Трудовой кодекс

Трудовой кодекс – главный кодифицированный законодательный акт, который регулирует в РФ трудовые отношения между работодателем и наемным работником.
Этот основополагающий документ был разработан, исходя из положений предыдущего Закона – Кодекса законов о труде РСФСР (КЗоТ), который действовал с 1971 г. ТК введен в действие с 1 февраля 2002 г.

Структура Трудового Кодекса

Все эти документы только дополняют основной Закон, но они не могут расходиться в положениях или отрицать те факты, которые установлены ТК. В случае если в нормах ТК и подзаконных актах наблюдаются расхождения и несоответствия, правильными считаются те положения, которые зафиксированы в ТК.

  1. Создать необходимые правовые условия и гарантии для согласования интересов сторон трудовых отношений;
  2. Правовое регулирование трудовых отношений, связанных с разными аспектами трудовой деятельности;
  3. Создать благоприятные условия для труда и оптимальные возможности для управления персоналом.

Цель Трудового Кодекса – оптимально согласовать интересы всех сторон трудового договора, обеспечить реализацию их законных прав, ознакомить с обязанностями.
Поэтому ТК регулирует следующие сферы:

1) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

2) правовое регулирование труда отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, инвалидов, удаленных работников, вахтовиков и др.);

4) трудоустройство и увольнение;

5) порядок разрешения трудовых споров и ответственность;

7) правила оплаты и нормирования труда, учёта рабочего времени;

8) обязательное социальное страхование труда, порядок компенсаций при наступлении страховых случаев;

9) особенности заключения трудовых договоров разного типа;

10) время отдыха: выходные и нерабочие дни, отпуска;

11) правила ведения трудовых книжек и прочей кадровой документации;

12 социальное партнерство;

13) профессиональные союзы и взаимоотношения их с обеими сторонами трудового договора.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Трудовой кодекс рф введен в действие с 1

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)

Трудовой кодекс РФ (далее, также – ТК РФ) принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и вступил в действие с 1 февраля 2002 года.

Начало действия нижеприведенной редакции кодекса — 08 января 2019 года.

Первоначальный текст документа был опубликован в «Российской газете» (N 256, 31.12.2001г.), «Парламентской газете» (N 2-5, 05.01.2002г.), «Собрании законодательства РФ», (N 1 (ч. 1), ст. 3. 07.01.2002).

Трудовое право в России является одной из динамичных отраслей права. С момента вступления в действие Трудового кодекса РФ, в него внесены многочисленные изменения и дополнения. Кодекс дополнялся как статьями, так и целыми главами.

Трудовой договор – по-прежнему центральный институт трудового права. ТК РФ содержит нормы права, регулирующие условия труда, положения о заключении, изменении и прекращении действия трудового договора.

ТК РФ регламентирует нормы рабочего времени, режим; важное значение придается предоставлению перерывов, еженедельных дней отдыха и отпуска.

Трудовой кодекс РФ содержит положения, предусматривающие дифференциацию условий труда. Например, существенное значение придается регулированию труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до 18 лет, лиц, выполняющих работу на условиях совместительства.

Кодекс содержит положения, гарантирующие судебную защиту прав и свобод работников. Суды рассматривают дела по спорам об отказе в приеме на работу, о восстановлении на работе, о переводе на другую работу, а также о дискриминации со стороны работодателя.

Немалую (а может и главенствующую) роль в правоприменительной практике играют разъяснения Верховного Суда РФ о применении тех или иных положений трудового законодательства.

За время действия ТК РФ, Пленумом Верховным Судом РФ по целому ряду вопросов применения положений кодекса приняты соответствующие постановления:

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»

Некоторые разъяснения о применении норм ТК РФ содержатся также в обзорах судебной практики Верховного Суда РФ, утверждаемых Президиумом Верховного Суда РФ.

Имеет существенное значение и позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в постановлении КС РФ относительно того, соответствует ли Конституции смысл отдельных положений ТК РФ, придаваемый правоприменительной практикой.

