Вступление России в ВТО: изменение российского законодательства (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Вступление России в ВТО:
изменение российского законодательства
(подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. подписан в Женеве 16 декабря 2011 г.

Полноправным членом ВТО Россия стала 22 августа 2012 г. (подробнее о ВТО)

Изменения в части регулирования фармацевтического рынка

Федеральный закон от 11 октября 2010 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»

С 22 августа 2012 г. вступила в силу часть 6 статьи 18 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в соответствии с которой запрещается в течение 6 лет с даты госрегистрации препарата получать, разглашать, использовать в коммерческих целях, в том числе для госрегистрации иных лекарств, данные о результатах его доклинических и клинических исследований без согласия правообладателя такой информации. Также не допускается обращение в России лекарств, зарегистрированных с нарушением указанной нормы.

Изменения в сфере интеллектуальной собственности

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. N 781 «О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами»

С 22 августа 2012 г. увеличены пошлины, связанные с патентованием и госрегистрацией в сфере интеллектуальной собственности.

Исключены понятия «резидент», «нерезидент» и дифференциация в отношении них размеров пошлин. Так, напр., установлена единая пошлина за регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачу патентов на них — 3 250 руб. (ранее резиденты вносили 2 400 руб., а нерезиденты — 10 800 руб.).

На 15% уменьшена пошлина за регистрацию заявки на патент, если она подается в электронном виде. Это касается и пошлин за регистрацию заявки на товарный знак, на знак обслуживания, на наименование места происхождения товара.

На 50% уменьшены некоторые пошлины, связанные с патентованием изобретений и промышленных образцов, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»

Создается специальный суд по интеллектуальным правам, который будет рассматривать споры в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.

Это дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. К ним также относятся споры о предоставлении или прекращении такой охраны (исключение — объекты авторских и смежных прав, топологии интегральных микросхем).

При этом сторонами дела могут быть любые организации, ИП или граждане.

Изменения в сфере таможенного регулирования

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 190-ФЗ «О некоторых мерах государственной поддержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов»

Участникам инвестиционного режима «промышленной сборки» автомобилей и автокомпонентов компенсируются следующие потери:

— затраты, связанные с повышением импортных пошлин на товары, предназначенные для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД ТС, их узлов и агрегатов. Речь идет о тех, которые предназначены для промышленной сборки;

— потери, связанные с исключением из ТН ВЭД ТС кодов товарных позиций для «промышленной сборки».

Речь идет о затратах, которые могут возникнут после 1 июля 2018 г.

Указанные затраты компенсируются в первую очередь путем субсидирования. Порядок выделения средств определяет Правительство РФ.

Кроме того, для производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов сохраняются прежние условия реализации инвестпроектов, если до 1 февраля 2014 г. будут изменены (не в лучшую сторону) условия внесения неналоговых платежей.

Данные меры поддержки российских автомобилестроителей обусловлены вхождением нашей страны в ВТО.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»

Принята новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая сформирована с учетом обязательств Российской Федерации по присоединению к ВТО и которая вступила в силу 23 августа 2012 г.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров»

Установлен перечень товаров и ставок, в отношении которых Белоруссией и Казахстаном применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок нового ЕТТ ТС. Это обусловлено тем, что Россия становится участником ВТО, а названные страны — нет.

Перечень содержит более 100 позиций. В него, в частности, включены автомобили. Их Белоруссия и Казахстан будут ввозить по действующим ставкам, а нормы ЕТТ будут применяться только для импорта в Россию.

Ставки ввозных таможенных пошлин, приведенные в перечне, действуют для Казахстана в течение 6 месяцев. После их действие продлевается до присоединения этой страны к ВТО. Для Белоруссии они применяются до ее присоединения к ВТО.

Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 595 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863»

С 22 августа 2012 г. снижен сбор за оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 млн руб. 1 коп. и более, теперь он составляет 30 тыс. руб. (ранее было 50 тыс. руб. при таможенной стоимости товара от 10 млн руб. до 30 млн руб. и 100 тыс руб. — при более высокой стоимости).

Постановление Правительства РФ от 21 июля 2012 г. N 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

С 22 августа 2012 г. утверждены новые ставки экспортных таможенных пошлин на товары, вывозимые из России за пределы ТС. Они приведены в соответствие с обязательствами нашей страны после ее присоединения к ВТО.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска»

Стороны должны признавать санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры других государств как эквивалентные, даже если они отличаются от тех, которые приняты ТС и (или) его странами. Условие — государство-экспортер должно объективно доказать, что его меры позволяют достичь надлежащего уровня санитарной, ветеринарной или фитосанитарной защиты. Также нужно, чтобы указанный экспортер обеспечил доступ для проведения проверок и испытаний.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 834 «О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»

Вводится аудит зарубежной официальной системы надзора. В его рамках определяется ее способность обеспечивать уровень безопасности подконтрольных товаров как минимум эквивалентный тому, что установлен требованиями ТС. Если аудит завершен успешно, предприятия включаются в Реестр предприятий третьих стран в соответствии с перечнем, предоставляемым компетентным органом такого государства. В остальных случаях предприятие вносится в Реестр по результатам совместной проверки или под гарантии указанного компетентного органа.

Регламентирован порядок проведения аудита. Он предусматривает документарный анализ. Возможны инспекции для верификации надлежащего применения соответствующего законодательства третьей страны. Они включают посещение предприятий. Возможен повторный аудит после устранения выявленных недостатков.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 830 «О внесении изменений в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)»

Определены меры регулирования ввоза подконтрольных товаров, применяемые с момента присоединения первой из стран ТС к ВТО. Так, на большинство товаров потребуются ветеринарный сертификат и разрешение на ввоз.

Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 812 «Об опубликовании проектов решений Комиссии Таможенного союза»

Установлено, что проекты обязательных решений Комиссии ТС, затрагивающих торговлю товарами, доводятся до сведения хозяйствующих субъектов и уполномоченных органов путем их размещения на ее официальном сайте.

Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 810 «Об изъятии в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»

Установлено, что уполномоченные органы России не осуществляют ветконтроль в отношении некоторых товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветконтролю (надзору), ввозимых в нашу страну из третьих государств.

России поручено обеспечить перемещение указанных товаров на территорию других сторон в соответствии с Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветконтролю (надзору).

Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств»

Установлено, что при отсутствии документов ТС или документов национального законодательства, действующих на территории Союза

— устанавливающих обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к живым животным и продуктам животного происхождения, следует применять стандарты, рекомендации и руководства Международного эпизоотического бюро.

— по части обязательных фитосанитарных требований к растениям и растительной продукции, необходимо руководствоваться Международной конвенцией по карантину и защите растений.

— устанавливающих обязательные гигиенические и санэпидтребования к продуктам животного и растительного происхождения, следует применять стандарты, рекомендации и руководства Комиссии «Кодекс Алиментариус».

Если ветеринарные, фитосанитарные, гигиенические и санэпидтребования, действующие на территории ТС, являются более ограничительными чем названные международные стандарты, то следует применять последние. Условие — отсутствие научного обоснования риска жизни или здоровью человека, животных или растений.

