ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ,
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ЗАПРАВКА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И СПЕЦЖИДКОСТЯМИ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Указанием Министерства гражданской авиации от 24 сентября 1985 г. № 657/y срок введения установлен

II. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ

2.1. Проектирование, разработка, организация, проведение и контроль технологических процессов заправки самолетов ГСМ и спецжидкостями должны удовлетворять требованиям ОСТ 54 71001-82, нормативно-технических документов МГА и настоящего стандарта.

2.2. К процессам заправки самолетов ГСМ и спецжидкостями следует приступать после выполнения требований, установленных ОСТ 54 71001-82, п. 2.5, а также при отсутствии:

пролитых ГСМ на поверхностях мест стоянок самолетов, поверхностях самолетов и применяемого оборудования; запаха ГСМ в салонах, багажных, служебных и технических отсеках самолета;

грозовой деятельности и других неблагоприятных метеорологических условии (сильный ветер, дождь, снегопад, обледенение и пр.) в зоне аэропорта.

2.3. Условия метеорологической обстановки, при которых до пускается производить заправку самолетов ГСМ и спецжидкостя- ми, устанавливаются руководителем авиапредприятия в соответ ствии с действующим законодательством.

2.4. Движение самоходных и транспортируемых колесных за- правочных средств, а также движение самолетов при подрулива- нии к местам заправки ГСМ на аэродромах и площадках ПАНХ должно выполняться в соответствии с правилами, приведенными в «Руководстве по организации движения воздушных судов, спец- транспорта и средств механизации на аэродромах гражданской авиации».

2.5. Перемещение вручную средств заправки ГСМ и других тяжестей в зонах заправки должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.020-80.
В процессе заправки под колеса заправочных средств следует устанавливать упорные колодки.

2.6. Разматывание с барабанов раздаточных рукавов с наконечниками, тросов — проводников электричества для выравнивания потенциалов статического электричества должно производиться после проверки надежности крепления наконечников, снятия с фиксаторов вращающихся барабанов при ручном приводе, в направлении, перпендикулярном оси вращения барабана, с применением защитных рукавиц.

2.7. Перед раскаткой раздаточных рукавов и перемещением их по поверхности покрытия мест стоянок самолетов необходимо убе диться в отсутствии дефектов покрытия, способных нанести меха нические повреждения раздаточным рукавам. Раздаточные крапы (пистолеты), наконечники следует укладывать, в случае необходи мости, на покрытие без ударов о покрытие.

2.8. Разматывание раздаточных рукавов ТЗ с барабанов долж но производиться заправщиком ГСМ совместно с водителем ТЗ.
В процессе подготовки ТЗ и верхней заправки самолета ГСМ водитель обязан страховать подъем заправщика ГСМ по стремянке (лестнице) па плоскость самолета и подавать ему раздаточный кран (пистолет). По окончании заправки самолета водитель ТЗ обязан принять от заправщика ГСМ раздаточный кран (пистолет) и страховать спуск заправщика ГСМ по стремянке (лестнице) с плоскости самолета. При этом должны быть приняты меры безопасности, исключающие падение заправщика ГСМ.

2.9. До начала непосредственной заправки ГСМ в самолет средства заправки и самолет должны быть присоединены к заземляющим устройствам, предназначенным для этих целей. Кроме того, самолет и средства заправки должны быть соединены стальным тросом- проводником электричества для выравнивания потенциалов статического электричества между ними.

2.10. До опускания раздаточного крана (пистолета) в заправочную горловину при верхней заправке или перед стыковкой раздаточного наконечника со штуцером системы ЦЗС самолета при нижней заправке штыри выравнивания потенциалов статического электричества, предусмотренные на раздаточных кранах (пистолетах) и наконечниках, должны быть подсоединены к соответствующим гнездам на заправочных горловинах и штуцерах самолетов. При отсутствии указанных гнезд на горловине самолетов с верхнем заправкой необходимо до опускания заправочного наконечника в заправочную горловину самолета прикоснуться за правочным наконечником к обшивке самолета на расстоянии не менее 1,5 м от заправочной горловины.

2.11. Крышки, лючки и пробки заливных штуцеров и головки топливных емкостей самолетов и средств заправки допускается вскрывать только предназначенным для этих целей инструментом, исключающим высекание искры. Запрещается выполнять указанную работу методами нанесения ударов.

2.12. Во время заправки самолетов ГСМ и спецжидкостями запрещается:

выполнять любые виды работ по техническому обслуживанию самолетов и заправочных средств, по устранению неисправностей на самолете и заправочном средстве, а также выполнять погрузочно-разгрузочные работы;

пользоваться светильниками, не удовлетворяющими требованиям пожарной и взрывной безопасности;

присоединять аэродромный источник электрического питания к бортовой сети самолета;

включать или выключать источники и потребители электрического питания, кроме переключателей электросигнализации топливных емкостей самолета;

обрабатывать самолет антиобледенительной жидкостью «Арктика».

2.13. С целью предотвращения накопления статического электричества в системе «самолет-средство заправки» при верхней заправке самолета ГСМ наполнение топливных емкостей самолета должно осуществляться без разбрызгивания и вспенивания ГСМ.