Некоторую роль в судебной практике и ее формировании имеют и определения Конституционного суда РФ об отказе в принятии жалоб заявителей к рассмотрению ввиду неприемлемости, но содержащие правовую позицию Конституционного Суда РФ относительно правового смысла оспариваемого заявителем положения закона.

Федеральным закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ введена глава 53.1. «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). Положения данной главы действуют с 01.01.2016 года.

Ниже представлен текст документа :

Трудовой кодекс РФ в последней редакции с изменениями (внесенными Федеральным законом от 27.12.2018 N 542-ФЗ), вступившими в силу с 08.01.2019 года (ред 94).

К популярным статьям ТК РФ приведены комментарии в виде извлечений из постановлений Пленума ВС РФ, обзоров судебной практики Верховного Суда РФ, постановлений и определений Конституционного Суда РФ

30 декабря 2001 года

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
21 декабря 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2001 года

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные начала трудового законодательства

Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений,
основания возникновения трудовых отношений

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

Глава 3. Общие положения

Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Глава 5. Органы социального партнерства

Глава 6. Коллективные переговоры

Глава 7. Коллективные договоры и соглашения

Глава 8. Участие работников в управлении организацией

Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства

Раздел III. Трудовой договор

Глава 10. Общие положения

Глава 11. Заключение трудового договора

Глава 12. Изменение трудового договора

Глава 13. Прекращение трудового договора

Глава 14. Защита персональных данных работника

Раздел IV. Рабочее время

Глава 15. Общие положения

Глава 16. Режим рабочего времени

Раздел V. Время отдыха

Глава 17. Общие положения

Глава 18. Перерывы в работе.
Выходные и нерабочие праздничные дни

Глава 19. Отпуска

Раздел VI. Оплата и нормирование труда

Глава 20. Общие положения

Глава 21. Заработная плата

Глава 22. Нормирование труда

Раздел VII. Гарантии и компенсации

Глава 23. Общие положения

Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные
командировки, другие служебные поездки
и переезде на работу в другую местность

Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими
государственных или общественных обязанностей

Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу
с получением образования, а также работникам, допущенным
к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук

Глава 27. Гарантии и компенсации работникам,
связанные с расторжением трудового договора

Глава 28. Другие гарантии и компенсации

Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда

Глава 29. Общие положения

Глава 30. Дисциплина труда

Раздел IX. Квалификация работника, профессиональный
стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное
образование работников

Глава 31. Общие положения

Глава 32. Ученический договор

Раздел X. Охрана труда

Глава 33. Общие положения

Глава 34. Требования охраны труда

Глава 35. Организация охраны труда

Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда

Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора

Глава 37. Общие положения

Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником

Глава 39. Материальная ответственность работника

Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Глава 40. Общие положения

Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями

Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет

Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации
и членов коллегиального исполнительного органа организации

Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству

Глава 45. Особенности регулирования труда работников,
заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев

Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах

Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом

Глава 48. Особенности регулирования труда работников,
работающих у работодателей — физических лиц

Глава 48.1. Особенности регулирования труда лиц, работающих
у работодателей — субъектов малого предпринимательства,
которые отнесены к микропредприятием

Глава 49. Особенности регулирования труда надомников

Глава 49.1. Особенности регулирования труда дистанционных работников

Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Глава 50.1. Особенности регулирования труда работников,
являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства

Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта

Глава 51.1. Особенности регулирования труда работников,
занятых на подземных работах

Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников

Глава 52.1. Особенности регулирования труда научных работников,
руководителей научных организаций, их заместителей

Глава 53. Особенности регулирования труда работников,
направляемых на работу в дипломатические представительства
и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных
органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей

Глава 53.1. Особенности регулирования труда работников,
направляемых временно работодателем к другим физическим
лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении
труда работников (персонала)

Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций

Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров

Смотрите так же:  Услуги адвоката в пензе

Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников

Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод.
Рассмотрение и разрешение трудовых споров.
Ответственность за нарушение трудового законодательства
и иных актов, содержащих нормы трудового права

