В этом виде борьбы разрешаются захваты за ноги, приемы с действием ног. Правила, по которым проводятся поединки по вольной борьбе, те же, что и в классической борьбе. Конечная цель тоже одинаковая – положить противника на лопатки или добиться победы за счет преимущества в набранных баллах. Большая свобода действий, предоставляемая борцу, делает вольную борьбу зрелищно интересной, темпераментной. Вольная борьба вобрала в себя лучшие приемы из национальных видов борьбы. Официальная, принятая во всем мире версия считает родиной возникновения и развития вольной борьбы Англию.

Уже в XVIII в. в Англии существовал вариант борьбы, в котором борцам предоставлялось широкое поле деятельности в выборе атакующих средств. Разрешались захваты за ноги и приемы с действиями ногами.

XIX в. стал веком бурного развития профессиональной борьбы в Европе. Профессионализм в спорте захватил и Америку. Борьба стала прибыльным занятием.

Из всех вариантов борьбы, которые применяли профессиональные борцы, наибольшую популярность приобрел английский. Постепенно он вытеснил все остальные.

В Северной Америке стали возникать молодежные спортивные кружки, популяризующие борьбу. На нее уже смотрели не только как на средство развлечения и профессию для добывания денег, но и как на интересный и полезный вид спорта.

Борьба кэтч (английский вариант борьбы) получила два направления. У студентов и любителей среди молодежи она стала спортом, прекрасно и гармонично развивающим спортсмена, зрелищно интересным. У профессионалов она превратилась в отвратительное зрелище, рассчитанное на пробуждение животных чувств у борцов и зрителей. Профессиональный кэтч представляет собой побоище, в котором разрешены и удары, и удушающие захваты, и болевые приемы.

В 1904 г. третьи по счету Олимпийские игры проводились в США в Сент-Луисе. Американцы, используя свое право хозяев, впервые в олимпийскую программу включили борьбу кэтч (студенческий, любительский вариант). Олимпийский комитет принял ее и назвал борьбой свободного стиля (Free stile).

Европейцы в то время не были знакомы с этим видом борьбы, поэтому никто из них не дерзнул принять участие в соревнованиях. Олимпийский турнир оказался под угрозой срыва. Тогда предприимчивые американцы решили приурочить свой очередной чемпионат страны по борьбе вольного стиля ко времени проведения Олимпиады и организовать его под флагом олимпийского состязания.

Поэтому, естественно, на первом олимпийском турнире по вольной борьбе все до единого участника были представителями одной страны – США.

Судейство осуществлялось по правилам, принятым в Америке. Борьба шла в семи весовых категориях (пересчет с фунтов): наилегчайший вес – 47,628 кг; легчайший вес – 52,164 кг; полулегкий вес – 56,7 кг; легкий вес – 61,236 кг, полусредний вес – 65,272 кг; средний вес – 71,668 кг; тяжелый вес – свыше 71,668 кг. Стоит ли говорить, что олимпийские медали всех достоинств достались американским борцам – своеобразный «рекорд», который никогда не будет побит.

IV Олимпийские игры проходили в Афинах в 1906 г. Греки отдали предпочтение греко-римской борьбе (классической), убрав из программы вольную, для них незнакомую и непонятную.

Окончательно судьба вольной борьбы решилась на V Олимпийских играх 1908 г. в Лондоне. Англичане безоговорочно включили в программу свою борьбу, надеясь на успех в соревнованиях. Но тут встал вопрос: как быть с классической борьбой? На одной Олимпиаде две борьбы?! Такого никогда не бывало. Однако, учитывая право устроителей Олимпиады на выбор своего вида спорта и «олимпийское происхождение» классической борьбы, ее необыкновенную популярность в Европе, было решено проводить соревнования сразу по двум видам борьбы: по вольной и классической.

Теперь европейцы не только увидели новый вид борьбы, некоторые даже попробовали в ней свои силы. И несмотря на то, что победителями во всех весовых категориях стали английские и американские борцы, вольная борьба понравилась европейцам.

Вольная борьба стала олимпийским видом спорта, но олимпиада была единственным соревнованием, в котором могли тогда померяться силами борцы вольного стиля из разных стран. Никаких других международных соревнований по вольной борьбе в то время не проводилось.

В 1912 г. Олимпийские игры состоялись в столице Швеции Стокгольме, где популярной была классическая борьба. Ее и включили в программу. Вот почему европейцы вновь увидели этот вид борьбы на Олимпиаде лишь в Антверпене в 1920 г. На этот раз среди победителей преобладали уже европейские борцы. Лишь один американец сумел получить золотую медаль. Финские и шведские борцы были вне конкуренции. Скандинавы были настолько сильны в те времена как борцы, что даже их не самые лучшие «классики» быстро приспособились к необычным условиям ведения вольной борьбы и добились успеха.

Первые победы сразу изменили отношение европейцев к вольной борьбе. Многие борцы стали совершенствоваться в новом виде борьбы, изобретать приемы, учиться делать подножки и выполнять другие действия ногами.

В 1928 г. в Париже был проведен первый чемпионат Европы по вольной борьбе. Отныне чемпионаты Европы стали самыми крупными соревнованиями по борьбе на Европейском континенте после Олимпийских игр. Чемпионаты мира по борьбе тогда еще не проводились.

Последнее предвоенное первенство Европы по вольной борьбе было проведено в 1937 г. в Мюнхене. После Великой Отечественной войны европейские чемпионаты возобновились с 1946 г. Тогда в Стокгольме собрались сильнейшие борцы континента. Ожидалось, что основными претендентами на медали будут борцы Скандинавии, Швейцарии и ряда других стран.

Но случилось неожиданное. Дебютанты чемпионата, турецкие борцы, не имевшие международного опыта, не оставили никаких надежд признанным фаворитам. Три золотые, две серебряные и две бронзовые награды – таков итог их выступлений.

XIV Олимпийские игры в Лондоне лишний раз подтвердили, что вчерашние дебютанты – турецкие борцы – не имеют себе равных в вольной борьбе не только в Европе, но и в мире. Они завоевали четыре золотые и две серебряные медали. Еще большего успеха добились турецкие борцы на первом в истории вольной борьбы чемпионате мира в 1951 г. в Токио. Шесть золотых медалей из восьми!

Интерес к поединкам вольников возрос в 50-х годах, когда на международном ковре появились борцы Японии, Болгарии и Ирана с их самобытной, оригинальной манерой борьбы.

На XV Олимпийских играх в Хельсинки впервые выступили российские борцы. Завоевав две золотые и одну серебряную медали, они победили и в командном зачете. Успех наших борцов был неожиданным и ошеломляющим.

Обострение конкуренции на международных соревнованиях вызвало стремительный рост тактико-технического мастерства борцов-вольников. В 50-е годы вольная борьба заняла лидирующее положение среди других видов.

Содержание статьи:

Самоучитель вольной борьбы

Убеждать в том, что борцы — сильные люди, вряд ли кого нужно. Хороший борец физически силен, ловок, смел, вынослив, сообразителен. Вольная борьба — один из наиболее интересных и сложных видов спорта. В схватке на ковре приходится преодолевать сопротивление противника. А ведь он тоже стремится к победе, разве его поборешь, если нет силы! Вольная борьба развивает силу. Ну, а если соперник также силен, разве справишься с ним одной силой? Нужна ловкость, без нее успеха не добиться.

Схватка борцов порой длится девять минут, если один борец не сумел положить другого на лопатки раньше положенного времени. Девять минут единоборства. Нужно сдерживать натиск противника, самому атаковать, преодолевать сопротивление. Девять минут силового поединка выдержит только выносливый.

Вольная борьба хорошо развивает выносливость. Разгадать замысел противника, быстро оценить обстановку, принять решение — все это в доли секунды, ведь схватка протекает бурно и обстановка меняется быстро, для этого нужна мгновенная реакция и сообразительность. Вольная борьба развивает способность быстро и точно мыслить. А смелость? Разве трус добьется успеха в бою на борцовском ковре? Многие требования предъявляются в вольной борьбе к тем, кто решил ею серьезно заниматься. Здесь нечего делать слабовольным, ленивым. Для таких путь к успеху закрыт. Но вольная борьба не только предъявляет требования ко многим человеческим качествам, она необыкновенно интенсивно развивает их. Достаточно посмотреть на парня, который прозанимался в секции вольной борьбы хотя бы год.