2.14. Производительность наполнения ГСМ топливных емкостей самолета не должна превышать значений, установленных соответствующими инструкциями МГА для данного типа самолета и способа заправки.

2.15. В случае пролива ГСМ па поверхность самолета или покрытие места стоянки самолета, а также при обнаружении запаха топлива в салонах, багажных (грузовых) и технических отсеках фюзеляжа самолета заправка должна быть прекращена до полного удаления пролитого ГСМ, устранения причин появления запаха и его удаления проветриванием фюзеляжа.

2.16. После прекращения заправки самолета ГСМ и спецжидкостями из раздаточных рукавов должны быть откачаны жидкости. Заземлительные тросы и тросы для выравнивания потенциалов статического электричества между самолетом и заправочным средством следует отсоединять только после выполнения всех других работ и приведения заправочного средства в транспортное положение.

2.17. При сливе ГСМ с самолетов должны соблюдаться те же требования безопасности, что и при заправке самолетов ГСМ.

2.18. С целью предотвращения вдыхания паров заправляемых жидкостей при заправке самолета ГСМ и спецжидкостями, ограничения возможностей попадания жидкостей на незащищенные поверхности кожи, заправщик должен располагаться с наветренной стороны от заправочной горловины (штуцера ЦЗС) топливных емкостей самолета.

2.19. Заправку самолетов ГСМ в аэропортах следует производить соответственно до посадки и после высадки пассажиров. Как исключение допускается дозаправка самолетов ГСМ с пассажирами на борту в промежуточных аэропортах с разрешения командира самолета и заместителя начальника аэропорта при ограничении времени стоянки самолета, отдаленности места стоянки от аэровокзала в сочетании с неудовлетворительными метеорологическими условиями или по другим причинам. В этих случаях экипажем заправляемого самолета должны быть приняты дополнительные меры безопасности при аварийной эвакуации пассажиров.

2.20. Запрещается заправлять самолеты топливом при наличии заглушек в дренажной системе топливных баков.

2.20. Запрещается заправлять самолеты топливом при наличии заглушек в дренажной системе топливных баков.

2.21. При заправке ГСМ широкофюзеляжных самолетов на стоянке должен находиться пожарный автомобиль с пожарно-спа- сательным расчетом.

другие статьи и документация раздела «Техническая поддержка»

Заправка самолета требования

Инструкция по контролю за санитарным состоянием самолетов и вертолетов гражданской авиации

24 сентября 1979 г. N 18/И

ПО КОНТРОЛЮ ЗА САНИТАРНЫМ СОСТОЯНИЕМ

САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция определяет порядок контроля за санитарным состоянием самолетов и вертолетов .

В дальнейшем под словом «самолет» подразумевается также и «вертолет».

1.2. Контроль за санитарным состоянием самолетов проводят санэпидстанции управлений (РПО) ГА, санэпидотделения ОАО (РПО) ГА, санитарные работники аэропортов ГА, медицинские работники здравпунктов аэровокзалов.

1.3. Ответственность за своевременное и качественное проведение этой работы возлагается главным врачом санэпидстанции на одного из врачей СЭС, организующего работу с привлечением специалистов и лабораторий СЭС.

1.4. Учреждения медико-санитарной службы ГА осуществляют контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов.

1.5. В своей работе учреждения медико-санитарной службы ГА руководствуются приказами, положениями и указаниями МГА, МСУ МГА, МЗ СССР и «Положением о санитарном надзоре на объектах МГА» (Приложение N 1).

1.6. Организация контроля за санитарным состоянием самолетов проводится в порядке плановых и внеплановых обследований, комплексных рейдовых проверок, в том числе в вечернее и ночное время. В зависимости от предполагаемых целей и задач обследования самолетов организуется комиссия с участием представителей цехов бытового, технического обслуживания АТБ, ОТК АТБ, группы питания аэропорта, службы бортпроводников, представителей командования и других заинтересованных служб управления (РПО), ОАО ГА.

1.7. В порядке текущего надзора выборочный контроль осуществляется за всеми типами самолетов независимо от их принадлежности управлениям (РПО) ГА. В аэропортах, в которых отсутствуют работники санитарно-гигиенического профиля, выборочный контроль за самолетами проводится работниками здравпунктов аэровокзалов, а также работниками санэпидучреждений ГА при выполнении служебных командировок.

1.8. Главные врачи санэпидучреждений ГА обязаны в планы-задания на командировки врачам и помощникам включать вопросы проверки санитарного состояния самолетов; при следовании в командировку воздушным транспортом работники санэпидучреждений обязаны проверить соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима на самолете по вопросам, изложенным в настоящей инструкции. Организация контроля за санитарным состоянием самолетов требует от главных врачей санэпидучреждений ГА четкого планирования, оперативности, постоянной работы по повышению профессиональной подготовки специалистов санэпидучреждений ГА, медицинских работников здравпунктов аэровокзалов, в также специалистов заинтересованных служб по проведению этой работы.

Смотрите так же:  Налоговая декларация на покупку жилья

1.9. Ежемесячному санитарному контролю подлежит не менее 10% самолетов данного управления (РПО) ГА, а также транзитные самолеты других управлений (РПО) ГА.

