Уголовный кодекс 1922 смертная казнь

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ НАКАЗАНИЙ, КОТОРЫЕ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 1917 ПО 1996 гг.

А.И. Сакаев, к.ю.н.

При формировании советской системы наказаний в уголовном праве большое значение оказали изданные 12 декабря 1919 года Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Став первым уголовным правовым актом, систематизировавшим двухлетний опыт применения уголовного закона и революционного правотворчества, они внесли неоценимый вклад в развитие Общей части уголовного законодательства России советского периода.

Руководящие начала по уголовному праву включали в себя введение и восемь разделов:

об уголовном праве;

об уголовном правосудии;

о преступлении и наказании;

о стадиях осуществления преступления;

об условном осуждении;

о пространстве действия уголовного права;

В Руководящих началах был предусмотрен весьма широкий перечень наказаний, включивший пятнадцать их видов. Так, Руководящие начала впервые в отечественном праве (в статье 7) зафиксировали определение понятия наказания, в котором, в частности, указывалось, что: «… наказание — это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает законный порядок общественных отношений от нарушителей (преступников)» 1 . «Руководящие начала» включали в систему наказаний следующие их виды:

  • внушение;
  • выражение общественного порицания;
  • принуждение к действию, не представляющему физического лишения (например, пройти известный курс обучения);
  • объявление под бойкотом;
  • исключение из объединения на время или навсегда;
  • восстановление, а при невозможности его — возмещение причиненного ущерба;
  • отрешение от должности;
  • воспрещение занимать ту или иную должность или исполнять ту или другую работу;
  • конфискация всего или части имущества;
  • лишение политических прав;
  • объявление врагом революции или народа;
  • принудительные работы без помещения в места лишения свободы;
  • лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события;
  • объявление вне закона;
  • расстрел;
  • сочетание вышеназванных видов наказания.

Система наказаний строилась по принципу расположения видов наказаний в порядке — от наиболее легких к более тяжким. Перечень наказаний в Руководящих началах не был исчерпывающим, то есть суды были наделены правом применять наказания и не предусмотренные «Руководящими началами», однако относительно смертной казни было установлено, что народные суды применять ее не могут.

Руководящих началах говорилось о возможности применения условного осуждения, когда судом определено наказание в виде заключения под стражу при наличии указанных в ст. 26 этого законодательного акта смягчающих обстоятельств. В ст. 4 этого нормативно-правового акта было предусмотрено, что: «Советское уголовное право в РСФСР осуществляется органами советского правосудия (народным судом и революционным трибуналом)». Эта норма фактически упразднила самосуд как способ наказания.

Вместе с тем в Руководящих началах допускалась возможность назначения лишения свободы на неопределенный срок, то есть до наступления известного события, которое трактовалось как полная победа мировой революции. Несмотря на некоторые недостатки, Руководящие начала впервые установили, хотя и примерную, но уже четкую систему уголовных наказаний, которая явилась основной базой в борьбе с преступностью и сыграла неоценимую роль в разработке УК РСФСР 1922 г.

Отражением нового периода в жизни общества, явился принятый 24 мая 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 июня 1922 г. УК РСФСР 1922 г. состоял из Общей и Особенной частей, представлявших собой четкую систему уголовно правовых норм. Так, в УК 1922 г. наряду с термином «наказание» встречается термин «меры социальной защиты», отражающий политизированные взгляды УК на цели и задачи наказания в условиях социалистических преобразований, происходивших в обществе.

Согласно ст. 8 этого УК РСФСР, наказание и другие меры социальной защиты применялись с целью:

  • общего предупреждения новых преступлений как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых элементов общества;
  • приспособления нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия;

лишения преступника возможности совершения дальнейших преступлений.

Система наказаний по УК 1922 г. включала в себя следующие виды наказания (ст. 32 УК):

  1. изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;
  2. лишение свободы со строгой изоляцией или без токовой;
  3. принудительные работы без содержания под стражей;
  4. условное осуждение;
  5. конфискация имущества — полная или частичная;
  6. штраф;
  7. поражение прав;
  8. увольнение от должности;
  9. общественное порицание;
  10. возложение обязанности загладить вред.

