Содержание статьи:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44
«О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02»

С изменениями и дополнениями от:

23 июля, 26 декабря 2008 г., 29 декабря 2010 г.

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) постановляю:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года.

2. С момента введения СанПиН 2.4.2.1178-02, с 01.09.2003 года, считать утратившим силу Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений СП 2.4.2.782-99» (не подлежали государственной регистрации — письмо Минюста России от 22.09.99 N 7648-ЭР), утвержденные и введенные в действие приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.08.99 N 309, а также находившиеся на регистрации в Минюсте России и не зарегистрированные санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений СанПиН 2.4.2.1073-01» и СанПиН 2.4.2.1102-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.01 и 22.04.02.

«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» или Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02)

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Наука неумолимо движется вперед, поэтому объем необходимых знаний школьников постоянно увеличивается. Для лучшего усвоения большого количества информации требуются соответствующие условия обучения. Именно в СанПиНе 2.4.2.1178-02 отражены требования, которые следует учесть при организации режима обучения в школе.

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

В своем проекте я ставлю перед собою цель проанализировать классные кабинеты и учебное расписание 11-х классов на предмет соответствия Санитарно-эпидемиологическим нормам.

Для достижения поставленной цели мне необходимо выполнить ряд задач:

1. Изучить доступные источники информации (литература, интернет).

2. Выявить санитарно-эпидемиологические нормы для составления учебного расписания для старшей школы.

3. Провести измерения помещения и школьного оборудования

4. Составить рекомендации заведующим кабинетам по корректировке размещения мебели и оборудования в помещении.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства» (статья 28)

В данный нормативно-правовой акт входят следующие требования к общеобразовательным учреждениям:

1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений;

2. Требования к участку общеобразовательных учреждений;

3. Требования к зданию;

4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений;

5. Требования к воздушно-тепловому режиму;

6. Требования к естественному и искусственному освещению;

7. Требования к водоснабжению и канализации;

8. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании;

9. Требования к режиму образовательного процесса;

10. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся;

11. Требования к санитарному состоянию и содержанию;

12. Требования к организации питания.

«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» включают в себя много пунктов, но я выделила наиболее значительные, на мой взгляд, требования, которые я могу исследовать и проверить на соответствие Санитарно-эпидемиологическим нормам.

Это требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений (пункт 4) и требования к режиму образовательного процесса (пункт 9).

В соответствии с Санитарно-эпидемиологические правилами СанПиН 2 4 2 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» законом Российской Федерации «Об образовании» в целях организованного проведения

Главная > Документ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 44 г.Томска

Об утверждении внутреннего распорядка

работы МАОУ СОШ № 44 г. Томска

на 2013-2014 учебный год

В соответствии с Санитарно-эпидемиологические правилами СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», законом Российской Федерации «Об образовании», в целях организованного проведения 2013 – 2014 учебного года в МАОУ СОШ № 44 г. Томска

Утвердить годовой календарный учебный график МАОУ СОШ № 44 г. Томска на 2013 – 2014 учебный год:

1 четверть: 2сентября – 25 октября — 8 недель

осенние каникулы: 26 октября – 4 ноября

2 четверть: 5 ноября – 28 декабря — 8 недель

зимние каникулы: 29 декабря – 8 января

3 четверть: 9 января – 21 марта — 10 недель

дополнительные каникулы в группе дошкольного образования и в 1-х классах:

весенние каникулы: 22 – 30 марта

4 четверть: 31 марта – 24 мая – 8 недель

Последний звонок для выпускников 9, 11(12) классов – 24 мая

Государственная (итоговая) аттестация: выпускников основной школы:

26 мая –18 июня, выпускников средней школы: 26 мая – 24 июня

Выпускные вечера: 9 классы: 20 июня

11 (12) классы: 27 июня

Летние каникулы: по 31 августа.

Утвердить внутренний распорядок работы МАОУ СОШ № 44 г. Томска на 2013-2014 учебный год:

1.1. — пятидневная учебная неделя для обучающихся 1- 8 классов

— шестидневная учебная неделя для обучающихся 9 -11 классов.

