Разъяснение законодательства

Вопрос: Я работаю в государственном органе специалистом. В период прохождения службы вышла замуж. Отец мужа в настоящее время – мой непосредственный начальник, в связи с чем мне предложили перейти на работу в другой отдел, мотивируя конфликтом интересов. Правильно ли это, ведь когда я начинала работать, между мной и начальником не было родственных отношений?

Отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Елена Кормулева: В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Отношения свойства с начальником отдела (родитель супруга) в условиях непосредственной подчиненности свидетельствуют о нарушении запрета, предусмотренного п. 5 ч.1 ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», независимо от того, когда возникли такие отношения при поступлении на государственную службу или в период нахождения на службе. Таким образом, предложение о переходе на работу в другой отдел правомерно.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) государственным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми государственный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Сам по себе факт нахождения одного государственного служащего в подчинении другого государственного служащего, с которым состоит в близком родстве либо свойстве, не образует конфликта интересов. Однако, если родственник – руководитель примет в отношении родственника – подчиненного, какие-либо решения, влекущие необоснованные доходы последнего, то такие действия могут быть расценены как конфликт интересов. Например, решение о премировании в отсутствие оснований для выплаты премии.

Закон о государственной службе родственники

as380 13 июня 2013, 11:43

Действительно, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Между тем, данное положение не распространяется на работников Государственного учреждения — Фонд социального страхования по следующим основаниям:

В статье 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (статья 8 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Статьей 10 названного Федерального закона определено, что должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

С 01 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» утвержден Реестр должностей федеральных государственных гражданских служащих, который не содержит должностей в государственных учреждениях, в том числе в Фонде социального страхования.

Как разъяснено в Апелляционном определении Московского городского суда от 26.03.2013 по делу N 11-9133, признание гражданина Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим предполагает замещение им должностей (одной из должностей), предусмотренных вышеназванными нормативными правовыми актами.

Труд и близкие родственники: анализ проблемы и споры по ней (Антонов К.)

Дата размещения статьи: 21.03.2017

В последнее время в обществе обсуждается запрет на совместную работу близких родственников, который отменен новым Трудовым кодексом РФ. Сторонники отмены запрета ссылаются на демократические права и принципы свободы бизнеса, противники утверждают, что такая политика создает почву для развития коррупции, несправедливости и ущемления трудовых прав рядовых граждан.

Кто считается близким родственником по закону?

Для того чтобы правильно трактовать и применять нормы права, мы должны четко разбираться в терминологии. Поэтому определим понятие «близкий родственник». Для этого обратимся к законодательству РФ.
Рассмотрим, кто является близкими родственниками по закону. Термин применяют в формулировках статей, однако его значение раскрыто косвенно. В законодательстве присутствуют лишь обрывистые пояснения. Трудовой кодекс не освещает этого понятия в полной мере, поэтому обратимся к другим источникам.
За основу и ориентир возьмем определение, данное Семейным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ к близким родственникам относятся:
— родители;
— дети;
— дедушки, бабушки, внуки;
— братья, сестры (полнородные и неполнородные);
— усыновители и усыновленные.
Но такая трактовка подразумевает ряд очевидных изъянов и требует дополнения. Законодательство России не освещает этот вопрос. В других нормативных актах этот список остается неизменным, и племянники, супруги, родственники супругов, супруги детей в него не входят.

О супругах

Супруги не являются близкими родственниками. Это вытекает из статьи 2 Семейного кодекса РФ, в которой сказано, что супруги приходятся членами семьи, равными родителям и детям. Но при этом нет утверждения о признании их близкими родственниками. Статья 14 Семейного кодекса РФ определяет узы кровного родства, которое отсутствует у мужа и жены. Таким образом, между супругами устанавливаются отношения не родства, а свойства. Близкие родственники одного из супругов не приобретают статус родства по отношению к другому супругу, а становятся свойственниками.

Прочие нюансы

В рамках поставленной темы целесообразно осветить трудовые отношения не одних близких родственников, но и затронуть свойственников, так как нам важна фактическая сторона вопроса. На практике свойственники зачастую находятся в не менее близких отношениях, чем родственники. В связи с этим возможны нарушения закона в виде неоправданных привилегий или дискриминации по отношению к ним в процессе труда и, по мнению государства, создается благоприятная почва для коррупции.