В перечне наказаний нет расстрела. Эта исключительная мера наказания была предусмотрена отдельно в ст. 33 УК. Максимальный срок лишения свободы по УК 1922 г. был установлен в десять лет, а минимальный — шесть месяцев. В систему наказаний не вошли предусматривавшиеся в Руководящих началах 1919 г.: объявление вне закона, объявление врагом народа или революции, объявление под бойкотом. Вместе с тем система уголовных наказаний по УК 1922 г. была дополнена новыми ее видами: изгнание из пределов РСФСР (п. «1» ст. 32) и штраф (п. «6» ст. 32). В перечень наказаний было включено в качестве вида наказания и условное осуждение (п. «4г» ст. 32). УК 1922 г. не сохранил за судьями права дополнять перечень наказаний иными наказаниями, не предусмотренными законом.

Помимо перечисленных видов наказаний по УК 1922 г. были установлены четыре вида «других мер социальной защиты, заменяющих по приговору суда наказание или следующих за ним». Согласно ст. 46 УК 1922 г. к таковым относились:

  • помещение в учреждения для умственно- и морально-дефективных;
  • принудительное лечение;
  • воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью или промыслом;
  • удаление из определенной местности.

Принудительные меры без содержания под стражей назначались на срок от семи дней до одного года. Согласно ст. 48 УК 1922 г. лица, осужденные судом и признанные им социально опасными вследствие систематических злоупотреблений при занятии своей профессией или промыслом или при исполнении должности, могли быть приговором суда лишены права заниматься данной профессией или промыслом или принимать на себя выполнение определенных обязанностей на срок не свыше пяти лет. Социально опасные лица подлежали высылке и заключению в лагерь принудительных работ на месте высылки на срок не свыше трех лет (ст. 49). Новый толчок развитию уголовного законодательства придало принятие Декларации и Договора об образовании СССР 30 декабря 1922 года, принятие Конституции СССР 1924 года, что, в свою очередь, послужило разделению компетенции по созданию уголовного законодательства между СССР и союзными республиками.

Расширился и спектр действия общесоюзного уголовного законодательства, включавшего в себя: Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 года; Положение о государственных преступлениях 1927 года; Положение о воинских преступлениях 1924 года и 1927 года и другие законодательные акты. Термин «наказание» в эти годы был упразднен и заменен термином «меры социальной защиты», а определение понятия преступления и наличие правил о допустимости аналогии закона и вовсе отсутствовали.

Лишение свободы и принудительные работы без содержания под стражей согласно этим законодательным актам ставили в качестве цели их применения как общее предупреждение преступлений со стороны неустойчивых элементов общества, так и предупреждение дальнейших посягательств преступного элемента и обязательно соединяясь с мерами исправительно-трудового воздействия 2 . Меры социальной защиты применялись с целью: предупреждения преступлений, лишения общественно опасных элементов возможности совершить новые преступления, исправительно-трудового воздействия на осужденных.

Задачи возмездия и кары уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик перед собой не ставило. Все меры социальной защиты по Основным началам Уголовного законодательства 1924 г. не должны были иметь целью причинение физического страдания и унижение человеческого достоинства.

К мерам социальной защиты по Основным началам Уголовного законодательства 1924 г. относились (ст. 13):

  • объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда;
  • лишение свободы со строгой изоляцией;
  • лишение свободы без строгой изоляции;
  • принудительные работы без лишения свободы;
  • поражение прав;
  • удаление из пределов Союза ССР на срок;
  • удаление из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности с поселением в тех или иных местностях или без такового с запрещением проживания в тех или иных местностях или без такового запрещения;
  • увольнение от должности;
  • запрещение занятия той или иной должности или занятия той или иной деятельностью или промыслом;
  • общественное порицание;
  • конфискация имущества;
  • штраф;
  • предостережение.

Основные начала Уголовного законодательства 1924 г. исключили из системы видов наказаний условное осуждение и рассматривали его как форму условного освобождения от реального отбывания в виде лишения свободы и исправительно-трудовых работ. Изгнание из пределов СССР бессрочно было заменено объявлением врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнанием навсегда из пределов СССР. Изгнание на срок было заменено удалением из пределов союзной республики или отдельной местности.

Предостережение как мера социальной защиты могло применяться и при оправдательном приговоре. Смертная казнь не была включена в общий перечень наказаний (ст. 13). Расстрел как исключительная мера социальной защиты был предусмотрен в Примечании 2 к ст. 13 Основных начал, где было установлено, что исключительная мера не применяется к лицам, не достигшим 18 лет, а также к женщинам, находящимся в состоянии беременности. УК РСФСР 1926г. был преемником УК 1922 г., ставившим основной задачей охрану социалистического государства рабочих и крестьян и установленного в нем правопорядка от общественно опасных действий путем применения мер социальной защиты.

