Жалоба – это одна из форм обращения направленная в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа (просьба гражданина) о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Цена составления жалобы любой сложности 1 000 рублей.

Телефоны: 8-919-722-05-32, 8-985-445-55-95

Содержание статьи:

Жалоба в государственный орган

Одной из наиболее распространенной форм обращений в органы власти является жалоба в государственный орган. Целью подачи жалобы в государственный орган, как правило, является восстановление нарушенных прав. То есть от руководства органа податель жалобы ожидает принятие таких мер, которые являются в данных жизненных обстоятельствах законными и в которых он нуждается. Нередко заявитель добивается применения мер привлечения к ответственности должностного лица государственного органа, не оказавшим содействие или нарушившим права.

Для достижения вышеуказанных целей к составлению жалобы в государственный орган следует подойти внимательно. Обязательная форма составления жалобы отсутствует, но есть обязательные требования к ее содержанию. Отдельно на сайте размещены примеры жалоб в трудовую инспекцию, в Роспотребнадзор, на детский сад, на почту и др. В сфере исполнения решений суда можно воспользоваться жалобой старшему судебному приставу.

Ниже размещен пример жалобы в государственный орган общего образца, шаблон которого можно использовать при обращении в любой государственный орган и даже в организации.

Жалоба в государственный орган

Пример жалобы в государственный орган

Поводом для обращения с жалобой стали незаконные действия моего соседа В.Д. Адинщук (место жительства г. Калининград, пер. Водный, 15) по самовольному занятию земельного участка, находящегося в государственной собственности. Указанным лицом незаконно осуществлено захват соседней земли, границы которой не сформированы, предназначенного для огородничества, а также об использовании земельного участка по № 15 не по назначению. На данном участке он поставил гараж для большегрузых машин, в то время как разрешенное использование земли – для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 осуществление государственного земельного контроля возложен на Росреестр. При этом наблюдение за соблюдением земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.

Полагаю, действия Адинщук нарушают земельное законодательство, в связи с чем прошу провести проверку изложенных в жалобе обстоятельств, предпринять меры по устранению нарушения прав собственников соседних земельных участков.

28.09.2016 г. Цаплина Д.Р.

Жалоба в государственный орган — особенности составления

Жалоба в государственный орган может подаваться либо в письменной, либо в электронной форме. Поступившие на личном приеме жалобы могут рассматриваться, а могут и остаться без должного внимания. Для возможности подачи искового заявления или административного иска на действия должностного лица, истец обязан получить отказ органа власти решить возникшую спорную ситуацию. Письменный отказ по жалобе можно обжаловать или использовать в качестве доказательства по гражданском делу (обоснования позиции одной из сторон).

Обязательно указать следующие сведения:

  • наименование органа власти или должность лица, к которому он обращается с жалобой (или его ф.и.о.). Допускается подача жалоб в несколько органов власти. Тогда всех адресатов можно указать в «шапке» жалобы (а они будут осведомлены о проведении проверки изложенных фактов и другими уполномоченными органами);
  • ФИО заявителя, его почтовый адрес для связи (если жалоба подается через интернет – адрес электронной почты);
  • личная подпись подателя жалобы и дата.

Текст жалобы в орган власти не должен быть объемным, желательно напечатан, а не написан собственноручно. Если все-таки жалоба составляется от руки, почерк должен быть понятным и легко читаемым.

К жалобе могут быть приложены любые документы, подтверждающие изложенные в ней факты и обстоятельства. Заявитель вправе в соответствии со ст. 24 Конституции РФ знакомиться с материалами производства по жалобе.

Правила рассмотрения жалобы в государственный орган

Государственный орган обязан дать письменный ответ по существу всех поставленных в жалобе вопросов до истечения 30 дней с даты ее регистрации (на регистрацию отводится до 3 рабочих дней с даты поступления). Этот срок может быть продлен, но государственный орган обязан уведомить об этом заявителя.

Помимо этого, жалоба может быть направлена в другой государственный орган, если рассмотрение по существу не входит в компетенцию адресата жалобы. Об этом также в письменном виде должен быть уведомлен заявитель.

Порядок рассмотрения жалобы в государственный орган регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ. Он распространяется на жалобы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Жалоба в государственный орган не будет рассмотрена по существу, если отсутствуют обязательные сведения о заявителе, если обжалуется решение суда (только путем апелляционного, кассационного обжалования и обжалования в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам), если в содержании жалобы встречаются нецензурные слова. Также орган власти может прекратить переписку, если ответ на аналогичную жалобу уже был дан гражданину 2 или более раза. Отказ последует и в том случае, если ответ на жалобу в государственный орган касается государственной и иной тайны.