Проблемы, связанные с трудовыми отношениями родственников

Споры о целесообразности запрета на вступление в трудовые отношения близких родственников при условии, что один находится в подчинении другого, актуальны и в 2017 году. Дело в том, что ранее закон предусматривал такое обстоятельство и регулировал этот процесс. Но теперь решение оставлено на усмотрение владельцев компаний.
Сторонниками запрета трудоустройства родственников выдвигаются следующие аргументы:
— это провоцирует коррупцию и прочие должностные преступления;
— это негативно влияет на производительность труда;
— это вызывает дискриминацию в отношении других работников;
— это ставит работников, наделенных одними правами и обязанностями, в заведомо неравное положение, что противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации;
— родственные узы мешают руководителю объективно оценивать труд таких подчиненных.
С одной стороны, эти доводы оправданны, но такой запрет противоречит праву владельца предприятия нанимать в организацию тех людей, которых он хочет нанимать. Запретив трудоустройство родственников, государство ограничит права предпринимателей, что будет шагом назад с точки зрения культуры права.

На государственной службе

Раньше в законе, регулирующем трудовые отношения, была статья 20 КЗоТ, которая запрещала совместную работу близких родственников, если их работа предполагала подчиненность или подконтрольность по отношению друг к другу. В новом законодательстве такая норма отсутствует. По мнению многих граждан, это ущемляет права других работников, которые не являются родственниками руководителей.
В отличие от КЗоТа, который действовал ранее, Трудовой кодекс РФ исключает положения, которые ограничивают право близких родственников на работу в одном предприятии, даже если они состоят в положении подчиненности или подконтрольности между собой.
Но эти ограничения по-прежнему распространяются на государственных гражданских служащих. Согласно ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Этот Закон запрещает гражданским служащим, имеющим родственную или свойственную связь, быть в отношении подчинения или подконтрольности друг к другу. Это касается родителей и детей, супругов, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей. Поэтому сотрудники государственных органов частично подчинены запрету на совместный труд близких родственников.
Закон о противодействии коррупции Российской Федерации уточняет, в каких государственных органах и ведомствах нельзя работать родственникам:
— в государственных корпорациях;
— в Пенсионном фонде Российской Федерации;
— в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
— в публично-правовых компаниях;
— в Фонде социального страхования РФ;
— в других организациях, которые создаются Россией на основании федеральных законов.
Работникам таких организаций присваивается особый правовой статус, устанавливаются специальные условия труда, назначаются обязанности и ограничения, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ.
Эти меры приняты для борьбы с коррупцией. Об эффективности программы на данный момент судить сложно, но определенные проблемы недобросовестным чиновникам она все-таки преподнесла.

Как быть чиновнику, если по долгу службы приходится взаимодействовать с родственником?

Присутствует вероятность возникновения такой ситуации, когда государственный служащий будет производить проверку в компании, генеральным директором которой будет, например, его сын или брат и т.п. Здесь есть вероятность, что он оценит обстоятельства необъективно, сделает поблажку родственнику, поможет избежать наказания и пр. Принятое решение может быть оспорено при вскрытии обстоятельств дела. Государство рекомендует чиновникам избегать таких ситуаций.
Для решения подобных проблем были созданы специальные комиссии. Когда государственный служащий оказывается в затруднительном положении, например проверяет стоянки для лодок в том районе, где его сын открыл клуб лодочников, он должен обратиться в комиссию с пояснением ситуации и ждать дальнейших инструкций, не предпринимая никаких действий.

Смотрите так же:  Жалоба на грузовые автомобили

Родственники и госзаказы

Нередко бывает, что по счастливой случайности крупный государственный заказ получает фирма, владелец которой приходится родственником ответственного чиновника. С одной стороны, этот исход может быть справедливым, но встречаются и обратные ситуации, когда государственный служащий попросту пользуется своим положением.
Изменения в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отчасти решили проблему. Теперь в составе комиссии не могут присутствовать родственники конкурсантов. Однако существует множество других сфер, которые и по сей день не контролируются законом.
Ситуация, которая предполагает личную заинтересованность госслужащего в принятии того или иного решения при исполнении должностных обязанностей, называется конфликтом интересов. В этом смысле личная заинтересованность, заключающаяся, как правило, в возможной материальной выгоде, может смутить чиновника и склонить его к нарушению должностных инструкций, допуску поблажки в отношении родственника, организации, имеющей к нему отношение, или несправедливому решению.
Из изложенного выше материала можно сделать вывод, что родственные и свойственные отношения могут стать причиной для нарушения трудовой дисциплины и совершения чиновниками должностных преступлений.