Общая часть этого УК была построена на базе Основных начал 1924 г. УК 1926 г. давал определение понятия преступления, уточнил цели и принципы назначения наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания. Этот УК дополнил систему мер социальной защиты возложением обязанности загладить причиненный вред. Увольнение от должности было соединено с запрещением занятия той или иной должности и без этого, а поражение прав было названо иначе: поражением политических и отдельных гражданских прав.

Смотрите так же:  Заявление расторжение договора банковского счета

Смертная казнь по УК 1926 г. также не была включена в перечень системы наказаний (ст. 20 УК). Однако спустя два года ВЦИК внес в УК дополнения, включив в систему мер социальной защиты новые виды наказаний: снятие с работы на разные сроки, лишение права занимать ответственные или выборные должности; выговор с опубликованием на общих собраниях предприятий, либо в печати; запрещение выезда и высылки из данной местности на небольшие сроки (I Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 26 марта 1928 г. по докладам НКЮ и НКВД «О карательной политике и состоянии мест заключения»).

Это явилось предпосылкой нового постановления ЦИК и СНК СССР 1934 г., внесшего добавление к мерам социальной защиты, применительно к лицам общественно опасным, хотя и не совершившим конкретных преступлений. Таковыми являлись:

  • ссылка на срок до 5 лет под гласный надзор;
  • высылка на срок до 5 лет под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах;
  • заключение в исправительно-трудовых лагерях на срок до 5 лет;
  • высылка из пределов СССР иностранцев, являющихся общественно опасными.

Тюремное заключение было введено в 1936 г. Карательная политика в этот период считалась приоритетной в отношении классовых врагов и деклассированных преступников-профессионалов и рецидивистов. Исправительные лагеря имели своей основной задачей — охрану общества от особо социально опасных правонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественно полезным трудом, и приспособление этих нарушителей к условиям трудового общежития. УК РСФСР 1926 г. действовал до 1961 г., т.е. до принятия Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Основы устранили излишнюю громоздкость и классовую направленность прежней системы наказаний.

В Основы Уголовного законодательства 1958 г. и УК 1960 г. был внесен ряд изменений, существенно повлиявших на укрепление законности. В Основах Уголовного законодательства прочно установился термин «наказание», четко были определены цели наказания. Максимальный срок лишения свободы был снижен с 25 лет до 10 лет. И только за особо тяжкие преступления и преступления, совершенные особо опасными рецидивистами, срок лишения свободы мог назначаться судом до 15 лет. В качестве основного и в качестве дополнительного наказания могли применяться ссылка, высылка, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф.

Основы Уголовного законодательства 1958 г. исключили из системы уголовного наказания ряд видов наказаний, таких как объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнание из пределов СССР навсегда; удаление из пределов СССР на срок; объявление вне закона; поражение прав; предостережение. Более точно были сформулированы условия применения наказания в виде исправительных работ без лишения свободы; ссылки и высылки. УК 1960 г. предусмотрел в качестве наказаний увольнение от должности и возложение обязанности загладить причиненный вред.

Смертная казнь не вошла в систему наказаний по УК 1960 г., а определялась как исключительная мера наказания за особо опасные государственные преступления и за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах, а с 1962 г.- за бандитизм, посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника; изнасилование при особо отягчающих обстоятельствах и взяточничество; совершенное при особо отягчающих обстоятельствах. По прошествии определенного времени, с учетом происшедших социально-политических преобразований в общественной жизни, в УК 1960 г. был введен ряд новых видов наказаний. В 1982 г. в УК 1960 г. было введено наказание в виде направления в воспитательно-трудовой профилакторий, применяемое к лицам, занимающимся бродяжничеством или попрошайничеством, либо ведущим паразитический образ жизни. Позднее этот вид наказаний был упразднен. В 1993 г. из УК России были исключены такие наказания, как ссылка и высылка, так как эти меры наказания применялись редко, а значит, утратили свою эффективность в отличие от предыдущих десятилетий. Новый УК России 1996 г. существенно модифицировал систему наказаний. Этот УК в основу построения системы наказаний положил критерий их сравнительной тяжести, они снова расположены от менее строгих к более строгим. УК 1996 г. не включил в систему наказаний общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред и увольнение от должности в силу ряда причин экономического, политического и социального характера. В УК 1996 г. появились и новые виды наказаний, такие как: обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы и арест. Они преследуют, в первую очередь следующую цель — ограничение практики применения лишения свободы. В перечень видов наказания (ст. 44 УК) включены пожизненное лишение свободы, смертная казнь, так как наше общество еще не готово к ее отмене в силу ряда причин.

