Устав 1822 г и ликвидация ханской власти в среднем жузе

Раздел II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСТАНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Предпосылки ликвидации ханской власти. В первой половине XIX в. в экономической, политической и обще­ственной жизни казахского общества произошли глубо­кие изменения. При наличии различных типов хозяй­ства и общественных отношений имелись определенные трудности в формировании своеобразной хозяйственной системы в крае. Основным занятием казахского населения оставалось кочевое скотоводство. Вместе с тем в первой половине XIX в. начинает развиваться местная промышленность и широкое распространение получают промыслы. Так, казахи из Прииртышья и Урала, Прикаспия, Арала и Зайсана превратили ловлю рыбы в постоянный промы­сел. Из соленых озер, расположенных в Западном и Северо-Восточном Казахстане, стали добывать соль на продажу и для внутреннего потребления.

К этому времени в восточных и центральных районах Казахстана начали осваиваться первые месторождения руд цветных металлов и каменного угля. В середине XIX в. в Казахстане было открыто еще несколько мес­торождений, построены водяные и ветряные мельницы, кузницы, рудоплавильные, салотопенные и кожевенные заводы. Стоимость производимой в них продукции пре­вышала 70 000 руб. Казахи стали работать на предприя­тиях горнодобывающей промышленности. На работу в рудники и первые промышленные предприятия нанима­лись наряду с русскими тружениками обедневшие ка­захские шаруа из аулов. Среди них были даже жители соседних с Казахстаном Тобольской и Томской губерний. На Уральской линии число отходников (сезонных работ­ников) увеличилось с более чем б тыс. человек в 1820 г. до свыше 8 тыс. в 1824 г. Число жатаков в других районах Казахстана определить трудно, так как они не включались в списки жителей окружных поселений. Немного сведений сохранилось и о жителях казахских аулов и составе городского населения.

Первая половина XIX в. — время оживления взаи­мовыгодных торговых связей Казахстана со среднеазиат­скими ханствами, Сибирью и Китаем. Караванная тор­говля связывала торговые центры Казахстана и сопре­дельных стран. В целях обеспечения безопасности про­хождения караванов через Казахскую Степь правитель­ство России в мае 1803 г. разрешило купцам содер­жать вооруженные отряды. Казахи также охраняли транзитные караваны, проходившие через Степь. В первой половине XIX в. разрастались центры, ко­торые имели особое значение для развития казахско- русской торговли: Петропавловск (Кызылжар), Акмо­линск, Уральск (Теке), Семипалатинск, Бухтарма, Орен­бург, Омск. В Западном Казахстане крупным торговым центром стала Ханская ставка. В 1855 г. в Семипала­тинске были учреждены две городские ярмарки.

В торговле со Средней Азией из всех городов, конт­ролируемых Россией, не было равного Петропавловску. Только в 1849 г. сюда доставляли товары из Ташкента, груженные более чем на 5 тыс. верблюдах и около 150 арбах. Сырдарьинские города и другие поселения юга Казахстана были также тесно связаны со среднеазиат­скими центрами торговли.

Все более расширяющаяся казахско-русская торгов­ля, наряду с процессами возрастания политической за­висимости казахских жузов от России, открывала путь для постепенного приспособления хозяйства Казахстана к нуждам экономического развития России. Хозяйственная обособленность казахского аула стала исчезать. В углублении этих новых явлений было заинтересовано и царское правительство, а принимаемые административ­но-политические меры России расширяли их.

«Устав о сибирских киргизах”. Крупным шагом цар­ского правительства в сторону дальнейшего изменения политического статуса казахских земель явилось приня­тие в 1822 г. «Устава о сибирских киргизах”. Пред­посылки этой реформы обусловлены социально-полити­ческими изменениями, произошедшими в конце XVIII — начале XIX в. Участие казахов в Крестьянской войне под предводительством Е.И.Пугачева и в восстании под предводительством батыра Сырыма Датулы выявили сла­бость ханской власти. Особенно это чувствовалось в Младшем жузе, где российская администрация делала ставку на зависимых ханов. В то же время ханы не обеспечивали претворения в жизнь политики царизма, а их политика порою компрометировала ханскую власть.

Несколько иное положение складывалось в Среднем жузе. Некоторые обстоятельства позволили царскому правительству начать реформу по ликвидации ханства именно с него. Влияние вступившего во владение в 1781 г. хана Вали ( Уали ) было намного меньше, чем его знаменитого отца, хана Абылая. Кроме того, жесткость позиции хана Уали вызывала недовольство его поддан­ных. Усиливая политическое дробление Среднего жуза, царское правительство назначило в 1815 г. второго хана Букея (Бокея ). После смерти хана Букея в 1817 г. и хана Вали (Уали) в 1819 г. новые ханы в Среднем жузе не были утверждены. Сложившееся положение было использовано для ликвидации института ханской власти и введения новой системы управления Средним жузом.

«Устав о сибирских киргизах” 1822 г. был разработан под руководством Сибирского генерал-губернатора М.М.Сперанского. В нем активное участие принимал бу­дущий декабрист Г.С.Батенъков. Ряд позитивных положе­ний «Устава” (отмена рабства, мероприятия по здравоох­ранению и образованию) не меняли сущности закреплен­ной в нем колониальной системы в Казахстане.