При трудоустройстве

Стоит отметить, что ст. 64 Трудового кодекса РФ вводит запрет на дискриминацию при заключении договора, то есть при трудоустройстве у всех должны быть равные условия. Согласно законодательству отбор кандидатов на должность производится по принципу оценки деловых качеств и навыков соискателей. Соответственно, работодатель не имеет права отказать человеку в трудоустройстве по причине наличия родственных связей с одним из сотрудников предприятия.
Также гипотетически можно представить обратную ситуацию, когда человек, занимающий руководящую должность, препятствует трудоустройству своего родственника в эту же компанию. Причины такого поведения могут вытекать из жизненных обстоятельств и нюансов межличностных взаимоотношений в семье.
Злоупотребление должностными полномочиями — это распространенная проблема для организаций, действующих на территории Российской Федерации. Пристраивание родственников и свойственников на хорошо оплачиваемые рабочие места встречается достаточно часто. От этого зачастую страдает качество производимого продукта или оказываемых услуг. При этом работодатель отвергает достойных кандидатов, обладающих более высоким уровнем квалификации.
В глобальном масштабе следствием такой несправедливости становится утечка кадров из России. Государство должно находить способы борьбы с этой проблемой. Однако запретительные меры не будут эффективными в современном мире. Лучше всего создавать условия для здоровой конкуренции между предприятиями, чтобы работодателю было невыгодно трудоустраивать специалистов с низкой квалификацией. В этом случае компании будут подбирать кадры не по принципу родства, свойственных или дружественных отношений, а по профессиональным качествам.

Суть проблемы и почему государство идет по пути ослабления контроля

С момента введения в действие Трудового кодекса РФ эта проблема значительно обострилась. Она перешла рамки права, стала социальной и общенародной. Запрет, установленный КЗоТом, не допускал исключительно совместный родственный труд служащих, занимающих руководящие должности, также в список входили работники школ, больниц и др. Граждане могли трудиться семьями, существовали династии рабочих профессий. Следствием этому были профессионализм и высокие показатели производительности труда. Но в то же время возникали казусные ситуации, например в сельской школе было некому учить детей, кроме отца-директора и сына-учителя, которые не имели права занимать эти должности по причине родства.
После неудачного опыта запретительной политики законодательный орган сделал вывод о том, что государство не должно вмешиваться в эту сферу. Тем более что с каждым годом росло количество частных компаний, зачастую основанных на родственных и свойственных связях. Теперь в силе ст. 3 ТК РФ, которая запрещает работодателю принимать сотрудников по принципу родства или другим субъективным критериям, не относящимся к профессиональным качествам.
Так как родство или свойство никак не связано с навыками, то этот критерий не должен рассматриваться законом, как повод принимать или не принимать работника. В этом смысле Закон «О противодействии коррупции» в пунктах, запрещающих трудоустройство близких родственников на государственную службу, противоречит Конституции РФ и принципам трудового права, так как государственные служащие фактически лишаются права трудоустройства без дискриминации по каким-либо признакам (в данном случае в роли признака выступает наличие родства или свойства).
Закон противоречит Конституции РФ, так как идет вразрез с презумпцией невиновности. Иными словами, законодатель предположил, что все государственные служащие, находящиеся в положении подчинения и подчиненности и имеющие степень близкого родства или свойства, являются коррупционерами. Такой подход к решению проблемы представляется регрессивным с точки зрения правового государства. Благая цель в виде борьбы с коррупцией не оправдывает средств, противоречащих принципам трудового права и Конституции РФ.

Проблема коснулась и медицинских работников

В рамках все того же Закона «О противодействии коррупции» федеральные медицинские центры обязаны организовать кадровую политику таким образом, чтобы между сотрудниками и руководителями не было родственных или свойственных связей. Основным способом для решения этой проблемы является увольнение, предусмотрен перевод на другую должность.

Что требуется от руководителей?