Сразу видно, как налились и округлились его мускулы, движения стали более ловкими и уверенными, как он окреп и поздоровел. Даже краткое перечисление физических качеств и навыков, которые развивает вольная борьба, говорит о той пользе, которую могут принести воину занятия вольной борьбой. Для овладения современной военной техникой нужны сила и ловкость, выносливость и смелость, трудолюбие и сообразительность, умение не теряться и находить правильное решение в сложной обстановке современного боя. Эти качества нужны и в бою, и в мирной трудовой жизни. История помнит достаточно примеров героизма и отваги, образцового выполнения боевых задач борцами-воинами в период Великой Отечественной войны. Не забыты подвиги в тылу врага неоднократного чемпиона СССР по борьбе политрука-разведчика Алексея Катулина, не забыты подвиги полковника Желнина — чемпиона СССР по борьбе, погибшего геройской смертью в боях за Родину. Примеров много, и они учат, каким должен быть настоящий сын своей матери-Родины. Вольная борьба является одним из средств физического воспитания советских воинов. Любят ее и моряки, и летчики, и ракетчики, и любят недаром. Занятия спортом помогают справляться с самыми трудными задачами, помогают быстро восстановить силы и быть вновь готовым к выполнению любого задания. Недаром говорят: хороший борец — хороший воин!

Борьба в России

Борьба в Древней Руси.

В России борьба всегда была популярна. Наряду с кулачными боями она была и развлечением, и жизненной необходимостью: войны на Руси практически не прекращались. Борьба имела и культовое значение – так называемая медвежья борьба. У древних славян медведь считался покровителем и защитником. Борьба в честь медведя проводилась на поле перед началом посевных работ: считалось, что это позволит сохранить будущий урожай. От медвежьей произошли несколько других видов борьбы: такие, как борьба в «крест» – единоборство в стойке с обоюдным захватом, а также борьба с живым медведем – ярмарочное развлечение с дрессированным зверем, а также своеобразный тест на мастерство – борьба один на один с хозяином леса.

Из языческих представлений славян в борьбу перешла система подготовки необходимых бойцовских качеств, навыки выживания, «медицинские знания». Боевая подготовка опиралась на языческие символы и понятия: круг – культ Солнца, принцип сохранения энергии, белобога и чернобога – положительные и отрицательные движения от себя и к себе и т.д.

Борьба (кулачный бой) была способом решения юридических споров (соответствующие положения зафиксированы в «Русской правде»), а иногда — и международных конфликтов. В «Лаврентьевской летописи» (993) описывается, как русский князь договорился решить исход битвы с печенежским войском при помощи поединка двух богатырей. Русский воин оторвал печенега от земли и удавил, – на этом все и закончилось.

Православная церковь не поощряла спортивные увлечения вообще – и боевые единоборства в частности. В 1274 на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл заявил, что народ все еще следует обычаям негодных эллинов и занимается бесовскими игрищами – кулачными боями. Но несмотря на многочисленные попытки запретить борцовские и кулачные бои так и не удалось.

Борьба в дореволюционной России.

Развитие современной борьбы в России началось в конце XIX века. До 80-х гг. ею увлекались лишь энтузиасты-одиночки. В 1885 по инициативе врача и большого приверженца физической культуры Владислава Краевского в Петербурге образован Кружок любителей тяжелой атлетики, в котором занимались и борьбой. Со временем кружки любителей борьбы и «тяжелоатлетические» общества стали появляться в Москве, а затем и в других городах. В 1896 сподвижник Краевского Владислав Пытлясинский издал первое в России учебное пособие по французской борьбе.

Год спустя прошел первый чемпионат страны: без деления на весовые категории и ограничения времени поединков – до победы. В нем приняли участие семь борцов из Санкт-Петербурга и один из Риги. Чемпионом стал Александр Шмелинг. В 1898 состоялся второй чемпионат, но в финальном поединке между А.Шмелингом и Георгом Гаккеншмидтом победитель так и не был выявлен. Они же встретились в финале третьего чемпионата год спустя. Финал состоял из двух схваток. В обеих встречах чистую победу одержал Гаккеншмидт. (Все три первенства разыгрывались по круговой системе, после чего двое сильнейших борцов встречались в финале.) Из-за отсутствия организации, которая координировала бы деятельность борцовских кружков и обществ страны, с 1900 по 1912 чемпионаты России не проводились.

«Международная» летопись российской борьбы берет свое начало в 1898, когда в Вене состоялся первый чемпионат Европы (без деления на весовые категории). В нем участвовали 11 борцов из Австрии, Германии и России. Первым чемпионом континента стал россиянин Г.Гаккеншмидт, получивший за границей прозвище Русский лев.

На Олимпийских играх 1908 в Лондоне выступали четверо борцов-классиков из России. Николай Орлов завоевал серебряную медаль в полусреднем весе, а Александр Петров – в тяжелом. Но это было «неофициальное участие». Официально Россия стала выступать на Играх, начиная с Олимпиады 1912 в Стокгольме. Тогда только один российский борец – Мартин Клейн – сумел дойти до финала. В полуфинале он по очкам победил чемпиона мира 1911 Альфреда Асикайнена. Этот поединок длился 11 часов 40 минут и вошел в историю борьбы как самая продолжительная схватка. Травмированный в полуфинальном поединке Клейн не смог участвовать в финале – и получил в итоге серебряную медаль, уступив «золото» шведу Эдвину Юханссону.

В 1904 в Петербурге состоялся первый в России международный чемпионат по французской борьбе среди профессионалов. В нем участвовало 30 борцов из разных стран. Чемпионат проходил по круговой системе и продолжался целый месяц. Профессиональная борьба не стала самостоятельным видом спорта, превратившись со временем в спортивное шоу. Чуть ли не в каждом цирке в разных городах России проводились свои «чемпионаты мира», результаты которых обычно были известны заранее. Тем не менее, многие ставшие впоследствии известными российские борцы начинали как профессионалы. Иван Поддубный, за 40 лет не проигравший ни одного соревнования, бывший тяжелоатлет Иван Заикин, Владислав Пытлясинский, известный не только как атлет, но и как талантливый тренер, Иван Шемякин и др. стали основоположниками «русской» школы борьбы, получившей признание во всем мире. (Цирковые состязания по борьбе и у нас в стране, и за рубежом пользовались невероятной популярностью вплоть до начала Второй мировой войны, а потом постепенно сошли на «нет». К примеру, чемпион мира 1955 Александр Мазур начинал свою спортивную карьеру как цирковой борец.)

В 1913 был создан Всероссийский тяжелоатлетический союз, объединивший 16 городов России, в которых культивировалась борьба. В 1914 Союз принял международные правила борьбы, в соответствии с которыми стали проводиться чемпионаты по пяти весовым категориям: легчайший, легкий, средний, полутяжелый и тяжелый. До этого единых правил не было, и в разных городах соревнования проводились по-своему. Союз возобновил проведение чемпионатов страны по борьбе. В 1913 в Риге прошел четвертый чемпионат России. Очередные общенациональные соревнования были проведены, соответственно, в 1914-м, а затем в январе и декабре 1915. Участники соревнований делились на весовые категории: сначала их было четыре, а в двух последних чемпионатах – пять.

К началу Первой мировой войны в России насчитывалось 20 спортивных организаций, культивировавших борьбу, в которые входило около 300 человек.

Развитие классической борьбы в советский период.

В 1924 состоялся первый чемпионат страны по классической борьбе – по новым правилам, принятым в СССР. Соревнования прошли в Киеве с участием 41 спортсмена. Поединки проводились в 5 весовых категориях по формуле 2 раунда по 20 минут – с возможным ничейным исходом. При наличии технического преимущества борец получал «полпобеды» и мог выиграть по очкам. Первыми чемпионами СССР стали: Алексей Жилин (Ленинград, легчайший вес), автор нескольких пособий по французской борьбе Владимир Иванов (Москва, легкий вес), и киевляне Петр Махницкий (средний вес), Николай Сашко (полутяжелый вес) и Дмитрий Горин (тяжелый вес).

Следующие чемпионаты прошли в 1926–1928 (чемпионат 1928 проходил в рамках Всесоюзной Спартакиады, в нем участвовали 250 спортсменов, в том числе 19 борцов из Австрии, Германии, Латвии, Финляндии, Швейцарии, Швеции и Эстонии). С 1933 первенства Советского Союза по классической борьбе стали разыгрываться регулярно (они не проводились только в 1942 и 1943 гг.).

Смотрите так же:  Возврат денег за проезд в общественном транспорте

В 1939 впервые было разыграно звание абсолютного чемпиона СССР. За него боролись 10 спортсменов по круговой системе – каждый с каждым. Абсолютным чемпионом тогда стал Константин Коберидзе, при собственном весе 87,5 кг победивший несколько борцов с весом в 110–120 кг. После этого звание абсолютного чемпиона СССР по борьбе разыгрывалось только четыре раза: в 1940 и 1943–1945. И все четыре раза его завоевал 12-кратный чемпион СССР, трехкратный чемпион Европы, победитель XV Олимпийских игр Иоханнес Коткас.

В 1947 советские борцы вступили в ФИЛА. В том же году сборная СССР впервые выступила на чемпионате Европы по классической борьбе. И. Коткас, Константин Коберидзе и Николай Белов стали чемпионами. Их последователи поддержали славную традицию. На континентальных первенствах советские борцы завоевали в общей сложности 130 золотых медалей.

В 1952 состоялся олимпийский дебют наших «классиков». Помимо Коткаса, чемпионами Игр в Хельсинки стали Борис Гуревич, Яков Пунин и Шазам Сафин. Еще пять чемпионских титулов завоевали наши атлеты на Играх 1956 в Мельбурне. А самыми урожайными на олимпийское «золото» стали для нас Игры в Монреале – 7 медалей. Всего же советские (российские) борцы греко-римского стиля завоевали на Олимпийских играх 40 золотых медалей.

На чемпионате мира по греко-римской борьбе советские атлеты впервые выступили в 1953 в Неаполе. В этих представительных соревнованиях участвовали 208 борцов из 21 страны. Несмотря на серьезную конкуренцию наши спортсмены завоевали 5 золотых, 1 серебряную и 1 бронзовую медали, а в командном зачете сборная СССР заняла первое место. Всего на мировых первенствах (с 1904 по 2001) представители нашей страны завоевали 155 золотых, 58 серебряных и 34 бронзовых медалей.

Своеобразное достижение установил Валерий Резанцев, семь лет подряд – с 1970 по 1976 – завоевывавший мировой титул, в этот период он также дважды побеждал на Олимпиадах. Николай Балбошин, Гоги Когуашвили и Виктор Игуменов пять раз становились чемпионами мира.

Вольная борьба в СССР.

Вольная борьба стала развиваться у нас в стране значительно позже, чем классическая. Распространение она получила, прежде всего, в Грузии, Азербайджане и Армении, так как культивировавшиеся там национальные виды борьбы очень похожи на вольную борьбу по международным правилам.

В 1945 Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту провел специальный сбор тренеров, где изучалась новая борцовская техника. Известно, что за развитием вольной борьбы в стране следил лично И.В.Сталин.

Первый чемпионат СССР прошел в том же 1945. В новый для советских атлетов вид единоборства перешло немало борцов-классиков, так как в некоторых весовых категориях классической борьбы конкуренция была невероятно высока.

Несмотря на отсутствие опыта международных выступлений, наши «вольники» очень скоро вошли в число сильнейших. Выступлению сборной СССР на Олимпийских играх 1952 в Хельсинки предшествовала одна-единственная международная встреча – с хозяевами будущей Олимпиады, которую наши борцы выиграли со счетом 8:0. На Играх они первенствовали в командном зачете, завоевав при этом два «золота». Тяжеловес Арсен Мекокишвили, одолевший в финале титулованного шведского борца Бертиля Антонссона, сотворил одну из самых больших сенсаций Олимпиады. Еще одну победу праздновал средневес Давид Цимакуридзе.

Самым урожайными на олимпийское «золото» стали для наших «вольников» Игры в Москве: 7 наград высшей пробы. На Олимпиадах 1972 и 1976 они завоевали по 5 золотых медалей. А всего советские борцы вольного стиля 30 раз поднимались на высшую ступень олимпийского пьедестала.

В 1954 советская сборная по вольной борьбе впервые выступила на чемпионате мира (в Токио), где выиграла три золотых медали и в общекомандном зачете лишь одно очко уступила спортсменам из Турции. А в 1966 состоялся, наконец, и «европейский дебют» сборной СССР по вольной борьбе. Шестеро советских спортсменов стали чемпионами.

В их числе был и наш самый титулованный борец-вольник Александр Медведь, первый в истории вольной борьбы трехкратный олимпийский чемпион (швед Карл Вестергрен выиграл олимпийское «золото» в греко-римской борьбе – в 1920, 1924 и 1932, – а его соотечественник Ивар Юханссон в 1932 первенствовал в двух видах борьбы, а в 1936 – в греко-римской.) В копилке знаменитого советского борца также семь золотых медалей, полученных на чемпионатах мира, причем в трех весовых категориях: три титула чемпиона Европы и восемь – страны.

Сергей Белоглазов и Арсен Фадзаев – двукратные олимпийские чемпионы и шестикратные чемпионы мира. Среди советских борцов вольного стиля было еще несколько дважды олимпийских чемпионов. Иван Ярыгин, перешедший затем на тренерскую работу и в качестве старшего тренера сборной СССР не раз приводивший ее к победам на международных соревнованиях. Леван Тедиашвили, в 70-е гг. не раз завоевывавший «золото» чемпионатов мира, Европы и СССР по вольной борьбе, имеет в своей коллекции и золотую медаль чемпиона мира по борьбе самбо. Сослан Андиев к двум олимпийским титулам добавил пять мировых. А в коллекции Махарбека Хадарцева, помимо двух золотых, есть и серебряная олимпийская медаль.

Спортивная борьба в современной России.

В 1993 создана Федерация спортивной борьбы России, объединяющая борцов вольного и греко-римского стиля. В Федерацию входят спортивные организации почти 80 субъектов РФ. Президент Федерации – заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, член бюро ФИЛА, олимпийский чемпион М.Г. Мамиашвили.

В декабре 1994 состоялся «матч века» по греко-римской борьбе между сборной России и сборной мира, на котором присутствовал президент ФИЛА Милан Эрцеган. Россияне одержали убедительную победу со счетом 9:1.

На Играх в Атланте наши команды по греко-римской и вольной борьбе были первыми в командном зачете.

Один из самых титулованных российских спортсменов – 9-кратный чемпион мира и трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин. Ставший настоящей спортивной легендой, он 12 лет подряд не знал поражений на борцовском ковре. В Сиднее–2000 удача отвернулась от Карелина, но честь российской школы греко-римской борьбы поддержали его товарищи по сборной Вартерес Самургашев и Мурад Карданов, ставшие победителями в своих весовых категориях.

Столь же успешно выступают и российские борцы вольного стиля. Это, прежде всего, чемпионы мира, Европы и Олимпийских игр братья Бувайсар и Адам Сайтиевы. На Играх–2000 наши «вольники» завоевали четыре золотых медали из восьми. А всего в активе сборной по вольной борьбе уже 10 высших олимпийских наград.

На чемпионате Европы 2002 по греко-римской борьбе наша сборная выиграла три золотых и две серебряных медали. А на первенстве континента по вольной борьбе россияне завовеали четыре высших награды из семи.

Среди ведущих борцов России также: Г.Когуашвили, М.Хадарцев, С.Муртазалиев, М.Карданов, С. Цвир, А.Меньшиков, Д.Мусульбес, М.Умаханов и др.

Методическое пособие по вольной борьбе «Развитие специальной физической подготовки борцов вольного стиля через подвижные игры»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красноуфимский районный центр дополнительного образования детей»

Развитие специальной физической подготовки борцов вольного стиля

через подвижные игры

Сунцов Юрий Никодимович,

тренер-преподаватель 1 к.к.

МО Красноуфимский округ

Развитие специальной физической подготовки борцов вольного стиля через подвижные игры: учеб. — методическое пособие/ Ю.Н. Сунцов – МО Красноуфимский округ: МКОУ «Красноуфимский районный центр дополнительного образования детей», 2018.- 29 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для использования в тренерской работе преподавателей спортивных школ, колледжей и других учебных заведений, студентов спортивных факультетов очной и заочной форм обучения по специальности 49.02.01 «Физическая культура», а также для учителей физической культуры общеобразовательных школ, тренеров – преподавателей.

Спортивная борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим гармоничное развитие подрастающего поколения и подготовку к труду и защите своей Родины. Спортивной борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. В спортивной подготовке юных борцов сложилась ситуация, когда программный материал, методика тренировки и обучения были перенесены с взрослого контингента занимающихся на юношей и детей. В таких условиях ранняя специализация приобрела ряд недостатков, связанных с недооценкой особенностей детской психики и присущих детям форм жизнедеятельности. Традиционная практика технико-тактической по подготовки ориентирована на изучение приемов с постепенным включением их в борьбу и при этом тренеры упускают из виду имеющее большое значение изучение базовых элементов технико-тактических действий o стойки, o дистанции, o передвижения, захваты, o освобождения от захватов, тиснения, o маневрирования и другие элементарные действия. Они считают, что освоение этих действий борцами происходит само по себе. Чтобы применять приемы в схватках, нужно приобрести борцам навыки ведения борьбы, воспитание которых тренеры стараются обеспечить включением учебных и тренировочных схваток, но в таких условиях навыки у детей формируются медленно и с большим трудом. Традиционные методы не могут успешно решать эти проблемы, а вот с помощью игровых методов возможно это сделать. Игровые методы обучения и тренировки в спорте получают все большее распространение в различных видах спорта и в спортивной борьбе, в частности.

Включение подвижных игр и эстафет в спортивные тренировки помогает в решении не только специальных задач, но и оживить учебно-тренировочный процесс, выступает как средство физической и технической подготовки, как метод, решающий воспитательные задачи, в том числе связанного с активизацией внимания и повышения эмоционального состояния тренирующихся, повышают интерес к тренировочным процессам.

Специальные подвижные игры

ИГРЫ С КАСАНИЯМИ

Основная цель. Сформировать основные стойки, развить чувство дистанции и выработать навыки маневрирования.

Игровая задача: коснуться ладонью определенной части тела соперника.

Проведение. Игра начинается по сигналу тренера. Разрешено произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию. После касания играющие

занимают исходное положение.

Оценка: побеждает тот, кто коснется обусловленной части тела соперника. При одновременном касании попытка не засчитывается и игра продолжается.

ИГРЫ С АТАКУЮЩИМИ ЗАХВАТАМИ

Основная цель: научить технике выполнения захвата, защищаться и освобождаться от захвата.

Игровая задача: провести определенный захват части тела соперника.

Проведение: игроки находятся напротив друг друга на расстоянии двух метров. Тренер дает задание провести захват определенной части тела противника. Во время игры игроки должны находиться все время лицом друг к другу. После проведения захвата игроки занимают исходное положение.

Правила: игра начинается по сигналу тренера. Игрокам разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию, проводить и защищаться от захвата противника. Если игроки произвели одинаковые захваты одновременно, такие захваты не защитываются.

Оценка: побеждает тот, кто осуществит обусловленный захват соперника.

ИГРЫ С ТИСНЕНИЯМИ

Основная цель: научить принимать устойчивое динамическое и статическое положение, выводить противника из состояния равновесия.

Игровая задача: вытеснить противника за пределы условного квадрата или круга.

Проведение: игроки стоят в квадрате или круге. По команде тренера они начинают выталкивать друг друга за черту. Выталкивать можно при расположении спиной или лицом друг к другу, без помощи или с помощью рук.

При сталкивании без помощи рук игроки находятся все время в контакте.

Правила: начинать можно только по сигналу тренера. Игрокам разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию. Запрещается наступать на ноги соперника. Если оба играющих одновременно заступают за черту, тиснение не защитывается.

Оценка: побеждает тот, кто вытеснит соперника за черту.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ

Основная цель: научить умениям выведения из равновесия.

Игровая задача: заставить коснуться ковра рукой или коленом.

Проведение: игроки стоят напротив друг друга на расстоянии одного-двух метров. По команде тренера они начинают толкать, сваливать друг друга для того, чтобы заставить противника коснуться третьей точкой, кроме ступней, ковра.

Правила: начинать игру можно только после рукопожатия. Нельзя бросать и ударять противника. Нельзя делать болевые захваты.

Оценка: выигрывает тот, кто большее количество раз, заставит противника коснуться третьей точкой ковра.

Основная цель: научить устойчиво стоять на одной ноге.

Игровая задача: захватить ногу и заставить коснуться рукой ковра.

Проведение: игрок «А» стоит на одной ноге и дает свободно захватить другую ногу игроку «Б». По команде тренера игрок «Б» старается толкая, сваливая, сбивая, заставить игрока «А» коснуться рукой пола. Игрок «А» старается сохранить равновесие и остаться в стойке.

Правила: начинать игру можно только после рукопожатия. Нельзя проводить бросков, можно только зацеплять ногой ногу противника. Нельзя ударять противника и делать болевые захваты. Смена положения происходит по команде тренера.

Оценка: выигрывает тот, кто большее количество раз, заставит соперника

Основная цель: научить проводить начало броска.

Игровая задача: оторвать партнера от пола.

Проведение: противники стоят друг против друга и после вхождения в захват пытаются оторвать друг друга от ковра.

Правила: игра начинается по команде тренера. Нельзя проводить бросков, ударов и болевых захватов.

Оценка: побеждает тот, кто большее количество раз оторвал своего противника от ковра.

Основная цель: научить оставаться в стойке при нападении противника сзади.

Игровая задача: находясь сзади, заставить коснуться рукой или коленом ковра.

Проведение: игрок «А» в средней стойке, игрок «Б» проводит захват за пояс сзади. Игрок «Б», не отпуская захвата, должен заставить противника коснуться рукой или коленом пола. Игрок «А» должен устоять или сорвать захват.

Правила: начинать и заканчивать игру нужно по команде тренера. Можно толкать, сбивать и отрывать противника. Нельзя бросать и делать болевые захваты. Смена положения происходит по команде тренера.

Оценка: побеждает тот, кто большее количество раз заставил коснуться ковра рукой или коленом.

Основная цель: Развитие быстроты, внимания.

Организация: Группа делится на две команды. На площадке с интервалом 30-40 м проводятся две параллельные линии, с наружной стороны которых в одну шеренгу выстраивается по команде с последующим расчетом по порядку. Посередине между шеренгами ставится гимнастическая булава.

Проведение. Педагог произвольно называет какой-нибудь порядковый номер. Участники противостоящих шеренг, имеющих этот номер, бегут изо всех сил к булаве, стараясь схватить ее быстрее соперника. Тот, кому это удается, тут же убегает в свою шеренгу, а соперник пытается догнать его и запятнать рукой. Если игрок с булавой возвращается в свою шеренгу незапятнанным, то он приносит своей команде два очка, а если его запятнают – одно. После этого педагог называет другой порядковый номер, и игра продолжается еще несколько минут. Выигрывает команда, игроки которой наберут большую сумму очков.

Основная цель: Развитие силы, ловкости, расчетливости и умения падать без опоры на руки. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с борьбой в стойке.

Организация: Стоя на борцовском ковре, участники делятся на две равные команды, которые выстраиваются напротив друг друга шеренгами, разомкнутыми на расстояние вытянутых рук. Каждой противостоящей паре игроков вручается по большому мячу (лучше всего набивному, но можно и баскетбольному, волейбольному или футбольному), который захватывается двумя руками крест-накрест.

Проведение: По сигналу педагога каждый игрок стремится мощными, хитроумно расчитанными рывками, наклонами, поворотами или движениями вырвать мяч из рук соперника и победно поднять его над головой, за что дается выигрышное очко. В случае вынужденного падения от атакующего действия противника участник должен ловко сгруппироваться и мягко упасть без опоры на руки, как это принято в единоборствах. Игра повторяется три-пять раз, с полуминутным перерывом для отдыха после каждой схватки.

Выигрывает команда, игроки которой наберут большую сумму очков.

Игровое состязание можно проводить и с определением абсолютного победителя в личном зачете, по олимпийской системе, с выбыванием из игры каждого участника, проигравшего схватку. Продолжающие путь к финалу победители предварительных схваток по жребию встречаются между собой до тех пор, пока на ковре не останется единственный непобежденный участник, который и признается сильнейшим.

Основная цель: Развитие силы, внимания и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для совершенствования приемов борьбы с атакующими действиями рук.

Организация: Стоя на борцовском ковре, участники игры делятся на равные команды, становящиеся напротив друг друга шеренгами, разомкнутыми на расстоянии вытянутой руки. Расстояние между шеренгами 3-4 метра.

Проведение: По предварительному сигналу педагога все игроки ложатся на живот, разведя для упора ноги врозь и поставив перед собой правую руку на локоть с взаимным захватом одноименной ладони лежащего напротив соперника (как в исходном положении армрестлинга). По исполнительному сигналу все игроки стараются максимальным напряжением захваченной руки повалить противодействующую руку соперника и прижать ее к ковру, за что начисляется выигрышное очко. Игра повторяется три раза. Затем соперники по паре вступают в аналогичное противоборство левой рукой, которое также повторяется три раза. Побеждает команда, участники которой наберут большее количество очков.

ИГРА В ВОЛЕЙБОЛ

Основная цель: Развитие силы. Координационных способностей, внимания и оперативного мышления. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с бросками соперника через спину.

Смотрите так же:  Принимаемые расходы налог на прибыль

Организация: Очертить мелом на борцовском ковре игровую площадку по типу волейбольной. Размеры определяются количеством, возрастом и уровнем подготовленности участников игры. На высоте 1м над средней линией, делящей площадку на две равные половины, натягивается яркий цветной шнур или веревка. Играющие делятся на две команды, каждая из которых занимает отведенную ей половину площадки, где размещаются по типу волейбола. Подбирается набивной мяч весом до 2-3 кг.

Проведение: По сигналу педагога все игроки садятся, разведя ноги в стороны. Они должны оставаться в этом положении в течение всей игры. Принцип упрощенного волейбола с акцентированной силовой нагрузкой. Без ограничения количества передач команда должна перебрасывать набивной мяч над условной сеткой на половину команды соперников, а те его ловить до приземления и бросать обратно. Мяч бросается двумя руками из-за головы с энергичным наклоном туловища вперед. Игра останавливается тогда, когда мяч упадет на ковер. Команда, потерявшая мяч, проигрывает очко. Введение мяча в игру всегда производится усиленным броском с задней линии. Запрещается вставать. Соревнования для определения победителей. Считать очки как в волейболе, или проводить партии до 5-10 или большего количества очков.

ПЕРЕДАЧА НАБИВНОГО МЯЧА

Основная цель: Развитие гибкости, быстроты и внимания. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с бросками прогибом.

Организация: Борцы делятся на 2 команды, выстраивающиеся параллельными колоннами по одному с интервалом 3-4 м. Играющие садятся на ковер, ноги врозь, один позади другого на дистанции 1-1,5 м. Направляющие игроки колонн получают по набивному мячу доступного веса.

Проведение: По сигналу педагога направляющие обеих колонн энергичным дугообразным движением поднимают набивной мяч над головой (руки параллельно и сильно вытянуты). Продолжая начатое движение, они отклоняются назад, максимально прогнувшись и не отрывая пяток от ковра. Следующий борец колонны схватывает набивной мяч, как только он окажется в пределах его досягаемости, и тем же способом передает его дальше, и так далее до конца колонны. Замыкающий участник колонны, схватив мяч, выполняет круговое движение в правую сторону и возвращает его обратно сбоку. Далее мяч возвращается боковой змейкой то с левой, то с правой стороны сидящих игроков, пока вновь не окажется у направляющего участника колонны, который демонстративно поднимает его над головой в знак завершения игрового задания. Побеждает команда, выполнившая игровое задание первой.

Основная цель: Развитие силы, ловкости, внимания и сообразительности. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с борьбой в стойке.

Организация: Стоя на борцовском ковре, участники игры делятся на 2 равные команды, выстраивающиеся напротив друг друга разомкнутыми на расстояние вытянутой руки шеренгами.

Проведение: По сигналу педагога все участники сгибают левую ногу и хватают ее левой ладонью за стопу, оставаясь стоять на одной правой ноге, а правую руку сгибают в локте и закладывают за спину. Из этого исходного положения соперники в каждой противостоящей паре начинают толкать плечом друг друга, передвигаясь скачками на правой ноге и используя хитроумные обманные движения до тех пор, пока один из них не заставит противника опереться на вторую ногу или опрокинет его на ковер. За достижение этого игроку присуждается одно очко. Импровизированный бой повторяется несколько раз, с поочередной сменой опорной ноги. Выигрывает команда, участники которой наберут большую сумму очков.

1. Менять противников в парах перед каждым следующим боем посредством общей команды: «Сделать шаг вправо!», подаваемой после исходного построения команд. Два крайних участника, остающихся в этом случае без противника. Встречаются между собой.

2. Выявить абсолютного победителя в личном зачете путем проведения состязаний по олимпийской системе, с выбыванием проигравших.

БОРЬБА НОГАМИ ЛЕЖА

Основная цель: Развитие силы, быстроты, сообразительности и способности преодолевать сопротивление противника. Используется в качестве подводящего упражнения для освоения приемов борьбы с атакующими действиями ног.

Организация: Стоя на борцовском ковре, играющие делятся на 2 равные команды. Которые выстраиваются противостоящими шеренгами, разомкнутыми на расстоянии вытянутой руки.

Проведение: По предварительному сигналу педагога все игроки делают шаг вперед и ложатся спиной на ковер, правым или левым боком к правому или левому боку соперника по паре соответственно головами в разные стороны. Ближней к сопернику рукой берутся за плечо соперника. По исполнительному сигналу соперники в парах поднимают ближнюю к сопернику ногу и, используя обманные движения, стараются выбрать удобный момент, чтобы молниеносным рывковым зацепом поднятой ноги перевернуть противника через голову вопреки его сопротивлению. Тот, кому удастся это осуществить, получает выигрышное очко. Игровое единоборство повторяется два или четыре раза с поочередной сменой атакующей ноги путем взаимного разворота другим боком к сопернику по паре. Выигрывает команда, игроки которой завоюют большее количество очков.

Основная цель. Развитие силы, ловкости, внимания и оперативного мышления. Используется в качестве вспомогательного упражнения для совершенствования приемов борьбы, связанных со сваливанием противника.

Организация: Стоя на борцовском ковре, играющие делятся на 2 равные команды, которые, в свою очередь, распределяются по парам с ролевыми функциями «коня» и «всадника». Команды выстраиваются на середине ковра противостоящими шеренгами, разомкнутыми на расстоянии вытянутой руки.

Проведение: По сигналу педагога каждый «всадник» садится на плечи своего «коня» и вступает в рукопашную схватку с противостоящим «всадником» противоположной команды, стремясь ухватить его покрепче и стащить с «коня», а самому при этом удержаться в «седле». «Кони» стараются устойчиво держаться на ногах, но совершать атакующие действия им не разрешается. Если в ходе горячей схватки оба «всадника» падают с «коней», то проигрывает тот, кто коснется ковра раньше соперника. Проигравшая пара выбывает из игры. Выигравший «всадник» снова садится на своего «коня» и вступает в игровое единоборство с другим противником. Импровизированные схватки продолжаются до тех пор, пока одна из команд не потеряет всех своих «всадников». В этом случае другая команда объявляется победительницей. Игру полезно повторить со сменой ролевых функций «коня» и «всадника» в каждой паре участников.

ПРИЖАТЬ СТОПУ СОПЕРНИКА

Основная цель: Развитие быстроты, ловкости, внимания и расчетливости. Используется в качестве подводящего упражнения для выполнения приемов борьбы в стойке с атакующими действиями ног.

Организация: Стоя на борцовском ковре, играющие делятся на 2 равные команды, которые выстраиваются напротив друг друга шеренгами, разомкнутыми на расстояние вытянутой руки. Противостоящие игроки берутся за руки пальцами. Согнутыми в крючок.

Проведение: По сигналу педагога каждый игрок, произвольно используя обманные движения, старается усыпить бдительность соперника по паре и неожиданно наступить на любую его стопу, плотно прижав ее к ковру. Игрок, сумевший добиться этого, приносит своей команде одно очко. Игра повторяется три-четыре раза. Выигрывает команда, в копилке которой окажется большее количество очков.

Вариант игры: Поставить задачу охотиться не за любой стопой соперника, а только за одной из них: правой или левой. В этом случае при повторении игры задачу целесообразно поменять.

Основная цель: Развитие ловкости, силы и волевых способностей, использование в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с бросками через спину, сваливаниями и скручиваниями.

Организация: Стоя на борцовском ковре, играющие делятся на 2 равные команды, которые выстраиваются напротив друг друга шеренгами, разомкнутыми на 2-3 м. Расстояние между шеренгами около 1 м.