Главной целью «Устава” была ликвидация традицион­ной казахской политической системы, изменение административного, судебного, территориального управления на северо-востоке Казахстана. Средний жуз был разделен на административные единицы: аулы, волости, округа. По административному делению аул состоял из 50-70-и кибиток, волость — 10-12-и аулов, округ — 15-20-и волостей. Округа казахов Среднего жуза составляла «Об­ласть сибирских киргизов”, которая подчинялась Омс­кой области. Омская, Томская и Тобольская области вошли в состав Западно-Сибирского генерал-губернатор­ства с центром в Тобольске, а с 1839 г. — в Омске.

Область сибирских киргизов граничила на западе с Оренбургской степью. На юге граница проходила по р. Чу. Область делилась на внешние и внутренние округа. Основные казахские кочевья отошли к внешним округам, создаваемым на правобережье Иртыша. Это Каркаралинский, Кокчетавский (1824 г.), Баянаульский (1826 г.), Аягузский (1831 г.), Акмолинский (1832 г.), Уш-Булакский (1833 г.), Аман-Карагайский (1834 г.), а также открытые в 40—50-х гг. Кокпектин- ский, Кушмурунский, Алатауский округа. Численность населения в них не была постоянной. В 40-х гг. XIX в. в Каркаралинском округе насчитывалось до 60 000, а в Аягузском (позже Сергиопольском) — свыше 40 000 кочевников.

Округа подчинялись Омскому областному правлению, а руководство ими возлагалось на окружные приказы. Формальное руководство округом передавалось старше­му султану. На деле введение царизмом коллегиального порядка рассмотрения дел ограничивало роль старшего султана и создавало условия для контроля за его дей­ствиями. Старший султан избирался только султанами, его приравнивали к чину майора российской службы, а через 9 лет службы (3 срока) он мог рассчитывать на дворянское звание. При выборе старшего султана со­блюдался старый обычай: его, как некогда хана, подни­мали на белом войлоке. Постепенно старший султан становился лишь орудием в руках омского областного правления. Среди аристократии, стремившейся провести в старшие султаны своих представителей, взаимные рас­при, обман и подкупы стали обычным явлением.

Старшие султаны избирались на 3-годичный срок с правом дальнейшего переизбрания. Срок пребывания в должности волостного султана не ограничивался. Власть волостного султана переходила по наследству. Если он не имел наследника, волостным султаном становился его брат или родственник, но обязательно утвержден­ный в должности областным правлением. Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса. Все султаны, не избранные на должности, сохраняли свое наследственное звание, но не имели права вмешиваться в управление.

Аульные старшины избирались из числа казахов каж­дые 3 года, но один и тот же старшина не мог переиз­бираться на последующие сроки. Аульный старшина утверждался в должности окружным приказом. Волост­ные старшины подчинялись волостным султанам, а в правах, так же, как и бии, приравнивались к сельским «головам” (старостам) России.

Судебные дела по «Уставу” делились на 3 категории: уголовные, исковые и жалобы на управление. Уголов­ные дела рассматривались в окружных приказах на основании законов Российской империи. Предваритель­ное следствие проводилось казахским бием с участием российского чиновника. По требованию казахов рассмат­риваемые дела решались на основании местных старых законов. Но окружной приказ оставлял за собой право пересмотра решений биев.

Позже управление сибирскими казахами было возло­жено на Пограничное управление. Пограничный началь­ник и председатель Пограничного управления назнача­лись специальными указами. Практически неограничен­ные полномочия приобретал пограничный начальник, имевший чин генерал-майора. Генерал-губернатор ут­верждал старшего султана с его одобрения. Погранич­ный начальник единолично утверждал казахских заседа­телей окружного приказа и волостных управителей, вел переговоры по пограничным делам с соседними владете­лями через Пограничное управление, куда входили (по­мимо председателя) советники, один казахский асессор и другие чиновники; он же управлял казахами.

«Устав” 1822 г. создавал условия для расширения торговли между Россией и Казахстаном. В (параграфах 46, 49) были зафиксированы широкие права казахов, которые могли сбывать свои изделия и пригонять на российский рынок свои стада. Большие права предо­ставлялись и российским торговцам. Продажа вина в Казахской Степи запрещалась. Поощрялась караванная торговля: она не облагалась пошлиной, а султан мог отправлять караваны за границу.

В целом «Устав” 1822 г. оставил определенный след в социально-экономическом развитии Казахстана. С од­ной стороны, реформа изменила политический облик казахских земель, ввела систему централизованного (и бюрократического в верхних эшелонах) управления Ка­захстаном; все более приспосабливала его к российской системе. Реформа в определенной степени положила конец межродовым распрям и открыла путь к освоению бо­гатств казахского края. С другой, ликвидировав полити­ческую самостоятельность казахского народа на боль­шей части Казахстана, «Устав” открыл путь к расшире­нию колониальной политики царской России.

Реформа в Младшем жузе. Начало осуществления в Казахской Степи административно-политических реформ натолкнулось на сопротивление казахского общества. Ведь реформы ограничивали привилегии аристократической прослойки, куда входили султаны, стремившиеся сохра­нить прежние порядки. Некоторая часть трудящихся боялась нового угнетения. В Младшем жузе волнения, направленные против политики российского правитель­ства, происходили еще в XVIII в. В начале XIX в. многие также были недовольны действиями ханов или походами военных в Казахскую Степь. Длительное вре­мя оппозицию в Степи возглавлял султан Каратай Ну- ралиев. Большинство казахов, живших в нижнем тече­нии Сырдарьи (Младший жуз) признавали ханом Арын- газы Абылгазыулы.

