Банкротство страховой компании

Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство страховой компании (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Банкротство страховой компании

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Банкротство страховой компании

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Банкротство страховой компании

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Особенности банкротства страховых организаций

Свое положение страховая организация может поправить, продав страховой портфель сторонним компаниям.

Допустимо предпринять меры по предупреждению банкротства.

Срок восстановления платежеспособности компании составляет не более одного года.

В процедуре третьей стороной могут выступать Федеральная служба по страховому надзору, Российское объединение страховщиков.

План возобновления платежеспособности должен быть предоставлен в Росстрахнадзор в течение 30 дней после принятия решения о введении восстановительных процедур.

Контролирующий орган может произвести выездную проверку. При неудовлетворительном состоянии дел страховщика государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Банкротство страховых организаций осуществляется согласно ФЗ № 127. Особенностям проведения процедуры посвящена глава 9 Закона.

Работа временного администратора и конкурсного управляющего осуществляется с учетом норм ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» от 1992 года.

Причины несостоятельности

Причинами несостоятельности страховой организации является непродуманные действия руководства компании по выводу капитала из коммерческой организации на счета сторонних фирм.

Основанием банкротства считается:

  • наступление страховых случаев в массовом порядке;
  • неспособность страховой компании осуществить выплаты страхователям и выгодоприобретателям.

В перечень основных признаков входят следующие обстоятельства (статья 184.2 ФЗ № 127):

  • сумма задолженности перед кредиторами будет не менее 100 тыс. руб. – по действующим договорам, не исполненным в течение 14 дней после предъявления требований страховщикам;
  • активов страховой организации недостаточно для выполнения обязательств перед кредиторами и внесения обязательных платежей;
  • платежеспособность страховщика не была возобновлена после введения восстановительных процедур.

Установлением признаков банкротства занимается временный управляющий.

Если реабилитирующие процедуры бессмысленны, то должно последовать обращение в арбитраж с заявлением о несостоятельности компании.

Банкротство страховых организаций

Банкротство страховых организаций осуществляется с соблюдением порядка назначения временной администрации (статья 184.3 ФЗ № 127).

Цель ее работы:

  • убедиться в невозможности восстановить платежеспособность фирмы;
  • обратиться в суд с заявлением о начале процедуры банкротства.

Особенности банкротства страховых организаций заключаются в отсутствии процедуры внешнего управления и финансового оздоровления.

Обязательства страховой компании перед кредиторами состоят из текущей и реестровой задолженности.

В первую очередь подлежат оплате текущие обязательства. Кредиторы вправе обозначить свои требования еще в период восстановительных процедур.

Со времени опубликования сообщения о наблюдении кредиторы могут предъявить претензии, на что у них есть 30 дней.

При открытии конкурсного производства требования предъявляются в течение двух месяцев.

Они направляются в арбитражный суд, финансовому управляющему и непосредственно в страховую организацию.

Подача заявления

В 2019 году обязательно соблюдение правил территориальной подсудности.

Заявление подается с оплатой государственной пошлины в 6 тыс. рублей.

В заявлении обозначают:

  • наименование страховой компании;
  • реестр требований кредиторов;
  • обстоятельства, приведшие к финансовой несостоятельности фирмы.

Образец заявления о банкротстве страховой компании здесь.

Истец просит суд назначить конкурсного управляющего. Его кандидатура предлагается самим заявителем.

После принятия судом положительного решения открывается процедура конкурсного производства, о чем предупреждаются все кредиторы и другие заинтересованные лица.

Каковы риски при банкротстве ОАО? Узнайте тут.

Проведение процедуры

Процедура банкротства проводится с соблюдением очередности погашения требований перед кредиторами.

Возможна оплата страховых премий по наступившим случаям и остатка средств по досрочно прекращенным страховым договорам.

Страхователь сам может отказаться от дальнейшего исполнения договора страхования, о чем конкурсный кредитор должен быть предупрежден в течение месяца после начала конкурсного производства.

Требования страхователя (выгодоприобретателя) должны быть включены в реестр, и удовлетворяются в порядке очередности.

Возможны следующие ситуации:

  1. Требования кредиторов будут удовлетворены в полном объеме за счет продажи конкурсной массы.
  2. Частичное удовлетворение требований страхователей – при ограниченности активов компании.
  3. Отказ в удовлетворении требований – при полном разорении компании.

Конкурсный управляющий определяет состав страхового портфеля – договоров, срок действия которых еще не закончился, резервов компании.

После определения страхового портфеля последующие выявленные договоры не включаются в реестр требований.

Имущество компании может быть продано только другой страховой организации. Покупателю передаются права и обязанности по договорам страхования – включая те, по которым страховой случай еще не наступил.

При принятии арбитражным судом решения о несостоятельности компании:

  • договоры прекращают свое действие;
  • страхователи (выгодоприопретатели) вправе требовать остаток часть страховой премии с учетом не истекшего срока действия договора.

На 1-м этапе производится формирование реестра требований кредиторов – учитывается состояние страхового портфеля, наличие активов фирмы;

Далее конкурсный управляющий принимает меры по организации публичных торгов, участниками которых в силу ст. 184.7 ФЗ № 127 могут быть только страховые организации.

Вырученные средства распределяются между кредиторами в порядке очередности:

  • 1-я очередь включает выплаты по обязательствам страхования жизни и здоровья граждан (по сроку дожития или иным критериям);
  • 2-я очередь – выплаты по прекращенным договорам страхования;
  • 3-очередь – выплаты для остальных кредиторов.

После завершения расчетов конкурсный управляющий готовит отчет, который должен быть утвержден арбитражным судом.

Документ включает описание порядка расчетов с кредиторами, сумму непогашенной задолженности.

После утверждения отчета страховая организация – банкрот прекращает свою деятельность, о чем делается соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Время восстановительных процедур занимает 3-9 месяцев. Срок рассмотрения судом дела о банкротстве составляет 4 месяца.

Сама процедура займет 6-12 месяцев.

Сроки могут быть продлены по инициативе управляющего на 1-2 месяца.

Какие последствия банкротства ИП с кредитами? Читайте здесь.

Куда подавать заявление о банкротстве физических лиц? Подробная информация в этой статье.

Меры по предупреждению

Банкротство страховой фирмы можно предусмотреть на стадии наблюдения.

Для этого нужно тщательно сбалансировать коммерческую политику компании, исключить лишние расходы.

Возможно, потребуется прибегнуть к займам – для погашения существенных выплат по страховым премиям.

Ответственность за такую работу возлагается на руководство организации и временного администратора.

При осуществлении процедур важно выбрать надежного конкурсного управляющего.

Юридическая поддержка может потребоваться страхователям, которые желают получить деньги по наступившему страховому случаю либо остаток средств по прекращенной сделке.

На видео о несостоятельности страховых организаций

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.98 N 6-ФЗ «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», N 10, 20.01.98, N 11, 21.01.98,
  • «Собрание законодательства РФ», 12.01.98, N 2, ст. 222,
  • «Российская газета», N 10, 20.01.1998, N 11, 21.01.1998
  • «Финансовая газета» (Региональный выпуск), N 5, 02.02.98

§ 5. БАНКРОТСТВО СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе, признается государственный орган Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью.

2. Заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано в арбитражный суд должником, конкурсным кредитором, прокурором и иным уполномоченным в соответствии с федеральным законом государственным органом.

1. Продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления по правилам, предусмотренным статьей 86 настоящего Федерального закона.

При осуществлении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.

2. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация.

3. В случае продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления к его покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.

1. В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты принятия указанного решения, прекращаются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 145 настоящего Федерального закона.

2. Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, прекратившимся по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать выплаты страховой суммы.

В случае принятия арбитражным судом, решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов пятой очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

в первую очередь — требования кредиторов по договорам обязательного личного страхования;

во вторую очередь — требования кредиторов по иным договорам обязательного страхования;

в третью очередь — требования иных кредиторов — страхователей (выгодоприобретателей), в том числе требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 146 настоящего Федерального закона;

в четвертую очередь — требования прочих кредиторов.

Госдума приняла закон о санации страховых компаний

Москва. 12 апреля. INTERFAX.RU — Госдума на заседании в четверг приняла в третьем, окончательном, чтении закон, позволяющий ЦБ РФ проводить санацию страховых компаний по аналогии с санацией кредитных организаций.

Принятие закона было запланировано на май, однако во вторник глава комитета по финансовому рынку Думы Анатолий Аксаков попросил включить законопроект в повестку для принятия во втором чтении с тем, чтобы принять закон в третьем чтении в четверг. «Повлияла на мое предложение ситуация на финансовых рынках, которая сейчас беспокоит в том числе и ЦБ», — объяснил свою просьбу депутат.