Глава 56. Общие положения

Глава 57. Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль
за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права

Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов
работников профессиональными союзами

Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав

Глава 60. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров

Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства
и иных актов, содержащих нормы трудового права

Раздел XIV. Заключительные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
30 декабря 2001 года
N 197-ФЗ

Трудовой кодекс РФ с комментариями и изменениями 2018 года

Трудовой кодекс РФ — кодифицированный законодательный акт (кодекс), регулирующий отношения в сфере труда. Трудовой кодекс Российской Федерации вступил в силу 1 февраля 2002 года и отменил ранее действующий КЗОТ РСФСР от 1971 года. Современный ТК РФ обладает преимущественным применением перед любыми иными ФЗ, постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ и иными нормативными и локальными (внутренними) актами организаций, регулирующими права и обязанности обеих сторон трудовых отношений. В данной редакции даются постатейные комментарии относительно трудовых отношений, устанавливаются права и обязательства работодателя и работника, перечисляются основные принципы организации работы.

Во многом он сохранил положения КЗОТ РСФСР 1971 года. Однако, были введены новые нормы, закрепившие права и обязанности отдельных категорий рабочих (например, спортсменов и тренеров). Также в современном Трудовом кодексе больше внимания уделено проблемам оплаты труда, процессу разрешения споров между сотрудником и работодателем. Все эти моменты наиболее полно раскрыты в комментариях к Трудовому кодексу. Стоит отметить, что с одной стороны он наделяет работников большими правами в вопросах трудоустройства и увольнения по инициативе работодателя, что позволяет им быть уверенными в сохранении рабочего места. С другой стороны, сведена к минимуму шанс профсоюзов участвовать в защите интересов работников.

Трудовой кодекс РФ 2018 года включает в себя 424 статьи с научными комментариями, сгруппированных по разделам. Каждый раздел, кроме Заключительных положений, состоит из глав. Можно выделить традиционное для российского законодательства разделение текста документа на общую и особенную часть. Изменения в Трудовой кодекс вносятся как ФЗ, так и согласно постановлениям Конституционного суда, в случае выявления последним несоответствия отдельных статей ТК положениям, зафиксированным в Конституции РФ. В целом, данный кодекс, вступивший в силу 1 февраля 2002 года, полностью соответствует международным нормам в сфере регулирования и организации работы.

В данной редакции трудового кодекса к каждой статье идут развёрнутые научные комментарии.

Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудово́й ко́декс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Разделы Трудового кодекса Российской Федерации

  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
  • Раздел III. Трудовой договор
  • Раздел IV. Рабочее время
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VII. Гарантии и компенсации
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда
  • Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
  • Раздел X. Охрана труда
  • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
  • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
  • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  • Раздел XIV. Заключительные положения

Кодекс 1918 года

Первый российский кодекс законов о труде был принят большевиками в 1918 году. Основной задачей кодекса было регулирование взаимоотношений между трудящимся и работодателем [1] .

Кодексом вводились следующие понятия:

  • трудящиеся — лица, работающие за вознаграждение;
  • вознаграждение за труд — предоставлялось в виде денег, услуг (например предоставление помещения для жилья) или продукции (в том числе продовольствие);
  • прожиточный минимум — установленное для данной местности минимальное вознаграждение за труд;
  • предварительное испытание — определённый срок, предшествующий окончательному приёму на длительную работу;
  • нормальное рабочее время — время, установленное для производства данной работы тарифным положением;
  • посменная работа — непрерывная работа, для выполнения которой требуется несколько рабочих смен;
  • сверхурочная работа — работа сверх нормального рабочего времени, допускалась в исключительных случаях;
  • праздничные дни — установленные дни, в которые работа не производится;
  • норма выработки — установленный расценочной комиссией и утвержденный отделом труда объём работ, производимый в нормальных условиях в течение нормального рабочего времени;
  • инспекция труда — орган, осуществляющий охрану жизни, здоровья и труда лиц, занятых хозяйственной деятельностью;
  • отдел распределения рабочей силы — орган, занимающийся учётом безработных и предоставлением им рабочих мест.