2. Организация проверки

2.1. Контроль за санитарным состоянием самолетов включает в себя обследования на следующих этапах:

— непосредственно перед вылетом, в полете, после прилета;

— после трудоемких регламентных работ;

— в период выполнения работ по техническому обслуживанию;

— поступления с заводов;

— выполнения рейса на новой авиалинии;

— подготовки литерных рейсов.

2.2. При обследовании самолетов непосредственно перед вылетом проверять:

— качество уборки салонов, кабины экипажа, туалетов, буфета-кухни, багажных отсеков, багажных полок, светофильтров, ковровых дорожек, чехлов кресел, откидных столиков, пепельниц, тележек;

— укомплектованность мягким инвентарем и средствами обслуживания (подголовниками, полотенцами, пледами, при наличии питания — влажными салфетками; гигиеническими пакетами, мылом, бортовой медицинской аптечкой, комплектуемой здравпунктом), их качество и состояние (обработка пледов, их пакетирование);

— заправку питьевой водой (по водомеру);

— заправку сантехнического оборудования туалетов химжидкостью СТ-2;

— состояние буфетно-кухонного и холодильного оборудования (буфетные полки, электроплитки, электродуховые шкафы, электрохолодильник), качество обработки несъемного оборудования, посуды;

— организацию выдачи бортового питания (наличие ярлыков-сертификатов на готовое питание, комплекта съемного кухонного инвентаря и бортовой посуды, соблюдение температурного режима и условий хранения питания на борту);

— наличие личных медицинских книжек у бортпроводников и правильность их ведения;

— наличие спецодежды и уборочного инвентаря бортпроводников (щетка «ерш», веник, совок, резиновые перчатки, технические салфетки).

2.3. При обследовании самолетов в пути следования проверить:

— соблюдение санитарно-гигиенического режима бортпроводниками во время обслуживания пассажиров, раздачи питания и сбора использованной посуды, наличие спецодежды и уборочного инвентаря;

— документацию бортпроводников (наличие личных медицинских книжек, накладных на питание);

— ведение записей в санитарном журнале самолета.

2.4. При обследовании самолетов после прилета проверить:

— наличие жалоб пассажиров на санитарно-гигиенические недостатки в обслуживании во время полета (путем выборочного опроса пассажиров или по отчетам бортпроводников);

— качество уборки транзитных самолетов (очистка ковров, пепельниц, уборка санузлов, дозаправка водой и химжидкостью, замена подголовников, полотенец из имеющегося на борту запаса или за счет оборотного фонда аэропорта);

— правильность утилизации пищевых отходов;

— организацию сбора и утилизации канализационных вод и мусора из самолетов, включая наличие и вид военизированного транспорта и соответствие их типам самолетов, соответствие пункта слива канализационных вод и мест сбора мусора санитарным нормам и правилам.

2.5. При обследовании самолетов после трудоемких регламентных работ совместно с ОТК АТБ и заинтересованными службами ОАО необходимо проверить:

— состояние ковровых дорожек, штор, чехлов, внутренней обшивки кресел, а также лакокрасочных покрытий буфета-кухни, дверей, унитазов, раковин;

— качество уборки салона, кабины, обработку сантехнического и буфетно-кухонного оборудования;

— выполнение работ по замечаниям санитарной службы, отмеченных в ведомости дефектов на данный самолет.

2.6. При обследовании самолетов в период выполнения работ по техническому обслуживанию проверить:

— соблюдение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм при проведении этих работ (наличие уборочного инвентаря, пылесосов, применение дезсредств, качество промывки систем водоснабжения самолетов и т.д.), наличие записей о данных работах в картах-нарядах;

— выполнение правил производственной санитарии при техническом обслуживании авиационной техники в эксплуатационных предприятиях, ремонтных заводах, учебно-летных организациях и летно-испытательных подразделениях ГА.

2.7. При обследовании самолетов, поступающих на эксплуатацию с заводов гражданской авиации и МАП, необходимо совместно с заинтересованными службами ОАО проверить:

— паспорт кислородных баллонов на соответствие маркировки ГОСТу 5583-58 «Кислород газообразный технический и медицинский»;

— соответствие нормативам цветовой гаммы ночного освещения приборных досок, отсутствие приборов со светомассой постоянного действия (СПД);

— отсутствие утечек СВЧ и радиочастот в фидерных линиях и соединениях;

— укомплектованность дорожками, чехлами, шторами, исправность сантехнического и несъемного буфетно-кухонного и пассажирского оборудования, наличие микрофонов, авиагарнитур, лярингов, кислородных масок.

Самолеты после капитального ремонта на заводах ГА проверяются по вышеуказанному кругу вопросов санэпидстанциями по месту расположения заводов ГА.

2.8. При обследовании самолетов, выполняющих рейсы на новой авиалинии, проверить:

— вопросы, изложенные в п. 2.2;

— возможности сбора, утилизации канализационных вод и мусора с самолета в аэропортах прибытия и промежуточных посадок.

2.9. При обследовании самолетов, выполняющих литерные рейсы, проверить:

— готовность самолета по вопросам, изложенным в п. 2.2 (с учетом перечня комплекта посуды и табеля оснащения на каждый тип самолета);

— согласование меню для бортового питания (в случае отличия от предусмотренного санитарными правилами обеспечения пассажиров бортовым питанием).