Соглашение в форме обмена письмами между Правительством РФ и Европейским союзом о введении или повышении экспортных пошлин на сырьевые товары (Женева, 16 декабря 2011 г.)

Правительство России обязуется приложить максимальные усилия для того, чтобы не вводить или не повышать экспортные пошлины на сырьевые товары, перечисленные в Приложении к данному соглашению.

В случае рассмотрения Правительством РФ вопроса о введении или повышении экспортных пошлин на данные сырьевые товары оно будет проводить консультации с Европейским союзом, по крайней мере, за 2 месяца до введения этих мер с целью нахождения решения, учитывающего интересы обеих Сторон.

Соглашение временно применяется с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)

Соглашение в форме обмена письмами между РФ и Европейским союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский союз (Женева, 16 декабря 2011 г.)

Установлен порядок применения тарифных квот на экспорт леса из России в Европейский союз, который подлежит обложению экспортными пошлинами. Так, Правительство РФ открывает тарифные квоты, на основе своего Перечня уступок и обязательств по товарам, принятых Россией в рамках ВТО, которые делятся между РФ и ЕС. Российская Федерация выдает экспортные лицензии при условии, что российские экспортеры выполняют все надлежащие экспортные требования. Европейский союз распоряжается выделяемой ему частью тарифной квоты в соответствии со своими внутренними процедурами. Российская Федерация не применяет ограничений или деления в рамках части тарифной квоты, выделяемой Европейскому союзу.

Порядок администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из России в ЕС закреплен в Протоколе между Правительством РФ и Европейским союзом от 16 декабря 2011 г.

Указанные документы временно применяются с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)

Соглашение между Правительством РФ и Европейским союзом о торговле между Российской Федерацией и Европейским союзом узлами и агрегатами моторных транспортных средств (Женева, 16 декабря 2011 г.)

Создается механизм («компенсирующий механизм») для обеспечения того, что экспорт из Европейского союза в Россию узлов и агрегатов моторных транспортных средств, указанных в Приложениях N 1 и 2 к Соглашению, не снижается вследствие вступления в силу инвестиционного режима в автомобильном секторе.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами (Женева, 9 ноября 2011 г.)

В 1993 г. Россией было принято решение о вступлении в ВТО. За последние несколько лет было получено согласие на вступление почти от всех участников организации. Последним членом ВТО, с которым Россия договорилась, стала Грузия.

Достигнутое между Грузией и Россией соглашение по ВТО предусматривает создание комплексной системы наблюдения и аудита за перемещением грузов, посредством которой частная компания будет осуществлять международный мониторинг торговли.

По условиям соглашения, нейтральную частную компанию выберет нейтральная третья Сторона (Швейцария), которой она будет подотчетна.

Изменения в области торговли услугами

Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Российской Федерации и Европейским союзом о подтверждении обязательств в области торговли услугами, содержащихся в СПС (Женева, 16 декабря 2011 г.)

Установлен порядок внутрифирменного перевода граждан Евросоюза в российские представительства европейских фирм и граждан РФ — в представительства фирм РФ в ЕС. Так, требованием РФ является предоставление сотрудникам российских юридических лиц, работающим в порядке внутрифирменного перевода в представительствах в ЕС, режима не менее благоприятного, чем принятого в ЕС для аналогичных сотрудников из других стран. Россия берет на себя аналогичное обязательство, однако сохраняет за собой право ограничить число таких сотрудников до 5 человек на представительство, а в банковской сфере — до 2 человек.

В соответствии с Перечнем обязательств России в ВТО определено 18 секторов деятельности, по которым может быть заключен Договор об оказании услуг, при этом оговорено, что предметом такого договора не могут быть «услуги по размещению и подбору персонала».

Определен нижний предел квоты на иностранных сотрудников — 16 тыс. человек, при этом в последующие годы квота должна быть не меньше, чем квота предыдущего года.

Соглашение временно применяется с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)

Изменения в банковской сфере

Указание Банка России от 17 мая 2012 г. N 2818-У «О признании утратившим силу пункта 28 Положения Банка России от 23 апреля 1997 года N 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями»

В связи с присоединением России к ВТО и в целях выравнивания условий открытия филиалов российскими банками отменено требование, касающееся получения дочерней кредитной организацией иностранного банка (резидент) предварительного разрешения Банка России для открытия на территории России филиала.

Изменения в области государственной поддержки сельского хозяйства

Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (Москва, 9 декабря 2010 г.)

Смотрите так же:  Перечень документов имущественный налоговый вычет

С 22 августа 2012 г. Россия не применяет меры государственной поддержки сельского хозяйства, определенные статьей 6 Соглашения. Обязательства по внутренней поддержке и субсидированию экспорта теперь установлены Перечнем уступок и обязательств России в ВТО, которые определяются денежной суммой (ранее это было процентное соотношение). Так, с 2012 г. по 2018 г. Россия должна уменьшить поддержку национальных производителей с 9 млрд.руб. до 4,4.

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

Статьей 7 Федерального закона определены условия выполнения работ по Соглашению о разделе продукции. Однако если такие условия вступают в противоречие с принципами ВТО, в случае присоединения России к ВТО, они теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами ВТО.

Перечнем специфических обязательств по услугам, приведенным в Протоколе о присоединении России к ВТО, установлено всего два ограничения национального режима:

— юридические лица РФ имеют преимущественное право на участие в реализации Соглашения в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве по соглашениям (контрактам) с инвесторами,

— не менее 80% всего нанятого персонала, задействованного в реализации соглашения о разделе продукции, должны быть гражданами РФ.

Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (Минск, 19 мая 2011 г.)

Договор заключён в целях создания условий для присоединения Белоруссии, Казахстана и России к ВТО, углубления интеграции Сторон в международную торговую систему и эффективного функционирования Таможенного союза (ТС) в соответствии с правилами и обязательствами в рамках ВТО в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО.

Нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования ТС, становятся частью правовой системы ТС. Договором устанавливается приоритет обязательств Стороны в рамках ВТО перед её обязательствами в рамках ТС. При этом любая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия её присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему ТС.

Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из Сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения Стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы ТС, не подлежат отмене или ограничению по решению органов ТС, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключённым между Сторонами.

В случае если отдельные нормы правовой системы ТС являются более либеральными по сравнению с Соглашением ВТО, но не противоречат ему, то Сторонами обеспечивается применение таких норм для целей эффективного функционирования ТС и развития международной торговли.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. N 1388

Минэкономразвития России обеспечивает членство нашей страны в ВТО. Это уполномоченный орган госвласти, осуществляющий взаимодействие с данной организацией. Расширены его полномочия.

Так, Министерство осуществляет функции контактного информационного центра по вопросам указанного членства, кроме вопросов технических барьеров в торговле, а также санитарных и фитосанитарных вопросов. Координирует совместно с МИДом России деятельность органов госвласти по вопросам, связанным с участием нашей страны в ВТО.

В настоящей бизнес-справке отражена суть внесенных в российское законодательство изменений в связи с принятием Россией обязательств по ВТО.

Нормативные документы, представленные в справке, для удобства структурированы по конкретным сферам деятельности.

Для тех отраслей экономики, которые пока не готовы работать по условиям ВТО (т.е. недостаточно конкурентноспособны), предусмотрен переходный период.