В первом кодексе вводились следующие обязанности трудящихся:

  • трудовая повинность — обязанность каждого гражданина РСФСР;
  • персональная трудовая книжка — документ с отметками о произведенных работах, полученных вознаграждениях и пособиях;
  • возможность привлечения к сверхурочным работам взрослого мужского трудоспособного населения;
  • выполнение количества работ не менее установленных норм выработки;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка;
  • сообщение отделу распределения силы и профсоюзу о факте замещения на рабочем месте трудящегося, самовольно оставившего рабочее место.

Декларировались следующие права трудящихся:

  • право на труд — право на применение труда по своей специальности и за установленное вознаграждение;
  • вознаграждение за труд не ниже установленного прожиточного минимума;
  • получение вознаграждения за труд не реже чем раз в две недели;
  • возможность увольнения по собственному желанию (фактически это право элиминировалось необходимостью обоснования причины увольнения, которое устроило бы орган рабочего самоуправления);
  • длительность нормального рабочего времени не более 8 дневных или 7 ночных часов в сутки.
  • сокращённое рабочее время для лиц моложе 18-ти лет;
  • сокращённое рабочее время на тяжких и вредных работах;
  • обеденный перерыв;
  • дополнительный перерыв для кормящих ребенка грудью;
  • еженедельный непрерывный отдых в течение не менее 42 часов;
  • сокращённый рабочий день перед днём отдыха;
  • ежегодный отпуск;
  • денежное пособие и бесплатная врачебная помощь по случаю болезни, беременности и родам;
  • пособие по безработице в размере положенного трудящемуся вознаграждения за труд согласно его тарифу, группе и категории;
  • пособие трудящимся, работающим не по специальности.

Кодекс явным образом запрещал трудящимся работать во время ежегодного отпуска и в праздники. При установлении факта таких работ с трудящегося удерживалось полученное им при этом вознаграждение. Также запрещалось получение дополнительного вознаграждения за труд кроме как за нормальное рабочее время и за сверхурочное время. Запрещалась оплата труда авансом.

Вводились следующие фонды:

  • Фонд страхования безработных;
  • Местные больничные кассы.

Через 4 года, в 1922 году кодекс был пересмотрен.

Кодекс 1922 года

Второй кодекс был принят постановлением ВЦИК за подписями М. Калинина, народного комиссара труда В. Шмидта, секретаря ВЦИКа Енукидзе в ноябре 1922 года. Новый кодекс из 192 статей отразил в себе принятый в 1921 году курс Новой Экономической Политики, а также аспекты трудовой деятельности граждан, многие из которых сохранились до настоящего времени [2] .

По сравнению с предыдущим кодексом вводились новые понятия, такие как:

Кодекс устанавливал 8-часовой рабочий день, непрерывный отдых, продолжительностью не менее 42 часов [3] , ежегодный очередной оплачиваемый 2-недельный отпуск. Запрещалась эксплуатация детского труда (до 16 лет). Для женщин предусматривалось освобождение от работ на время до родов и после родов: 6 недель до и 6 недель после — для работников умственного труда, 8 недель — для работников физического труда; также вводились дополнительные (кроме обеденных) перерывы для кормления грудных детей.

Кодексом устанавливался список государственных праздников, а также вводилось понятие профессий «конторского и умственного труда». Отсутствовала пенсия по старости, вместо этого было лишь «право на социальное обеспечение при инвалидности.»

С некоторыми поправками кодекс действовал почти половину столетия.

Кодекс Законов о труде 1971 года (КЗоТ)

В 1971 году был принят новый кодекс, который устанавливал 41-часовую рабочую неделю, добавлял новые праздничные дни и новые льготы, в том числе устанавливал право на отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3 [источник не указан 856 дней] лет с сохранением рабочего места. Новый кодекс был более мягким по сравнению с кодексом 1922 года.