3. Действия служб ОАО по подготовке самолетов к рейсу

3.1. Уборка самолетов производится в соответствии с действующими инструкциями МГА и предусматривает:

— обязательную очистку и уборку с профилактической дезинфекцией туалетов самолета после каждого рейса по прибытии в конечный или базовый аэропорт;

— уборщики самолетов должны иметь спецодежду, пылесос, щетки, совки, ведра и мешки из крафт-бумаги (одноразового пользования), горячую и холодную воду, моющие и дезинфицирующие средства;

— очистку и уборку самолетов проводят в определенной последовательности, начиная с пассажирских салонов и заканчивая туалетными помещениями с последующей дезинфекцией;

— уборочные средства (ветошь, инвентарь) должны быть четко промаркированы в зависимости от обрабатываемых помещений (буфет-кухня, салон, туалет), после проведения уборочных работ инвентарь должен быть вымыт, продезинфицирован и сложен в определенное место;

— цеха бытового обслуживания АТБ должны при проведении уборки самолетов максимально использовать механизированные средства, машины МУС-1, пылесосы, а также подогрев салонов самолетов в зимнее время года;

— очистка санузлов самолетов должна производиться с обеспечением герметизации процессов слива сточных вод в специальные ассенизационные машины.

3.2. Работа служб по заправке самолетов водой и химжидкостью СТ-2 регламентируется инструкциями по технической эксплуатации самолетов, соответствующих типов летательных аппаратов.

3.3. Работа летного состава регламентируется НПП-78:

— на бортинженера (бортмеханика), а при их отсутствии на командира, возложена ответственность за соблюдение правил эксплуатации воздушного судна на земле и в полете, и предоставлено право добиваться своевременной и качественной подготовки воздушного судна и контролировать его подготовку к вылету в соответствии с регламентами технического обслуживания.

3.4. В соответствии с типовой должностной инструкцией бортпроводник обязан:

— контролировать санитарное состояние воздушного судна, поддерживать чистоту и порядок в пассажирских салонах и на рабочем месте;

— своевременно докладывать командиру воздушного судна о готовности к выполнению рейса, о недостатках, обнаруженных в ходе предполетной подготовки, о чрезвычайных обстоятельствах, возникших в полете;

— своевременно и в полном объеме контролировать готовность бытового оборудования и помещений воздушного судна к рейсу, принимать на борт воздушного судна мягкий инвентарь, бортовое питание и другие средства обслуживания пассажиров в полете;

— бортпроводник имеет право контролировать количество и качество продуктов питания, отказаться от их приема, если имеет место нарушение санитарных правил и инструкции по организации бортового питания пассажиров.

4. Контроль за заправкой самолетов водой

4.1. Вода, используемая для заправки систем водоснабжения самолетов, должна соответствовать требованиям ГОСТа 2874-73 «Вода питьевая».

4.2. Водозаправочные машины должны быть освидетельствованы после бактериологического исследования воды и опломбированы.

4.3. Емкости цистерн, шланги, краны водозаправочных машин должны быть выполнены из материалов, допущенных для этих целей.

4.4. Водозаправочные машины должны оборудоваться приспособлениями для крепления шланга, наконечник шланга защищается предохранительным чехлом.

4.5. Промывка и дезинфекция цистерн водозаправочных машин проводится службой спецавтотранспорта в случаях:

— при вводе машины в эксплуатацию;

— после ремонта цистерн или арматуры;

— после выявления несоответствия воды на цистерны автомашины ГОСТу «Вода питьевая»;

— при использовании воды, имеющей осадок (по эпидпоказаниям).

4.6. В целях уменьшения вероятности загрязнения цистерн водозаправочной машины необходимо заправлять ее закрытой струей через шланг, подсоединяемый к водоналивному штуцеру автомашины.

Периодический лабораторный контроль качества воды проводится на этапах:

— из водоналивного патрубка (крана);

— из цистерн водозаправочных машин;

4.7. Технический состав, занятый эксплуатацией и ремонтом водозаправочных машин, а также водители, должны проходить медицинский осмотр и профилактические обследования в установленные сроки.

5. Контроль за заправкой химжидкостью

и сливом канализационных стоков из самолетов

5.1. Хранение, приготовление, транспортировка и использование химжидкости осуществляется в соответствии с ТУ N 38101318-72.

5.2. Санэпидучреждения контролируют организацию работы по исследованию содержания фенола в химжидкости, концентрация которого должна быть от 3 до 5%.

5.3. Заправка химжидкостью и слив канализационных стоков из самолетов осуществляется с помощью ассенизационных машин типа МА-7, МА-9, АС-154 и др.

5.4. Процесс слива канализационных вод из самолета должен быть герметизирован путем применения переходников, соответствующих типу самолета.

5.5. Слив вод осуществляется в существующие системы хозяйственно-фекальной канализации аэропортов.

5.6. Место слива должно быть согласовано с санэпидучреждением гражданской авиации и оборудовано решеткой, территория вокруг колодца заасфальтирована или забетонирована; для сбора твердых отходов устанавливается контейнер, который также как площадка должен ежедневно дезинфицироваться. Места слива канализационных стоков должны быть оборудованы подъездными путями с твердым покрытием. Ответственность за содержание мест слива канализационных стоков ассенизационных машин возлагается на ОНС аэропорта.

