, издают свои статьи и даже принимают участие в законотворческой работе. Некоторые наши магистранты, успешно защитив магистерскую диссертацию, берутся за кандидатскую. Мы всячески поощряем их научную и педагогическую деятельность.

В какой форме проводится обучение в магистратуре по корпоративному праву?

И.С.: Обучение по программе «Корпоративное право» осуществляется в очной форме, чтобы не терять качество университетской подготовки квалифицированных кадров. При этом при планировании учебного расписания, безусловно, учитывается возможность дополнительной занятости магистрантов в сфере профессиональной деятельности.

Подготовка специалистов осуществляется в малых группах по модульному принципу и предполагает не только аудиторные занятия (лекции и научно-практические семинары), но и большую самостоятельную работу студентов под индивидуальным руководством опытных преподавателей. Преподаватели магистерской программы имеют возможность выбрать наиболее удобные способы преподнесения материала и оценки знаний обучающихся. Формами контроля — наряду с традиционными экзаменами и зачетами — являются деловые игры, тесты, письменные эссе. Сами студенты магистратуры являются активными участниками образовательного процесса.

Многие ключевые посты в России занимают люди с юридическим образованием. Означает ли это, что данное образование является универсальным и открывает перед человеком наибольшие перспективы?

И.С.: По-моему, Ваш вопрос сродни вечному спору о физиках и лириках. Скорее стоит говорить не об универсальности юридического образования, а о том, что юристы, в силу склада ума и профессиональных навыков, как правило, хорошие аналитики. Юридическая деятельность публична, а это означает, что юристы умеют держаться перед аудиторией. А процессуальное противостояние совершенствует способность юристов защищать свою позицию и держать удар. Все эти качества активно востребованы в общественно-политической жизни. Именно поэтому среди юристов довольно много успешных политиков, руководителей, общественных деятелей.

В чем Вы видите основные проблемы юридического образования? Необходимо ли, на Ваш взгляд, что-либо изменить в данной сфере?

И.С.: Улучшения необходимы любому процессу, тем более образовательногому. Россия перешла на двухуровневую Болонскую систему образования. Очевидно, в связи с интеграцией в мировое сообщество это был неизбежный шаг. Хотя на юридическом факультете МГУ до сих обсуждается идея внедрения эксклюзивной 6-летней подготовки юристов-правоведов высокого профессионального уровня.

А вообще, мне думается, нужно, наконец, перестать доказывать, что у нас была самая лучшая система образования в мире (хотя признаюсь, что и сама в этом убеждена). Сегодня следует изучать и брать самое лучшее из разработанного в мире в сфере образовательных технологий. С моей точки зрения, самое главное для успешности обучения — создать такие формы, которые предоставляют возможность сотрудничества студента и преподавателя для реализации единой цели — качественной подготовки конкурентоспособного на глобальном рынке специалиста.

Кстати, про практикоориентированность. Есть мнение, что важнее начинать нарабатывать профессиональный опыт, нежели тратить два года на обучение в магистратуре. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

И.С.: Чтобы быть успешным в практической профессиональной деятельности, юристу надо много и хорошо учиться. И не жалеть время на обучение. Оно окупится многократно. Для меня это аксиома.

Заканчивая свой рассказ о магистратуре, я еще раз хотела бы подчеркнуть, что магистратура действительно является вершиной профобразования для людей, имеющих специальные знания. Магистерская программа — это новый образовательный продукт, полностью соответствующий госстандарту для образовательных программ третьего поколения. Целью обучения в магистратуре является не только предоставление знаний, но и формирование у студентов самостоятельного аналитического мышления, удовлетворение их творческого потенциала. Квалификация «магистр» означает не только высокую степень профессиональных знаний, но и высокую степень профессиональной самостоятельности.

Большое спасибо, что уделили нам время для беседы.