Смотрите так же:  Приставы альметьевск телефон

По «Уставу” об оренбургских казахах, разработанно­му П.К. Эссеном в 1822 г., планировалось назначение в Младший жуз трех ханов, но такое предложение было отвергнуто. По этой причине Устав в том году не был утвержден. Он рассматривался вновь и был принят в Азиатском комитете лишь в 1824 г. В связи с этим хан Шергазы был вызван в Оренбург и принят на службу, а ханская власть на основной территории Младшего жуза была упразднена.

Ханская власть сохранялась до 1845 г. лишь во Внутренней орде (Букеевское ханство), образованной в 1801 г. в междуречье Волги и Яика.

Вопросы и задания

1. При каких обстоятельствах ханская власть в Казахстане была упразднена? Какие причины ускорили этот процесс?

2. Охарактеризуйте изменения, которые произошли согласно «Уставу о сибирских киргизах” в 1822 г.

3. Как проходила отмена ханской власти в Младшем жузе?

Документы и материалы

О подготовке Устава 1822 г.

Наряду с новыми законами о сибирских инородцах, Спе­ранский на особом месте выделил закон об управлении сибир­скими киргизами. А для обследования и съемки неизвестных сибирских земель он внес особое предложение: о приведении в известность земель в Сибири. В этой записке оказал ему значительную помощь Батеньков, обладавший специальными сведениями, как принадлежавший к корпусу инженерных войск (подсобному перу Батенькова, кроме того, принадлежит несколько объяснительных записок и законопроектов о Сиби­ри: сухопутные сообщения, учреждения этапов, ссыльные, ино­родцы, сибирские казахи, распространение русской власти на киргизскую степь Средней Орды.

Фатеев А. А. Сперанский М.М. (генерал-губернатор Сибири)// Записки русского научно-исследовательского объединения в Праге. Прага, 1942. Т. 12. С. 24.

Устав 1822 г. о правах казахов

§ 268. Каждый киргиз, будучи российским подданным, имеет полную свободу по дозволению общества и местного своего начальства отлучаться для собственных нужд, промыс­лов и работы, куда пожелает.

§ 273. В волостях, образованных по сему уставу, сила и действие указа 1808 г. о приобретении киргизов в частное владение прекращается.

§ 274. Султаны над подведомственными им киргизами не имеют права ни владетеля, ни помещика, но суть только волостные правители, от высшего начальства с согласия наро­да поставленные.

§ 275. Посему всякий киргиз от притеснений султана имеет право просить у ближайшего начальства защиты.

§ 276. Всякий киргиз может иметь недвижимую собствен­ность.

§ 277. Невольники, ныне находящиеся у киргизов, остают­ся при их владетелях с правом продажи, передачи и наслед­ственного владения, но строго запрещается вновь приобретение в неволю природных киргизов.

§ 279. Султаны составляют высшее и почетнейшее между киргизами сословие и освобождаются от телесных наказаний.

Материалы по истории политического строя Казахстана.

Устав 1822 г и ликвидация ханской власти в среднем жузе

Устав о сибирских Киргизах.

Начало зависимости Казахстана от царской России относится еще 30-м годам XVIII века, но окончательно подчинить себе Казахстан смог только во второй половине XIX века.

Активизация политики русского царизма в Средней Азии и в частности в Казахстане наступает в начале 20-х годах XIX века, когда в связи с так называемым «Уставом о сибирских киргизах» (1822 год) начинается усиленное внедрение российской административной системы сначала в Среднем, а затем в Младшем жузах.

Поскольку к началу XIX века Казахстан подчинялся России только номинально, да и то не целиком, ибо часть его входила в сферу влияния Коканда и Китая, первое, с чего начал царизм, была ликвидация остатков политической независимости казахов. С этой целью был предпринят ряд мероприятий, в основном шедших по трем линиям: 1) По линии военного закрепления, что выразилось в форсированном строительстве укрепленных военных линий и отдельных укреплений, с одновременным насыщением их гарнизонами и созданием вблизи их постоянных казачьих поселений. 2) По линии политического закрепления, что выразилось в проведении реформы административного управления, в первую очередь образовании округов и окружных приказов, и затем введении дистаночной системы, в результате чего резко ограничивались политические права казахов. 3) По линии экономического закрепления, что выразилось в массовом захвате казахских земель, введение налогового обложения и различных монополий (вроде монополий на рыболовство, порубку леса и т.д.).

Совокупность всех этих мероприятий и составили содержание колонизаторской политики царизма в Казахстане.

В 1822 году Сибирь была разделена на две части: Восточную с главным управлением в Иркутске и Западную с центром в Тобольске, с 1839 года в Омске. К Западной Сибири была причислена территория казахской степи, занятая кочевьями Среднего жуза. Она получила название «Область сибирских киргизов» и для нее в 1822 году под руководством М.М. Сперанского генерал-губернатора в Сибири был разработан «Устав о сибирских киргизах».

Основная задача «Устава» заключалась в том, чтобы уничтожить последние останки независимости Казахстана, включить казахские степи в состав империи. Изменение административного, территориального, судебного управления Казахстана. С этой целью на землях Среднего жуза были по «Уставу» образованы округа, во главе которых были поставлены «окружные приказы». Во главе этих приказов стояли aғa-султаны к ним назначались в качестве заседателей два «почетных киргиза» и два русских.