За нарушение порядка рассмотрения жалоб в государственный орган виновные лица несут ответственность. В таких случаях действенным способом добиться законности станет жалоба в прокуратуру, а на незаконный отказ – подача административного иска об оспаривании решения органа власти в суд.

Коллективная жалоба — образец

Поводы для написания коллективной жалобы

Право граждан России на личное или коллективное обращение в государственные органы или органы местного самоуправления закреплено в Конституции, а также регулируется Законом 59-ФЗ. В данном документе установлено, в каком порядке и в какие сроки должны рассматривать обращения граждан, а также определены права лиц, обратившихся к представителям власти.

Законом определены несколько видов обращений:

  1. Предложение. В этом виде обращения содержатся рекомендации по внесению изменений в законодательные акты, по улучшению и совершенствованию работы государственных и муниципальных организаций.
  2. Заявление. Данный вариант обращения может сообщать о нарушении законов или подзаконных актов, о недостатках в работе государственных органов или должностных лиц.
  3. Жалоба. Подобное обращение содержит просьбу гражданина о защите или восстановлении нарушенных прав его лично или других лиц.

Жалоба может быть личной или коллективной. В ситуации, когда нарушены права группы лиц, наибольший отклик имеет именно коллективное обращение. Поводы, чтобы написать коллективную жалобу, могут быть самыми разными:

  • На работодателя по поводу задержки зарплаты, нарушения порядка сокращения штата, правил внутреннего распорядка и т.д. Кроме инспекции по труду, можно написать жалобу и в прокуратуру.
  • На управляющую компанию за оказание некачественных коммунальных услуг, нарушение сроков и порядка их предоставления. Жалобу направляют в Государственную жилищную инспекцию или местную администрацию. Если обращение в эти органы результата не даст, можно подать жалобу в прокуратуру на бездействие УК, Госжилинспекции и администрации.
  • На соседей можно жаловаться на нарушение общественного порядка, курение или распитие спиртных напитков в подъезде дома, а также громкие звуки в ночное время. Коллективное обращение адресуют участковому сотруднику полиции. В Госжилинспекцию подают жалобу на незаконную перепланировку, которая угрожает безопасности других жителей, например, если соседи снесли несущую перегородку в своей квартире.
  • На состояние дорог коллективную жалобу адресуют в ГИБДД, местную администрацию или прокуратуру.
  • На образовательные учреждения можно подать коллективную жалобу на незаконный сбор денег на различные нужды. Направляют коллективное заявление в районный или областной отдел образования, Министерство образования, прокуратуру.

Как написать коллективную жалобу?

При составлении этого документа можно руководствоваться правилами делового этикета, которые применяются для любых обращений в официальные инстанции. Обращение должно содержать ссылки на законодательные акты, соблюдение норм которых требуют заявители.

При оформлении коллективной жалобы следует соблюдать такие принципы, как:

  • использование только официального языка;
  • употребление местоимений «мы», «нам» и т.д., чтобы акцентировать внимание на коллективном характере обращения;
  • описание конкретных фактов и ситуаций;
  • изложение сути жалобы кратко и по существу.
Смотрите так же:  Пособия по рождению первого ребенка 2019 году барнаул

Важно: обращение должно содержать конкретное требование по устранению нарушений. Для подтверждения изложенных в жалобе фактов можно приложить подтверждающие документы или их копии.

Коллективная жалоба — образец

В обращении указывают название органа, в который оно направляется, ФИО должностного лица, если они известны, данные и адреса заявителей. Далее описывают суть проблемы, формулируют требования обратившихся. Под обращением подписываются все заявители. Образец коллективной жалобы можно увидеть ниже.

Срок ответа на заявление

Обращения граждан регистрируют в течение трех дней с момента их поступления. Если решать вопрос, который изложен в жалобе, уполномочен другой орган, то обращение переадресовывают и сообщают об этом заявителям. На рассмотрение жалобы и подготовку ответа отводится 30 дней. В ответе государственный орган обязан сообщить заявителям, какие меры приняты или будут приняты для устранения указанных в жалобе нарушений.