В декабре 2016 года Министерство здравоохранения в письменном виде направило рекомендации во все федеральные медицинские центры с указанием уволить сотрудников, имеющих родственную связь. За невыполнение руководитель мог быть лишен должности на основании утраты доверия. После чего произошли увольнения, в списке сокращенных фигурирует несколько громких имен. Среди них Ольга Чазова, дочь и. о. директора кардиологического научно-производственного комплекса Ирины Чазовой. Из ГНЦ дерматовенерологии и косметологии ушел замдиректора по научной работе Алексей Кубанов, сын главы центра.

В муниципальных учреждениях

Согласно ст. 13 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» сотрудник муниципального учреждения, находящийся в прямом подчинении главы администрации, не может быть его родственником. Об остальных работниках муниципальных учреждений в Федеральном законе не упомянуто.
При этом трудовые отношения родственников в формате подчиненности или подконтрольности регулируются законодательством субъектов Российской Федерации. Большинство регионов приняли позицию сообразно федеральным законам и запретили руководителям иметь в подчинении близких родственников.

В бизнесе

Частные предприятия, компании, ИП и физические лица имеют право нанимать на работу сотрудников, не нарушая при этом законодательство РФ, вне зависимости от их родственных или свойственных связей. Это вполне прогрессивный шаг на пути к правовому государству. Снятие запретительной политики свидетельствует о постепенном склонении юридической позиции правительства в сторону частного права.
Учитывая такие обстоятельства, напрашивается ряд выводов:
— государство медленными шагами движется в сторону предоставления бизнесу полной свободы действий, созданию свободного рынка;
— предприятия способны создавать семейные династии, могут появляться династии мастеров в различных отраслях;
— нужно обеспечивать строгий контроль над соблюдением норм Трудового кодекса РФ в негосударственных предприятиях.
Чем больше появляется дозволений и возможностей, тем больше соблазнов. Повышается риск нарушения прав одних сотрудников в пользу других, являющихся родственниками руководителей. Чтобы компенсировать это неравновесие, государственная власть, а в частности Министерство труда и социальной защиты, должно обеспечить соблюдение прав работников и противодействовать дискриминации в трудовых отношениях.
Трудовая инспекция должна принимать активное участие в контроле над соблюдением законодательства, регулярно производить проверки и защищать ущемленные права любой из сторон. В настоящее время такая практика не пользуется большой популярностью. Как правило, инспекция действует лишь по жалобам или заявлениям граждан, которые поступают туда не так часто в связи с юридической неграмотностью и правовым нигилизмом большинства россиян.

Конфликт интересов

Высокопоставленные сотрудники муниципальных предприятий, равно как и государственные служащие, оказываются в обстоятельствах конфликта интересов. Это происходит, когда их действие или бездействие в рабочей ситуации связано личной заинтересованностью. Таким образом, муниципальный служащий волен решать те или иные вопросы в пользу своих родственников или свояков. Сложно доказать состав даже очевидного злоупотребления должностными полномочиями.
Ситуация конфликта интересов у муниципальных работников, в отличие от государственных служащих, никак не квалифицируется российским законодательством, поэтому сложно доказать вину человека, злоупотребляющего положением в такой ситуации.

Заключение

Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. В цивилизованном государстве такая градация в сфере трудового права недопустима. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда. Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ. Поэтому позиция законодательной власти в отношении отмены запрета на сотрудничество близких родственников вполне оправданна.
С другой стороны, странно выглядит политика властей, которая выразилась в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральном законе «О противодействии коррупции». Маловероятно, что коррумпированным чиновникам такие меры помешают злоупотреблять должностными полномочиями при том, что добросовестные и квалифицированные сотрудники, являясь родственниками руководителя, теперь не могут занимать ту или иную государственную должность.
Трудовые отношения — это деликатная сфера общественной жизни, трудовые права граждан должны охраняться государством. Работник должен чувствовать себя защищенным от несправедливых решений со стороны руководства. В то же время он должен добросовестно выполнять свои должностные обязанности, чтобы права работодателя не были ущемлены.

Памятка «Типовые ситуации конфликта интересов на государственной гражданской службе и порядок их урегулирования»

Типовые ситуации конфликта интересов
на государственной гражданской службе
и порядок их урегулирования

В соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральными законами от 25.12 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда их правам и законным интересам.