1.2. – суббота – внеурочная деятельность, внеклассные, общешкольные мероприятия.

1.3. – начало работы учреждения — 7.45

1.4. – окончание работы учреждения — 20.00

1.5. – начало уроков первой смены с 8.15

1.6. – начало уроков второй смены с 14.00 (кроме понедельника – с 14.30).

Установить время начала работы педагогического персонала – за 15-20 минут до начала занятий.

Проводить аттестацию обучающихся 1-х классов по безотметочной системе, 2 – 9 классов – по четвертям, 10, 11 классов – по полугодиям, а также по завершению прохождения учебных программ предметов, курсов, время окончания которых не совпадает со временем окончания четверти, полугодия.

Во время перемен обучающиеся покидают учебные кабинеты. Проводить проветривание кабинетов. Учителя осуществляют дежурство во время перемен в рекреациях по графику, утвержденному директором, столовой.

Дежурство в классах проводить по графику, установленному в учебном классе.

Уборка помещений производится ежедневно после окончания уроков уборщиками служебных помещений. Генеральные уборки в учебных кабинетах проводят учащиеся в конце каждого месяца

После окончания уроков учитель либо классный руководитель выводит обучающихся из класса в гардероб и следит за тем, чтобы они покинули помещение школы.

Установить, что: изменения в классные журналы (зачисление, выбытие учащихся), вносит классный руководитель на основании приказа директора; исправления в классном журнале отметок запрещается, в исключительных случаях допускается исправление отметок по заявлению учителя с разрешения директора.

Запретить отпускать учащихся с уроков на различные мероприятия без разрешения классного руководителя или администрации школы.

Осуществлять проведение внеклассных мероприятий с разрешения директора в соответствии с планом работы на учебный год. Проведение всех внеклассных мероприятий, а также пребывание учителей, сотрудников и обучающихся в здании школы допускается только до 20 часов.

Возложить ответственность за сохранность мебели и имущества школы на каждого обучающегося.

Не допускать на уроки обучающихся в спортивных костюмах, верхней одежде, а также в одежде, не соответствующей деловому этикету.

Учителям обеспечить сохранность имущества учебных кабинетов. Возложить ответственность (в том числе и материальную) на учителя за сохранность учебного кабинета, в котором он проводит уроки.

Запретить курение в школе и на территории школы.

Запретить пользование обучающимися мобильными телефонами на учебных занятиях.

Не допускать посторонних лиц в помещение школы.

Запретить замещение уроков по договоренности между учителями без разрешения администрации школы.

Установить, что: выход на работу после болезни возможен только по предъявлении больничного листа директору.

Проведение экскурсий, походов, помещение выставок и т.п. разрешается только после издания приказа директора школы. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проведения подобных мероприятий несет только тот учитель, который назначен приказом.

Запретить любые торговые операции в помещении школы.

Занятия в кружках, спортивных секциях, факультативных занятиях – по утвержденному расписанию в свободное от основного учебного процесса время, окончание – не позднее 20.00.

Режим работы группы продленного дня утверждается директором.

Возложить на классных руководителей, учителей ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся во время проведения учебно-воспитательного процесса, при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

Настоящий приказ довести до сведения всех работников школы до 03.09.2013г.

Утвердить расписание уроков 1-4 классов, 5 – 11 классов на первое полугодие 2013-2014 учебного года.

Утвердить расписание звонков (уроки, перемены) на 2013-2014 учебный год:

Утвердить расписание занятий по дополнительному образованию (работа кружков, спортивных секций).

Назначить ответственными за организацию учебного процесса: 1-4 классы – Василевскую В.В., заместителя директора по УР; 5-8 классы – Усанову Н.И., заместителя директора по УР; 9-11 классы – Русинову Н.В., заместителя директора по УР; дистанционное образование – Чолокоглы А.О.

Назначить ответственным за организацию воспитательного процесса заместителя директора по ВР Хоменко Т.Я.

Назначить ответственным за организацию внеурочной деятельности в 1-3 класссах (ФГОС) Брусницыну Н.В., учителя начальных классов.

