Как осуществляется защита прав потребителей в сфере ЖКХ

Чтобы противостоять нарушению собственных прав, надо знать, на какие законы опираться, а также профильные надзорные органы.

В этой статье подробно поговорим про права человека и ЖКХ, а также разберем, что такое защита прав потребителей в ЖКХ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Правовой базой в сфере прав потребителя коммунальных услуг считается 161 статья Жилищного кодекса.

Она устанавливает основные правила управления многоквартирным домом.

Это основной закон, который регулирует права граждан в ЖКХ.

Исходя из того, какие обязанности несет управляющая компания, мы можем определить, какими правами наделены ее клиенты.

Не только Жилищный кодекс устанавливает нормы отношений между УК и жильцами. Закон «О защите прав потребителей» также устанавливает правила управления домом.

Этот закон не стоит рассматривать в отрыве от Жилищного кодекса, их статьи дополняют друг друга и точно регламентируют права потребителя в сфере ЖКХ.

Первое, на что указывает закон — право потребителя на безопасность и соответствие эксплуатации дома требованиям закона.

Об этом говорится в п.1.1 ст.161 ЖК РФ, еще в пользу этого говорит седьмая статья закона о ЗПП. Управляющая компания должна систематически проводить уборку помещений и заменять старое или поломанное оборудование.

Чтобы реализовывалось право потребителя на проживание в безопасной и чистой среде УК обязана, не только проводить соответствующие работы, но и отчитываться за них перед жителями.

Отчет она должна подготовить в течение 5 дней после поступления соответствующей заявки от жильца в офис. В отчете должны содержаться сведения об объеме работ, бухгалтерии и результатах.

Потребитель имеет право требовать от управляющей компании оказания услуг без задержек. И если в доме не делается плановый косметический ремонт, согласно ст.19 закона о ЗПП жильцы имеют право подать на компанию в суд.

Третьим главным правом жильцов является получение достоверных сведений о работе УК. Прежде всего, финансовых, касающихся траты средств на закупку коммунальных ресурсов у сторонних фирм.

Об этом говорит п.10 ст.161 ЖК РФ. Управляющая компания обязана каждый квартал направлять жильцам отчет о расходах и доходах.

Жильцы имеют право в любой момент сделать запрос, чтобы узнать финансовую отчетность компании.

Права наследников перед ЖКХ

Получив в наследство жилплощадь, наследник может внезапно узнать, что умерший имеет крупную задолженность перед управляющей компанией.

Получив квартиру в собственность таким путем, человек автоматически становится одной из сторон коллективного договора. Он имеет право получать в полном объеме те же услуги, что и умерший.

Но если, последний имел при жизни крупную задолженность перед коммунальной компанией, то наследники приобретают обязанность выплатить их в полном объеме. Одновременно принять наследство и отказаться от платежей они не имеют права.

Перечислив основные права потребителей коммунальных услуг, мы можем описать и основные нарушения, совершаемые управляющими компаниями.

Нарушение прав потребителя в сфере ЖКХ влечет за собой ответственность по закону о ЗПП.

Статья 9 этого документа обязывает управляющую фирму предоставлять жильцам всю информацию, касающуюся ее деятельности.

И, если она не отчитывается по запросу, либо если не рассылает в конце каждого квартала эту информацию по квартирам, это нарушение прав потребителя.

Если УК медлит с оказанием услуг и не может поставлять газ, свет или просто не делает плановый ремонт, то это также является нарушением прав жильцов. Они могут потребовать возмещения неустойки согласно п.5 ст.28 закона о ЗПП.

Сумма ущерба должна быть вычтена из счета, который получат жильцы. Неустойка согласно этой статье составляет 3% от цены услуги.

Явным нарушением прав являются растраты в самой УК, проведение работ, которые не соответствуют санитарным и техническим нормам.

Бывают случаи, когда управляющие компании просто завышают цены на услуги, берут с жильцов сумму, которая намного превышает тарифы.

Директор компании может нанимать некомпетентных сотрудников, либо нанимать их на фиктивную ставку, экономить на материалах для ремонта.

Бывают случаи, когда давнему неплательщику по счетам УК отключает подачу электричества в квартиру.

А согласно 541 статье Гражданского кодекса, жильцы имеют право использовать энергию на бытовые нужды в необходимых им объемах.

ГК РФ Статья 541. Количество энергии

1. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

2. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

3. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Учитывая, что согласно Конституции право гражданина может быть ограничено исключительно силой изданного закона, отключение должников от электричества является нарушением их прав.

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ

Защита потребителей в сфере ЖКХ основывается на заключенном договоре.

Чтобы защитить свои права по договору, в большинстве случаев придется обращаться в жилищную инспекцию.