Способы подачи коллективной жалобы

Направить коллективную жалобу адресату можно несколькими способами:

  1. Лично при посещении соответствующего ведомства. В этом случае документ следует оформить в двух экземплярах. Сотрудник, который принимает обращения, должен указать на втором экземпляре дату, свою должность и расписаться. Являться лично всем заявителям необязательно, жалобу может передать один из них.
  2. По почте. Отправлять жалобу следует заказным письмом с уведомлением о вручении. Если к обращению приложены дополнительные документы, то необходимо составить опись вложений.
  3. При помощи электронного обращения на сайте государственного органа, заполнив специальную форму для обращений. В этой ситуации нужно будет предварительно собрать данные всех заявителей. Дополнительно можно отравить скан-копии жалобы и приложенных к ней документов по электронной почте, которая указана на сайте ведомства.

Коллективная жалоба — о чем нужно знать?

Главное правило, которое нужно учитывать при подаче коллективной жалобы, — это соблюдение порядка обращения в государственные органы. Не нужно сразу писать в прокуратуру, если, например, управляющая компания оказывает жителям некачественные услуги. Сначала следует обратиться с жалобой к руководителю УК и потребовать устранить имеющиеся нарушения.

При отсутствии результата можно уже написать жалобу на действия УК и ее руководителя в Госжилинспекцию. Одновременно допускается обратиться с жалобой в прокуратуру. То есть в вышестоящий орган следует направляться только в случае, когда не получен нужный результат от обращения в предыдущие инстанции.

Право граждан на обращения в государственные органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.02, кандидат юридических наук Алистратов, Юрий Николаевич

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Алистратов, Юрий Николаевич

Глава 1. Место субъективного права российских граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в системе конституционного права.

§ 1. Становление и развитие права граждан на обращения как института государственного (конституционного) права.

§ 2. Содержание конституционно-правового института права граждан на обращения.

§ 3. Право граждан на обращения как составная часть механизма народовластия .

Глава 2. Правовое регулирование механизма реализации субъективного права на обращения.

§ 1. Основные принципы — правового механизма реализации субъективного права на обращения.

§ 2. Нормативно-правовое регулирование публичных формы реализации гражданами конституционного права на обращения.

§ 3. Нормативно-правовое регулирование механизма реализации права граждан на обращения в административном порядке.

§ 4. Правовые гарантии реализации субъективного права на обращения.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Право граждан на обращения в государственные органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России»

Актуальность темы исследования. Действующей федеральной Конституцией Россия провозглашена демократическим правовым государством. Это положение Основного закона в современных условиях может рассматриваться только как имеющее програмно-целевой характер. Для того, чтобы данная характеристика основ конституционного строя России стала реальностью, она должна получить воплощение в виде системы правовых норм и институтов, обеспечивающих эффективную реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина ; равенство гражданина и государства перед законом и судом; реальную возможность граждан влиять не только на формирование, но и на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления .

Все эти элементы демократического правового государства фокусируются в таком субъективном конституционном праве как право граждан на обращения.

В своей истории институт права граждан на обращения прошёл длительный путь развития и сформировался в развитых странах мира в один из основополагающих элементов правового статуса человека и демократического государства. В нашей стране система нормативно-правового регулирования этих отношений сформировалась под влиянием особенностей как до, так и после революционного национально-исторического развития. Вместе с тем, с позиции конституционного права это один из самых «молодых» его институтов. В таком качестве он существует менее 20 лет. Однако, предшествующая история развития российского общества не могла не наложить на него своего отпечатка.

Дело в том, что институт обращений, как ни одно другое политическое право граждан, не испытывает на себе такого влияния сложившегося годами психологического стереотипа, не учитывать который при выработке модели правового регулирования нельзя.

В силу изложенных выше причин, наибольшее развитие в России получила такая составная часть института права граждан на обращения как право административной жалобы. Вместе с тем. этим правом не исчерпывается такой комплексной институт как право граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. В него, помимо судебного порядка рассмотрения жалоб в судах общей компетенции, входят право обращения с жалобой в Конституционный Суд, а также институт петиций. Последние два проявления этого института не получили должного закрепления в отечественной правововой системе. Впрочем и сам институт ад-( министративной жалобы нуждается в более демократичном и эффективном нормативно-правовом механизме реализации.