Смотрите так же:  Оформление пенсии по возрасту в 2019 году заявление

6. Контроль за температурным режимом и уровнем

загрязнения воздуха кабин и салонов самолетов

6.1. Во время стоянки микроклимат в самолетах поддерживается с помощью бортовых систем наземного кондиционирования или наземных кондиционеров; при температуре наружного воздуха +5 °C и ниже воздух кабины самолета прогревают до температуры не ниже +15 °C; при наружной температуре выше +25 °C воздух охлаждают на 5 — 8 °C по сравнению с температурой наружного воздуха (но не ниже +20 °C).

6.2. В холодное время года перед посадкой пассажиров салоны должны обогреваться с использованием машины подогрева МП-300.

6.3. Воздух машин подогрева не должен содержать окись углерода и другие примеси, поэтому в период подготовки к осенне-зимней навигации санэпидстанции должны провести лабораторные исследования воздуха на содержание окиси углерода.

6.4. При освидетельствовании машин подогрева необходимо особое внимание обратить на чистоту воздухопроводных рукавов, неисправные и загрязненные горюче-смазочными материалами рукава к эксплуатации не допускаются.

6.5. Контроль за уровнем загрязнения воздуха в гермокабинах самолетов осуществляется в соответствии с рекомендациями ФАМ ГосНИИ ГА.

7. Контроль за очисткой самолетов от мусора

7.1. Во время уборки мусор из самолетов должен собираться в ведра или мешки одноразового пользования, затем собираться в контейнеры, которые вывозятся на свалку для утилизации.

7.2. Содержание контейнеров и площадок осуществляется по общесанитарным правилам.

7.3. Мусор из самолетов международных авиалиний и пищевые отходы утилизируются в мусоросжигательных печах.

8. Медицинские осмотры и профилактические обследования

8.1. Бортпроводники, работники группы питания аэропортов, загрузчики бортового питания, водители водозаправочных машин — приравниваются к работникам общественного питания и проходят периодические медицинские осмотры и профилактические обследования, имеют личные медицинские книжки, в которые заносятся сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях и результаты обследования.

8.2. Вышеперечисленные категории работающих подлежат обязательному обучению по программе санитарно-гигиенического минимума, утвержденной МЗ СССР — 16 часов, 1 раз в 2 года (обучение проводится в службах ОАО, УГА).

9. Действия медицинских работников по устранению

9.1. При выявлении нарушений в санитарном состоянии самолетов медицинские работники через представителей заинтересованных служб дают указания о немедленном их устранении. После устранения которых вопрос о готовности самолета к рейсу решается через ПДСП; о санитарно-гигиенических недостатках, влекущих задержку рейса, ставится в известность ПДСП. Недостатки фиксируются в бортовом санитарном журнале (техническим персоналом в дефектной ведомости), заполняется извещение или протокол о санитарном нарушении для последующего принятия мер административного воздействия.

9.2. Выявленные недостатки в ходе регламентных работ на разных стадиях, результаты лабораторного и инструментального исследования оформляются актом или заключением с конкретными предложениями для внесения в технологические карты-наряды.

9.3. Материалы изучения санитарного состояния самолетов обобщаются санэпидстанцией ежеквартально в сводной справке и докладываются начальнику управления (РПО) ГА, командованию авиапредприятия, а копия направляется в Медико-санитарное управление МГА.

10. Права работников санитарной службы ГА

10.1. Главному санитарному врачу ГА, главным санитарным врачам управлений (РПО) ГА в пределах компетенции предоставляется право:

а) запрещать отправку в рейс самолетов при наличии санитарных и эпидемических показаний;

б) запрещать погрузку пищевых продуктов в загрязненные самолеты, а также погрузку в самолеты недоброкачественных продуктов питания;

в) запрещать перевозку грузов в случаях нарушения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил перевозки их воздушным транспортом;

г) запрещать вылет инфекционных больных и лиц, подозрительных в отношении инфекционных заболеваний;

д) при предъявлении служебного удостоверения установленной формы беспрепятственно посещать объекты надзора в любое время суток и давать указания об устранении обнаруженных нарушений;

е) производить выемку готового бортового питания , воды, взятие смывов для лабораторного анализа и гигиенической экспертизы.

В случае взятия проб на самолете количество порций для пассажиров должно быть восстановлено.

10.2. Права, предусмотренные в подпунктах «д» и «е» пункта 10.1, предоставляются санитарным врачам, их помощникам, лаборантам санэпидучреждений и медицинским работникам здравпунктов аэровокзалов.

Начальник Медико-санитарного управления В.Ф.ТОКАРЕВ

1. Положение о санитарном надзоре на объектах МГА, утверждено Министром ГА 21.02.74.

2. Приказ МГА N 100-78. НПП-78.

3. Временные нормы выдачи на борт самолета ГА мягкого инвентаря и средств обслуживания пассажиров в полете, утвержденные МГА 06.11.74.

4. Инструкция по уборке внутренних помещений, пассажирского и бытового оборудования самолетов и вертолетов ГА, утвержденная ГУЭРАТ 17.08.76.