По мере принятия недостающей законодательной базы данная бизнес-справка будет пополняться.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Членство России в ВТО. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Пять лет назад, 22 августа 2012 г., Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Заявка на вступление была подана в 1994 г. Протокол о присоединении подписан 16 декабря 2011 г. на министерской конференции в Женеве, в штаб-квартире ВТО.

10 июля и 18 июля 2012 г. документ ратифицировали Госдума и Совет Федерации, 21 июля закон о ратификации подписал президент Владимир Путин, а через 30 дней страна вступила в организацию. В декабре 2013 г. было учреждено Постоянное представительство России при ВТО, с мая 2014 г. его возглавляет Геннадий Овечко.

Доля России во взносах в бюджет ВТО в 2016 г. составляет около 4,6 млн долларов (2,2% от общего бюджета организации; 205 млн долларов).

ВТО (World Trade Organization) — специализированное учреждение ООН, осуществляющее разработку и внедрение новых соглашений в области мировой торговли, а также надзор за их исполнением. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ; General Agreement on Tariffs and Trade), действовавшего с 1947 г. Она начала функционировать 1 января 1995 г. Основные цели ВТО — либерализация мировой торговли, обеспечение справедливых условий конкуренции, снятие торговых барьеров.

В рамках организации проводятся многосторонние переговоры между странами-членами, регулируются торговые споры, осуществляется мониторинг национальной торговой политики стран-членов, оказывается содействие развивающимся государствам. В настоящее время ВТО объединяет 164 страны, каждая из которых должна предоставлять другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Страна, желающая присоединиться к ВТО, обязана привести свое законодательство в соответствие с требованиями организации. Переговоры о вступлении нового члена проходят в рамках Рабочей группы, в которую входят государства, имеющие нерешенные вопросы в области торговли со страной-кандидатом. Процесс ведется по четырем направлениям: по доступу на рынок товаров, по торговле сельскохозяйственной продукцией, по доступу на рынок услуг и по системным вопросам.

Обязательства России в рамках ВТО

Россия обязалась в течение двух-трех лет после вступления в ВТО (переходный период) снизить ставки импортных пошлин по всем товарам. Переходный период для наиболее чувствительных из них, включая легковые автомобили, вертолеты, самолеты гражданского назначения, а также некоторые продукты питания, в том числе рыбу и свинину, установлен в пять-семь лет.

Например, пошлины на бытовую электротехнику и электронику должны быть снижены с 15% (размер пошлины 2011 г.) до целевого показателя в 7-9%; на такие товары, как молоко, сливки и сливочное масло — с 25% до 20%, на рыбное сырье — 10% до 6-8%. Импортные пошлины на новые легковые автомобили Россия снизит с 25% до 15%. В интересах российских покупателей была достигнута договоренность, что этот процесс будет осуществляться главным образом в последние три года переходного периода.

Экспортные пошлины в зависимости от категории товаров Россия обязалась не увеличивать, или сократить, или отменить в соответствии с утвержденным графиком. Ограничения касаются некоторых продуктов рыбной промышленности, минерального топлива и масел, древесины, целлюлозы, цветных металлов, драгоценных камней и драгоценных металлов. На некоторые товары экспортные пошлины сокращаются в пять раз, на другие обнуляются. Вывозная пошлина на природный газ зафиксирована на уровне 30% без обязательств по снижению. Для нефти и нефтепродуктов ставки пошлин, как и до вступления в ВТО, устанавливаются правительством ежемесячно с учетом средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках.

Что касается доступа на рынок услуг, то Россия приняла обязательства по 116 из 155 секторов, имеющихся в классификации ВТО. По оценке экспертов, наибольшие изменения коснулись сферы страхования. В частности, общая квота иностранного участия в компаниях повышается с 25% до 50% (в фирмах, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, — с 49% до 51%). Через девять лет после присоединения к ВТО в России будет разрешено работать филиалам иностранных страховых фирм. Однако, согласно достигнутым договоренностям, они не будут обладать существенными конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями.

Россия добилась некоторых уступок по обязательствам в области сельского хозяйства. В частности, на период 2012-2013 гг. разрешенный уровень поддержки агропрома составлял $9 млрд в год. За основу расчетов Россия взяла показатели 1993-1995 гг. Именно на этот период пришлось значительное списание долгов производителей сельскохозяйственной продукции. Если бы к России были применены стандартные правила ВТО, допустимый размер субсидий был бы в два раза меньше. К 2018 г. эта сумма будет постепенно сокращена до $4,4 млрд.

В августе 2016 г. Еврокомиссия заявила, что за четыре года членства в ВТО, Россия так и «не выполнила все обязательства, принятые перед вступлением в организацию».

Участие России в торговых спорах

По мнению экономистов, одним из важнейших преимуществ вступления в ВТО является возможность для страны отстаивать свои интересы в рамках механизма по разрешению споров. На сегодняшний день Россия является участницей четырех разбирательств в качестве истца. В 2013-2014 гг. страна подавала иски против Евросоюза и Украины:
— в связи с использованием в ЕС методики «энергетических корректировок» в антидемпинговых расследованиях против российских товаров;
— в связи с европейским Третьим энергетическим пакетом, который обязывает компании разделять бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей, что не устраивает «Газпром»;
— в связи со значительным повышением пошлины на ввоз нитрата аммония на территории Евросоюза и Украины из РФ;
— в связи с отменой Еврокомиссией пошлин на импорт украинских сварных труб и введением пошлин для производителей из России, Китая и Белоруссии.

Кроме того, ведутся четыре дела, в которых Россия выступает в качестве ответчика. В 2013 г. ЕС и Япония подали жалобы в ответ на российский утилизационный сбор на автомобили, введенный федеральным законом 1 сентября 2012 г. Иск ЕС от 2014 г. касается пошлин на ввоз коммерческих автомобилей, введенных Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) 14 мая 2013 г. В 2015 г. иск подала Украина. Он связан с ограничениями на поставку украинских вагонов и стрелочных переводов.

Решения по искам

Первое решение в отношении России в суде ВТО было принято 12 августа 2016 г. Дело касалось иска, поданного Евросоюзом против России 31 октября 2014 г. с целью добиться отмены высоких пошлин на ввоз в Россию бумаги, холодильников и пальмового масла (пошлины ввела ЕЭК в январе-июле 2014 г.). Согласно постановлению арбитров ВТО, ввозные пошлины превышают суммы, определенные графиком их снижения, который Россия приняла при вступлении в организацию, «что затрудняет торговлю в важных секторах».

По словам директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития, бывшего главы российской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО Максима Медведкова, «Россия никогда не отрицала, что по техническим причинам импортные пошлины на некоторые товары отличались от определенных в ее тарифных обязательствах». В ходе разбирательства пошлины на часть указанных товаров были полностью приведены в соответствие с обязательствами, таким образом, экономического эффекта решение суда иметь не будет.