Утратил силу 1 февраля 2002 года.

Действующий трудовой кодекс

Новый трудовой кодекс был принят в 2001 и вступил в силу в 2002 году. По мнению профсоюзов, этот кодекс предусматривает увеличение сверхурочного рабочего времени (как рабочей недели, так и рабочего дня), в результате чего увеличилось число ДТП с «перерабатывающими» водителями [4] . Вместе с тем, отпуск по уходу за ребенком урезается вдвое с 3 до 1.5 лет [5] . Профсоюзы окончательно потеряли возможность, как представлять интересы работников, так и сопротивляться массовым сокращениям [6] . Вместе с тем, кодекс ввел запрет на увольнение во время болезни или отпуска, а также на увольнение без выплаты двухмесячного содержания [7]

Осенью 2010 года Российский союз промышленников и предпринимателей (Шохин) разработал поправки к Трудовому кодексу России для борьбы с кризисом и безработицей и предложил увеличить рабочую неделю до 60 часов, рабочий день до 12 часов. [8] [9] По действующему кодексу рабочая неделя не может превышать 40 часов, рабочий день — 8 часов.

Статья 19 ТК РФ. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Смотрите так же:  Приказ мзср 302н от 12.04.2011 302н

Комментарии к ст. 19 ТК РФ

1. Особенности назначения на должности в прокуратуре определены в Федеральном законе (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации».

2. Приказом Минтопэнерго России от 21 октября 1997 г. N 299 закреплен порядок назначения на должность руководителей государственных унитарных предприятий.

3. Приложением N 3 к Приказу Минздрава России от 16 июля 1997 г. N 209 введен в действие Порядок назначения (освобождения) на должности номенклатуры Министерства здравоохранения Российской Федерации.

4. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в вузах предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

Замещение всех должностей научно-педагогических работников в вузе, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, производится по трудовому договору, заключаемому на срок до 5 лет. При замещении должностей научно-педагогических работников заключению трудового договора (контракта) предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Должности декана факультета, заведующего кафедрой являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами вузов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. N 19-П положения п. 3 ст. 20 указанного Федерального закона, предусматривающие возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных вузах, признаны не соответствующими Конституции РФ.

В государственных и муниципальных вузах должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору (контракту). Срок окончания срочного трудового договора (контракта), заключаемого проректором с вузом, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.

По представлению ученого совета вуза учредитель (учредители) вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста 70 лет.

Для других должностей указанный срок может продлеваться ректором по представлению ученого совета вуза.

5. Статья 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу:

«1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и ч. ч. 1 — 3 ст. 31 настоящего Федерального закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов конкурсной комиссии.

9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом».

6. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112.

7. Также см. Приказ Федерального дорожного агентства от 4 марта 2005 г. N 21 «О конкурсной комиссии Федерального дорожного агентства по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы».

Трудовой кодекс рф введен в действие с 1

К.Н. Гусов
Доктор юридических наук, профессор, академик РАСН, заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения, заслуженный деятель науки РФ
Московская государственная юридическая академия. 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

В статье анализируются основные достоинства и недостатки Трудового кодекса РФ. Предлагаются пути дальнейшего развития некоторых таких достоинств и пути преодоления некоторых таких недостатков.

Ключевые слова: Трудовой кодекс РФ; права работников; основополагающие принципы в сфере труда

В XXI век Российская Федерация вступила с новым Трудовым кодексом, который явился четвертым кодифицированным источником трудового права, направленным на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Он введен в действие с 1 февраля 2002 г. С его появлением в России начался новый этап реформирования трудового законодательства, связанный с необходимостью принятия федеральных законов, иных нормативных правовых актов, которые предусмотрены соответствующими статьями Трудового кодекса либо следуют из них. В Трудовом кодексе РФ четко определены три основные цели трудового законодательства: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; создание благоприятных условий труда; защита прав и интересов работников и работодателей.

