Содержание статьи:

Cпоры о возврате таможенных платежей

Споры о возврате таможенных платежей являются второй по распространенности категорией дел с участием таможенных органов, при рассмотрении которых судами применялись положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (далее – постановление Пленума).

Пункт 29 постановления Пленума

Пункт 29 постановления Пленума касается необходимости представления с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов документов, подтверждающих факт их излишней уплаты, совершения декларантом действий по изменению сведений в декларации на товары (далее также – ДТ) после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.

За прошедший с момента принятия постановления Пленума период времени большинство судебных актов было принято в отношении решений таможенных органов, принятых до его издания, когда участниками ВЭД еще не инициировалось внесение изменений в декларации на товары в целях последующего или одновременного обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов. В связи с этим при отсутствии заявлений участников ВЭД о внесении изменений в декларации на товары такие дела рассматривались в пользу таможенных органов (дела №№ А56-91604/2015, А51-80/2016, А56-31692/2016, А15-3464/2015, А15-3964/2015).

Вместе с тем, рассматривая судебные дела, связанные с отказом таможенных органов в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, арбитражные суды по-прежнему продолжают давать оценку решениям о корректировке таможенной стоимости товаров, несмотря на то, что предусматривающий такую возможность пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» (далее – постановление Пленума № 79) отменен пунктом 38 постановления Пленума, а постановление Пленума аналогичных положений не содержит (дела №№ А56-13244/2016, А56-91604/2015, А15-4084/2015, А15-3963/2015, А15-236/2015, А15-3464/2015, А51-16152/2016, А32-15057/2016 и др.).

При этом суды принимают во внимание, что до обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей заявители не оспаривали решения по таможенной стоимости в порядке ведомственного контроля или в судебном порядке, и приходят к выводу, что рассмотрение вопроса о наличии факта излишней уплаты таможенных платежей находится во взаимосвязи с выяснением вопроса о законности решения о корректировке таможенной стоимости, повлекшего начисление спорных таможенных платежей.

Рассмотрение судами решений о корректировке таможенной стоимости товаров по таким делам приводит фактически к «восстановлению» пропущенного 3-х месячного срока на их обжалование, предусмотренного АПК РФ.

Такая позиция судов может негативно сказаться на состоянии судебной практики.

В связи с этим заслуживает внимания позиция Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенная при рассмотрении дел №№ А32-37787/2015, А32-33752/2015, А32-33756/2015, А32-15125/2015 (рассмотрены не в пользу таможенных органов), относительно применения пункта 3 постановления Пленума № 79.

Суд кассационной инстанции, рассматривая названные выше дела уже после принятия постановления Пленума, указал, что выводы судов нижестоящих инстанций основаны на правильном применении норм права и сформированной на момент вынесения обжалуемых судебных актов правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях № 96 и № 79, к установленным им конкретным обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дел доказательствам.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отметил, что названный правовой подход подлежал применению до 12 мая 2016 г., так как в силу федерального законодательства разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, сформированные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно пункту 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30 июня 2011 г. № 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированная в постановлении, учитывается судами со дня опубликования такого постановления при рассмотрении аналогичных дел.

Из пункта 38 постановлении Пленума следует, что постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» (далее – постановление Пленума № 96) и пункты 1 — 8 постановления Пленума № 79 признаны не подлежащими применению после 12 мая 2016 г., обратная сила им не придавалась.

В Конституции Российской Федерации и многочисленных постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации сформированы правовые принципы, не допускающие придание обратной силы нормам, ухудшающим правовое положение лиц. Применение ранее установленных условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Указанные правовые позиции подлежат обязательному применению в отношении действующего нормативного правового регулирования таможенных отношений. Иное приводило бы к недопустимому с точки зрения конституционного принципа правового государства игнорированию правомерных ожиданий субъектов соответствующих экономических (таможенных) правоотношений.

Таким образом, исходя из изложенного, суд кассационной инстанции указал, что при рассмотрении дел в суде участники ВЭД правомерно и обоснованно имели разумные ожидания применения к сложившимся на момент ввоза спорных товаров правоотношениям и рассмотрения дела судом положений, закрепленных в постановлениях Пленума № 96 и № 79, и того, что правоприменительная практика в отношении него в момент кассационного производства по делу не будет изменена в сторону ухудшения.

Применение к сложившимся между участниками спорных правоотношений положений постановления Пленума Арбитражный суд Северо-Кавказского округа посчитал нарушающим охраняемые законом публичные интересы, элементом которого является принцип правовой определенности, гарантирующий участникам экономических отношений защиту их прав на основе определенных норм права в его единообразном истолковании и применении судами.

Складывающаяся судебная практика свидетельствует о том, что положения пункта 29 постановления Пленума повлекли за собой появление в таможенных органах новой категории споров – обжалование бездействия таможенных органов по внесению изменений в декларации на товары и возврату таможенных платежей.

В пункте 29 постановления Пленума указано, что заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

С заявлением о внесении изменений в декларацию на товар участники ВЭД представляют новые документы, свидетельствующие об излишней уплате, которые необходимо проверить и оценить. Поскольку до момента внесения изменений в декларацию на товар отсутствуют основания для возврата излишне уплаченных таможенных платежей, таможенные органы возвращают плательщику заявление о возврате без рассмотрения.

Получив оставленное без рассмотрения таможенным органом заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, не дожидаясь ответа на заявление о внесении изменений в декларации на товар, участник ВЭД, формально исполнив требования пункта 29 постановления Пленума, обращается в суд. Ввиду незавершенности проводимого контроля документов и сведений, таможенные органы лишены как возможности внести самостоятельно изменения в декларацию на товары, так и обосновать свою позицию об отсутствии оснований для их внесения, представив результаты проведенного таможенного контроля.

В некоторых случаях участники ВЭД направляют в таможенные органы заявления о внесении изменений в декларации на товар, в которых отсутствует мотивированное обоснование необходимости внесения таких изменений, с приложением документов, представленных таможенному органу при декларировании товаров либо при проведении дополнительной проверки, что не является основанием для внесения изменений в декларации на товары.

Вместе с тем сама по себе формулировка пункта 29 постановления Пленума направлена именно на исключение возможности злоупотребления участниками ВЭД процессуальными правами путем подачи в таможенный орган «формального» заявления о возврате и последующего его обжалования.

Доводы таможенных органов о том, что инициирование участником ВЭД внесения изменений в ДТ одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не означает, что итогом его рассмотрения будет фактическое внесение изменений в ДТ, судами не поддерживаются (дело № А51-16152/2016).

Так, к выводу о соблюдении участником ВЭД требований положений пункта 29 постановления Пленума пришли суды в рамках судебного дела № А32-25613/2016 о признании незаконным бездействия таможни по невозврату излишне взысканных таможенных платежей, по невнесению изменений в декларации на товары, обязании произвести возврат излишне взысканных таможенных платежей.

При декларировании товаров обществом в ответ на решение о проведении дополнительной проверки направлен отказ в предоставлении дополнительно запрошенных таможней документов и сведений и согласие на корректировку таможенной стоимости товаров. Таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров.

Впоследствии общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей и внесении изменений в декларации на товары, приложив к нему дополнительные документы. Таможня в ответ на заявление указала, что оно не может быть рассмотрено, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей. Также таможня проинформировала общество о том, что заявление о внесении изменений в декларации на товары направлено в структурные подразделения для рассмотрения и принятия решения о внесении таких изменений, а в дальнейшем – о том, что принято решение о проведении таможенного контроля, который не завершен. На основании этого внесение изменений в декларации на товары невозможно.

Смотрите так же:  С 15 лет подросток уже имеет право

В ходе рассмотрения указанного дела суды пришли к выводу о неправомерности принятого таможней решения о корректировке таможенной стоимости товаров в связи с отсутствием оснований для его принятия, в том числе в связи с неверным выбором источника ценовой информации.

Кроме того, арбитражным судом первой инстанции отмечено, что материалами дела подтверждается, что к указанному заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств обществом были приложены все имеющиеся в его распоряжении документы, подтверждающие право заявителя на возврат излишне взысканных сумм таможенных платежей. Таким образом, заявитель документально обосновал правомерность обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Однако указанное заявление общества было оставлено без рассмотрения. Между тем представленная обществом одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств совокупность документов позволяла таможенному органу рассмотреть заявление общества по существу и принять соответствующее решение. Судом также установлено, что указанные действия таможней не производились.

Суды пришли к выводу о том, что общество исполнило требования пункта 29 постановления Пленума – обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей, одновременно инициировав внесение изменений в соответствующую декларацию на товар. Однако необходимые изменения в декларации на товары таможней внесены не были.

Заявление в таможню о возврате товара

Условия и порядок возврата денежных средств со счета таможни

В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Согласно ст.90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и в случаях, установленных законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств-членов Таможенного союза.

Согласно ч.1 ст.129 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов. В случаях установленных п.1 и п.2 ст. 148 Федерального закона возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится.

В соответствии с ч.1 ст. 147 Федерального закона излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым произведено взыскание. Срок обращения за возвратом – не позднее трех лет со дня уплаты либо взыскания излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, перечень которых регламентирован ч.2 ст.147 Федерального закона, а именно:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которое возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Форма заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств утверждена приказом ФТС России от 22.12.2010 №2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога» (в редакции приказа ФТС России от 02.05.2012 №831) (зарегистрирован Минюстом России 15.02.2011, рег. №19839).

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и иных денежных средств может осуществляться по заявлению плательщика, по которому общая сумма подлежащих возврату таможенных платежей должна составлять не менее 150 рублей.

В соответствии с ч.14 ст.147 Федерального закона при возврате таможенных пошлин, налогов проценты с них не выплачиваются, за исключением случая, предусмотренного ч.6 ст.147 Федерального закона, и суммы не индексируются.

Положениями ч.12 ст.147 Федерального закона регламентированы случаи, при наличии которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится.

Заявление в таможню о возврате товара

Возврат (зачет) денежных средств

Возврат (зачет) денежных средств производится в соответствии с главой 13 Таможенного кодекса Таможенного союза, главами 13, 14, 17 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон), вступившего в силу 29 декабря 2010 года, приказом ФТС России от 22.12.2010 года № 2520 (в редакции приказа ФТС России от 02.05.2012 года № 831) «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога» вступившего в силу 5 апреля 2011 года далее приказ ФТС России от 22.12.2010 года № 2520.

Статья 129. Взыскание и возврат таможенных сборов.

«1. Взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Если после регистрации таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину таможенных сборов за таможенные операции, сумма таможенных сборов за таможенные операции, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производятся.

3. В случаях, установленных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 148 настоящего Федерального закона, возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится.»

Статья 122. Возврат авансовых платежей.

«Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства».

Статья 147. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

«заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания».

«7. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.»…

«12. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;

2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.»

Статья 148. Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов

«Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи…,»

в частности в случаях:

«1) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

2) отзыва таможенной декларации;

3) восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций…»

и др. «производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.»

Смотрите так же:  Возврат в media markt

Статья 149. Возврат (зачет) денежного залога.

«Возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения или прекращения обязательства. Возврат (зачет) денежного залога также осуществляется, если обязательства, обеспеченные денежным залогом, не возникли, при этом указанный срок подачи заявления о возврате (зачете) денежного залога исчисляется со дня оформления таможенным органом таможенной расписки».

«6. Денежный залог возвращается в валюте Российской Федерации в безналичном порядке на счет лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате денежного залога.»

«7. Возврат (зачет) денежного залога не производится при наличии у лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со статьей 158 настоящего Федерального закона.»

Для осуществления возврата (зачета) денежных средств принимается к рассмотрению заявление плательщика, оформленное по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 года №2520.

Перечень и требования к прилагаемым к заявлению документам, а также порядок возврата (зачета) определены статьями 122, 147 – 149 Федерального закона.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с главой 17 Федерального закона при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

Контактная информация

Адрес: Шереметьевское шоссе, вл.7,г. Химки, Московская область, 141426

Как подготовить заявление на возврат излишне уплаченных платежей

Итак, вы доказали незаконность решения таможенного органа, который доначислил таможенные платежи. Например, успешно обжаловали решение о корректировке таможенной стоимости или о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. А где же деньги?

Увы, излишне уплаченные платежи самостоятельно на ваш расчетный счет не вернутся. Чтобы получить деньги назад, нужно направить в таможенный орган соответствующее заявление.

Вот как это сделать правильно.

1. Убедитесь, что деньги, которые вы хотите забрать из таможни, имеют статус таможенных платежей, а не авансовых платежей или залога — то есть списаны таможенным органам по платежным поручениям во исполнение соответствующего решения таможенного органа.

2. Используйте форму заявления, утвержденную ФТС России (она есть в К+)

3. Точно определите подлежащую возврату сумму: найдите ее в КДТ (графа В “Подробности подсчета”), в решении или письме таможенного органа.

4. Следующие документы обязательно заверьте у нотариуса либо у таможенника, который будет принимать заявление в таможне:

  • свидетельство о государственной регистрации (ОГРН/ОГРНИП);
  • свидетельство о постановке на учет (ИНН);
  • документы подтверждающие полномочия подписанта (например, устав и решение о назначении руководителя);
  • подпись того, кто подписал заявление (можно на самом заявлении);
  • документы подтверждающие правопреемство (если вы не были плательщиком пошлин).

Если ранее вы уже предоставляли эти документы в таможню и в них ничего не поменялось, то повторно их можно не направлять. Для этого в новом заявлении укажите реквизиты (ваш исходящий номер или, что лучше, входящий номер в таможню) предыдущего заявления, к которому вы их прикладывали.

5. Следующие документы приложите к заявлению в копиях, заверенных заявителем (подпись+печать):

  • платежные документы, по которым таможенные платежи были внесены на счета таможни (учтите, некоторые таможни до сих пор требуют платежные поручения с “синими” отметками банка);
  • документы, подтверждающие начисление таможенных платежей (КДТ “на плюс”, т.е. с положительным числом в графе B);
  • документы, подтверждающие факт излишней уплаты: КДТ “на минус”, т.е. с отрицательным числом в графе B (без этой КДТ ничего не получится — ее вам должен составить таможенный орган или вы сами) и решение об отмене решения, которым были доначислены таможенные платежи, или судебный акт.
  • иные документы (у каждого таможенного органа свои требования: кто-то просит даже справку из банка о счетах компании — это лучше уточнить в отделе таможенных платежей самой таможни).

Чтобы правильно заверить копии этих документов, внизу каждого (!) листа документа напишите “Копия верна”, поставьте подпись заявителя (например, генерального директора) и печать организации. Если в документе больше 10 страниц, то можно сшить его ниткой, концы завязать в узел и заклеить сверху небольшим прямоугольником бумаги, на котором и поставить заверительную надпись с подписью и печатью. В этом случае заверять каждую страницу не нужно.

Закон не предусматривает возможность не предоставлять указанные документы повторно, как предыдущий комплект документов (с нотариальным заверением). Если не хотите получить формальный отказ, прикладывайте их каждый раз, даже если обращаетесь повторно.

6. Чтобы свести риск ошибки к нулю, позвоните в отдел таможенных платежей таможни, в которую планируете подать заявление, и задайте таможенникам все интересующие вопросы по подготовке заявления, особенно про «иные» документы из предыдущего пункта рекомендаций (телефон можно узнать в дежурной службе, телефон которой есть на сайте каждой таможни, например для Московской областной таможни это mot.customs.ru).

Помните:

  • заявление нужно подавать в ту таможню, где вы декларировали товары или которая взыскала денежные средства;
  • деньги можно вернуть лишь в течение трёх лет со дня их уплаты или взыскания (потом они обращаются в доход государства), однако есть несколько случаев, когда на возврат через таможню дается всего 1 год (см. К+) — потом только через суд;
  • деньги не вернут, если сумма меньше 150 рублей или есть задолженность перед таможенными органами.

Регламентирующие нормативные акты:

  • Статьи 147, 148, 122 федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ.
  • Приказ ФТС России от 22.12.2010 №2520 “Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога”.

Порядок возврата переплаченных таможенных платежей

В каком порядке можно вернуть переплату по таможенным платежам? Можно ли взыскать с таможни проценты при невозврате переплаченных платежей в установленный срок?

У компаний по разным причинам (излишне перечисленная оплата, неправильная классификация товаров и пр.) может образоваться переплата таможенных платежей.

В каком порядке осуществить возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей?

Прежде всего, отметим, что к таможенным платежам относятся (п.1 ст.70 ТК ТС):

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;
  • акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;
  • таможенные сборы.

В каких случаях таможенные платежи признаются излишне уплаченными?

Излишне уплаченными (излишне взысканными) суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные (взысканные) в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС (ст.89 ТК ТС).

Порядок возврата переплаченных таможенных платежей

Порядок возврата (зачета) переплаченных таможенных платежей регламентируется ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (далее по тексту – Закон №311- ФЗ).

Излишне уплаченные (излишне взысканные) таможенные платежи подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Форма такого заявления утверждена Приказом ФТС РФ от 22.12.2010 г. №2520 (см. вложенный файл).

К заявлению о возврате должны быть приложены следующие документы:

  • платежный документ, подтверждающий уплату (взыскание) таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
  • документы, указанные в п.4 — п.7 ст.122 Закона №311-ФЗ, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
  • документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
  • иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

В одном заявлении могут включаться сведения о возврате таможенных платежей по нескольким таможенным декларациям (Письмо ФТС РФ от 25.03.2013 г. №01-11/12183).

Указанное заявление (с прилагаемыми документами) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении. Срок подачи заявления — не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

При этом общий срок рассмотрения заявления не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (п.6 ст.147 Закона №311-ФЗ, п.29 Постановления Пленума от 12.05.2016 г. №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»).

Возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств (п.6 ст.147 Закона №311-ФЗ).

Препоны, возникающие при возврате переплаченных таможенных платежей

Одной из главных причин невозврата переплаченных таможенных платежей является пропуск срока обращения к таможне с заявлением о возвращении таможенных платежей. Как уже было отмечено, возврат осуществляется не позднее 3 лет со дня излишней уплаты (взыскания) таможенных платежей.

Смотрите так же:  Заявление на исправление описки в решении суда

Данный подход соответствует правовой позиции ВС РФ, закрепленной в п.34 Постановления Пленума от 12.05.2016 г. №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».

При этом, как отмечено в Определении ВС РФ от 22.06.2015 г. №310-КГ14-8046, закрепление в ст. 147 и 148 Закона №311-ФЗ сроков для возврата таможенных платежей не препятствует лицу в случае пропуска указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (п. 1 ст. 200 ГК РФ) и продолжительности срока исковой давности в три года (ст.196 ГК РФ).

Еще одним проблемным вопросом является период, за который начисляются проценты в случае невозврата таможенных платежей. При возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей, начисленных со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (Определение ВС РФ от 02.06.2015 г. №303-КГ14-7912).

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей — как выиграть в этом споре

Проблемы взаимоотношений с таможенными органами знакомы многим не понаслышке. Таможенный орган с охотой взыскивает налоги, сборы, акцизы с плательщиков, но при установлении факта их переплаты не спешит с возвратом финансовых средств декларанту. В этой статье пойдёт речь о том, как действительно правильно поступать в случае, если создался прецедент на возвращение излишне оплаченных сумм по таможенным платежам.

Какие бывают таможенные платежи?

Понятие «таможенные платежи» чётко расшифровывается в п.1 ст.70 ТК Таможенного Союза (ТК ТС). Согласно ему платежи таможенные делятся на:

  • различные таможенные сборы;
  • вывозную пошлину (таможенную);
  • различные акцизы: акцизы на бензин, табачные изделия и т.д., которые уплачиваются согласно законодательным актам, при ввозе определённой группы товаров;
  • ввозную пошлину (таможенную);
  • НДС, который собирается с ввозимого товара на территорию ТС.

Кроме таможенных оплат существуют иные платежи в виде процентов, пени, антидемпинговых пошлин, а также компенсационных и специальных пошлин.

Ввиду ряда причин на счету плательщика таможенных взносов могут образовываться переплаты по данному виду налогов. Переплата — это разница между оплаченными и начисленными в ходе корректировки таможенными налогами. Такая проблемная ситуация может получаться из-за:

  • неточного определения классов товаров ТН ВЭД;
  • невозможности корректного определения размера нужных платежей на момент их оплаты;
  • неправильного соответствия проходной и контрактной цен;
  • попадание под льготы в классе тех товаров, за которые были оплачены таможенные пошлины в полной объёме;
  • выполнения неверного подсчёта таможенной цены товара. Как выполнить расчёт таможенных платежей онлайн, читайте тут;
  • возникновения ошибок в подаваемых документах, допускаемых должностным лицом организации.

Должен ли таможенный орган сообщать своим плательщикам о переплате?

Факт возникновения излишне оплаченных или взысканных таможенных пошлин может обнаружиться как самим физическим или юридическим лицом, проведшим оплату, так и таможенным органом входе проверки и корректировки поданных в таможню документов.

Согласно ФЗ №311 в случае, если такой факт был обнаружен таможенным органом, то последний обязан об этом проинформировать плательщика в произвольной форме в срок не более одного месяца после обнаружения этой информации. Здесь же декларанту предоставляется копия корректировки таможенной цены и платежей.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей

Порядок возврата переплаченных таможенных пошлин в досудебном порядке регулируется ст. 355 ТК РФ. Здесь нужно учитывать, что законодательно различаются авансовые, излишне уплаченные таможенные платежи и таможенное обеспечение. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей вот здесь. Эта информация будет полезна начинающим участникам ВЭД.

Излишне оплаченные таможенные пошлины — это финансовые средства, которые имеют идентификацию и оплачиваются по возникновению обстоятельств, указанных в ст. 319 ТК РФ. Даже после обнаружения таможней такой переплаты, этот платёж остаётся быть таможенным и не является собственностью плательщика.

Для того, чтобы вернуть себе переплату по таможенным пошлинам, необходимо:

  1. Установить факт излишне оплаченных таможенных пошлин самостоятельно или получить уведомление об этом из таможенного органа с приложением копии корректировки таможенной цены товаров.
  2. Заполнить заявление на обратный возврат излишне оплаченных сумм таможенных налогов по форме.
  3. Подготовить документы, подтверждающие факт переплаты финансовых средств.
  4. Передать полный пакет документов в таможенный орган лично или отправить его по российской почте письмом (заказным обязательно с уведомлением).
  5. Получить решение таможни о возможности или невозможности возврата переплаченных средств. При чём срок рассмотрения заявления по законодательным актам не должен быть больше 1 месяца со дня его передачи.
  6. В зависимости от результата либо получить излишне оплаченные таможенные пошлины, либо подать заявление в судебный орган на неправомерность решения таможенного органа.

Для того, чтобы получить переплаченные таможенные налоги, необходимо передать в таможенный орган ряд документов:

  • Заявление на полный возврат излишне оплаченных таможенных налогов, акцизов, пошлин и сборов.
  • Документы, подтверждающие текущий размер и факт оплаты или взыскания таможенных платежей.
  • Документ, указывающий на основании чего был начислен именно такой размер таможенных пошлин (декларация).
  • Документ, устанавливающий факт и размер произведённый заявителем переплаты (копия корректировки таможенной цены и налогов, сборов, пошлин, акцизов).
  • Согласие лица, оплатившего пошлины на возврат излишков оплаты таможенных платежей декларанту в случае, если это различные самостоятельные единицы.

Кроме того, если в таможню ранее не предоставлялись нижеследующие документы, то их необходимо также передать в полном пакете документов на возврат., а именно:

  1. Для юрлиц, резидентов РФ:
    • копию ИНН (свидетельства о постановке на учёт в налоговой структуре);
    • копию ОГРН (свидетельства о госрегистрации);
    • доверенность, которая подтверждает правомерность лица, заполнившего заявление о возврате;
    • образец подписи гражданина, заполнившего заявление.
  2. Для ИП:
    • также копию ИНН (свидетельства о постановке на учёт в налоговой структуре);
    • также копию ОГРНИП (свидетельства о госрегистрации);
    • копию гражданского паспорта ИП.
  3. Для физлиц:
    • копию гражданского паспорта РФ;
    • копию документа, дающего право на получение излишне оплаченных таможенных пошлин, в случае, если гражданин является правопреемником (наследником) плательщика таможенных сборов. В обоих случаях все документы либо заверяются подписью нотариуса или непосредственно представителем таможенного органа при предъявлении оригиналов документов.