Назначить ответственным за обеспечение санитарно-гигиенического режима, соблюдение температурного режима во всех помещениях учреждения Гашилова В.В., заместителя директора по ХР.

Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к: ·размещению общеобразовательного учреждения; ·участку общеобразовательного учреждения; ·зданию общеобразовательного учреждения; ·оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; ·воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения; ·естественному и искусственному освещению; ·водоснабжению и канализации; ·помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях; ·режиму образовательного процесса; ·организации медицинского обслуживания обучающихся; ·санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; ·организации питания обучающихся.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Российской Федерации

Государственные санитарно-эпидемиологические правила
и гигиенические нормативы

2.4.2. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гигиенические требования
к условиям обучения
в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.1178-02

1. Разработаны: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научный центр здоровья детей РАМН (В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, М. И. Степанова, Н. Н. Куинджи, Б. З. Воронова, З. И. Сазанюк, М. А. Поленова, И. Э. Александрова); Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве (Д. В. Синякова, Л. И. Пронина, З. Ф. Степанова); Санкт-Петербургская государственная медицинская академия (В. Г. Маймулов, Т. С. Чернякина); НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции (Л. С. Федорова, А. И. Фролова); Российский институт общественных зданий (В. И. Степанов); при участии Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России (Б. Г. Бокитько).

2. Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.

3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 г.

4. Введены в действие с 1 сентября 2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44.

5. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 декабря 2002 г. Регистрационный номер 3997.

6. Введены взамен «Гигиенических требований к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. СП 2.4.2.782-99 »

Федеральный закон
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«На территории Российской Федерации действуют федеральные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

«В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства» (статья 28).

Смотрите так же:  Заявление об увеличении исковых требований в арбитражный суд образец

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.11.02 Москва № 44

О введении в действие санитарно-

и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, № 14, ст. 1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (Собрание законодательств Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295)

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 г., с 1 сентября 2003 г.

2. С момента введения СанПиН 2.4.2.1178-02, с 01.09.03, считать утратившим силу санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. СП 2.4.2.782-99 » (не подлежали государственной регистрации — письмо Минюста России от 22.09.99 № 7648-ЭР), утвержденные и введенные в действие приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.08.99 № 309, а также находившиеся на регистрации в Минюсте России и не зарегистрированные санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. СанПиН 2.4.2.1073-01» и СанПиН 2.4.2.1102-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.01 и 22.04.02.

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации, Первый

заместитель Министра здравоохранения

25 ноября 2002 г.

Дата введения: 1 сентября 2003 г.

2.4.2 ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гигиенические требования к условиям обучения
в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.1178-02

(с изменениями от 23 июля , 26 декабря 2008 г.)

1. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее — санитарные правила) направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к:

· размещению общеобразовательного учреждения;

· участку общеобразовательного учреждения;

· зданию общеобразовательного учреждения;

· оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

· воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

· естественному и искусственному освещению;

· водоснабжению и канализации;

· помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

· режиму образовательного процесса;

· организации медицинского обслуживания обучающихся;

· санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

· организации питания обучающихся.

2. Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях

2.1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений

2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 — 170 м.

2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка учреждения до проезда с 15 до 25 м.

2.1.3. Общеобразовательные учреждения не размещаются на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта.

2.1.4. Расстояние от сооружений для хранения легковых автомобилей до общеобразовательных учреждений определяется санитарными правилами, устанавливающими размеры санитарно-защитных зон и санитарную классификацию объектов.

2.1.5. Расстояния от здания общеобразовательного учреждения до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских и сельских поселений.

2.1.6. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, предусматривается не более 0,5 км пешеходной доступности; в I климатическом районе ( I подзона) для обучающихся I и II ступени обучения — 0,3 км, для обучающихся III ступени — 0,4 км; в климатическом районе ( II подзона) для обучающихся I и II ступени обучения — 0,4 км, для обучающихся III ступени — 0,5 км. Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для обучающихся I ступени обучения — 15 мин (в одну сторону), для обучающихся II и III ступени — не более 50 мин (в одну сторону).