19 августа 2016 г. было вынесено решение относительно иска Евросоюза от 8 апреля 2014 г., в котором от России требовалось отменить запрет на ввоз свинины, введенный в январе 2014 г. Россельхознадзором из-за обнаруженной на территории Литвы и других европейских стран эпидемии африканской чумы свиней (АЧС). Арбитры ВТО заявили, что Россия не запросила у ЕС дополнительную информацию и не пересмотрела введенный запрет «в разумные сроки». Указывается, что ЕС доказал наличие на его территории зон, свободных от АЧС. Исходя из этого, суд признал запрет, введенный Россией, несоответствующим соглашениям ВТО. При этом не было поддержано обвинение России в непрозрачности ее мер.

Плюсы и минусы членства России в ВТО

Некоторые эксперты полагают, что, вступив в ВТО, Россия улучшила условия доступа для своей продукции на иностранные рынки, расширила возможности для зарубежных инвестиций, увеличила конкурентоспособность своей продукции. Кроме того, согласно требованиям ВТО, процесс законотворчества в стране стал более транспарентным, деловые круги получили возможность участвовать в формировании бизнес-среды, отечественные производители теперь могут открывать новые рынки.

С другой стороны, страна теперь не может активно защищать внутреннего производителя с помощью пошлин и других дискриминационных мер по отношению к импортным поставкам. Ряд экономистов утверждает, что от снижения ввозных пошлин пострадали легкая промышленность, машиностроение, металлургия и сельское хозяйство. В частности, по данным Национальной мясной ассоциации, в 2013 г. из-за большого количества импортного мяса снизились цены на отечественную свинину, что повлекло спад цены и на продукты птицеводческой отрасли. В результате в оптовом секторе цены уменьшились на 25-30%.

Указывается, что на тот период все аграрные хозяйства несли убытки. По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, восстановить сельскохозяйственное производство в РФ удалось с помощью контрсанкций, которые Россия ввела в августе 2014 г.

Вто требования к россии

Аналитический доклад подготовлен Международным общественным фондом «Экспериментальный творческий центр» (Центр Кургиняна)

С точки зрения рисков для экономики России при вступлении в ВТО наибольшую угрозу, по мнению большинства экспертов, представляет экспансия на российские рынки промышленных и финансовых корпораций КНР. Причины – высокая конкурентоспособность китайской продукции и услуг (ввиду заниженного курса юаня и низких по сравнению с Россией расходов на труд), а также почти неограниченные (и оговоренные при вступлении КНР в ВТО) возможности государственной поддержки экспорта. Это, при снижении пошлин и отмене Россией других защитных мер, практически лишает российских производителей возможности эффективно бороться за сохранение своей доли на отечественном рынке.

Основные нормы ВТО

1.1. Нормы ВТО не учитывают международные нормы ООН и др., и имеют приоритет в отношении национальных правовых установлений (в том числе, по охране труда, минимальной зарплате, социальным нормам, экологическим нормам и т.д.). Вступление в ВТО предполагает, что при коллизиях норм будут применяться нормы ВТО.

1.1.1. В правилах ВТО (соглашение по торговле и услугам ГАТС) предусмотрен «тест на необходимость» для национальных законов. Национальные законы не могут «ограничивать торговлю более, чем необходимо». Трактует понятие «необходимость» Суд ВТО или «Комиссия ГАТС по урегулированию споров». Заседания суда и Комиссии не публичны, а в качестве судей или экспертов могут заседать заинтересованные стороны. То есть, «Комиссия ГАТС по урегулированию споров» обладает фактическим правом вето на решения парламента или правительства любой страны в части торгового регулирования.

1.1.2. Если государство заключило соглашение об облегчении торговли с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отношению к инвесторам других стран-членов ВТО.

1.1.3. Право ВТО – прецедентное (судебные решения основываются на уже принятых решениях). Так, чем больше решений было уже вынесено против жестких требований экологии и безопасности продуктов питания, или жестких норм охраны окружающей среды, тем больше аналогичных решений будет вынесено впоследствии.

1.1.4. Решения Суда утверждаются автоматически, если не высказано единогласное мнение об отказе в его утверждении. То есть сторона, желающая блокировать принятие решения, должна убедить все государства-члены ВТО (включая представителей противной стороны) в необходимости отказаться от его утверждения.

1.1.5. В случае, если какая-либо сторона в ВТО обвиняет другую в применении дискриминационных норм, то свою правоту должен доказывать не обвинитель, а обвиняемый. Например, если Россия ограничивает импорт американского мяса, обработанного хлором или содержащего антибиотики, а США заявляют в ВТО протест, то именно Россия должна доказывать, что это мясо вредно.

Смотрите так же:  Процедура оформления опеки над недееспособным

1.1.6. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации торговли или изменить условия по обязательствам возможно только через три года после вступления в силу этих обязательств, и только после выплаты компенсаций за текущие и будущие убытки торговым партнерам. Объем компенсаций определяет Суд ВТО или назначаемый Орган по урегулированию споров, профильный по конкретным соглашениям.

Если не будет достигнуто соглашение о компенсациях, или страна-ответчик не выполняет рекомендации по компенсациям, ВТО может разрешить стране-обвинителю приостановить действие ее уступок и обязательств по отношению к стране-ответчику.

1.1.7. В настоящее время в мировой прессе появляются публикации, утверждающие, что максимальная санкция «симметричного отказа от уступок» стране-ответчику является недостаточной, и что в режим санкций следует ввести нормы принудительного изъятия утвержденных ВТО компенсаций в пользу страны-обвинителя в виде отчуждения зарубежных финансовых или иных активов страны-ответчика. Однако в ВТО эта идея поддержки пока не находит.

Некоторые эксперты не исключают, что готовящиеся в ряде стран законы по образцу «закона Магнитского» в США (причем с неограниченным и секретным списком государств и лиц, против которых вводятся санкции) могут стать инструментом давления на лиц, принимающих решения в сфере выплаты компенсаций по обвинениям в нарушениях режима ВТО.

1.2. В правовую основу ВТО входят следующие основные соглашения:

GATT (ГАТТ, Генеральное соглашение по тарифам и торговле);

GATS (ГАТС, Генеральное соглашение по торговле и услугам);

TRIPS (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности);

TRIMS (Соглашение по инвестициям);

AoA (Соглашение по сельскому хозяйству);

SPS (Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах);

ТВТ (Соглашение о технических препятствиях торговле);

соглашения по субсидиям;

соглашения по финансовому рынку.

2. Основные обязательства России при вступлении в ВТО

2.1. GATT (соглашение по тарифам и торговле) требует от членов ВТО последовательных сокращений торговых пошлин и тарифов до минимальных, а также отказа от поддержки экспорта «сверх необходимого».

Россия в рамках присоединения к ВТО согласилась на ограничение импортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. По итогам переходного периода РФ взяла обязательство снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары до 7,8% с 10% в 2011 году.

Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8% с нынешних 13,2%, средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары – с 9,5% до 7,3%. Более трети импортных тарифов будет снижено с момента присоединения, еще четверть – спустя три года после него.

При этом в России суммарная господдержка экспорта не превышает $600 млн. в год. В мире господдержка только по линии страхования экспорта в 2011 г. составила (в млрд долл): Китай – 60; Франция – 30; США – 17; Индия – 15; Германия – 13; Италия – 10; Бразилия – 10; Япония – 5; Канада – 5; Великобритания – 3.