Данная тема представляется актуальной ещё и потому, что в условиях кардинальных реформ экономической, социальной и политической жизни в России происходит резкое падение уровня жизни населения, снижается их правовая и эндемическая защищённость и, наоборот, возрастает число нарушений закона, чиновный произвол и иные негативные явления, увеличивающие потребность населения в обращении за помощью и поддержкой б органы государственной власти и местного самоуправления.

Поэтому в диссертационном исследовании, помимо чисто аналитических задач, ставятся задачи совершенствования действующего механизма и предложение моделей на сегодняшний день отсутствующего правового механизма реализации права граждан на обращения. Вносятся конкретные предложения связанные с решением этих задач.

В диссертации проводится анализ действующего отечественного и зарубежного законодательства, регулирующего правоотношения в сфере обращения граждан к органам государственной власти и местного самоуправления, существующие проекты законов, вносятся конкретные предложения, напраленные на совершенствоание отечественной правовой системы.

Степень разработанности темы и круг источников. Институт права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления неразрывно связан с такой актуальной проблемой конституционного права, как соотношение форм непосредственной и представительной демократии. Исследованию этой проблемы посвящены работы многих отечественных юристов-госу-дарствоведов: Г.В. Барабашева , В.Т. Кабышева, Н.М. Коркунова, В.Ф. Котока , H.A. Кудинова, Н.И. Лазаревского, А.Г. Мурашина , P.A. Сафарова, Ю.А. Тихомирова, А.П. Фарберова , М.Ф. Чудакова, Г.Х. Шахназарова, К.Ф. Шеремета и др. Работы этих учёных составили теоретическую основу для определения места института права граждан на обращения в системе российского конституционного права.

Непосредственно исследованию института права на обращения посвящены работы В.В. Альхименко , Т. А. Бочковой, Ю.А. Дмитриева , М.Д. Загряцкого, Ф.Ш. Измайловой, С. Кенжаева, Ю.М. Козлова , В.В. Малькова, Л.И. Ратнер, В.И. Ремнёва, С.Б. Соболевой и др. Вместе с тем» нельзя не отметить, что ряд работ перечисленных авторов написаны под значительным воздействием социалистической идеологии и тех исторических традиций, в условиях которых формировались эти правоотношения в России. Поэтому, в целях объективной оценки содержания этого конституционно-правового института, диссертант обращался к ряду работ зарубежных учёных, таким как Г. Еллинек , К.В. Цветанов, 0. Майер и др.

В диссертации также подвергнуты анализу ряд исторических документов: нормативно-правовые акты времён Английской и Французской буржуазных революций. Российской империи, периода становления абсолютной монархии, а также буржуазного периода, акты первых лет Советской власти и мн. др.

Помимо теоретических и исторических источников, основу для настоящего исследования составили акты действующего российского и зарубежного законодательства, практика их реализации, законопроекты , направленные на регламентацию общественных отношений в рассматриваемой сфере, данные социологических’исследований, нормы международного права и т.п.

Исследование проведено с учётом современного уровня развития общественных, экономических отношений в стране, уровня правосознания граждан, степени развития демократии.

Предмет, цель и задачи исследования. Основным предметом данного исследования является субъективное право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Однако, уровень развития этого института и его конкретное содержание в значительной степени зависит от национально-исторических традиций, сложившихся в государстве, устойчивости в нём демократических традиций, психологического отношения граждан к органам государственной власти, степени доверия к ним и некоторых других объективных и субъективных факторов. Рассмотреть отдельные из них, так или иначе связанные с правовым регулированием данного института — одна из задач настоящего исследования.

Следует учесть, что содержание института обращений граждан различно на различных этапах общественного развития страны. Поэтому регулируемые его нормами отношения могут быть подвергнуты объективному анализу лишь с учётом конкретной стадии исторического развития общества и государства, конкретного типа политической и социальной систем. Данное исследование проведено применительно к современному этапу развития России, — этапу становления в ней демократического правового государства.

Смотрите так же:  Образец встречный иск по гражданскому делу

В соотвествии с предметом исследования, его основная цель состоит в том, чтобы на основе анализа теоретических положений, действующего отечественного и зарубежного законодательства и пректов нормативно-правовых актов дать характеристику содержания конституционно-правового института права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления., показать его отличие от иных конституционных прав и свобод граждан и разработать конкретные практические предложения по совершенствованию его. регулирования нормами Основного закона и текущего законодательства.

Эта цель достигается решением следующих задач: -на основе анализа исторических особенностей формирования политического режима России и зарубежных государств, взглядов учёных, определить содержание и место субъективного права граждан на обращения в системе конституционного права России и механизме реализации демокртаических начал в её общественной жизни;

-опираясь на анализ положений действующей Конституции , текущего законодательства, имеющихся в распоряжении учёных и практиков проектов нормативно-правовых актов проанализировать содержание института права граждан на обращения и его взаимосвязь с иными институтами конституционного права;

-обосновать идею комплексного института права граждан на обращения, включающего административный и судебный (в судах общей компетенции) порядок рассмотрения обращений, институт жалобы в Конституционный Суд, институт гражданской (народной) законодательной инициативы;

-сформулировать конституционно-правовую характеристику права на обращения как личного права человека и гражданина и ка-: субъективного политического права — составной части механизма народовластия .

-дать оценку современного состояния уровня конституционно — правового регулирования механизма реализации гражданами субъективного права на обращения, выявить его недостатки и внести конкретные предложения, направленные на его совершенсто-вание.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонауч-ные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, лингвистический, сранительного правоведения . Их применение позволило диссертанту исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, их целостности и всесторонности.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые на современном этапе развития России — этапе строительства в ней демократического правового государства -предпринимается попытка дать оценку современного состояния и уровня развития института права граждан на обращения и предложить возможную модель его дальнейшего развития в виде системы нормативно-правовых актов. В диссертации дан анализ истории ра-зития этого института, конституционных новелл, действующего законодательства в рассматриваемой сфере, а также многичисленных проектов законов, находящихся на стадии рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

В диссертационном исследовании сформулированы и обоснованы новые теоретические положения, практические выводы, предложения и рекомендации, которые и выносятся на защиту:

1. Содержанием конституционно-правового института права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления является: а) одна из форм народовластия, осуществляемая в виде обязательной для рассмотрения в установленном порядке гражданской инициативы, направленной на принятие органом государственной власти или местного самоуправления в пределах установленной компетенции нормативно-правового акта, не противоречащего Конституции и законам РФ, или решения им в иной форме общественно значимого вопроса, содержащегося в предложениях граждан, изложенных в форме петиции; б) установленный законом порядок защиты прав, свобод и законных интересов граждан, осуществляемый ими в публично-правовой форме путём направления заявлений , жалоб и обращений в органы исполнительной и судебной власти.

2. Право граждан на обращения является комлексным институтом конституционного права. Оно может рассматриваться: а) как личное субъективное право, составная часть правового статуса человека и гражданина; б) как одна из форм непосредственной демократии. При этом под формами непосредственной демократии понимаются способы непосредственного волеизъявления граждан и их объединений, имеющие целью решение общественно значимых вопросов, оказание влияния на принимаемые органами государственной власти и местного самоупраления решения, контроль за действиями и внесение корректив в их работу в соответствии с интересами субъектов волеизъявления ; в) как элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления и в этом смысле — неотъемлемой составной частью системы представительной демократии;

3. Правовой механизм реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления должен быть основан на следующих принципах: всеобщего права на обращения, свободы подачи обращений, равноправия и равной отвест-венности гражданина и государства, гласности разбирательства, подведомственности обращений компетенции конкретных органов, комплексном подходе к рассмотрению, законности всего порядка работы с обращениями граждан,

4. На сегодняшний день российская правовая система не готова к практической реализации конституционного принципа о прямом действии Основного закона страны на всей её территории. В ней также отсутствует законодательство, адекватно обеспечивающее реализацию гражданами права на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в части подачи жалоб в Конституционный Суд и направления гражданами законодательной инициативы в федеральный Парламент и иные представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Отсутствие перечисленных правовых механизмов лишает институт права граждан на обращения публично-правового содержания, сводя его исключительно к механизму защиты частного интереса в судебном и административном порядке. В свою очередь, это, в сочетании с отсутствием законодательного оформления механизма реализации гражданами права требования назначения референдума в порядке народной инициативы, реального контроля со стороны электората за депутатским корпусом ведёт к значительному ослаблению демократического характера российского государства, превращая его в полицейское .

5. В Российской Федерации отсутствует система нормативно- правовых актов, обеспечивающих гарантии реализации гражданами права на обращения, а также эффективное рассмотрение обращений граждан в административном порядке. Основу для такой системы мог бы создать Федеральный закон «Об обращениях граждан в исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления». Принятие такого Закона не исключает необходимости издания региональных актов по данному вопросу и ведомственных подзаконных актов, регламентирующих специфику рассмотрения обращений граждан в конкретных органах власти.

Практическое значение диссертации и апробация результатов исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве основы для последующих научных исследований в этой области, для преподавания учебного курса конституционного права.

Практические предложения, сформулированные в ней использовались комитетами Государственной Думы в ходе работы над проектом Федерального закона «Об обращениях граждан».

Ряд теоретических и практических предложений исследования нашли отражение в публикациях, подготовленных диссертантом.

Структура диссертации определена содержанием темы. Первая глава включает теоретический анализ содержания института обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, отличий этого субъективного права от иных конституционных прав и свобод.

Вторая глава носит прикладной характер. В ней рассматриваются важнейшие составные части механизма реализации субъективного права на обращения: публичные формы обращений и админист-ратвиный порядок рассмотрения частных обращений, а также гарантии реализации этого права.

Основные выводы проведённого исследования представлены в диссертации по параграфам и в заключении.

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; государственное управление; административное право; муниципальное право», Алистратов, Юрий Николаевич

Характер политического режима конкретного государства, исторические традиции и уровень развития демократии в стране, как правило, определяют содержание основных прав и свобод человека и гражданина, форму их нормативно-правового регулирования и обеспечения. Однако, данная закономерность может быть рассмотрена как в прямом, так и обратном порядке. Когда сложившийся уровень правового обеспечения прав и свобод граждан становится одной из характеристик общего уровня политического и правового резвития государства. Особенно ярко это проявляется на примере политических прав и свобод граждан, одной из которых является право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления .

Исторически это право возникает как право петиций — письменных обращений подданных (граждан) к королю или парламенту . Постепенно это право дополняется индивидуальными личными обращениями граждан, большинство из которых в цивилизованных странах рассматривается в судебном порядке.

Однако, формирование этого правового института в России имело свои особенности. Они проявились в том, что исторически ещё в дореволюционное время право обращений было сведено к праву индивидуальной жалобы , рассматриваемой в • административном порядке.

Б «советский» период истории страны это право утратило сословный характер., но сохранило административно-ведомственную процедуру реализаций. Законодательство этого периода расширило состав видов обращений граждан, но, во-первых, сделало это в рамках господствовавшей социалистической идеологии, во-вторых, в пределах всё того же административного порядка их рассмотрения .

Лишь в последние годы появился судебный порядок обжалования действий и решений должностных лиц, но он не приобрёл столь массового характера, как административный . Но даже будучи самым распространённым по числу обращений граждан, административный порядок рассмотрения обращений граждан до сих пор не имеет нормального нормативно-правового регулирования. Существующий официальный проект Федерального закона «Об обращениях граждан» в силу своего низкого качества и внутренней противоерчивости этой проблемы не решает.

Несмотря на то, что порядок рассмотрения обращений граждан в судах общей компетенции приобретает черты цивилизованного и демократического, тем не менее, вопрос нормативно-правового регулирования этого порядка в Конституционном Суде Российской Федерации до сих пор не решён.

Не получило сколь-нибудь серёзного правового оформления право граждан на народную законодательную инициативу в федеральном и большинстве региональных парламентов .

Всё вышеизложенное позволяет оценить ситуацию с нормативно- правовым обеспечением в России права граждан на обращения как неудовлетворительную., а само государство как переходное от полицейского государства к демократическому, с постоянной опасностью возврата к изначальному состоянию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Алистратов, Юрий Николаевич, 1995 год

1. Нормативно-правовые акты и документы.

Смотрите так же:  Как стать незаменимым юристом

2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

3. Конституция Республики Ингушетия/УКонституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. М., 1995.

4. Конституция (Основной закон) Кабардино-Балкарской Респуб-лики//Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. М., 1995.

5. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации’7/Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, N 13. Ст. 1447.

6. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993, N 19. Ст. 685.

7. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации’У/Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, N 8. Ст. 366.

8. Закон РФ «О референдуме РСФСР’У/Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990, N 2. Ст. 22.

9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации’7/Российская газета. 1995, от 1 сентября.

10. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, N 26. Ст. 2398.

11. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации «//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, N 21. Ст. 1924.

12. Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 1995 г. «Об Управлении Президента по работе с обращениями граждан»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, N 22. Ст.1. ОЛО-1сиох .