Старший султан избирался на собрании одних только султанов сроком на два года. На тот же срок избирались заседатели. Старшему султану присваивалось военное звание «майора российской службы». После трехлетней службы они имели право просить диплом на «достоинство русского дворянина».

В состав округа входили от 15-20 волостей. Каждый округ имел строго ограниченную территорию. Жители одного округа не имели право переходить на территории других округов без специального разрешения местного начальника. Всякий самовольный переход жестоко карался.

Во главе волостей стояли султаны (волостные старшины). По своему положению они приравнивались к чиновникам 12-ого класса, их власть была исполнительного характера: выполнение приказов, постановлений «дивана» и исполнение судебных приговоров. Каждая волость состояла из 10 — 12 аулов. Аульные старшины избирались каждые 3 года и утверждались окружным приказом. Каждый из таких аулов объединял от 50-70 шаныраков.

По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные из них изымались из ведения бийского суда (измена родине, убийство, разбой, барымта, захват русских пленных, антиправительственные выступления — разбирали царские суды).

Также Устав включал в себя «часть медицинскую», в которой предписывалось в каждом округе определить по два лекаря, неподвижные больницы (стационарные). «Установление духовные и по части народного просвещения» касались образования.

Устав ввел налоговую систему — каждое хозяйство должно было платить правительству ясак в размере одной головы со сто голов скота (к этому числу не входят верблюды, так как они нужны были для развития торговли). Первые 5 лет казахи, принявшие «Устав» освобождались от налогов. Уставом предусматривались и другие виды повинностей — охрана караванов, гужевая повинность, почта, наблюдающая путями сообщения. Организация округов привела к возникновению новых оседлых поселений в степи — Кокшетау (1824 год), Каркаралинск (1824 год), Акмолинск (1832 год), Баян-Аул (1826 год), Атбасар (1848 год) и др.

Принятие «Устава о сибирских киргизах» означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и фактическое его включение в состав Российской Империи.

Процесс ликвидации государственной независимости в ходе российской колонизации края проявился в целенаправленном реформировании системы управления в Казахстане. Уже в 80-е годы XVIII века губернатором Оренбургской губерний О. Игельстромом были предприняты попытки ликвидировать ханскую власть в Младшем жузе, известные как «реформы Игельстрома». Но в XIX веке эта политика стала более последовательной и вылилась в конкретные результаты.

С 1822 году оренбургским генерал-губернатором был разработан проект Устава для Младшего жуза и утвержден Азиатским комитетом в 1824 году. По этому Уставу была отменена ханская власть в Младшем жузе.

В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К.Эссеном. Так же, как и в Среднем жузе, в Младшем жузе отменялась ханская власть. Управление Младшим жузом осуществлялась из Пограничных комиссии.

По Уставу Младший жуз был разделен на три части — Западную, Среднюю и Восточную, во главе которых стояли султаны-правители. Султаны — правители, поставленные во главе частей, по сути, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления. Султаны-правители были обязаны следить за сохранением порядка в степи, следить за действиями местных чиновников из числа казахов, сбором налогов и вести судебные дела.

Правители части жуза назначались только Оренбургским губернатором, а остальные должностные лица — Пограничной комиссией. Также в Младшем жузе была введена должность попечителя прилинейных казахов. Судебная система, как и по «Уставу о сибирских киргизах», ведение всех крупных дел предусматривала военным судом или Пограничной коммисией, а незначительные дела оставались в ведении местных судов на основе обычного права.

В Младшем жузе новая крупная административная реформа была проведена в 1831 году, когда была введена дистанционная система управления. Все кочевья, прилегающие к Пограничной Линии, от Гурьева до Звериноголовской крепости были разбиты на 32 участка — дистанции. Во главе дистанции стояли начальники из старшин и султанов, назначенные правительством. Они подчинялись султанам-правителям и управляли казахскими общинами через старшин, назначаемых из среды казахской знати. Эта реформа в пограничных районах уничтожила последние остатки независимости казахов.

Территориальное деление на дистанции проводилось без учета родовых кочевий, что приводило к большим осложнениям. Казахи, кочевавшие со своим родом, часто ускользали из поля зрения дистанционных начальников и переходили на территорию соседней дистанции. Поэтому, в дальнейшим решено было отказаться от деления по территориальному признаку, а прикреплять к дистанции роды, кочевавшие на ее территории. Какая цель преследовалась? Введение дистанционной системы преследовала цель не только лишить казахов политической независимости, но и установить постоянный военно-политический контроль.

Дистанционные начальники обязаны были докладывать султанам-правителям и Оренбургской Пограничной комиссии о всякого рода недовольствие, которое могло возникнуть среди казахов. Кроме того, они должны были воспитывать в духе верноподданничества государю. Словом, дистанционные начальники исполняли роль надсмотрщиков и агентов русского правительства в степи.

Смотрите так же:  Как сделать возврат по карте сбербанка

Одновременно с ликвидацией политической самостоятельности казахов младшего и среднего жузов происходил планомерный захват лучших земель и заселений их русскими казаками. Например, по подсчетам военного топографа Какулина, только в 1839 году русским казакам были отданы земли по Иртышу от Усть-Каменогорска до Омска, площадью в 15000 кв. км. Еще один пример, земли, расположенные к западу от новой линии (между крепостями Оркской и Троицкой), более 10000 кв. км. изымались из пользования казахов. Казахские аулы подлежали выселению из этого района.