2.2. GATS (соглашение по торговле и услугам) требует открыть для иностранного капитала следующие сектора:

Деловые услуги: врачи, ветеринары, адвокаты, налоговые консультанты, архитекторы, инженеры, юристы, компьютерные услуги, базы данных, исследования и разработки, услуги в области недвижимости, ремонт и уборка помещений, лизинг транспорта, судов, производственного оборудования, реклама, ремонт, типографии, экономические консультации и другое.

Услуги в сфере коммуникаций: почта , курьерская доставка , телефон, электронная почта, передача данных, телекс ,телевидение, радио, производство фильмов, видео, музыки и другое.

Строительство и монтаж: все виды строительства.

Торговля: оптовая и розничная торговля, франшиза и другое.

Образование: детские сады, школьное образование, высшее и профессиональное образование, дополнительное образование и другое.

Услуги в сфере экологии : водоснабжение и канализация, мусор, санитария и др.

Финансовые услуги : все типы страхования (жизни, от несчастных случаев, медицинское и т.д.), банковские и финансовые услуги, в том числе деривативы и т.д.

Медицинские и социальные услуги : больницы, другие услуги в здравоохранении и социальные услуги,

Туризм : гостиницы и рестораны, турагентства, гиды и т.д.

Отдых, культура и спорт : театры, цирки, сектор досуга, новостные агентства, библиотеки, архивы, музеи, другие культурные услуги и другое.

Транспортные услуги : морское и речное судоходство, авиаперевозки, космические полеты, железные дороги, система дорог, нефтяные трубы и другое.

Энергетика: добыча и транспортировка полезных ископаемых. Пока переговоры проходят в основном на двусторонней основе, но открытие этого сектора планируется навязать всем странам в ближайшем будущем. (http://www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/energy_e/energy_e.htm)

Другие не перечисленные услуги.

Вступая в ВТО, Россия примет на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификацией ВТО. То есть, Россия в сфере регулирования ГАТС сумела оговорить минимум особых условий. Кроме того, согласно правилам ВТО, ее члены обязаны постепенно снимать все ограничения, которые они изначально установили для иностранных лиц и компаний в перечнях своих обязательств.

2.3. TRIPS (Соглашение о защите прав интеллектуальной собственности в сфере торговли) требует выплат за использование страной-членом патентов других стран. Россия в этой части соглашения никаких своих особых условий не оговорила (в отличие от Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и т.д.).

97% мировых патентов принадлежат высокоразвитым странам. В том числе, патенты на все разработки и ноу-хау, сделанные в СССР/России и вывезенные из страны за последние 20 лет либо в порядке проведения исследований на зарубежные гранты, либо в форме «утечки мозгов». В результате поставки в Россию оборудования и технологий в целях планируемого технологического перевооружения экономики обязательно будут иметь «патентную» надбавку к цене.

Из первоочередных последствий в данной сфере специалисты предсказывают в России неизбежное подорожание лекарств. Причина в том, что правила ВТО не позволяют закупать и использовать дженерики (дешевые аналоги запатентованных лекарственных средств).

2.4. TRIMS (соглашение по инвестициям ) запрещает выдвигать иностранным инвесторам особые условия приема инвестиций. В частности, Россия не сможет требовать от зарубежных корпораций использовать продукты, сырье и материалы, произведенные в стране, нанимать в качестве части работников население страны, а также выдвигать в качестве инвестиционного условия требования передачи технологий .

В этой части соглашений по ВТО Россия (в отличие от Китая, Индии, Бразилии, ЮАР) существенных особых условий также не оговорила.

2.5. AoA ( c оглашение по сельскому хозяйству) запрещает странам-участницам ВТО оказывать какие-либо меры господдержки производства и экспорта сельхозпродукции сверх согласованных в ходе переговоров о вступлении.

Начиная переговоры о присоединении к ВТО, Россия определила уровень поддержки сельского хозяйства в 89 млрд. долл. (среднегодовой уровень субсидий в 1989-1991 гг.). Затем наша делегация последовательно «сдавала» первоначальные позиции сначала до 36 млрд. долл., позднее — до 16 млрд. долл. В итоге переговоров на момент вступления России в ВТО уровень допустимых субсидий определен в 9 млрд. долл., а к 2017 г. должен быть снижен до 4,4 млрд. долл. В 2011 г., по официальным данным, у нас на поддержку сельского хозяйства из бюджета было выделено 125 млрд. руб (чуть более $4 млрд).

При этом, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), государственные субсидии сельскому хозяйству в США возросли со 100 млрд. долл. в 2007 г. до 120 млрд. долл. в 2009 г., в Японии — с 55 млрд. до 57 млрд. долл., а в странах Европейского союза (27 государств) несколько понизились – с 160 млрд. до 140 млрд. долл. (OECD. Stat, http://stats.oecd.org.).

В итоге на 1 гектар пашни в России выделяется в 40 раз меньше средств, чем в Евросоюзе, и в 15-17 раз меньше, чем в США.Специалисты признают, что российская сельскохозяйственная конкуренция на открытом рынке на таких условиях невозможна.

3. Наиболее болезненные обязательства России при вступлении в ВТО и последствия их выполнения

3.1. В сфере доступа к природным ресурсам Россия взяла на себя обязательства повышения цены на природные ресурсы для производства внутри страны (цены для граждан оговорено временно регулировать) до уровня экспортных цен на ресурсы. В части доступа иностранных фирм к строительству нефте- и газопроводов, дамб и электростанций уже готовы исковые документы стран-членов ВТО, требующие отменить внутрироссийское законодательство, которое ограничивает такой доступ «сверх необходимого».

Далее, Россия взяла на себя обязательства по допуску иностранных юридических и физических лиц из стран-членов ВТО к оказанию услуг по геологическим и геофизическим научным изысканиям без ограничений. Так, поскольку Закон «О недрах» и законодательство по Соглашениям о разделе продукции (СРП) противоречат правилам ВТО ( например, закон об СРП требует, чтобы не менее 70% оборудования и услуг, используемых в проектах, были российского производства) , то эти законы потребуется отменить .

Указанные условия вхождения в ВТО приведут к потере права собственности на геологическую информацию о недрах, которую будут получать иностранные недропользователи; к потере преимуществ отечественных недропользователей при оформлении права разработки открытых иностранными компаниями месторождений полезных ископаемых; к потере исключительного права Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности, созданные на базе геологической информации о недрах.

Иными словами, руководство России даже не будет знать, что именно, в каком объеме и качестве, имеется в национальных недрах.

Отметим, что в США и Китае к нефтегазовому сервису допущены только национальные компании, что обусловлено стратегической значимостью для безопасности страны результатов геологоразведочных работ, сейсморазведки, бурения, геофизических исследований континентальных и морских скважин.

3.2. В сфере финансовых услуг из принятых соглашений с ВТО особенно опасным является положение, согласно которому федеральные финансовые органы не смогут применять меры, которые бы не допускали увеличения оперативного капитала банков, получающих иностранные инвестиции; препятствовали расширению масштабов или объемов бизнеса таких банков (то есть захвату доли рынка отечественных банков); препятствовали участию банков с иностранными инвестициями в открытии внутренних филиалов в РФ (то есть территориальной экспансии зарубежных банков).