Это государственный надзорный орган, который контролирует все коммунальные службы в пределах одной территориальной единицы.

Она осуществляет надзор за тем, как управляющие компании соблюдают договор.

Многие при несоблюдении их прав жалуются в прокуратуру, но чтобы не терять время, сразу отправляйте жалобу в жилищную инспекцию.

Направьте в этот орган по защите прав потребителей ЖКХ свое обращение, если хотите добиться исполнения обязанностей УК по договору.

Инспекция разрешит все вопросы, связанные с финансовой деятельностью компании, с управлением имуществом и его содержанием.

Орган рассмотрит все жалобы и выпишет компании штраф по необходимости, а также заставит ее выполнить договор.

В жалобе излагается суть проблемы, наименование компании и реквизиты пострадавшего лица. Подробно опишите, в чем именно состоит нарушение ваших прав.

Сошлитесь на 161 статью ЖК РФ. Жилищную инспекция должна за 30 дней рассмотреть заявку и отреагировать на нее в течение двух недель.

Под досудебной защитой прав понимают способ разрешения конфликта, при котором либо стороны сами приходят к компромиссу, либо дело рассматривают внесудебные органы.

Поход в суд тратит время и силы на изучение законодательства, поэтому прежде чем подавать иск, направьте жалобу директору УК.

Если это крупная компания со множеством ответвлений, направляйте жалобу сразу в главный офис.

Установленного законом срока рассмотрения нет. И если вы чувствуете, что ваше требование так и не будет выполнено, пишите жалобу в жилищную инспекцию или идите в суд.

Когда внесудебные методы не работают, нужно направлять иск в суд. В теле иска изложите суть проблемы, как вы ее видите.

Любые недочеты в эксплуатации дома станут вашим аргументом в суде. Сошлитесь на ЖК и закон о ЗПП.

Приложите к исковому заявлению свое удостоверение личности и копию договора с УК. Чтобы доказать, что вы выполняли свою часть договора, приложите также чеки об оплате коммунальных услуг.

Если направлялись жалобы в офис управляющей компании, приложите их копии к заявлению, как доказательство халатности фирмы.

Исковое заявление по делу, в котором ущерб составляет менее 50 тысяч рублей, рассматривается местным мировым судом.

Защита прав потребителей при управлении ук

Итак, собственники решили сменить управляющую компанию , соответствующие решения приняты общим собранием собственников.

Прежняя управляющая компания отказывается вернуть собственникам помещений, в лице вновь избранной управляющей компании, накопленные денежные средства, имеющие целевой характер (на содержание, текущий капитальный ремонт, или на оплату коммунальных услуг ).

Суд, рассматривая дело о взыскании указанных денежных средств, приходит к выводу об обоснованности требований собственников.

Должен ли суд, в этом случае, взыскать с ответчика штраф в соответствии с положением п. 6 статьи 13 закона о защите прав потребителей в размере 50% от присужденной суммы?

Штраф в размере 50% от присужденной потребителю суммы взыскивается в пользу потребителя

Если до 28.06.2012г. указанный штраф взыскивался в доход государства, то с появлением разъяснений на этот счет в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», штраф за неудовлетворение требований потребителя взыскивается в пользу последнего (п. 46 Постановления):

Смотрите так же:  Почему нельзя подавать заявление более чем в 5 вузов

«. при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей , которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона)».

Применяется ли закон о защите прав потребителей к отношениям собственников и управляющей компании?

Да, безусловно. Управляющая компания оказывает собственнику помещения – физическому лицу услуги по содержанию, ремонту общего имущества, коммунальные услуги. Некоторые примеры применения положений п. 6 статьи 13 ЗоЗПП мы приводили в статье » Штраф по закону о защите прав потребителей с управляющей компании . Судебная практика».

Не меняет ситуацию и тот факт, что уполномоченное общим собранием физическое лицо, обратившееся с иском, просит взыскать неизрасходованные средства с перечислением их на счет вновь избранной управляющей компании по следующим основаниям:

  • Неизрасходованные денежные средства не переходят в собственность ни прежней, ни вновь избранной управляющей компании. Требование собственника передать неосвоенные средства на счет вновь избранной управляющей компании подобно его требованию переложить принадлежащую ему вещь с одной полки на другую.
  • Истец просит взыскать денежные средства (неосновательное обогащение) в пользу всех собственников, а перечисление на счет новой управляющей компании связано только с тем, что данные средства имеют целевой характер, назначение и не могут быть возвращены «на руки» всем собственникам. Перечисление средств на счет новой управляющей компании, в свете вышесказанного, не дает оснований для вывода о том, что данный спор возник между двумя управляющими компаниями и закон о ЗПП не применим.