Проведение: По предварительному сигналу педагога участники каждой противостоящей пары становятся на колени и осуществляют взаимный захват правого плеча и шеи соперника.

По исполнительному сигналу каждый из участников старается изловчиться и энергичным поворотом правым боком к сопернику, в сочетании с резким скручивающим рывком руками вниз под себя, вывести из устойчивого положения и опрокинуть на спину. Тот, кому удается решить эту задачу, получает одно очко и становится победителем.

Игра повторяется четыре-шесть раз. Для овладения умением сваливать противника в обе стороны после каждой схватки соперники в парах должны менять захват с одной руки на другую и выполнять прием в противоположную сторону. Выигрывает команда, игроки которой наберут большую сумму очков.

Основная цель: Развитие силы, быстроты, ловкости и тактической расчетливости. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с борьбой в партере.

Организация: В метре от противоположных краев борцовского ковра мелом проводят прямую контрольную линию. В центре ковра кладут условный боевой трофей (борцовский манекен). Играющие делятся на 2 равные команды, которые выстраиваются напротив друг друга за отведенными им контрольными линиями и опускаются на колени. Участникам игры предоставляется 1 минута для лаконичного согласования наиболее выгодных тактических вариантов командной борьбы за трофей.

Проведение: По сигналу педагога обе команды устремляются к трофею, стараясь как можно быстрее схватить его и, преодолевая сопротивление соперников, затащить за свою контрольную линию, за что начисляется выигрышное очко.

В процессе игры каждому участнику разрешается хватать за руки, ноги, шею, туловище, сваливать, переворачивать, удерживать или оттаскивать в сторону от трофея столько соперников, сколько сможет, чтобы создать численное превосходство и более выгодные условия своим партнерам по команде, находящимся непосредственно у трофея и тянущим его в свою сторону. Но нельзя вставать с колен в стойку, за что участник выбывает из игры и удаляется с ковра. Игра повторяется три-пять раз. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ

Основная цель: Развитие устойчивости тела при атаке соперника, координационных способностей и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с борьбой в стойке.

Организация: На борцовском ковре проводят 2-3 прямые параллельные линии с интервалом 2м. Играющие делятся на 2 равные команды. Из представителей разных команд произвольно, по взаимному желанию участников составляются примерно равносильные конкурирующие пары, которые размещаются на указанных линиях. Расстояние между парами около 2 метров. Соперники по паре становятся лицом друг к другу, на расстоянии вытянутой руки, расположив стопы одну за другой строго на линии.

Проведение: По сигналу педагога каждый игрок с помощью обманных движений, расчетливых рывков или толчков старается вывести своего соперника по паре из состояния равновесия и заставить его сойти с контрольной линии хотя бы одной ногой. Тот, кто сможет этого добиться, приносит своей команде одно очко. Игра повторяется несколько раз, с попеременной сменой выставляемой вперед ноги. Победа присуждается команде, игроки которой наберут большее количество очков.

Основная цель: Развитие ловкости, силы, внимания и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с выведением соперника из равновесия и с подножками.

Организация: Стоя на борцовском ковре, играющие расчетом на первый- четвертый делятся на группы по четыре человека, которые равномерно распределяются по ковру. В каждой игровой группе борцы образуют своеобразный крест, становясь в упор лежа, головой внутрь, ноги при этом должны быть неподвижными.

Проведение: По сигналу педагога два борца из одной команды (находящиеся друг против друга) стремятся вывести из равновесия и заставить упасть на живот одного из противников, лишая их опоры ловким и энергичным подбивом запястья ладонью или рывком за руку. При этом игроки используют различные обманные движения и достигают своей цели скорее неожиданностью, чем силой. За каждого выведенного из равновесия соперника, который прикоснется животом или боком к ковру, команда получает одно очко, либо ей засчитывается победа в схватке.

Общий интерес к игре значительно повышается, если ее проводить в виде турнира с определением сильнейших по олимпийской системе, с выбыванием каждой проигравшей команды.

БЕГ В СВЯЗКЕ С ПАРТНЕРОМ

Основная цель: Развитие быстроты, ловкости и расчетливости движений в усложненных условиях. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с контратакующими действиями при захвате соперником ноги.

Организация: Стоя на полу или борцовском ковре, участники игры делятся на 2 равные команды, выстраивающиеся за общей линией старта колоннами по двое. Расстояние между конкурирующими колоннами 3-4 м. В 10 м перед каждой колонной ставится поворотный флажок. Каждая пара рядом стоящих игроков широким эластичным бинтом связывает на уровне щиколоток две свои соприкасающиеся ноги.

Проведение: По сигналу педагога первые пары обеих колонн, обняв партнера внутренней рукой за туловище, как можно быстрее бегут в связке с ним к своему поворотному флажку, огибают его налево и возвращаются обратно, касанием руки сбоку передают эстафету следующей паре своей колонны и отходят за нее, становясь зрителями. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

ЗАЙМИ СВОЕ МЕСТО

Основная цель: Развитие быстроты, внимания и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для приемов борьбы, выполняемых в движении по ковру.

Организация: Стоя на борцовском ковре, играющие делятся на 2 команды, которые выстраиваются по росту напротив друг друга, рассчитываются по порядку и запоминают свой порядковый номер.

Проведение: По сигналу педагога – один свисток – все игроки обеих команд начинают свободно бегать и резвиться в пределах всего ковра. Через некоторое время по сигналу – два свистка – играющие должны как можно быстрее возвратиться назад и точно встать на свое порядковое место в командной шеренге. Победа присуждается той команде, участники которой построятся быстрее и точнее. Игру желательно повторить два-три раза.

Основная цель: Развитие быстроты. Оперативного мышления и тренировка вестибулярного аппарата. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с приемами борьбы, связанными с вращением тела.

Организация: Стоя на борцовском ковре, участники игры делятся на 2 равные команды, которые выстраиваются колоннами по одному за общей стартовой линией и рассчитываются по порядку. Расстояние между колоннами около 3 м. В 10 м перед каждой колонной кладется по большому набивному мячу.

Проведение: По сигналу педагога передние игроки конкурирующих колонн бегут по прямой к своему набивному мячу, опираются на него одной рукой и как можно скорее обегают пять раз вокруг мяча, не отрывая опорной руки. После этого они возвращаются к линии старта. Касанием руки сбоку дают старт следующему участнику своей колонны и уходят за нее.

Игра продолжается таким образом до тех пор, пока данное задание не

выполнят все участники. Победа присуждается команде, закончившей игровое задание раньше соперников.

Основная цель: Развитие быстроты, ловкости и тактики совместных действий. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий, связанными с захватами ног соперника.

Организация: Играющие делятся на 2 равные команды, строящиеся на ковре колоннами по одному за общей линией старта. Расстояние между колоннами около 5 м. В 10 м перед каждой колонной кладется по набивному мячу.

Проведение: По сигналу педагога участники конкурирующих команд садятся на ковер, согнув ноги. Каждый борец захватывает сидящего за ним партнера за голеностопы, и вся колонна, напоминая длинную ползущую гусеницу, синхронно движется вперед, поочередно передвигая то ноги, то ягодицы.

В процессе преодоления игровой дистанции каждая «гусеница» должна добраться до своего набивного мяча, обойти его налево кругом и вернуться в исходное положение перед стартом, не разорвав ни одного звена в командной цепочке. Победа присуждается команде, выполнившей игровое задание раньше соперников.

Основная цель: Развитие внимания, быстроты двигательной реакции и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с уклонением от подсечек и подножек соперника.

Организация: Участники игры делятся на 2 команды: «белые» и «черные». Игроки обеих команд вперемежку, на расстоянии вытянутой руки, становятся по кругу, радиусом 3 – 4 метра. В центр круга становится водящий с веревкой (длиной, равной радиусу круга), на конце которой привязан небольшой набивной мяч в сетке или боксерская груша.

Проведение: По сигналу педагога стоящий в центре игрок начинает крутить веревку с грузом над ковром с разной скоростью, но при этом груз с веревкой не должен ударяться о ковер и подскакивать. Все остальные игроки, когда мяч приближается к ним, подпрыгивают и увертываются от прикосновения мяча или веревки. За игрока, которого коснется мяч или веревка, его команда получает штрафное очко, а он сам занимает место водящего. Игра проводится до тех пор, пока у одной из команд не наберется 10 штрафных очков. В этом случае другая команда объявляется победительницей.

МЕТАНИЕ НАБИВНОГО МЯЧА В МИШЕНЬ

Основная цель: Развитие силы, ловкости и расчетливости. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий борьбы в стойке с атакующими действиями рук.

Организация: Заготовить несколько небольших набивных мячей и мишени (борцовские манекены) по числу участвующих команд, привязанные вертикально к стене с 3-м интервалом. Провести в 5-7 м от мишеней общую стартовую линию, переходить которую не разрешается. Играющие делятся на 2 – 3 равночисленные команды, выстраивающиеся в колонны по одному за стартовой линией напротив отведенных им мишеней, к которым приставляется по судье для подсчета попаданий. Передние игроки колонн получают по три набивных мяча.

Смотрите так же:  Объяснительная руководителю пример

Проведение: По сигналу педагога первые игроки колонн бросают с места подряд три набивных мяча в свою мишень, после чего бегом подбирают их и отдают следующему игроку своей колонны, а сами уходят за нее, становясь зрителями. Получивший мячи игрок без промедления выполняет то же самое игровое задание, и так далее до конца колонны. За каждое попадание в мишень игрок получает одно очко, идущее в актив его команды. Во втором туре игрового состязания метание набивных мячей осуществляется по тем же правилам, но с разбега в несколько шагов, при увеличении расстояния до мишени на 1-3 м. По окончании второго тура судьи суммируют результаты игры и объявляют победителей как в личном, так и в командном зачете, которые определяются по наибольшему количеству набранных очков.

Вариант игры. Проводить метание волейбольных, гандбольных или резиновых мячей в подвижную цель – по идущему или медленно пробегающему участнику конкурирующей команды, который должен ловко увертываться от попаданий.

Основная цель: Развитие силы рук, быстроты и внимания. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с борьбой в партере.

Организация: Стоя на борцовском ковре, играющие делятся на 2 или несколько равночисленных команд, которые выстраиваются колоннами по одному за линией старта и рассчитываются по порядку. Расстояние между колоннами 2-3 м. В 6-10 м перед каждой колонной ставят поворотный флажок.

Проведение: По сигналу педагога первые номера соревнующихся команд, приняв упор лежа ноги врозь, изображают собой тачку, а вторые номера, взяв их за голени, — везущего ее человека и в таком виде как можно быстрее бегут к поворотному флажку своей колонны, огибают его налево т возвращаются назад, к линии старта. Затем первые номера идут в конец колонны, вторые номера превращаются в «тачку», а третьи номера исполняют роль везущего «тачку» и т.д. Специализированная эстафета продолжается до тех пор, пока игровое задание не выполнят все члены каждой команды. Победительницей признается команда, закончившая эстафету первой.

Основная цель: Развитие гибкости, быстроты и совместной координации движений. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с бросками через спину или прогибом.

Организация: Стоя на борцовском ковре, участники игры делятся на команды по 6 человек, выстраивающиеся параллельными колоннами по одному с дистанцией вытянутой руки и интервалом около 2 м. По команде педагога трое передних игроков каждой колонны делают шаг вперед и поворачиваются кругом, после чего все участники игры садятся на ковер ноги врозь. Таким образом, каждая команда быстро, четко и организованно создает необходимые для игры две встречные полуколонны, развернутые лицом друг к другу. Задние игроки кладут кисти рук на плечи сидящих перед ними партнеров, пропуская руки им под мышки, а два центральных участника каждой команды крепко берутся за руки или общую гимнастическую палку, сведя ноги с взаимным упором носками.

Проведение: По сигналу педагога все участники игры, не разрывая командной цепочки, выполняют 20 слаженных и энергичных движений вперед- назад, как гребцы, максимально сгибая и разгибая корпус. Побеждает команда, которая закончит игровое задание первой.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА СОГНУВШИСЬ И ПРОГНУВШИСЬ

Основная цель: Развитие гибкости, быстроты и расчетливости. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с бросками через спину или прогибом.

Организация: Стоя на борцовском ковре, играющие делятся на 2 – 3 команды, которые выстраиваются параллельными колоннами по одному, разомкнутыми на вытянутые руки. Направляющие игроки колонн получают по набивному мячу и держат его внизу двумя руками.

Проведение: По сигналу педагога передние игроки колонн, максимально прогнувшись, вытянутыми руками быстро передают мяч дугой над головой второму игроку своей команды, второй передает его третьему дугой между ног, а третий – четвертому опять над головой. Таким образом передачи набивного мяча продолжаются дальше по колонне с попеременным чередование способа передачи. Последний член колонны, получив мяч, бежит с ним слева вперед и становится в голову колонны, после чего поднимает мяч над головой в знак завершения игрового задания. Победительницей объявляется команда, участники которой выполняют игровое задание раньше всех остальных.

Игру полезно повторить, чтобы каждый участник выполнил и второй способ передачи набивного мяча. Эта цель органично достигается в том случае, новые направляющие колонн всегда будут начинать передачи мяча дугой через голову.

Основная цель: Развитие внимания и быстроты двигательной реакции. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий по борьбе, связанных с опережением соперника.

Организация: Для осуществления игры необходимо предварительно заготовить по одному легкодоступному предмету (кубики, небольшие дощечки и т.д.) на каждого ее участника и провести мелом на борцовском ковре три длинных параллельных линии с интервалами 6 м. Заготовленные предметы равномерно раскладывают на крайних параллельных линиях В и С. Играющие делятся на 2 равные команды, участники которых вперемежку через одного становятся на средней линии А лицом к стоящему перед ней педагогу. Линия С соответствует одной команде, а линия В соответствует другой команде.

Проведение: По произвольному сигналу педагога игроки обеих команд стремительно бегут к названной им линии и стараются первыми схватить разложенные там предметы. За каждый захваченный борцом предмет его команде начисляется одно очко. После подсчета командных результатов все захваченные предметы раскладываются на прежние места, а игроки возвращаются на исходные позиции.

Игра повторяется несколько раз с непредсказуемым варьированием стартовых команд. Команда победителей определяется по наибольшей сумме очков.

БЕГ НАЗАД С ЗАХВАТОМ

Основная цель: Развитие быстроты, ловкости и смелости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с приемами борьбы, связанными с движениями назад.

Организация: Стоя на борцовском ковре, участники игры делятся на равные команды (по 4-6 человек), которые шеренгами становятся за общую стартовую линию и рассчитываются на первый-второй. Расстояние между соревнующимися шеренгами 1-2 м. В 10-15 м параллельно стартовой проводится промежуточная линия. По команде педагога все вторые номера поворачиваются кругом и берут своих соседей под руки, принимая исходное положение для бега назад с помощью соседей.

Проведение: По стартовому сигналу конкурирующие шеренги бегут к промежуточной линии (стараясь не упасть и не разорвать командной цепочки) и, достигнув ее, тут же возвращаются обратно без поворотного вращения шеренги. Таким образом, на обратном пути все игроки меняются ролями, и спиной вперед приходится бежать уже первым номерам соревнующихся команд.

Выигрывает команда, которая, не нарушив правил игры, возвратится обратно первой.

Основная цель: Развитие силы, гибкости, ловкости и смелости. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с бросками прогибом.

Организация: Участники игры делятся на 2 равные команды, выстраивающиеся на борцовском ковре параллельными колоннами на дистанции вытянутой руки за общей стартовой линией. Интервал между колоннами 3-4 м. В 10-20 м позади колонн проводится финишная линия.

Проведение: По сигналу педагога передний игрок каждой колонны (исполняющий роль «деревянного человечка») напрягает свои мышцы таким образом, чтобы сохранить прямое положение тела, и отклоняется назад; стоящий за ним игрок низко приседает и берет его за ноги, а третий участник – под спину. Затем они согласованно поднимают «деревянного человечка» над головой на вытянутые руки и, энергично прогибаясь, передают его из рук в руки в хвост колонны. Когда оказывающиеся в голове колонны игроки максимально прогнутся и уже не могут больше помочь передвижению «деревянного человечка», они быстро перебегают слева в хвост колонны, чтобы без перерыва передавать его дальше. Эта развлекательная передача назад со специфическим для борцов прогибанием продолжается до тех пор, пока «деревянный человечек» не пересечет линию финиша.

Выигрывает команда, выполнившая игровое задание первой.

Основная цель: Развитие ловкости, быстроты и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с проходом в ноги сопернику или бросками через спину.

Организация: Стоя на борцовском ковре, играющие делятся на 2 равные команды, строящиеся в колонны по одному за общей стартовой линией. Расстояние между колоннами около 3 м.

Проведение: По сигналу педагога первый игрок каждой колонны делает два шага впереди, повернувшись кругом, становится лицом к своей колонне, расставив ноги врозь. Второй участник команды быстро опускается на четвереньки, проползает между его ног и, сделав два шага вперед, становится согнувшись в положение играющего в чехарду, пригнув голову, с упором рук на колено. Третий игрок проползает между ног первого, совершает опорный прыжок ноги врозь через второго, делает два шага вперед и, в свою очередь, поворачивается лицом к колонне, расставив ноги врозь.

И, таким образом, игра развивается дальше, в ходе чего все участники поочередно должны то пролезать между ног, то прыгать через согнувшегося партнера до тех пор, пока не окажутся во главе колонны и встанут в необходимую игровую позу. Последний участник команды, добравшийся таким образом до положения игрока колонны, поднимает руки над головой и три раза громко хлопает в ладоши, сигнализируя о завершении командного задания. Победа присуждается команде, закончившей игровое задание первой.

Основная цель: Развитие внимания и быстроты двигательной реакции. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с избеганием подножек и подсечек соперника.

Организация: Стоя на борцовском ковре, играющие делятся на две равночисленные команды, которые делятся параллельными колоннами по одному на расстоянии вытянутой руки. Интервал между колоннами 1,5 – 2 м. Назначаются два судьи, которые получают яркий эластичный шнур длиной 3-4

м и натягивают его перед обеими колоннами на высоте коленей.

Проведение: По стартовому сигналу оба судьи с натянутым шнуром в руках начинают двигаться снаружи вдоль колонн, а все стоящие в них должны своевременно подпрыгнуть, держа ноги вместе, чтобы не задеть подсекающий их шнур, ибо за каждое такое касание команде начисляется одно штрафное очко. Приземлившись после прыжка, игроки сразу же ложатся животом на ковер с небольшим разворотом вправо, чтобы при движении шнура в обратную сторону не задеть его снизу какой-нибудь частью своего тела, что также штрафуется одним очком. Каждый судья во время движения подсчитывает штрафные очки ближней к нему команды. Натянутый шнур проносится до конца колонн и обратно несколько (заранее оговоренных) раз. Побеждает команда, получившая наименьшее количество штрафных очков.

Основная цель: Развитие координационных способностей, гибкости и расчетливости. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий, связанных с бросками через спину.

Организация: Стоя на ковре, борцы делятся на команды по 4-6 человек, которые выстраиваются колоннами по одному за общей стартовой линией на дистанции вытянутой руки. Интервал между колоннами 1,5-2 м. В каждой колонне игроки берут друг друга за руки (одна рука пропущена между ног, а другая вытянута вперед).

Проведение: По сигналу педагога, передний участник каждой колонны делает кувырок вперед, держа ноги врозь, второй номер подвигается вперед и выполняет такой же кувырок между ног первого, третий делает кувырок между ног второго и так далее до последнего. Когда вся колонна будет лежать, первый номер встает на ноги и, не разрывая командной цепочки, движется вперед, последовательно приводя всю колонну в исходное положение. Побеждает команда, вернувшаяся в исходное положение первой.

Основная цель: Развитие силы мышц брюшного пресса, быстроты и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с подсечкой соперника.

Организация: Стоя на ковре, борцы делятся на 2-3 команды, выстраивающиеся параллельными колоннами по одному на дистанции 1 м. Интервал между колоннами около 3 м. Соревнующиеся колонны садятся на ковер с упором руками сзади, вытянув ноги вперед таким образом, чтобы ступни каждого игрока находились в 10 см от сидящего впереди партнера по команде.

Проведение: По сигналу педагога все участники игры поднимают вытянутые ноги и принимают положение упора сидя с высоким углом. Направляющий игрок каждой колонны поворачивается налево кругом и ударяет своими стопами, наподобие подсечки, по ногам сидящего за ним партнера, чем заставляет того повернуться в другую сторону направо и передать подсечку следующему игроку, и такое движение «змейкой» последовательно передается по всей колонне до самого ее конца. Последний член колонны, приняв игровой удар подсечкой, делает полный оборот на 360` и незамедлительно передает его обратно, после чего эта специализированная «змейка» таким же образом возвращается к направляющему игроку колонны, который повернувшись в исходное положение, громко хлопает в ладоши, извещая окружающих о завершении командного задания. Победу одерживает команда, выполнившая игровое задание раньше всех.

Основная цель: Развитие силы, быстроты и внимания. Используется в качестве вспомогательного упражнения для отработки приемов борьбы, связанных с прочным захватом и подтягиванием соперника.

Организация: Стоя на борцовском ковре, участники игры делятся на 2-3 равные команды, каждая из которых становится в круг под отведенным ей свисающим с потолка канатом и рассчитывается по порядку. Первому номеру каждой команды вручается небольшой цветной платок, часть которого он прячет за пазуху или в какую-либо деталь спортивной одежды.

Проведение: По сигналу педагога первый номер каждой команды как можно быстрее влезает по канату, вешает платок на специальную перекладину (или крючок) в верхнем конце каната и спускается вниз. Второй номер должен после него влезть по канату и снять платок. Третий – водворяет платок на прежнее место, четвертый – опять снимает его, и так далее до последнего игрока команды, который, закончив выполнение задания, трижды хлопает в ладоши над головой.

В процессе игры участники, находящиеся под канатом, должны внимательно следить за тем, кто лезет по нему, и быть готовыми для страховки. Победу одерживает команда, закончившая игровое задание первой. При наличии в спортивном зале только одного каната команда — победительница определяется по наименьшей сумме времени, затраченного ее игроками на выполнение игрового задания. Кроме этого, с помощью хронометра можно выявить и победителя игры в личном зачете.

ДОТЯНУТЬСЯ ДО МЯЧА

Основная цель: Развитие силы, совместной координации движений и внимания. Используется в качестве подводящего упражнения для обработки приемов борьбы, связанных с перетягиванием соперника.

Организация: На борцовском ковре раскладывают канат, перевязанный цветной ленточкой посередине. Сбоку от этой ленточки ставят флажок, а в 2-3 м от концов каната кладут по набивному мячу. Участники игры делятся на 2 равные команды, которые становятся напротив друг друга и хватаются за разные половины разложенного каната. Позади каждой команды находится по одному участнику, которые держат концы каната.

Проведение: По сигналу педагога каждая команда начинает изо всех сил тянуть канат в свою сторону, стараясь предоставить своему последнему участнику возможность дотянуться до лежащего за ним набивного мяча и ударить по нему ногой за что начисляется выигрышное очко. Игра повторяется от флажка исходной середины два-три раза, с небольшими перерывами для отдыха и сменой командных мест. Победу одерживает команда, набравшая большее количество очков.

БОРЬБА В КВАДРАТЕ

Основная цель: Развитие силы движениями взрывного характера, внимания и совместной согласованности действий. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий борьбы в стойке с рывковым преодолением сопротивления соперника.

Организация: Для осуществления игры необходимо заготовить яркую 12- 16-м веревку со связанными концами. Разложив ее на борцовском ковре в форме квадрата, и четыре контрольных предмета (флажки, набивные мячи и т.д.), которые кладутся за пределами игрового квадрата в 2-3 м от каждого его угла. Играющие делятся на 4 команды, встающие в середину квадрата напротив отведенного каждой из них угла: команда 1 – напротив угла А, команда 2 – напротив угла В, команда 3 – напротив угла С и команда 4 – напротив угла Д.

Проведение: По сигналу педагога конкурирующие команды бегут к своему углу, схватывают веревку и энергичными согласованными рывками стараются достать лежащие перед ними предметы. Как только одной из команд удастся овладеть своим предметом, она получает выигрышное очко и борьба приостанавливается с возвращением всех участников в исходное положение. Игра повторяется несколько раз, по усмотрению тренера. Победа присуждается команде, завоевавшей большее количество очков.

Вариант игры. Борцы становятся снаружи квадрата, образованного веревкой, и каждая команда тянет в свою сторону, стараясь не выпускать веревки из рук, достать отведенный ей предмет. При проведении игры используемые предметы необходимо разложить немного подальше от углов квадрата, ибо исходное расстояние от игроков до контрольных предметов в этом случае сокращается.