Оговоренные квоты на долевое присутствие иностранных банков в финансовой системе России при этом работать не будут, поскольку увеличение уставного капитала зарубежных банков за счет прибыли, полученной в РФ, или прибыли, возвращенной в РФ из-за рубежа, будет считаться внутренними инвестициями. Кроме того, все капиталовложения, сделанные российскими юридическими лицами, финансируемыми из-за границы, в дочерние компании и внутренние отрасли РФ, также будут считаться внутренними инвестициями.

То есть, принятые Россией условия вступления в ВТО фактически снимают почти все ограничения на действия зарубежных финансовых структур в России.

3.3. По данным экспертов АПК, в сельскохозяйственной отрасли наибольшие потери от вступления в ВТО понесут свиноводство и молочное животноводство.

За 6 лет национальной программы АПК только в свиноводство было инвестировано 200 млрд рублей. Сегодня самообеспечение свининой России около 70% (ожидаемое производство в 2012 году – 2,6 млн тонн). На условиях ВТО произойдет быстрое падение производства до 2 млн тонн, свернут работу до 60% свинокомплексов. Первоочередные «кандидаты на банкротство», по данным официальной отчетности по международным стандартам, такие крупнейшие предприятия, как агропромышленный холдинг «Мираторг». В отрасли исчезнут десятки тысяч рабочих мест. В животноводстве одно рабочее место создает около 10 рабочих мест по всей стране – в логистике, переработке и т.д., то есть суммарные потери занятости в отрасли составят сотни тыс чел.

После вступления в силу в России новых таможенных пошлин импортные поставки почти всех молочных продуктов вырастут, а внутреннее производство сократится. Рынок заполнят дешевые импортные молочные продукты с растительными жирами вместо животных. Уже в первый год потери сельхозпроизводителей из-за снижения цены на молоко составят 29 млрд рублей только на объеме товарного молока, дальше потери будут расти. Снижение цен повлечет падение поголовья скота и валового надоя, массовые банкротства производителей, а также резкое сокращение рабочих мест на селе.

3.4. Снижение пошлин на промышленную продукцию при вступлении России в ВТО нанесет очень болезненный удар по большинству отраслей промышленности, исключая сырьевые отрасли низких переделов.

Причина в том, что большинство предприятий российской промышленности работает при низкой рентабельности, многие (особенно в моногородах) убыточны и держатся за счет господдержки (субсидии, льготы, погашение кредитов, долговые амнистии). Снижение пошлин для иностранных конкурентов и недоступность господдержки при вступлении в ВТО, по имеющимся оценкам, приведет в течение ближайших двух-трех лет к разорению и банкротству 30-40 тыс промышленных предприятий. При этом в зоне социально-экономического бедствия окажется более 300 моногородов.Обязательное при вступлении в ВТО повышение внутренних цен на энергоносители и сырье для предприятий ускорит и углубит этот процесс.

3.5. В отраслях ОПК (это около 1300 предприятий и организаций в 64 субъектах России, с занятостью около 2 млн чел) большинство предприятий находится на грани рентабельности или убыточны, в особенности те из них, которые выпускают продукцию гражданского назначения.

Вступление в ВТО исключает существующие ныне меры прямой и косвенной поддержки этих предприятий (в том числе субсидии и долговые амнистии). В то же время при прогнозируемом сокращении доходов бюджета в результате вступления в ВТО – у государства резко упадут возможности поддержки предприятий ОПК механизмом госзакупок.

В этих условиях после вступления России в ВТО быстро и окончательно исчезнут многие отечественные производства, которые обеспечивают производителей оружия и военной техники сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и деталями.

Так, по данным официальной отчетности по национальным стандартам, после вступления в ВТО не смогут обеспечить рентабельность производства такие крупнейшие предприятия ОПК, как ОАО «ЛОМО», ОАО «Уральский оптико-механический завод» и ряд других. Включая некоторые стратегические предприятия, являющиеся «каркасом» экономики и социальной сферы «моногородов» (например, ОАО «Тутаевский моторный завод»).

По оценкам экспертов ОПК, в условиях режима ВТО не смогут «выжить» более 600 предприятий отрасли, будут потеряны до 700 тыс рабочих мест, а также критическая для обеспечения работы и развития отрасли часть высококвалифицированного кадрового потенциала.

3.6. В результате вступления в ВТО и снижения ввозных пошлин на автомобили доля российских производителей на рынке легковых автомобилей упадет с 65% до 40%, на рынке коммерческих автомобилей – с 70% до 35% уже в ближайшие годы, с тенденцией к дальнейшему снижению.

Предложенное правительством для автопрома компенсационное решение в виде косвенной пошлины «утилизационного сбора» не может быть долговечным, оно будет обязательно оспорено и отменено Судом ВТО.

По данным официальной отчетности по международным стандартам, за гранью рентабельности окажутся такие крупнейшие автопредприятия России, как Группа «АвтоВАЗ», Группа «ГАЗ», «Камаз». Эта часть соглашения особенно болезненно скажется на экономической и социально-политической обстановке в городах, где на заводах-производителях автомобилей работает подавляющее большинство населения (Тольятти, Набережные Челны).

Отметим, что в Китае и Бразилии ввоз подержанных автомобилей полностью запрещен, а в Индии иностранные автомобили облагаются налогом в 105– 200%.

3.7. В отрасли производства сельхозтехники пошлина на ввоз новых импортных комбайнов снижается в 3 раза, а пошлина на бывшую в употреблении сельхозтехнику уменьшится в 5 раз. При этом ввоз иностранной сельхозтехники получит в России доступ ко всем разрешенным видам субсидирования.

По данным расчетов объемов выпуска продукции и рентабельности, в условиях режима ВТО такие крупнейшие заводы, как «Ростсельмаш», сразу же становятся неконкурентоспособными и убыточными. У «Ростсельмаша» уже почти не заказывают технику в расчете на то, что в Россию в ближайшее время хлынет дешевая подержанная зарубежная техника. В целом по отрасли прогнозируется снижение доли отечественной сельхозтехники в России с 52% в 2011 г. до 12% в 2015 г. и до 3% к 2020 году. Будет потеряно около 100 предприятий, сокращено более 50 тысяч рабочих мест.

3.8. При вступлении России в ВТО большинство базовых отечественных химических производств становятся неконкурентоспособны. Так, сейчас национальная хлорная промышленность удовлетворяет внутрироссийские потребности в поливинилхлориде (ПВХ) на 50%, остальное импортируется, но в России строятся новые производства. 70% себестоимости ПВХ составляет электроэнергия, которая для российского производителя стоит 2,5-3 рубля за кВт/ч, а в Китае – 30–40 копеек за кВт/ч.

Смотрите так же:  Судебные приставы в колпино часы приема

При вступлении России в ВТО ввозные пошлины на ПВХ существенно снизятся, рынок станет абсолютно открытым, цена энергии вырастет. Российские производства автоматически потеряют конкурентоспособность, будут вытеснены с рынка и обанкрочены.

3.9. По оценкам Минэкономразвития, потери отрасли легкой промышленности в результате вступления в ВТОсоставят не менее 2,7 млрд руб в год, а компенсация потерь за счет господдержки не превысит 600 млн руб в год. Разорение предприятий отрасли продолжится.