Необходимо отметить, что в Трудовом кодексе РФ впервые устанавливается механизм, который гарантирует его приоритет. В случае противоречия между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется анализируемый кодифицированный федеральный закон. Если вновь принятый федеральный закон содержит нормы трудового права, противоречащие Трудовому кодексу РФ, то федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ.

На совершенствование российского трудового законодательства решающее влияние оказывали и оказывают процессы интернационализации и регионализации трудового права. Они основываются на нормах международного права, содержащихся в пактах и конвенциях ООН о правах человека, декларациях, конвенциях и рекомендациях МОТ, в нормативных актах региональных организаций, таких как Европейская социальная хартия, Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств и др.

Таким образом, конец XX столетия ознаменовался расширением комплекса прав в сфере труда. Мировое сообщество выработало основополагающие принципы и права в сфере труда. Эти принципы и права получили свое закрепление в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятой 18 июня 1998 г. В ней МОТ заявила, что все государства-члены МОТ имеют обязательства, вытекающие из единственного факта их членства в указанной организации, соблюдать, укреплять и реализовывать в духе доброй воли и в соответствие с Уставом МОТ принципы, касающиеся основополагающих прав человека: 1) свободу ассоциации и реальное признание права на ведение коллективных переговоров; 2) упразднение всех форм принудительного и обязательного труда; 3) реальное запрещение детского труда; 4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Основными задачами трудового законодательства в соответствии со ст. 1 Трудового кодекса РФ являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. Впервые законодатель в Трудовом кодексе РФ закрепил круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права, среди которых главными являются трудовые отношения, а также иные непосредственно связанные с ними отношения. Последние могут предшествовать, сопутствовать либо приходить на смену трудовым.

Как известно, в теории права выделяют две формы отражения принципов в законодательстве: текстуальную, когда формулировка принципа находит закрепление непосредственно в правовой норме, и смысловую, когда принцип выводится из нормы. В Российской Федерации до 1 февраля 2002 г. принципы трудового права не были текстуально сформулированы в качестве общих начал ни в одном акте трудового законодательства. Правда, здесь следует отметить, что отдельные основные принципы, относящиеся к трудовому праву, в той или иной форме закреплялись Конституцией РФ, а отчасти содержались и в КЗоТ РФ 1971 г. Но это не меняло ситуацию в целом. Основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права и в соответствии с Конституцией РФ, впервые в действующем Трудовом кодексе РФ получили закрепление девятнадцать основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Таким образом, наблюдается законодательное закрепление отраслевых принципов трудового права, которые выступают фундаментом, каркасом отрасли. Они характеризуют содержание норм трудового права, выявляют наиболее значимые их признаки, определяют положение субъектов трудового права, их права и обязанности. Необходимо отметить и то, что они позволяют понять суть трудового права как особой самостоятельной отрасли, одной из основных целей которой является защита трудовых прав человека труда. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм трудового права, они предопределяют и пути дальнейшего совершенствования правового регулирования в сфере трудовых отношений.

Смотрите так же:  Расторжение договора возврат предоплаты

Особым достоинством Трудового кодекса РФ является и то, что в нем расширены и конкретизированы, по сравнению с ранее действующим КЗоТ РФ 1971 г., принципиальные правовые положения, устанавливающие и регламентирующие запрещение дискриминации в сфере труда. Запрещение дискриминации в сфере труда является одним из основных принципов трудового права. Следует подчеркнуть, что Трудовой кодекс РФ запрещению дискриминации отводит и самостоятельную статью – это ст. 3, в которой прямо говорится о запрещении дискриминации в сфере труда. В ней нормативно закреплено основное содержание самой правовой регламентации такого запрещения. Дискриминация в сфере труда является бесспорным основанием для обращения в суд с заявлением об устранении дискриминации. Если дискриминацией причинен материальный ущерб, то он подлежит возмещению. Как свидетельствует судебная практика, встречаются случаи, когда труд работников, к сожалению, оплачивается не в соответствии с их должностью, квалификацией, и тогда суды выносят решение о взыскании недополученных сумм.