Уголовный кодекс 1922 смертная казнь

В настоящее время в России действует мораторий на смертную казнь. Высшая мера наказания за особо тяжкие преступления заменяется пожизненным тюремным заключением. Однако, в СССР смертная казнь применялась достаточно широко. За что же мог приговорить к высшей мере советский суд, самый гуманный в мире? В разные годы существования советской власти ситуация была разной.

Первые годы Советской власти и Гражданская война

Сразу после победы Октябрьской революции смертная казнь была отменена. Однако, затем ее восстановили в связи с принятием постановления «О красном терроре». В основном, она применялась к политическим противникам новой власти. Расстрелять могли и за контрреволюционную пропаганду, и за мародерство. В порядке производства нормального уголовного процесса смертная казнь почти не применялась по очень простой причине: уголовных дел в ситуации Гражданской войны заводили крайне мало. В этот период очень часто расстрел применялся в порядке внесудебной расправы. Помимо расстрела в этот период практиковалось и повешение.

Период правления Сталина

В 1922 году был принят запрет на применение смертной казни по отношению к лицам, не достигшим 18 лет и к беременным женщинам. Тогда же в УК РСФС был впервые приведен перечень преступлений, за которые полагалась смертная казнь. В этот перечень вошли: контрреволюционная деятельность, преступления против порядка управления (массовые беспорядки, бандитизм, уклонение о воинской повинности, фальшивомонетничество и т.п.), должностные преступления (взятки, присвоение ценностей, вынесение не правосудного приговора, принуждение к даче показаний при допросе путем применения незаконных мер и т.п.), нарушение правил об отделении церкви от государства (то есть, за пропаганду священнослужителями идей свержения или сопротивления власти рабочих и крестьян), бесхозяйственность, хищение государственной собственности, воинские преступления, способствование переходу государственной границы без соответствующего разрешения. В 1935 году было принято постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», которое разрешало применять к несовершеннолетним с двенадцатилетнего возраста любые меры уголовного наказания вплоть до смертной казни. Разумеется, оговаривалось, что речь идет лишь о самых тяжких преступлениях и о применении смертной казни к детям в самых крайних случаях. Пиком расстрелов в этот период стало время «большого террора» 1937- 38 года, когда было вынесено 681692 смертных приговора. В период Великой Отечественной войны вернулись к практике публичного повешения в отношении полицаев и других пособников фашистов. В 1947 году был издан указ «Об отмене смертной казни», однако, уже в январе 1950 года «по многочисленным просьбам трудящихся» смертную казнь вернули, как меру наказания для изменников Родины, шпионов и диверсантов. В 1954 году «высшая мера» распространилась и на лиц, совершивших убийство при отягчающих обстоятельствах.

В 1960 году был принят уголовный кодекс, служивший источником уголовного права для нашей страны до 1996 года. В соответствии с ним смертная казнь применялась за измену Родине, шпионаж, убийство государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной деятельностью, диверсии, бандитизм, уклонение от призыва в военное время, изготовление и сбыт поддельных денег, нарушение правил о валютных операциях, хищение государственного имущества в особо крупных размерах, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, изнасилование, повлекшее тяжкие последствия и изнасилование малолетней, получение взятки в особо крупном размере, а так же получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, посягательство на жизнь милиционера или народного дружинника. Смертная казнь предусматривалась так же за ряд военных преступлений, таких, как неповиновение военнослужащего приказу, дезертирство, насильственные действия военнослужащего по отношению к командиру, совершенные в военное время, добровольная сдача в плен, мародерство, насилие над населением в районе военных действий и т.п. За каждое из указанных преступлений помимо смертной казни было предусмотрено альтернативное наказание в виде лишения свободы от 5 до 15 лет. С 1962 по 1989 год в стране было вынесено 24422 смертных приговора. Помиловано было 2355 человек. Советское законодательство не исключало смертного приговора женщинам, однако, почти все, казненные в этот период – мужчины. Известно лишь о трех исполненных приговорах, вынесенных в этот период в отношении женщин. Были казнены Антонина Макарова – известная «Тонька-пулеметчица», расстреливавшая в период Великой Отечественной войны мирных жителей и партизан по указанию оккупационных властей (1979), Берта Бородкина – спекулянтка, известная так же хищениями в особо крупных размерах (1983) и Тамара Инютина – отравительница (1987).