2.1.7. В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для обучающихся I ступени обучения радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для обучающихся II и III ступеней обучения радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании — не более 30 мин. Предельный радиус обслуживания обучающихся II — III ступеней не должен превышать 15 км.

2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.

Остановка для транспорта оборудуется навесом, огражденным с 3-х сторон, защищается барьером от проезжей части дороги, должна иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.

2.1.9. Для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривается пришкольный интернат из расчета 10 % мест от общей вместимости учреждения.

2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений

2.2.1. Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.

2.2.2. Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.

2.2.3. Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него — зелеными насаждениями.

2.2.4. Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50 % площади его территории. В целях предупреждения возникновения отравления при озеленении участка не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

2.2.5. На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.

2.2.6. Учебно-опытная зона составляет не более 25 % площади участка. В городских учреждениях она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.

2.2.7. Физкультурно-спортивная зона размещается на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся.

2.2.8. Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки для подвижных игр и тихого отдыха.

Площадки для подвижных игр и отдыха располагаются вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и разделены для обучающихся каждой ступени обучения.

2.2.9. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждается зелеными насаждениями и имеет самостоятельный въезд с улицы.

При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны предусматривается котельная и насосная с водонапорным баком.

Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).

2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, площадкам для мусоросборников, а в сельских учреждениях без канализации — дворовым уборным покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием. Подходы к зданию учреждения не менее чем за 100 м также имеют твердое покрытие.

2.2.11. Участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности на земле — 10 лк.

2.2.12. Земельные участки сельских общеобразовательных учреждений могут расширяться за счет сооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово-огородного инвентаря и др.

2.3. Требования к зданию

2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней — 250 человек, I, II и III ступеней — 500 человек.

Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.

2.3.2. Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания.

2.3.3. Высота здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство учреждений высотой в 4 этажа.

При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4 — 5-этажных зданиях, четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые обучающимися кабинеты.

2.3.4. При размещении учреждения в приспособленном здании набор помещений, их площади определяются по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов и прочего.

2.3.5. Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.

Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

2.3.6. Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.

2.3.7. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух-трех предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

2.3.8. Учащихся I ступени обучают в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

2.3.9. Для обучающихся II — III ступени допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.

В сельском общеобразовательном учреждении при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам.

Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия — биология, математика — черчение, черчение — рисование, история — география, литература — иностранный язык.

2.3.10. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.

2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 м 2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 м 2 — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

2.3.12. Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

2.3.13. Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов — парт). Он должен составлять не менее 35° для обучающихся II — III ступени и не менее 45° для обучающихся 6 — 7 лет.

2.3.14. При каждом кабинете или группе из 2 — 3 кабинетов организуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики).

2.3.15. При наличии в здании учреждения учебных мастерских, они должны использоваться по назначению. По согласованию с территориальным центром Госсанэпиднадзора, они могут быть переоборудованы соответственно профилю общеобразовательного учреждения, а также допускается их использование для внеклассных занятий по техническому творчеству и для работы обучающихся во внеурочное время.

2.3.16. При строительстве общеобразовательных учреждений, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения (с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи), для разностороннего развития личности обучающихся необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) с габаритами 12 ´ 12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству: кабинет эстетики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70 — 108 м 2 ) в зависимости от назначения нового образовательного учреждения.

В учреждениях с техническим профилем следует предусмотреть универсальное помещение площадью 108 м 2 (90 + 18) для технического творчества.

Учебно-художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка.

Исходя из позы при работе различными видами живописи (по акварельной живописи и рисунку — сидя, по масляной живописи — стоя), площадь на одно рабочее место составляет для масляной живописи — 3,5 м 2 , акварельной живописи и рисунка — 2,0 м 2 .

2.3.17. Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

Площади спортивных залов приняты 9 ´ 18 м, 12 ´ 24 м, 18 ´ 30 м при высоте не менее 6 м.