Такое понимание нормы п. 6 статьи 13 закона применительно к отказу вернуть неизрасходованные средства находит отражение и в судебной практике.

Штраф с УК за отказ вернуть деньги

Решение суда о взыскании с управляющей компании неосвоенных платежей за содержание и ремонт общего имущества, штрафа в пользу потребителя

Суд удовлетворил иск о взыскании с управляющей компании неосвоенных денежных средств, составляющих плату за текущий ремонт, в том числе штраф в пользу потребителя в размере 50% от присужденной суммы за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования.

Суд указал, что платежи собственников не являются собственностью управляющей компании, подлежат возврату собственникам помещений

Судом указано, что средства, получаемые от собственников помещений в МКД в качестве обязательных платежей, в том числе на капитальный ремонт, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании, напротив, управляющая компания распоряжается данными средствами от своего имени, но в интересах собственников. При прекращении полномочий управляющей организации на управление домом прекращаются и основания для удержания этих денежных средств.

Неосвоенные средства перечисляются вновь избранной управляющей компании, а не каждому из собственников помещений МКД.

Суд указал, что подлежащие возврату денежные средства предназначались на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, в связи с чем требование ответчика о разделении сумм по каждому собственнику является необоснованным.

К отношениям собственников и управляющей компании применяется закон о защите прав потребителей – подлежит взысканию штраф в пользу потребителя.

В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя с ответчика (управляющей компании) подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя ( Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 25 июня 2013 г. по делу N 33-2955/13)

Во взыскании штрафа за отказ УК вернуть деньги отказано

Есть и обратная позиция. Приведем пример из судебной практики

Управляющая организация обязана вернуть неизрасходованные средства на ремонт дома. Решение суда

Х., уполномоченный общим собранием собственников помещений, обратился в суд с иском к прежней управляющей компании, просил суд взыскать с ответчика в пользу собственников многоквартирного жилого дома (МКД) денежные средства, не израсходованные на капитальный ремонт МКД, проценты за пользование..

Судом постановлено иск удовлетворить частично: с ответчика в пользу собственников МКД взыскать неизрасходованные денежные средства на капитальный ремонт жилого дома, проценты за пользование. перевести их на счет ООО УЖК.

1) Неосновательное обогащение ответчика. Средства, получаемые управляющей компанией в качестве обязательных платежей, в том числе на капитальный ремонт, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании.

2) Полномочия на обращение в суд. Указание в решении суда о переводе денежных средства на счет ООО УЖК, соответствует воле собственников, выраженной в установленном порядке. Собственники определили, что лицом, уполномоченным представлять в том числе в судебном порядке их права и законные интересы, нарушенные в результате удержания денежных средств, уплаченных по статье «капитальный ремонт», является Х.

3) Штраф по закону о защите прав потребителей. Суд отказал во взыскании штрафа, мотивировав следующим: санкция п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей применяется в случае присуждения денежной суммы непосредственно потребителю, а в настоящем случае денежные средства должны быть перечислены вновь избранной управляющей компании. Закон о защите прав потребителей не распространяется на отношения между двумя юридическими лицами ( Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 июня 2015 г. по делу N 33-8914/2015)

Однако приведенное решение суда содержит внутреннее противоречие .

Суд указал, что средства, получаемые управляющей компанией в качестве обязательных платежей не поступают в собственность управляющей компании.

Как видно, суд постановил взыскать денежные средства с ответчика в пользу собственников МКД и перевести их на счет вновь избранной управляющей компании.

Отказывая же во взыскании штрафа, суд указал, что санкция п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей применяется в случае присуждения денежной суммы непосредственно потребителю , а в настоящем случае денежные средства должны быть перечислены вновь избранной управляющей компании.

Таким образом, суд удовлетворяет иск о взыскании в пользу собственников (т.е. присуждает денежную сумму множеству потребителей в лице уполномоченного общим собранием лица – процессуального истца), а в мотивировочной части решения почему-то указывает, что деньги перечислены (по смыслу решения «присуждены») не потребителю, а управляющей компании.

Таким образом, вывод суда о том, что «закон о защите прав потребителей не распространяется на отношения между двумя юридическими лицами» не основан на нормах закона, основан на подмене понятий, поскольку:

  • управляющая компания не являлась истцом по делу;
  • как указал сам суд, взысканные средства не переходят в собственность управляющей компании, носят целевой характер и взыскиваются в пользу собственников, хотя и перечисляются на счет третьего лица .

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Верховный Суд РФ распространил действие Закона о защите прав потребителей на деятельность управляющих компаний

В Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2014, высшая судебная инстанция указала следующее.

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» согласно его преамбуле регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

При этом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем — организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Смотрите так же:  Приказ по профилактике жестокого обращения с детьми

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

Инфотека по защите прав потребителей

Размещен: 01.11.2013 г.