Развитие института смертной казни в законодательстве Советского государства в период с 1922 по 1991 год

Переход после гражданской войны к мирному хозяйственному строительству активизировал разработку советского законодательства, привел к реорганизации юстиции и правоохранительных органов государства, было положено начало новой судебной реформе, была проведена работа по кодификации уголовного законодательства и других отраслей права.

В мае 1922 года ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. На прокуратуру возлагались следующие обязанности: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных. Общественных и частных организаций и частных лиц; наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Прокурор республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и других центральных ведомств. Опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Смотрите так же:  Возврат товара в avon

В ноябре 1922 года было принято Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Была создана единая судебная система:

1) народный суд в составе постоянного народного судьи;

2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

3) губернский суд;

4) Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассационной, по делам об особо опасных преступлениях — первой инстанцией.

Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось. Сохранились лишь военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в семи городах страны.

Для осуществления предварительного следствия при губернских и Верховном судах, при следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста были закреплены народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.

Как мы уже отмечали, в декабре 1921 года одиннадцатая Всероссийская конференция РКП (б) приняла решение о реорганизации ВЧК. Девятый Всероссийский съезд советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 года было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД. На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охрана государственной тайны, борьба с шпионажем. С враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в революционные трибуналы и народные суды. Деятельность ГПУ сосредотачивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии (применявшиеся ранее ВЧК) отменялись, подготовленные следственными органами ГПУ дела передавались в судебные инстанции.

Однако, документы свидетельствуют о том, что на местах по-прежнему встречались факты применения внесудебных расстрелов. Так, в государственных информационных сводках ОГПУ Ставропольского края за январь — октябрь 1925 года встречаются сведения о расстреле бандитов при их задержании отрядами самообороны.

На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы при ЦИК автономных республик и губисполкомах. В армии и на флоте создавались особые отделы, на железнодорожных и водных транспортных путях — транспортные отделы.

В целях объединения борьбы с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом Конституция СССР 1924 года учреждала при СНК СССР Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ). Надзор за деятельностью этого органа возлагался на Прокурора Верховного суда СССР. В ноябре 1923 года ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ. На союзное управление возлагалось руководство ГПУ союзных республик, особыми отделами военных округов, транспортными отделами политуправлений, особыми отделами фронтов и армий; организация охраны союзных границ. Таким образом, был создан мощный единый орган государственной безопасности.

Основным законом страны стала Конституция СССР. Доктрина «революционной законности» была идеологической основой строящейся системы правоохранительных органов. Единая правовая база и единая централизованная система прокуратуры должны были обеспечивать ее осуществление.

Процессы, происходящие в обществе в целом и в сфере советской юстиции в частности, создавали основу для усиления политических репрессий против оппозиций правящему режиму. В 1922 году все места лишения свободы (кроме лагерей ГПУ) были объединены в систему, которой руководило Главное Управление мест заключения НКВД, начала складываться система ГУЛАГа. Политические репрессии проводились для уничтожения политической и идейной оппозиции.

Как мы уже отмечали ранее, первоначально роль источника права в советском государстве играло революционное правосознание. Поскольку практика и мировоззрение трудящихся в тот период еще не могли выливаться в форму определенных законов, а старое законодательство становилось неприменимым для нового строя, революционное правосознание оставалось почти единственным и основополагающим источником права.

Главное место в системе законодательства отводилось судебному решению как ведущей форме правотворчества. Объяснялось это, прежде всего, отсутствием системности в принимаемых новым правительством декретах. На данном этапе «революционное правосознание» составляло стереотип «революционной законности» вообще, которая, в свою очередь, почти совпадала с представлением о «революционной целесообразности».

20-е годы стали периодом интенсивной кодификационной работы, в процессе подготовки проекта УК РСФСР 1922 года Ленин указал, что в нем нужно дать не юридическое, а политическое обоснование террора. Таким образом, юридический термин «смертная казнь» заменяется на политический — «террор». Хотелось бы особо обратить внимание на эту сторону проблемы смертной казни в советской уголовно-правовой политике, где фактически до принятия ныне действующего УК доминировало мнение, что смертная казнь должна рассматриваться в плане террора. Такая оценка представляется нам ошибочной. Смертная казнь может отождествляться с террором только в условиях чрезвычайного положения в стране, когда террор является единственным эффективным средством для борьбы с политическими противниками. Однако в период нормального мирного развития государства, если оно считает целесообразным сохранение смертной казни в законодательстве, то это уже не политические репрессии или террор, а вид уголовной санкции. Отождествление смертной казни и террора характерно для авторитарного режима. Эта концепция возникла на основе ошибочных положений сталинского периода об усилении классовой борьбы и расширении чрезвычайных мер в мирное время в период развития Советского государства.