Надо обратить особое внимание на правило о судебной защите от дискриминации в сфере труда. В первоначальном тексте Трудового кодекса РФ допускалась возможность обращения кроме суда и в органы Федеральной инспекции труда. Однако новая редакция ст. 3 не предусматривает такого обращения, так как органы Федеральной инспекции труда не должны выполнять юрисдикционные функции, которые присущи судам. Кроме того, в Трудовом кодексе запрещение дискриминации в сфере труда дополнительно конкретизируется специальными указаниями в отдельных статьях. Так, например, в ст. 64 указывается на недопущение дискриминации при заключении трудового договора или в ч. 2 ст. 132 – при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.

Таким образом, в действующем Трудовом кодексе полностью воплощены положения Конвенции МОТ №111 «О дискриминации в области труда и занятий» от 25 июня 1958 г.

Трудовой кодекс РФ, реализуя конституционное положение о запрещении принудительного труда, содержит ст. 4 о принудительном труде. В ней дается определение принудительного труда, указывается, что относится к принудительному труду и что не охватывается этим понятием. Расширение понятия принудительного труда усиливает гарантии соблюдения трудовых прав работников, дает им право приостанавливать выполнение своих трудовых обязанностей (ст. 142) или отказаться от такой работы (ст. 379).

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ определено понятие трудового законодательства как законодательства, состоящего из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Сформулированное в данной статье определение соответствует отсылочным статьям Трудового кодекса, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, включая законы, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому им вопросу. Тем самым обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

В настоящее время в Трудовом кодексе РФ расширены договорные принципы регулирования трудовых отношений.

Бесспорно, к достоинствам Трудового кодекса РФ следует отнести и ст. 6, где дается разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Заслуживает внимания закрепление в Трудовом кодексе РФ ряда норм, посвященных сфере действия трудового права по кругу лиц, во времени и в пространстве (ст. 11–13).

Подчеркивая достоинства Трудового кодекса РФ, необходимо специально отметить главу 2, посвященную трудовым отношениям, основаниям их возникновения и существования во времени.

Следует подчеркнуть, что Трудовой кодекс РФ дал новый импульс развитию социального партнерства в сфере труда, которому законодатель отвел часть вторую. В частности, показательно, что сформулировано легальное понятие социального партнерства, установлены уровни и формы социального партнерства. В развитие ст. 33 Трудового кодекса РФ, которая посвящена представителям работодателя, принят Федеральный закон «Об объединениях работодателей» от 20 ноября 2002 г. В нем определен правовой статус объединений работодателей, применяющих труд работников. В п. 1 ст. 33 указанного закона законодатель конкретизирует по сравнению со ст. 33 Трудового кодекса РФ понятие «объединения работодателей».

Важно отметить и то, что в Трудовом кодексе РФ появился самостоятельный раздел IX, посвященный профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников. В данном разделе глава 32 отведена ученическому договору. Это дает полное основание утверждать, что ученический договор – это самостоятельный договор в трудовом праве. По данному договору работодатель – юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации – ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Законодатель подчеркивает, что ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

Одним из достоинств Трудового кодекса РФ в ч. 4 является наличие большого количества правовых норм, которые предусматривают особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Так, Федеральным законом от 28 февраля 2008 г. №13-ФЗ данный раздел дополнен главой 54-1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров». В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» на спортсменов распространяются нормы трудового законодательства. В ст. 448-1 Трудовой кодекс РФ объединил всех спортсменов общим понятием, что, как думается, является правильным и позволяет восполнить пробел и четко толковать термины в правоприменительной практике.

Продолжая ту же мысль, целесообразно подчеркнуть, что в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 25 октября 2008 г. №80-ФЗ была введена ст. 64-1, которая посвящена условиям заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими.