Дальнейшие земельные захваты и колонизация Казахстана лишили казахов лучших земель и пастбищ.

Таким образом, земельные захваты, основание приказов, постройка военных линий, крепостей, форпостов и т.д. затронули жизненные интересы казахских масс, которые не могли добровольно расстаться со своими кочевьями и лишиться былой независимости. В результате народ восстал против колониальной политики царизма.

Итак, в первой половине XIX века происходили большие изменения в политическом строе Казахстана. По уставам 1822 и 1824-го годов ханская власть в Казахстане была ликвидирована и введена система территориального управления. Все это, т.е. ликвидация ханской власти и введение нового порядка управления были произведены в интересах царизма.

Ликвидация ханской власти в Казахстане

«Устав о Сибирских киргизах» 1822 года

«Устав о сибирских киргизах» 1822 года был разработан под руководством Сибирского генерал-губернатора М.М.Сперанского.

В разработке Устава активное участие принял будущий декабрист Г.С.Батеньков.

Предпосылки реформы обусловлены социально-политическими изменениями конца XVIII — начала XIX вв.

Участие казахов в крестьянской войне Е.И.Пугачева и в восстании С. Датулы подтвердили слабость ханской власти.

Главная цель Устава 1822 г.: ликвидация традиционной казахской политической системы, изменение административного, судебного, территориального управления на северо-востоке Казахстана.

По Уставу 1822 г. в Среднем жузе был ликвидирован институт ханской власти.

По Уставу 1822 г. Средний жуз был поделен на административные единицы, и составляла «Область сибирских киргизов».

Область делилась на внешние и внутренние округа. Основные казахские кочевья отошли к внешним округам: Каркаралинский, Кокчетавский (1824), Баянаульский (1826), Аягузский (1831), Акмолинский (1832), Уш-Булакский (1833), Аман-Карагайский (1834).

Территория Среднего жуза вошла в состав Западно-Сибирского генерал- губернаторства с центром в Тобольске, а с 1839 г. в городе Омск.

Средний жуз была разделен на административные единицы:

  • Аул, волость, округ.
  • Административный аул состоял из 50-70 кибиток.
  • Волость -10-12 аулов.
  • Округ -15-20 волостей.

Формальное руководство округом передавалось старшему султану.

Округа подчинялись Омскому областному правлению, а руководство ими возлагалось на окружные приказы.

Решение вопросов просвещения, хозяйства, безопасности происхождения караванов, сбор ясака и др. являлись функциями окружного приказа.

В каждом округе учреждался окружной приказ под начальством старшего султана. Сюда входили: 2 российских заседателя, назначаемые омским областным начальником и 2 заседателя от почетных казахов, выбираемые местными обществами.

Старший султан (ага султан) избирался только султанами на 3 года с правом дальнейшего переизбрания.

Они утверждались областным начальником.

Ага султану присваивали чин майора российской службы.

Через 9 лет службы (3 срока) мог рассчитывать на дворянское звание.

С 1854 г. право быть избранным на должность старшего султана официально получили и лица несултанского происхождения, тем самым царизм начал смещать из властных структур чингизидов.

Волостями управляли волостные султаны. Власть волостного султана переходила по наследству.

Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса.

По Уставу 1822 г. все султаны не избранные на должности, сохраняли свое наследственное звание, но не имели права вмешательства в управление. Введение царизмом коллегиального порядка рассмотрения дел ограничивало роль старшего султана.

По Уставу 1822 г. султаны освобождались от телесных наказаний.

Аулами управляли — аульные старшины.

Аульные старшины избирались из числа казахов на 3 года.

Они утверждались окружным приказом и не могли переизбираться на последующие сроки.

Судебная власть

Судебные дела по Уставу 1822 г. делились на 3 категории: Уголовные, Исковые, Жалобы на управление.

Уголовные дела рассматривались на основании Законов Российской империи.

Пограничное управление

В ходе реализации реформы 1822 г. управление сибирскими казахами было возложено на Пограничное управление.

Пограничный начальник, назначавшийся специальными указами, приобретал неограниченные полномочия и имел чин генерал-майора.

Генерал-губернатор утверждал старшего султана только с одобрения пограничного начальника.

Орган, образованный для управления сибирскими киргизами — Пограничное управление.

По Уставу 1822 г. введение царизмом коллегиального порядка рассмотрения дел ограничивало роль старшего султана.

Генерал-губернатор утверждал старшего султана только с одобрения пограничного начальника.

Налоги и повинности

С целью постепенного и безболезненного введения новой системы управления царизм установил 5-летнию льготу от платежа всех податей.

По окончанию льготных лет населения округов платили ясак скотом (100 голов разного скота — одну).

Для стимулирования торговли в крае налог с верблюдов не взимали.

Кроме ясака казахи несли дорожные повинности, предоставляли лошадей для посыльных.

«Устав о сибирских киргизах» 1822 г. поощрял земледелие среди кочевников. Однако переход казахов к оседлому образу жизни замечен не был, поскольку казахи кочевники считали земледелие уделом только бедных людей — жатаков, не имевших скота.

По «Уставу» 1822 г. население округов получало право беспрепятственной добычи соли из озер.

Оставили за собой право отправки торговых караванов за границу и на сибирские линии султаны.

«Устав» 1822 года зафиксировал широкие права казахов в ведении торговли.

Казахи могли сбывать свои изделия и прогонять на российский рынок свои стада.

Караванная торговля между Россией и Казахстаном не облагалась пошлиной (пошлина не взималась).

По Уставу 1822 г. в Казахской степи запрещалась продажа вина.

«Устав о сибирских киргизах» 1822 г. поощрял торговлю и земледелие.

Развитие здравоохранения и образования

«Устав» 1822 г. предполагал изменения в области здравоохранения.

В каждом округе начали работать по 2 лекаря.

Были открыты стационарные больницы. Местными властями предписывалось вводить должности оспопрививателей из числа местного населения.

«Устав» 1822 г. предписывал властям активизировать деятельность в Степи православных миссионеров, которые встретили активное противодействие со стороны кочевников.

Позитивным моментов «Устав» 1822 г. было разрешение жителям округов отправлять детей в учебные заведения во внутренние губернии России.

Этим правом воспользовались единицы казахов, поскольку кочевники, опасались руссификации и христианизации своих детей.

Ход внедрение реформ «Устав» 1822 г. вводился в Степи постепенно по мере согласия казахов.

По мере согласия кочевых групп возникали новые округа.

«Пограничное управление сибирскими ькиргизами», образованное царизмом в 1838 г., было предназначено для управления северо-восточными казахами.

В 1854 г. для казахов правобережья Иртыша был образован Семипалатинский внутренний округ.

В 1856 г. в Семиречье был открыт Алатауский особый округ.

Во главе Алатауского и Семипалатинского округов стояли окружные начальники из числа русских офицеров.

Реформа в Младшем жузе Административно-политические реформы натолкнулись на сопротивление казахского общества, и длительное время оппозицию в Степи возглавлял Султан Каратай. Большинство казахов, живших в нижнем течении Сырдарьи, признали ханом Арынгазы Абылгазыулы.

В 1821 г. Арынгазы был вызван властями в Петербург, но по пути был пленен и сослан в Калугу, где и умер в 1833 г.

Проект управления Младшим жузам «Устав об оренбургских киргизах» был разработан губернаторам Оренбургского края П.К.Эссеном в 1822 г.

«Устав об оренбургских киргизах» был доработан Азиатским комитетом.

Принят в Азиатском комитете в 1824 г.

По «Уставу» 1824 г. была ликвидирована ханская власть в Младшем жузе.

Шергазы был последним ханом Младшего жуза.

По «Уставу об оренбургских киргизах» 1824 года:

Младший жуз вошел в состав Оренбургского генерал-губернаторства. Разделен на 3 части — Восточную, Среднюю, Западную, во главе с султанами- правителями.

Выборная система отсутствовала.

Все должностные лица, начиная от султана-правителя до аульной старшины, назначались Оренбургским генерал- губернатором.

По «Уставу» вся власть сосредотачивалась в руках султанов-правителей.

В официальных документах казахи Младшего жуза условно делились на 2 группы:

В 1831 г. из числа близлинейных были образованы дистанции, которые делились на старшинства или аулы.

Дистанции управлялись дистанционными начальниками.

Они следили за своевременным и точным сбором налога — кибиточной подати.

Ее размер равнялся 1,5 серебряного рубля с каждой кибитки.

В 1844 г. вышло «Положение об Оренбургских киргизах», по которому:

Земли, казахов Оренбургского ведомства, объявлялись частью Российской империи.

Общее управление Младшим жузом выполняла Оренбургская пограничная комиссия.

Полномочия суда биев были значительно урезаны, теперь он решал только маловажные дела.

Антиправительственными выступлениями, убийствами, разбоями, барымтой занимался военный суд.

Преступления как воровство, мошенничество, имущественные иски свыше 50 руб. разбирались по общим законам Российской империи.

У казахов Младшего жуза появились попечители, которые защищали права приграничных степняков-номадов от произвола оседлого населения.

Ханская власть во Внутренней орде (Букеевском ханстве) сохранялась до 1845 г.

Последствия введения «Уставов» 1822, 1824 гг.

Строго запрещалось выходцам из России самовольно селиться на землях кочевников.

Это задержало переселения крестьян в Казахстан на полвека.

  1. Казахи были на законодательной основе освобождены от воинской повинности.
  2. В определенной степени был положен конец межродовым распрям.
  3. Изменения в области здравоохранения и образования.
  4. Поощрение торговли и земледелия.
  5. Начато освоение богатств края.
  6. Введена система централизованного управления.
  7. Казахи Младшего и Среднего жузов потеряли остатки государственности.
  8. Кочевое скотоводство приходит в упадок.
  9. Среди казахов появляются такие негативные явления, как взяточничество и подкуп.
  10. Окружные приказы стали плацдармом для военно-колониальных действий империи в Казахстане.

Таким образом, казахи в начале XIX в. окончательно потеряли свою государственность в связи с отменой ханской власти.

33. Устав 1822 года и ликвидация ханской власти в Среднем жузе.

В 1815 году начались адм. тер. преобразования. Вся тер. Азиатской Рос. была раздел. на 2е > части: 1. ЗапСиб. генералгубернаторство (Тобольск) 2. Вост.Сиб. генералгубернаторство (Иркутск). Тер. Ср. жуза вошла в состав ЗапСиб. гг., поэтому на его тер. были проведены преобразования автором которых был Сперанский. (ЦЕЛЬ: усилить Рос. присутствие(военное) и продвинуться в глубь Каз. террии для установления контроля и на тер. Ср. жуза, который еще не входил в сферу влияния России). Сперанский предложил разделить тер. Ср. жуза на округа, которые управлялись бы старшими султанами. На тер. округов вводились войска. 1 округ создан в 1824 году – Каркаралинский, затем Кокшетауский, Баянаульский и др. Они делились на волости, адм. аулы. Кочевать разрешалось только у себя в округе. Итак итогом «Устава о сиб. киргизах» стала ликвидачия ханской власти в Ср. жузе.

Смотрите так же:  Что такое ретроспективный договор

34. Участие казахов в крестьянской войне под руководством е. Пугачева.

Е. Пугачев выдавал себя за рос. императора Петра III. Был лидером Донского казачества, которое выступило против политики, проводимой в Рос. правительстве.

В 1773 году он поднял восстание, которое охватило терию Мл. жуза. Он начал рассылать грамоты в которых возвращал землю, отобранную чиновниками, свободу и независимость. В одной из грамот, посланных Нуралы, Пугачев объявил себя самовержцем Руси и просил оказать ему поддержку в борьбе с местными чиновниками. Рос. адм. направила против повстанцев регул. войска. Отряды Пугачева смогли их разгромить и отправились на тер. Юж. укреплений Мл. жуза. Ими был взят Гурьев и повстанцы смогли полностью контролировать тер. м/уречья Волги и Урала. Каз. крестьяне, вступая в ряды Пугачева, выступали не только против Рос. правитва, но и против помощников в лице феод. знати, в частности против Нуралы, который активно использовал свое положение. Он предложил Рос. правит. свою помощь против повстанцев. Так произошло разделение политич. сил в ходе восстания Пугачева. Цель которую преследовали крестьяне заключ. в возвращении земель, отобранных зем. правит., в отмене указов, запрещавших перекочевку на внутр. тер. жуза. Е. Пугачев в конце 1774 года несколько раз притертевал попытки штурма Оренбурга, Троицка, Орска, но не добившись успеха Пугачев двинулся на Север для соед. с Соловатом Юлаевым. Пугачев допустил огромную ошибку оторвавшись со своим отрядом от основных сил повстанцев и в январе 1775 года Пугачев был казнен.

Не смотря на казнь Пугачева восстание продолжалось в течении 17751776 годов. Это свидетельствует об активном стремлении населения добиться поставленных целей, добиться свободы.

35. Устав 1824 года и ликвидация ханской власти в Младшем жузе.

В 18161821г. казахи признавали ханом Арынгазы. Он не принимал Рос. подданство т.к Рос. власти ему не доверяли и боялись его усиления. В 1821 году Арынгазы был вызван в Петербург, но по пути пленен и умер в 1833г. в Калуге. Последним ханом был Шергазы. В 1824 году была предпринята попытка провести тер. преобразования на тер. Мл. жуза. Автором был генералгубернатор г.Оренбурга Эссен. Реформы были проведены по следующей схеме: Вся тер. Мл. жуза делилась на 3 части: Вост., Зап., Сред. Во главе стояли султаны правители, которые назначались Оренбургским военным губернатором. С 1831 года создаются адм. единицы – дистанции. В середине 19 века – 54 штуки. Особенности ликв. ханской власти в Мл. жузе:

все должности назначались

в Бук. ханстве (1801г.) ханская власть сохр. до 1845 года.

УСТАВ О СИБИРСКИХ КИРГИЗАХ» 1822 г.

В целях обеспечения безопасности прохождения караванов через Казахскую степь правительство России в 1803 г. разрешило купцам содержать вооруженные отряды. В первой половине XIX в. в торговле со Средней Азией из всех городов, контролируемых Россией не было равного Петропавловску В первой половине XIX в. происходит постепенное приспособление хозяйства Казахстана к нуждам экономики России.

Усиливая политическое дробление Среднего жуза, правительство назначило в 1815 г. второго хана Букея.

Положение после смерти хана Букея в 1817 г. и Уали-хана в 1819 г. царизмом было использовано для ликвидации ханской власти в Среднем жузе. После смерти хана Букея и Уали-хана новые ханы в Среднем жузе не утверждались.

Под руководством Сибирского генерал-губернатора Сперанского в 1822 г. был разработан «Устав о сибирских киргизах». Ликвидация традиционной казахской политической системы, изменение судебного управления на северо-востоке Казахстана было главной целью «Устава о сибирских киргизах» 1822 г.

По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. в Среднем жузе был ликвидирован институт ханской власти. Территория жуза вошла в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в городе Омск. Средний жуз был поделен на административные единицы: аул, волость, округ, и составляла «Область сибирских киргизов».

По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г.:

— руководство округом передавалось старшему султану, который избирался только султанами;

— по наследству переходила власть волостного султана;

— через девять лет службы (3 срока) на дворянское звание мог рассчитывать старший султан;

— все султаны не избранные на должности сохраняли свое наследственное звание, но без права вмешательства в управление;

— судебные дела делились на три категории — уголовные, исковые, по жалобам на управление;

— уголовные дела рассматривались на основании законов Российской империи;

— караванная торговля между Россией и Казахстаном не облагалась пошлиной;

— в казахской степи запрещалась продажа вина.

«УСТАВ ОБ ОРЕНБУРГСКИХ КИРГИЗАХ» 1824 г.

«Устав об оренбургских киргизах» разработанный П.К. Эссеном, после рассмотрения в Азиатском комитете был принят в 1824 г.

По «Уставу об оренбургских киргизах» 1824 г. в Младшем жузе была ликвидирована ханская власть.

Административно-политические реформы натолкнулись на сопротивление казахского общества, и длительное время оппозицию в Степи возглавлял султан Каратай.

Ханская власть во Внутренней( Букеевской) орде сохранялась до 1845 г.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав

Ликвидация ханской власти в Казахстане

В первой половине XIX в. начинает развиваться местная промышленность и промыслы. Казахи из Прииртышья и Урала, Прикаспия, Арала и Зайсана превратили ловлю рыбы в постоянный промысел. Из соленых озер в Западном и Северо-Восточном Казахстане, стали добывать соль на продажу. В восточных и центральных районах Казахстана начали осваиваться месторождения цветных металлов и каменного угля. В середине ХIX в. в Казахстане были построены водяные и ветряные мельницы, кузницы, рудоплавильные, салотопенные и кожевенные заводы, дававшие продукции на 70 000 руб.

Казахи стали работать на предприятиях горнодобывающей промышленности. На Уральской линии число отходников (сезонных работников) увеличилось с 6 тыс. человек в 1820 г. до 8 тыс. в 1824 г. Первая половина XIX в. — время оживления торговых связей Казахстана со среднеазиатскими ханствами, Сибирью и Китаем. В целях обеспечения безопасности караванов через правительство России в мае 1803 г. разрешено купцам содержать вооруженные отряды. В Западном Казахстане крупным торговым центром стала Ханская ставка. В 1855 г. в Семипалатинске были учреждены две городские ярмарки. В торговле со Средней Азией не было равных Петропавловску. В 1849 г. сюда доставлены товары из Ташкента на 5 тыс. верблюдах и 150 арбах.

Расширяющаяся казахско-русская торговля открывала путь для приспособления хозяйства Казахстана к нуждам экономического развития России. Усиливая политическое дробление Среднего жуза, царское правительство назначило в 1815 г. второго хана Букея (Бокея). После смерти хана Букея в 1817 г. и хана Вали (Уали) в 1819 г. новые ханы в Среднем жузе не были утверждены . Сложившееся положение было использовано для ликвидации ханской власти и введения новой системы управления Средним жузом. «Устав о сибирских киргизах» 1822 г. был разработан под руководством Сибирского генерал-губернатора М.М.Сперанского, участие принимал будущий декабрист Г.С.Батеньков. Главной целью «Устава» была ликвидация традиционной казахской политической системы, изменение административного, судебного, территориального управления на северо-востоке Казахстана Средний жуз был разделен на аулы, волости, округа . Аул состоял из 50-70 кибиток, волость — 10-12 аулов, округ — 15-20 волостей. Средний жуз составлял « Область сибирских киргизов », которая подчинялась Омской области . Омская, Томская и Тобольские области вошли в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в Тобольске, а с 1839 г. — в Омске. Позже управление сибирскими казахами было возложено на Пограничное управление. Практически неограниченные полномочия приобретал пограничный начальник. Генерал-губернатор утверждал старшего султана с его одобрения. Пограничный начальник единолично утверждал казахских заседателей окружного приказа и волостных управителей, вел переговоры по пограничным делам с соседними владетелями; управлял казахами. Область делилась на внешние и внутренние округа Казахские кочевья отошли к внешним округам, создаваемым на правобережье Иртыша Округа подчинялись Омскому областному правлению , а руководство ими возлагалось на окружные приказы . Формальное руководство округом передавалось старшему султану . Старший султан избирался султанами, его приравнивали к чину майора российской службы, а через 9 лет службы (3 срока) он мог рассчитывать на дворянское звание. Старшего султана, как раньше хана, поднимали на белом войлоке. Старшие султаны избирались на 3-года с правом дальнейшего переизбрания. Срок пребывания в должности волостного султана не ограничивался, его власть переходила по наследству, но обязательно утверждало в должности областное правление. Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса Султаны, не избранные на должности, сохраняли свое наследственное звание, но не имели права вмешиваться в управление. Аульные старшины избирались каждые 3 года, запрещалось переизбираться на последующие сроки. Аульный старшина утверждался в должности окружным приказом. Судебные дела по «Уставу» делились на 3 категории: уголовные, исковые и жалобы на правление . Уголовные дела рассматривались в окружных приказах на основании законов Российской империи.

Предварительное следствие велось бием с участием российского чиновника. По требованию казахов рассматриваемые дела решались на основании местных старых законов, но окружной приказ имел право пересмотра решений биев. «Устав» 1822 г. создавал условия для расширения торговли между Россией и Казахстаном. Казахи могли пригонять на российский рынок свои стада. Продажа вина запрещалась. Караванная торговля не облагалась пошлиной, а султан мог отправлять караваны за границу. Реформа открыла путь к освоению богатств казахского края. Длительное время оппозицию в Младшем жузе возглавлял султан Каратай Нуралиев. Большинство казахов в нижнем течении Сырдарьи признавали ханом Арынгазы. По «Уставу об оренбургских киргизах», разработанному П.К.Эссеном в 1822 г., планировалось назначение в Младший жуз трех ханов, но такое предложение было отвергнуто и Устав не был утвержден. Он был принят в Азиатском комитете лишь в 1824 г. Хан Шергазы был вызван в Оренбург и принят на службу, а ханская власть на территории Младшего жуза упразднена. Ханская власть сохранялась до 1845 г. лишь во Внутренней орде (Букеевское ханство), образованной в 1801 г. в междуречье Волги и Яика.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.