С введением в действие 1 июня 1922 года уголовного кодекса от 26 мая 1922 года назначение наказания осуществлялось судебными органами на основе «социалистического правосознания», Руководящих начал и статей УК.

Под преступлением уголовный кодекс понимал всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени. Статья 27 различала две категории преступления: «а) направленные против установленных рабоче-крестьянской властью основ нового порядка или признаваемые ею наиболее опасными, по которым определенный кодексом низший предел наказания не подлежит понижению судом, и б) все остальные преступления».

Целью наказания являлись: предупреждение новых преступлений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. При отсутствии в статьях особенной части уголовного кодекса прямых указаний на отдельные виды преступлений при назначении наказания использовался принцип аналогии, что на практике давало судам возможность широкого толкования закона. При определении меры наказания учитывались характер и степень опасности, как самого преступника, так и преступления, им совершенного (ст. 24 УК). Целесообразность наказания определял суд.

Система преступлений по УК включала государственные, хозяйственные, имущественные, воинские преступления, а также преступления против порядка управления и другие. В систему наказаний смертная казнь не включалась. В качестве исключительной меры она предусматривалась в отдельной статье (ст. 33), назначать ее могли революционные трибуналы.

Применение смертной казни предусматривалось в 39 статьях УК: за контрреволюционные преступления в 13 случаях (за организацию контрреволюционных восстаний, шпионаж, участие в различных контрреволюционных организациях, сношение с иностранными государствами или их отдельными представителями с целью склонения их к вооруженному вмешательству в дела российского государства, за участие в террористических актах, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций и другие деяния), за преступления против порядка управления — в 6 случаях (за участие в массовых вооруженных беспорядках, бандитизм, уклонение от воинской повинности, сопротивление представителям власти, нарушение таможенных правил), за должностные преступления — в 6 случаях (за злоупотребление властью, превышение полномочий, вынесение судьями неправомерного приговора из корыстных или личных побуждений и др.), за хозяйственные преступления — в 5 случаях (за бесхозяйственное использование рабочей силы и бесхозяйственное ведение дел, совершенные в военное время или в боевой обстановке, за неисполнение обязательств по договору, разбой, хищение с государственных складов, присвоение или растрату должностными лицами вверенного им имущества), за воинские преступления, в большинстве своем совершенных в военное время или в боевой обстановке, — в 9 случаях (неисполнение приказа, побег, уклонение от воинской службы путем симуляции болезни, промотание или умышленная порча казенного имущества или оружия, нарушение уставных правил караульной службы, военный шпионаж, самовольное оставление поля сражение во время боя, отказ во время боя действовать оружием против неприятеля, мародерство, самовольные действия военных начальников, способствовавшие неприятелю).

Наказанию в виде расстрела подлежали, в основном, те преступные деяния, которые карались таким же способом и ранее. Первый уголовный кодекс систематизировал их, разместил в соответствующие главы и немного расширил их круг, а также круг лиц, в отношении которых могла применяться высшая мера наказания. К смертной казни, к примеру, могли приговорить за активные действия и активную борьбу против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных должностях при царском строе (ст. 67 УК).

Как видим, сохраняется тенденция карательной политики государства по социальному и классовому признаку. Наибольшее число статей, содержащих изучаемую нами меру наказания, предусматривается за государственные преступления (контрреволюционные, против порядка управления), а не за общеуголовные. В главе 5 «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» ни в одной из статей нет наказания в виде смертной казни. Это связано с тем, что согласно ст. 27 УК по данному виду преступлений указан низший предел наказания.

Смотрите так же:  Алименты черная зарплата

В статье 33 УК говорилось, что расстрел применяется в качестве высшей меры наказания временно, впредь до его отмены. В таком же качестве смертная казнь предусматривалась в примечании №2 к статье 13 Основных начал уголовного законодательства 1924 года.

29 июля 1922 года постановлением Президиума ВЦИК, которое было подписано председателем ВЦИК М. Калининым и секретарем ВЦИК А. Енукидзе, статья 33 общей части уголовного кодекса была дополнена следующим примечанием: «высшая мера репрессий не может быть применена к лицам, не достигшим в момент совершения преступления 18-ти летнего возраста». Тем самым законодательно закреплялось запрещение применения смертной казни в отношении несовершеннолетних преступников.