3.10. В отношении рынка телекоммуникационных услуг условия вступления России в ВТО являются одними из наиболее тяжелых среди всех секторов сферы услуг (среди стратегических секторов – самыми тяжелыми). Все страны БРИКС в этой сфере оговорили для нерезидентов жесткие ограничения.

Вступая в ВТО, РФ берет на себя обязательства по допуску юридических и физических лиц из других стран-членов ВТО к оказанию телекоммуникационных услуг как внутри РФ, так и за границей, но получателям из РФ, на условиях национального режима без ограничений. То есть, Россия отдает «в общее пользование» важнейшую сферу национальной безопасности.

Далее, иностранные лица будут без каких-либо ограничений допущены к оказанию услуг информационных агентств любым лицам из России посредством учреждения коммерческого присутствия на территории России, не обязательно в организационно-правовой форме юридического лица. Для целей оказания таких услуг лицо из государства-члена ВТО будет вправе открыть, например, филиал на территории России, или использовать агента.

Из всех стран БРИКС Россия единственная открыла для иностранных лиц из стран-членов ВТО рынок услуг информационных агентств, причем на благоприятных условиях.

3.11. Россия при вступлении в ВТО открывает допуск иностранных лиц в сферу услуг патентных поверенных. Это создает возможности неограниченной утечки допатентной информации (технологических решений и ноу-хау) из страны. То есть угрожает информационной и национальной безопасности России , и противоречит ГК РФ и Федеральному закону «О патентных поверенных» (с 1993 г. из соображений национальной безопасности патентными поверенными в России могут быть только российские граждане).

3.12. В сфере услуг оптовой и розничной торговли Россия взяла на себя обязательства допуска зарубежных компаний на российский рынок на условиях национального режима с тремя ограничениями:

  • коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица РФ;
  • может быть введена недискриминационная государственная монополия на алкоголь-содержащую продукцию;
  • обязательства не принимаются в отношении субсидий и иных форм государственной поддержки в отношении торговли ремесленными и иными товарами и объектами, относящимися к национальной культуре и самобытности.

Оптовая и розничная торговля является основной сферой деятельности российского среднего и малого бизнеса (на нее приходится 70-75% оборота всех малых и средних компаний России), это основной состав российского так называемого «среднего класса». Поскольку доступ к кредитам для российских торговых компаний является крайне ограниченным, эксперты прогнозируют при вступлении в ВТО широкую экспансию на наш рынок зарубежных торговых сетей. При этом торговля окажется в значительной мере отрезана от отечественных товаропроизводителей, поскольку иностранные торговые сети, как правило, привязаны к иностранным поставщикам товаров, и, соответственно, создадут барьеры для допуска российских товаров на наш внутренний рынок.

В результате падение доходов и потеря значительной доли рынка отечественными торговыми компаниями могут вызвать резкий рост безработицы как в самой торговле, так и в российских отраслях-поставщиках товаров (по разным оценкам, от 200 до 600 тыс рабочих мест), утерю решающей части российского так называемого «среднего класса», и соответствующие тяжелые экономические и социально-политические последствия.

3.13. В сфере ремонта и обслуживания оборудования Россия взяла на себя обязательства по допуску иностранных юридических или физических лиц из членов ВТО к оказанию услуг как внутри России, так и за границей, но получателям из России. Обязательства России распространяются на услуги по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров (оборудования некоммерческого пользования), а также на железнодорожное и автодорожное оборудование и транспорт, рыбопромысловые и воздушные суда коммерческого пользования.

В этой отрасли сосредоточено, после торговли, большинство рабочих мест малого и среднего бизнеса. Его вытеснение крупными зарубежными компаниями с их сервисно-ремонтными центрами резко повысит безработицу и также приведет к разорению существенной части формирующегося в стране «среднего класса».

Кроме того, Россия, не будучи способна конкурировать с зарубежными фирмами в ремонте и обслуживании импортного оборудования, которое по условиям ВТО будет поступать на наш внутренний рынок, быстро потеряет в этой отрасли имеющийся квалифицированный кадровый потенциал.

3.14. В сфере оказания услуг автодорожных пассажирских и грузовых перевозок (далее АПГП) и технического обслуживания, ремонта оборудования и вспомогательных услуг для автодорожного транспорта (ТРВУ) Россия взяла на себя обязательства допуска зарубежных лиц и компаний на территорию РФ с предоставлением национального режима с двумя ограничениями:

  • коммерческое присутствие зарубежных компаний допускается только в форме юридического лица РФ;
  • транспортные средства, осуществляющие перевозки, должны быть зарегистрированы на территории РФ.

Основные риски допуска нерезидентов в данную сферу услуг заключаются в резком повышении нагрузки на автодорожную сеть трансграничными перевозками. По данным Минтранса РФ, нормам по загрузке соответствуют лишь 37% федеральных и 24% региональных автодорог. Рост загрузки автодорог приведет к росту издержек при перевозках. Многие отечественные перевозчики, в силу ограниченного доступа к кредитам и худшего по сравнению с зарубежными конкурентами состояния автопарка, считают себя не способными выдержать конкуренцию с зарубежными перевозчиками. Готовыми успешно конкурировать на отечественном рынке считают себя лишь 1/4 российских транспортных компаний, к конкуренции на рынках СНГ – 18%, в дальнем зарубежье – 9%, а готовыми к членству в ВТО – 10% транспортных компаний. Большинство отечественных компаний считают неизбежным свое поглощение зарубежными конкурентами.

3.15. В сфере строительства и связанных с ним инженерных услуг Россия взяла обязательства предоставить зарубежным компаниям национальный режим деятельности на своей территории с единственным ограничением:

  • обязательства не принимаются в отношении субсидий и иных форм государственной поддержки в части объектов национальной самобытности и/или зданий и объектов культурного наследия, обозначенных в официальных регистрах.

Следствием станут снижение таможенных пошлин и технологических ограничений на ввоз импортных стройматериалов, экспансия в Россию зарубежных инвестиционных и девелоперских компаний, а также расширение объемов операций зарубежных финансовых институтов на отечественном рынке недвижимости.

В силу доступа к дешевым «длинным» кредитам иностранные девелоперы готовы работать при гораздо более низких нормах прибыли, чем отечественные. Кроме того, зарубежные компании имеют возможность ввозить более дешевые (в том числе дотируемые и некачественные) стройматериалы и оборудование, а также привлекать к проектам в России относительно дешевые и квалифицированные зарубежные кадры.

В связи с этим эксперты считают высоковероятным поглощение иностранными девелоперами значительной части российских строительных и смежных компаний. Так, по расчетам Союза строителей Урала, все сектора стройиндустрии региона, кроме производства огнеупоров, керамической плитки и цемента, на принятых условиях вступления России в ВТО конкуренции не выдержат.

3.16. Россия при вступлении в ВТО без ограничений открывает допуск иностранных лиц к оказанию консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления любым лицам из России. Для целей оказания таких услуг лицо из государства-члена ВТО будет вправе открыть, например, филиал на территории России, или использовать агента. То есть, иностранные консультанты будут требовать своего присутствия «на равных» с российскими в сфере управления и менеджмента как в частном, так и в государственном сегментах национальной экономики.