ГРАЖДАНИН-ПОТРЕБИТЕЛЬ УСЛУГ ЖКХ

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) является одной из важнейших проблем.

В настоящее время отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются целым рядом основных нормативных правовых документов:

  1. Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон «О защите прав потребителей»);
  2. Жилищным и Гражданским кодексами РФ;
  3. Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»);
  4. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»);
  5. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;
  6. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее Стандарт раскрытия информации).

Пленум Верховного суда РФ в своём постановлении от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указал, что законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях .

Закон «О защите прав потребителей» распространяется только на отношения по поводу предоставления вышеуказанными организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ).

Например, если уставом ТСЖ предусмотрена обязанность обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления этих услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

потребитель — лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (управляющая компания, ТСЖ, жилищный кооператив и т.д.).

В соответствии со статьей 4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан потребителю оказать услугу, качество которой соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов содержат положение о том, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (качественная вода, своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода).

Обеспечивая качество предоставляемых потребителю услуг, исполнитель обязан обеспечить и ее безопасность (статья 7 Закона «О защите прав потребителей»). Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях её использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными (своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода, выполнение ремонта с использованием качественных строительных материалов и т.д.).

Кроме этого, одной из основных обязанностей исполнителя является обязанность по предоставлению полной и достоверной информации о себе и о предоставляемых услугах.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию:

  • сведения об исполнителе — наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
  • размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
  • информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
  • показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
  • наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
  • в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
  • сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
  • информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
  • сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
  • Кроме вышеуказанной информации, в соответствии со Стандартом раскрытия информации исполнитель обязан раскрыть следующую информацию:
  • основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
  • сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
  • перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
  • сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет;
  • сведения о членстве товарищества или кооператива в объединениях этих организаций с указанием их наименований и адресов, включая адрес официального сайта в сети Интернет;
  • иная информация, согласно стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Надзор в сфере ЖКХ

Что касается организации контроля и надзора в сфере ЖКХ, то хотелось бы обратить внимание потребителей на вступившие в силу изменения в жилищном законодательстве.

Статья 20 Жилищного кодекса РФ закрепляет, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Смотрите так же:  Втб осаго екатеринбург

Основная часть контрольно-надзорных полномочий за сферой ЖКХ в городе Москве передана Государственной жилищной инспекции и его территориальным органам (Инспекции жилищного надзора в административных округах г.Москвы).

В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493) Госжилинспекция (территориальные органы) надзирает за соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

а) обязательных требований к:

  • жилым помещениям, их использованию и содержанию;
  • содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
  • порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
  • порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
  • учету жилищного фонда;
  • порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • управлению многоквартирными домами;
  • выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
  • установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
  • раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
  • созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
  • предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
  • созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
  • определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
  • обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
  • деятельности специализированных некоммерческих организаций, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • формированию фондов капитального ремонта;

б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Кроме государственного жилищного надзора Жилищный кодекс РФ закрепляет еще и муниципальный жилищный контроль.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

При этом полномочия органов государственного и муниципального жилищного надзора (контроля) сами по себе не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ) по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (статья 40 Закона «О защите прав потребителей»).

В настоящее время Роспотребнадзор рассматривает жалобы граждан в сфере ЖКХ на:

  • нарушения права потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах (ст. 8 — 11 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»);
  • нарушения требований (в том числе обязательных) к качеству и безопасности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (ст. 4, 7 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»);
  • включение в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, в т.ч. навязывание платных дополнительных услуг, обусловливание оплаты (приобретения) одних услуг обязательной оплатой (приобретением) иных и т.д. (ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»).

Применяется ли закон о защите прав потребителей к отношениям с управляющей компанией?

Здравствуйте, по существу Вашего вопроса можем сообщить следующее.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Президиум Верховного суда РФ в своем Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года от 04.06.2014 года в ответе на вопрос 3 делает однозначный вывод, что деятельность управляющей компании по отношению к жильцам дома является услугой.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» согласно его преамбуле регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

При этом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем — организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.

На основании указанных выше норм Пленум Верховного Суда РФ в своем Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года резюмирует, что граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В силу ч. 1 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

— соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

— безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Исходя из всего изложенного, можно сделать следующий вывод: Вы имеете полное право требовать от управляющей компании информацию о оказанных услугах, их стоимости. В случае наличия недостатков оказанных услуг, Вы имеете право на какое-либо требование, предусмотренное ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», например уменьшение цены оказанных услуг.

За более подробной консультацией по Вашей, персональной ситуации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414 и по телефону 8-912-84-84-805.