Декретом ВЦИК от 16 октября 1922 года «О дополнении к Постановлению «О Государственном политическом управлении» и «Об административной высылке» ГПУ предоставлялось право внесудебной расправы, вплоть до применения расстрела, в отношении всех лиц, взятых с поличным на месте совершения преступления при бандитских налетах и вооруженных ограблениях (ст. ст. 76, ч. 2 ст. 183 и 184 УК). Не совсем понятно с какой целью расстреливали взятых с поличным преступников. Безусловно, на местах присутствовали злоупотребления в связи с этим декретом.

Влияние принципа целесообразности на правоприменительную деятельность сказалось в расширении права суда толковать закон. При разработке УК выдвигалось даже предложение ограничиться одной общей частью кодекса, предоставив суду самому решать каким должно быть наказание. Наблюдалось усиление репрессивной уголовной политики.

11 октября 1922 года постановление ВЦИК и СНК изменило текст статьи 114 уголовного кодекса (о взятках) следующим образом : «Получение взятки, совершенное при отягчающих обстоятельствах как то: а) ответственном положении должностного лица, принявшего взятку, б) если в результате взятки был нанесен государству или мог быть нанесен материальный ущерб, в) при наличии прежней судимости за взятки или неоднократности получения взятки, г) если при этом со стороны принявшего взятку было допущение вымогательства, карается лишением свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет, в особо отягчающих обстоятельствах высшей мерой наказания с конфискацией имущества». То же наказание ожидало посредников в даче взятки и лиц, оказавших какое-либо содействие или, наоборот, не принявших мер противодействия взяточничеству.

Уголовно-процессуальный кодекс от 1922 года разрешал лицам, осужденным к смертной казни, в течении 48 часов с момента вручения им копии приговора обжаловать его в кассационном порядке. Этим правом не могли воспользоваться те лица, приговоры которым были вынесены революционными трибуналами в боевой обстановке (ст. 434 УПК). В местностях, объявленных на военном положении, революционным трибуналам предоставлялось право в случаях вынесения приговора в виде расстрела входить в течение 24 часов после вынесения приговора при подаче осужденным кассационной жалобы с представлением о не пропуске таковой и обращения приговора к немедленному исполнению. Вопрос о пропуске или не пропуске такой жалобы подлежал разрешению губернским исполнительным комитетом или его президиумом в течение 24 часов с момента получения представления революционного трибунала, при этом губернский исполнительный комитет не имел права входить в рассмотрение вопроса о доказанности и недоказанности преступления и решал вопрос исключительно исходя из соображений опасности и распространенности данной категории преступных деяний в данной местности и необходимости принятия экстренных мер к их искоренению (ст. 435 УПК).

22 ноября 1926 года был принят новый уголовный кодекс РСФСР, который в статье 21 смертную казнь снова указывал в качестве исключительной меры и снова подчеркивалось, что это временная мера пресечения предусматривается для борьбы с наиболее тяжкими видами преступлений. Статья 22 не допускала назначение этого наказания не только в отношении несовершеннолетних, но и в отношении женщин, находящихся в состоянии беременности.

С учетом государственных и воинских преступлений в УК РСФСР 1926 года было предусмотрено 37 санкций, включающих наказание в виде смертной казни. За контрреволюционные преступления это наказание предусматривалось в 13 случаях (за те же деяния, что и в УК 1922 года), за преступления против порядка управления — в 6 случаях (новым стало применение расстрела за фальшивомонетничество по ст. 59 п. 8), за должностные преступления — в 5 случаях, за хозяйственные преступления — в 1 случае, за имущественные преступления — в 1 случае, за воинские преступления — в 11 случаях (перечень статей УК 1922 года был расширен такими деяниями, как разглашение военной тайны, оставление погибающего военного корабля командиром, не выполнившим до конца своих служебных обязанностей).

Нередко на практике смертные приговоры выносились именно за совершение государственных преступлений. Так, в Центре документации Ставропольского края содержатся документы о том, что 24 июня 1939 года в колхозе «Советская культура» Б-го района, Орджоникидзевского края (ныне Ставропольского) был убит из охотничьего ружья бригадир этого колхоза. Убийцей оказался колхозник Н. Суд признал его виновным в совершении террористического акта, предусмотренного пунктом 8 статьи 58 УК РСФСР. На партийном собрании колхозники просили применить к нему высшую меру наказания.