Согласно принятому документу, в закон о банкротстве финансовых организаций впервые вводится целый раздел, посвященный санации страховщиков. До сих пор в отношении страховых компаний механизм финансового оздоровления не применялся.

Финансовая помощь

Решение о санации страховщика принимается Банком России. В случае принятия решения о санации страховой организации по решению совета директоров ЦБ из средств фонда консолидации могут приобретаться акции или доли в уставном капитале санируемой СК, а также предоставляться субординированные займы как мера предупреждения банкротства. Для этого страховщику может назначаться в ходе санации управляющая компания, которая в свою очередь может предоставлять санируемому страховщику кредит без обеспечения сроком на 5 лет, совет директоров ЦБ может принять решение о продлении кредита еще на 5 лет.

Смотрите так же:  Расписка в рассрочке платежа

В ходе санации, согласно принятому закону, появляется право осуществлять продажу приобретенных акций и долей в уставном капитале СК, приобретать и отчуждать имущество, передавать в доверительное управление имущество или имущественные права. Контроль за исполнением плана восстановления финансовой платежеспособности возложен на регулятора.

При осуществлении мер по предупреждению банкротства контрольный орган вправе оказывать финансовую помощь СК при условии приобретения 75% обыкновенных акций или долей в капитале, на которые приходится три четверти голосов участников СК. Прежнее руководство отстраняется. Капитал санируемой компании, если реальная оценка показывает его отсутствие или отрицательную величину, может быть уменьшен до 1 рубля.

Расходы, понесенные контрольным органом при вложении денежных средств фонда консолидации через управляющую компанию, рассматриваются как предоставление денежных средств на срок 20 лет по нулевой процентной ставке, отмечается в документе.

Надзорные полномочия регулятора

Положения закона о санации страховщиков одновременно уточняют надзорные полномочия регулятора в отношении выдачи предписаний, порядка ограничения лицензий и их приостановки, а также отзыва лицензий страховщиков. В частности, в поправках говорится, что ЦБ проводит оценку активов и пассивов страховой организации, ее страховых резервов. Особый порядок санкций касается неисполнения требований к минимальному уровню уставного капитала СК, к неисполнению предписаний по блокировке сделок. ЦБ вводит ряд обязательных нормативных соотношений, в том числе по соотношению собственных средств и обязательств компании. Отклонение от пороговых значений в таких соотношениях на величину более 20% повлечет предписания надзора. ЦБ вправе выдавать предписания об устранении искажений установленных пороговых значений базовых нормативных соотношений, нарушение нормативных показателей потребует от страховщика плана финансового оздоровления, исполнение которого контролируется ЦБ. Также предписания могут выноситься ЦБ в случае выявления недостоверных данных о капитале страховщика. Страховщик может обжаловать предписание, но это не останавливает действие предписания.

В законе приведена детализация перечня нарушений, за которые могут следовать предписания, в их числе предоставление неполной или искаженной информации регулятору. Кроме того, предписание ЦБ, согласно закону, последует за нарушение установленного порядка предоставления информации саморегулируемой организации — Всероссийскому союзу страховщиков (ВСС). Так законодатель придает определенные полномочия регулирования и ВСС как саморегулируемой организации.

Новые санкции ЦБ к страховщику

Целый ряд новых санкций может быть применен ЦБ к страховщику при многократном неисполнении предписаний, в том числе при совершении действий, «создающих угрозу правам и законным интересам страхователей». В числе новых санкций ЦБ — ограничения на отдельные сделки, к примеру, связанные со сдачей в аренду помещений, с залогами, с получением займов и переуступкой прав требования, переводом долга, операциями с ценными бумагами. Ограничения такого рода водятся на срок до 3 месяцев и могут продлеваться еще на 2 месяца, согласно законопроекту.

Дополнительным основанием для ограничения или приостановки действия лицензии СК может оказаться ходатайство на эту тему временной администрации. Тот же эффект может следовать за исключением компании из профобъединения страховщиков. На восстановление членства в ВСС исправившейся компании отводится 3 месяца. В противном случае давление санкций регулятора усилится. При невозможности восстановления платежеспособности страховщика временная администрация обращается с просьбой об отзыве лицензии.

Временная администрация

В страховую компанию, согласно документу, может вводиться временная администрация на срок до 6 месяцев. Срок ее деятельности может продлеваться на период до 18 месяцев. При нехватке средств для исполнения текущих обязательств перед клиентами по выплатам администрация имеет право обратиться в арбитражный суд с просьбой снять арест со счетов в банках. Временная администрация также имеет право принимать решения в отношении нераспределенной прибыли для покрытия убытков СК, решение о конвертации требований кредиторов по субординированным займам, включая невыплаченные проценты по ним.

Временная администрация вправе вводить мораторий на удовлетворение требований кредиторов на срок 3 месяца, мораторий может продлеваться, но не превысит срок деятельности в компании временной администрации.

Закон содержит запрет на удовлетворение требований учредителя неплатежеспособного страховщика, также им вводится право на приостановку требования граждан о возврате части страховой премии при досрочном прекращении договора страхования и досрочной выдаче выкупной суммы. При этом действие такого моратория не распространяется на требования граждан по возмещению ущерба жизни и здоровью, на выплаты выходных пособий по трудовым договорам, на выплаты страхового возмещения с наступлением страхового случая, в том числе по договорам перестрахования, на требования по уплате премий перестраховщику, на исполнение денежных обязательств по восстановительному ремонту (сервисным автоцентрам), а также на оплату оказанных услуг по медпомощи в личном страховании.

Основные статьи закона вступают в силу через 45 дней после официального опубликования. В поправках ко второму чтению в документ была включена норма о новой методике расчета инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Данная норма вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.

БАНКРОТСТВО СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

магистрант, кафедра гражданско-правовых дисциплин РАНХиГС, г. Волгоград

доцент, канд. юридических наук РАНХиГС, г. Волгоград

В настоящее время страховой рынок является одной из самых стремительных и динамично развивающихся отраслей экономики России. Не смотря на то, что страховой рынок не производит непосредственного общественного продукта, он в равной степени гарантирует процесс его воспроизводства денежными ресурсами. В данной ситуации страховщики (или страховые компании) осуществляя оценку страхового риска, выполняют функцию привлечения денежных средств, которые выступают в качестве страховых премий. Эти средства, аккумулированные в страховых резервах, могут считаться значимым внутренним источником инвестиций в экономику государства.[3] Социально-экономическая значимость страхового рынка, который должен обеспечивать стабильность экономики в абсолютно всех ее проявлениях, выражается в заинтересованности юридических и физических лиц в сокращении неблагоприятных процессов, стимулированных страховыми случаями, внедрение органами государственной власти обязательного страхования в различных сферах деятельности. Наряду с этим, страховой рынок непосредственно подвержен рискам нестабильности. Предпосылкой прекращения деятельности значительного числа страховых компаний может быть мировой финансовый кризис, который вызвал снижение уровня расходов на страхование как физических, так и юридических лиц, а следовательно, сократил объемы сборов страховых премий. Как правило, для широкого круга лиц этот процесс сопровождается процедурой несостоятельности. В настоящее время банкротами могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, кроме казенных учреждений, религиозных организаций и политических партий.[4]

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года № 415-1 страховщиками признаются страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности.[2]

Страховые компании могут существовать как в форме коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Общества взаимного страхования, а также различные внебюджетные фонды, в целях которых осуществляются обязательные государственные страхования (Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды медицинского страхования), следует отнести к некоммерческим организациям.

Но преобладание коммерческих страховых компаний говорит о результативности их работы в области страхования.

Пунктом 1 статьей 968 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и имущественные интересы на взаимной основе — в этом и заключается специфика страхового общества. Страхование обществами взаимного страхования имущества своих членов осуществляется только на основании членства (п. 3 ст. 968 ГК РФ).[1]

Вопросы финансовой несостоятельности (банкротства) страховых компаний регулируются с помощью федеральных законов «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года № 4015-1 и «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ, где пояснению этих аспектов для страховых организаций посвящены отдельные статьи.[2,7] Стоит отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой надзор осуществляется Банком России. Также на официальном сайте Банка России размещаются акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности.

На практике же, чаще всего, о ликвидации страховой компании страхователь узнает при наступлении страхового случая и обращении за компенсационной выплатой.

Банкротство, в понимании этого термина, представляет собой правовой институт, который направлен на справедливое удовлетворение в полном объеме требований или исполнения обязанностей по уплате обязательных государственных платежей. Основной задачей банкротства является устранение последствий прекращения деятельности организации, невозможности исполнения ею своих обязательств перед кредиторами. Такие последствия могут иметь негативный экономический и социальный эффект. Банкротство страховой организации и финансовая несостоятельность компании означают, что все заключенные договора с выгодоприобретателями и страхователями можно считать расторгнутыми.[8]

Предпосылки возникновения банкротства могут быть различными. К ним можно отнести такие как: фактор предпринимательского риска, неумелое ведение дела, допущение руководством стратегических ошибок, общая ситуация на рынке. С другой стороны, вероятны случаи, когда предприятие объективно способно выполнять свои обязательства перед кредиторами и обладает для этого необходимыми средствами, но определенные силы по тем или иным причинам желают вывести активы предприятия, после чего прекратить деятельность организации с минимальными потерями имущества. Вне зависимости от выбранного алгоритма, при несостоятельности заинтересованных лиц, принцип операций сводится к отделению от организации активов с целью недопущения их включения в дальнейшем в конкурсную массу предприятия. Дело о банкротстве страховой компании возбуждается на основании заявления, которое можно подать в порядке, установленном Законом о банкротстве и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Заявление о признании страховой организации банкротом может подать конкурсный кредитор, уполномоченный орган, сама организация, а также временная администрация и профессиональное объединение страховщиков.[5]

При рассмотрении в арбитражном суде дела о банкротстве участвует федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью — это является особенностью субъектного состава отношении, которые возникают при несостоятельности страховой компании. Основной характерной чертой судебного дела о признании страховой компании банкротом является содействие представителей Федеральной службы страхового надзора.

Должник или конкурсный кредитор обязаны уведомить данный орган о введении наблюдения или конкурсного производства в отношении должника — страховой организации в течение десяти дней с даты начала конкурсного производства или наблюдения.[6]

Смотрите так же:  Окуд приказ о проведении инвентаризации

По правилам, предусмотренным ст. 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в качестве мер, направленных на восстановление платежеспособности должника — страховой организации, законодатель подразумевает продажу имущественного комплекса данной организации в ходе внешнего управления. Совместно с этим дополнительно закрепляются специальные положения, касающиеся условий продажи имущественного комплекса страховой организации.[7]

В первую очередь, покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая компания, которая обладает лицензией федерального органа исполнительной власти по надзору за осуществлением страховой деятельности и обладающая активами, которые являются достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

Во-вторых, все права и обязанности, по которым страховой случай на дату продажи имущества страховой организации не наступил, переходят к покупателю.

Также важно отметить, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» соединяет несостоятельность с невозможностью удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.[4]

Такой признак банкротства, как несоблюдение обязательства в полном объеме, значительно снижает возможность инициировать процедуры банкротства. Как известно, возбуждение процедур банкротства, при наличии всех условий возбуждения дела, невозможно, если должник уже исполнил обязательство в малой дозе. Однако, необходимо отметить то, что если должник удовлетворил (или способен удовлетворить) требования кредиторов частично, это не свидетельствует о его способности удовлетворить их в полном объеме.

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» придерживается исключительно денежного характера обязательств, несоблюдение которых может быть положено в основу объявления субъекта банкротом. При этом, согласно трактовке законодателя, недежные обязательства к учету не принимаются. На практике появляется проблема — как быть с достаточно широким кругом обязательств, связанных с оказанием услуг. И, как следствие, существует проблема трансформации неденежного обязательства в денежное.[3]

Необходимо выделить, что при выполнении определенных условий кредиторы в недежных обязательствах также имеют возможность инициировать процесс о несостоятельности (банкротстве) должника.[5]

Процедура банкротства является крайней мерой в процессе хозяйственной деятельности страховой организации.

Проанализировав данные о сущности страхования на настоящий момент, можно сделать вывод, что страхование явление многогранное, сочетающее в себе правовые и экономические аспекты. Неповторимость данной сферы деятельности определяет правовые нормы несостоятельности, которые предусмотрены законодателем для страховых организаций.[8]

Банкротство является одним из способов ликвидации юридического лица и влечет прекращение его деятельности. После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника — страховой организации из государственного реестра юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению (ст. 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).[7]

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
  2. Закон РФ от 27.11.1992 № 415-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
  3. Нехина А.А. Особенности банкротства страховых организаций // Арбитражный управляющий. — 2014. — № 5.
  4. Попондопуло В.Ф. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о банкротстве // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2016. — №1.
  5. Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Проблемы совершенствования законодательства о банкротстве в условиях финансового кризиса // Арбитражные споры. — 2010. — № 1.
  6. Суслова Т.М. Несостоятельность и банкротство: экономические и юридические аспекты // Журнал российского права. — 2012. — № 2.
  7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
  8. Шилина А.Н. К вопросу о защите прав страхователей и выгодоприобретателей при банкротстве страховых организаций // Адвокат. — 2008. — № 10. (Издание рекомендовано ВАК Минобразования России).