Законодательством Российской Федерации установлена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить представителя нанимателя и своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов. Определение степени своей личной заинтересованности остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы. В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административ­ного правонарушения или состава преступления, руководитель государственного органа решает вопрос о проведении служебной проверки и применении дисциплинарного взыскания, либо информация передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Личная заинтересованность гражданского служащего – возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего и его родственников (родителей, супругов, детей, братьев, сестер; братьев, сестер, родителей и детей супругов; супругов детей), для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами, т.е. лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Смотрите так же:  Единая упрощенная налоговая декларация инструкция 2019

Ситуации, в которых вероятно возникновение конфликта интересов:

выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

выполнение иной оплачиваемой работы;

владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

получение подарков и услуг;

имущественные обязательства и судебные разбирательства;

взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

нарушение установленных для государственных служащих запретов.

Осуществление «функций государственного управления» предполагает, в том числе:

размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;

подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, других ограниченных ресурсов;

предоставление права на заключение договоров аренды помещений в зданиях, находящихся в государственной собственности;

проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий, несчастных случаев на производстве, причинения имущественного вреда;

представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство, владение ценными бумагами, получение подарков и иных благ родственниками государственного служащего. Тем не менее, в соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов не только для самого гражданского служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц. Некоторые ситуации могут привести к конфликту интересов, например:

наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей,

когда родственники государственного служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу,

получение родственниками подарков или иных благ от заинтересованной организации , что может быть вызвано желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения государственного служащего.

Типовые ситуации конфликта интересов и порядок урегулирования

Порядок урегулирования конфликта интересов

Выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, например:

Государственный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник государственного служащего;

Государственный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного служащего.

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Например, рекомендуется временно вывести государственного служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его родственник.

При этом далеко не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. Если государственный служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем (родственником) не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом он не обладает полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов в большинстве случаев является незначительной.

Выполнение иной оплачиваемой работы

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме, отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставля­ющей платные услуги другой организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

В уведомлении государственному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. Рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в этой организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения государственным служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование государственным служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:

услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями государственного служащего;

государственный служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;

организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д.

При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.

Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если государственный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности.

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу.

Принятие решений о закупке товаров, выполнении услуг

Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

Представителю нанимателя рекомендуется вывести государственного служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса.

Владение ценными бумагами, банковскими вкладами

Государственный служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

В случае если государственный служащий Государственный служащий (его родственники) владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать (рекомендовать родственникам передать) ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

До принятия мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет государственный служащий или его родственники.

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, вкоторых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых.

Получение подарков и услуг

Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляют ему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность услуги, в том числе платные.

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Следует оценить, действительно ли оказание услуг может привести к необъективному исполнению государственным служащим его должностных обязанностей. Если вероятность конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении указанных физических лиц или организаций.

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

Смотрите так же:  Распоряжение или приказ руководителя

Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим такого подарка, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением государственным служащим его должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении государственного служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государственному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками государственного служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

указать государственному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Государственному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

Государственному служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют имущественные обязательства.

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего.

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.

Государственному служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, в которой он работал до поступления на государственную службу, рекомендуется уведомить об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если эта вероятность есть, рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Государственному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления, до момента увольнения с государственной службы. Следует также учитывать требования статья 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Если указанные переговоры начались, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы.

Возможны ситуации, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, но при этом не могут быть урегулированы в рамках действующего законодательства:

бывший государственный служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором государственный служащий ранее замещал должность;

бывший государственный служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором государственный служащий ранее замещал должность;

государственный служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной службы заниматься их реализацией.

Нарушения запретов, установленных законодательством

Государственный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

Государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финанси­руемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.

Представителю нанимателя при принятии решения об указанном разрешении рекомендуется выяснить, насколько выполнение гражданским служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также «выяснить» какую именно работу он там выполняет.

Государственный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный слу­жащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Государственному служащему при выявлении нарушений законодательства в ходе контрольно-надзорных мероприятий рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

Государственному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

В связи с этим государственному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования государственным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административ­ного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

В составлении памятки использованы материалы Обзора типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования (письмо Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088).