К высшей мере наказания в 1939 году было приговорено также по статье 55, пунктам 2, 10 и 11 группа лиц из 6 человек, входивших в преступную группу, состоящую из 13 человек. Согласно документам, эта группа возглавляла разветвленную контрреволюционную организацию, действовавшую на территории Ставропольского и Краснодарского краев с 1922 года, которая собирала и объединяла «уцелевшие от репрессии эсеровско-белогвардейские элементы» и формировала из них контрреволюционные повстанческие группы, ставя своей задачей — насильственное свержение Советской власти вооруженным путем.

К середине 1927 года в УК РСФСР насчитывалось 50 составов преступлений, предусматривающих в качестве одной из санкций высшую меру наказания. Был расширен круг контрреволюционных преступлений и преступлений против порядка управления. Причем вопрос о применении расстрела или замене его в связи со сроком давности за контрреволюционные преступления предоставлялся усмотрению суда. Если же суд назначал такое наказание, оно обязательно заменялось объявлением преступника врагом народа, лишением его гражданства и изгнанием из пределов государства навсегда или лишением свободы на срок не ниже двух лет. А в отношении лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за активные действия и активную борьбу против рабочего класса и революционного движения, которые были проявлены на ответственных или секретных должностях при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны, применение срока давности и вопрос о замене расстрела предоставлялся только усмотрению суда. Срок давности по таким делам составлял 10 лет.

Ситуация немного изменилась в связи с принятием ЦИК СССР постановления от 15 октября 1927 года, исключившего из уголовных кодексов союзных республик смертную казнь по всем делам, кроме дел о преступлениях государственных и воинских. Таких категорий преступлений оказалось всего 6, что составляло 12% от всех составов, которые могли повлечь применение высшей меры наказания.

В последующие годы в УК РСФСР неоднократно вносились дополнения и изменения, в том числе в статьи, имеющие санкции в виде расстрела. Так, в 1929 году к высшей мере наказания могли привлечь за вооруженный разбой при особо отягчающих обстоятельствах (ст. 167 УК).

21 ноября 1929 года ЦИК СССР издал постановление «Об объявлении вне закона должностных лиц — граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР», в котором такие лица подлежали расстрелу через 24 часа после удостоверения их личности. В 1931 году к смертной казни осуждали за нарушение работниками транспорта трудовой дисциплины (ст.5 9, п.3в УК), а также за уклонение от призыва на военную службу (ст. 193, п. 10а УК), за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте, а также колхозного и кооперативного имущества (всем известный Закон от 7 августа 1932 года).

В рассекреченных недавно сведениях об осужденных по Ставропольскому краю за 1932 год имеются данные об общем количестве осужденных и приговоренных к расстрелу из их числа. Смертную казнь назначали примерно в 5 — 10 % случаев от общего числа осужденных, в основном за хищения социалистической собственности по Закону от 7 августа 1932 года и за нарушение хлебозаготовок.

Постановлением ЦИК СССР от 8 июня 1934 года разрешалось применять смертную казнь за измену родине, то есть за действия, совершенные гражданами СССР в ущерб военной мощи государства, его государственной независимости или неприкосновенности его территории. 1 сентября 1934 года — за умышленное убийство, совершенное военнослужащим при особо отягчающих обстоятельствах (ст. 136 УК). 20 октября 1934 года — за неисполнение отданного в порядке службы приказа в военное время или в боевой обстановке при наличии особо отягчающих обстоятельств (ст. 193, п.п. 2г, 2д УК). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1940 года смертная казнь применялась в отношении военнослужащих за дезертирство в военное время, коим признавалась самовольная отлучка свыше суток (ст. 193, п. 7г УК). Таким образом, круг наказуемых расстрелом деяний неоднократно расширялся.

В начале 30-х годов в нашем государстве проходил процесс централизации правоохранительных органов. В 1930 году были упразднены республиканские народные комиссариаты внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые ранее выполняли республиканские НКВД, были рассредоточены между другими республиканскими народными комиссариатами.

В 1932 году создается Главное управление милиции при ОГПУ, тем самым органы охраны общественного порядка были включены в систему органов государственной безопасности. При этом ОГПУ продолжало действовать в качестве управления при СНК. Одновременно с этим в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с чем исполнительские функции управления дополнялись судебными (похожая ситуация складывалась в годы гражданской войны, когда при ВЧК был создан особый трибунал).