13. Указ Президиума Верховного Совета СССР в ред. от 4 марта 1980 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан’У/Ведомости Верховного Совета СССР . 1980, N 11. Ст. 192.

14. Положение о порядке реализации права законодательной инициативы в Московской городской Думе жителями Москвы//Ведомости Московской Думы. 1995, N 3.

15. Порядок работы с письменными и устными обращениями граждан в отделе писем и приёма граждан Администрации Президента Российской Федерации/’/Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения. М., 1994.

16. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 шля 1992 г. «О порядке рассмотрения писем, жалоб , заявлений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федера-‘ции’У/Басков В.И. Прокурорский надзор . М., 1995.

17. Билль о правах 1689 г.//Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.-Л., 1946.

18. Грамота ка права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 1785 г.//Российское законодательство Х-ХХ в. Т. 5. М., 1987.

19. Грамота на права и выгоды городам Российской империи 1785 г.//Российское законодательство Х-ХХ в. Т. 5. М., 1987.

20. Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г.//Документы истории Великой французской революции. МГУ , 1990. Т. 1.

21. Декрет ВЦИК от 30 декабря 1919 г. «Об устранении волоки-ты’У’/СУ РСФСР. 1920, N 1-2. Ст. 7.

22. Декрет ВЦИК от 12 апреля 1919 г. «О государственном конт- . роле»//СУ РСФСР. 1919, N 12. Ст. 122.

23. Закон № «О Конституционном Суде Российской Федера-^ ции’УУВедомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991, N 30, Ст. 1017.

24. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»//Российская газета. 1995, от 19 октября.

25. Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан’У/Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. ‘1989, N 22. Ст. 416.

26. Именной высочайший Указ от 18 февраля 1905 г. Правительствующему Сенату.//Собр. Узак. 1905, N 30. Ст. 245.

27. Инструкция по деятельности статс-секретарей 1763 г./ДЮЗ.1. Т. Х¥1. N 11868.

28. Конституция Франции 1791 г.//Вопросы государства и права во французской буржуазной революции КУШ в. М., 1940.

29. Конституция Франции 1848 г.//Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М. 1984.

30. Конституция Швейцарии.//Современные зарубежные Конституции . М., 1992.

31. Манифест 1763 г. «0 порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочайшее имя».//ПСЗ. Т. ХУ1. N 11867.

32. Манифест 1810 г. «Об образовании Государственного совета». //Российское законодательство Х-XX в. Т. 6. М., 1988.

33. Манифест 1895 г. «0 Государственном совете и его преобразовании «//Свод законов Российской империи. Т. 1, часть 2, кн. 6. СПБ , 1895.

34. Новоторговый устав 1667 г.//Российское законодательство Х-XX в. Т. 4. М., 1986.

35. Основные государственные законы от 22 апреля 1906 г.//Законодательные акты переходного времени 1904-1908 гг. СПБ, 1909.

36. Петиция лордов и общин королю «0 свободе обсуждения вопросов в парламенте’У/Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.-Л., 1946.

37. Постановление У1 Всероссийского Чрезвычайного Съезда Советов Рабочих и крестьянских депутатов от 8 ноября 1918 г. «0 точном соблюдении законов»//СУ РСФСР. 1913. N 90. Ст. 908.

38. Положение от 9 января 1922 г. м0 НК РКИ РСФСР»//СУ РСФСР. 1922, N 32. Ст. 384.

39. Положение 1927 г. «О НК РКИ РСФСР’У/СУ РСФСР. 1927, N 86. Ст. 570.

40. Постановление НКГК «и создании Центрального бюро жалоб и заявлений»//СУ РСФСР. 1919, N 23. Ст. 271-272.

41. Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения писем депутатов Верховного Совета СССР’У/О работе с письмами трудящихся. М., 1986.

42. Постановление Президиума ВВДК от 30 июня 1921 г. «О порядке подачи жалоб и заялений»//СУ РСФСР. 1921, N 49. Ст. 254.

43. Постановление Президиума ЦИК СССР от 14 декабря 1935 г. «О положении дел с разбором жалоб трудящихся’У/’СЗ СССР. 1936, N 31. Ст. 274.

44. Постановление Президиума ПИК СССР от 13 апреля 1933 г. «и рассмотрении жадоб трудящихся и принятии по ним необходимых мер’У/СЗ СССР. 1933, N 26. Ст. 153.

45. Проект Закона СССР «Об обращениях граждан’У/Народный депутат .’ 1991, N 1.