При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16 — 32 м 2 в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 м 2 каждая; душевые, площадью 9 м 2 каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 м 2 каждая; комната для инструктора, площадью 9 м 2 .

В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

2.3.18. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 м 2 на одно место и 60 % от общего количества обучающихся учреждения. При актовом зале предусматриваются артистические уборные, площадью не менее 10 м 2 каждая, кинопроекционная, площадью 27 м 2 , склад декораций и бутафории, музыкальных инструментов, площадью 10 м 2 , склад хранения костюмов, площадью 10 м 2 .

2.3.19. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели обучающихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 м 2 на одно место.

Смотрите так же:  Заявление донора на отгул

2.3.20. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами технических средств обучения (далее — ТСО), обеспечивающего условия для индивидуальных занятий обучающихся.

Площадь библиотеки — информационного центра — необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м 2 на одного обучающегося.

В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.

2.3.21. При строительстве и реконструкции современных общеобразовательных учреждений следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального типа.

2.3.22. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 м 2 ; кабинет зубного врача, площадью 12 м 2 , оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 м 2 ; кабинет психолога, площадью 10 м 2 .

При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в прилож. 1.

2.3.23. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м 2 на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Для обучающихся II и III ступеней обучения организуются комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 м 2 .

Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.

На каждом этаже предусматриваются помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.

2.3.24. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

2.3.25. Пункт признан утратившим силу согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45 .

2.3.26. Пункт признан утратившим силу согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45 .

2.4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «столы ученические» и «стулья ученические»

Номера мебели по ГОСТ 11015-93

Группа роста (мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТ 11015-93 (мм)

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТ 11016-93 (мм)

2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования (см):

· между рядами двухместных столов — не менее 60;

· между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

· между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены — не менее 50 — 70;

· от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70,

· от задней стены, являющейся наружной, — не менее 100; а при наличии оборотных классов — 120;

· от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

· от первой парты до учебной доски -240 — 270;

· наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

· высота нижнего края учебной доски над полом — 0 — 90;

· угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35° для обучающихся II — III ступени и не менее 45° для детей 6 — 7 лет.

2.4.4. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации.

Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.

В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

2.4.5. Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.

2.4.6. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

2.4.7. В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в передне-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков — не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 — 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

2.4.10. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму

2.5.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.

Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется.

В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 °С.

2.5.2. При проектировании в здании общеобразовательного учреждения воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах 40 — 60 %.

Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15 °С.

Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40 °С.

В учебных помещениях рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления не допускается.

Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.

Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни.

Использование асбестоцементных воздухопроводов не допускается.

2.5.3. Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных сельских учреждениях (не более 50 человек). Топка устраивается в коридоре.

Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее, чем за два часа до прихода обучающихся.

2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1 /50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

2.5.5. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно табл. 2.

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Длительность проветривания помещения, мин

в малые перемены

в большие перемены и между сменами

2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

· в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях — 18 — 20 °С при их обычном остеклении и 19 — 21 °С — при ленточном остеклении;

· в учебных мастерских — 15 — 17 °С;

· в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате — 18 — 20 °С;

· в кабинетах информатики — оптимальная 19 — 21 °С, допустимая 18 — 22 °С;

· в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий — 15 — 17 °С;

· в раздевалке спортивного зала — 19 — 23 °С;

· в кабинетах врачей — 21 — 23 °С;

· в рекреациях — 16 — 18 °С;

· в библиотеке — 17 — 21 °С,

· в вестибюле и гардеробе — 16 — 19 °С.

2.5.7. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше 5 °С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен при отсутствии обучающихся.

При достижении в помещении температуры воздуха в 15 — 14 °С проветривание зала следует прекращать.

2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40 — 60 %.

2.5.9. В туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция.

Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от пыли.

2.5.10. В мастерских для трудового обучения, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 м 3 в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

2.6. Требования к естественному и искусственному освещению

2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.

В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).

В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5 % (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).

Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3 : 1.

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток.

Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

Смотрите так же:  Уголовный кодекс рф мошенничество статья

Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

· для потолка — 0,7 — 0,8;

· для стен — 0,5 — 0,6;

· для пола — 0,3 — 0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

· для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

· для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый;

· для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;

· для дверей, оконных рам — белый.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

· сажать деревья не ближе 15 м, кустарник — не ближе 5 м от здания;

· не закрашивать оконные стекла;

· не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65 — 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

· очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

2.6.2. Искусственное освещение. В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению.

В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).

Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2 ´ 40, ЛП028-2 ´ 40, ЛП0022 ´ 40, ЛП034-4 ´ 36, ЦСП-5-2 ´ 40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.

Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м — в сторону класса перед доской.

При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк.

При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.

При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения.

В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается (ст. 29, п. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) * .

* Опубликован в «Российской газете» 06 апреля 1999 г. № 64 — 65 (2173 — 2174).

Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5° с. ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для этого рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с рекомендациями по проведению профилактического ультрафиолетового облучения людей с применением источников ультрафиолетового излучения.

2.7. Требования к водоснабжению и канализации

2.7.1. Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.

2.7.2. В общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация.

В случаях отсутствия в населенном пункте канализации и водопровода, водоснабжение и способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае согласуется с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.

2.7.3. Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

2.7.4. Использование в общеобразовательных учреждениях фильтров для очистки питьевой воды согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.

2.7.5. Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета.

Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.

2.7.6. В неканализованных районах общеобразовательные учреждения оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.

2.7.7. В неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений, вместимостью до 50 мест, люфтклозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков). Не следует выливать в выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений.

2.8. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании

2.8.1. При размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, столовую или буфет, медпункт или помещение для медицинского обеспечения, административно-хозяйственные помещения, санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.

2.8.2. Сдача в аренду помещений общеобразовательных учреждений другим организациям, индивидуальным предпринимателям осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о безопасности их деятельности для здоровья обучающихся.

2.8.3. Помещения столовой или буфета размещаются на 1 этаже и имеют отдельный выход.

В малочисленных учреждениях (с числом обучающихся меньше 100) при отсутствии пищеблока допускается организация питания детей в специально отведенном помещении по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.

2.8.4. Спортивный или физкультурный зал размещается на первом этаже и удален от учебных помещений, учительской и кабинета врача. При спортивном зале устраиваются раздевальные и душевые для мальчиков и девочек, оборудованные вешалками для одежды.

При отсутствии возможности оборудовать собственный физкультурный зал допускается использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательного учреждения, при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к спортивным залам.

2.8.5. Медицинский пункт располагается на первом этаже и включает кабинет врача и процедурную.

2.8.6. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.8.7. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используются цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

2.8.8. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

2.9. Требования к режиму образовательного процесса

2.9.1. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

при 6-дневной неделе

при 5-дневной неделе

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2 — 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 ч, при 5-дневной учебной неделе — 25 ч.

2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5 — 11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с табл. 3.

2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.

2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.

Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

· учебные занятия проводятся только в первую смену;

· 5-дневная учебная неделя;

· организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

· проведение не более 4 уроков в день;

· продолжительность уроков — не более 35 мин;

· организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 мин;

· использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;

· организация дневного сна, 3-разового питания и прогулок для детей, посещающих группу продленного дня;

· обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

· дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

· в сентябре, октябре — 3 урока по 35 мин каждый;

· со второй четверти — 4 урока по 35 мин каждый.

2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (прилож. 2 и 3).

2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (прилож. 4): проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 ч, без проведения нулевых уроков.

В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек.

Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 мин. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 в начальных классах и не более 6 — в 5 — 11-х классах.

Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).

С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико-психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение учащихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс-комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1-х и 3-х классов (1 + 3), 2-х и 3-х классов (2 + 3), 2-х и 4-х классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4-х классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (прилож. 5). В учреждениях, где со 2-го класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2-м классе — не более 20 мин, в 3-м — не более 25 мин; на уроках математики во 2-м классе — не более 15 мин, в 3-м — не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий.

Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов — не более 15 детей.

2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно табл. 4.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения