Работа в органах опеки. посоветуйте.

через пол года выпускаюсь(юридический факультет) и хотелось бы работать в органах опеки, Девчонки, кто работает там расскажите как устроились, возможно ли попасть туда без протекции?! плюсы, минусы работы. Заранее спасибо за ответы!

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Пивнева Наталья Сергеевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Сенецкая Татьяна Михайловна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Реуцкая Инга Геннадьевна

Психолог, Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Танкова Оксана Владимировна

Психолог, Онлайн- консультант. Специалист с сайта b17.ru

Светлана Анатольевна Корчагина

Психолог, Аналитический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Наталья Евгеньевна Походилова

Психолог, Кинезиолог Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Комарова Светлана Евгеньевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Елена Джиоева (Густова)

Психолог, ОнлайнКонсультант Психосоматика. Специалист с сайта b17.ru

Егорова Анастасия Владиславовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Яна Вячеславовна Ром

Психолог, Семейный консультант. Специалист с сайта b17.ru

[4240185961] – 2 июля 2011 г., 17:25

Минусы? Увидите жизнь во всей красе без прикрас. Сможете прийти и изъять ребенка из семьи, который орет и цепляется за рыдающую пьяными слезами мать?

[3508072086] – 3 сентября 2012 г., 14:46

[1296803760] – 24 декабря 2012 г., 14:59

ага, так они туда и вышли. они в ближайший ПДН полиции позвонили и бумажкяных мам инспекторам по делам н/летних достаются.

[1296803760] – 24 декабря 2012 г., 15:01

бумажек нацарапали, а созерцание мам инспекторам достается

[1902283471] – 25 июля 2013 г., 19:12

Неправда, что достается работа инспекторам пдн, специалисты отдела опеки, я по себе знаю действительно видят жизнь во всей красе. И просто сидеть и царапать бумажки там не получится.

[692617195] – 10 июля 2014 г., 22:13

Нужно патриотом быть, чтоб там работать. Я вот съездила на отобрание с сотрудницей ПДН к пьяному и орущему мужику с топором в руках — никто и не подумал участкового вызывать в сопровождение, а меня, хрупкую девушку толкали на него вперёд, чтоб я выхватила у него плачущих грязных рябятишек в количестве трёх человек и бежала к машине быстрее. Начальник на моё возмущение сказала — это же писать/просить нужно начальнику полиции, всё не просто так! А у нас всегда внезапные выезды, как мы можем ждать решения! А ещё нужно быть взаимзаменяемыми на работе, это значит, что хитрые коллеги могут часть своей работы спихнуть на вас. Вот я просто специалист — моя зарплата чуть больше 8 просто упахиваюсь, а моя коллега — ведущий специалист, получающая 13 тыщ, требует у начальства, чтоб я ещё и её дела вела. помогала ей, получается эти деньги зарабатывать в нагрузку к своим делищам. Если Вам нужен треш, постоянное движение и вы готовы прийти на помощь обленившимся коллегам — то вам в опеку!

[3460406674] – 23 августа 2016 г., 08:06

В опеке можно работать там, где мало сирот и родителей пьяниц и наркоманов. Так обстоят дела, например, в Чечне в Грозном. Можно работать в Москве, где приличная зарплата. Но работать в опеке в российской глубинке, где спивается 40% населения, остальные 60 % кричат: «Куда опека смотрит!» и зарплата специалиста органа опеки и попечительства 20 тыс. Знаю по опыту.

[4166301111] – 1 февраля 2017 г., 10:40

В опеке можно работать там, где мало сирот и родителей пьяниц и наркоманов. Так обстоят дела, например, в Чечне в Грозном. Можно работать в Москве, где приличная зарплата. Но работать в опеке в российской глубинке, где спивается 40% населения, остальные 60 % кричат: «Куда опека смотрит!» и зарплата специалиста органа опеки и попечительства 20 тыс. Знаю по опыту.

Я работаю в опеке. Работа не сахар. И зарплата 11 тыс.

[1226675242] – 19 апреля 2017 г., 20:36

Работа крайне неблагодарная, мало того, что подконтролен 33 ведомствам, так еще несешь персональную ответственность за деятельность, взвалят все на 1 специалиста за низкую заработную плату. Помимо груды бумажной работы, на специалиста возлагается профилактическая работа, реабилитационная, в кабинете вообще некогда находиться. Чуть какое малое происшествие на участке — все капец, отгребешь по полной с внесением в личное дело. Чтобы работать в этой сфере — мало быть юристом, нужно быть хорошим педагогом, психологом и мудрым человеком. Это очень хорошая школа для специалиста, которому в будущем после работы в этой сфере нестрашно заниматься любым другим видом деятельности, ибо стрессоустойчивость приобретаешь на всю жизнь.

[675329413] – 29 мая 2017 г., 18:20

Я работаю в опеке. Работа не сахар. И зарплата 11 тыс.

Лариса, скажите пожалуйста, реально ли устроиться в органы опеки, не имея педагогического или юридического образования (высшее есть), и реально ли совмещать работу с аспирантурой (опыт полного рабочего дня и обучения в вузе также имеется)? Спасибо!

[2625709016] – 1 октября 2017 г., 13:28

Учитывая то, что туда никто не идёт работать, а специалисты бесконца увольняется, то реально)

[3491202964] – 15 ноября 2017 г., 18:17

Как можно пораньше подать документы в опеку для рассмотрения по поводу жилья. Буду очень благодарен в помощи.

[2523231956] – 1 декабря 2017 г., 09:16

Хочу устроиться в органы опеки города Москвы. Куда обратиться

[1008668442] – 7 декабря 2017 г., 22:33

У меня от работы в опеке дергается глаз. нервы прерваны, не знаешь от кого получишь и за что накажут. Нужно иметь стальные нервы и железный характер, чтобы не пропускать все через себя и выкидывать из головы рабочие моменты. Суды отдельная тема. И все это за мизерную зарплату. Вообщем я с нетерпением жду выхода из декрета специалиста, на чьем я месте.

Работа — Свежие вакансии от прямых работодателей России.

Просмотр базы резюме и базы вакансий без ограничений.

Резюме «специалист органов опеки и попечительства»

Код резюме: rrubgyig
Размещено 19.03.2009
Просмотрено 37 раз

Word, Excel, Internet, MS-Office, Power Point.

Последнее место работы:

С февраля 2008 по октябрь 2008 года
Эксперт по аттестации (Полная занятость).
ООО «Лидер НК», г. М. Москва
Экзаменационный центр. Занимается:
— аттестацией специалистов в области неразрушающего контроля;
— аттестацией сварщиков и специалистов сварочного производства;
— аттестацией лабораторий неразрушающего контроля,
— аттестацией электролабораторий;
— осуществлением поверки оборудования и т. д.
Должностные обязанности:
— консультирование по вопросам аттестации специалистов в области неразрушающего контроля;
— осуществление приема и экспертизы исходного пакета документа аттестующихся;
— оформление счетов и договоров;
— ведение делопроизводства по аттестации специалистов в области неразрушающего контроля;
— ведение архива дел специалистов, прошедших обучение и аттестацию к экзаменационном центре;

Достижения:
— по истечении трехмесячного испытательного срока переведена с должности методиста в должность эксперта по аттестации;
— усовершенствовала систему документооборота по профилирующему направлению.

Предыдущий опыт работы:

С декабря 2006 по декабрь 2007 года.
Методист (Полная занятость).
МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта», отдел по охране прав детства, г. Ухта
Отдел по охране прав детства (органы опеки и попечительства) является органом местного самоуправления. Занимается правовой защитой несовершеннолетнего населения. Осуществляет надзор за деятельностью детских государственных и муниципальных учреждений, за опекунами (попечителями), усыновителями, приемными родителями. Решает спорные вопросы, затрагивающие права и интересы несовершеннолетних детей: определение места жительства, лишение (ограничение) родительских прав, различного рода жилищные вопросы; консультирует население по оформлению опеки (попечительства), установлению усыновления (российскими и иностранными гражданами), смене фамилии; занимается проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; сотрудничает с госучреждениями (прокуратурой, судебной системой, пенсионным фондом и т.д.).
Должностные обязанности:
Выполняла работу специалиста органов опеки и попечительства г Ухты.
В должностные обязанности входило:
— работа с ПК, оргтехникой;
— оформление документов (постановлений, приказов, направлений, разрешений и т. д.);
— работа с нормативными документами (Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, законы, постановления, касающиеся вопросов защиты прав и интересов несовершеннолетних детей);
— составление текущих отчетов, анализов;
— составление исковых заявлений, участие в заседаниях судов по делам, защищающим права и интересы несовершеннолетних детей;
— подготовка заключений в судебной обоснованности и соответствии усыновления (отмены усыновления, лишения (ограничения) родительских прав, определение места жительства) интересам ребенка;
— осуществление надзора за деятельностью граждан, ранее установивших усыновление;
— проведение обследований и подготовка заключений об условиях воспитания усыновленных детей;
— обработка и предоставление сведений о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
— консультирование граждан по вопросам: учреждения опеки и попечительства, установления усыновления (удочерения), смены фамилии, лишения родительских прав;
— работа с государственными учреждениями по вопросам защиты прав несовершеннолетних детей (КпДН, Управление по социальной защите населения, Федеральный суд, УВД, прокуратура, школы-интернаты, СМИ и т. д.

Профессиональные навыки и достижения:

Профессиональные навыки:
— оформление документов;
— ведение архива документов;
— деловая переписка;
— обработка и систематизация документов для составления банка данных (по профилирующему вопросу);
— консультирование и предоставление информации по курируемому направлению работы;
— владение компьютерными программами: Word, Excel, Internet, MS-Office.

Вакансии органов опеки и попечительства москвы

Набор данных содержит информацию об актуальных вакансиях и конкурсах в кадровый резерв органов исполнительной власти города Москвы.

Начиная с 2012 года развиваются электронные сервисы для кандидатов на Карьерном портале Правительства Москвы.

На сегодняшний день было проведено более 1500 конкурсов в электронном виде, в том числе такие спецпроекты Правительства Москвы, как Стажировки и Открытый конкурс на замещение должностей глав управ районов Москвы.

Участие в конкурсах уже приняли более 50 000 кандидатов.

В наборе данных содержится подробная информация о вакансиях:

  • наименование должности
  • должностные обязанности
  • описание требований к кандидатам
  • условия конкурса
  • социальный пакет
  • уровень заработной платы

По ссылке осуществляется переход на Карьерный портал Правительства Москвы. Это площадка, объединяющая лучших профессионалов, готовых работать и строить карьеру в органах исполнительной власти столицы.

Смотрите так же:  Претензия возврат излишне перечисленных денежных средств

А знаете ли вы что?

Пребывание в кадровом резерве делает сотрудника претендентом на назначение на открывающиеся в органах исполнительной власти вакансии. Кадровый резерв – это реальный инструмент подбора и продвижения госслужащих. Большинство вакансий Правительства Москвы закрываются именно резервистами.

В нашей команде мы хотим видеть активных и увлеченных людей, которые смогут применить свои профессиональные знания и умения для решения актуальных задач, стоящих перед столицей.

Работа органов опеки и попечительства в системе Департамента социальной защиты населения г.Москвы

В связи с передачей полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Департамент социальной защиты населения города Москвы с 18.12.2012 представляем график работы территориальных отделов опеки и попечительства:

Дни и часы приема граждан

Отдел опеки и попечительства Троицкого управления социальной защиты населения города Москвы

Дни и часы приема:

Понедельник с 14.00 – 17.00 (обед. перерыв с 13.00 – 13.45)

Четверг с 10.00-15.00 (обед. перерыв с 13.00 – 13.45)

Москва, г. Троицк, ул. Юбилейная,

Москва, с/п Первомайское, пос. Птичное, ул. Центральная, дом 100 (старое здание Администрации)

Отдел опеки и попечительства Щербинского управления социальной защиты населения города Москвы

Дни и часы приема:

Понедельник с 14.00 – 17.00 (обед. перерыв с 13.00 – 13.45)

Четверг с 10.00-15.00 (обед. перерыв с 13.00 – 13.45)

Москва, г. Щербинка, ул. Садовая, дом 4

Отдел опеки и попечительства Вороновского управления социальной защиты населения города Москвы

Дни и часы приема:

Понедельник с 10.00 – 13.00 (обед. перерыв с 13.00 – 13.45)

Четверг с 14.00-17.00 (обед. перерыв с 13.00 – 13.45)

с/пос. Роговское, с/пос.Краснопахорское с/пос. Рязановское

Москва, пос. Щаповское, дом 1 (бывшее здание усадьбы)

Отдел опеки и попечительства Московского управления социальной защиты населения города Москвы

Дни и часы приема:

Понедельник с 14.00 – 17.00 (обед. перерыв с 13.00 – 13.45)

Четверг с 10.00-15.00 (обед. перерыв с 13.00 – 13.45)

Органы опеки и попечительства

Центральный административный округ ЦАО

адрес: г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 21/5 от метро 3 минуты

Правовой центр создан в целях оказания правовой помощи гражданам для обеспечения их законных прав.

Основные направления деятельности правового центра:

  • установление порядка общения с детьми;
  • определение места жительства;
  • усыновление, опека и попечительство;
  • лишение родительских прав;
  • усыновление;
  • установление отцовства;
  • оспаривание отцовства;
  • признание гражданина недееспособным;
  • семейные споры.

Территориальные органы опеки и попечительства города Москвы

Вы можете позвонить по тел.: 8(495)973-89-08

для получения юридической консультации по интересующему вас вопросу

неразрешимых ситуаций не существует

ТОЛЬКО ДЛЯ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с действующим законодательством, полномочия органов опеки и попечительства в городе Москве переданы муниципалитетам внутригородских муниципальных образований. Для удобства поиска муниципалитеты сгруппированы по округам. Время приёма в каждом муниципалитете устанавливается индивидуально.

Центральный административный округ

Сектор опеки, попечительства и патронажа района Арбат

119002 Москва, ул. Арбат, 40, стр. 2. Тел.: 8(499)241-49-10, 8(499)241-21-61 Факс: 8(499)241-21-61

Прием: понедельник с 09.00 до 13.00, четверг с 14.00 до 18.00.

Прием осуществляют cпециалисты:

зав. сектором опеки, попечительства и патронажа — Павлишина Татьяна Анатольевна;

главные специалисты сектора опеки, попечительства и патронажа — Гилярова Юлия Олеговна

Сектор опеки, попечительства и патронажа района Басманное

105066 Москва, ул. Новая Басманная, 37, стр. 1. Тел.: 8(499)261-97-08, 8(499)261-07-15, 8(499)161-52-61

Прием: понедельник с 14.00 до 16.00, четверг с 12.00 до 14.00.

Специалисты: Новикова Мария Викторовна, Абрамова Ольга Юрьевна, Лунина Светлана Николаевна, Коротеева Светлана Николаевна

Учреждения: Роддом при больнице №29; Дом ребёнка №13; Детский дом № 19; Школа-интернат №28; Детский дом №7.

Сектор опеки, попечительства и патронажа района Замоскворечье

115054 Москва, ул. Бахрушина, 13. Тел.: 8(495)620-28-14, 8(495)620-28-09, 8(495)620-28-49. Факс: 8(495)620-28-13

Прием: понедельник с 15.00 до 19.00, четверг с 08.30 до 12.00.

Специалисты: Прохорова Екатерина Федоровна, Старицкая Татьяна Владимировна, Мартынова Наталья Владимировна, Мамаева Татьяна Леонидовна, Малышева Наталья Георгиевна, Керимова Елена Сергеевна, Гузеева Елена Юрьевна

Учреждения: Дом ребёнка №6 (ремонт); Морозовская детская больница; Детский дом-приют при храме Вознесения Господня.

Сектор опеки, попечительства и патронажа района Красносельский

107140 Москва, ул. Нижняя Красносельская, 5, стр. 7. Тел.: 8(499)264-48-42, 8(499)264-79-46. Факс: 8(499)264-67-86.

Прием: понедельник с 13.00 до 17.00, четверг с 08.00 до 12.00.

Специалисты: зав. сектором — Иванова Ираида Александровна, главный специалист — Майорова Татьяна Константиновна, Меньшикова Елена Михайловна, Чернова Екатерина Юрьевна

Учреждения: Социально-реабилитационный цент «Красносельский»

Сектор опеки, попечительства и патронажа района Мещанский

129010, проспект Мира, д. 5 стр. 2. Тел.: 8(495)607-36-20. Факсы: 8(495)608-97-91, 8(495)607-33-20.

Прием: понедельник с 15.00 до 19.00, четверг с 10.00 до 13.00.

Специалисты: зав. сектором Филенкова Ирина Александровна, Федосеева Юлия Анатольевна, Лопухина Анна Борисовна

Сектор опеки, попечительства и патронажа района Пресненский

123100 Москва, Шмитовский пр., 2, стр. 3 “А”. Тел.: 8(499)795-17-47, 8(499)795-17-67

Прием: понедельник с 15.00 до 19.00, четверг с 08.30 до 12.30.

Специалисты: руководитель — Комкова Светлана Петровна, Фошина Наталья Викторовна.

Учреждения: Детская больница №13 им. Филатова

Сектор опеки, попечительства и патронажа района Таганский

109147 Москва, ул. Воронцовская, 21. Тел.: 8(495)912-07-65, 8(495)912-91-27, факс: 8(495)912-95-43

Прием: понедельник с 15.00 до 19.00, четверг с 08.30 до 12.30.

Специалист: Попов Александр Васильевич, Белова Елена Алексеевна, Абраменкова Надежда Захаровна

Учреждения: Роддом №14, 3-й кадетский корпус, Школа-интернат №4.

Сектор опеки, попечительства и патронажа района Тверской

125047 Москва, ул. Чаянова, 11/2. Тел.: 8(495)250-22-80, 8(495)250-98-72. Факс: 8(495)250-38-84

Прием: понедельник с 15.00 до 19.00, четверг с 08.30 до 12.30.

Специалисты: Ваза Наталья Львовна, Манаенкова Елена Петровна, Макухина Ольга Олеговна, Фирюлина Екатерина Андреевна

Учреждения: Роддом №6 им. Абрикосовой

Сектор опеки, попечительства и патронажа района Хамовники

119034 Москва, ул. Пречистенка, 14, Тел.: 8(499)766-91-84, 8(495)637-73-53

Прием: понедельник с 15.00 до 19.00, четверг с 08.30 до 12.30.

Специалисты: Кобзева Антонина Николаевна, Чикинева Наталья Леонидовна, Соколова Нина Ивановна, Женеричкина Наталья Евгеньевна, Гришина Светлана Викторовна, Якименко Наталья Викторовна, Бардыбахина Юлия Александровна

Учреждения: Школа-интернат №37 I вида.

Сектор опеки, попечительства и патронажа района Якиманка

115035 Москва, Болотная улица, 18. Тел./факс: 8(495)951-18-97

Прием: понедельник с 14.00 до 17.00, четверг с 10.00 до 12.00

Специалисты: Синицина Светлана Николаевна, Бувальцева Ирина Валерьевна, Володина Марина Алексеевна

Учреждения: Родильное отделение при больнице №1 им. Пирогова

виртуальный клуб Суть времени

Работа Органов опеки и попечительства в современных условиях

Интервью у сотрудника Органа опеки и попечительства Сельцина Николая Петровича взяла М. Градова.
М.Г.:
Николай Петрович! Общественность нашей страны взбудоражена законопроектами, принятыми в первом чтении Государственной Думой, которые мы для краткости называем «закон о патронате» и «закон об общественных наблюдательных комиссиях». Рассмотрение законопроектов отложено на неопределённое время. Однако, проблемы с законотворчеством остались. Люди не успевают следить за плодовитыми законодателями. Если мы ведём речь о ювенальных технологиях, навязываемых нам с Запада, мы не можем обойти вопрос об органах, работы которых касаются отложенные законопроекты. Хотелось бы услышать мнение специалиста, знающего проблему изнутри. Поэтому я начну по порядку.

1) Какими действующими нормами закона регламентирована деятельность органов опеки и попечительства? Имеются ли какие-либо недоступные для общего сведения инструкции, положения, памятки и т.д.?

Сельцин Н.П.:

Действующими являются следующие нормы:

· Федеральный закон № 159 ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

· Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

· Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

· Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 г. Москва

«Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»

· Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

· Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 N 432 (ред. от 12.05.2012) «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»

· Постановление правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. № 1169-ПП «О реализации мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве»

· Закон г. Москвы № 29, от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

· Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».

· Постановление правительства Москвы от 02 октября 2007 г. № 854-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа»

· Приказ от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423»

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2010 г. № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»

Недоступные для общего пользования документы фактически есть. Но недоступны для пользования они в силу своего огромного количества. Зачастую даже профессионал натыкается на ранее недоступные и неизвестные ему законы, рекомендации, приказы и так далее. Формально же любой человек имеет постоянный доступ к любому документу. Но это похоже на русскую сказку: «пойди туда, не знаю куда, возьми то, не знаю что».

М.Г:
2) Каковы главные обязанности сотрудников органа ОиП?

Сельцин Н.П.:
По должностной инструкции главного специалиста отдела опеки, попечительства и патронажа муниципалитета московского района, он обязан:
Среди прочего, вести прием населения по вопросам опеки, попечительства и патронажа, рассматривать обращения, заявления и жалобы, осуществлять профилактическую и реабилитационную работу по преодолению социального сиротства, реализовать переданные полномочия в части организации социального патронажа, подготавливать материалы для рассмотрения на заседании комиссии по охране и защите прав детей, проводить обследования условий проживания детей, состоящих на учете в ООиП, давать заключение в суд по спорам, связанным с защитой прав и интересов детей, осуществлять совместно с уполномоченными органами изъятие из семьи детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью…

Смотрите так же:  Ходатайство о привлечении доказательства в суде

М .Г.:

3) Каковы инструменты помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации?

Сельцин Н.П.:
Фактически и «по-честному» — инструментов нет. Специалист может только «капать на нервы» угрозами лишения родительских прав. Но надо понимать, что на кого-то эти угрозы еще могут подействовать, а на кого-то уже нет. В случае, если они подействовать не могут, ребенок изымается и устраивается в детский дом. Потом, опека продолжает капать на нервы таким родителям, но уже с другой стороны, со стороны материнского и отцовского чувства. Его уговаривают забрать ребенка из детского дома. Если родитель соглашается, то специалист предлагает ему устроиться на работу и принести справки за полгода работы (через полгода после лишения можно восстановиться) и прекратить пить. При этом нет ни бюджета, позволяющего кодировать родителей, ни правового механизма, позволяющего это делать без желания родителя. Такая работа сводиться к 1 проценту результата, по моим личным оценкам. В том же случае, если на родителя еще могут подействовать угрозы лишения родительских прав, эти угрозы «валятся» на него со всех сторон. Их изобилие со временем приводит к тому, что родитель считает их нормой и перестает бояться. После чего ребенок у него забирается через лишение родительских прав.
Надо четко понимать, что под «трудной жизненной ситуацией» понимаются совсем уж асоциальные семьи. Родители — наркоманы, алкоголики, бродяги. Все иные случаи, которыми сейчас пугает себя общество, относятся к ювенальной юстиции западного образца, но не нашей, отчасти еще советской системе. Вот если произойдет наполнение нашей системы смыслами и нормами запада, тогда эта категория расширится значительно.
Кроме того, надо четко понимать, что совершенно ничего нельзя сделать с человеком, который сознательно встал на путь безнравственности и «идет» по нему уже долго. Нельзя, если мы не находимся в тоталитарном государстве.
Можно как-то не допускать того, чтобы человек на этот путь встал. Но это уже работа совершенно иного направления. Такая работа в некоторой степени велась в Советском Союзе и прекратилась в Российской Федерации. Работа эта в принципе возможна только при конкретной идеологии, которой в РФ нет.

М.Г.:

4) Есть ли необходимость в делегировании ООиП дополнительных полномочий, каких именно?

Сельцин Н.П.:
На мой взгляд, такой необходимости нет. До тех пор, пока ООиП осуществляет «посредническую» деятельность между семьей и государственными учреждениями никакие особые полномочия специалистам вообще не нужны. И особенно полномочия сверх установленной меры.
Дело в том, что для исполнения своих обязанностей опека привлекает государственные структуры: милицию (провести акт обследования, если представителей опеки не пускают в квартиру добровольно), поликлинику (определить состояние здоровья ребенка), суд (решение вопроса устройства ребенка на полное государственное обеспечение, лишение родительских прав). У этих структур достаточно полномочий для решения любых вопросов и отдельные полномочия специалистам опеки не требуются.

М.Г.:
5) Как, на взгляд сотрудников органов опеки, можно оптимизировать работу в нынешних условиях, не изменяя законодательства? Есть ли для этого возможности?

Сельцин Н.П.:
Оптимизировать работу ООиП не нужно. Со времен СССР вся эта работа отрегулирована и настроена надлежащим образом. Нужно прекратить «плодить» различные инструкции и приказы, законы и постановления «ни о чем». А то, что уже есть, привести в порядок, переработать. Чтобы было не более 5-10 документов федерального и местного уровня, не больше. При этом надо перестать бесконечно передавать различные отделы и ведомства «из рук в руки», поставить во главе специалиста, имеющего многолетний опыт работы на местах и поставить перед ним Цель.
По сути, надо просто прекратить реформировать систему регулирования семьи и детства в систему ювенальной юстиции (да еще и делать это «кривыми руками»).
Кроме того, надо принимать на работу в опеку людей с профильным образованием, имеющих своих детей, а не по принципу «землячества», и родственных отношений.
Но все, что я сказал, относится к оптимизации работы ООиП в том направлении, в котором она ведется на данный момент. Не больше.

М.Г.:
6) Николай Петрович! Пожалуйста, укажите основания для лишения родительских прав по судебным решениям, примеры самых тяжких случаев из практики, и самых «невинных» (если были такие).

Сельцин Н.П.:
В основном причинами для лишения родительских прав по судебным решениям являются: алкоголизм, наркомания, неисполнение обязанностей по содержанию (материальное обеспечение) ребенка, невыплата алиментов на содержание ребенка.
В качестве полярных примеров приведу следующие: мать девочки (прописанной в московской квартире и имеющей в таком случае право на жилищные льготы по законодательству г. Москвы) семнадцати лет обратилась в отдел с проблемой воспитания дочери. По ее словам, контакт с ребенком был утрачен несколько лет назад, а сама девочка неуправляема. Несколько раз мать с бабушкой присутствовали на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На комиссии семье всячески пытались оказать помощь, предлагали перевести в учебное заведение, специализирующееся на проблемных случаях, направляли к психологам. Но, с одной стороны, фактически мать не хотела решать возникшую ситуацию. А с другой стороны, предложенные меры по ее разрешению мало бы помогли. В итоге было принято решение о лишении родительских прав и устройстве ребенка на полное государственное обеспечение, чему очень противились специалисты ООиП. Дело в том, что после 18 лет (при определенных условиях) таким детям необходимо предоставлять квартиры по договору безвозмездного пользования (которые с 23 лет переходят в собственность) и в данной ситуации была очевидна жилищная заинтересованность со стороны матери. Рассматривая исковое заявление о лишении родительских прав матери, суд его удовлетворил. Данному решению суда долго удивлялись почти все сотрудники. Ведь оснований для лишения фактически не было (по их мнению), а мать была лишена после невнятных фраз об «отсутствии контакта с ребенком», «неспособности повлиять на дочь». Я изначально был уверен в данном исходе потому, что этот случай попал под определение «неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению». Ведь когда мать говорит: «Я не могу ее воспитывать», — с точки зрения Права все очевидно. Право в данном случае не интересует искренность слов, а Суд данный аспект проблемы не учел. Но с другой стороны, если мать сама просит лишить ее родительских прав и при этом не отказывается воспитывать ребенка, а заявляет о неспособности это делать, то у Суда просто нет иного выхода. Поэтому мне «человеческие» ожидания сотрудников Опеки были понятны. Но с точки зрения Закона и Суда решение Суда было обосновано.
Второй пример лежит в иной плоскости. В 2009 г. опека участвовала в суде по лишению родительских прав матери-алкоголички. Инициатором лишения был отец двоих детей разного возраста, который за время совместной работы по данному вопросу приобрел в глазах специалистов образ примерного отца и мужа с тяжелой судьбой (жена-алкоголик и женщина легкого поведения). При этом в формировании данного образа косвенно приняли участие его брат (дядя детей) и мать (бабушка). После лишения матери родительских прав, она подала иск о разделе имущества. В этом споре специалисты опеки опять приняли сторону отца, так как примерный отец отстаивал интересы детей в первую очередь.
В 2011 году девочка (старший ребенок) — на тот момент ей было 12 лет – самостоятельно обратилась в опеку с просьбой «поговорить с папой». По ее словам, папа часто кричит на нее с братом, заставляет заниматься глупыми делами, обижает бабушку (свою мать), часто приходит домой пьяным и не дает заниматься в школьных кружках. Сотрудники опеки, знакомые с данной семьей с 2009 года и с отцом семьи, как с человеком ответственным и дотошным, девочке не поверили. Сотрудники опеки, базируя свои представления о жизни на «устаревших» ценностях, решили проверить. На акт обследования жилищно-бытовых условий вышел специалист. Поговорил с отцом. В квартире оказалось бедно, но чисто. Однако пища для детей имелась, а чистоту поддерживала сама девочка. Отец, как всегда, показал кучи фотографий с улыбающимися детьми, положительные характеристики из школы.
Я (а тем специалистом был я) рассказал отцу о том, что девочка приходила в опеку. При этом предупредил, что за семьей теперь будут постоянно наблюдать и если девочке будет плохо – это сразу заметят. Отец объяснил, что воспитывает детей, за воровство (по его словам сын крадет у него деньги) наказывает углом. На дочь он ругается за то, что девочка вместо того, чтобы заниматься математикой, хочет обучаться игре на пианино, а он это не приветствует. В общем, сложившаяся ситуация представлялась обычной сложной ситуацией московской семьи. Особенно, если учесть небо
льшую жилую площадь квартиры и вытекающие из этого проблемы. Именно это имел в виду отец, когда сказал, что девочку «научили» на него жаловаться, имея на то свои личные внутрисемейные «псевдооснования». Сам он работает с утра до вечера на основной работе, а потом подрабатывает на личном автомобиле, чтобы прокормить, одеть и обуть ребенка. При этом отец показал новые вещи, чеки на эти вещи, чеки на запчасти к машине, на бензин и на многое другое. Тогда я только удивился подобному качественному подходу к жизнедеятельности. Никаких сомнений в «положительности» отца у меня не возникло.
Через несколько дней в опеку позвонила бабушка девочки. Бабушка рассказала начальнику опеки все то же самое, что рассказывала девочка и попросила оказать помощь. Но в 2009 году та же бабушка была полностью на стороне отца, не говоря о нем ни одного плохого слова – это раз. А я к тому моменту уже разговаривал с отцом – это два. Бабушке начальник отдела опеки отказал.
Через неделю психолог детского районного центра принес характеристику девочки, в которой было указанно, что ребенок готов совершить самоубийство. На следующий день была созвана комиссия по охране прав детей, на которой присутствовал и этот психолог, дядя девочки и ее отец. Ситуация оказалась крайне сложной. Отец девочки по факту оказался душевнобольным, когда прикрываясь чеками и покупками, человек издевается морально над детьми. Дети отказываются идти к нему домой. Дядя стоял на позиции лишения родительских прав отца. Комиссия отделалась тем, (меня на комиссии не было, я не вхожу в ее состав) что настоятельно рекомендовала определить детей на обучение в интернат, чтобы меньше видели отца. Когда я узнал об этом от разгневанного дяди, для меня стало совершенно очевидно, что принятое решение является полумерами, если не ошибкой. Об этом я объяснил руководителю муниципалитета и настоял на изъятии детей из семьи и временной передаче их под опеку дяде.
Данное решение было очень не просто принять в силу различных причин. Но самым тяжелым было противопоставление нежелания детей возвращаться к отцу желанию самого отца их воспитывать. При этом формально он имел все права, чеки, колбасу в холодильнике и другие атрибуты «законных прав и интересов несовершеннолетнего».
В результате суд ограничил отца в родительских правах. При этом запретил видеться с детьми. Совершенно непонятно было, каким образом отец может «исправиться» в полугодичный срок, имея «на руках» подобный запрет. Через полгода дядя обратился в суд с иском о лишении родительских прав на том основании, что отец не исправился. Суд вынес решение о лишении родительских прав. Мосгорсуд оставил решение районного суда в силе.

Смотрите так же:  Заканчивается срок действия контракта

М.Г.:
7) Чем отличается усыновление (удочерение) от принятия ребёнка под опеку?

Сельцин Н.П.:
В случае с усыновлением вопрос решается дольше, чем с опекой. После лишения родительских прав (например) должно пройти полгода и только потом подается исковое заявление в суд об установлении усыновления. Усыновление очень основательно. Суд отдает ребенка человеку и человек становится полноценным родителем с точки зрения Права. Хотя на данный момент существует закон, по которому до 18 лет за ребенком должна следить опека. Сама опека (по крайней мере, многие ее представители) считает это не правильным – если суд «полностью отдал» ребенка человеку, то при чем здесь опека? А если опека продолжает надзор за семьей, то значит суд «отдал не полностью». И еще одно разительное отличие в том, что усыновленный ребенок не получает никаких льгот после 18 лет, связанных со статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оформить опеку (попечительство) сравнительно быстро и просто. При этом попечитель является только законным представителем ребенка и не может присвоить ему своего отчества или фамилии. До 18 лет на ребенка, находящегося под опекой, распространяются все те же льготы, как и на усыновленного ребенка. Но после 18 лет подопечный ребенок имеет право на однократное предоставление жилья по договору безвозмездного найма, если у него жилья нет или если жилье не соответствует оговоренным в законодательстве нормам. Кроме этого есть другие льготы, распространяющиеся на лиц из числа детей-сирот и не распространяющиеся на усыновленных детей.

М.Г.:
8) Николай Петрович! Не является ли в современных условиях воспитание детей в приёмных семьях неким бизнесом? Что является доказательством этому?

Сельцин Н.П.: Относительно механизма приемной семьи следует пояснить, что он был рассчитан на те случаи, когда у ребенка нет родственника, желающего взять его под опеку. А для стимуляции постороннего ребенку человека было предложено выплачивать деньги за воспитание, плюс к деньгам на содержание ребенка. То есть родители (в Москве – один родитель) получают деньги за осуществление семейной формы воспитания ребенка и отдельной позицией — на его содержание.
В моем отделе за всю практику был только один случай приемной семьи. Та семья приехала из Смоленска в Москву и встала здесь на учет. Но даже и этого одного случая хватило для того, чтобы уже имеющееся негативное мнение по этому вопросу еще более окрепло в коллективе отдела опеки, попечительства и патронажа. Каждый знакомый мне специалист и работник опеки выступает резко против такой формы «семейного воспитания». Это оказалось «палкой о двух концах». С одной стороны благие устремления, а с другой стороны — негативная практика. Такая практика, когда детей используют, как грубую рабочую силу в решении бытовых проблем и одновременно источник дохода. К детям нет ни любви, ни симпатии, ни даже уважения. Есть только желание получать деньги за содержание и воспитание ребенка. И это совершенно невозможно зафиксировать с правовой точки зрения. Именно поэтому специалисты моего отдела всячески стараются «вставлять палки в колеса» желающим, предлагая им обычную «опеку». Но договор «приемной семьи» заключается на уровне Департамента семейной и молодежной политики (на данный момент «опека» передается в «социальную защиту» и не понятно, кто этим будет заниматься), и в территориальный отдел опеки «спускается» уже готовым. Возможностей помешать у людей на местах не много. Но, следует сказать, что и желающих взять ребенка из корыстных целей тоже не много.
Именно это, все эти неявные стремления специалистов и граждан, жить «по совести» и работать «по справедливости» и является «пережитком» Советского Союза. Но эти «пережитки» держаться лишь до тех пор, пока весь механизм не «заполнится» нормами ювенальной юстиции Европы.
Является ли «приемная семья» бизнесом? Категорически – да. И доказательством является отрицательное мнение практически большинства специалистов (мне не известен ни один, настроенный положительно). Именно «бизнесом» называют специалисты «приемные семьи» и всячески препятствуют их формированию. Ведь если ты хочешь взять ребенка, исходя из светлых чувств и стремлений, то тебе достаточно будет опеки, и денег на еду, и жизнь для ребенка. А «работу» по его воспитанию ты оцениваешь не деньгами. В эту глубинную сферу человеческого денежная оценка еще не проникла…
Другим доказательством можно считать многие фактические случаи, с которыми сталкиваются работники. Повторю, с точки зрения Права доказать это тяжело, но от человеческого взгляда, от взгляда матери (а в опеке большинство – женщины) грязь не укроется. Это я считаю двумя доказательствами и не знаю никого, кому бы их не хватило.

М.Г.:
9) Действительно ли есть необходимость в ликвидации детских домов, реально ли это, обоснованно ли это?

Сельцин Н.П.:
Ответить на этот вопрос компетентно я не могу. Для компетентного ответа надо иметь полную статистику по детским домам и информацию об экономическом положении страны. Я могу лишь отметить несколько моментов.
Интересным кажется то, как расформировали детские дома. Воспитанников просто взяли и разделили по тем домам, которые остались выполнять свои функции. Встают вопросы: детей стало меньше на столько, что треть детских домов стала не нужна и при этом есть уверенность, что количество детей не увеличится? Лично я, как специалист, в этом сомневаюсь. У меня количество детей на протяжении нескольких лет не меняется существенно. Ведь надо учитывать, что ребенок поступает в детский дом в раннем возрасте и воспитывается в нем до 18 лет. Ну, допустим на основании некоторых статистических сведений есть уверенность в том, что в ближайшие пару-тройку лет количество детей останется минимальным и новые дома не понадобятся. Допустим. Но как можно делать прогнозы на более длительный период? Я не понимаю. Особенно если учесть, что определенный процент детей в детских домах составляют дети бывших воспитанников и бывших подопечных детей (у которых родители умерли от асоциального образа жизни или лишены родительских прав). Какой еще вопрос можно задать? Например, такой: или денег в стране на содержание детских домов не осталось? До такой степени не осталось, что предлагается увеличить количество воспитанников одного воспитателя в ущерб качеству воспитания? И при этом добавить денег воспитателю?
Интересной становится «негласная» рекомендация «сверху»: лишать родительских прав меньшее количество родителей. Причем эта рекомендация «спустилась», как опеке, так и судьям. При этом надо понимать, что сокращается количество детских домов, где воспитываются достаточно взрослые дети. А о сокращении «домов – малюток» (где находятся совсем маленькие дети) я ничего не слышал. Хотя мое неведение само по себе еще ничего не значит.
Однозначно можно сказать, что «на местах» динамики по улучшению ситуации с детьми, оставшимися без попечения родителей, не наблюдается. Государство не борется с «болезнью» и значит ее «симптомы» (дети) останутся. Не понятно, с чего бы их количество стало сокращаться. С другой стороны – мне известна статистика по Москве и ее районам, из которой видно, что существует тенденция увеличения международного усыновления детей в раннем возрасте. И государство, кстати, открыто говорит о необходимости передачи детей на «семейную форму воспитания». Вот только форма эта не российская…

М.Г.:
10) Что, на взгляд сотрудников органов опеки и попечительства, необходимо предпринять государству, чтобы уменьшить социальное сиротство?

Сельцин Н.П.:
Обзавестись «политической волей», как говорят в таких случаях. И пересмотреть наши взгляды на все «нормы» и «права», льющиеся в нашу систему регулирования семьи и детства «рекой изобилия» с Запада.
Надо, чтобы государство не позволяло родителям оказаться на «социальной обочине» жизни. Но такое возможно только при наличии педагогически-воспитательного идеологического механизма. Опять же, в качестве примера возьмем Советский Союз, когда человека принудительно устраивали на работу и следили за его исправлением. Понятно, что очень многое было далеко от совершенства, что имелась масса ошибок, перегибов. Но главное в том, что система воспитания создавалась. Создавались механизмы настоящего общественного контроля, когда за проблемным родителем присматривали коллеги по работе. Государство должно иметь идеальные ориентиры, основанные на ориентирах народа и ему же транслируемые постоянно с государственного уровня. Можно продолжить пояснения на данную тему, но все их будет проще свести к одному: должно быть экономически сильное государство с четко оформленной концепцией семьи. Примерно такое, как Советский Союз. Можно лучше. Без этой концепции, без высокого смысла решить проблему невозможно. Мы и дальше будем наблюдать понижение нравственного уровня в обществе. Повышение желания молодых семей жить «для себя» и как следствие — некачественное воспитание детей. Которые в свою очередь будут тоже (хоть и меньше) рожать детей.
Никакими другими решениями ситуацию не исправить. Это, конечно, только мое мнение. Но оно основано на годах профессиональной деятельности в школе, детской комнате милиции и отделе опеки и попечительства.

М.Г.: Николай Петрович! Спасибо Вам за беседу. На мой взгляд, освещённые Вами вопросы помогут гражданам лучше понять роль органов опеки и попечительства в отношениях между детьми и их родителями.