5. Типовое положение об авиационно-технической базе (АТБ) эксплуатационного предприятия ГА (Приказ МГА N 215 от 17.04.68).

6. Требования безопасности и производственной санитарии при техническом обслуживании авиационной техники в эксплуатационных предприятиях, ремонтных заводах, учебно-летных организациях и летно-испытательных подразделениях ГА СССР, утвержденные МГА 16.11.74.

7. Типовая должностная инструкция бортпроводника самолета внутренних линий ГА, утвержденная УОП МГА 26.12.77.

8. Приказ МГА N 462 от 08.09.71 «О серьезных недостатках в состоянии бытового оборудования пассажирских самолетов».

9. Приказ МГА N 316 от 24.10.72 «О серьезных недостатках в санитарном состоянии предприятий ГА».

10. Санитарные правила обеспечения пассажиров бортовым питанием на многоместных скоростных самолетах N 1007-73, утвержденные МГА, Министерством торговли СССР, МЗ СССР.

11. О мерах по улучшению содержания и повышению качества бытового оборудования самолетов, Приказ МГА N 183 от 18.09.73.

12. О мерах по повышению культуры обслуживания пассажиров, Постановление коллегии МГА от 24.11.77 (протокол N 67).

13. Инструкция по контролю за обеззараживанием хозяйственно-питьевой воды и за дезинфекцией водопроводных сооружений хлором при централизованном и местном водоснабжении (МЗ СССР N 723а-67).

14. НТЭВС-71 (Наставление по технической эксплуатации воздушных судов по ГА).

15. Регламенты и технологии технического обслуживания самолета (по каждому типу самолета, вертолета).

16. Инструкция по проведению обязательных профилактических медицинских обслуживаний лиц, поступающих на работу и работающих в пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и др. (МЗ СССР N 352-61 от 06.02.61 и дополнение N 10-83/14-104 от 26.08.65).

17. О совершенствовании профилактики дизентерии и других ОКЗ, Приказ МЗ СССР N 840 от 03.09.76.

18. Методические указания по санитарно-химическому контролю за загрязнением атмосферного воздуха в аэропортах, утвержденные МСУ 15.03.78.

19. Методические указания по проведению санитарно-химической оценки состояния воздушной среды в гермокабинах самолетов ГА, утвержденные МСУ 20.06.77.

20. Инструкция по организации питания пассажиров на борту самолетов ГА СССР.

21. Указание об упорядочении организации эксплуатации и технического обслуживания электрокипятильников в предприятиях ГА N 4.1.-183 от 3 ноября 1977 г.

22. Нормы отбора образцов (Инструкция о порядке инспектирования предприятий промышленной торговли и общественного питания от 28.12.59).

23. Инструкция об организации и обеспечении полетов воздушных судов литерными и подконтрольными рейсами с пассажирами, утвержденная МГА 31.05.79 N 5И-ДСП.

об антисанитарном состоянии самолета

аэропорт ________________ «__» __________ 19__ г.

Мною, __________________________, _________________ _______________________

при санитарном обследовании самолета ___________________________ __________

N борта _____________, отправляемого, прибывшего, N рейса _________________

Принятые меры: ____________________________________________________________

Извещение направлено в санэпидстанцию __________________ УГА ______________

Примечание: Извещение составляется медицинским работником, проводившим обследование санитарного состояния самолета, при выявлении санитарных нарушений в 2-х экземплярах и направляется в СЭС УГА, где были выявлены нарушения. В случаях выявления нарушений, зависящих от базового аэропорта, — 1 экз. Извещения направляются в СЭС УГА приписки самолета.

Схема отчета здравпункта аэровокзала

по проверке санитарного состояния самолетов

Наименование аэропорта ________________________________________________

1. Всего осмотрено самолетов _____

данного ОАО _____

2. Выявленные нарушения по вопросам, изложенным в пунктах 2.2 и 2.4.

3. Принятые меры:

количество повторных уборок —

количество задержанных рейсов —

количество составленных извещений —

Примечание: Составляется заведующим здравпунктом аэровокзала и направляется в санэпидстанцию УГА ежемесячно.

Примерная схема ежеквартального донесения

о результатах работы по контролю за санитарным

состоянием самолетов ГА

1. Всего осмотрено самолетов:

данного управления (РПО) ГА

здравпунктами СЭС аэровокзалов —

2. Лабораторные и инструментальные методы исследования:

— воды, из них неудовлетворительных

3. Наиболее характерные нарушения:

4. Принятые меры:

— количество случаев повторной уборки по требованиям медицинских

— количество задержанных рейсов;

— количество составленных извещений;

— количество полученных извещений из СЭС др. УГА;

— административные санкции (составлено протоколов, наложено штрафов);

— перечень вопросов, вынесенных СЭС на обсуждение руководства управления

— другие меры административного и общественного воздействия.

Подпись главного врача СЭС управления (РПО) ГА ________________________

Инструкция по контролю за санитарным состоянием самолетов и вертолетов гражданской авиации

«Инструкция по организации и обеспечению заправки самолетов (вертолетов) горюче-смазочными материалами в эксплуатационных предприятиях гражданской авиации»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Извлечение
из Приказа Министра
гражданской авиации СССР
от 4 августа 1971 г. N 393

4. Предварительный расчет количества топлива, необходимого для выполнения полета, производится дежурным штурманом аэропорта с учетом навигационных условий на аэродроме посадки и расстояния до запасных аэродромов, в порядке, установленном НПП ГА, и записывается в суточный план полетов, утверждаемый руководителем предприятия.