3.17. После вступления в ВТО Россия не сможет пользоваться собственными фитосанитарными нормами для ограничения/запрета импорта вредной или опасной продукции. Нормы, установленные ВТО, гораздо ниже российских и не допускают запрета на импорт продукции с содержанием пестицидов и гербицидов, генно-модифицированных организмов, опасных пластиков и т.д. И даже не разрешают маркировать такую продукцию, считая это нарушением равной конкуренции.

3.18. В сфере здравоохранения Россия взяла на себя обязательства допуска зарубежных компаний и лиц к оказанию коммерческих медицинских и стоматологических услуг без ограничений, а услуг больниц (стационаров) – с правом России ограничивать учреждение нерезидентами коммерческих стационаров на российской территории. Для организации предоставления таких услуг требуется разрешение российской стороны, но оно обязано выдаваться «на недискриминационной основе».

При этом по правилам ГАТС иностранные частные медицинские учреждения должны получать «равные условия конкуренции» с российскими медицинскими учреждениями общественного сектора (включая субсидии, если они предусматриваются). То есть, российские медицинские учреждения столкнутся с растущей «равной» конкуренцией с зарубежными в условиях, когда компании стран-конкурентов имеют безусловные преференции в части госрасходов на медицину и технологического оснащения.

Кроме того, в плане дальнейших переговоров уже поставлен вопрос о допуске зарубежных компаний к приватизации государственных медицинских учреждений в России. В результате специалисты прогнозируют быструю дальнейшую деградацию сферы бесплатных медицинских услуг и резкий рост стоимости платных медицинских услуг, «неподъемный» с точки зрения реальных располагаемых доходов 85-90% домохозяйств. То есть, полное «отсечение» подавляющей части населения страны от качественного здравоохранения.

3.19. В сфере образования Россия дает зарубежным организациям в сфере начального, среднего и высшего образования право деятельности на российской территории на условиях российского «национального режима» (включая трансграничное «дистанционное» образование) всего с двумя существенными ограничениями:

  • коммерческое присутствие иностранных образовательных учреждений на территории России возможно только через создаваемые российские юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями;
  • Россия не принимает для иностранных компаний в сфере образования обязательства в отношении равного с российскими образовательными учреждениями доступа к субсидиям и иным формам государственной поддержки.

Поскольку сфера образования, особенно начального и среднего, является базой для формирования культуры и мировоззрения граждан, соглашение с ВТО, тем самым, дает зарубежным компаниям крайне высокие возможности влияния на культурные и мировоззренческие позиции российского молодого поколения.

4. Экспертные оценки общих потерь экономики России от вступления в ВТО и перспектив развития социально-экономической ситуации в стране.

4.1. Экономисты оценивают потери бюджета России от вступления в ВТО на первом этапе в 250-300 млрд. руб. в год (более 2% доходов бюджета в 2012 г.) и считают, что далее потери будут нарастать.

Даже по самым оптимистично-консервативным оценкам, в результате вступления России в ВТО сокращение трудовой занятости в стране к 2020 г. составит 2,2 млн человек. Темпы роста ВВП к 2020 г. потеряют 2,5% в год. Прямые потери бюджета от снижения импортных пошлин составят к тому же сроку 300 млрд руб в год. А консолидированный бюджет РФ (в итоге всех потерь) будет терять 500 млрд руб в год.

Самые тяжелые потери ждут пищевую индустрию и сельское хозяйство. В этих отраслях предполагается потеря 1,6 млн. рабочих мест, пищевая промышленность потеряет 40% объема производства, сельское хозяйство – 26% объема производства.

Следующим по масштабам потерь эксперты называют машиностроение: будет потеряно не менее 300 тысяч рабочих мест, причем тяжелое машиностроение и агромашиностроение исчезнут почти полностью, с «домино» потери рабочих мест в смежных отраслях.

В целом прогнозные накопленные потери ВВП РФ к 2020 г. составят до 3,5%, потери промышленного производства – 20%, а спад в обрабатывающей промышленности – более 30%.

4.2. Вступление в ВТО сразу же обесценит и лишит смысла все разработанные и принятые Правительством стратегии развития отраслей («Стратегию развития тяжелого машиностроения до 2020 г.», «Стратегию развития легкой промышленности РФ до 2020 г.», программу развития льняного комплекса до 2020 г., и т.д.). Поскольку все эти стратегии предусматривали на переходный период господдержку (запрещаемую или ограничиваемую ВТО) и меры защиты внутреннего рынка (также запрещенные нормами ВТО).

4.3. Намечаемые Правительством меры компенсации и защиты для отраслей в рамках вступления в ВТО (преференции по госзаказам, антидемпинговые расследования и т.д.) не могут быть долгосрочны и эффективны , поскольку будут внимательно отслеживаться и незамедлительно оспариваться в ВТО. Где у России один (причем очень слабый) голос из полутора сотен. Практика ВТО показывает, что решения Суда ВТО и Комиссии по разрешению споров, за редкими исключениями, принимаются в пользу исков развитых стран.

4.4. Исследования ООН и ОЭСР показывают, что выигрыш при вступлении в ВТО получают только те страны, которые провели основную часть модернизации своей экономики (включая импортзамещение и создание конкурентоспособных отраслей высокого передела) ДО вступления в ВТО.

Из доклада Организации по торговле и развитию» ООН : «обещанные плюсы для развивающихся стран от Уругвайского раунда переговоров ВТО были преувеличены… Вместо этого в развивающихся странах снова растут бедность и разница в доходах внутри страны и между странами, падает занятость» . ( UNCTAD (1999): Trade and development report . New York / Geneva )

4.5. С точки зрения рисков для экономики России при вступлении в ВТО наибольшую угрозу, по мнению большинства экспертов, представляет экспансия на российские рынки промышленных и финансовых корпораций КНР. Причины – высокая конкурентоспособность китайской продукции и услуг (ввиду заниженного курса юаня и низких по сравнению с Россией расходов на труд), а также почти неограниченные (и оговоренные при вступлении КНР в ВТО) возможности государственной поддержки экспорта. Это, при снижении пошлин и отмене Россией других защитных мер, практически лишает российских производителей возможности эффективно бороться за сохранение своей доли на отечественном рынке.

4.6. Отечественные аналитики связывают с предстоящим вступлением России в ВТО уже происходящее в настоящее время существенное сокращение объемов кредитования предприятий «потенциально проблемных» отраслей отечественными и зарубежными банками (из-за опасений невозврата кредитов).

Ряд зарубежных аналитиков считает, что отмечаемые в 2012 г. массированный чистый отток капитала из России, сокращение прямых иностранных инвестиций и снижение участия зарубежных инвестиционных фондов в российских биржевых активах, – также непосредственно связаны с перспективой вступления России в ВТО. За которым, как предполагается, последуют массовые банкротства предприятий, резкий рост безработицы, падение доходов домохозяйств в низших и средних стратах населения, и массовые социальные протесты.

Если издержки от вступления в ВТО мультиплицируются с ухудшением конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей (что оценивается как высоковероятное в ходе начинающейся второй волны глобального кризиса), то, как считают эксперты, накопленная Россией валютная «подушка безопасности» будет израсходована в течение года, и далее указанные негативные экономические и социальные процессы могут приобрести неконтролируемый «взрывной» характер.