Банкротство страховых организаций: процедура и особенности

Банкротство страховых организаций регулируется ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ), где данному вопросу посвящен § 4 гл. IX. В нем установлены особенности процедуры банкротства страховых организаций, полномочия временной администрации, стадии банкротства и др. Правовое регулирование страховых организаций в РФ осуществляется также на основании положений Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В соответствии со ст.ст. 183.16, 184.2 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ под банкротством страховой организации понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:

  1. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к организации в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения. В отношении обязанности страховой организации, связанной с осуществлением страховой выплаты, принимается во внимание установленная ФЗ или договором страхования либо вступившим в законную силу судебным актом обязанность по осуществлению страховой выплаты, а также выплаты части страховой премии в связи с досрочным прекращением договора страхования;
  2. не исполненное в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
  3. стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  4. платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

Процедура банкротства является крайней мерой в процессе ликвидации страховой организации. Для предотвращения банкротства ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ предусмотрена определенная процедура, которая включает в себя следующие этапы:

1. осуществление мер по предупреждению банкротства в соответствии со ст. 183.1 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. При этом сроки применения процедур для восстановления платежеспособности не могут превышать шесть месяцев с даты возникновения оснований для принятия таких мер. Кроме того, для введения мер по предупреждению банкротства необходимы основания, предусмотренные в ст. 183.2. ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. На данном этапе контрольный орган в течение тридцати рабочих дней с даты получения плана восстановления платежеспособности принимает решение о назначении временной администрации. Контрольный орган в указанный месячный срок проводит выездную проверку, по результатам проверки и анализа плана данный орган при наличии признаков банкротства подает заявление о признании страховой организации банкротом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2011г. № 270 функции контрольного органа в сфере страховой деятельности осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.

В отношении страховых организаций предусмотрены дополнительные основания применения мер по предупреждению банкротства:

  1. неоднократное нарушение в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого нарушения нормативного соотношения собственных средств страховой организации и принятых обязательств, установленного контрольным органом;
  2. неоднократное нарушение в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого нарушения установленных контрольным органом требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховой организации;
  3. отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности;
  4. приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
  5. ограничение действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования.

2. В случае, если есть возможность предупреждения банкротства, временная администрация проводит ряд соответствующих действий. Цель создания временной администрации – это восстановление платежеспособности страховой организации. Деятельность этого органа урегулирована в ст.ст. 183.6-183.8, 183.10-183.15 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Максимальный срок деятельности временной администрации не может превышать девяти месяцев, общий срок – от трех до шести месяцев (п. 1 ст. 183.12 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

Временная администрация проводит анализ финансового состояния страховой организации, результат которого представляет в установленный срок в контрольный орган. Последний принимает одно из следующих решений:

  • об обращении временной администрации в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом;
  • о проверке временной администрацией обеспечения исполнения обязательств страховой организации и последующей подготовке мер по предупреждению ее банкротства при поступлении в контрольный орган документов об обеспечении участниками организации или иными лицами исполнения обязательств организации.

3. Если восстановление платежеспособности страховой организации невозможно, то наступает процедура банкротства. Ее особенностью является то, что финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются в отношении страховых организаций. В установленных законом случаях наблюдение также не применяется (ст. 183.17 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

В соответствии со ст.ст. 183.19, 184.4 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ заявление о признании страховой организации банкротом может подаваться контрольным органом, временной администрацией, конкурсным кредитором, профессиональным объединением, а также лицами, указанными в ст. 7 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. При этом к заявлениям контрольного органа и временной администрации предъявляются требования, закрепленные в ст.ст. 183.20-183.22 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

4. В отношении судебного разбирательства по делу о банкротстве законом предусмотрен специальный срок рассмотрения данного дела судом, а именно четыре месяца со дня принятия арбитражным судом заявления о признании организации банкротом до вынесения решения, если дело возбуждается по заявлению временной администрации (ст. 183.24 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

Что касается заявления требований кредиторов, то порядок действий установлен в ст. 183.26 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. Так, в целях участия в деле о банкротстве организации кредиторы вправе заявить свои требования к организации:

  1. в ходе наблюдения в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения;
  2. в ходе конкурсного производства в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании организации банкротом.

Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, финансовую организацию и арбитражному управляющему с приложением документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

Далее рассмотрим непосредственно особенности процедуры банкротства страховой организации. Установленные ст. ст. 184.1 — 184.11 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ особые правила банкротства организаций-страховщиков призваны максимально обеспечить интересы страхователей, для чего предусмотрено приоритетное удовлетворение требований кредиторов, в роли которых выступают страхователи.

Первое, на что нужно обратить внимание, это наличие у страхователя права отказаться в одностороннем порядке от договора страхования в течение месяца с даты получения уведомления конкурсного управляющего о признании страховой организации банкротом. Это право предусмотрено в ст. 184.5 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Требования страхователя, застрахованного лица или выгодоприобретателя по договорам страхования включаются в реестр требований кредиторов в порядке очередности по правилам ст. 184.10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Смотрите так же:  Пособия в дмитрове

Основными целями конкурсного производства являются формирование и реализация конкурсной массы с последующим как можно более полным удовлетворением требований кредиторов в соответствии с принципами очередности, соразмерности, пропорциональности. Для страхователя (выгодоприобретателя) конкурсное производство может иметь следующие последствия.

  1. Полное удовлетворение требования страхователя (выгодоприобретателя) в процессе конкурсного производства. В данном случае страхователь получает страховую выплату, рассчитанную на момент признания страховщика банкротом. Выгодоприобретатель получит страховую выплату, рассчитанную на момент страхового случая или признания должника банкротом (в зависимости от условий договора страхования). Если конкурсное производство продлится долго или в период сильной инфляции, страхователь несет на себе риск снижения реальной стоимости своих активов за счет инфляции.
  2. Частичное удовлетворение требования страхователя в результате конкурсного производства. В этом случае страхователь несет риск частичной потери номинальной стоимости активов, а также инфляционный риск.
  3. Отказ в удовлетворении требования страхователя в результате отсутствия средств. Как известно, при страховании жизни страховая компания принимает на себя не только страховой, но инвестиционный риск. Как отмечается специалистами, именно инвестиционные риски являются в России наиболее опасными. В нормальной ситуации страховая компания минимизирует инвестиционные риски за счет проведения взвешенной инвестиционной политики. В российских условиях это практически невозможно.

В ходе конкурсного производства производится продажа имущественного комплекса страховой организации, который включает в себя все виды имущества организации, в том числе страховой портфель. В свою очередь, страховой портфель – это договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом, а также активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, сформированных страховщиком в порядке, установленном законодательством РФ, регулирующим страховую деятельность. При выявлении после определения состава страхового портфеля договоров страхования, обязательства по которым не переданы в составе страхового портфеля, обязательства по таким договорам не подлежат включению в состав страхового портфеля.

При этом покупателем имущественного комплекса может быть только страховая организация, имеющая лицензии контрольного органа на осуществление соответствующего вида деятельности (ст. 184.7 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

В случае продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления к его покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил на дату принятия указанного решения, прекращаются, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 184 Закона о банкротстве. Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, прекратившимся по вышеизложенным основаниям, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, если иное не предусмотрено федеральным законом. Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать осуществления страховой выплаты (ст. 185 Закона о банкротстве).

Погашение требований кредиторов основано на двух главных принципах: соразмерности и очередности. Принцип соразмерности сформулирован в п. 3 ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Все требования кредиторов можно разделить на две большие группы: текущие (внеочередные) и очередные. При этом наибольший приоритет имеют текущие (внеочередные) требования, которые удовлетворяются за счет конкурсной массы «вне очереди» и к которым относятся денежные обязательства и обязательные платежи должника, возникшие после принятия заявления о признании его банкротом. Кредиторы по текущим обязательствам не приобретают статус лиц, участвующих в деле о банкротстве, их требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов, но в соответствии с п. 1 ст. 134 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ удовлетворяются за счет конкурсной массы. При этом в указанной группе требований также установлена очередность их удовлетворения.

Вторая основная группа требований кредиторов — это «очередные» требования, под которыми традиционно понимаются требования, вносимые в реестр кредиторов. Расчеты с «очередными» кредиторами осуществляются в соответствии с реестром требований кредиторов, составленного на основании предъявленных кредиторами требований, в порядке очередности, установленной п. 4 ст. 134 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ с особенностями, определенными ст. 184. 10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Отдельно нужно обратить внимание на особенности удовлетворения требований кредиторов страховой компании, предусмотренные ст. 184.10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. Так, в составе требований кредиторов первой очереди удовлетворяются требования застрахованных лиц, в отношении которых наступила обязанность страховой организации по выплате страхового возмещения по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие застрахованных лиц до определенного возраста или срока. К гарантиям страхователей можно отнести и то, что при принятии решения о признании страховой компании банкротом и об открытии конкурсного производства все заключенные компанией-банкротом договоры страхования, по которым не наступил страховой случай, прекращаются.