Смотрите так же:  Пособия на детей в 2019 в спб

В суточном плане полетов должны быть указаны: номер рейса (или спецрейс), типы и бортовые номера самолетов, время их вылета и общее количество топлива для каждого самолета.

5. В процессе предполетной подготовки экипажа командир корабля уточняет количество топлива, указанное в плане полета, и принимает окончательное решение о количестве потребного топлива для выполнения полета.

При кратковременной стоянке самолетов заправка производится согласно графику обслуживания самолетов. Количество топлива для заправки их определяется командиром корабля и сообщается бортмехаником (бортинженером) или пилотом руководителю смены службы ГСМ.

При заправке самолетов по заявке АТБ количество топлива определяется сменным инженером АТБ и сообщается службе ГСМ.

6. Количество топлива, необходимого для заправки (дозаправки) самолета, определяется на основании данных об общем количестве потребного для полета топлива в суточном плане полетов, уточненных командиром корабля (пилотом), за вычетом остатков в баках самолета.

16. По прибытии самолета в аэропорт авиатехник (механик) АТБ после выключения двигателей, но не позднее 1 ч, производит слив отстоя из баков самолета, согласно действующим регламентам, и предъявляет его бортмеханику (инженеру), который проверяет отсутствие воды или кристаллов льда в топливе.

19. После подъезда спецавтотранспорта к самолету в установленном порядке бортмеханик (или авиатехник, если самолет передан экипажем в АТБ), обслуживающий самолет, обязан проверить:

— паспорт (контрольный талон), наличие в нем отметки о содержании в топливе жидкости «И» (ТГФ) в зависимости от типа самолета и установленной нормы добавления ее к топливу;

— чистоту и исправность раздаточных пистолетов и надежность заземления ТЗ и самолета;

— дату и время проверки слива отстоя из ТЗ и разрешения на заправку;

— соответствие номера заправочной машины номеру, указанному в паспорте;

— соответствие марки ГСМ, поданных для заправки, требуемым для данного типа самолета (по паспорту);

— чистоту слива из ТЗ, если это предусмотрено руководством по летной эксплуатации или указанием МГА.

По окончании проверки паспорта на ГСМ и средств заправки бортмеханик (авиатехник) дает водителю разрешение на заправку самолета с указанием режима заправки по давлению.

20. Распределение топлива по группам баков самолетов производится по указанию бортмеханика (авиатехника); включение автоматики централизованной заправки на самолете, контроль за заправкой самолета осуществляется бортмехаником (авиатехником) в соответствии с установленными требованиями.

21. Ответственность за соответствие фактического наличия количества топлива и масла, заправленных в самолет, количеству, указанному в задании на полет, за правильное распределение ГСМ по бакам и группам топливной и масляной систем самолета, а также за проверку наличия в топливе жидкости «И» (ТГФ) по паспорту качества несет бортмеханик (бортинженер), а где его нет, — командир корабля (второй пилот) или пилот самолета.

23. По окончании заправки самолета бортмеханик (авиатехник) выписывает требование на фактически отпущенные ГСМ по форме 1-ГСМ.

В требовании указываются: сорт и количество топлива и масла в литрах (цифрами и прописью), удельный вес по данным паспорта (контрольного талона), процентное содержание в топливе жидкости «И» (ТГФ), номер паспорта (контрольного талона) и разборчиво фамилия лица, ответственного за заправку, и его подпись.

На требовании должна быть печать предприятия ГА, которому принадлежит самолет, и его платежные реквизиты. Количество ГСМ, выданных на заправку самолета, устанавливается по показаниям счетчика расхода спецмашины.

Бортмеханик (бортинженер) после заправки проверяет количество заправленных в баки самолета ГСМ и чистоту пробы топлива, слитого из баков самолета, в соответствии с инструкцией по эксплуатации данного типа самолета.

27. Самолеты, прилетающие в базовые аэропорты, как правило, заправляются по прилету, независимо от времени предстоящего вылета. Заправка топливом этих самолетов производится в количествах, установленных командиром (начальником) предприятия без ущерба обслуживания вылетающих по плану.

Слив топлива из самолетов с целью увеличения коммерческой загрузки или подлежащих профилактике и ремонту, производится службой ГСМ по заявкам и под контролем представителя АТБ или экипажа.

В случае, если АТБ данный тип самолета не обслуживает, слив производится работниками ремзавода под контролем экипажа.

Заправка самолетов топливом стационарными средствами

34. Перед заправкой самолета бортмеханик (авиатехник) обязан проверить по паспорту соответствие топлива инструкции по эксплуатации данного типа самолета и правильность содержания жидкости «И» в нем.

35. Количество топлива, необходимое для заправки самолета, бортмеханик (авиатехник) сообщает водителю заправочного агрегата (сервисера) или заправщику. Включение и выключение перекачивающих средств ЦЗС производятся по команде бортмеханика (авиатехника), обеспечивающего подготовку самолета к вылету.