Определенное отражение в Трудовом кодексе РФ получила ситуация с существенным реформированием порядка оплаты труда работников организаций, финансируемых за счет федерального бюджета. Как известно, с 1 декабря 2008 г. была отменена Единая тарифная сетка, в соответствии с которой оплачивался труд работников бюджетной сферы. В настоящее время оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и учреждений государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений, подразделений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба». Указанное постановление Правительства закрепило ряд особых правил. Оно утвердило Положение об установлении системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений. Оно возложило на Минздравсоцразвития РФ обязанность утвердить пакет иных нормативных правовых актов и дать свои разъяснения по вопросам, связанным с применением данного постановления Правительства. В анализируемом правительственном акте установлено: федеральные государственные органы – учреждения, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, по согласованию с Минздравсоцразвития РФ утверждают перечни основного персонала по всем видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений и примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности.

Надо заметить, что Трудовой кодекс РФ содержит и множество других позитивных нормативных положений. Анализ содержания Трудового кодекса РФ свидетельствует прежде всего о том, что его принятие является важнейшим этапом реформирования российского законодательства о труде в условиях рыночной экономики. Вместе с тем надо подчеркнуть, что Трудовой кодекс РФ выдвигает и ряд задач по совершенствованию трудового законодательства и дальнейшему его реформированию. К сожалению, кроме позитивных мотивов к этому подталкивают и ряд пробелов, коллизий, неточностей, которые необходимо устранить.

В частности, законодателю необходимо самым серьезным образом еще раз тщательно выверить, в какой мере отдельные нормы Трудового кодекса РФ соответствуют международным стандартам в сфере труда и Конституции РФ. Так, из четырех основополагающих принципов и прав в сфере труда, по Декларации МОТ 1998 г., первый и третий, как думается, пока не получили своего достаточно полного отражения в Трудовом кодексе РФ. Высокий уровень беспризорности, большое количество детей-сирот при живых родителях, невысокие доходы занятого населения фактически создают предпосылки для использования в стране детского труда, хотя федеральные программы по устранению этого явления приняты и должны реализоваться.

С учетом изложенного надо признать следующее. Несмотря на существенные изменения, внесенные в действующий Трудовой кодекс РФ Федеральным законом №90-ФЗ от 30 июня 2006 г., Государственной Думе РФ необходимо как можно быстрее принять очередной Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Законодателю надо определиться, какие изменения и дополнения должны быть внесены в Трудовой кодекс РФ в первую очередь. Наверное, это должно быть отнесено прежде всего к устранению имеющихся противоречий между отдельными статьями Трудового кодекса РФ, создающими значительные трудности при их применении. Например, это относится к ст. 6, ст. 252 и ст. 351 Трудового кодекса РФ в части возможностей для нормотворчества субъектов РФ. Еще одним примером служит то обстоятельство, что Трудовой кодекс РФ не содержит определений понятий «локальный нормативный акт», «деловые качества работника», «аморальный проступок», «другая местность», «отпуск», «ученический договор», «самозащита» и др. Все эти упущения являются пробелами в трудовом праве, требующими своего устранения.

С вступлением в силу Трудового кодекса РФ законодателю следует активнее работать в плане принятия новых федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов. Речь должна идти о тех законах и иных нормативных правовых актах, принятие которых непосредственно предусмотрено в тексте соответствующих статей Трудового кодекса РФ, либо это вытекает из их содержания. Например, явно целесообразны разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов исходя из текста, предусмотренного в статьях 28, 92, 316, 331, 251, 421 ТК РФ. На сегодняшний день, по имеющейся информации, принято лишь менее половины таких актов. До принятия в подобных случаях новых нормативных правовых актов правоприменители, к сожалению, вынуждены руководствоваться действующими актами, самостоятельно определяя, в какой мере они соответствуют положениям Трудового кодекса РФ. Российский законодатель в соответствие с ч. 2 ст. 422 Трудового кодекса РФ в короткие сроки должен решить вопрос и о признании утратившими силу устаревших актов (отдельных их норм) или о приведении их в соответствие с Трудовым кодексом РФ.