Вопрос о договорах страхования, заключенных с должником до признания его банкротом, решается следующим образом: последствия для исполнения договоров зависят от того, наступил ли страховой случай до принятия судом решения о банкротстве или нет.

В первом случае страхователи получают право требовать от конкурсного управляющего осуществления страховых выплат. По ст. 184.5 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, по которым наступил страховой случай, сохраняют право требовать выплаты причитающейся им страховой суммы.

Если же страховой случай не наступил, то следует или считать соответствующие договоры прекратившимися. Если же в рамках конкурсного производства возникает вопрос о продаже имущественного комплекса, то данные договоры прекращенными не будут, а будет допущена продажа по ним прав и обязанностей (ст. 184.7 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ). При этом в соответствии с п. 6. ст. 184.9 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ страхователи или выгодоприобретатели по таким договорам имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, или выплаты выкупных сумм.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В то же время заявления о включении требований в реестр кредиторов, поступившие после его закрытия, но до ликвидации должника, рассматриваются арбитражным судом и на основании его решения подлежат включению «за реестр». За реестр включаются также и требования уполномоченных органов, которые были заявлены после закрытия реестра кредиторов, требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления. Все указанные требования составляют некий отдельный список и подлежат удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения всех требований, включенных в реестр (п. 4 ст. 142 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ). При этом «зареестровые» требования удовлетворяются также в порядке очередности, аналогичной установленной в п. 4 ст. 134 и ст. 184.10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. Необходимо отметить, что и требования кредиторов, которые поступили после ликвидации должника, должны приниматься к производству арбитражным судом, рассматриваться в судебном заседании с дальнейшим прекращением по ним производства на основании п. 5 ст. 150 АПК РФ.

Банкротство является одним из способов ликвидации юридического лица и влечет прекращение его деятельности. После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника — страховой организации из государственного реестра юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению (ст. 149 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

Одной из главных особенностей конкурсного производства в отношении страховых организаций является очередность удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии с нормой ст. 184.10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ в составе требований кредиторов первой очереди удовлетворяются требования застрахованных лиц, в отношении которых наступила обязанность страховой организации по выплате страхового возмещения по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие застрахованных лиц до определенного возраста или срока.

Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

  1. в первую очередь — требования страхователей, застрахованных лиц или выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, а также требования, связанные с возмещением сумм компенсационных выплат;
  2. во вторую очередь — требования застрахованных лиц или выгодоприобретателей, страхователей по договорам страхования жизни и иным видам личного страхования;
  3. в третью очередь — требования выгодоприобретателей и страхователей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда;
  4. в четвертую очередь — требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и по договорам страхования имущества;
  5. в пятую очередь — требования иных кредиторов, в том числе требования, связанные с возмещением расходов в связи с осуществлением компенсационных выплат по договорам обязательного страхования.

Анализируя законодательство о банкротстве страховых организаций, можно сделать вывод о том, что оно направлено на гарантированную защиту имущественных прав (интересов) страхователей.

На основании вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам:

  1. Банкротство страховых организаций – неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из признаков банкротства, установленных в законодательстве. Это крайняя мера, необходимость которой возникает в случае невозможности восстановления платежеспособности.
  2. Банкротство страховых организаций обладает рядом особенностей, которые обусловлена спецификой деятельности данных организаций.
  3. До введения процедуры банкротства временная администрация должна совершить ряд действий, направленных на восстановление платежеспособности организации. Если на основе анализа финансового состояния это сделать невозможно, начинается процедура банкротства.
  4. Процедура банкротства страховых организаций отличается исключением таких этапов, как финансовое оздоровление и внешнее управление; измененным перечнем лиц, которые могут обращаться с заявлением о признании организации банкротом; установленными в законе сроками; порядком удовлетворения требований кредиторов третьей очереди и др.
  5. Рассматриваемая процедура завершается утверждением арбитражным судом отчета конкурсного управляющего и исключением страховой организации из государственного реестра юридических лиц.