46. Проект Федерального закона «Об обращениях граждан».

47. Проект Федерального закона «и рассмотрении обращений граждан в государственных органах и органах местного самоуправления».

48. Соборное уложение 1649 г.//Российское законодательство Х-XX веков. Т. 3. М., 1935.

49. Указ об учреждении Правительствующего Сената.//Свод законов Российской империи. Т. 1, часть 2, кн. 4. СПБ, 1892.

50. Указ в ред. от 23 апреля 1906 г. «Об учреждениях Государственного совета»//Свод законов Российской империи. Т. 1, часть 2, кн. 1. СПБ. 1906.

51. Научная и справочная литература.

52. Альхименко В.Б. Вы обратились с жалобой.//Российская Федерация. 1995, N 14.

53. Варабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Непосредственная демократия в СССР. М., 1984.

54. Еойцова В.В. Омбудсмен как защитник фундаментальных личных прав. Тверь, 1994.

55. Вочкова I.A. Предложения, заявления и жадобы как средство охраны прав граждан и обеспечения законности в государственном управлении. Автореф. дисс канд. юр. наук. Свердловск, 1965.

56. Вопросы государства и права во французской буржуазной революции XYI II в. М., 1940.

57. Воскресенский H.A. Законодательные акты Петра I. Л., 1942.1. Т. II.

58. Дмитриев Ю.А., Златопольский A.A. Гражданин и власть. М., 1994.

59. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПБ. 1913.- Загряцков М.Д. Административная юстиция и Право жалобы в теории и законодательстве. М., 1924.

60. Кабышев В.Т. Прямое народовластие в Советском государстве. Саратов, 1974.

61. Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992.

62. Козлов Ю.М. Рассмотрение жалоб и заявлений трудящихся в органах советского государственного управления. М., 1959.

63. Конституционное право зарубежных стран. Под ред. проф. Страшуна Б.А. М.> 1994.

64. Коркунов Н.М. Государственное право. Т. II. СПБ, 1898.

65. Коток В.Ф. Проблемы развития непосредственной демократии в

66. Советском государстве. Автореф. дисс докт. юр. наук. М.»1965. ‘

67. Кудинов H.A. Советская демократия и её формы//Развитие советской демократии и укрепление законности. Минск, 1961.

68. Лазаревский Н.И. Государственное право России. СПБ, 1898.

69. Мальков В.В. Советское законодательство’о жалобах и заявлениях . МГУ, 1967.

70. Мурашин А.Г. Непосредственная демократия в социалистическом обществе: функции и механизм действия. Автореф. дисканд. юр. наук. Киев, 1985.

71. Омельченко O.A. «Законная монархия» Екатерины II. М., 1993.

72. Охрана прав граждан в зарубежных странах: институт омбудс-мена (сравнительный аспект), ivi., 1991.

73. Письма во власть//Российская газета. 1995, от 23 мая.

74. Правовой институт омбудсмена в условиях современного общественного развития. М., 1992.

75. Правовые гарантии законности в СССР. М., 1962.

76. Прокуратура Российской Федерации (Концепция развития на переходный период). М., 1994.

77. Ратнер Л.И. Об усилении гарантий своевременного и правильного разрешения жалоб трудящихся/’/Сов. гос. и право. 1959, N 9.

78. Ремнёв В.И. Право жалобы в СССР. М., 1964.

79. Российская прокуратура сегодня. М., 1994.

80. Сафаров P.A. Развитие непосредственной демократии в

81. СССР//Вопросы политической организации Советского общества в период развёрнутого строительства коммунизма. М., 1962.

82. Соболева С.Б. Законность разрешения обращений граждан как фактор обеспечения их социальной защищённости (деликтологичес-кий и прокурорско-надзорный аспекты). Дис. . канд. юр. наук. М., 1990.

83. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. Фарберов А.П. Демократия’ развитого социалистического общества. М., 1975.

84. Хаманёва Н.Ю. Право жалобы граждан в европейских социалистических странах. Казань, 1984.

85. Чудаков М.Ф. Правовые проблемы участия личности в осуществлении непосредственной демократии в СССР. Дис—- канд. юр.наук. Харьков, 1982.

86. Шахназаров Г.Х. Социалистическая демократия. М., 1974. Энциклопедический словарь Т-ва Ер. А. и И. Гранат и К. М.,1913.

87. Mayer 0. Deutsche Verwaltungsrecht. Berlin, 1914.