Заправка самолетов ГСМ на оперативных аэродромах

37. При организации полетов с оперативных аэродромов средства транспортировки, фильтрации и заправки проверяются комиссией, назначенной командиром предприятия, самолеты которого выполняют полеты с этого аэродрома.

38. Доставляемый на оперативный аэродром авиакеросин должен быть профильтрован не менее двух раз, авиабензин — не менее одного раза, о чем поставщиком делается отметка в паспорте.

Третья фильтрация для авиакеросина и вторая — для авиабензина обеспечиваются заправочными средствами непосредственно при заправке самолета.

В случае поставки с нефтебаз нефильтрованного топлива фильтрация его обеспечивается непосредственно на оперативном аэродроме.

41. Контроль за качеством ГСМ и проверка отстоя из заправочных средств до заправки возлагаются на бортмеханика (командира корабля).

Заправка самолета топливом.

Заправочное оборудование аэропортов является составной частью инфраструктуры аэропорта и предназначено обеспечивать процесс заправки воздушных судов, автомобильной и другой наземной техники горюче-смазочными материалами. Развитие и совершенствование состава, конструктивного исполнения, особенностей применения и технического обслуживания заправочного оборудования на всех этапах неразрывно связано с требованиями заправки самолета топливом и наземной техники, системами подготовки их к полетам и работам по обеспечению полетов, а также с эксплуатационными характеристиками горюче-смазочных материалов.

От заправки с помощью ведра и воронки с сетчатым фильтром в предвоенные годы к насосно-заправочным агрегатам на шасси автомобиля ГАЗ-АА и бензозаправщикам военного периода развития, далее к автотопливозаправщикам на шасси автомобилей ЗИЛ и МАЗ вместимостью цистерн до 16 000 литров и упрощенным системам централизованной заправки самолетов в послевоенный период до 1970 года, затем к строительству стационарных систем централизованной заправки в ряде аэропортов гражданской авиации и созданию топливозаправщиков средней и большой вместимости ТЗ-22, ТЗ-30, АТЗ-60-8685 и АТЗ-90-8685С так проходило развитие заправочного оборудования в период до 1990 года.

Заправочное оборудование аэропортов.

К этому времени были отработаны основные требования к заправочному оборудованию аэропортов. Особое внимание уделялось обеспечению качества авиатоплива за счет установки фильтров с улучшенными характеристиками (до 5 мкм), производительности заправки с переходом от открытого способа заправки к закрытому (под давлением) способу (от 300 – 400 л/мин до 1500 – 2500 л/мин через одну заправочную магистраль), снижению гидроударных процессов при заправке за счет применения демпферов, а также снижению опасности проявления статической электризации топлива за счет применения фильтров с минимально электризующими свойствами и нейтрализаторов статического электричества индукционного типа.

Отечественное оборудование отечественных аэропортов на рубеже 2000 года в основном соответствовало требованиям по своевременной и безопасной заправке авиатопливом воздушных судов (ВС) государственной и гражданской авиации.

Прошедший отечественный и зарубежный опыт развития заправочного оборудования аэропортов характеризовался в определенной степени «конкурированием» между стационарными системами централизованной заправки ВС топливом (ЦЗС) и автотопливозаправщиками (АТЗ). При этом специалисты отмечали мобильность и автономность АТЗ по сравнению с ЦЗС. На первых этапах развития именно на АТЗ применялись в начале новые элементы заправочных магистралей (фильтры с тонкостью фильтрации 5 мкм, фильтры-водоотделители, регуляторы давления и расхода и т.п.), а затем они внедрялись на агрегатах заправки ЦЗС.

Этим объясняется, по мнению зарубежных специалистов, импульсивное увеличение заказов на АТЗ с появлением каждого нового поколения ВС с увеличенным объемом баков и приемными способностями топливных систем, повышением других требований их заправочного процесса. С некоторым запозданием преимущество оставалось все же за модернизированными или новыми ЦЗС из-за более низких удельных эксплуатационных расходов. Тем не менее, АТЗ отводилось достойное место в некоторых аэропортах совместного базирования и совместного использования, а также в ряде международных аэропортов. На основе экономического обоснования находилась достойная «ниша» применения АТЗ в других аэропортах ГА. По-прежнему особое место занимают АТЗ при обеспечении полетов в аэропортах с небольшой интенсивностью полетов, где строительство ЦЗС экономически нецелесообразно или по разным причинам невозможно.

За последние 10 – 15 лет существенно изменилось заправочное оборудование для авиационной наземной техники. В соответствии с международными требованиями безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом после 1996 года существенно изменился облик, техническая оснащенность отечественных автомобильных средств заправки (АТЗ) и транспортирования (АЦ) нефтепродуктов, используемых службами ГСМ и ТЗК аэропортов для заправки автомобильной и другой техники, а также для подвоза нефтепродуктов, в том числе авиатоплив. Это наиболее характерно для региональных аэропортов и аэродромов с неразвитой инфраструктурой.

Объектом изучения является комплекс заправочного оборудования для заправки ВС «Боинг – 757». Целью работы является выбор заправочного агрегата системы ЦЗС для заправки Боинга-757.