Нюансы заполнения заявления на возврат

Заявление на полный возврат обеспечения таможенных платежей, авансовых платежей и излишне уплаченных таможенных пошлин составляется в соответствии с формой приказа ФТС РФ №2520 от 22.02.2010. письменно. В этом документе указываются:

  • основания, по которым появились излишне уплаченные финансовые средства;
  • размер и виды переплаченных таможенных платежей;
  • реквизиты тех платёжных документов, по которым производилась оплата налогов, сборов;
  • полные реквизиты счёта, на который должно произойти перечисление излишне оплаченных платежей по таможне.

Это заявление подписывается в обязательном порядке руководителем организации с постановкой печати, индивидуальным предпринимателем или физлицом, имеющим право на получение данных переплат. Кроме того, в нём должно быть размещено ФИО руководителя, полное название юрлица, адрес его регистрации.

Возврат авансовых таможенных платежей

Авансовый платёж — это перечисленные заявителем денежные средства на счёт таможни в учёт будущих таможенных платежей. Он не имеет конкретики ни в видах ввозимых (вывозимых) товаров, ни в их стоимости, ни в сроках. По своей сути он изначально представляет собой излишне оплаченные денежные средства.

Авансовые платежи обладают рядом параметров:

  • Даже после зачисления на счёт таможенных органов, они считаются собственностью лица или организации, которые их перечисляли (п.3 в ст.330 ТК РФ).
  • Не являют собой таможенные платежи: налоги, пошлины, акцизы и сборы.
  • Меняют свой статус на «таможенные платежи» после предоставления в таможенный орган распоряжения об их уплате в качестве последних: заявления, грузовой таможенной декларации.

Плательщик может обратиться с заявлением о полном возврате переплаченных средств в течение 3-х годичного срока, начинающегося с момента оплаты или взыскания этих платежей в досудебном порядке. Данный срок пресекателен по своему характеру, и не может быть нарушен или увеличен ни в каких случаях.

Но стоит заметить, что данный срок указывается в законодательных актах для досудебного разрешения проблемы. Ничто не мешает организации подать иск на возмещение излишне уплаченных средств после истечения трехлетнего срока в судебном порядке.

Таможня обязана в течение одного месяца не только рассмотреть заявление на текущий возврат излишне оплаченных таможенных налогов, но и вернуть переплату заявителю по тем реквизитам, которые были прописаны в заявлении.

При нарушении такого срока заявитель вправе потребовать от таможни уплаты процентов от суммы переплаты по ставке рефинансирования ЦБ РФ за каждый день получившейся просрочки.

Излишки уплаченных таможенных пошлин не могут возвращаться в случаях:

  • Если у плательщика есть непогашенный налоговый долг в отношении других платежей. В этом случае он покрывается из суммы излишне оплаченных денежных средств. Соответственно если эта сумма значительно больше долговых обязательств, то плательщику возвращается сумма переплаченных таможенных платежей за вычетом задолженности.
  • Если сумма, которую должен вернуть таможенный орган, составляет менее 150 руб., то она не подлежит возврату.

Вот полезная информация о том, как решаются проблемы возврата излишне уплаченных таможенных платежей в Высшем Арбитражном Суде:

Возврат осуществляет только тот таможенный орган (организация), на счёт которого были оплачены таможенные налоги, пошлины и только в рублевом эквиваленте.

В целом, несмотря на жгучее желание таможенных органов откреститься от возврата уплаченных платежей или желания провести зачёт их в счёт будущих начисляемых налогов, вернуть денежные средства всегда возможно при условии выполнения всех отведённых сроков и правильно поданных документов.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Таможенные платежи».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.